Содержание

Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 3

Избирательная система в Российской Федерации. 6

Избирательная компания: основные этапы. Роль СМИ в избирательной компании  8

Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы.. 14

Список источников и литературы.. 17

Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная

В современном мире действует ряд избирательных систем. Но наиболее распространены 2 основных типа избирательных систем:

1)    система большинства (мажоритарная)

2)    система пропорционального представительства (пропорциональная)

Мажоритарная – опирается на принцип большинства. Кандидат и партия должны получить большинство голосов, собравшие же меньшинство – никаких мандатов не получат.

В зависимости от того, какое большинство требуется для победы, мажоритарные избирательные системы делятся на системы:

-         абсолютного большинства (победитель должен получить больше положительных голосов (50% +1 голос)

-         относительного большинства (достаточно опередить своих конкурентов на 1 голос)

При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил половины голосов – проводится второй тур, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие большинство голосов. Во втором туре победитель определяется по системе относительного большинства.

Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосами, получившим партиям или избирательными коалициями.

Пропорциональная система имеет два вида: а) пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединяются в масштабах всей страны (например: Федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются. б) Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорциональных распределенных голосов, по данных в том случае, ином избирательном округе.

Рассматривая достоинства и недостатки работы избирательных систем, можно проследить их влияние на партии, партийные системы и политические процессы в обществе.

Достоинства мажоритарной системы

- заложены возможности формирования эффективного работающего и стабильного правительства (позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства).

Недостатки мажоритарных систем

-         значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

-         партия, получившая меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представительной в парламенте большинством депутатских мест;

-         две партии, набравшие равное или близкое к равному количеству голосов, проводят в органы власти неодинаковое количествр кандидатов.

Таким образом, мажоритарные избирательные системы создают возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользуещегося поддержкой большинства населения.

Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, пассивных на выборах.

Достоинства пропорциональной системы

- в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Недостатки пропорциональной системы:

-         возникают сложности в формировании правительства

причины: а) отсутствие доминирующих партий;

б) создание многопартийных коалиий, включающих партии с разными целями и задачами, и, как следствие, нестабильность правительств.

-         Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии.

-         Независимость депутатов от своих партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов).

Вывод: трудно однозначно ответить, какая система адекватнее, а, следовательно, и демократичнее учитывает мнение избирателей. На первый взгляд – пропорциональная – она улавливает весь спектр мнений. Зато мажоритарная система оценивает это мнение глубже – заставляет избирателей более основательно подумать перед окончательным выбором и результатом подчас получается неожиданными, парадоксальными.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и той, и другой системы. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, другая часть – пропорционально. Опыт совершенствования избирательных систем свидетельствует о том, что данная система более демократична и эффективна в достижении политической стабильности.

Избирательная система в Российской Федерации

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации[1].

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отожествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм. избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.[2]

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В последнем случае различается активное избирательное право право избирать, т. е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления[3].

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся: 1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.2. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 года[4] другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Основу избирательной системы и избирательного права Российской Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

Избирательная компания: основные этапы. Роль СМИ в избирательной компании

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит: формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов; привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого; ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее лицо избирательной кампании — кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.

Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие: 1) личность кандидата — его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства; 2) специфика момента — географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.; 3) стратегия избирательной кампании — политические цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.

Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании: 1) путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей; 2) мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются; 3) постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения; 4) особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя; 5) кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники — группа поддержки.

Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.

Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации – по залогу или по подписям.

 Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа – это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

 Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

«Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

 Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

—     регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

—     выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком;

—     выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;

—     начало сбора подписей в поддержку кандидатов;

—     представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

—     образование избирательных участков;

—     начало предвыборной агитации;

—     решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

—     собственно, сами выборы.

Велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

 СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе.

Именно поэтому установление плодотворных деловых отношений с печатными и электронными средствами информации жизненно важно для комитетов избирательных компаний или партийных организаций. Завоевание уважения и доверия со стороны работников этих важных звеньев общения с публикой способно уберечь кандидата или партию от многих неприятностей.

Говоря о роли PR-мероприятий в предвыборной кампании необходимо отметить, что наряду с PR-кампанией всегда используются возможности политической рекламы. Это весьма дорогостоящий вид рекламы. Политическая реклама позволяет сформировать имидж партии. Политическая реклама дает возможность сделать партию узнаваемой и обеспечить высокую скорость узнавания-ускоренного-припоминания. Это можно назвать ее основной функцией (если она используется одновременно с PR-мероприятиями). Это достигается за счет использования наружных средств рекламы, видео и аудио роликов, распространения печатных материалов (листовки, буклеты). Политическая PR-деятельность выполняет более глубокую функцию: формирование позитивного отношения к партии и может повлиять на принятие решения избирателями.  В отличие от платной рекламы пресса очень важна для кандидата или партии, поскольку этот путь освещения их деятельности в средствах информации требует незначительных финансовых затрат. Однако подобное освещение не совсем беззатратное. Оно требует творческих усилий, активности и кропотливой работы. Одной из главных проблем MR, таким образом, становится так называемое "заслуженное" освещение в прессе". Термин "заслужить прессу" означает получить освещение в СМИ благодаря своим достижениям, заметной деятельности, выдающимся событиям или заявлениям, заслуживающим того, чтобы попасть в программу новостей.  "Заслуженное" освещение в СМИ имеет значение для избирательной компании вследствие ряда причин.  В первую очередь, из-за того что кандидат не в состоянии встретиться с каждым избирателем в своем округе, репортажи в СМИ об его компании могут быть основным каналом общения с населением.

