Приложение 1
Списочный состав детей
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|||
имя ребенка |
возраст |
имя ребенка |
возраст |
|
Даша Я. |
2 года 11 мес. |
Настя Д. |
2 года 9 мес. |
|
Алена Д. |
3 года 2 мес. |
Антон С. |
2 года 11 мес. |
|
Таня М. |
3 года 1 мес. |
Миша А. |
3 года 0 мес. |
|
Саша Д. |
2 года 10 мес. |
Катя К. |
2 года 8 мес. |
|
Оксана Л. |
2 года 11 мес. |
Саша Т. |
3 года 1 мес. |
|
Андрей Г. |
2 года 9 мес. |
Маша К. |
2 года 9 мес. |
|
Андрей И. |
2 года 10 мес. |
Миша П. |
2 года 11 мес. |
|
Сергей Л. |
2 года 7 мес. |
Семен С. |
3 года 1 мес. |
|
Настя Ф. |
3 года 1 мес. |
Настя К. |
2 года 11 мес. |
|
Марина П. |
2 года 10 мес. |
Лена С. |
2 года 7 мес. |
Анамнезы детей экспериментальной группы
-
Настя Д. Девочка
от 2-й беременности, 2 родов. Роды при
сроке гестонии 38 – 40 недель. Безводный период – 6 часов. При рождении
состояние ребенка удовлетворительное, оценка по шкале Ангар 8/9 баллов, вес –
3200, рост –
- Антон С. Мальчик от 4 беременности, 4 родов, родился на дому с массой тела 1700гр, окр. гр. – 31см. Осмотр невропатолога: жалобы: срыгивает после каждого кормления. В неврологическом статусе – умеренная гипотония.
-
Миша А. Мальчик
от 3 беременности, роды при сроке 35-36 недель, вес – 2470гр, рост –
- Катя К. Девочка от первой беременности, первых родов при сроке 37 недель. Вес – 3200гр, тугое двукратное обвитие пуповины, оценка по шкале Ангар 7/8 балов. В 10-ти дневном возрасте поступила в детскую больницу с диагнозом: катаральный коньюктивит.
- Саша Т. - ребенок от 3 беременности, 3 родов, вес – 3300гр. Вскармливание грудное до 2 мес., голову держит с 3 мес.
- Маша К. – ребенок от 4 беременности, 4 родов, роды домашние, срочные, вес – 3470гр, рост – 51см. Грудное вскармливание до 3 мес. Перенесенное заболевание до 1 года: ОРВИ.
- Миша П. - мальчик от первой беременности, 1 родов. Роды в срок, вес – 3300гр, рост – 53см, окр. гол. – 36см, окр. гр. – 36см. Грудное вскармливание до 9 мес. Перенесенных инфекционных заболеваний не было.
-
Семен С. – ребенок от 2 беременности, 2 роды.
Роды в срок, вес – 3600гр, рост –
- Настя К. – девочка от 3 родов, преждевременных, с массой 2680гр. Осмотр невропатолога: тонус в руках и ногах повышен. Искусственное вскармливание. Перенесла заболевание: ОРВИ.
-
Лена С. – девочка от 1 беременности, мать на
учете не стояла. Масса при рождении – 3200гр, рост - 50см, окр.
гол. – 35см, окр.гр. –
Приложение 2
Протоколы обследования речи детей контрольной группы
1. Даша Я., 2г.11мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы единственного и множественного числа существительных |
различает грамматические формы единственного и множественного числа существительных |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
отчетливое произношение большинства звуков за исключение сонорных и шипящих, что соответствует возрастной норме. |
отчетливое произношение большинства звуков за исключение шипящих, что соответствует возрастной норме. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
меняет темп речи регулирует силу голоса |
меняет темп речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит с кошкой. Поливает цветочек. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
2. Алена Д., 3г.2мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы единственного и множественного числа существительных |
различает грамматические формы единственного и множественного числа существительных |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. Лампа стоит. |
Изолированно звуки произносит правильно, кроме сонорных Л и Р, шипящих, свистящих, но в речевом потоке многие звуки смазываются. Речь смягчена. |
Изолированно звуки произносит правильно, кроме сонорных Л и Р, шипящих, свистящих, но в речевом потоке многие звуки смазываются. Речь смягчена. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не меняет темп речи и не регулирует силу голоса |
не меняет темп речи, но регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Девочка пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбу. Несет ведро. |
Стоит у стола. Девочка пьет... Бежит ... кошка Поливает цветки. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит кино. Ловит рыбу. Несет ведро. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбу. Несет ведро. |
3. Таня М., 3г.1мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы единственного и множественного числа существительных |
различает грамматические формы единственного и множественного числа существительных |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
свистящие и шипящие смешивает в спонтанной речи; наблюдается оглушение звуков; пропуск звуков в начале слова; в речевом потоке многие звуки смазаны, звучат неточно |
свистящие и шипящие смешивает в спонтанной речи; наблюдается оглушение звуков; пропуск звуков в начале слова |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи; регулирует силу голоса |
меняет темп речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветочки. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветочки. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
4. Саша Д., 2г.10мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы единственного и множественного числа существительных |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
пропуск звуков в начале слова; в речевом потоке многие звуки смазаны, звучат неточно |
пропуск звуков в начале слова; взаимозамена шипящих и свистящих; пропускает сонорные звуки Л и Р. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи; не регулирует силу голоса |
не может убыстрять и замедлять теми речи; не регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
не передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Сидит на стуле. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветочки. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоки. Смотрят телевизор. Сидит у стула. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветочки. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. - |
5. Оксана Л., 2г.11мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. Лампа стоит. |
шипящие, свистящие и сонорные в речевом потоке смазаны, звучат неточно, в связи, с чем вся речь неясна, трудна для понимания |
шипящие, свистящие и сонорные в речевом потоке смазаны, звучат неточно, в связи, с чем вся речь неясна, трудна для понимания |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
регулирует силу голоса передает заданные интонации |
регулирует силу голоса передает заданные интонации |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Девочка пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбу. Несет ведро. |
Стоит у стола. Пьет молоко Бежит ... кошка Поливает цветки. Везет на санках. Ест яблоко. Смотрит кино. Ловит рыбку. Несет ведерко. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбку. Несет ведерко. |
6. Андрей Г., 2г.9мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. Лампа стоит. Поливает огород. |
Отсутствуют заднеязычные, замены К-Ш, Г-Д, пропуски Л-В в начале слова, в середине пропуск Р-В, Ц-Ш, Ж-З, Ч-С. |
Отдельные звуки произносит правильно, но в речевом потоке все звуки смазываются. Все свистящие и шипящие – межзубные, пропускает звук Р в словах. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
не передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Девочка пьет молоко. Поливает огород. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбу. Несет ведро. |
Стоит у стола. Пьет молоко Поливает на огороде. Везет на санках. Ест яблоко. Смотрит на телевизор. Ловит на речке. Ведерко несет. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Поливает на огороде. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбу. Несет ведерко. |
7. Андрей И., 2г.10мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. Лампа стоит. Поливает огород. |
Отдельные звуки произносит правильно, но в речевом потоке все звуки смазываются. Все свистящие и шипящие – межзубные, пропускает звук Р в словах. |
В потоке речи звуки смазаны, речь малопонятна окружающим, наблюдается палатализация |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Девочка пьет молоко. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбу. Несет ведро. |
Стоит у стола. Пьет молоко Везет на санках. Ест яблоко. Смотрит в телевизор. Ловит рыбу. Несет ведро. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Ловит рыбу. Несет ведерко. |
8. Сергей Л., 2г.7мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
пропуски сонорных Р и Л в начале и середине слова, замены, искажения Ч-С, Ш-С; пропуск звуков в начале слова; речь неясная |
пропуски сонорных Р и Л в начале и середине слова, замены, искажения Ч-С, Ш-С; пропуск звуков в начале слова; речь неясная, смягчена |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не меняет темп речи; регулирует силу голоса |
не меняет темп речи; регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит с кошкой. Поливает цветочек. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
9. Настя Ф., 3г.1мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием, кроме «шары» и «коты» |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
В потоке речи звуки смазаны, речь малопонятна окружающим, наблюдается палатализация, сонорные звуки заменяет щелевыми |
В потоке речи звуки смазаны, речь малопонятна окружающим, наблюдается палатализация, сонорные звуки заменяет щелевыми |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
может убыстрять и замедлять теми речи регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
не передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Поливает цветочек. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка надевается. Катается на качелях. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка надевается. Катается на качелях. |
10. Марина П., 2г.10мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Отсутствуют заднеязычные, замены К-Ш, Г-Д, пропуски Л-В в начале слова, в середине пропуск В, Ц-Ш, Ж-З, Ч-С. Нарушено произношение свистящих и сонорных |
Отсутствуют заднеязычные, замены К-Ш, Г-Д, пропуски в начале слова, в середине пропуск В, Ц-Ш, Ж-З, Ч-С. Нарушено произношение свистящих и сонорных |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи; регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Поливает цветочек. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит на телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит в телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Протоколы обследования речи детей экспериментальной группы
1. Настя Д., 2г.9мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и окончанием; с безударным – нет. |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
пропуски сонорных Р и Л в начале и середине слова, замены, искажения Ч-С, Ш-С. Пропуск звуков в начале слова. |
Нарушено произношение свистящих и сонорных, произношение остальных звуков соответствует возрастной норме |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
может убыстрять и замедлять теми речи; не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Поливает цветочек. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит в телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента было проведено 6 индивидуальных занятий, 4 из них – направлены на воспитание звуковой культуры. Посещение общих занятий – 23.
