Содержание
Введение. 3
Глава 1. Субъекты налогового администрирования. 4
1.2. Федеральная налоговая служба. 4
1.2. Территориальные органы Федеральной налоговой службы.. 10
2.3. Обязанности налоговых органов. 13
Глава 2. О некоторых международных принципах налогового администрирования 17
Заключение. 20
Список источников и литературы.. 21
Введение
Как известно, налоговые органы обрабатывают очень большие объемы информации. Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается недостаточным количеством технических средств, отвечающих современным требованиям, отсутствием единообразия и низкой функциональностью программного обеспечения. Работники налоговых органов всех уровней выполняют много трудоемких, ручных операций. В значительной степени это связано с тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы от налогоплательщиков и государственных органов в бумажном виде. По-прежнему высока доля ручного труда на этапах планирования, подготовки и проведения налоговых проверок, а также учета платежей и составления налоговой отчетности.
Для обеспечения эффективной работы территориальных налоговых органов необходимо существенно расширить объем взаимодействия с соответствующими министерствами и ведомствами, территориальными органами Федерального казначейства, другими государственными органами в части обмена информацией в электронном виде.
В предвыборной речи в МГУ им. М.В. Ломоносова 12 февраля 2004 года Президент Российской Федерации В.В. Путин выразил твердое намерение завершить начатые реформы, в том числе налоговую, в ходе которой предстоит упростить налоговое администрирование.
В этой связи весьма актуальным является решение одной из проблем налогового администрирования - реформирование системы учета крупнейших налогоплательщиков. Действующая система, по нашему мнению, не основана на законе и нарушает права организаций.
Целью данной работы является рассмотрение субъектов налогового администрирования.
Глава 1. Субъекты налогового администрирования
1.2. Федеральная налоговая служба
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314[1] Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России), с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Положение о ФНС России утверждено Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.[2]
ФНС России находится в ведении Минфина России.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) осуществляет контроль и надзор за:
- соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
- представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;
- фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
2) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
- производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;
- производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
- производство табачных изделий;
- учреждение акцизных складов;
- осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- проведение всероссийских лотерей;
3) осуществляет:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
4) регистрирует в установленном порядке:
- договоры коммерческой концессии;
- контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) ведет в установленном порядке:
- учет всех налогоплательщиков;
- государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
- сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
- реестр лицензий на производство табачных изделий;
- реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;
- Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
- реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;[3]
7) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
8) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
9) устанавливает (утверждает):
- форму налогового уведомления;
- форму требования об уплате налога;
- форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;
- форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;
- форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
- форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
- форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;
- форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
- форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;
- форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;
- форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;
- форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;
- форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;
- перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;
- форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;
- форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
- форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
- форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
- форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;
10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;
11) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
12) рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;[4]
13) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
ФНС России осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
1.2. Территориальные органы Федеральной налоговой службы
Руководство Минфина разграничило полномочия различных структур налоговой службы: территориальных налоговых инспекций, управлений по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций по федеральным округам.
Еще в прошлом году от главного налогового ведомства к Минфину перешли основные функции по контролю над налогоплательщиками. За это время финансисты старались наладить организацию работы налоговых инспекторов c фирмами и предпринимателями. Однако до конца все вопросы еще не решены.
Очередным приказом финансисты утвердили положения о территориальных налоговых инспекциях. Документ разграничил полномочия разных структурных подразделений Федеральной налоговой службы.[5]
В новом документе работники Минфина сохранили структуру, предложенную ФНС. И определили полномочия следующих налоговых подразделений:
- инспекции по району, району в городе, городе без районного деления и межрайонного уровня;
- межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
- межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных;
- межрегиональной инспекции по федеральному округу;
- управления по субъекту России.
В приказе финансисты начали с самого низшего уровня структуры - территориальной инспекции (ИФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции межрайонного уровня).[6] Их полномочия довольно обширны.
