Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения. 5

1.1. Сущность и функции налогов. Принципы возникновения. 5

1.2. Классификация налогов. 10

Глава 2. Характер налоговой системы России и ее совершенствования на современном этапе. 23

Заключение. 36

Список литературы.. 38

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего на- родного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики

Современный этап реформирования налогообложения в РФ осуществляется в условиях динамичного изменения важнейших параметров экономического, социального и политического устройства страны, которые пока не нашли в силу качественной новизны и неординарности должного отражения в законодательных нормах и положениях. Во многочисленных разъяснениях налоговой службы, в профессиональной литературе одни и те же налоговые термины и процессы получают различное определение, порой прямо противоположенную трактовку внутреннего содержания.

Объект исследования: налоговая система

Предмет исследования: налогообложение в рыночной экономике

Цель исследования: рассмотреть сущность и основные тенденции развития налоговой системы в условиях рыночной экономики.

Задачи исследования:

1.    Рассмотреть становление системы  налогообложения в РФ и основные недостатки сформированной налоговой модели.

2.    Проанализировать правовое регулирование налогообложения в РФ.

3.    Рассмотреть виды налогов и полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения.

4.    Проанализировать налоговые системы  в зарубежных странах и направления повышения эффективности налогообложения.

5.    Выявить тенденции развития системы налогообложения в условиях рыночной экономики.

Данная тема исследовалась разными учеными экономистами, среди них такие как Аронов А.В., Баскин А.И., Саакян Р.А., Бобоев М.Р., Наумчев Р.В., Бородей О.Е., Иванова Т., Мастеренко В., Яшин А., Миляков Н.В., Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов Р.П. и др.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1. Сущность и функции налогов. Принципы возникновения

Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... »[1]. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги»[2].

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующая льгота: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит прежде всего от размеров прибыли налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет  соответствующую политику – экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования  финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную  реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной  «кровеносной артерией»  финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужд.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья  и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.[3]

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.[4]

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

 В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

 Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

 Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

 Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т. е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.

Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок.

1.2. Классификация налогов

Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. В переходный период, пока не принята и не введена полностью в действие часть II НК РФ, перечень налогов определяется в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ». С принятием специальной части НК РФ перечень налогов будет регламентироваться Кодексом. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в приложении. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются, и в Налоговом кодексе РФ число налогов значительно сократилось.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие ' в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов.

Итак, система налогообложения РФ на сегодняшний день имеет следующие основные особенности и характеристики:

• Сформировалась в 1992 г. в условиях жесточайшего финансового кризиса без теоретического фундамента, математических расчетов и правового обеспечения. Сразу была четко ориентирована только на выполнение фискальных (конфискационных) задач, ее стимулирующее предназначение полностыо игнорировалось.

• Фискальный «уклон» обусловил состав и структуру налогов, а также строение каждого из них.

• К структурным недостаткам относится также перекос в сторону косвенного обложения потребления, что при низкой доле фонда заработной платы и невысокой рентабельности резко искажает пропорции последующего формирования доходов основных хозяйствующих субъектов и разрушает воспроизводство.

• Высокая доля оборотных налогов и многократное косвенное обложение в условиях монополизированного ценообразования провоцируют инфляцию и создают первоначальную видимость сильного фискального эффекта с последующим усилением напряжения на систему госрасходов. Новая система РФ реализовала весь свой негативный потенциал и подвергалась массированной критике и неоднократным изменениям, которые нашли свое отражение в НК РФ.

• Вступление в налоговую практику частей I и II НК РФ оказало бесспорно положительный эффект. НК РФ сделал систему немного более стройной, но, к сожалению, не дал толчка к принципиальному изменению налоговой политики.

• Система по-прежнему имеет фискальную направленность, отвергает разработки налоговой теории, которые можно было бы положить в ее основу, не учитывает достижений мирового опыта и поэтому нуждается в радикальной перенастройке.

• Налоговая реформа, необходимость которой признается всеми, даст эффект только при серьезном упорядочении структуры (из-„ влечении полной ренты, пропорциональном обложении отраслей, снятии налогов с «прожиточного минимума» и обложении высоких доходов и т. д.).

• Для грамотного управления налоговой системой необходима перспективная и детально продуманная налоговая политика, ориентированная на отработанные критерии развитых стран.

На протяжении 5 лет с 1999 по 2004 года налоговая система содержала большое количество налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации содержал 28 различных налогов и сборов.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг);

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенные пошлины и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы:

1)земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование и дарение;

5) местные лицензионные сборы.

В настоящее время перечень налогов значительно сократился и состоит всего из 14 налогов и сборов, взимаемых на территории РФ

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Единый социальный налог

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Государственная пошлина

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

Местные налоги

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Изменения внесенные в перечень налогов с 2005 года.

