4. Финансовый, финансово – инвестиционный, внутрихозяйственный, комплексный и маркетинговый анализ: цель, источники информации и методика проведения

Финансовый анализ необходим для оценки финансового состояния и должен предшествовать принятию управленческих решений, направленных на оптимизацию в области управления финансами. Практически все партнеры организации, собственники, органы государственного контроля используют результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Качество принимаемых управленческих решений целиком зависит от качества предварительно выполненного финансового анализа.

Целью финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т.е. экономическая диагностика и прогнозирование деятельности предприятия. В процессе анализа выявляются причины и факторы, оказывающие положительное или негативное влияние на финансовое состояние, а по результатам анализа определяются основные направления и мероприятия, направленные на его улучшение. Результаты анализа позволяют определить способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Финансовый анализ основывается на данных официальной (внешней публичной отчетности) и внутренней отчетности. В качестве исходных данных для выполнения финансового анализа используются формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2): отчет об изменении капитала (форма № 3): отчет о движении денежных средств (форма № 4): приложение к бухгалтерскому балансу (форма  № 5). Кроме этого необходимо изучить пояснительную записку с изложением основных факторов, повлиявших на финансовое состояние предприятия, результаты аудиторских и налоговых проверок, результаты проведения инвентаризации. Более полная информация для финансового анализа может быть получена из таких внутренних (рабочих) бухгалтерских документов как оборотные ведомости, главная книга, журналы ордера и др.

    Анализ финансового    состояния       предприятия       выполняется по следующим направлениям: анализ структуры активов и пассивов; анализ текущей платежеспособности (ликвидности): анализ финансовой устойчивости: анализ деловой активности: анализ эффективности (рентабельности).

В настоящее время не существует единой универсальной методики финансового анализа. В зависимости от поставленных целей могут применяться методики, разработанные и утвержденные государственными органами власти отраслевые и авторские методики.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

Внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений.

Комплексный подход означает проведение анализа отдельных экономических показателей во взаимосвязи и взаимозависимости, в тесной связи с общим уровнем экономического, организационного, технического и технологического развития производства, уровнем социального развития коллектива предприятия.

Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос «Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?».

Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой и характером и результатами деятельности организации.

Значение и роль комплексного анализа особенно ярко проявляется в работе по составлению бизнес-планов инвестиционных проектов, планов общего развития предприятия. По существу комплексный и системный анализ в процессе стратегического планирования призваны помочь получить ответы на три конкретных вопроса:

1. Какова сегодня позиция предприятия?

2. Где должно находиться предприятие в будущем для того, чтобы цели проекта были достигнуты?

3. Что нужно сделать, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в положение, определяемое бизнес-планом?

Весь комплекс мероприятий, реализуемых в соответствие с принципами комплексного подхода, направлен на завоевание конкурентных преимуществ и, следовательно, преследует цель улучшения рыночной позиции предприятия. Он, как правило, является основой бизнес-плана (стратегического плана развития, плана реструктуризации, инвестиционного проекта и т.п.) и разделяется на три этапа.

Первый этап - анализ внешней среды и определение позиции предприятия на рынке.

На втором этапе проводится оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска) с целью обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

Третий этап - выбор вариантов развития предприятия.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Каждому предприятию, перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:

- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

- оценка устойчивости и эффективности производства и сбыта продукции.

С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.