Содержание
1. Характеристика предприятия. 3
2. Налоги и налогообложение на ООО «Верес». 4
3. Бухгалтерский (финансовый) учет на предприятии. 6
3.1. Учет денежных средств и расчетов. 6
3.2. Учет товаров. 10
3.3. Учет труда и заработной платы.. 13
3.4. Учет основных средств. 16
3.5. Учет издержек обращения. 19
4. Анализ финансово – хозяйственной деятельности. 23
Анализ формирования дохода работников. 23
Факторный анализ зарплатоемкости продукции. 28
Общая оценка использования фонда оплаты труда. 39
Список литературы.. 49
Приложение. 52
1. Характеристика предприятия
Предприятие ООО «Верес» представлено в форме общества с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Госдумой 21.10.94г. и одобренного Советом Федерации. Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора.
ООО «Верес» осуществляет розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами населению через торговый павильон.
Согласно НК РФ предприятие осуществляет свою деятельность по упрощенной системе налогообложения, поэтому является малым предприятием.
Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется главным бухгалтером. Согласно должностной инструкции главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности. Главный бухгалтер предприятия несет ответственность и пользуется правилами, установленных для главных бухгалтеров предприятий и организаций РФ.
В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского и налогового учета; составление отчетности; выверка и учет расчетов с дебиторами и кредиторами; работа с денежными средствами; ведение учета материальных ценностей на предприятии; ведение расчетов с работниками магазина по оплате труда.
2. Налоги и налогообложение на ООО «Верес»
С 1 января 2004 года ООО «Верес» перешло на упрощенную систему налогообложения. Единый налог организация платит исходя из доходов, уменьшенных на расходы.
В I квартале 2005 года ООО «Верес» получило 2 450 000 руб. При этом расходы организации составили 2 000 000 руб. Следовательно, единый налог она должна заплатить с 450 000 руб. (2 450 000 - 2 000 000). Он равен 67 500 руб. (450 000 руб. 5 15%).
21 апреля 2004 года ООО «Верес» представило декларацию по единому налогу в ИМНС России г. Тюмени.
ООО «Верес» предоставляет налоговую декларацию по транспортному налогу.
На балансе ООО «Верес» (г. Тюмень) числится легковой
автомобиль «Мицубиси» мощностью
В техническом паспорте автомобиля указана дата выпуска: июль 1999 года.
Количество полных лет по состоянию на 1 января 2005 года:
2000-2004 годы. Итого - 5 лет.
ООО «Верес» приобрело этот автомобиль в 2002 году. Значит, количество месяцев владения в отчетном 2004 году - 12. А коэффициент, который нужно указать в декларации, будет равен 1 (12 мес. : 12).
Ставка транспортного налога, установленная для машин с
мощностью двигателя от 100 до
Следовательно, транспортный налог равен:
15 руб. х
Льгот для данной категории автомобилей о транспортном налоге не установлено.
Претендовать на освобождение от уплаты транспортного налога по статье 358 Налогового кодекса РФ ООО «Верес» не может. Поэтому строки 070 и 080 раздела 2 декларации главным бухгалтером заполнены не были.
3. Бухгалтерский (финансовый) учет на предприятии
3.1. Учет денежных средств и расчетов
Продавая товары населению ООО «Верес» использует
контрольно-кассовую машину (ККМ) согласно Закону РФ от 18 июня
Торговое предприятие имеет одну главную кассу и 2 операционных.
Зарегистрированы кассовые машины в налоговых органах по местонахождению ООО «Верес» - г. Тюмень, ул. Варшавская, 37.
Магазин использует только исправные контрольно-кассовые машины. Для этого ККМ поставлены на учет в региональном центре технического обслуживания ККМ.
Паспорт кассовой машины, журнал кассира-операциониста, контрольные ленты и другие документы хранятся у главного бухгалтера не менее пяти лет.
Главный бухгалтер ООО «Верес» в начале смены снимает показания контрольных счетчиков машин и сверяет их с данными, записанными в журнале кассира-операциониста за предыдущий день. Убедившись в совпадении показаний, их заносят в журнал на начало текущего дня и заверяют подписью.
Размер наличных денег, которые ежедневно остаются в главной кассе торгового предприятия, ограничен. Это так называемый лимит остатка кассы.
Его ежегодно устанавливают обслуживающий банк для ООО «Верес».
Для установления банком лимита остатка денег в кассе, главным бухгалтером ООО «Верес» был представлен расчет по форме N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». А учреждение банка в свою очередь письменно сообщил ООО «Верес» установленный ему лимит остатка наличных денег в кассе.
Для магазинов банки обычно утверждают лимит, равный среднедневной выручке. В ООО «Верес» лимит по кассе составляет 5000 руб.
Так как ООО «Верес» находится на упрощенной системе
налогообложения, выручка отражается главным бухгалтером в книге учета доходов и
расходов (утверждена приказом МНС России от 28 октября
Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год, она прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя ООО «Верес», а также заверяется подписью налогового инспектора и скрепляется печатью до начала ее ведения.
По окончанию рабочего дня магазина ООО «Верес» главный бухгалтер оформляет кассовые документы. Прежде всего, пробивается Z-отчет – это итоговый чек, в котором отпечатаны показания счетчиков ККМ на начало рабочего дня и на тот момент, когда был снят отчет по кассе. Разница между этими показателями является дневной выручкой магазина.
После того как продавец-кассир снял показания счетчиков (отпечатал Z-отчет), он делает записи в журнале кассира-операциониста. В ООО «Верес» таких журнала два – на каждый кассовый аппарат. В его графы ежедневно записывают показания счетчиков аппарата на начало и окончание рабочего дня, остатки наличных денег в кассе на начало и конец дня и сумму дневной выручки.
Кассир также составляет справку-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6). К отчету прилагают приходный ордер на сумму дневной выручки и вместе с деньгами сдают в кассу ООО «Верес».
Учет кассовых операций согласно Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях ведется на активном счете 50 «Касса».
Основной документ для выдачи денег из кассы ООО «Верес» – это расходный ордер, который оформляется в каждом случае, когда происходит расходование наличных денег. В нем указываются сумма, цель, на которую выдаются деньги, паспортные данные лица, которому выдаются деньги. К расходному ордеру прилагается документ, подтверждающий то, что деньги получены.
В зависимости от того, на что выдаются деньги, заполняются и различные оправдательные документы:
- при сдаче денег в банк - квитанция;
- при выдаче заработной платы - платежная ведомость;
- при выдаче денег сотруднику под отчет - авансовый отчет;
- при расчетах со сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями - кассовый чек и корешок приходного ордера.
Выручку в банк руководство ООО «Верес» сдают самостоятельно. В банке дается для заполнения бланк, который состоит из трех частей. Первая и третья части бланка остаются в банке, а вторая (квитанция) выдается главному бухгалтеру ООО «Верес» и служит подтверждением для налоговой инспекции, что деньги действительно сданы в банк. Эту квитанцию вместе с расходным ордером главный бухгалтер прилагает к той части листа кассовой книги, которая заполняется под копирку и отрывается.
Денежные средства, учитывающиеся на счету в банке, отражаются согласно установленным правилам на счете 51 «Расчетный счет».
Расходование наличных денежных средств производится подотчет сотрудникам магазина ООО «Верес», чьи фамилии есть в перечне подотчетных лиц. Этот перечень утвержден приказом ООО «Верес». Здесь записаны водитель и главный бухгалтер ООО «Верес».
Деньги подотчет выдается по расходному кассовому ордеру с указанием цели расходования средств. Сотрудник, который получил деньги под отчет, обязан отчитаться об их использовании не позднее, чем через три рабочих дня после того, как истечет срок, на который были выданы деньги. Этот срок утверждается приказом руководителя ООО «Верес».
В приказе перечислены не только подотчетные сотрудники, но и сумма, которую каждый из них может получить за один раз, на какой срок и когда они должны сдавать авансовые отчеты.
