Контрольная работа: Экономика(вариант 1)

Содержание

Задание 1. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической науки. 3

Задание 2. Фирма. Издержки, виды издержек. Графики. 7

2.1.Фирма. 7

2.2.. Издержки производства и их виды. 8

2.3. Издержки производства краткосрочном периоде. 15

2.4. Издержки производства в долгосрочном периоде работы предприятия. 22

Задание 3. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы бюджета. Дефицит, профицит бюджета. 27

Задание 3. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы бюджета. Дефицит, профицит бюджета. 28

3.1. Принципы организации и структуры бюджетной системы.. 28

3.2. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов. 33

Задание 4. 39

Задание 5. 40

Список использованной литературы. 41

Задание 1. Основные этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической науки

Предметом экономической теории является вся совокупность организационной экономики и социально-экономических отношений.

Социально-экономические отношения – это такие связи между людьми в производственном процессе, которые определяются типом (формой) собственности на средства производства. Собственность предоставляет главное: социально-экономическое содержание и направленность развития отношений производства, распределения, обмена и потребления, ибо всегда такое развитие идет в интересах собственников.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен всегда нуждаются в определенной организации. Здесь, имеются ввиду, разные формы организационных связей – распределение труда, кооперация труда (совместное участие многих лиц в едином и согласованном процессе создания продуктов), концентрация производства (укрупнение размеров предприятия), его централизация, формы управления производством и многое другое.

Общечеловеческими элементами экономики являются силы и организационно-экономические отношения.

Специфическими для разных исторических эпох становятся отношения собственности и соответствующие им социально-экономические отношения.

В силу сказанного, экономическая теория изучает два вида экономических законов: во-первых, общие законы, действующие на протяжении всей человеческой истории (например, законом возвышения потребностей, законом повышающейся производительности труда) или нескольких эпох; во-вторых, специфические законы, которые отражают особенности отдельных общественных видов производства, и свойственные им социально-экономические отношения.

Экономическая теория выявляет обще-нормальное устройство экономики всех стран. Такое устройство означает единство общечеловеческой экономической культуры с определенной спецификой , определяемой отношениями собственности, а также с историческими и культурными особенностями развития разных стран и народов. Если в структуре какого-то национального хозяйства отсутствует необходимый общечеловеческий элемент экономики, то это отрицательно сказывается на результатах производственной деятельности.

Опираясь на серьезные научные работы, экономическая теория стала играть все большую роль в познании и преобразовании хозяйственной деятельности. В связи с этим рассмотрим функции экономической теории:

1.           Познавательная функция состоит в том, чтобы глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг на протяжении всей истории человеческого общества, вскрыть законы и тенденции экономического развития.

2.           Критическая функция заключается в выявлении достижений и недостатков различных форм производства. При этом устанавливается, когда каждый исторически определенный вид хозяйственных отношений, выполнив свою прогрессивную роль, начинает устаревать и тормозить развитие производства. Так произошло с экономическими  связями при рабстве и феодализме.

3.           Все большее значение в современных условиях приобретает прогностическая функция, предполагающая разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития.

4.           Наконец, потребности государственного регулирования экономики во всех странах сделали особенно важной программную (практическую) функцию экономической теории. Имеются в виду  разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики Государства. Ученые непосредственно участвуют в определении экономической стратегии – долговременной хозяйственной политики.

5.           Методологическая функция заключается в исследовании экономической философии бытия.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания:

1.           Исторический метод. Следуя ему, мы рассматриваем хозяйственные отношения в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменяли одна другую. Такой метод позволяет наиболее конкретно и наглядно представить все особенности каждой экономической системы. Однако он таит в себе и недостатки: обилие описываемого материала и частых исторических подробностей может  затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

2.           Важнейшим методом является метод научной абстракции («абстракцио» - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство, потребности, обмен и т.д.  С помощью метода  абстракции раскрываются недоступные простому наблюдению внутренние связи и закономерности хозяйственного развития.

