Содержание

1.  Метод экономического анализа – как диалектический способ подхода к исследованию хозяйственных процессов и факторов производственно-финансовой и инвестиционной деятельности……………………………...

2.   Особенности метода экономического анализа…………………………..

3. Классификация аналитических показателей по разным группиро-вочным признакам……………………………………………………………

4. Cистемный подход в экономическом анализе, комплексное исследование объектов и процессов хозяйственной деятельности……….

5. Ситуационный подход – как перспективное направление развития метода экономического анализа…………………………………………….

3

6

9

12

16

1.    Метод экономического анализа – как диалектический способ подхода к исследованию хозяйственных процессов и факторов производственно-финансовой и инвестиционной деятельности

Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучаемый присущим ей методом. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает наука, то метод – как изучает, какими способами и приемами. Слово «метод» происходит от греческого слова methodos, означающего путь исследования, теорию, учение, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов практического или теоретического познания действительности. Под методом в широком смысле слова обычно понимают пути, способы и средства познания действительности, совокупность органически взаимосвязанных принципов и приемов исследования процессов, явлений и предметов в природе и обществе.

Метод науки – это свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета. Научной основой метода всех наук организация природе и обществе является диалектический метод исследования, который предполагает: изучение реального мира в становлении и развитии; раскрытие диалектических противоречий этого развития, борьбы нового и отмирающего, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений; определение движущих сил и объективных законов развития. Научное познание достигается путем наблюдения, чувственного восприятия, сравнения, абстракции, измерения взаимосвязей, моделирования и экспериментирования, сочетания анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического подхода к изучению действительности.

Диалектический метод исследования используют при изучении своего предмета все естественные и общественные науки. В то же время каждая из них вырабатывает особый подход к изучению своего предмета, который позволяет реализовать общие положения этого метода применительно к специфике ее предмета.

Диалектический метод требует системного комплексного подхода к исследованию социально-экономических и других процессов и явлений, учета связей и зависимостей между ними. Предприятия рассматриваются как большая и сложная система со всеми внутренними и внешними связями. Это позволяет принимать во внимание множество факторов (причин) самого различного характера, выделяя из них наиболее существенные, находить пути и методы эффективного воздействия на ход выполнения планов, динамику основной  (оперативной) и другой хозяйственной деятельности предприятий. Только при соблюдении этого условия можно изучить причины, вызвавшие изменения отдельных показателей, и установить пути, возможности и резервы улучшения предпринимательской деятельности, повышения эффективности использования экономического потенциала.

Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов также выработал свой метод, основанный на диалектике и являющийся способом ее приложения к изучению его предмета.

Таким образом, метод экономического анализа представляет собой диалектический подход к исследованию хозяйственных процессов, обеспечивающий системное, комплексной изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью объективной оценки и мобилизации внутрихозяйственных резервов, повышения научной обоснованности принятых управленческих решений и эффективности функционирования организации в целом.

Достоинством такого определения метода анализа является то, что в нем подчеркивается значение разработки и использования системы показателей как наиболее характерная особенность метода анализа. Это привлекло внимание широкого круга специалистов к проблемам совершенствования системы показателей для оценки эффективности деятельности анализируемого объекта, для измерения степени использования экономического потенциала и выявления резервов повышения эффективности хозяйствования.

В методе анализа полностью реализуются все положения диалектики. Вскрывается и изучается противоречивое влияние на анализируемую деятельность и ее результаты отдельных групп факторов – объективных и субъективных, зависящих от внешних обстоятельств либо от самого объекта анализа. Выявляется скачкообразный переход количества в качество. Например, на промышленном предприятии количество отступлений от утвержденной технологии производства приводит к неисправимому (окончательному) браку продукции или же, наоборот, совершенствование отдельных параметров потребительной стоимости так улучшает качество изделия, что оно получает новое потребительское назначение. В то же время улучшение или ухудшение качества влияет на количество, поскольку объем продаж в стоимостном его выражении зависит не только от количества проданных товаров, но и от цен на них, которые отражают надбавки и скидки за качество. Требование изучения явлений реального мира в их становлении и развитии также реализуется в анализе, например при изучении показателей деятельности в динамике, раздельном их рассмотрении по новой и морально устаревшей продукции, при сравнении эффективности организации работы по бригадному подряду и по ранее применявшимся формам организации труда.