Обычно деньги «подотчетникам» выдают до того, как они что-то купят, то есть авансом. Но может случиться, что из-за непредвиденных обстоятельств сотрудник потратил на нужды предприятия свои собственные деньги. Сотрудник вправе потребовать, чтобы ему возместили эти расходы.
Но деньги ему вернут только в том случае, если он представит в бухгалтерию документы, которые подтверждают расходы, а руководитель согласится с тем, что приобретенные ценности действительно нужны предприятию, и распорядится возместить сотруднику истраченную сумму.
Отчет подписывается подотчетным лицом, руководителем ООО «Верес», главным бухгалтером, принявшим этот отчет.
Сотрудник, который составляет авансовый отчет, подтверждает свои расходы так называемыми оправдательными документами, которые прилагаются к авансовому отчету, перечислить их на его оборотной стороне и пронумеровать. Оправдательными документами являются товарные и кассовые чеки, квитанции, проездные билеты и т.п.
В бухгалтерском учете расчеты с подотчетными лицами учитываются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Заполнив расходный кассовый ордер и указав в нем выдаваемую сумму, главный бухгалтер выдает сотруднику деньги, а «подотчетник» ставит в ордере свою подпись.
Если же часть денег осталась неизрасходованной, то работник должен вернуть остаток в кассу предприятия. Получив деньги, кассир составляет приходный кассовый ордер.
3.2. Учет товаров
Учет товаров в ООО «Верес» осуществляется в соответствии
с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»
ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 9 июня
Товары (как и прочие материально-производственные запасы) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
В основном товар ООО «Верес» получает от предприятий-поставщиков. Товары, отпускаемые поставщиками со своих складов и баз, материально ответственные лица розничных предприятий получают по доверенности.
Поставщики выписывают счет-фактуру наряду с документами, подтверждающими отгрузку товара (накладной). Счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер организации.
Все выписанные и полученные счета-фактуры главный бухгалтер ООО «Верес» подшивает в хронологическом порядке и ведет их опись. По завершении налогового периода (месяца или квартала) счета-фактуры вместе с описью прошнуровываются и нумеруются постранично. Так создается журнал учета выданных и полученных счетов-фактур.
Аналогичным образом ведется журнал учета полученных счетов-фактур, только документы в него подшивают по мере их поступления от продавцов.
Счета-фактуры, выписанные ООО «Верес», регистрируются в книге продаж. Так как магазин «Верес» реализует товары населению, в книге продаж регистрируются контрольные ленты ККМ. Но если за наличный расчет товары были проданы организации (или индивидуальному предпринимателю), счета-фактуры по таким операциям регистрируются в книге продаж, а показания контрольных лент ККМ регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в этих счетах-фактурах.
Приобретение товаров записывается в книгу покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и принятия их на учет.
Для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется «Акт о приемке товаров» (форма N ТОРГ-1), который составляется приемной комиссией организации-получателя, назначенной приказом или распоряжением руководителя этого предприятия.
Основным документом, позволяющим контролировать движение товарно-материальных ценностей и остатков товаров на предприятиях торговли и общественного питания, а также одновременно следить за наличием и правильностью оформления первичных оправдательных документов, является товарный отчет (форма N ТОРГ-29).
Товарные отчеты составляется в ООО «Верес» ежедневно продавцом-кассиром в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с сопроводительными документами передается в бухгалтерию предприятия под расписку главного бухгалтера на втором экземпляре отчета, который остается у продавца.
В данном отчете отражается как величина оприходованных товаров, полученных от поставщиков, так и выбытие товаров (реализация в розницу, списание товара).
Основанием для заполнения товарного отчета являются приходные и расходные документы (накладные, товарно-транспортные накладные). Все документы в отчете располагаются по отдельности, в хронологическом порядке, с обязательным указанием их дат и номеров.
Нумерация товарных отчетов последовательна с начала и до конца года с первого номера. Причем товарные отчеты продавцов-кассиров, приступивших к работе в течение года, нумеруются с начала их работы в ООО «Верес».
Стоимость товара, реализованного в розницу, отражается в товарном отчете отдельной строкой на общую сумму по продажной цене, принятой для отражения в учете.
В ООО «Верес» не ведется натурально-стоимостной учет реализации, поэтому возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем. Методика расчета среднего процента наценок и издержек обращения рассмотрена в таблице 1.
Таблица 1
Методика расчета среднего процента наценок и издержек обращения по ООО «Верес»
№ |
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Остатки на начало месяца: а) торговой наценки б) транспортных расходов и процентов за банковский кредит |
4546 195 |
2 |
Обороты за отчетный месяц по данным торгового предприятия: |
|
2 |
а) торговая наценка на поступившие товары (ТНп) б) торговая наценка на выбывшие товары (ТНв) в) транспортные расходы и проценты за пользование банковским кредитом |
11559 67 555 |
3 |
Сумма реализованных товаров (Т) |
58292 |
4 |
Остатки товаров на конец месяца (ОК) |
23082 |
5 |
Итого товаров (Т+ОК) |
81375 |
6 |
Средний процент: а) наценки (1а +2а -2б )/5*100 б) транспортных расходов и процентов за пользование банковским кредитом (1б +2в)/5*100 |
19,71 0,922 |
7 |
Сумма относящаяся к остатку товаров на конец месяца: а) наценки (4*6а )/100 б) транспортных расходов и процентов за пользование банковским кредитом (4*6б )/100 |
4549 212 |
8 |
Сумма, подлежащая включению в себестоимость реализованных товаров а) наценки (1а +2а -2б -7а) б) транспортных расходов и процентов за пользование банковским кредитом (1б +2в -7б) |
11488 538 |
Расчет среднего процента наценок и издержек обращения проводится на основе расчета среднего процента наценки как сумма торговой наценки, торговой наценки на поступившие товары минус торговая наценка на выбывшие товары, деленная на 5 и умноженная на 100%.
3.3. Учет труда и заработной платы
Принимая сотрудника на работу, ООО «Верес» оформляет ему трудовую книжку. Принимая сотрудника на работу, главный бухгалтер требует от него страховое свидетельство о государственном пенсионном страховании, либо подает заявление в Пенсионный фонд о выдаче свидетельства.
В трудовой книжке делаются записи о приеме сотрудника на работу и увольнении, сведения о награждении и учебе.
В штатном расписании, которое составлено в ООО «Верес», указаны все должности, существующие в магазине, и соответствующие им оклады:
Продавец-кассир – 5000 руб.
Охранник – 6000 руб.
Водитель – 6500 руб.
Главный бухгалтер – 8000 руб.
Заработная плата в ООО «Верес» выдается согласно приказу руководителя 2 раза в месяц: аванс и окончательный расчет.
Для выдачи зарплаты сотрудникам, главный бухгалтер ООО «Верес» оформляет расходный ордер – один общий на всех сразу. К нему прилагается платежная ведомость, где указано, кому и сколько выдано денег. В платежной ведомости указываются фамилия, имя, отчество сотрудников и сумма, выдаваемая на руки.
Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом не имеют значения ни срок трудового договора, ни продолжительность рабочего дня, ни должность, ни форма оплаты труда.
Отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы.
Для того чтобы пора отпусков не смогла парализовать работу ООО «Верес», на предприятии установлен график отпусков.
В ООО «Верес» составляется график отпусков, с которым ознакомлены все работники под роспись во избежание возможных конфликтов с работниками.
Главный бухгалтер рассчитывается отпускные следующим образом.
С 5 мая 2005 года продавцу-кассиру Ивановой С.Н. предоставлен отпуск на 28 календарных дней. Таким образом, расчетный период - с 1 февраля до 1 мая 2005 года. Февраль и март Иванова С.Н. отработала полностью, а с 9 по 17 апреля она болела.
Следовательно, в апреле 2005 года Иванова С.Н. отработала 17 дней. Количество календарных дней для расчета отпускных составит:
17 дн. х 1,4 = 23,8 дн.
За три месяца (февраль-апрель) Ивановой С.Н. была начислена заработная плата 10 600 руб.
Больничные при расчете отпуска не учитываются.
