Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе_ 5

Глава 2. Участие прокурора в различных стадиях процесса___________ 8

2.1. Надзор прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции      8

2.2. Прокурорский надзор по гражданским делам в стадии кассационного производства________________________________________________ 11

2.3. Прокурорский надзор в стадии исполнительного производства_ 14

2.4. Деятельность прокурора по гражданским делам в стадии надзора 16

Заключение____________________________________________________ 19

Список источников и литературы_______________________________ 21

Введение

Прокуратура в России, являясь государственным органом, призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина как самостоятельные ценности, исключать всякие попытки действовать неправовыми средствами, от кого бы они ни исходили. В современных условиях судебно-правовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в едином конституционном механизме реализации прав личности.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без активного участия прокуратуры в судебном процессе». Одним из весомых аргументов в пользу такого утверждения следует считать огромное количество обращений граждан за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, поступающих ежегодно в органы прокуратуры. Реализуя предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия на обращение в суды в защиту конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, прокурорами в 2003 году было предъявлено в суды общей юрисдикции свыше 125 тыс. исков и заявлений, из которых удовлетворены 97,7% от числа рассмотренных[1]. В 2004 г. в интересах общества и государства предъявлено 232 тыс. ис­ков. К материальной ответственности привлечены 92 тыс. наруши­телей закона. Сумма, на которую иски удовлетворены, а также ущерб возмещен добровольно, составила почти 925 млн.руб. Восстановлены права 409 тыс. граждан[2].

Анализ статистических данных по России о работе прокуроров по предъявлению исков (заявлений) в суды общей юрисдикции в 2003-2004 гг. свидетельствует об активной деятельности прокуроров по предъявлению в суды исков (заявлений), в том числе заявлений о признании незаконными актов государственных и иных органов, нарушающих права граждан, в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Статистика свидетельствует о том, что основная масса обращений прокурора в суд касается защиты трудовых прав граждан. Значительное количество исков и заявлений направляются прокурорами в защиту прав несовершеннолетних: по фактам невыплат пособий на содержание детей, нарушений их жилищных прав, связанных с незаконной приватизацией жилых помещений и их куплей-продажей, нарушений, связанных с усыновлением, в том числе международным, и др.

Важное значение имеет выполнение прокурорами надзорных функций. Более 24 тыс. протестов на незаконные судебные акты принесено прокурорами только за 2004 год в суды общей юрисдикции, в том числе 1080 – по делам о восстановлении на работе, 1008 протестов – по делам о выселении, 1167 – по делам обязательной категории. Большая их часть (80%) судами удовлетворена[3].

Таким образом, деятельность прокуратуры по защите прав граждан в гражданском судопроизводстве остается актуальной и значимой.

Теоретико-концептуальную базу данного исследования составили труды В.Р. Аликова, В.Н. Аргунова, Е.А. Артамоновой, К.С. Банченко-Люби­мовой, М.А. Викут, А.А. Власова, С.М. Казанцева, А.Ф. Клейнмана, Т.Н. Масловой, Г.Л. Осокиной,  О.В. Ушакова, Д.М. Чечот, М.С. Шакарян и др.

Глава 1. Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе

Вопрос о процессуальном положении прокурора дискуссионен в науке гражданского процесса.

Одни авторы полагают, что в процессе прокурор занимает положение стороны и является стороной[4]. Речь здесь, очевидно, может идти лишь о прокуроре, предъявляющем иск. Уточняя эту точку зрения, некоторые авторы отмечают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной лишь в процессуальном смысле[5]. Третьи авторы полагают, что процессуальное положение прокурора совершенно особенное, ибо только на него возложен надзор за соблюдением законности в деятельности всех участников гражданского процесса, в том числе и самого суда, поэтому оно не может быть сведено к положению стороны, ибо нельзя быть стороной в деле и одновременно надзирать за соблюдением закона. По поводу последнего утверждения, в целом соглашаясь с ним, необходимо отметить, что оно уже не соответствует действующему законодательству, ибо Законом о Прокуратуре РФ на прокурора теперь надзор за законностью деятельности суда не возложен.