2. Антон С., 2г.11мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Шипящие, свистящие и сонорные в речевом потоке смазаны, звучат неточно, в связи, с чем вся речь неясна, трудна для понимания; замена звуков; пропуск в начале. |
Отдельные звуки произносит правильно, но в речевом потоке некоторые звуки смазываются. пропускает звук Р в словах. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи; не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит у стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветочек. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента присутствовал на 24 общих занятий, и дополнительно было проведено 5 занятий: 2 посвящены регулированию темпа речи и силы голоса и 3 – звукопроизношению.
3. Миша А., 3г.0мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Изолированно звуки произносит правильно, но в речевом потоке многие звуки смазываются, речь смягчена, замены и смешения свистящих и шипящих звуков, пропуск сонорных. |
Отдельные звуки произносит правильно, но в речевом потоке многие свистящие и шипящие звучат неточно. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
может убыстрять и замедлять теми речи; не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит у стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветочек. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента посетил 24 общих занятия и 4 – индивидуальных.
4. Катя К., 2г.8мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
отчетливое произношение большинства звуков за исключение сонорных и шипящих, что соответствует возрастной норме. |
отчетливое произношение большинства звуков за исключение шипящих, что соответствует возрастной норме. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
меняет темп речи регулирует силу голоса |
меняет темп речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит с кошкой. Поливает цветочек. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента посетил 22 общих занятия и 4 – индивидуальных.
5. Саша Т., 3г.1мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Дефект озвончения, наблюдается смягчение, замены В-М, С-Т, нарушение произношения гласных У-И, А-И, согласных З-Т, Ш-Т, Н-Т, Ж-З, Ш-С. Пропуск соноров свистящие и шипящие с боковым оттенком. |
Свистящие и шипящие в речевом потоке смазаны, звучат неточно, присутствуют искажения свистящих и сонорного Р, нечетко звучат гласные звуки У, И, Э. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
не передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Поливает цветочек. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит в телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. Девочка одевается. Качается на качелях. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента присутствовал на 22 общих занятий, и дополнительно было проведено 6 занятий: 3 посвящены регулированию темпа речи и силы голоса и 3 – звукопроизношению.
6. Маша К., 2г.9мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Соноры заменяет разными вариантами: Л-В, Р-Л (по слогам говорит правильно), Ш-С, замены: Ч-Ц, Ж-З, Ж-Ш, пропуски Р в начале слова, пропуски гласных в начале слова |
Дефект смягчения, наблюдаются искажения свистящих звуков, замены, пропуски, смазанность по всем основным фонетическим группам. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит с кошкой. Поливает цветочек. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента присутствовала на 24 общих занятий, и дополнительно было проведено 5 занятий по регулированию темпа речи и силы голоса и звукопроизношения.
7. Миша П., 2г.11мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
различает грамматические формы множественного числа и с ударным, и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Свистящие и шипящие в речевом потоке смазаны, звучат неточно, присутствуют искажения свистящих и сонорного Р, нечетко звучат гласные звуки У, И, Э. |
Отчетливое произношение большинства звуков за исключение сонорных и шипящих, что соответствует возрастной норме. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит у стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветочек. Везет за санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента присутствовал на 21 общем занятии, и дополнительно было проведено 5 занятий индивидуально.
8. Семен С., 3г.1мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
различает грамматические формы множественного числа с ударным и безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
замены В-М, С-Т, нарушение произношения гласных У-И, А-И, согласных З-Т, Ш-Т, Н-Т, Ж-З, Ш-С. Пропуск соноров, свистящие и шипящие с боковым оттенком. |
отчетливое произношение большинства звуков за исключение шипящих, что соответствует возрастной норме. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
меняет темп речи регулирует силу голоса |
меняет темп речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит с кошкой. Поливает цветочек. Разговаривает ... телефон. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента присутствовал на 24 общих занятиях, и дополнительно было проведено 5 индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
9. Настя К., 2г.11мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
не различает грамматические формы множественного числа с безударным окончанием |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Изолированно звуки произносит правильно, но в речевом потоке многие звуки смазываются. Дефект смягчения, замены Ш-С, Ч-Т, искажения, пропуски звонких звуков, дефект оглушения. |
Изолированно звуки произносит правильно, но в речевом потоке некоторые звуки смазываются; замены шипящих на свистящие, сонорные Л-Р на В в спонтанной речи |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
не может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
не передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Стоит у стола. Пьет молоко. Бежит с кошкой. Поливает цветочек. - Везет санки. Ест яблоко. Смотрит в телевизор. |
Стоит около стола. Пьет молоко. Бежит за кошкой. Поливает цветы. Разговаривает по телефону. Везет санки. Ест яблоко. Смотрит телевизор. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента присутствовал на 18 общих занятиях, и дополнительно было проведено 6 индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
10. Лена С., 2г.7мес.