3.           Важность применения логического метода в углубленном рассмотрении черт всех типов экономических систем – целостных совокупностей прочно взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений. Он не противоречит исторической правде и освещает многогранный процесс развития экономики в обобщенном виде.

4.           Экономико-математическое моделирование, являясь одним из методов исследования, позволяет определить причины изменения объекта, закономерности процесса изменения, его  последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений.

5.           Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Экономические экспертизы не должны насильственно ломать «спонтанный порядок» естественных рыночных связей. Необходим поиск тех или иных методов повышения эффективности (на микро-, макро-уровне).

Вполне очевидно в современных условиях усиливается роль экономической теории в повышении результативности общественного производства. В силу этого во всех странах мира в специальных учебных заведениях отводится значительное место изучению экономической теории. Широкое экономическое образование везде относят к числу важных общечеловеческих ценностей, без которых нельзя добиться дальнейшего процесса цивилизации.

Задание 2. Фирма. Издержки, виды издержек. Графики.

2.1.Фирма

Фирма – экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений.

Фирма объединяет ресурсы для производства экономических благ для максимизации прибыли.

Существует 2 основных формы организации экономической деятельности:

1.     стихийный порядок

2.     плановый порядок

Они определяют разделение функций и координацию деятельности между экономическими агантами, однако  в первом случае такая координация осуществляется через рынок. А во втором путем объединения индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предприятий.

В отличии от естественным образом сложившегося рыночного механизма, фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности.

Рынок предполагает обособление средств производства, фирма их концентрацию. В условиях рынка преобладают косвенные методы контроля, на фирме – прямые.

Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах, фирма, наоборот, на административных формах управления.

2.2.. Издержки производства и их виды.

Основными типами производственных организаций в рыночной экономике являются частные коммерческие предприятия, частные не­коммерческие организации и государственные предприятия. Частные коммерческие предприятия — наиболее распространенный тип пред­приятий. Они функционируют в виде трех основных правовых форм: индивидуальное предприятие, партнерство и акционерное общество. Каждая форма располагает определенными ресурсами, необходимы­ми для выпуска продукции. Отношение же между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продук­ции, производимым из этого набора факторов, описывается произ­водственной функцией. В теории производства традиционно исполь­зуется двухфакторная производственная функция вида:

Q=f (L,K).

Она характеризует зависимость между максимально возможным объемом выпуска (Q) и количествами применяемых ресурсов труда (L) и капитала (К). Производственная функция может иметь как таб­личную, так и графическую форму. Кривая, отражающая все различ­ные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объема продукции, — это изокванта. Изокванта показывает, что существует много вариантов для производства данного объема продукции. Ряд изоквант, отражающий максимально достижимый выпуск продукции при любом данном наборе факторов производства, представляет карта изоквант. Смысл карты изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для потребителей, которые рассматривались выше. Чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска.

Предложение товаров на рынке ограничено затратами на их про­изводство. Дело в том, что любое производство товаров или оказа­ние услуг связано с вложением труда, капитала и природных ресур­сов, которые в совокупности представляют факторы, или ресурсы, производства. Причем для производства каждого продукта или ус­луги существует свой набор факторов. Однако основными компонен­тами, используемыми в процессе производства, являются предметы труда, средства труда и сам труд.

Под предметами труда понимаются все объекты или их отдель­ные свойства, на которые воздействует человек при изготовлении необходимых ему продуктов или при оказании услуг. Средства тру­да - это вещи или комплекс вещей, посредством которых человек воз­действует на предметы труда и приспосабливает их для удовольствия своих потребностей. Труд представляет собой целесообразную деятель­ность человека, направленную на производство материальных и духовных благ.

Производство продукта, или блага, возможно в результате ис­пользования различных факторов в разнообразных сочетаниях и про­порциях. Дело в том, что факторы производства обладают свойст­вом взаимозаменяемости, обусловленной как спецификой продукта или услуги, так и ограниченностью ресурсов производства и необхо­димостью их эффективного использования.