Процессуальное положение прокурора не может быть сведено к положению стороны или третьего лица. Прокурору может быть отказано судом в приеме искового заявления только в случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд. На прокурора не распространяются материально-правовые последствия решения, с него нельзя ничего взыскать, даже если суд не удовлетворит его иск. Отказ от иска не связывает заинтересованное лицо, которое и является истцом по делу. Понятие же «истец в процессуальном смысле», употребляемое некоторыми авторами для характеристики процессуального положения прокурора, неудачно. Термин «истец» (в отличие от понятия иска и права на иск) материальному праву неизвестен, поэтому говорить «истец в процессуальном смысле» тавтологично. Для выделения понятий «истец» и «ответчик» процессуальная наука использует материально-правовой критерий, т.е. их участие в предполагаемом материально-правовом отношении, которое будет предметом судебного рассмотрения. Коль скоро прокурор не является их участником, он не будет истцом и ответчиком по делу, даже если его процессуальные права и обязанности аналогичны стороне по делу[6].

Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса, для характеристики которого уместнее всего употребить выработанный русской процессуальной наукой термин «правозаступник». Правозаступник в отличие от представителя, поверенного, слуги частного интереса стороны – его клиента защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного блага[7].

Прокурор не связан в своей правовой позиции и процессуальной деятельности интересами лица, на стороне которого он выступает. Его задача защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе, правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного лица постольку, поскольку в этом выражается общественный интерес в той мере, в какой дело имеет общественное значение.

Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст.45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного кругa лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Для реализации прокурорами своих полномочий предлагается иметь в виду следующее.

Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч.1 ст.45 ГПК РФ, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.[8]

Глава 2. Участие прокурора в различных стадиях процесса

2.1. Надзор прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции

Надзор прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции осуществляется в формах предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения

Прокурор не обладает правом применения мер принуждения к лицам, виновным в нарушении закона. Однако он не может оставаться безучастным. Если возникает необходимость устранить нарушение закона, восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, организаций и граждан. Предъявление прокурором иска является одним из средств реагирования на установленные нарушения закона.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело, характеризуется некоторыми особенностями: прокурор не несёт судебных расходов по заявленному иску, ему не может быть отказано в принятии искового заявления, к прокурору нельзя предъявить встречный иск, решение суда по иску прокурора распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Свои полномочия по предъявлению иска прокурор использует:

·        при защите имущественных интересов государства, предприятий и организаций; при защите интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных родителей, лиц, находящихся под опекой и попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд;

·        если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требую интересы обеспечения законности;

·        когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение;

·        когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц.

По какому бы поводу ни предъявлялся прокурором иск, этому должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов, в необходимых случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами. В заявлении надлежит указать:

·        наименование суда, в который направляется исковое заявления;

·        наименование истца, место его нахождения;

·        наименование ответчика, его место нахождения;

·        обстоятельства, на которых прокурор основывает своё требование;

·        требование истца;

·        цена иска, если иск подлежит оценки;

·        перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Заявление подписывается прокурором и представляется в суд с копиями по числу ответчиков.

Дальнейшая деятельность прокурора сводится к участию в рассмотрении дела судом и поддержанию своих исковых требований. При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен.

Стороны свободны в выборе своих представителей, они могут поручить ведение своего дела любому дееспособному лицу, кроме судьи, следователя, прокурора, которым ГПК запрещает быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ст.ст.48, 49, 51 ГПК).[9]

Участие прокуроров в рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции является одной из существенных гарантий всестороннего, полного и объективного исследования судом фактических обстоятельств, а также вынесение судом законного и обоснованного решение. Прокурор вправе принять участие в рассмотрении любого гражданского дела, также как он обязан принять участие в процессе, если это будет признано необходимым судом.

Гражданско-процессуальный закон предусматривает категорию гражданских дел, в рассмотрении которых прокурор принимает обязательное участие:

1.     в рассмотрении судом жалоб на неправильность в списках избирателей;

2.     в рассмотрении судом дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

3.     дело о признании лица дееспособным;

4.     в рассмотрении гражданских дел о лишении родительских прав.