Следовательно, метод анализа опирается, как выше указывалось, на диалектическую теорию познания.

2. Особенности метода экономического анализа

С философской точки зрения анализ – это способ изучения предмета путем расчленения его на части. Анализ в переводе с греческого означает разложение, разделение на части.

Путем анализа достигается все более детальное разложение частей предмета, вначале кажущихся неразложимыми, и все большее приближение к познанию его сущности. При этом выявляются внутренняя противоречивость и взаимосвязь всех частей предмета, обусловливающая их слияние в единое целое.

Однако нельзя познать предмет, протекающие внутри его сложные и противоречивые процессы с помощью только разложения. Любая часть не может быть правильно понята вне ее связи с другими частями и с целым. Правильное восприятие предмета достигается обобщением знаний, полученных в результате аналитического исследования его частей, т.е. анализ сочетается с синтезом. То обстоятельство, что термин «анализ» включен в название науки, является отражением последовательности изучения хозяйственной деятельности: сначала проводится анализ, а затем – синтез.

В анализе применяется дедуктивный метод исследования, когда он начинается с обобщающих показателей всей деятельности, что свойственно финансово-экономическому и финансово-инвестиционному виду, или индуктивный, когда вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений хозяйствующих субъектов (бригад, цехов, производственных единиц либо отдельных видов продукции), а затем материалы обобщаются для технико-экономического и функционально-стоймостного анализа. В процессе аналитического изучения деятельности хозяйствующих субъектов все виды анализа сочетаются, поэтому дедукция и индукция применяются в единстве.

Диалектичность подхода к изучению хозяйственных процессов предполагает их рассмотрение в становлении и развитии. Им свойственны закономерность перехода количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного, т.е. все методы и приемы диалектики проявляются в исследовании хозяйственных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Правильно выбранный метод анализа предопределяет его результат, эффективность исследования операционной (основной), инвестиционной и другой деятельности предприятий. Метод анализа включает научно обоснованную систему принципов, способов, приемов исследования его предмета и объектов. Он имеет следующие особенности:

-                    во-первых, ему присущ диалектический подход к изучению хозяйственных процессов и явлений;

-                    во-вторых, необходимо использование системы показателей, всесторонне и глубоко характеризующих экономическую и социальную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов. Система аналитических показателей, с одной стороны, должна отражать результаты хозяйствования, степень выполнения планов. Прогнозов, динамику развития, эффективность производственных, торговых и других хозяйственных процессов; с другой стороны, характеризовать имеющиеся и используемые ресурсы. В ней должны доминировать показатели, характеризующие степень использования экономического потенциала, от величины и динамики которого зависят результаты хозяйственной деятельности предприятий;

-                    в-третьих, необходимо глубокое изучение причин изменения анализируемых показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними на основе использования специальных приемов. Причины и следствия тесно связаны между собой и не всегда являются постоянными. В одних случаях причина может выступать в качестве следствия и наоборот. Если в процессе экономического анализа установлена причина, то определяют и оценивают ее влияние на изучаемый показатель (следствие). Таким образом, в процессе экономического анализа необходимо не только устанавливать причинно-следственные связи, но и количественно измерять влияние причин (факторов) на результаты хозяйствования. При этом необходимо обеспечить системный подход к изучению и оценке объектов анализа (исследуемых показателей). Проникая во все области хозяйственной деятельности предприятия, экономический анализ становится научным методом составления планов, бизнес-планов, прогнозов, подготовки и принятия обоснованных управленческих решений.

В процессе анализа все стороны деятельности, все происходящие под ее влиянием процессы и факторы, их обусловливающие, рассматриваются в их реальном переплетении и противоречивом разнонаправленном взаимодействии. Для удобства исследования искусственно выделяются отдельные процессы и рассматривается влияние на них разных факторов с тем, чтобы в конце исследования раскрыть их взаимосвязь и влияние на конечные результаты деятельности.

Поскольку анализ представляет собой расчленение, детализацию изучаемых явлений и процессов с целью раскрытия их сущности, проникновение в природу изучаемого объекта, методы экономического анализа становятся центральным звеном всего аналитического процесса.

Любой метод – это совокупность определенных логических операций и количественных вычислений, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте, в частности выявление причинно-следственных связей между процессами и явлениями; определение силы влияния различных групп факторов на изучаемый объект и воспроизведение механизма формирования изучаемого процесса или объекта. Именно последняя стадия, связанная с синтезом изученных процессов, позволяет обеспечить прогностическую направленность экономического анализа, повернув его от объяснения и осмысления происшедшего к регулированию будущего, т.е. к управлению.