Среднедневной заработок Ивановой С.Н. составил:
10 500 руб. : (29,6 дн. + 29,6 дн. + 23,8 дн.) = 126 руб. 51 коп.
А сумма отпускных составит:
126 руб. 51 коп. х 28 дн. = 3542 руб. 28 коп.
Так как ООО «Верес» применяет упрощенную систему налогообложения с заработной платы своих сотрудников она уплачивают следующие налоги и взносы:
- налог на доходы физических лиц;
- взносы в Пенсионный фонд;
- взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.
Все индивидуальные предприниматели и организации, которые производят выплаты своим работникам, должны платить взносы в Пенсионный фонд. Тарифы этих взносов установлены в статье 22 Федерального закона N 167-ФЗ. Страховой взнос разделен на две части. За счет первой части финансируется страховая, а за счет второй - накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой из этих частей зависит от возраста и пола работника.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным для всех индивидуальных предпринимателей и организаций. Поэтому ООО «Верес» тоже платит страховые взносы.
Размер взноса определяется как процент от суммы начисленной заработной платы. Величина процента определяется на основании страховых тарифов, которые утверждаются каждый год отдельным законом. Величина же такого тарифа в свою очередь зависит от того, насколько рискован основной вид деятельности организации.
ООО «Верес» как предприятие розничной торговли и общественного питания относятся к первому классу профессионального риска и, следовательно, уплачивает взносы по минимальной ставке – 0,2%.
ООО «Верес» выступает в роли налогового агента – удерживает сумму налога из зарплаты своих работников и перечисляют ее в бюджет.
В налоговую инспекцию подается справка о доходах каждого работника, который работал в ООО «Верес» в течение года.
Из суммы заработной платы работника ООО «Верес» удерживает налог по ставке 13 процентов - с граждан России и иностранных граждан, которые прожили в России в текущем году больше 183 дней;
Сведения о начисленных пенсионных взносах работникам ООО «Верес» главный бухгалтер представляет по форме № СЗВ-4-1 «Сведения о начисленных пенсионных взносах» до 1 марта года, следующего за отчетным.
Форму N СЗВ-4-1 главный бухгалтер заполняет по каждому сотруднику отдельно. И копию этого документа он выдает сотруднику магазина. Если сотрудник увольняется, ему выдаются индивидуальные сведения по форме N СЗВ-4-1 в последний день работы на предприятии.
Если сотрудник продолжает работать, то индивидуальные сведения предоставляются главным бухгалтером в течение одной недели после того, как документы примут в Пенсионном фонде.
Главный бухгалтер ООО «Верес» представляет в налоговую инспекцию «Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» один раз в квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
ООО «Верес», применяющее упрощенную систему налогообложения, заполняет раздел II формы 4-ФСС РФ, который называется «Для страхователей - налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения».
ООО «Верес» заполняет также Справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) на каждого человека, которому организация в текущем году выплачивала доходы, и сдает в налоговую инспекцию до 1 апреля года, следующего за отчетным.
3.4. Учет основных средств
Для осуществления торговой деятельности ООО «Верес» использует объекты основных средств.
В состав основных средств магазина «Верес» входя следующие объекты:
– холодильное оборудование;
– витринное оборудование;
– контрольно-кассовая техника.
– вентиляционное оборудование.
Поступившие объекты основных средств в ООО «Верес» отражаются в инвентарной книге учета объектов основных средств (форма N ОС-6б).
Стоимость приобретенных основных средств относится на расходы полностью, включая налог на добавленную стоимость, уплаченный продавцу этого основного средства.
Причем вся сумма, которая была уплачена продавцу, включается в расходы единовременно. Купленное имущество получено и введено в эксплуатацию.
Если до истечения трех лет с момента приобретения основного средства ООО «Верес» продаст, то главный бухгалтер должен будет пересчитать единый налог.
Для этого нужно:
1) определить сумму амортизации с месяца приобретения основного средства до месяца его продажи;
2) определить остаточную стоимость самортизированного основного средства;
3) пересчитать (увеличить) сумму доходов за срок, в течение которого вы пользовались проданным основным средством, на его остаточную стоимость.
Для имущества со сроком полезного использования свыше 15 лет такое же правило действует, если предприятие продало это имущество в течение 10 лет с момента покупки.
ООО «Верес» с 1 января 2004 года перешло на УСН (объект налогообложения - доходы за вычетом расходов). В учете организации числится амортизируемое основное средство, срок полезного использования которого в соответствии с Классификацией - 2 года и 6 месяцев. Остаточная стоимость объекта, определенная по правилам налогового учета, на 1 января 2004 года составляет 12 000 руб.
Остаточная стоимость основного средства включается в состав расходов в следующем порядке:
- на 31 марта 2004 года - в сумме 3000 руб. (12 000 руб. : 4 периода);
- на 30 июня 2004 года - в сумме 3000 руб.;
- на 30 сентября 2004 года - в сумме 3000 руб.;
- на 31 декабря 2004 года - в сумме 3000 руб.
Остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на УСН, со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно признается расходом в следующем порядке. В течение первого года применения УСН расходом признается 50% остаточной стоимости, определенной на 1 января года, который является началом применения УСН, в течение второго года применения УСН - 30% остаточной стоимости и в течение третьего года применения УСН - 20%. При этом в течение налогового периода расходы учитываются равными долями на последний день отчетного (налогового) периода.
Поскольку кассовые аппараты служат больше одного года, они учитываются в составе основных средств.
На предприятиях торговли устанавливают специальные противопожарные сигнализации, а также используют специальное противопожарное оборудование.
ООО «Верес» установило охранную сигнализацию в торговых и складских помещениях. Стоимость работ по установке и монтажу пожарной сигнализации составила 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб. Стоимость системы - 47 200 руб., в том числе НДС - 7200 руб. Срок ее полезного использования - 72 мес. (6 лет). ООО «Верес» применяет линейный метод амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Сигнализация установлена в январе 2005 года.
В учете первоначальная стоимость пожарной сигнализации составила:
47 200 руб. - 7200 руб. + 23 600 руб. - 3600 руб. = 60 000 руб.
Норма амортизации составила в месяц:
100% : 72 мес. = 1,39%.
Начиная с февраля (месяц, следующий за месяцем ввода в эксплуатацию сигнализации) бухгалтером магазина начисляется амортизация в размере:
60 000 руб. x 1,39% = 834 руб.
Система пожарно-охранной сигнализации требует постоянного подключения к пульту охраны, системам оповещения и т.д. Кроме того, обслуживание сигнализации, как правило, подразумевает не только реагирование на поступивший сигнал, но и проведение профилактических работ по поддержанию ее в рабочем состоянии. Магазин такие затраты в бухгалтерском учете включают в расходы на продажу, так как сигнализация установлена в торговом помещении.
3.5. Учет издержек обращения
Расходы при осуществлении торговых операций складываются из тех же элементов, как при любой другой деятельности, таких как материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация, прочие расходы.
Но в отличие от производства продукции, работ или услуг, здесь имеется дополнительный элемент затрат - покупая стоимость товаров, а все производимые расходы (издержки обращения) связаны только с обращением товаров, то есть с их приобретением, хранением и продажей.
В бухгалтерском учете порядок учета стоимости покупных товаров, как части материально-производственных запасов, определен в положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, и в разделе 5 Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. N 119н.
По учету издержек обращения могут применяться Методические
рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и
производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного
питания, утвержденные Комитетом Российской Федерации по торговле по
согласованию с Минфином России 20 апреля
При характеристике издержек обращения в статье 320 НК РФ установлено, что они включают расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением и реализацией товаров. Отсюда следует, что поскольку расходы, связанные с приобретением товаров ООО «Верес», отнесены к издержкам обращения, то они не входят в стоимость покупных товаров.
В налоговом учете под стоимостью покупных товаров следует понимать суммы уплачиваемые поставщику, которые включают:
- стоимость приобретения товара определенную в договоре (договорную стоимость товаров);
- суммы невозмещаемых налогов в случаях предусмотренных законодательством.
