Содержание

Возникновение и развитие налогообложения в России. 3

Акцизы.. 9

Задача. 15

Список литературы.. 16

Возникновение и развитие налогообложения в России

Под системой налогообложения понимается совокупность законодательных правовых норм, определяющих в данный момент в конкретном государстве перечень налоговых платежей, а также взаимоотношения сторон в процессе их взимания.

Понятие "система налогообложения" более широкое, чем понятия "налоговая система" и "налоговое администрирование". В нормативных документах и специальной литературе налоговая система трактуется часто как совокупность налогов, сборов, пошлин и установленных правил их исчисления и взимания. Именно так изначально в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 2) налоговая система определялась как "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке...".

В последней трети XVIII  в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал : «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с фин. кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, кот. дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар  роскоши и т.д.)

В это же время в России  прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными( где осн. роль - отчисления от казенной питейной продажи)

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее  основоположником считается  шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в  1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий , чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в  сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII  в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в   главным источником доходов оставались  гос. прямые(гл - подушная подать и оброк) и косвенные(гл-акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме гос. прямых налогов существовали земские сборы, специальные гос. сборы, пошлины

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников  к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано : сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.) , потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей фин. системе наступил после Октября 1917г.

Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания фин. системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от гос. аппарата управления. Но НЭП быстро свернули.

В течении 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО : сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В Российской Федерации система налогообложения прошла несколько этапов своего развития. Первый этап (1992-1998 гг.) это период ее "запуска" и становления на основе принятия в декабре 1991 г. Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и соответствующих законов по конкретным видам налогов, период адаптации к рыночным условиям новых правоотношений. Высокий уровень инфляции, структурные изменения в экономике страны обусловливали нестабильность налогового законодательства, отмену одних и появление новых налогов. Практика показала необходимость кардинальной перестройки бухгалтерского учета во всех сферах хозяйствования, применительно к условиям рыночной экономики и действующей системы налогообложения. К числу серьезных недостатков последней относилось использование начисляемых в зависимости от выручки предприятий "оборотных" налогов, неточность и неоднозначное толкование многочисленных нормативных актов Госналогслужбы России, наличие многочисленных льгот и налоговых освобождений, а так же сравнительная легкость и безнаказанность невыполнения налоговых обязательств плательщиками.

Система налогообложения этого периода имела ярко выраженный фискальный характер, что обусловливало постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, рост масштабов теневой экономики. Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство, решали лишь отдельные частные вопросы и не меняли его основ. Система налогообложения все в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.

Второй этап становления системы налогообложения в РФ связан с вступлением в действие с 1 января 1999 г. части первой ("общей") и с 1 января 2001 г. части второй ("специальной") Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) является федеральным конституционным законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения. Появление кодекса означало комплексную и качественную перестройку налогообложения в РФ.

Налогового кодекса формирует базовые моменты налогообложения в РФ: состав и структуру налогового законодательства, условия его применения и согласованности с нормативными законодательными актами других отраслей права, дает определения налогов и сборов, принципы их деления на федеральные, региональные и местные, устанавливает их перечень. Соответствующие статьи части первой НК характеризуют участников налоговых отношений, их права и обязанности, виды налоговых нарушений и применяемые санкции.

Часть вторая Налогового кодекса фактически является сводом федеральных законов, каждый из которых "расписывает" порядок исчисления и взимания того или иного налога, предусмотренного системой налогообложения в РФ. С 1 января 2001 г. вступили в действие главы, регулирующие взимание налога на добавленную стоимость (гл. 21), акцизов (гл. 22), налога на доходы физических лиц (гл. 23) и единого социального налога (гл. 24). С 1 января 2002 г. начала действовать гл. 25 "Налог на прибыль организаций", гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей, гл. 27 "Налог с продаж" и раздел VII "Специальные налоговые режимы" в части гл. 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог".

С 1 января 2003 г. введены в действие новые редакции гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства", гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", гл. 28 "Транспортный налог", объединивший ранее действовавшие налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств, регулировавшийся Федеральным законом "О дорожных фондах".