3. Классификация аналитических показателей по разным группировочным признакам

Важной методологической чертой анализа является то, что он способен не только устанавливать причинно-наследственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы его обоснованными.

Применение метода экономического анализа включает в себя несколько последовательных процедур:

1. Определение системы показателей, описывающих объект исследования по выделенному направлению.

2. Установление соподчиненности показателей.

3. Выделение групп соподчиненных факторов.

4. Выделение в группе факторов основных и второстепенных.

5. Установление формы взаимосвязи между ними.

6. Выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи.

Важной методологической чертой экономического анализа является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических процессов и явлений в хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ оперирует различными экономическими показателями. Каждый отдельный показатель отражает какую-то определенную сторону финансово-хозяйственной деятельности организации. Все показатели взаимосвязаны и составляют единую систему показателей.

В зависимости от содержания экономические показатели подразделяются на количественные и качественные.

Количественные показатели отражают количественные стороны изучаемого объекта. К количественным показателям относятся, например, показатели объема производственной либо реализованной продукции. Качественные показатели характеризуют какие-либо особые свойства изучаемых объектов, например, цена продукции, себестоимость продукции, рентабельность продаж и др.

По отношению к отраслям национальной экономики показатели делят на общие и специфические. Общие показатели характерны для организаций всех отраслей национальной экономики (производительность труда, прибыль, рентабельность и т.п.). Специфические показатели характерны для организаций отдельных отраслей национальной экономики (жирность молока, урожайность культур и др.).

По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные. Обобщающие показатели применяют для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели применяют для характеристики простых экономических явлений. Вспомогательные, или как их еще называют, косвенные показатели применяют для более полной характеристики того или иного экономического явления.

По способу выражения показатели делят на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели (натуральные и стоимостные) являются исходной базой экономического анализа. Относительные показатели характеризуют отношение каких-либо показателей друг к другу и выражаются в процентах или коэффициентах.

По способу формирования показатели делятся на нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические. Нормативные показатели характеризуют различные нормы и нормативы. Плановые показатели характеризуют какие-либо контрольные (плановые) значения. Учетные показатели представляют собой данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетные показатели – это данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Аналитические показатели – исчисляются в ходе самого экономического анализа.

По причинно-следственной взаимосвязи показатели делятся на факторные и результативные. Результативные показатели – показатели, выступающие в качестве объекта исследования, как результат воздействия одной или нескольких причин. Факторные показатели – показатели, определяющие поведение результативного показателя и выступающие в качестве причин изменения его величины.

Поскольку действие разнообразных факторов на показатели финансово-хозяйственной деятельности не равноценно, различают основные и второстепенные факторы. Однако одни и те же факторы в тех или иных обстоятельствах могут быть как основными, так и второстепенными. Все зависит в каждом конкретном случае от размера влияния фактора на показатель. При анализе, прежде всего, подлежат изучению основные факторы, оказывающие решающее влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Все показатели, которые используются в экономическом анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены, что следует из существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Анализ хозяйственной деятельности должен базироваться на комплексе показателей, сформированных на принципах системного подхода, так как любое предприятие является объектом, которому присущи свойства системы, построенной по законам иерархической связи. Выбор показателей, отражающих хозяйственную деятельность предприятия, их анализ также должны  проводиться с позиций системного подхода. Изучение каждого показателя во взаимосвязи с другими позволяет выявить факторы, влияющие на их изменение, определить доминирующие из них и количественно измерить зависимость между каждым фактором и результатным показателем, а также между факторами.

4. Системный подход в экономическом анализе, комплексное исследование объектов и процессов хозяйственной деятельности

Главными задачами системного подхода являются задачи анализа и синтеза объекта – системы.

Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многооб­разные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвя­занных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанав­ливается, каким образом эти связи в результате взаимодейст­вия приводят к единству изучаемого процесса в его целост­ности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смеж­ных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, пла­нирования, управления, экономической кибернетики и др.).

В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Такой анализ можно называть комплексным экономическим анализом.

Комплексный анализ должен стать тем инструментом, с помощью которого анализ хозяйственной деятельности должен выполнять свою многоцелевую функцию в современном управлении производством. Комплексный экономический анализ выступает как средство получения цельного знания организация хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта.