В бухгалтерском учете товары, приобретенные ООО «Верес» для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. При этом в нормативных актах бухгалтерского учета, в отличие от налогового законодательства, установлен разный порядок учета стоимости товаров в торговых и неторговых организациях.
Согласно п. 13 ПБУ 5/01 ООО «Верес» затраты по заготовке и доставке товаров до магазина, производимых до момента их передачи в продажу, включает в состав расходов на продажу. Данные затраты составляют часть затрат, связанных с приобретением товаров, и, в частности, включают:
- затраты за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором;
- проценты по заемным средствам, начисленные до принятия товаров к бухгалтерскому учету;
- расходы по страхованию;
- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации.
Расходы на продажу на исследуемом предприятии распределяются следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Распределение расходов на продажу
Издержки обращения |
Товары |
Средний % издер-жек обраще-ния (3/6* 100%) |
Сумма издержек обращения на остаток товара (5*7 / 100%) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
На нача-ло меся-ца |
За отчет-ный месяц |
Ито-го рас-хо-дов |
Реализа-ция товаров (оборот по сч. 41/2) |
Остаток товаров на конец месяца (сальдо сч. 41/2) |
Итого товаров (4+5) |
||
780 |
14940 |
15720 |
94420 |
63351 |
157771 |
9,96 |
6310 |
Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров на конец месяца, рассчитывается следующим образом. Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца и понесенных в текущем месяце делится на сумму стоимости товара, реализованного в текущем месяце и остатка товаров на конец месяц и умножается на 100%.
Таким образом, средний процент издержек обращения составляет 9,96%, а сумма издержек обращения на остаток товара составляет 6310 руб.
4. Анализ финансово – хозяйственной деятельности
Анализ формирования дохода работников
Трудовые доходы работников предприятия определяются их личным трудовым вкладом в достижение определенных результатов работы предприятия.
Доход работников состоит из трех элементов:
1) выплаты заработной платы.
2) выплаты социального характера.
3) расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера. [34, с.182].
Для выплаты заработной платы предварительно производится ее начисление и накопление в фонде заработной платы.
Включению в доход работника подлежат:
1) оплата за отработанное время, например:
- заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;
- заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах к выручке от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг);
- стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты;
- премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие, регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты.
2) оплата за неотработанное время, например:
- оплата ежегодных и дополнительных отпусков без денежной компенсации за неиспользованный отпуск);
- оплата дополнительно представленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;
- оплата льготных часов подростков;
- оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.
3) единовременные поощрительные выплаты, в том числе:
- единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплат;
- вознаграждения по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);
- материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников и т.д.
4) выплаты на питание, жилье, топливо, например:
- стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики в соответствии с законодательством);
- оплата (полная или частичная) стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам или бесплатно (сверх предусмотренной законодательством) и т.д;
5) выплаты социального характера, в том числе:
- надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия;
- страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия;
- взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия и т.д.;
6) расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера предоставленные организацией трудовые и социальные льготы работникам:
- оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
- надбавка к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
- оплата проезда членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно (в соответствии с законодательством для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока);
- стипендии студентам и учащимся, направленным предприятиями, организациями на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплачиваемые за счет средств предприятия, организации и т.д.
7) расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, например:
- доходы по акциям и другие доходы от участия в собственности предприятия, учреждения, организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т.д.);
- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы по единому социальному налогу;
- взносы за счет средств предприятия в негосударственные пенсионные фонды и т.д. [34,C.183].
Анализ состава дохода работников приводится в динамике, а в отчетном году - по сравнению с плановой сметой (табл. 1).
Табл. 1
Структура формирования доходов работников предприятия, руб.
Фактически |
Плановая |
Отклонения отчетного года |
||||||||
Состав средств на потребление |
2005 г. |
2004 г. |
смета 2005 года |
от предыдущего года |
от плановой сметы |
|||||
сумма |
% |
сумма |
% |
Сумма |
% |
сумма |
% |
Сумма |
% |
|
Фонд заработной платы работников предприятия |
901496,20 |
60,14 |
697472,00 |
55,34 |
890803,60 |
61,23 |
204024,20 |
129,25 |
10692,60 |
101,20 |
Выплаты социального характера |
10849,63 |
0,72 |
5118,00 |
0,41 |
10049,00 |
0,69 |
5731,63 |
211,99 |
800,63 |
107,97 |
Расходы, не относимые к фонду заработной платы к выплатам социального характера |
586699,40 |
39,14 |
557848,00 |
44,26 |
554036,30 |
38,08 |
28851,00 |
105,17 |
32663,00 |
105,90 |
Итого доход работников предприятия |
1499045,00 |
100 |
1260438,00 |
100 |
1454888,90 |
100 |
238606,00 |
118,93 |
44156,30 |
103,04 |
Данные таблицы 1. показывают, что за год возросли доходы работников ООО «Вереск» на 18,93 %, тогда как по плану предполагалось повысить доходы работников только на 15,89%. Только фактически фонд заработной платы работников предприятия возрос по сравнению с прошлым годом на 29,25 %, в то время как планировалось увеличение лишь на 28,05 %.
Как видно из таблицы основные доходы работников ООО «Вереск» состоят из фонда заработной платы, которая составляет 60,14 % в отчетном году, что способствует увеличению расходов не относимых к фонду заработной платы и выплатам социального характера увеличившимся на 5,17%. Однако, необходимо отметить, что выплаты социального характера увеличились по сравнению с предыдущим годом на 111,99%. Это увеличение явилось результатом усиления социальной политики ООО «Вереск», направленной на защиту интересов своих работников.
Для проведения анализа структуры формирования доходов работников предприятия следует рассчитать следующие показатели: изменение дохода по сравнению с плановой сметой и прошлым годом; изменение структуры дохода, наибольшую часть сметы составляет фонд оплаты труда.
Политику оплаты труда на предприятии характеризует относительный показатель - доход одного работника предприятия (Дод):
,
Д од 02 = 1499045 / 87 = 17230
Д од 01 = 1499045 / 93 = 13553
Сумма дохода одного работника в 2005г. составляет 17230 руб. по сравнению с 13553 руб. в 2004г., таким образом, политика оплаты труда изучаемого предприятия ООО «Вереск» направлена на улучшение благосостояния конкретного работника.
Влияние деловой политики предприятия на оплату труда характеризует доходность дивидендов в расчете на одного работника (Ддив):
,
Д див 02 = 586700 / 87 = 6743,67
Д див 01 = 557849 / 93 = 5998,37
Сумма дивидендов, процентов в 2005г. имеет величину 6743,67 руб., что значительно больше величины данного показателя за 2004г. – 5998,37 руб., что свидетельствует о наличии положительной тенденции материального стимулирования работников, при этом часть дохода предприятия направляется на развитие производства.
Социальную политику характеризует уровень социальных льгот Ксоц:
,
К соц 02 = 10850 / 87 = 124,71
К соц 01 = 5118 / 93 = 55,03
Таким образом, величина уровня социальных льгот в 2005г. составила 124,71 руб., что значительно превысило этот же показатель за соответствующий период прошлого года, так величина выплат по социальным льготам за 2004г. составила всего лишь 55,03 руб.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- в анализе дохода работников наибольшее внимание уделено структуре фонда заработной платы, а именно оплате за отработанное время, оплате за неотработанное время, поощрительным выплатам;
- из приведенных данных видно, что руководство ООО «Вереск» заинтересовано в повышении благосостояния своих работников.