Независимо от взаимозаменяемости и разнообразия сочетаний факторов производства стоимость их использования для изготовле­ния продукта или создания услуги представляет издержки производ­ства. Особенностью издержек производства является их измерение на основе стоимости наилучшей упущенной возможности использо­вания затраченных ресурсов. Таким образом, все издержки представ­ляют собой альтернативные издержки, или издержки выбора. Воз­можны различные варианты классификации альтернативных издер­жек производства. Но прежде всего следует установить особенности внешних и внутренних издержек.

Внешние, или явные, издержки представляют собой альтернатив­ные издержки, принимающие форму денежных платежей собствен­никам факторов производства и промежуточных изделий. Внутрен­ние, или неявные, издержки — это альтернативные издержки исполь­зования ресурсов, принадлежащих владельцам производства. Они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за са­мостоятельно используемый ресурс при наилучшем (из возможных) способе его применения у другого производителя.

Различия между внешними и внутренними издержками позволя­ют определить, что понимается под прибылью в экономической нау­ке. В качестве основы этого определения можно рассматривать сово­купный доход, т.е. сумму, полученную от продажи товаров или услуг в течение определенного периода. Если из совокупного дохода вычесть внешние издержки, то результатом будет бухгалтерская прибыль. Вы­читая из совокупного дохода внешние и внутренние издержки, полу­чим чистую экономическую прибыль, которая равна разнице между бух­галтерской прибылью и величиной внутренних издержек.

Чистую экономическую прибыль не следует путать не только с бухгалтерской прибылью, но и с так называемой нормальной при­былью. Под последней понимается та минимальная прибыль, кото­рую должен получать владелец капитала, чтобы сохранить данное производство. Нормальная прибыль является элементом внутренних издержек производства.

Разделение издержек на внешние и внутренние — один из воз­можных, но далеко не единственный способ классификации издержек. Классификацию издержек можно выполнить также на основе учета мобильности факторов производства. При этом выделяют перемен­ные и постоянные издержки. Издержки, связанные с обеспечением постоянных затрат, корректировка и регулирование которых требует относительно длительного времени и которые не зависят от измене­ния объема производства, являются постоянными издержками — FC (fixed costs). Издержки, меняющиеся вместе с изменением объема про­изводства, называют переменными — УС (variable costs).

Зависимость динамики пос­тоянных издержек в ответ на из­менение объема выпуска продук­ции может быть представлена графически (рис.1).

Зависимость изменения пе­ременных издержек в ответ на из­менение объема выпуска изобра­жена на рис. 2.

Постоянные и переменные издержки в сумме составляют общие, или валовые, издержки производства — ТС (total costs). Графически зависимость общих издержек от динамики объема выпуска продукции может быть показана на основе совмещения графиков постоянных и перемен­ных издержек (рис.3)

Рис. 1

 

Рис. 3

 

Рис. 2

 

Издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продук­ции, принимают форму средних. или единичных, издержек, кото­рые подразделяются натри вида: средние общие издержки, средние постоянные и средние перемен­ные издержки. При этом средние общие издержки равны частному от деления общих издержек на количество произведенной про­дукции Аналогично определя­ются средние постоянные и сред­ние переменные издержки Сред­ние издержки обозначаются бук­вами А ТС (average total costs), средние постоянные издержки — AFC (average fixed costs), средние переменные издержки — A VC (average variable costs).

Рис. 4

 
Средние общие издержки равны сумме средних постоян­ных и средних переменных издер­жек. Но,  отличие от общих из­держек средние общие издержки не увеличиваются нарастающи­ми темпами по мере увеличения количества производимой про­дукции, а сначала имеют тенден­цию к снижению

и лишь затем возрастают. Подобным образом по мере увеличения количества про­изведенной продукции изменяются и средние переменные издержки. Что касается средних постоянных издержек, то они непрерывно пони­жаются с ростом объема производства в результате того, что данная сумма постоянных издержек распределяется на все большее и боль­шее количество единиц продукции. Наглядно особенности изменения средних издержек в зависимости от количества произведенной про­дукции можно проиллюстрировать в следующей форме (рис.4).