В течение 2003 г. была проведена большая работа по подготовке новых и доработке ранее принятых глав НК. В результате с 1 января 2004 г. вступили в действие главы: 25.1 "Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", 29 "Налог на игорный бизнес", 30 "Налог на имущество организаций". Глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)" действует с 1 января 2004 г. в новой редакции (Федеральный закон от 11.11.2003 N 147). Кроме того, внесены изменения в механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, на лога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налогообложение малого бизнеса.

В 2005 г. завершилась работа над частью второй НК. После завершения работы над частью второй НК РФ, с 2006 г. планируется "период налоговой стабильности", в течение которого законодательство о налогах и сборах существенно меняться не будет.

Акцизы

Налогоплательщиками акциза являются лица, которые совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом (у которых возникает объект налогообложения).

Согласно ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения акцизом признаются отдельные операции.

Исходя из данного определения, следует, что не являются налогоплательщиками акциза те лица, которые не совершают указанных операций.

При этом необходимо отличать лиц, которые совершают облагаемые акцизом операции, от лиц, которые совершают какие-либо иные операции с подакцизными товарами. Первая группа лиц является налогоплательщиками, вторая - не является.

Исходя из конструкции построения того или иного налога, всех налогоплательщиков можно разделить на две группы:

- субъект приобретает права и обязанности налогоплательщика только в силу принадлежности к определенной группе лиц (налогоплательщики по субъекту);

- субъект приобретает права и обязанности налогоплательщика в силу принадлежности к определенной группе лиц, а также при наличии объекта налогообложения (налогоплательщики по объекту).

Налогоплательщиками акциза, как уже было отмечено выше, являются только те организации и индивидуальные предприниматели, у которых возникает объект налогообложения. Следовательно, если у какой-либо организации или индивидуального предпринимателя не возникает объекта налогообложения, то они не являются налогоплательщиками акциза и соответственно не должны сдавать налоговую декларацию.

Аналогичного мнения придерживается и арбитражная практика. Так, в постановлении от 23.08.2005 г. N А19-31016/04-24-Ф02-4069/05-С1 ФАС ВСО пришел к выводу, что общество, имеющее свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов и являющееся собственником склада нефтепродуктов, не обязано уплачивать акциз, т.к. в проверяемом периоде склады нефтепродуктов были сданы им в аренду третьему лицу. Поэтому поступление на склад общества нефтепродуктов не свидетельствует о приобретении им нефтепродуктов в собственность и о возникновении у него объекта налогообложения акцизом.

2. Налогоплательщиков акциза можно поделить на две группы:

1) плательщики внутреннего акциза;

2) плательщики акциза на таможне.

Плательщиками внутреннего акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие деятельность в рамках договора о совместной деятельности.

Плательщиками акциза на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, являются разновидностью таможенных платежей. Согласно ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных платежей являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные платежи (например, таможенный брокер).

При этом необходимо отметить, что вместо плательщиков таможенные платежи, в том числе акцизы, может заплатить любое иное лицо. В этом случае обязанность по уплате таможенного акциза также будет считаться исполненной.

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

При исчислении налоговой базы также установлены следующие общие положения.

1) Согласно п. 1 ст. 187 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

2) Пунктом 6 ст. 187 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

3) В соответствии с п. 5 ст. 187 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту РФ по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

4) В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке (п. 1 ст. 190 Налогового кодекса РФ).

5) Если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы по подакцизным товарам, для которых установлены различные налоговые ставки, то определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров (п. 2 ст. 190 Налогового кодекса РФ).

При этом полученные суммы, увеличивающие налоговую базу, включаются в эту единую налоговую базу (за исключением налоговой базы по операциям с подакцизными нефтепродуктами).

Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Иными словами сумма акциза определяется по всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых наступила в соответствующем налоговом периоде.

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.