НДС (глава 21 НК РФ)

Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ

1. отменен порядок определения налоговой базы "по оплате" (ст. 167 НК РФ);

2. изменен порядок применения налоговых вычетов (ст. 171, 172 НК РФ);

3. не включается в налоговую базу "частичная оплата" (авансовые платежи), полученная: в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по ставке 0% (экспорт) (п. 9 ст. 154 НК РФ); в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 167 НК РФ);

4. урегулирован порядок обложения НДС сделок по передаче имущественных прав (ст. 155 НК РФ);

5. не включаются в налоговую базу любые суммы, предоставленные бюджетами различных уровней при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот (п. 2 ст. 154 НК РФ);

6. иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько подразделений, выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого предоставляются декларации и уплачивается налог в целом за все подразделения, находящиеся на территории РФ (п. 3 ст. 144 НК РФ);

7. увеличен до 2 млн. рублей размер выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ);

8. изменен порядок определения места реализации работ (услуг) (ст. 148 НК РФ);

9. изменен перечень операций, не подлежащих налогообложению (ст. 149 НК РФ);

10. изменен порядок пересчета в рубли выручки в иностранной валюте (п. 3 ст. 153 НК РФ);

11. предусмотрены основания для восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, и порядок их восстановления (п. 3 ст. 170 НК РФ);

12. установлены особенности налогообложения при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ (ст. 174.1 НК РФ);

13. признаны налоговыми агентами комиссионеры (агенты, поверенные), реализующие товары иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);

14. увеличен - до 2 млн. рублей - размер выручки, определяющий налоговый период как квартал (п. 2 ст. 163 НК РФ);

15. изменен порядок предоставления в налоговые органы документов и установлены новые документы для обоснования ставки 0 процентов (ст. 165 НК РФ);

16. изменен порядок налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления (п. 6 ст. 171 НК РФ);

17. установлены особенности уплаты НДС в особых экономических зонах (пп. 2 п. 1 ст. 151, п. 5 ст. 160, пп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ).

Акцизы (глава 22 НК РФ)

Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ; Федеральный закон от 28.07.2004 N 86-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ

1. увеличены налоговые ставки применительно к ряду подакцизных товаров (п. 1 ст. 193 НК РФ);

2. ликвидирован режим налогового склада (отменены ст. 196, 197 НК РФ);

3. введено обложение акцизами получения (оприходования) денатурированного этилового спирта (пп. 20 п. 1 ст. 182 НК РФ);

4. установлена ставка акциза в отношении прямогонного бензина (п. 1 ст. 193 НК РФ);

5. уточнено, какая парфюмерно-косметическая продукция признается подакцизным товаром (пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ);

6. установлены особенности уплаты акцизов в особых экономических зонах (п. 1 и 2 ст. 185, п. 5 ст. 191 НК РФ).

НДФЛ (глава 23 НК РФ)

Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ; Федеральный закон от 30.06.2005 N 71-ФЗ; Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ; Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ

1. в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, установлено, какие доходы, полученные в порядке дарения, облагаются НДФЛ, а какие - нет (п. 18.1 ст. 217 НК РФ);

2. увеличено с 2 тыс. до 4 тыс. рублей ограничение по размеру не облагаемых НДФЛ доходов, полученных в виде подарков, материальной помощи, ряда других доходов (п. 28 ст. 217 НК РФ);

3. изменен порядок определения дохода (убытка) по операциям купли-продажи ценных бумаг (п. 3 ст. 214.1 НК РФ).

ЕСН (глава 24 НК РФ)

Федеральный закон от 06.12.2005 N 158-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ

1. изменены ставки ЕСН - изменено распределение части суммы налога между бюджетами ФСС РФ и ФФОМС (п. 1 ст. 241 НК РФ);

2. установлены ставки ЕСН для резидентов особых экономических зон (п. 1 ст. 241 НК РФ).

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ

1. расширен перечень документов, с помощью которых организация может обосновать свои расходы (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ);

2. изменен порядок признания расходов на выдачу спецодежды и форменной одежды (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 5 ст. 255 НК РФ);

3. амортизируемым имуществом будут признаваться капитальные вложения в арендованные основные средства в форме неотделимых улучшений (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 258 НК РФ);

4. установлен порядок формирования стоимости излишков, выявленных при инвентаризации, и стоимости имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (п. 2 ст. 254 НК РФ);

5. сформулировано определение технологических потерь при производстве или транспортировке (пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ);

6. введено право организации при осуществлении капитальных вложений в основные средства, а также при модернизации, достройке, дооборудовании, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств единовременно признать в качестве расхода 10% от их первоначальной стоимости (осуществленных расходов) (пп. 1.1 ст. 259 НК РФ);