Средние издержки следует отличать от предельных издержек производства — МС (marginal costs). Последние представляют допол­нительные, или добавочные, издержки, связанные с производством еще одной единицы продук­ции.

Изменение предельных из­держек по мере увеличения коли­чества производимой продукции подобно изменениям средних об­щих и средних переменных издер­жек, но имеет более выраженные стадии снижения и возрастания, более высокие темпы падения и роста (рис.5)

Все виды издержек, о которых выше шла речь, испытывают влияние временных ограничений, так как могут изменяться с тече­нием времени. Поэтому в экономической теории принято различать издержки производства на краткосрочных и долгосрочных времен­ных интервалах.

Рис. 5

 

2.3. Издержки производства краткосрочном периоде.

Краткосрочным является период, в рамках которого объем про­изводства может регулироваться только с помощью изменения объ­емов переменных затрат при неизменных постоянных затратах. Нетрудно заметить, что изменения в краткосрочном временном ин­тервале связаны с переменными затратами или издержками, связан­ными с заработной платой, топливом и материалами.

Реакция выпуска продукции на изменение переменных затрат определяется законом убывающей производительности.

Закон убывающей производительности отражает связь увеличе­ния производства и затрат переменного фактора при неизменности всех других факторов. Согласно этому закону увеличение производ­ства, достигаемое при равномерном приросте переменного фактора, по достижении определенного уровня будет снижаться по мере роста соотношения между переменным и постоянным факторами.

Можно встретить разные названия закона убывающей произ­водительности: «закон убывающей предельной производительности», «закон убывающего предельного продукта», «закон убывающей от­дачи». Это связано с тем, что закон убывающей производительности отражает, как изменяется добавочный, или предельный, продукт по мере увеличения переменного фактора при неизменности других. Иногда закон убывающей производительности называется также «за­коном переменных пропорций» или «законом изменяющихся пропор­ций». В этом случае подчеркивается, что закон убывающей произво­дительности отражает и то, как изменяется производство продукции, когда соотношение между переменным и постоянным факторами в производстве изменяется.

Рис. 6

 

Нетрудно заметить, что закон убывающей производи­тельности отражает прежде всего изменения совокупного, среднего и предельного про­дуктов переменных затрат.

Совокупный продукт пе­ременного фактора производ­ства — ТР (total product) — представляет собой количест­во продукции, производимой при определенном количестве этого фактора при прочих не­изменных факторах производ­ства. Реакцию выпуска про­дукции на изменение переменных затрат при прочих неизменных фак­торах производства можно представить в виде совокупного продукта (рис.6).

Кривая совокупного продукта показывает, как изменяется вы­пуск продукции при изменении одного из факторов, когда другие остаются постоянными. Кривая проходит три фазы: сначала подни­мается вверх ускоряющимися темпами, затем темп ее возвышения замедляется, наконец, он достигает максимальной точки и начинает снижаться.

Средний продукт переменного фактора производства —АР (ave­rage product) — показывает отношение совокупного продукта пере­менного фактора к использованному количеству этого фактора. Ре­акцию среднего продукта, или производительности переменного фак­тора, на изменение затрат этого фактора отражает кривая среднего продукта. Для данной кривой характерны как минимум две стадии — стадия возрастания и стадия снижения (рис.7).

Рис. 7

 
Предельный продукт переменного фактора производства—МР (marginal product) — выражает прирост выпуска продукции, связан­ный с каждой дополнительной единицей переменных затрат при не­изменности других видов затрат. Что касается изменения предельно­го продукта переменного фактора в соответствии с изменением его используемого количества, то графически оно изображается кривой предельного продукта пе­ременного фактора, или его предельной произво­дительности. Этой кри­вой, подобно кривой со­вокупного продукта, так­же свойственно прохожде­ние трех стадий. Первая стадия связана с началом производства и отражает возрастание предельного продукта переменного фактора. Вторая стадия представляет убывание предельного продукта переменного фактора производства. Третья стадия показывает отри­цательное значение предельного продукта переменного фактора про­изводства (рис.8).

