А.М.Тихомирова доц., к.ф.н.

УрГЭУ, г. Екатеринбург

ФУНКЦИИ РЕКЛАМЫ В ОЦЕНКАХ ГОРОЖАН

         Реклама сегодня – огромная отрасль экономики. Если в прошлом цена продукции малоизвестных фирм и широко рекламируемых фирм отличалась не значительно, то сегодня разница доходит до 60 %.

        Реклама вызывает множество споров, диаметрально противоположных эмоциональных оценок. Она стала всеобщим раздражителем и популярным объектом  научных исследований. Особенно много сегодня говорят о необходимости усилении госконтроля за рекламой. В последнее время принят ряд законов, ограничивающий рекламный беспредел. Как относятся к рекламе и проблемам ее государственной цензуры жители нашего города.

        Для изучения темы мы провели контент-анализ щитовой рекламы на улицах города, изучение методом наблюдения рекламы на телевидении и пилотажный опрос об отношении населения к рекламе[1].

         Некоторые результаты наших исследований представлены в данных тезисах. В анкет был поставлен вопрос об отношении респондентов к государственной цензуре рекламы. Характерно, что ни один их опрошенных не считает цензуру не нужной, а половина опрошенных подчеркивает, что государство обязательно должно регулировать внешний вид и содержание рекламы.

На вопрос анкеты о том, чем для них в первую очередь является реклама, большинство подчеркнуло экономические функции рекламы, ответив, что «реклама – средство продвижения товара для продавца» (62%) и «реклама – это информация, которая нужна каждому» (40%).

         На третьем месте – 25% опрошенных – ответ «реклама – информационный мусор, она засоряет мозги, внимание». На четвертом месте – два ответа. Положительный – «реклама – эстетический, художественный продукт;  средство украшения города, журналов» (12%) и отрицательный – «реклама – ненужная трата денег, бумаги» (12%). На последнем месте ответ «реклама – мусор в прямом смысле слова» (9%).

         На вопрос об отношении к рекламе ответы  – «полностью положительно» и «полностью отрицательно» выбирались крайне редко (по 6%). Чаще респонденты относятся к рекламе «в основном положительно» (36%) или «нейтрально» (36%). Большинство опрошенных раздражает в рекламе то, что ее много и она назойлива. На втором месте по частоте упоминания глупость рекламы. На третьем месте – пошлость (особенно часто это упоминала молодежь). Треть опрошенных были бы рады, если бы реклама исчезла полностью из жизни общества, и только пятая часть опрошенных сожалели бы об этом.

         Мы задали вопрос о том, как можно оценить количество рекламы на ТВ, радио, в газетах, на улицах города. В нашей стране развитие рекламы шло по американскому образцу, т.е. больше всего ее размещают на ТВ.  В среднем в день телезритель видит семьдесят рекламных роликов. По некоторым данным реклама обеспечивает 75% доходов газет и журналов и почти 100% доходов ТВ[2]. Большинство респондентов считают, что рекламы на ТВ излишне много (75%), а на радио, в газетах, на улицах ее вполне достаточно.

         Нас интересовало оценка респондентами возможности рекламы отдельных категорий товаров и у слуг. Эта проблема часто вызывает дискуссии в обществе. На вопрос о том, можно ли рекламировать крепкие спиртные напитки, 64% опрошенных дали негативные ответы. Особенно велика доля таких ответов у мужчин и женщин старше сорока (по 80%).

         По поводу возможности рекламы пива отрицательно ответило половина опрошенных. Причем интересно, что женщины даже несколько более терпимы к этой рекламе.

         О рекламе сигарет отрицательно высказались 64% опрошенных. Причем, если у женщин нейтрально к рекламе сигарет относится 60%, то у мужчин таких только 23%. По-видимому, в этом проявляется, то, что курение в России все больше приобретает женское лицо.  

         Реклама лекарств не вызывает никаких возражений у большинства. По-видимому, люди не видят здесь опасности, о которой много говорят специалисты – медики.

         Много нареканий в обществе вызывает реклама интимных товаров. В связи с этим в анкете были вопросы о допустимости рекламы презервативов и прокладок. Большинство женщин на эти вопросы ответили отрицательно, причем большее количество отрицательных ответов у молодых женщин. Мужчины в рекламе презервативов и прокладок не видят ничего зазорного, только один человек высказался против этого.

         Рекламу часто упрекают, что она излишне эксплуатирует сексуальность. В декабре 2002 г. мы изучали социальную направленность телерекламы методом наблюдения, выделяя пропагандируемые ею семейные ценности, моральные качества, жизненные цели, сексуальность. Был проанализирован 121 ролик.  К нашему удивлению только в 16 роликах встречалось обнаженное тело. Намеки на сексуальность использовались чаще,  в трети роликов. Но в целом наша гипотеза о засилии секса в рекламе не подтвердилась. При анкетировании на вопрос о возможности использования сексуальных мотивов в рекламе большинство отвечало отрицательно. Треть  – можно, но при определенных условиях.

         

          


[1] Нами опрошено 69 человек, в том числе 22 мужчины и 47 женщин в возрасте от17 до 60 лет.

[2] Рожков И. Я.  Реклама: планка для профи. М., Юрайт, 1997 с. 21.