7. снижен срок, в течение которого равномерно признаются расходы на НИОКР, установлена возможность признавать расходы на безрезультатные НИОКР в полном объеме (п. 2 ст. 262 НК РФ);

8. уточнен порядок признания расходов при заключении договора лизинга (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);

9. в состав внереализационных расходов добавлен расход в виде скидки (премии), выплаченной покупателю за выполнение определенных условий договора (пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ);

10. предусмотрена возможность формирования резерва предстоящих расходов на цели социальной защиты инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);

11. при реализации имущественных прав (долей, паев) организациям дана возможность уменьшать доход на цену их приобретения и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией (пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ);

12. организации - участники договора простого товарищества или же договора доверительного управления имуществом не вправе применять кассовый метод (п. 4 ст. 273 НК РФ);

13. изменен порядок признания расходов по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);

14. изменен размер, в котором убытки прошлых лет могут уменьшать налоговую базу текущего периода (50%) (абз. 2 п. 2 ст. 283 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ);

15. упрощен порядок уплаты налога при наличии у организации нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ (п. 2 ст. 288 НК РФ);

16. новые возможности по признанию, в частности, расходов на ремонт основных средств бюджетными учреждениями (п. 3 и 4 ст. 321.1 НК РФ);

17. установлены особые правила расчета амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ), признания расходов на НИОКР (п. 2 ст. 262 НК РФ), переноса убытков на будущее (п. 2 ст. 283 НК РФ) для организаций - резидентов особых экономических зон.

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Федеральный закон от 05.12.2005 N 155-ФЗ

1. граждане РФ, проживающие в Калининградской области, не должны уплачивать государственную пошлину за выдачу им загранпаспорта (п. 4 ст. 333.29 НК РФ) (правило действует с 9 января 2006 г.).

Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)

Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ

1. увеличена налоговая ставка на добычу природного горючего газа (абз. 32 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Единый сельхозналог (ЕСХН) (глава 26.1 НК РФ)

Федеральный закон от 03.06.2005 N 55-ФЗ; Федеральный закон от 29.06.2005 N 68-ФЗ

1. разрешен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам ЕНВД (отменен пп. 2 п. 3 ст. 346.2 НК РФ);

2. установлен новый порядок расчета доли от реализации сельхозпродукции для перехода на уплату ЕСХН (п. 2 ст. 346.2 НК РФ);

3. расширен перечень признаваемых расходов (пп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

УСН (глава 26.2 НК РФ)

Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ

1. увеличен максимальный размер и состав доходов, при котором возможен переход на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также при превышении которого требуется вернуться на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

2. расширен перечень тех обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан вернуться на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

3. не вправе применять УСН адвокаты и адвокатские образования, бюджетные учреждения, а также иностранные организации, имеющие филиалы, представительства, иные обособленные подразделения на территории РФ (пп. 10, 17, 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

4. снят запрет на применение УСН некоммерческими организациями (с долей участия других организаций более 25%) (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

5. при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (при которой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН) учитывается только амортизируемое имущество (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

6. внесены уточнения по размеру дохода, дающего право на применение УСН или же при котором налогоплательщик обязан вернуться на общий режим, для налогоплательщиков, совмещающих применение УСН и ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ);

7. расширен перечень признаваемых расходов (пп. 24 - 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

8. урегулирован момент признания при применении УСН расходов в виде стоимости покупных товаров, расходов на приобретение сырья и материалов, и ряда иных расходов (п. 2 ст. 346.17 НК РФ);

9. налогоплательщикам, применяющим УСН 3 года и более, дано право на смену объекта налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ);

10. для индивидуальных предпринимателей введена УСН на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ);

11. установлено ограничение на выбор в качестве объекта налогообложения - "доходы" участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяющими УСН (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

ЕНВД (глава 26.3 НК РФ)

Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ; Федеральный закон от 18.06.2005 N 63-ФЗ; Федеральный закон от 18.06.2005 N 64-ФЗ; Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ; Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ

1. уточнено понятие розничной торговли для целей ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ);

2. добавлены новые виды деятельности, в отношении которых возможно введение ЕНВД (пп. 11 - 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

3. введено применение ЕНВД организациями общественного питания, не имеющими зала обслуживания посетителей, при оказании услуг общественного питания (пп. 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

4. в отношении бытовых услуг ЕНВД может вводиться как в целом, так и по отдельным их группам (видам) (пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ);

5. в отношении автотранспортных услуг уточнено, что применять ЕНВД необходимо при наличии не более 20 (как собственных, так и арендованных) автомобилей, используемых именно для оказания данных услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

6. при определении численности работников (для определения суммы налога) уточнено, что в расчет принимаются также лица, работающие по гражданско-правовым договорам (ст. 346.27 НК РФ);

7. сокращено с трех до двух количество корректирующих коэффициентов базовой доходности (ст. 346.27, п. 4 ст. 346.29 НК РФ);

8. установлен запрет на применение ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ);

9. уточнен порядок расчета коэффициента К2 - при его определении будет учитываться фактический период деятельности в календарном месяце (п. 6 ст. 346.29 НК РФ).

Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

Федеральный закон от 18.06.2005 N 62-ФЗ; Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ

1. установлены отчетные периоды по транспортному налогу для организаций (квартал) (ст. 360 НК РФ);

2. установлена обязанность уплаты авансовых платежей по транспортному налогу для организаций (ст. 362 НК РФ).

Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)

Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ

1. отменяется ряд льгот по налогу на имущество организаций (п. 6, 7, 16 ст. 381 НК РФ);

2. предоставлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особых экономических зон (п. 17 ст. 381 НК РФ).

Земельный налог (Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю")

Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ

1. Закон РФ "О плате за землю" утрачивает силу с 1 января 2006 года (за исключением ст. 25) (ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).

Земельный налог (глава 31 НК РФ)

Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ; Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ

1. отменен ряд льгот по земельному налогу (п. 3, п. 8 ст. 395 НК РФ);

2. предоставлена льгота по земельному налогу для резидентов особых экономических зон (п. 9 ст. 395 НК РФ);

3. уточнен порядок введения земельного налога (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1)

Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ

1. установлены особенности установления и отмены налога в период до 1 января 2009 года (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1)

Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ

1. налог отменяется с 1 января 2006 года (ст. 1 Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ).

Глава 2. Характер налоговой системы России и ее совершенствования на современном этапе

Под системой налогообложения понимается совокупность законодательных правовых норм, определяющих в данный момент в конкретном государстве перечень налоговых платежей, а также взаимоотношения сторон в процессе их взимания.

Понятие "система налогообложения" более широкое, чем понятия "налоговая система" и "налоговое администрирование". В нормативных документах и специальной литературе налоговая система трактуется часто как совокупность налогов, сборов, пошлин и установленных правил их исчисления и взимания. Именно так изначально в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 2) налоговая система определялась как "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке...".

Налоговое администрирование это направления и технология деятельности налоговых органов в сфере налоговых правоотношений для достижения целей налоговой политики конкретного периода.

Таким образом, понятие "система налогообложения" характеризует в динамике всю совокупность процессов, результатом которых является формирование конкретных налоговых доходов бюджета и других денежных фондов государства. В этом состоит главная (фискальная) задача системы налогообложения любого государства.[5]

Налоговая система Российской Федерации представляет собой финансово-экономический механизм регулирования отношений в обществе с рыночной экономикой. Она охватывает все стороны хозяйственно-экономической деятельности общества и состоит из исчерпывающего перечня:

1) рент, выполняющих функцию распределения прибавочной стоимости в направлении возмещения обществу издержек, связанных с использованием экономическими агентами различных видов ресурсов для целей своей деятельности и являющихся основным источником наполнения доходной части бюджетов всех уровней управления для выполнения возлагаемых на них функций;

2) налогов, выполняющих функцию регулирования экономических отношений между участниками процесса производства и обращения, работодателями и наемными работниками, между доходами по труду и доходами на капитал и являющихся резервным источником наполнения бюджетов всех уровней; субъектов - плательщиков налогов и рент по роду деятельности, определяемой экономическим критерием;

3) алгоритмов формирования рент и налогов и их ставок;

4) объектов и источников рент и налогов, а также исходных данных для расчета подлежащих уплате сумм;

5) банковской системы, образующей сеть учреждений для реализации закона и оказания кредитно-финансовых услуг участникам процесса производства и обращения на базе налоговой системы;

6) средств и принципов контроля со стороны налоговых органов правильности уплаты рент и налогов.

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов и т.д.

Налоговая система должна быть справедливой. Так считают руководители российских предприятий.

В Российской Федерации система налогообложения прошла несколько этапов своего развития. Первый этап (1992-1998 гг.) это период ее "запуска" и становления на основе принятия в декабре 1991 г. Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и соответствующих законов по конкретным видам налогов, период адаптации к рыночным условиям новых правоотношений. Высокий уровень инфляции, структурные изменения в экономике страны обусловливали нестабильность налогового законодательства, отмену одних и появление новых налогов. Практика показала необходимость кардинальной перестройки бухгалтерского учета во всех сферах хозяйствования, применительно к условиям рыночной экономики и действующей системы налогообложения. К числу серьезных недостатков последней относилось использование начисляемых в зависимости от выручки предприятий "оборотных" налогов, неточность и неоднозначное толкование многочисленных нормативных актов Госналогслужбы России, наличие многочисленных льгот и налоговых освобождений, а так же сравнительная легкость и безнаказанность невыполнения налоговых обязательств плательщиками.