Тенденция предельного продукта переменного фактора произ­водства или любого вида затрат к снижению, если он имеется в доста­точном количестве, является столь общей, что на нее ссылаются как на закон. Стадия убывания всегда присутствует в краткосрочном пе­риоде для любого вида затрат переменного фак­тора, используемого при производстве любого то­вара или вида услуги.

Закон убывающей производительности при­меним ко всем известным производственным про­цессам и всем перемен­ным затратам. Обеспече­ние этих затрат определя­ют переменные издержки производства, которые тесно связаны с другими видами издержек в рамках короткого промежутка вре­мени.

Предельные издержки и предельный продукт пере­менного фактора имеют оче­видную взаимосвязь. При данном уровне переменных издержек их растущая отда­ча, или предельный продукт, будет выражаться в падении предельных издержек, а убы­вающая отдача, т.е. падение предельного продукта, — в росте предельных издержек (рис.9).

 

Кривая предельных издержек является зеркальным отражением кривой предельного продукта переменного фактора производства. С ростом предельного продукта переменного фактора предельные из­держки обязательно падают. В момент, когда предельный продукт переменного фактора достигнет максимального значения, предель­ные издержки минимальны. Падение предельного продукта перемен­ного фактора производства сопровождается ростом предельных из­держек.

Рис. 10

 
Аналогичная взаимосвязь существует между средним продуктом переменного фактора производства и средними переменными издер­жками. Когда средний продукт переменного фактора производства растет, средние переменные издержки падают. При достижении сред­ним продуктом переменного фактора своего максимума средние пе­ременные издержки оказываются минимальными. С уменьшением среднего продукта переменного фактора средние переменные издер­жки растут. Подобно тому как кривая предельных издержек пред­ставляет собой зеркальное отражение кривой предельного продукта переменного фактора, кривая средних переменных издержек являет­ся зеркальным отражением кривой среднего продукта переменного фактора производства (рис.10).

Описанные кривые переменных и предельных издержек могут быть достаточной основой для построения кривой средних общих издержек производства. Для этого необходима корректи­ровка средних переменных издержек на величину сред­них постоянных издержек, так как именно последние представляют собой величи­ну, на которую средние об­щие издержки превосходят средние переменные издерж­ки производства.

Уместно вспомнить, что на краткосрочном временном интервале постоянные затраты и связанные с их обеспечением постоянные издержки остаются неизменными. Поскольку сумма по­стоянных издержек для краткосрочного периода независима от объ­ема производства, средние постоянные издержки с ростом объема производства будут непрерывно понижаться. Это объясняется тем, что сумма постоянных издержек, оставаясь неизменной, распределя­ется на все большее количество производимой продукции.

Кривая средних постоянных издержек падает по мере увеличе­ния количества производимой продукции. Такое поведение средних постоянных издержек, естественно, отражается на средних общих издержках производства. Иначе говоря, если средние постоянные из­держки непрерывно падают по мере увеличения количества произво­димой продукции, то превышение средних общих издержек над сред­ними переменными издержками также непрерывно сокращается. Кри­вая средних общих издержек в результате является более убывающей и менее возрастающей или, другими словами, имеет большее отрица­тельное значение углового коэффициента и меньшее его положитель­ное значение, чем кривая средних переменных издержек производст­ва (рис.11).