Налоговым периодом является период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Согласно ст. 192 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по всем подакцизным товарам признается календарный месяц.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ), исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, а при применении процентных ставок - как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Если в отношении подакцизных товаров установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой и процентной налоговых ставок), то акциз исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая процентной налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, по подакцизным товарам, облагаемым по разным ставкам, то сумма акциза определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

Налоговые ставки акцизов предусмотрены ст. 193 Налогового кодекса РФ, а ранее также ст. 14, ст. 24 Федерального закона РФ от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах".

В 2005 году налоговые ставки определялись в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ", а с 1 января 2006 г. определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ".

До 01.01.2006 г. ставки акцизов можно было поделить на общие, специальные и авансовые.

Общие ставки были установлены п. 1 ст. 193 Налогового кодекса РФ.

Специальные ставки были установлены п. 2 ст. 193 Налогового кодекса РФ.

Например, налогообложение осуществлялось в размере 20 процентов исходя из общих налоговых ставок при реализации налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады других организаций.

Авансовые ставки были предусмотрены п. 3 ст. 193 Налогового кодекса РФ. В связи с тем, что реализуемая алкогольная продукция подлежала обязательной маркировке акцизными или региональными специальными марками, была предусмотрена уплата авансовых платежей.

Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ п.п. 2 и 3 ст. 193 НК РФ, устанавливающие специальные и авансовые ставки для алкогольной продукции, были признаны утратившими силу.

Поэтому с 01.01.2006 г. применяются только общие ставки акцизов.

Задача

Посредническая организация купила партию товаров для детей на сумму 256000 рублей (включая НДС), а продала ее за 320000 рублей (включая НДС).

Рассчитайте налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет.

Налог рассматривать по следующему плану:

1.     налогоплательщики

2.     объект налогообложения

3.     налоговая база

4.     налоговый период

5.     налоговые ставки

6.     порядок исчисления налога

7.     порядок и сроки уплаты налога

8.     налоговые льготы

Решение:

Налогоплательщик - посредническая организация

Объект налогообложения – партия товаров для детей

Налоговая ставка – 10%, согласно части 2 пункта 2 ст. 164 НК РФ

Посредническая организация купила партию товаров для детей на сумму 256000 рублей, в том числе НДС 23273 рублей, а продало за 320000 рублей в том числе НДС 29091 рублей.

Налогооблагаемая база - 523636

Таким образом сумма подлежащая уплате в бюджет равна 52364 рублей.

Список литературы

1.           Конституция Российской Федерации от  12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ на 09.06.2001 N 679).

2.           Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.).

3.           Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

4.           Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004 г. "О бюджетной политике в 2005 году".

5.           Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р (с изменениями от 6 июня 2002 г.).

6.           Бобоев М.Р., Наумчев Д.В.  Развитие налоговой системы РФ // Налоговый вестник. - 2001. - №3. – с.4–7.

7.           Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2002. –267с.

8.           Гасымов Н., Мамбеталиев Н. Т., Алиев В., Бобоев М. Р. Налоги и сборы Азербайджанской Республики // Налоговый вестник. — 2002.-№ 10.-С.З-11.

9.           Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. –М.: Новый юрист, 2000. – 212с.

10.      Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. Под ред. Н.М. Голованова. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. –425с.

11.      Гусева И.П. Реформирование института налогового контроля в сфере косвенного налогообложения // Адвокат. - 2004. - №4.-с.15-17.

12.      Девери М.П.  Экономика налоговой политики. – М.: Филинъ, 2002. – 432с.

13.      Диков А.О. Об изменениях и дополнениях, внесенных в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. // Налоговый вестник. - 2000.-c.3-l6.

14.      Дмитриев Н.Г. Налоги и налогобложение. Ростов-на-Дону, Феникс. 2001. – 188 с.

15.      Иохин В.Я. Экономическая теория.–М.: Филинъ. - 1997. - 863 с.

16.      Исингарин Н. К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. — Алматы: ОФ «БИС», 2001. - 400 с.

17.      Бизнес-конспект: акцизы // Экономика и жизнь 2004. №15. стр.22

18.      Козырин А.Н., Акцизы в системе таможенных платежей //Финансы. 2004. №1, стр. 22-28