 Также "заслуженное" освещение в СМИ предоставляет кандидату некоторый кредит доверия, который невозможно получить с помощью платной рекламы. Появление на телеэкране, выступление по радио или в газете способны составить у избирателей впечатление, что кандидат - значительное лицо, попадающее в новости.  Не маловажным моментом остается стоимость платной рекламы, которая довольно высока. Тщательно спланированное "заслуженное" освещение в СМИ может принести кандидату кредит доверия и привлечь к нему избирателей так, как это никогда не удалось бы сделать с помощью оплачиваемой рекламы.

 Чтобы попасть в объектив средств информации, фигурант должен разработку эффективных мер по завоеванию права освещения избирательной компании в СМИ сделать одним из главных ее задач. Меры по привлечению внимания к кандидату со стороны средств массовой информации должны стать неотъемлемой частью ее плана.

Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы

Рассматривая избирательную кампанию как разновидность политического процесса, следует учесть, что, во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать “правила игры”, т.е. создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия на потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата называется избирательной технологией. Главная особенность избирательных технологий — нацеленность их на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.

Вплоть до середины ХХ в. избирательные кампании проводились главным образом силами партийных активистов, друзей кандидатов, сочувствующих граждан, которые хотели бы помочь действующим политикам. В основе действий таких помощников кандидатов лежали личный энтузиазм, преданность идее или делу партии, чувство ответственности, желание сделать все возможное для победы на выборах. Среди таких людей появлялись неплохие организаторы политических кампаний, но действовали они, опираясь скорее на интуицию, опыт, чем на научное знание особенностей электорального поведения и избирательных технологий.

Современный подход к избирательным технологиям отличается осознанием необходимости органического соединения практического опыта Политической борьбы и научного знания. Важно не только знать хорошо зарекомендовавшие себя приемы предвыборной борьбы, но и понимать глубинные причины успеха или неудачи конкретных технологий. Но такое понимание становится возможным лишь в том случае, если организаторы избирательной кампании владеют необходимыми теоретическими знаниями, способны адекватно оценить ситуацию, выявить тенденции развития массовых настроений, определить те “болевые точки” в сознании и мотивации людей, воздействие на которые может привести к изменению их поведения в нужном для организаторов направлении. Данное обстоятельство вынуждает организаторов избирательных кампаний обращаться к помощи профессионалов – людей, специализирующихся в области политических технологий, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками[5].

В настоящее время во многих странах появились люди, чьей профессией стала организация предвыборных кампаний, сформировались агентства, специализирующиеся в этой области. В 1968 г. в Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям. В нашей стране политические консалтинговые фирмы впервые громко заявили о себе в период предвыборных кампаний 1995-1996 гг. Победу на выборах, как правило, одерживали не те кандидаты и партии, которые по старинке опирались на “своих людей”, на партийный или административный аппарат, а те, кто нанимал политических консультантов. Яркую страницу в историю развития политического консультирования в нашей стране вписали различные агентства, работавшие в ходе избирательных кампаний 1996-2000 гг., готовившие поездки кандидатов, предоставлявшие избирательным штабам не только данные о текущих рейтингах, но и информацию о предпочтениях, взглядах и установках населения, дифференцированную по регионам, по типам поселений, по профессиям, по возрастным группам, взаимодействовавшие со средствами массовой информации и т.д.

Избирательные технологии в руках профессионалов становятся достаточно сильным оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения. Однако это становится возможным только в том случае, если избирательные технологии используются комплексно, в соответствии с научно обоснованной стратегией избирательной кампании, если они учитывают поведение политических соперников, а также реальные процессы, происходящие в массовом сознании.

Список источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.)

3. Государственное право РФ: Уч. /Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Юрис. Лит. 1996.

4. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании //Полис. 1993. №4.

5. Иванова В.И. Основы конституционного права РФ: Уч. пос. – М.: 1999.

6. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: 1993-1999. /Под ред. А.В. Иванченко. – М.: 1999.

7. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Уч. для вузов /И.А. Алебастрова и др. /Под ред. В.В. Маклакова – М.: Юристъ, 1996.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 301-324.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации, 1997.

10. Конституционное право РФ: Краткий курс лекций – М.: Инфра-М, 2000.

11. Конституционное право: Уч. //В.В. Альхименко и др. – М.: Бек, 1997.

12. Левчик Д. Технология избирательной кампании в России. – М.: 1994.

13. Основы государства и права: Уч. пособие для поступающих в вузы /Под ред. В.А. Лебедева и др. Изд.2-е, перераб. и доп. – Челябинск, 1998. С.121-123.

14. Постникова А.Е. Избирательное право России: С приложением «Модельного закона субъекта РФ о выборах депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ» – М.: ИНФРА-М, 1996.


[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 301-302.

[2] Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. 2005. N 4.

[3] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: 1993-1999. /Под ред. А.В. Иванченко. – М.: 1999. С. 345.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №33. Ст.3406.

[5] Алескеров Ф., Ортешук П. Выборы, голосование, партии. – М.: 1995.