Во-первых, они контролируют, насколько правильно, полно и своевременно фирмы и предприниматели платят налоги.
Во-вторых, инспекторы следят за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции.
В-третьих, в задачи ИФНС входит контроль за соблюдением валютного законодательства.
В-четвертых, их компетенция распространяется и на контрольно-кассовую технику. Что интересно, Минфин оставил право контролировать ККТ только за территориальными налоговыми. А вот в приказе ФНС это право было закреплено не только за нижестоящими ИФНС, но и за всеми другими, перечисленными выше инспекциями.
В-пятых, инспекторы дают разрешение на проведение лотерей (которые и контролируют), а также следят за целевым использованием выручки.
Кроме того, Минфин возложил на ИФНС функции по регистрации организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. В делах о банкротстве и в процедурах банкротства ИФНС представляет требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам.
Территориальная налоговая служба подконтрольна управлению по субъекту России. Именно туда, как в вышестоящее учреждение, налогоплательщик может писать жалобы на решения, действия (или бездействие) инспекторов. Компетенция УФНС аналогична правам и обязанностям территориальной инспекции. Однако к его функциям добавлено еще несколько контрольных. Например, оно вправе возвращать и засчитывать излишне уплаченные суммы налогов. Также именно Управление выдает лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Еще выше в иерархии налоговых учреждений стоит межрегиональная инспекция по федеральному округу. Она напрямую подчиняется ФНС и должна взаимодействовать с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе. К ее задачам министерство отнесло проверку эффективности работы управлений налоговых инспекций.
В структуре налогового ведомства особняком стоят две межрегиональные инспекции: по крупнейшим налогоплательщикам и по централизованной обработке данных (МИ ФНС ЦОД). Они обе подчиняются непосредственно Федеральной налоговой службе.
Первая инспекция контролирует и ведет учет только крупнейших налогоплательщиков. Причем обязательно отдельно по каждому из них в зависимости от вида их деятельности. В качестве нововведения в компетенцию межрегиональной инспекции сотрудники Министерства финансов добавили обязанность выдавать фирмам свидетельства о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами.[7]
Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных - аналитическое учреждение. Она осуществляет функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Кроме того, МИ ФНС ЦОД обеспечивает прием и входной контроль данных налоговой и бухгалтерской отчетности, а также другой информации, поступающей от налоговых инспекций и плательщиков; вводит указанные данные. Помимо этого она ведет федеральные информационные ресурсы и архив Федеральной налоговой службы.
К компетенции инспекции Минфин также отнес и обязанность вести реестры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, лицензий, разрешений, свидетельств.
2.3. Обязанности налоговых органов
На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие обязанности:
1) обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах (подпункт 1 п.1 ст.32 НК РФ).
Вышеуказанная обязанность налоговых органов нашла также отражение в ст.3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и предполагает обязанность налоговых органов руководствоваться в своей деятельности НК РФ, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Одновременно налоговые органы в своей деятельности по осуществлению налогового контроля должны выполнять требования Конституции Российской Федерации, являющейся на основании ст.15 Конституции Российской Федерации актом прямого действия, положения которого не требуют дополнительного закрепления в законодательных актах;
2) обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункт 2 п.1 ст.32 НК РФ);[8]
3) обязанность по ведению в установленном порядке учета налогоплательщиков (подпункт 3 п.1 ст.32 НК РФ);
4) обязанность по проведению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (подпункт 4 п.1 ст.32 НК РФ);
5) обязанность по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст.32 настоящего Кодекса);
6) обязанность по соблюдению налоговой тайны (подпункт 6 п.1 ст.32 НК РФ);
7) обязанность по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора (подпункт 7 п.1 ст.32 настоящего Кодекса).
Данная обязанность налоговых органов определена также п.4 ст.100, п.4 и 5 ст.101 НК РФ.