Система налогообложения этого периода имела ярко выраженный фискальный характер, что обусловливало постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, рост масштабов теневой экономики. Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство, решали лишь отдельные частные вопросы и не меняли его основ. Система налогообложения все в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.

Второй этап становления системы налогообложения в РФ связан с вступлением в действие с 1 января 1999 г. части первой ("общей") и с 1 января 2001 г. части второй ("специальной") Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) является федеральным конституционным законом, регламентирующим правовой, экономический и организационный порядок функционирования системы налогообложения. Появление кодекса означало комплексную и качественную перестройку налогообложения в РФ.

Налогового кодекса формирует базовые моменты налогообложения в РФ: состав и структуру налогового законодательства, условия его применения и согласованности с нормативными законодательными актами других отраслей права, дает определения налогов и сборов, принципы их деления на федеральные, региональные и местные, устанавливает их перечень. Соответствующие статьи части первой НК характеризуют участников налоговых отношений, их права и обязанности, виды налоговых нарушений и применяемые санкции.

Часть вторая Налогового кодекса фактически является сводом федеральных законов, каждый из которых "расписывает" порядок исчисления и взимания того или иного налога, предусмотренного системой налогообложения в РФ. С 1 января 2001 г. вступили в действие главы, регулирующие взимание налога на добавленную стоимость (гл. 21), акцизов (гл. 22), налога на доходы физических лиц (гл. 23) и единого социального налога (гл. 24). С 1 января 2002 г. начала действовать гл. 25 "Налог на прибыль организаций", гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей, гл. 27 "Налог с продаж" и раздел VII "Специальные налоговые режимы" в части гл. 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог".

С 1 января 2003 г. введены в действие новые редакции гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства", гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", гл. 28 "Транспортный налог", объединивший ранее действовавшие налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств, регулировавшийся Федеральным законом "О дорожных фондах".

В течение 2003 г. была проведена большая работа по подготовке новых и доработке ранее принятых глав НК. В результате с 1 января 2004 г. вступили в действие главы: 25.1 "Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", 29 "Налог на игорный бизнес", 30 "Налог на имущество организаций". Глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)" действует с 1 января 2004 г. в новой редакции (Федеральный закон от 11.11.2003 N 147). Кроме того, внесены изменения в механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, на лога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налогообложение малого бизнеса.[6]

В 2005 г. планируется завершить работу над частью второй НК. Для этого необходимо будет решить вопрос о снижении ставки единого социального налога, налога на добавленную стоимость до 15-16% с ликвидацией оставшихся льгот. Предстоит принять главы "Государственная пошлина", которая объединит все возможные платежи государству; "Налог на имущество граждан", "Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения", "Водный налог" и др. После завершения работы над частью второй НК РФ, с 2006 г. планируется "период налоговой стабильности", в течение которого законодательство о налогах и сборах существенно меняться не будет.

Принятие части второй НК в полном объеме позволит резко сократить число налогов и сборов. По состоянию на 1 января 2004 г. в соответствии с законом "Об основах налоговой системы в РФ" действовали 23 налога и сбора (вместо 44 ранее установленных) и 5 специальных налоговых режимов, при которых значительное число налогов заменяется для налогоплательщика уплатой одного налога.

Органами налоговой полиции в январе – мае 2005 г. проведено 13008 документальных проверок налогоплательщиков. По результатам выявлено 8718 нарушений законодательства, из которых 6944 нарушения – в крупных и особо крупных размерах. Сумма ущерба перевалила за 8852,4 млн. рублей. 8747,1 миллиона, или 98,8% - ущерб в крупных и особо крупных размерах. Из общего числа уголовных дел 9557 (75%) возбуждены по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. Это почти в 3 раза превышает прошлогодние показатели. Нарушителям пришлось возместить 3541,3 млн. рублей. Кроме того, установлено в размере 790 млн. рублей по материалам, в результате рассмотрения которых отказано в возбуждении уголовных дел, из них 245 миллионов также возмещено. Следует отметить, что уже действуют те гуманные нормы в отношении лиц, впервые совершивших налоговые преступления, которые совсем недавно были заложены в законодательство. Так, 3937 уголовных дел, или 47,6% от оконченных производством, прекращено вследствие деятельного раскаяния и полного возмещения нанесенного ущерба. А сумма эта немалая – 2568,8 млн. рублей (72,55% от общей суммы)

В Налоговом кодексе РФ впервые законодательно закреплены принципы, на которых строится система налогообложения в РФ. Они следующие:

1. Всеобщность и равенство налогообложения, обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги. Данный принцип является конкретизацией ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что "каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы".