Факторный анализ зарплатоемкости продукции
Основные факторы изменения фонда заработной платы можно представить в следующем виде
Факторы изменения фонда заработной платы
Проведем анализ основных факторов, влияющих на изменение фонда заработной платы по следующему алгоритму:
- общие абсолютные отклонения в фонде заработной платы:
D ЗПЛабс = ЗПЛ ф. - ЗПЛ пл., (1)
D ЗПЛабс = 10362 – 9578 = 784
- влияние на абсолютные отклонения в фонде заработной платы за счет:
численности персонала:
D ЗПЛч = (Ч ф. - Ч пл.) * ЗПЛ пл., (2)
D ЗПЛч = (87 – 93) * 9578 = – 57468
средней заработной платы персонала:
общ = ( ф. - пл.) * Чфакт, (3)
общ = (10362 – 9578) * 87 = 68154,50
- относительное отклонение в фонде заработной платы с учетом изменения объема продукции, работ и услуг:
ЗПЛ откл = ЗПЛф. - ((ЗПЛпл.продавцов*J) + ЗПЛ пл. остальных категорий), (4)
ЗПЛ откл = 3552,89 + 7272,36 = 10825,25
Условные обозначения:
ЗПЛ общ - общая сумма заработной платы;
Ч - численность персонала;
ЗПЛ р - средняя заработная плата одного работника;
Те - трудоемкость, нормочас;
РАС - расценка за один нормочас;
J - индекс изменения объема продукции, работ и услуг по сравнению с планом или базой.
Далее проводим анализ изменения фонда заработной платы по категориям работников.
Абсолютный перерасход заработной платы составляет 130368,2 руб. или 14,6%. На ООО «Вереск» уменьшение численности работников составляет 6 человек. Это явилось результатом относительной экономии фонда заработной платы на 57471,18 руб.
Рост средней заработной платы по сравнению с плановым составил: (10362,03 - 9578,53) * 87 = 68164,50 руб.
Итак, за счет изменения двух факторов допущен абсолютный перерасход заработной платы в сумме (-57471,18 + 68164,50) = 10693,32 руб.
Относительный перерасход по фонду заработной платы образовался по двум категориям работников: специалистам и не производственному персоналу в сумме 10825,25 руб. (3552,89 + 7272,36).
ООО «Вереск», перевыполнив план по товарообороту на 28%, соблюдая заданный уровень производительности труда, могло соответственно увеличить численность работников до (1,28 * 93) = 119 человек, а фонд заработной платы до (890803,6*((100+(28*0,6)):100) = 1040458,6 руб. Тогда в связи с учетом перевыполнения плана по товарообороту относительная экономия фонда заработной платы работников могла бы составить 19286,8 руб. (1040458,6 - 1021171,8).
Однако с учетом изменения индекса товарооборота относительная экономия фонда заработной платы работников всех категорий персонала ООО «Вереск» составила 119056,81 руб. На основании выше изложенного можно утверждать что подобный анализ позволяет установить:
– по какой категории персонала происходит перерасход заработной платы;
– как изменяется фонд заработной платы за счет изменения численности персонала и уровня оплаты труда;
– по какой категории персонала и в какой мере имели место относительные изменения в фонде заработной платы.
Резервы лучшего использования фонда заработной платы можно сгруппировать в следующих направлениях:
- ликвидация излишней численности персонала, особенно в части персонала, формирующего постоянные затраты в себестоимости продукции;
- ликвидация непроизводительных выплат по зарплате;
- снижение необоснованного увеличения расценок;
- ликвидация оплаты различных ненормальностей в работе предприятия;
- снижение трудоемкости продукции;
- изменение структуры продукции в сторону менее зарплатоемкой;
- введение обоснованной системы вознаграждений;
- выбор обоснованной и эффективной оплаты труда;
- улучшение соотношения в темпах роста производительности труда и заработной платы.
Обобщающими показателями эффективности использования заработной платы являются :
, (5)
Обратный показатель - отдача продукции на каждый рубль затраченной заработной платы:
, (6)
Эффективность использования заработной платы:
, (7)
Результативность использования ресурсов производства:
= (8)
=
В завершение делается сводный подсчет резервов эффективного использования заработной платы (см. табл. 2).
Табл. 2
Анализ эффективности использования заработной платы
Показатели |
2004г. отчет |
2005г. |
Отклонение |
|||
План |
Факт |
План 2005г. к отчету 2004г. |
Отчет 2005 г. к отчету 2004г. |
Отчет 2005г. к плану 2005г. |
||
Зарплатоемкость продукции |
0,044 |
0,052 |
0,041 |
1,182 |
0,932 |
0,788 |
Отдача продукции на рубль зарплаты |
22,55 |
19,22 |
24,27 |
0,852 |
1,076 |
1,263 |
Чистая прибыль на рубль зарплаты |
0,91 |
0,71 |
0,72 |
0,780 |
0,791 |
1,014 |
Производительность ресурсов |
0,016 |
0,031 |
0,027 |
19,37 |
1,687 |
0,871 |
Таким образом из таблицы видно, что зарплатоемкость продукции в 2005 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом на 6,8% (100%–0,041/0,044*100%) или на 0,003 единицы. В то время как отдача продукции на каждый рубль затраченной зарплаты наоборот увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,63%. Это объясняется ростом выручки от реализации работ и услуг в 2005 г. на 39,1% (см. табл.2.4). Однако эффективность использования заработной платы в 2005 г. значительно ниже, чем в 2004 г. на 20,88% (100%–0,72/0,91*100%), это обусловлено недостаточной результативностью использования ресурсов производства. Так фактическая производительность ресурсов в 2005 г. ниже запланированной на 12,9% (100%-0,027/0,031*100%).
Темпы роста товарооборота по сравнению с планом и в динамике значительно опережают темпы увеличения суммы расходов на оплату труда. В результате уровень расходов на оплату труда по сравнению с планом и в динамике соответственно увеличился на 1,089 и 0,04% ((901496 – 890803) / 218784000*100%) к обороту.
Сумма относительной экономии фонда заработной платы составила по сравнению с планом 238255,78 руб. (21878400*1,089:100) с прошлым годом – 282887,71 руб. (21878400*1,293:100).
Сумму относительной экономии или перерасхода средств на оплату труда можно также определить путем вычитания из фактической суммы расходов плановой суммы, скорректированной на процент выполнения плана товарооборота. Относительная экономия средств на оплату труда по ООО «Вереск» составила 238255,78 руб. (901496–(890803*127,8/100).
План товарооборота перевыполнен на 1,278% (21878,4/17120), в том числе в связи со снижением численности работников на 6,45% (100%–87/93*100%), за счет повышения производительности труда работников на 36,6% (251475/184086*100%–100%), а 11,8% (4,6%/39,1*100%) прироста объема товарооборота в динамике обеспечено за счет роста производительности труда.
Важная роль в повышении эффективности использования заработной платы отводится внедрению в практику достижений научно–технического прогресса. Так, при работе продавцов на электронных весах, указывающих цену товара вместе с его массой, эффективность труда возрастает в 2,0-2,8 раза. Кроме того, улучшается работа узлов расчета и экономится время покупателей. Особенно значительный эффект дает применение тары-оборудования. По подсчетам экспертов, внедрение оборудования в продовольственной торговле сокращает численность продавцов, контролеров примерно на 25%. Внедрение в торговлю новейших машин и оборудования должно нацеливать не на механизацию отдельных процессов, а на комплексную их механизацию и автоматизацию.
В результате внедрения системы электронного учета продукции, товаров численность работников в ООО «Вереск» сократилась на 3 человека, что составляет 3,2% к плановой (3:93*100) и 3,4% (3:87*100) – к фактической численности работников прошлого года. За счет этого фактора уровень производительности труда работников возрос:
по сравнению с планом 2005 г.: (3,2 : (100 - 3,2)) * 100 = + 3,3%;
по сравнению с прошлым годом: (3,4 : (100 – 3,4)) * 100 = + 3,5%.
Внедрение в практику работы ООО «Вереск» научной организации труда, а именно реструктуризация аппарата управления предприятием, т.е. сокращение количества заместителей, позволит высвободить 4 человека, что составляет 4,3% (4/93*100) к плановой
численности работников и 4,6% (4/87*100) к их численности за прошлый год. Производительность работников за счет этого возрастет:
по сравнению с планом: (4,3 : (100-4,3)) * 100 = + 4,5%;
по сравнению с прошлым годом: (4,6: (100 - 4,6)) * 100 = + 4,8%.