Несоблюдение налоговыми органами данной обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и (или) решения налогового органа является основанием для отмены должностным лицом вышестоящего налогового органа либо судом принятого налоговым органом решения; несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту налогового уведомления или требования об уплате налога и сбора в силу различных положений действующего законодательства фактически приводит к невозможности взыскания налоговым органом данных сумм налога, сбора, пени с организации, индивидуального предпринимателя.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п.2 ст.32 НК РФ).
В соответствии со ст.31 НК РФ налоговые органы при осуществлении мероприятий налогового контроля имеют следующие права:
1) право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (подпункт 1 п.1 ст.31 НК РФ).
Право налоговых органов при проведении налоговых проверок истребовать у налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, предусмотрено частью четвертой ст.88, ст.93 НК РФ.
2) право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (подпункт 2 п.1 ст.31 настоящего Кодекса);
3) право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случае, если имеются достаточно веские основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подпункт 3 п.1 ст.31, ст.89, 94 НК РФ).
4) право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подпункт 4 п.1 ст.31 НК РФ);
5) право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст.31, ст.76, 77 настоящего Кодекса).
Глава 2. О некоторых международных принципах налогового администрирования
В течение последних десятилетий в ОЭСР все больше набирает силу тенденция рассмотрения деятельности налоговых органов не только и не столько как органов, выполняющих исключительно контрольно-надзорные функции, но оказывающих "услуги" налогоплательщикам. Эта тенденция выражается в стимулировании большей открытости и доступности деятельности налоговых органов и полноценного информирования налогоплательщиков. Она также очевидна в свете общих административных реформ, направленных на эффективность системы государственного управления в целом и управления финансами в частности. При этом одной из задач является выстраивание надежных рабочих отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками с признанием общей задачи - своевременной, минимально бюрократизированной уплаты (сбора) налогов. Особое внимание при этом уделяется крупнейшим налогоплательщикам: почти в 2/3 стран - членов ОЭСР в налоговых органах создаются специальные подразделения, занимающиеся администрированием крупнейших налогоплательщиков по тем или иным направлениям.[9]
В проведенном в 2002 году МВФ исследовании опыта 40 стран по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков, в частности, прослеживается мысль о том, что успех создания и функционирования отдельных подразделений по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков не будет достигнут без последовательной политической и управленческой поддержки, а также без общей реформы налогового администрирования. Подчеркивается особая роль налогового администрирования, критерием которого служит соблюдение налогоплательщиком налогового законодательства.
В данном контексте целесообразно привести и извлечения из разработанной ОЭСР в 1999 году (с изменениями в 2001 году) Практической записки о принципах хорошего налогового администрирования, отдельная часть которой посвящена взаимоотношениям налоговых органов и налогоплательщиков. Важной задачей налоговых органов является быть отзывчивыми к индивидуальным обстоятельствам налогоплательщиков, оставаясь последовательными. Отзывчивость выражается в доступном, зависимом от обстоятельств и своевременном информировании, а также в аккуратном и своевременном рассмотрении обращений и апелляций. Это может быть достигнуто путем построения системы и процедур, которые в наибольшей мере направлены на нужды налогоплательщиков, а не налоговой администрации. Примерами этого могли бы служить: облегчение связей с налогоплательщиками через систему единых окон, с тем чтобы обеспечить доступность услуг там и тогда, где и когда они нужны; усилия, направленные на разработку усовершенствованных электронных средств связи между налогоплательщиком и налоговым органом, которые могли бы включить возможность электронной подачи деклараций, введение средств электронных платежей и on-line доступа к балансам.