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех лиц, признаваемых налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах плательщиками. Эта общая норма применительно к практике налогообложения конкретизируется в ст. 23 НК как обязанность налогоплательщика "уплачивать законно установленные налоги", т.е. только те, которые предусмотрены налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного кодексом. В противном случае налогоплательщик в соответствии со ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" вправе "не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц".

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Данное ограничение соответствует закрепленным в Конституции РФ принципам равенства всех форм собственности, свободы экономической деятельности (ст. 8) и равенства прав и обязанностей иностранцев, лиц без гражданства и российских граждан (ст. 62). Наличие этого принципа имеет большое значение для практики налоговых отношений. Именно ввиду нарушения этого принципа Конституционный Суд РФ дважды (в январе 2001 г. и в январе 2003 г.) ставил вопрос о конституционности и соответствии принципам налогообложения налога с продаж, так как установленный механизм его исчисления ставил в неравное положение плательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обусловленное различием организационно-правовых форм их хозяйственной деятельности. Этот и другие признаки дискриминации явились одной из причин отмены данного налога с 01.01.2004.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Они не могут быть произвольными. Это означает, что законно установленный налог в обязательном порядке имеет экономический смысл и реальное основание для взимания в виде появившегося дохода, прибыли, приобретения имущества, прироста его стоимости и т. д.[7]

Практическое значение этого принципа состоит в том, что он законодательно ограничивает потребность государства в денежных ресурсах, его стремление вводить новые налоги для пополнения казны. В практике налогообложения РФ, тем не менее, имелись и имеются прецеденты экономически необоснованных налогов. Например, отмененные (с 2001 г.) пограничный сбор за оформление въезда на территорию РФ и выезда из страны, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (с 2003 г.). Вместе с тем, в перечне федеральных налогов и сборов до сих пор присутствует "Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний".

4. Не допускается установление налогов и сборов, ограничивающих или препятствующих законной деятельности налогоплательщиков, нарушающих единое экономическое пространство РФ, т. е. таких, которые прямо или косвенно препятствуют свобод ному перемещению по территории РФ товаров, работ, услуг и капиталов. Это вытекает из норм Конституции РФ, которая гарантирует единое экономическое пространство страны и не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 и 74).

Соблюдение этого принципа потребовало в 2002 г. перестроить систему акцизного обложения алкоголя, возложив платежи этого налога в федеральный бюджет на производителей, а платежи в региональные бюджеты - на оптовых продавцов алкоголя (аккредитованные оптовые налоговые склады). В соответствии с существовавшим до этого порядком вся сумма акциза взималась с производителя и зачислялась в федеральный и соответствующий региональный бюджеты. Это приводило к тому, что органы власти субъектов федерации, на территории которых действовали производители алкоголя, для увеличения суммы акциза, зачисляемого в свой бюджет, часто всячески препятствовали экономическими и административными мерами ввозу алкогольной продукции (возможно, более качественной и дешевой) из других регионов, нарушая конституционную норму о едином экономическом пространстве РФ.

5. Федеральные налоги и сборы могут устанавливаться, изменяться или отменяться только путем внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Из данного принципа системы налогообложения в РФ вытекает важнейший практический вывод не законным, а следовательно не подлежащим уплате, должен признаваться любой налог, введенный нормативным актом законодательной власти субъекта РФ и представительным органом местного самоуправления, если он не предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Рассматриваемый принцип определяет также место правовых актов исполнительных органов власти в налоговых отношениях издание ими нормативных актов "по собственной инициативе" не допускается, изданные имеют силу только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Например, Правительство РФ имеет право устанавливать ставки федеральных налогов (ст. 53 НК РФ), определять порядок списания задолженности по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ) и др.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации определяют порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей (ст. 54 НК РФ), из дают инструкции и методические материалы по заполнению налоговых деклараций (ст. 80 НК РФ). Важно отметить, что нормативные документы исполнительных органов власти не должны изменять или дополнять нормы Налогового кодекса РФ.[8]

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть определенными, понятными, содержать характеристику всех элементов, необходимых для исчисления налогов. В противном случае налог не считается законно установленным, а плательщик получает право его не платить.

6. Особое место среди принципов современной системы налогообложения в РФ занимает норма, в соответствии с которой все неустраненные сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика ("презумпция невиновности"). Важно отметить, что правильность "толкования" устанавливается в судебном порядке.