В связи с неравномерностью покупательского потока потери рабочего времени у продавцов, кассиров и других оперативно-торговых работников составляют 50% и более. Причем поток покупателей неравномерен не только в течении дня, но и в течение недели. Поэтому необходимо шире применять режим неполного рабочего дня. У лиц, перешедших на режим с неполным рабочим днем, наблюдается более высокая среднечасовая производительность труда по сравнению с работниками занятыми полный рабочий день. Это, объясняется с одной стороны, тем, что нагрузка на одного торгово-оперативного работника в часы пик выше, чем в обычные часы торговли.
С другой стороны, работники с неполным рабочим днем заканчивают выполнение своих обязанностей еще до того, как достигнут такого состояния усталости, когда в конце рабочего дня значительно снижается производительность их труда. В отчетном году в ООО «Вереск» уже было использование совмещений профессий, так использовался труд трех человек (1 на 50% ставки ; 1 на 30 % ставки; 1 на 20% ставки). В результате чего численность работников относительно сократилась на 1 человека или на 1,08% к плану и к прошлому году (1:93*100). За счет указанного фактора производительность труда работников возросла по сравнению с планом и в динамике: (1,1 : (100 - 1,1)) * 100 = +1,1%.
Большое влияние на производительность труда оказывает улучшение условий работы. Исследования показывают, что производительность труда повышается при установке усовершенствованной вентиляции на 5-10%, правильном освещении помещений - на 5-15% и т.п.
Для обобщения факторов влияющих на выработку работников ООО «Вереск» составлена таблица 3.
Беря за основу эти данные можно разработать план мероприятий по определению резервов повышения производительности труда имеющий прогнозный характер.
Из данных таблицы, следует что если бы не было отрицательного влияния ряда факторов на уровень производительности труда работников, то годовая производительность труда могла бы возрасти по сравнению с планом на 1,08% (см. табл.5) или на 1988 руб. (184100руб.*1,08:100) и в динамике на 0,39%, что составляет 659,23 руб. (169110руб.*0,39:100).
Одним из первых пунктов плана мероприятий по определению резервов повышения производительности труда, имеющим прогнозный характер для ООО «Вереск» в планируемом 2003 году начиная с июня месяца, может быть привлечение на неполный рабочий день в часы «пик» (на 0,5 ставки) 4 человек. В результате относительное высвобождение составит 2 человека, или 2,3% к фактической численности работников (2:87*100%).
За счет этого производительность их труда возрастет на 2,4% или на 3521руб. (251475руб.*2,4%:100%:12*7).
Табл. 3
Обобщение данных анализа влияния факторов на уровень производительности труда в ООО «Вереск», в %
Показатели |
Изменения по сравнению |
|
с планом |
с данными прошлого года |
|
1. Общее отклонение по уровню производительности труда работников |
+ 36,6 |
+ 4,6 |
2.Повлияли факторы на производительность работников: |
||
а) увеличение цен на товары |
- 1,08 |
- 0,32 |
б) внедрение электронного учета товаров |
+ 3,3 |
+ 3,5 |
в) реструктуризация аппарата управления |
+ 4,5 |
+ 4,8 |
г) привлечение на работу лиц на неполный рабочий день |
+ 1,1 |
+ 1,1 |
д) эффективность использования рабочего времени и другие факторы (строка 1- строки 2а, 2б, 2в, 2г) |
+ 44,42 |
+ 13,68 |
Вторым пунктом плана для ООО «Вереск» может быть целесообразность установления в течение 2003г. 6 электронных весов с указанием стоимости покупки, что позволит относительно высвободить 6 человек работников, или соответственно их сократить на 6,9% (6:87*100). Производительность труда возрастет за счет внедрения электронных весов на 7,4% или на 6204 руб. (251475руб.*7,4%:100%:12*4).
И, наконец, третий пункт плана может быть определен за счет совмещения профессий, должностей и функций в ООО «Вереск» начиная с июля 2003 г., что способствует
относительному высвобождению 8 человек, что составляет 9,2% (8:87*100) к фактической численности работников.
В результате производительность их труда возрастет на 10,1% или на 12701руб. (251475руб.*10,1%:100%:12*6).
Результаты расчетов приведены в таблице 4.
Табл.4
План мероприятий по определению резервов повышения производительности труда работников по ООО «Вереск»
Мероприятия |
Рост производительности труда работников |
Срок выполнения мероприятий |
|
|
сумма, руб. |
В % к факт. уровню |
|
||
Привлечение на работу лиц на не полный рабочий день |
3521 |
2,4 |
с июня 2003г. |
|
Совмещение профессий, должностей и функций |
12701 |
10,1 |
с июля 2003г. |
|
Установка электронных весов с указанием стоимости покупки |
6204 |
7,4 |
в течении августа 2003г. |
|
ИТОГО |
22426 |
19,9 |
Таким образом, в 2003 году ООО «Вереск» за счет разработанного плана мероприятий представленного в таблице 4 можно повысить производительность труда работников на 22426 руб. (12701+6204+3521) или на 19,9% (2,4+10,1+7,4). Относительное высвобождение численности работников составит 16,6% (19,9:(100+19,9)*100), или 14 человек (87*16,6:100).
За счет этого объем товарооборота ООО «Вереск» возрастет на 3521000 руб. (251475*14).
Следовательно, сумма расходов на оплату труда находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота и средней заработной платы и в обратной - от изменения выработки на 1 работника. Их влияние можно изучить приемом цепных подстановок, предварительно составив таблицу 5.
Табл. 5
Расчет фонда оплаты труда по ООО «Вереск»
Показатели |
I расчет |
II расчет |
III расчет |
IV расчет |
1.Розничный товарооборот, тыс. руб. |
План 17120 |
Фактически 21878,4 |
Фактически 21878,4 |
Фактически 21878,4 |
2.Среднегодовая выработка на 1 работника, тыс. руб. |
План 184,1 |
План 184,1 |
Фактически 251,5 |
Фактически 251,5 |
3.Среднегодовая заработная плата, руб. |
План 9578 |
План 9578 |
План 9578 |
Фактически 10362 |
4.Фонд оплаты труда (ст.1:стр.2*стр.3:1000), тыс. руб. |
План 890,7 |
Пересчитанный 1138,3 |
Пересчитанный 833,2 |
Фактически 901,4 |
На изменение суммы расходов на оплату труда повлияли следующие факторы:
– рост объема товарооборота 1138,3–890,7 = + 247,6 тыс.руб.;
– повышение производительности труда работников
– 833,2 –1138,3 = –305,1 тыс.руб.;
– рост среднегодовой заработной платы на 1 работника
901,4 – 833,2 = + 68,2 тыс. руб.
Итого 901,4 – 890,7 = + 10,7 тыс. руб.
От изменения выработки на 1 работника и среднегодовой заработной платы зависит сумма относительной экономии или перерасхода по фонду оплаты труда.
Рост производительности труда способствовал относительному сокращению расходов на оплату труда в сумме 305,1 тыс. руб., а повышение средней заработной платы привело к росту расходов на оплату труда в размере 68,2 тыс. руб., что в итоге дало 236,9 тыс. руб. относительной экономии (–305,1 + 68,2).
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
– прирост производительности труда работников по сравнению с планом 2005 г. составил 36,6% ((93*2)/(100%+36,6%)*100% – 100%), что позволило сократить численность сотрудников предприятия на 6 человек и сэкономить средства на оплату труда в сумме 57400 руб.;
– в следующем году ООО «Вереск» может повысить (за счет предложенного плана мероприятий) производительность труда на 16,6% и высвободить 14 работников, в этом случае рост производительности труда даст экономию расходов на оплату труда в сумме 145052,8 руб. (10360,92*14) (табл.5), или 0,66% к обороту (145052,8/21878400*100%).
Общая оценка использования фонда оплаты труда
Эффективность деятельности работников предприятия и его органов управления во многом зависит от того, что движет их поступками, интересами и какие мотивы определяют их трудовое поведение. Ведь добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей, готовность активно участвовать во всех решениях предприятия, идти на риск или вести себя самоотверженно во имя интересов дела формируют с одной стороны личность и имидж работника, а с другой стороны предопределяют успех и процветание фирмы.