Рассматривая семейство кривых, описывающих издержки про­изводства для краткосрочного временного интервала, нельзя не вы­делить особенности соотношений не только между кривыми средних издержек, но и между кривыми предельных и средних издержек про­изводства. Следует заметить, что

Рис. 11

 
 кривая предельных из­держек пересекает кривую средних переменных издер­жек и кривую средних общих издержек в их низших точ­ках. На кривую предельных

Рис. 11

 
 

издержек, как и на кривые средних переменных издер­жек и средних общих издер­жек, распространяется пра­вило предельных и средних издержек. Согласно этому правилу предельные издерж­ки должны равняться средним издержкам в том случае, когда вели­чина последних достигает своего минимума. Если предельные издер­жки по своей величине ниже средних издержек производства, то кри­вая средних издержек направлена вниз. Если предельные издержки выше средних, то кривая средних издержек идет вверх. Это объясня­ется тем, что, пока добавочная, или предельная, величина, присоеди­няемая к сумме издержек, остается меньше их средней величины, показатель средних издержек уменьшается. И наоборот, когда преде­льная величина, присоединяемая к сумме издержек, оказывается боль­ше этих издержек, средние издержки должны расти.

Подобное соотношение предельных и средних издержек предпо­лагает, что если предельные издержки по своей величине ниже сред­них переменных издержек, то кривая средних переменных издержек имеет отрицательный наклон. Когда предельные издержки выше сред­них переменных издержек, кривая последних имеет положительный наклон. То же происходит и с кривой средних общих издержек произ­водства.

Однако подобная зависимость не существует между кривой пре­дельных издержек и кривой средних постоянных издержек. Обе кри­вые не связаны друг с другом. Предельные издержки отражают из­менения, которые вызываются колебаниями в объеме производства, тогда как постоянные издержки не зависят от объема производства.

2.4. Издержки производства в долгосрочном периоде работы предприятия

Долгосрочный период работы предприятия — это период, до­статочный для того, чтобы изменить производственные мощности. На протяжении долгосрочного временного интервала изменения в объемах выпуска продукции могут привести к изменениям объемов не только переменных, но и постоянных затрат. Иными словами, все издержки в данных условиях будут выступать в качестве переменных.

Особенность изменения затрат и издержек производства в долгос­рочном периоде порождает необходимость их анализа на основе дол­госрочных средних и предельных издержек. Долгосрочные средние из­держки олицетворяют издержки на единицу объема выпуска, при этом возможно изменение всех факторов производства. Для долгосрочных средних издержек закономерно их первоначальное снижение с расши­рением производственных мощностей и ростом объема производст­ва. Однако в итоге ввод все больших и больших мощностей приведет к росту долгосрочных средних издержек. Графически связь между из­держками производства единицы продукции и объемом выпуска в рамках длительного периода отражает кривая долгосрочных средних издержек — LAС (long-run average total cost). Эта кривая огибает воз­можные кривые краткосрочных средних издержек, соприкасается с каждой из них, но не пе­ресекает их (рис.12). Причем каждая кривая краткосрочных средних издержек соответствует предприятию, размеры которого больше пред­шествующего.

Рис. 12

 
Кривая долгосроч­ных средних издержек показывает наименьшие долгосрочные средние издержки производства каждого объема выпус­ка, когда все факторы являются переменными. Перемещения вдоль кривой долгосрочных средних издержек, в ходе которых допускается свобода выбора объемов всех используемых видов затрат, получили название изменений в масштабах производства. Причем надо заме­тить, что с изменением масштаба производства изменяются и долгов­ременные средние издержки.

Вполне очевидны и основные формы изменений долгосрочных средних издержек с изменением масштабов производства. Если в ка­ком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки па­дают с ростом объемов выпуска, то имеет место экономия, обуслов­ленная ростом масштабов производства, а если при данных условиях такие издержки растут, то имеет место ущерб от роста масштабов производства. Наконец, если в каком-либо диапазоне выпуска долго­срочные средние издержки не изменяются с изменением объемов вы­пуска, то налицо постоянный эффект от изменения масштабов про­изводства.

Экономия от масштаба, или положительный эффект масштаба, возникает при такой организации производства, когда долгосрочные средние издержки падают по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Основное условие такой организации производства — специализация производства и управления. Причем по мере роста раз­меров производства увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. Большие мас­штабы производства позволяют лучше использовать труд специалис­тов по управлению благодаря его более глубокой специализации, тогда как мелкие производства вообще не способны использовать труд спецалиста-управленца по прямому назначению.