[10] Хороший налоговый орган консультируется с налогоплательщиками и другими заинтересованными сторонами по вопросам изменения и развития существенных вопросов налоговой политики и процедур. Это позволяет быть уверенным в том, что расходы на исполнение налоговых обязанностей будут поддерживаться на минимальном уровне, необходимом для достижения правильного исполнения обязанностей в соответствии с налоговым законодательством. Налоговые органы должны также сотрудничать с органами регулирования в создании подходящих общеуправленческих подходов по снижению расходов на исполнение налоговой обязанности с учетом интересов всех уровней управления. Последовательность достигается тем, что применяющаяся политика и процедуры прозрачны и соответствуют национальному налоговому законодательству, международным налоговым соглашениям и нормам. Последовательность также предполагает, что права и обязанности налогоплательщиков, процедуры обжалования и восстановительные механизмы обозначены и доведены до сведения через справочники, приказы, средства массовой информации и образовательные программы. Информация о налогоплательщике должна использоваться только в том объеме, в котором это допустимо законодательством. Законодательство, позволяющее использование информации, которой располагает налоговая администрация (иной, чем была получена в порядке обмена по договорам) для иных целей, чем цели администрирования, должно быть ограничено. Налоговые органы призываются: применять налоговое законодательство честным, заслуживающим доверие и прозрачным образом; обозначать и сообщать налогоплательщикам их права и обязанности, а также доступные процедуры обжалования и восстановительные механизмы (механизмы возмещения); предоставлять информацию по существу последовательно и аккуратно, своевременно рассматривать запросы, обращения и жалобы налогоплательщиков; обеспечивать наличие доступной и надежной информационной службы по правам и обязанностям налогоплательщиков, установленным в законодательстве; гарантировать, что расходы на исполнение налоговых обязанностей поддерживаются на минимальном уровне, необходимом для достижения исполнения обязанностей в соответствии с налоговым законодательством; предоставлять налогоплательщикам там, где это возможно, право высказать свое мнение в отношении изменений в политике администрирования и процедурах; использовать информацию о налогоплательщике только в пределах, установленных законодательством; развивать и поддерживать хорошие рабочие отношения с клиентскими группами и широкой общественностью.
Заключение
Согласно Положению, все функции налоговиков можно разделить на пять групп. В первую, безусловно, попадают полномочия по контролю и надзору в налоговой сфере. Но кроме этого налоговики, как и прежде, будут контролировать производство и оборот этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции. Соответственно эти сферы составят вторую группу полномочий налоговиков. В третью войдут проверки соблюдения валютного законодательства небанковскими организациями. Четвертую группу составят полномочия по регистрации и учету организаций, предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. А в пятую группу включены "банкротные" полномочия налоговиков - представление интересов бюджета в делах о банкротстве.
Кроме того, налоговое ведомство сохранило за собой право проверять соблюдение требований к контрольно-кассовой технике. Это значит, что, как и прежде, налоговики будут регистрировать кассовые аппараты, а также контролировать их использование при наличных расчетах.
Как видим, количество сфер, на которые распространяются контрольные полномочия налоговиков, не только не сократилось, но, напротив, увеличилось. Ведь к налоговикам перешло право представлять интересы бюджета при банкротстве налогоплательщиков. Но сохранение за налоговиками всех прежних функций не означает, что работа этого ведомства останется прежней. Дело в том, что Положение о ФНС вслед за указом президента N 314 существенно ограничивает права налоговых органов. Так, Федеральная налоговая служба напрочь лишена всех нормотворческих полномочий. Она больше не сможет по своему усмотрению издавать документы, обязательные для исполнения всеми налогоплательщиками. Даже формы деклараций и инструкции по их заполнению утверждать будет не налоговое ведомство, а Минфин.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. N 50. 2004.
4. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
5. Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
6. Калинина И.В. О некоторых международных принципах налогового администрирования // Налоговед. 2005. N 9.
7. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I-VII: Главы 1-20. М.: Издательство "Экзамен", 2005.
8. Налоговое право России/ Под редакцией Ю.А.Крохина. – М.: НОРМА, 2003.- 656с.
9. Крохина Ю. Налоговое право. Учебник. М., 2005
[1] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. N 50. 2004.
[2] Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
[3] Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
[4] Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
[5] Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
[6] Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
[7] Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38
[8] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I-VII: Главы 1-20. М.: Издательство "Экзамен", 2005.
[9] Калинина И.В. О некоторых международных принципах налогового администрирования // Налоговед. 2005. N 9.
[10] Калинина И.В. О некоторых международных принципах налогового администрирования // Налоговед. 2005. N 9.