Из данной нормы вытекает важнейший момент для практики налогообложения. Он состоит в том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица, возлагается на налоговые органы (ст. 108 НК РФ). Второй заключается в том, что в случае нарушения порядка проведения той или иной процедуры, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (выемка документов, налоговые проверки, приостановление операций по счетам налогоплательщика организации и др.), документально оформленные ее результаты не имеют законной силы.

Законодательно установленные принципы налогообложения в РФ определяют структуру и содержание собственно налоговой системы. Она имеет три уровня: федеральный, региональный и местный, каждый из которых представлен одноименной группой налогов, установление и введение которых является налоговой компетенцией органа власти со ответствующего уровня.

Формирование налоговых систем по природе своей — процесс многоступенчатый, длительный и требующий глубокого теоретического обоснования. Эволюционно развивающиеся отдельные виды «налогов» постепенно вплетаются в ткань общественно-хозяйственной жизни, «обрастают» правовыми нормами, сначала предназначенными для каждого их вида. Затем объединение отдельных элементов приводит к появлению нового образования — налоговой системы. Различия налоговых систем в разных странах (состав применяемых налогов, структура, способы взимания, фискальные полномочия различных уровней власти и т. д.) не исключают общих свойств и общих условий формирования и действия, таких как высокая фискальная эффективность и ее баланс со стимулирующим воздействием; разработанные на. высоком уровне методология и методики внедрения; устранение двойного обложения; стимулирующая ориентация налоговых льгот; соблюдение экономических границ и высокий потенциал налогового контроля.

В мировой практике в настоящее время известны три базисные модели налоговых систем:

• Англосаксонская. Она ориентирована на прямое обложение, основную налоговую нагрузку несут физические лица. Доля косвенных налогов совсем незначительна. Применяется в большинстве развитых стран (Австрия, Великобритания, Ирландия и др.).

• Евроконтинентальная. Для нее характерны высокие отчисления на социальное страхование (взносы в страховые фонды), которые с известной долей условности можно отнести к налоговым платежам. Объясняется социально-ориентированной политикой. Значительна также доля косвенных налогов, в особенности НДС, прямых же значительно меньше (Германия, Нидерланды, Франция, Щвеция, Норвегия).

• Латиноамериканская. Характерна для несбалансированной инфляционной экономики с очень высоким уровнем косвенного обложение от 40 до 50% (Боливия, Чили, Перу).

На практике, как всегда, существуют также и смешанные модели. Российская модель налоговой системы, к сожалению, схожая по ряду внешние факторов с западными структурами, по сути ближе всего к латиноамериканской, т. е. худшей из всех трех. В результате она является объектом постоянной критики со стороны как непосредственных субъектов, так и наблюдателей налогового процесса: налогоплательщиков всех рангов, государственных чиновников, депутатов, профессиональных экономистов, СМИ, зарубежных аналитиков. Причина этого общего негативного отношения прежде всего в том, что не было соблюдено ни одного элементарного условия введения российской налоговой системы в переходную экономику. Так, ее официальным «днем рождения» можно считать дату 27.12.91 г., когда были приняты Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и блок первых, самых необходимых, нормативно обеспечивающих документов. С 01.01,92 г. «скоророжденное дитя» вступило в кризисную, высокоинфляциоцную экономическую ситуацию и попыталось к ней приспособиться. Как известно, вся прошлая организационная структура управления народным хозяйством противоречила самой природе процесса налогообложения поэтому не могла создать для него никаких серьезных Предпосылок ни в плане научных теорий, ни в плане практического опыта. Более того, тот этап, который сейчас проходит Россия, не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира с такой скоростью (и одновременно при такой степени неподготовленности) не переходила от централизованной модели к рыночной. Трудности становления Российской налоговой системы усугублялись также тяжелейшей экономической ситуацией, которая характеризовалась: беспрецедентным (в среднем на 50-60% объема ВВП, для сравнения в («великую Депрессию» — порядка 30%) для мирного времени спадом производства; хаотически осуществленной приватизацией, лишившей государство важнейших источников финансовых накоплений; неуправляемым ростом внешней задолженности; разгулом коррупции. Правительство не имело времени и желания идти испытанным эволюционным путем «от теории к практике» и было вынуждено решать неразрешимые в принципе задачи любимым российским методом «проб и ошибок». Но даже для использования последнего необходимо было оттолкнуться от какой-то готовой схемы, которую позаимствовали из налоговой практики стран Запада. Увы, но была скопирована именно готовая модель, а не принципы и методология Запада в отношении формирования налоговых систем, учитывающих дифференцированные условия, и т. д. В самом деле, своеобразие российского менталитета, вызревавшего столетиями вначале в условиях крепостного права, а затем в течение 70 лет при советской власти, равно как и российского политического и экономического климата, столь велико, что ни одна готовая схема России подойти не может. Страны Европы и США существуют в условиях высокоразвитых рыночных отношений и включены в тесную систему мировой интеграции. В экономической политике многих из них присутствует ярко выраженная социальная ориентация, что отражается в равномерном распределении налоговой нагрузки, количестве и качестве льгот, высоте ставок, условиях налогообложения и т. д. Россия, естественно, не могла себе позволить действовать подобным же образом и вынуждена была скорректировать свои «копии» с учетом латиноамериканской модели с собственной инициативой увеличения ставок и сокращения льгот.[9]