Требования закона для прокурора обязательны.

По делам других категорий прокурор принимает участие исходя из их актуальности, сложности, общественного значения, состояния законности в районе или городе.

Участвуя в судебных прениях, исходя из ревизионного начала гражданского судопроизводства, прокурор дает заключение в целом по делу. В нём содержатся соображения прокурора по тем вопросам, которые суду следует обсудить и решить в совещательной комнате. Заключение должно быть объективным (позиция прокурора должна отражать интересы лица, права которого нарушены), обоснованным (предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств), законным (то есть основанным на нормах материального и процессуального права).

Как видно из редакции ст.45 ГПК[10], у прокурора теперь нет права обращаться в суд с заявлением в защиту "общественных интересов" (ранее в силу ст.41 ГПК РСФСР 1964 года прокурор был вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, если этого требовала охрана государственных или общественных интересов). Такой термин ГПК теперь не употребляет, указывая только (в этой статье) на обращение прокурора в суд в защиту интересов государства (Российской Федерации в целом), ее субъектов, муниципальных образований.[11]

Следовательно, можно сделать вывод о том, что теперь прокурор не вправе при обращении с заявлением в суд ссылаться на необходимость защиты общественных интересов, а, значит, и предъявлять иск в защиту прав каких-либо лиц, указывая на то, что нарушение их прав приобрело "особое общественное значение", как это было предусмотрено п.4 ст.27 Закона "О прокуратуре Российской Федерации".

2.2. Прокурорский надзор по гражданским делам в стадии кассационного производства

Как и любому другому участвующему в деле лицу, прокурору, предоставлено право кассационного обжалования путем принесения кассационного представления. В отличие от ГПК РСФСР, новый ГПК исключил возможность принесения прокурором кассационного протеста, установив единые по существу требования к жалобе и кассационному представлению. Новым является и положение о том, что кассационное представление может быть принесено только прокурором, участвовавшим в деле.[12]

Прокурорский надзор в стадии кассационного производства определяется тем, что предметом проверки судом кассационной инстанции является важнейшие акты правосудия по гражданским делам – решения. Определения и постановления суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Прокурор приносит протест на незаконное или необоснованное решение суда, независимо участвовал ли он в данном деле или дело рассмотрено в его отсутствие.

Кассационные протесты могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме. Прокуроры обязаны в период кассационного срока проверить все гражданские дела, рассмотренные судом, как с участием прокуроров, так и без его участия.

Для того чтобы выявить незаконное или необоснованное решение, прокурору следует овладеть методикой проверки гражданского дела. Изучение дела следует начинать с искового заявления. Это даёт возможность определить подведомственность спора суду, правоспособность сторон, соблюдение порядка возбуждения гражданского дела, полномочия суда или судьи. Далее изучаются приложенные к исковому заявлению документы, представленные в суд доказательства, а также протокол судебного заседания. Из анализа этих документов прокурору становиться очевидным, соблюдены ли требования закона о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела, о соблюдении судом требований материального закона и норм гражданского процесса. Если прокурор пришёл к выводу о незаконности или необоснованности решения суда, он приносит кассационный протест.

Протест прокурора содержит определённые реквизиты:

·        наименование суда, которому адресуется протест;

·        должностное положение прокурора, принёсшего кассационный протест;

·        содержание решения суда, на которое приносится кассационный протест;

·        приведённые обоснования к отмене или изменению решения суда;

·        обоснование мотивов к отмене или изменению решения суда;

·        ссылка на нормы материального и процессуального закона, в силу которых подлежит отмене или изменению опротестованное решение суда;

·        изложение требований прокурора относительно судьбы опротестованного решения;

·        перечень документов, прилагаемых к протесту прокурора.

Основаниями кассационного опротестования в соответствии со ст. 306 ГПК являются:

·        неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

·        недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными;

·        несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела;

·        нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Если прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесённого протеста, он не вправе его отозвать, протест подлежит отклонению кассационной инстанции.