Методическую основу комплексного анализа составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа, который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе.

Объективные предпосылки системного анализа содержатся в самой экономике предприятия, рассматриваемой как сложная, динамичная и самоуправляемая система, обладающая свойствами целостности и внутренней активности. Анализ целостных свойств хозяйственной деятельности, выявление всесторонних связей и зависимостей между различными сторонами и видами этой деятельности с точки зрения ее целостности – отличительная особенность системного анализа.

При проведении системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов.

1.                Целевой этап. Объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. На входе этой системы – материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов; на выходе – материально-вещественные потоки готовой продукции. В результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся продукцией. Целью работы предприятия является рентабельность авансирования капитала (активов). Задача системного анализа – рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности. Экономический принцип деятельности предприятия состоит в обеспечении либо максимального выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо при альтернативно заданном выпуске продукции минимального расхода ресурсов. Условия работы предприятия определяются системой  экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями, т.е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов и других реквизитов бухгалтерского учета. основные функции предприятия-товаропроизводителя (покупка производственных факторов, изготовление продукции (услуг), продажа товаров) находят отражение в денежном кругообороте:

Д – Т … П … Т¢ –   Д¢

где     Д – авансируемый для хозяйственной деятельности капитал;

Т – закупленные товары – производственные факторы (средства труда, предметы труда и труд);

П – организация производственного процесса для изготовления нового товара;

Т¢  –  новый товар (продукция, услуги), стоимость которого выше себестоимости на величину прибыли;

Д¢  –  выручка от продажи (реализации) продукции, стоимость которой выше себестоимости реализованной продукции на величину прибыли.

Денежный оборот, отражающий реальный процесс предпринимательской деятельности, фиксируется в комплексной системе бухгалтерского учета, благодаря которому формируется информационная система предприятия – необходимая база системного экономического анализа.

2. Параметрический этап. На этом этапе главную цель функционирования производственной системы представляют в виде иерархии подцелей (дерева целей). Процесс построения дерева целей заключается в разработке качественных характеристик (параметров) функционирования системы – обобщающих и частных показателей хозяйственной деятельности. При этом следует стремиться к тому, чтобы выбранные параметры (показатели) наиболее точно отражали сущность соответствующих экономических процессов и явлений. Таким образом, отбор показателей, характеризующих деятельность предприятия, составляет суть второго этапа.

3. Модельный этап. На данном этапе строят информационную модель хозяйственной деятельности, т.е. модель формирования экономических факторов и показателей. Определяют ее главные элементы и структуру, составляют общую блок-схему взаимосвязей основных групп показателей, формализуют связи между ними. Наиболее содержательную и законченную форму имеет общая схема формирования и анализа основных групп показателей хозяйственной деятельности.

4. Факторный этап заключается в развертывании обобщающих, синтетических показателей деятельности предприятия в систему аналитических, факторных показателей, из которых формируются эти обобщающие показатели. Знание факторов производства, их взаимосвязей, умение определить силу и направление их воздействия на обобщающие показатели создает основу для управления хозяйственной деятельностью через выходные параметры, что наиболее эффективно, поскольку имеет характер спрогнозированного (упреждающего) воздействия.

5. Расчетно-аналитический этап. На данном этапе испытывают построенные на предыдущих этапах факторные модели взаимосвязей показателей, собирают конкретные сведения о работе предприятия для заполнения созданных моделей, выполняют необходимые расчеты для определения факторного взаимовлияния показателей.

6. Оценочный этап. Этот этап завершающий и включает обобщение результатов анализа, объективную оценку работы предприятия и имеющихся резервов, выработку предложений и рекомендаций по использованию резервов, повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Главные особенности системного подхода – динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчинённость, выделение ведущего звена. Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что даёт основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

5. Ситуационный подход – как перспективное направление развития метода экономического анализа

Одной из весомых специфических особенностей производственно-сбытовой деятельности предприятий при переходе России от командно-административной системы к рынку является появление рисков. Особенно они характерны для периода становления рыночных отношений, когда коммерческая деятельность осуществляется в условиях новой неустойчивой экономической и политической среды и информационной неопределенности. Общеизвестно, что успех деятельности любого предприятия определяется на 25-30 % действием внешних факторов и 70-75 % - правильными хозяйственно-экономическими решениями руководства. Процесс принятия любого управленческого решения основан на анализе качественной, полноценной и достаточной информации. Поэтому вероятность возникновения рисковой ситуации обратно пропорциональна проведению предварительного ситуационного анализа положения предприятия на рынке (САПП). Экономисты предлагают актуальные для рыночной экономики теоретические основы и рабочую методику управления рисками ПСД, обеспечивающие совершенствование решений на основе САПП.