Мотивация трудового поведения предполагает формирование внутренних морально–нравственных установок личности, а также определенной направленности действий и усилий работника. Можно выделить следующие основные мотивы, побуждающие работника к трудовой деятельности:
- необходимость воспроизводства своих физических затрат энергии и поддержания минимального жизненного уровня;
- увлеченность человека своим делом, профессией вне зависимости от материального вознаграждения;
- чувство долга перед обществом, близкими ему людьми, перед самим собой;
- сознание важности и нужности работы, которую человек делает;
- стремление достичь максимально возможных материальных благ.
Учитывая сложности происходящих экономических изменений в стране, которые существенным образом сказываются на мотивах поведения большинства людей, можно с большей достоверностью утверждать, что жизненная необходимость поддержания и воспроизводства физических затрат для многих стала первостепенной и основной. Этот мотив важно учитывать, когда создание предприятия или его развитие связано с привлечением новых специалистов.
Психологический аспект этого состоит в том, что в зависимости от социального положения того или иного человека можно ожидать различных результатов его деятельности. Дело в том, что осознанная потребность проявить себя с лучшей стороны, зарекомендовать себя активным и творческим работником, в большей степени характерна для специалистов интеллектуального труда. Они в меньшей степени подвержены меркантильному расчету, когда у них есть дело, работа и интерес более высокого уровня, чем назначенная заработная плата на начальном этапе их деятельности.
С течением определенного времени притязания этих работников на увеличение своих доходов при выполнении ими одной и той же работы возрастают в существенно большей мере против тех, кто более трезво дает себе самооценку. Это, прежде всего работники среднего уровня квалификации (продавцы, служащие, а также те, кто мало или вообще не работал по своей специальности).
Нарастающая безработица повышает значимость указанного мотива, так как проблемы занятости во многом определяют поведение тех, кого нанимают на работу и тех, кто их нанимает.
Увлеченный человек может сделать очень многое, невзирая на материальную сторону вопроса, безгранично. Причины такого поведения следующие:
- желание быть в центре внимания коллектива сотрудников;
- потребность показывать свою эрудицию;
- компетентность;
- отсутствие других интересов, кроме работы;
- наличие не занятого ни чем свободного времени;
- ощущение внутреннего удовлетворения и потребности самоутверждения и самосовершенствования и т.п.
В тоже время увлеченность и самоотверженность в профессиональном деле во многом зависит от целого ряда факторов внешнего порядка:
- структуры и организации управления предприятием;
- методов управления коллективом;
- степени влияния работника на результаты деятельности коллектива в целом и на возможность принятия решений.
Чувство долга работника означает принадлежность его к обществу, стране, которой он предан, осознанное состояние необходимости "служения" государству и народу. Как частный случай, это преданность интересам тех людей, которые дороги человеку и которые его окружают. Реализованное чувство долга в работе, делах отражает нравственную сторону личности человека, сформированную воспитанием и системой морально-этических установок самой личности.
Важность и нужность работы осмысливается работником как с позиций отношения общества к этой работе, так и в зависимости от его восприятия к содержательности и значимости его усилий в решении каких-либо задач перед обществом. Следует иметь ввиду, что такое качество личности, как чувство ответственности и долга, может быть положительным, когда в сложных ситуациях работы предприятия возникает потребность без дополнительных стимулов (прежде всего материальных) выполнить трудоемкую, что подчас очевидно для всех, неблагодарную работу. В тоже время необходимо помнить, что таким людям свойственна "прямолинейность", недостаточная гибкость в отношении с людьми и возникающая в результате
этого обостренность внутренних отношений в коллективе, т.е. такой фактор мотивации трудового поведения работника определенным образом предопределяет психологический климат в коллективе.
Материальный фактор в деятельности человека всегда был и остается основным стимулом его трудовой активности. Но он действует в определенных заведомо обозначенных границах. Когда речь идет о понятии более высокого порядка, таких как честь, совесть, нравственность, достоинство, чувство долга, этот фактор не работает. Не всегда он может действовать и если затрагивает какие-либо интересы. Например, если напряженность в работе сказывается на здоровье, или же работа занимает очень много времени, не оставляя совсем свободного времени, или вид трудовой деятельности вызывает психологический дискомфорт.
Какие бы мотивы не определяли поведение работника, они должны в той или иной мере способствовать росту удовлетворенности трудом. Если же этого не происходит то можно считать, что мотивация труда в данном коллективе сбалансирована, нерациональна и поэтому малоэффективна.
Роль и значимость управленческих кадров состоит в том, что, формируя коллектив работников и ставя им цели на выполнение производственных задач, необходимо в обязательном порядке учитывать мотивы, которые движут трудовым поведением сотрудников в той или иной ситуации. Без этого нельзя добиться успеха: ведь прогноз результатов любого начинания строится на оценке действий тех кадров, которые призваны решать стоящие перед предприятием задачи. Ошибочность в мотивах поведения и интересах работников неизбежно скажется на эффективности управления и результативности работы коллектива.
Однако если мотивы поведения работников определены производственной ситуацией, то оцениваются условия способствующие самореализации возможностей, как конкретного человека, так и всего коллектива в целом.
Поэтому мотивация труда связана определенным образом со средней заработной платой.
Анализ средней заработной платы является важным разделом общей программы анализа.
После того как установлено, какая доля отклонений в зарплате падает на изменение численности и на изменение средней зарплаты, возникает необходимость в анализе факторов, влияющих на среднюю заработную плату.
Основным показателем, характеризующим уровень оплаты труда работников, является их средняя зарплата.
Данные об изменении средней заработной платы имеют важное значение для анализа соотношений между темпами роста производительности труда и зарплаты.
Средняя зарплата определяется исходя из фонда заработной платы работников списочного состава (включая фонд зарплаты совместителей) и суммы материального поощрения. Различают среднегодовую, среднемесячную, среднедневную и среднечасовую оплату труда.
,
,
,
В показателе среднечасовой заработной платы находит отражение фактическое время работы, в среднедневной отражается использование внутрисменного фонда рабочего времени (он меньше среднечасовой заработной платы на величину внутрисменных потерь времени). В показателях среднемесячной заработной платы отражается число дней неявок на работу и цело сменных простоев, т.е. использование календарного фонда времени. Уровень средней заработной платы изучается дифференцировано по каждой категории персонала.
Такой дифференцированный подход к анализу уровня оплаты труда дает материал для сравнения и выяснения причин необоснованных различий в заработках работников, занятых на разных по важности и условиям труда участках производства.
Для работников выполняется следующий расчет (табл. 6).
Благодаря такому расчету можно установить, какое влияние на изменение средней заработной платы оказало:
- изменение количества отработанных часов;
- изменение среднечасовой заработной платы.
Табл.6
Влияние факторов на среднюю заработную плату
Показатели |
Ед.изм. |
План |
Факт |
Отклонение |
||
Всего |
в том числе за счет |
|||||
(гр.4-гр.З) |
изменения времени |
средне-дневной оплаты |
||||
Средняя зарплата одного работника |
руб. |
9578,53 |
10362,03 |
783,5 |
2614,04 |
–1830,54 |
Количество часов, отработанных за год одним работником |
чел./час |
1048 |
1334 |
286 |
||
Среднечасовая зарплата |
коп. |
914 |
777 |
-137 |
Методом цепных подстановок можно выяснить, влияние основных факторов на среднечасовую заработную плату работника, расчет представлен в таблице 7.
Табл. 7
Влияние основных факторов на среднечасовую заработную плату работника, руб.
Показатели |
1 расчет |
2 расчет |
3 расчет |
Количество часов отработанных работниками, час. |
1048 |
1334 |
1334 |
Среднечасовая заработная плата, руб. |
9,14 |
9,14 |
7,76 |
Средняя заработная плата одного работника, руб. |
9578,53 |
12192,76 |
10362,03 |
На основании выше изложенного и руководствуюсь данными таблицы 7 можно сделать следующие выводы:
- влияние изменения количества часов отработанных за год одним работником составило 12192,76 - 9578,53 = +2614,23 руб.;
- влияние среднечасовой заработной платы 10362,03–12192,76 = – 1830,73 руб.;
- общее влияние равно 10362,03 – 9578,53 = 783,5 руб. или
2614,23 – 1830,73 = 783,5 руб.