Участвуя в суде кассационной инстанции, прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, как составом судей, так и участниками судебного заседания. В случае установления нарушения закона прокурор делает об этом заявление суду, а затем использует этот факт при принесении протеста в порядке надзора, если нарушение повлекло за собою принятие судом незаконного и необоснованного определения.

Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются: содержание решения суда, повод к рассмотрению дела в кассационной инстанции, мотивы опротестования или обжалования решения и результаты рассмотрения дела. Руководитель органа прокуратуры утверждает отчет прокурора, которой после этого становится процессуальным документом.

2.3. Прокурорский надзор в стадии исполнительного производства

В стадии исполнительного производства реализуются предписания судов и других государственных органов и общественных организаций, содержащиеся в их решениях. Вынесение судом решения об удовлетворении иска ещё не означает его автоматического проведения в жизнь. Эффективность и действенность решения суда определяется в конечном итоге реальным его исполнением. Поэтому прокуроры, осуществляющие надзор за законностью рассмотрения гражданских дел в судах, обязаны уделять такое же пристальное внимание правильному и своевременному исполнению решений суда, какое они уделяют соблюдению законов в предшествующих стадиях гражданского судопроизводства.

Предметом надзора являются гражданские дела, исполнительное производство, все гражданско-процессуальные действия, совершаемые в стадии исполнения решений, определений и постановлений суда. Субъектами исполнения решений являются суды, судебные исполнители, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане.[13]

Особое внимание прокуроры должны придавать проверке законности и своевременности исполнения решений суда о возмещении материального ущерба, причинённого предприятиями, учреждениями и организациями, о восстановлении на работу не законно уволенных, о выселении из жилого помещения, о взыскании алиментов на содержание детей и другие решения, которые направлены на восстановление прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций, а также граждан.

Прокурор проверяет законность и обоснованность таких решений в ряде случаев только тогда, когда к нему поступают жалобы от заинтересованных лиц на отказ соответствующих должностных лиц исполнить решение суда. В таких случаях прокурор, используя свои полномочия, принимает меры к исполнению судебного решения.

При установлении нарушения закона о порядке исполнения судебного решения прокурор приносит представление в суд или в местные органы юстиции, которые обязаны принять меры к упорядочению исполнения решений и сообщить об этом прокурору. В случае нарушения судебным исполнителем закона о порядке исполнения решения суда, в подчинении которого он находится, прокурор приносит в этот суд протест. Если отказ от исполнения решений суда носит преступный характер, прокурор вправе возбудить против виновного уголовное преследование.

Правильная организация работы прокуроров по проверке исполнительного производства оказывает положительное воздействие на совершенствование работы следственного аппарата органов прокуратуры и внутренних дел. Следователи не всегда производят опись имущества у лиц, совершивших преступление; не всегда передают описанное имущество под ответственное хранение конкретным лицам; не всегда к обвинительному заключению приобщаются справки о размере причинённого ущерба и возмещении ущерба. Располагая этими сведениями, прокурор принимает меры к устранению отмеченных недостатков в деятельности работников следственного аппарата по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями.

2.4. Деятельность прокурора по гражданским делам в стадии надзора

Надзорное производство по гражданским делам, также как и в уголовно судопроизводстве, является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматриваются куда более неправосудных решений, чем в кассационном порядке. Прокурорский надзор в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра в решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

Субъектами надзорного опротестования являются должностные лица органов прокуратуры. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Полномочия по принесению протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом опротестования могут быть также определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения.

Закон предоставляет прокурорам право принесения надзорного протеста, а также прокурорам районов и городов – право истребовать из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, сообщения в печати, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение прокурора.[14]

Каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведённый в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.

 В случае отклонения жалобы прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание решения суда; наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; ссылка на доказательства опровергающие доводы жалобы, материальные и процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении жалобы. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа.

В случае необходимости прокуроры вправе приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде, и направляются в суд, принявший решение по делу.

На обязанности прокурора лежит также надзор за соблюдением закона и норм процесса, как составом суда надзорной инстанции, так и участниками процесса. Прокурор проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен, участвовать в рассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод.