Другим не менее важным источником экономии, обусловленной масштабом производства, является технология, точнее, эффективное использование оборудования Мелкие производства зачастую ока­зываются неспособными воспользоваться наиболее технологически эффективным производственным оборудованием и должны доволь­ствоваться менее производительной техникой.

Экономия, обусловленная масштабами производства, во мно­гом связана и с возможностями развития побочных производств, с выпуском продукции на базе отходов основного производства. И здесь крупномасштабное производство располагает более широкими возможнос­тями, чем небольшое произ­водство.

Надо заметить, что все основные источники эконо­мии так или иначе связаны с увеличением масштабов про­изводства. Однако необходи­мо помнить, что увеличение размеров производства за пределы оптимального (а та­кие размеры специфичны для каждой отрасли производства) неизбежно ведет к возникновению от­рицательного эффекта, т.е. средние издержки начинают возрастать (рис.13).

Основная причина отрицательного эффекта от роста масштаба производства обусловлена нарушением управляемости чрезмерно крупным производством. По мере роста производство все больше и больше попадает в зависимость от иерархических методов коорди­нации деятельности персонала. Увеличиваются издержки на переда­чу и обработку информации, необходимой для принятия деловых ре­шений. Для разветвленных организационных структур свойственна и тенденция ослабления стимулов к проявлению личной инициати­вы, возникновения локальных групповых интересов, отличных от интересов производства в целом. В результате требуются всевозрас­тающие затраты для поддержания должного уровня мотивации пер­сонала.  На чрезмерно крупных

производствах снижается эффектив­ность взаимодействия между его отдельными подразделениями, те­ряются гибкость и поворотливость, затрудняется контроль за реали­зацией решений, принимаемых руководством.

 

Положительный и отрицательный эффекты роста масштаба про­изводства проявляются в отдельных отраслях по-разному.

В некоторых отраслях долгосрочные средние издержки дости­гают минимума при относительно малом объеме производства и за­ тем достаточно долго остаются неизменными. Положительный эф­фект масштаба в этом случае исчерпывается довольно быстро.

Той или иной кривой долгосрочных средних издержек соответ­ствует определенная кривая долгосрочных предельных издержек. До­лгосрочные предельные издержки представляют издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции в случае, ког­да допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Графической формой изменения предельных издержек в долгосрочном периоде является кривая долгосрочных предельных издержек — LMC (long-run marginal costs). Она показы­вает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, когда все факторы производства являются пе­ременными.

Эта кривая не является огибающей для всех кривых краткосроч­ных предельных издержек. Кривые краткосрочных предельных издер­жек определяются для каждого данного предприятия. Долгосрочные предельные издержки и соответственно кривая долгосрочных пре­дельных издержек представляют изменяющиеся размеры производст­ва. Кривые краткосрочных предельных издержек, относящихся к лю­бому конкретному предприятию, будут ниже долгосрочной кривой предельных издержек для низких объемов выпуска, но будут выше этой кривой для высоких объемов выпуска, при которых убы­вающая отдача является су­щественной. Кривая долго­срочных предельных издер­жек всегда растет медленнее, чем кривые краткосрочных предельных издержек любо­го отдельно взятого пред­приятия. Это объясняется тем, что в долгосрочный пе­риод все виды затрат явля­ются переменными и убыва­ющая отдача оказывается менее значимой (рис.14).

Рис. 14

 
Кривые долгосрочных предельных и средних издер­жек соотносятся друг с другом так же, как и кривые кратко­срочных предельных и сред­них издержек. До тех пор, пока кривая долгосрочных предель­ных издержек находится ниже кривой долгосрочных средних издержек, последняя будет опускаться. Если кривая дол­госрочных предельных издер­жек выше кривой долгосроч­ных средних издержек, то вто­рая кривая будет подниматься. Кривая долгосрочных предельных издержек пересекает кривую долгосрочных средних издержек в низ­шей точке (рис.15).

 Условием сокращения всех издержек всегда служит совершен­ствование производства, экономия ресурсов, рост производительнос­ти труда.