Ситуационный анализ является  одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью. Его цель – показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет руководству даже процветающего предприятия избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, наиболее перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, в том числе составить перспективный бизнес-план, маркетинговый план или стратегическую маркетинговую программу.

Ситуационный анализ, охватывая в комплексе всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, в конечном итоге должен привести к выдвижению новых идей и целей, выработке и оценке способов их достижения, соответствующих стратегических направлений развития и принятию решений руководства по их реализации. Подобный анализ может быть осуществлен только в том случае, когда его проведением руководит генеральный директор (директор) предприятия или акционерного общества.

Ситуационный анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля за ней.

Основным предметом ситуационного анализа является непосредственное окружение предприятия, система, в которой оно действует: это потребители, конкуренты, торговцы, посредники по сбыту, а также поставщики.

При функциональном подходе выделяются четыре направления деятельности предприятия: снабжение, производство, организация НИОКР и сбыт. Кроме того, должны быть изучены и сферы деятельности, обеспечивающие нормальную работу предприятия: финансы, служба информации и кадровая политика, которые оказывают влияние на принятие решений в маркетинге.

При проведении ситуационного анализа необходимо ответить на группы вопросов по всем составляющим, которые подвергаются исследованиям, и оценить соответствующие показатели в натуральном и стоимостном измерениях.

Получить достаточно полную информацию по интересующей проблеме можно, имея хорошо продуманную концепцию сбора данных. Для этого необходимо проводить ситуационный анализ по стадиям.

Прежде чем начать исследование, рекомендуется провести предварительное изучение и анализ интересующей проблемы, который должен помочь уточнить задачу, получить первые представления об изучаемой области, указать на возможный ход работы. На этой стадии процесс изучения слабо регламентирован: это может быть опрос экспертов, групповые дискуссии или изучение литературы.

Итак, ситуационный анализ включает пять ступеней.

 1. Оценка: насколько хорошо работает существующая стратегия. Она включает обзор прошлой стратегической деятельности компании и определение логической взаимосвязи отдельных частей стратегии.

 2. Проведение SWOT-анализа. Оценка основных  блоков стратегии - сильных сторон ее деятельности; слабые стороны важны, так как они представляют источник повышенного внимания и требуют корректирующих действий. Внешние благоприятные возможности и угрозы следует учитывать, так как хорошая стратегия должна способствовать накоплению положительных возможностей и защите от возможных угроз.

3. Оценка стоимостной позиции компании относительно конкурентов (с использованием цепи действия/стоимость). Стратегия должна поддерживать стоимостный фактор на уровне соперников, чтобы обеспечить способность компании конкурировать.

4. Оценка конкурентной позиции компании и ее конкурентной силы. Этот этап показывает, как расположена компания относительно соперников по главным показателям конкурентного успеха. Анализ конкурентной силы показывает, где компания сильна, а где слаба.

5. Определение стратегических подходов и проблем компании. Целью этого этапа является разработка полного стратегического перечня с использованием ситуационного, а также отраслевого и конкурентного анализа для понимания того, насколько существующая стратегия соответствует внешней и внутренней ситуации компании.

На основании проведенной работы делается заключение относительно конкурентной позиции фирмы (улучшающая/слабеющая; конкурентные преимущества/недостатки) и разрабатывается план главных стратегических действий с учетом существующих проблем.

Список использованных источников

1) Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. / под ред. М. И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.

2) Баканов М. И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3) Емельянова М. В. Теоретические основы экономического анализа: Учеб. пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2004.

4) Любушкин Н. П. Теория анализа хозяйственной деятельности / Н.П. Любушкин, В.Б. Клещева, Е.А. Сучков. – М.: Юристъ, 2002.

5) Савицкая Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. М.: Новое знание, 2003.

6) Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб./ Л.И. Кравченко, В.В. Осмоловский, Н.А. Русак и др.; Под общ. ред. Л.И. Кравченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2004.