Деятельность прокурора в суде надзорной инстанции заканчивается его надзором за законностью и обоснованностью постановления или определения суда надзорной инстанции. Если оно является не законным или необоснованным, прокурор входит с представлением к вышестоящему прокурору на предмет его отмены или изменения.

Проверяя дело, прокурору надлежит иметь в виду особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Этими основаниями являются:

существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта,

установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц участвующих в деле;

отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения.

Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трёх месяцев со дня их обнаружения подаёт заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он даёт обоснование их существенного значения по делу и указывает обстоятельства, в силу каких причин они не были известны заявителю.

Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказаться в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.

В случае отмены решения, определения или постановления дело рассматривается в обычном порядке.

Заключение

Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах нельзя отождествлять с так называемым судебным надзором как особым процессуальным способом проверки приговоров и решений с точки зрения их законности и обоснованности, а также их отмены, а в некоторых случаях и исправления, когда они этим требованиям не удовлетворяют.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушение закона, независимо от их характера, обязан принять меры к их устранению путём соответствующего заявления ходатайства перед судом либо путём протеста. В тех случаях, когда нарушение закона выявляются прокурором при проверке дел, рассмотренных без его участия, он вносит представление председателю суда. Прокурор не наделён правом отменять или изменять незаконные и необоснованные решения суда, заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам не обязательны для суда рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности.

В Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003  "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"[15] для реализации прокурорами своих полномочий предлагается иметь в виду следующее.

Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч.1 ст.45 ГПК РФ, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.     Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Российская газета. от 20 ноября 2002 г. N 220

3.     О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", апрель 2003 г., N 15

4.     Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 г. N 51 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", март 2004 г., N 11

5.      Постановление президиума Челябинского областного суда от 16 февраля 2000 г. (надзорное производство 4г-2000-106) // Текст постановления официально опубликован не был

6.      Власов А.А. Гражданское процессуальное право учебник М., 2003.

7.     Похмелкин В. Участие прокуратуры в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. N 5, май 2001

8.     Жуйков В. ГПК РФ: порядок введения в действие // Российская юстиция. N 2, февраль 2003

9.     Жуйков В. Принцип состязательности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. N 6, июнь 2003

10.            Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М.,1991.

11.            Гражданский процесс. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001.

12.            Рыжаков А.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. М., 2003

13.            Гражданский процесс. Учебник / Под редакцией М.К. Треушникова М., 2003

14.            Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации // М., 2003.

15.            Осокина Г.А. Гражданский процесс. М., 2003.


[1] Власов А.А. Правозащитная деятельность прокурора в гражданском процессе на современном этапе // Законность. 2003. №4. С.7.

[2] Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры РФ «Об итогах работы органов прокуратуры за 2004 год и задачах по совершенствованию прокурорского надзора и следствия». Москва, 30.01.2005 г.

[3] Власов А.А. Указ. раб. С.7.

[4] Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы судебного права. М., 1983. С. 49-51

[5] Гражданский процесс. М., 1948. С. 127; Шакарян М. С. Субъекты гражданско-процессуального права. М., 1970. С. 190-191; Аргунов В. Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М., 1991. С. 113 и след.

[6] По конкретному делу Верховный Суд РФ правильно указал, что прокурор, обратившийся в суд с заявлением в порядке ст. 41 ГПК (сейчас ст. 45), стороной по делу не является (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 10. С. 3).

[7] См.: Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. М., 1913. С. 296 и след.

[8] Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", апрель 2003 г., N 15

[9] Жуйков В. Принцип состязательности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. N 6, июнь 2003

[10] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Российская газета. от 20 ноября 2002 г. N 220

[11] Жуйков В. ГПК РФ: порядок введения в действие // Российская юстиция. N 2, февраль 2003

[12] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Российская газета. от 20 ноября 2002 г. N 220

[13] Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М.,1991.

[14] Гражданский процесс. Учебник / Под редакцией М.К. Треушникова М., 2003

[15] О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", апрель 2003 г., N 15