Рис. 15

 
Задание 3. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы бюджета. Дефицит, профицит бюджета

3.1. Принципы организации и структуры бюджетной системы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы [5].

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения [6].

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

·     первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·     второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·     третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей [6].

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

·     единства бюджетной системы Российской Федерации;

·     разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

·     самостоятельности бюджетов;

·     полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·     сбалансированности бюджета;

·     эффективности и экономности использования бюджетных средств;

·     общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

·     гласности;

·     достоверности бюджета;

·     адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов [7].

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств[6].

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

3.2. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации [24, 136].

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

·     классификацию доходов бюджетов РФ;

·     функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

·     экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

·     классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

·     классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

·     классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

·     классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

·     ведомственную классификацию расходов федерального бюджета[7]. 

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 19.11.98 г. № ГБ-3-09/303 “О бюджетной классификации Российской Федерации”. Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи [7].

Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы [6]:

Код

Наименование групп

 

1000000

Налоговые доходы

 

2000000

Неналоговые доходы

 

3000000

Безвозмездные перечисления

 

4000000

Доходы целевых бюджетных фондов

 

Группа 3000000 “Безвозмездные перечисления” подразделяется на подгруппы:

 

Код

Наименование подгрупп

 

3010000

От нерезидентов

 

3020000

От бюджетов других уровней

 

3030000

От государственных внебюджетных фондов

 

3040000

От государственных организаций и др.

 

Подгруппа 3020000 “От бюджетов других уровней” подразделяется на статьи:

Код

Наименование статей

 

3020100

Дотации

 

3020200

Субвенции

 

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной власти

 

3020400

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

·         от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций;

·         от использования лесного фонда 

·         от продажи земли и нематериальных активов

·         поступления  капитальных  трансфертов  из   Негосударственных источников

·         административные платежи и сборы

·         штрафные санкции, возмещение ущерба

·         доходы от внешнеэкономической деятельности

·         прочие неналоговые доходы

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет)

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Формы расходов бюджетов:

·     ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

·     оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

·     трансферты населению;

·     ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

·     бюджетные кредиты юридическим лицам;

·     субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

·     инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

·     бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

·     кредиты иностранным государствам;

·     средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ) [6]. Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

Задание 4.

Условие:

Предприниматель, обладающий капиталом в 10 млн. ден.ед., вложил их в производство и через год продал продукции на 11 млн.ден.ед. Рассчитайте альтернативные издержки, если ставка процента по банковским вкладам 15%.

Решение:

В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов.

 Альтернативные издержки – т.е. альтернативная стоимость(ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения.

В нашем примере, предприниматель упустил наилучший вариант использования ресурсов, т.к.

Доход(банковский вклад)= 10+10*0,15=11,5 млн.ден.ед., тогда

Упущенная выгода = 11,5-11 = 0,5 млн. ден.ед.,

Задание 5.

Условие:

Владелец кафе, испытывавающий сильную конкуренцию, опасается повысить цены даже на два процента, утверждая, что потеряет при этом половину своих постоянных клиентов, Если это действительно так, то спрос в данном случае:

Имеет высокую эластичность.

Ерd =  Q%/ P%;

Коэффициет эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответсвующим ростом спроса мы говорим об единичной эластичности спроса. Когда снижение  цены вызывает меньший рост спроса, спрос неэластичен. Когда снижение цены вызывает больший рост спроса, мы говорим об эластичности спроса. Аналогично, с повышением цены.

Список использованной литературы.

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)

2.    Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г.)

3.    Актуальные вопросы формирования бюджета 2003 года (семинар В Репин).  // Финансы  -  2002  -  №8  -  с.16-20.

4.    Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы  -  2002  №10  -  с.19-23.

5.    Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи. (Расширенное заседание коллегии Министерства финансов РФ).  // Финансы  -  2002  №3  -  с.3-13.

6.    Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации  -  М: «Дашков и Ко»,  2002.

7.    Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. –1997.

8.    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, М., 2002