Заключение

Налоговые системы всех стран являются многоуровневыми, сложными, многочисленными в отношении видов налогов, изымающими значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющими огромный штат налоговых органов. Налоги в настоящее время не только предмет спора внутри страны, но и предмет международных споров.

В настоящее время обсуждаются в ряде стран интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при которой обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.

Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессы практически реализуются во многих странах. Снижение ставок хотя и не самый кардинальный путь совершенствования налоговых систем, но важный этап в снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического и социального развития страны.

В условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.

В 2005 г. предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности.

Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов.

Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.

Реформирование единого социального налога призвано обеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес. Для этого необходимо снизить эффективную ставку единого социального налога, скорректировать механизм применения регрессии, в том числе снять неоправданные ограничения на доступ к применению регрессии налогоплательщикам.

Актуальной остается проблема налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний.

Назрела необходимость усовершенствовать порядок взимания налога на добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений. С 2007 года целесообразно снизить ставку этого налога.

Работу налоговых инспекций следует оценивать по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке и применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе учитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности.

Список литературы

1.                Конституция Российской Федерации от  12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ на 09.06.2001 N 679)

2.                Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2005 г., 1 января 2006г. )

3.                Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

4.                Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2005 г. "О бюджетной политике в 2006 году"

5.                Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2006 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2003 г. N 910-р (с изменениями от 6 июня 2004 г.)

7.                Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2005. –267с.

8.                Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и ответы. –М.: Новый юрист, 2005. – 212с.

9.                Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. Под ред. Н.М. Голованова. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. –425с.

10.           Девери М.П.  Экономика налоговой политики. – М.: Филинъ, 2005. – 432с.

11.           Дмитриев Н.Г. Налоги и налогобложение. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 –188с.

12.           Исингарин Н. К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. — Алматы: ОФ «БИС», 2004. - 400 с.

13.           Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет, оценка прибыльности хозяйственных операций. – М.: ЭКЗАМЕН, 2004. – 540с.

14.           Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. –М.: МУФЭР, 2005. –270с.

15.           Кучеров И.И.  Налоговое право России. – М.: ЮрИнфоР, 2004. –349с.

16.           Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). –М., 2005. – 155с.

17.           Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В. А. Гюрджан, Н. Э. Масинкевич, В. В. Шевцова и др. / Под ред. В. А. Гюрджан. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2005. - 256 с.

18.           Налоги и налоговое право в схемах. Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: «Аналитика-Пресс», 2002. – 230с.

19.           Налоги и налогообложение. Под ред. И.Г. Русаковой. В.А. Кашина.—М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 415с.

20.           Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Г. Князева, проф. Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002.

21.           Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. –М.: Книжный мир, 2004. –390с.

22.           Паскачев А. Б. Налоговый потенциал экономики России. — М.: Издательский дом «Мелап», 2004. — 400 с.

23.           Паскачев А. Б., Кашин В. А., Бобоев М. Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм / Под ред. Г. И. Букаева. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - 776 с.

24.           Пепеляева С.Г. Налоговое право. –М., 2005. – 336с.

25.           Перонко И.А. Налогообложение в России. –М., 2005. – 253с.

26.           Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. –М.: Юдрайт, 2005. –121с.

27.           Черник Д.Г. Налоги. –М.: Финансы и статистика, 2005. – 486с.

28.           Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятиии. – Ростов-на-Дону.: Март. 2005 – 390с.

29.           Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. –М.: Инфра-М, 2005. – 525с.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 171

[2] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3

[3] Налогообложение в России. – М. 1994. С. 121.

[4] Налоги и налогообложение. М. – 1998.С.214.

[5] Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность. // Налоговый вестник. Май 2001. – с.33–38

[6] Бабаев М. Р., Кашин В. А. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. — 2002. — №7. — С. 54 — 69.

[7] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. –М.: Книжный мир, 2004. С.156-158

[8] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. –М.: Юдрайт, 2002. С.79-81

[9] Бобоев М.Р., Наумчев Д.В.  О проблемах и перспективах развития налоговой системы РФ // Налоговый вестник, 2001. №9. – с.17–29