Таким образом, в результате изменения количества часов отработанных за год одним работником на 286 единиц, средняя заработная плата этого работника увеличивается на 2614,23 руб. В результате уменьшения среднечасовой заработной платы на 1,37 руб. средняя заработная плата одного работника уменьшается на 1830,73 рубля.
В ходе проведения анализа темпов роста производительности труда и среднегодовой заработной платы к обобщающим показателям следует отнести соотношение в темпах роста заработной платы и производительности труда. При положительной тенденции должно быть следующее соотношение:
ТР производительности труда > ТР средней заработной платы ,
Если темпы роста производительности труда отстают от роста средней заработной платы, то при прочих равных условиях прибыль сокращается. При расчете темпов роста для характеристики производительности труда берется среднегодовая выработка одного работника, для заработной платы - средняя заработная плата одного работника с учетом всех доплат.
Соотношение в темпах роста равно разности между приростом производительности и приростом средней заработной платы по сравнению с предыдущим или базовым годом.
Разность считается только тогда, когда соблюдается приведенное выше соотношение между производительностью и заработной платой.
Анализ производится по следующей схеме.
- определяется годовая производительность труда;
- производится расчет среднегодовой заработной платы по формуле
- производится расчет соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда.
Более подробно схема анализа представлена по данным исследуемого предприятия ООО «Вереск» (см. табл.8).
Табл.8
Анализ темпов роста производительности труда и среднегодовой заработной платы
Показатели |
Ед. изм. |
2004г. (отчет) |
2005г. |
План 2005 к отчету 2004г. (гр.3: гр.2) |
Отчет 2005г. |
||
План |
Отчет |
К отчету 2004г. (гр.4: гр.2) |
К плану 2005г. (гр.4: гр.3) |
||||
1.Товарооборот |
тыс. руб. |
15727 |
17120 |
21878,4 |
1,089 |
1,391 |
1,278 |
2.Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
697,472 |
890,803 |
901,496 |
1,277 |
1,293 |
1,012 |
3. Численность работающих |
чел. |
93 |
93 |
87 |
1 |
0,935 |
0,935 |
4. Годовая произ-водительность труда |
руб. |
169197 |
184086 |
251475 |
1,089 |
1,487 |
1,366 |
5. Среднегодовая заработная плата |
руб. |
7499 |
9578 |
10362 |
1,277 |
1,382 |
1,082 |
6.Затраты зарплаты на единицу товара |
руб. |
0,0443 |
0,052 |
0,0412 |
1,173 |
0,93 |
0,792 |
7.Общие затраты средств на реализацию товара |
тыс. руб |
2009,23 |
2135,82 |
2790,85 |
1,063 |
1,389 |
1,307 |
По плану предполагалось при росте производительности труда на 8,9 % повысить заработную плату на 27,7%.
Плановое соотношение равно: 1,089 : 1,277 = 0,853.
Фактически производительность труда возросла на 48,7%, а средняя заработная плата на 38,2%. Коэффициент опережения производительности труда равен 1,487 : 1,382 = 1,080. Следовательно, соотношение не занижено.
По плану намечалось увеличить затраты на единицу товара по сравнению с прошлым годом с 0,044 до 0,052, т.е. плановый коэффициент затрат зарплаты на реализацию товара равен 1,173 (1,277:1,089=1,173). Это значит, что затраты заработной платы должны были возрасти на 17,3%.
Фактически они не возросли, а наоборот, снизились. Коэффициент затрат на заработную плату составил 0,0412 : 0,0443 = 0,93 или 1,382 : 1,487 = 0,93 т.е. затраты снизились на 7 %.
В тоже время нарушение соотношения в росте производительности труда и заработной платы не привело к перерасходу по фонду заработной платы.
Если бы соотношение было в пределах планового, то предприятие израсходовало бы по фонду заработной платы не 901496 руб., а 21878,4*0,052 = 137676 руб., т.е. перерасход мог бы составить 901496–137,676 = –236180 руб. При этом следует отметить, что ООО «Вереск» даже в сравнении с 2004 г. не допустило излишний расход заработной платы в размере 901496 -0,0443 * 21878400 = – 67717,12 руб.
Нарушение соотношение между темпами роста производительности труда и заработной платы привело к увеличению затрат на реализацию продукции, т.е. к удорожанию себестоимости продукции. Только за счет обоснованных затрат предприятие не превысило уровень себестоимости: по сравнению с планом 2005 г. на (-236,18:2790,859- (-236,18)*100) = – 7,8%; по сравнению с 2004 г. на (-67,717 : (2790,859 - (67,717)*100)) = –2,37%.
Таким образом, выполнив план по росту производительности труда на 36,6% и одновременно завысив среднюю заработную плату на 8,2%, предприятие резко нарушило плановое соотношение между темпами роста производительности труда и средней заработной платы работающих, чем сэкономило 236180 руб. или на 7,8% снизило себестоимость продукции.
Список литературы
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.)
2. Гражданский кодекс РФ принят государственной думой 21.10.1994г.(с последними изменениями от 10.01.2003 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 01.01.2006 г.)
4. ""Налоговый вестник", N 12, 2004 "Возможные пути финансового оздоровления предприятий"
5. "Финансы", N 12, 2005 «Управление кредиторскими и дебиторскими долгами компании"
6. "Финансовая газета", N 20, 2004 «Экономический нормативы управления финансовым циклом организации"
7. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2005 «Организация раздельного учета средств, поступающих из разных источников"
8. "Бухгалтерский учет", N 10, 2004 «Финансовый анализ в оценке инвестиционной привлекательности предприятий"
9. В.П.Парушина Бухгалтерский учет №12 04, 2005 «Финансовый анализ дебиторской и кредиторской задолженности»
10. Ричард Брейли, Стюарт Майерс. Принципы корпоративных финансов /Пер. с англ. – М.: ИНФРА, 2004. – 336 с.
11. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Изд-во «Перспектива», 2003. – 420 с.
12. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ
13. Приказ Минфина России от 28.06.2000 N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации";
14. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
15. Антипят В. В. Основы бухгалтерского учета (практическое пособие). Ростов н/Д, Феникс, 2005.
16. Палий В. Ф., Палий В. В. Новое в составлении годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 2004. № 3.
17. Порядок составления бухгалтерской отчетности за 2004 год // Главбух. 2005 №1, 2.
18. Бороненкова С.А. Управленческий анализ, – М.: Финансы и статистика, 2004.
19. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии, -М.: Крокус, 2004.
20. Кольвах О.И. Компьютерная бухгалтерия для всех, М.: 2004.
21. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2005.
22. Кочкина Н.В. Количественная оценка содержательности труда – м.: Экономика, 2003 – 157 с.
23. Мамедов О.Ю. Современная экономика, - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
24. Настольная книга бухгалтера. в 3 т. /Сост. В.М.Прудников/ Т.1 М.: - ИНФРА-М 2005.
25. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет, -М. Приор, 2004.
26. Пантелеев Н.А., Андиенко В.Ф. Эффективное использование трудовых ресурсов в промышленности. – К.: Тэхника, 2003 – 223 с.;
27. Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2004 – 304 с.
28. Под ред. Волкова Р.Ф. Экономика предприятия, -М: Инфра-М, 2002.
29. Поляков И.А. Ремизов К.С, Справочник экономиста по труду: (Методика экономических расчетов по кадрам, труду и заработной плате на промышленных предприятиях) – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2005 – 239 с.
30. Пономарева М.К. Бухгалтерский учет. - М.: Приор, 2003.
31. Пусева Т.М., Шеина А.С. Основы бухгалтерского учета, -М.: Финансы и Статистика, 2003
32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: ИП «Энергоперспектива», 2004 – 498 с.