Методика |
Задания |
Ответы ребенка |
|
констатирующий этап (с 15 по 22 сентября 2005 года) |
контрольный этап (с 27 по 29 декабря 2005 года) |
||
Выявление понимания грамматических форм слов |
дом – дома шар – шары кот – коты слон – слоны гриб – грибы зуб – зубы нога – ноги кукла – куклы собака – собаки |
различает грамматические формы единственного и множественного числа с ударным и безударным окончанием |
различает грамматические формы единственного и множественного числа |
Состояние звуковой стороны речи |
Красивая кошка. Мальчик спит. Девочка пьет чай. Везет санки. Поливает цветы. Смотрит телевизор. Разговаривает по телефону. |
Свистящие и шипящие в речевом потоке смазаны, звучат неточно, присутствуют искажения и смешения свистящих звуков; аффрикаты заменяет на щелевые. |
отчетливое произношение большинства звуков как изолированно, так и в спонтанной речи за исключение шипящих, что соответствует возрастной норме. |
Темп речи и сила голоса |
Ом - ом - мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы – бы - бы – в лесу растут грибы |
может убыстрять и замедлять теми речи не регулирует силу голоса |
может убыстрять и замедлять теми речи регулирует силу голоса |
Интонационная выразительность |
Я люблю ходить в садик |
не передает заданные интонации |
передает заданные интонации |
Грамматика и словоизменение |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит у стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветочек. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Стоит около стола. Мальчик пьет молоко. Поливает цветы. Везет санки. Ест яблоко. Ловит рыбу. Смотрит в окно. |
Во время проведения формирующего этапа эксперимента присутствовала на 23 общих занятиях, и дополнительно было проведено 5 индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и интонационной выразительности.
Приложение 3
Математическая обработка результатов эксперимента
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (сводные результаты)
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 1.
Таблица 1
Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
11 (18) |
18,5 |
12 (20) |
20 |
10 (15) |
15,5 |
11 (19) |
18,5 |
10 (14) |
15,5 |
10 (17) |
15,5 |
9 (13) |
13 |
10 (16) |
15,5 |
7 (9) |
9,5 |
8 (12) |
11,5 |
5 (7) |
6,5 |
8 (11) |
11,5 |
5 (6) |
6,5 |
7 (10) |
9,5 |
4 (3) |
3 |
6 (8) |
8 |
4 (2) |
3 |
4 (5) |
3 |
4 (1) |
3 |
4 (4) |
3 |
∑ |
94 |
∑ |
116 |
Общая сумма рангов: 94 + 116 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 116 = 39
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
U эмп. = 39, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп. > U кр.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (1 методика)
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 2.
Таблица 2
Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 1)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
2 |
11 |
2 |
11 |
2 |
11 |
2 |
11 |
2 |
11 |
2 |
11 |
1 |
4 |
2 |
11 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
∑ |
101,5 |
∑ |
108,5 |
Общая сумма рангов: 101,5 + 108,5 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 116 = 46,5
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
U эмп. = 46,5, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп. > U кр.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (2 методика)
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 3.
Таблица 3
Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 2)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
3 |
19,5 |
3 |
19,5 |
2 |
15,5 |
2 |
15,5 |
2 |
15,5 |
2 |
15,5 |
1 |
6,5 |
2 |
15,5 |
1 |
6,5 |
2 |
15,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
1 |
6,5 |
∑ |
96 |
∑ |
114 |
Общая сумма рангов: 96 + 114 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 114 = 41
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
U эмп. = 41, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп. > U кр.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (3 методика)
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 4.
Таблица 4
Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 3)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
2 |
10,5 |
3 |
17 |
2 |
10,5 |
3 |
17 |
2 |
10,5 |
3 |
17 |
2 |
10,5 |
2 |
10,5 |
1 |
4 |
2 |
10,5 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
∑ |
92 |
∑ |
118 |
Общая сумма рангов: 92 + 118 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 118 = 37
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
U эмп. = 37, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп. > U кр.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (4 методика)
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню развития речи. Занесем полученные данные в таблицу 5.
Таблица 5
Ранжирование баллов детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 4)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
2 |
10,5 |
3 |
17 |
2 |
10,5 |
2 |
10,5 |
1 |
4 |
2 |
10,5 |
1 |
4 |
2 |
10,5 |
1 |
4 |
2 |
10,5 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
∑ |
92 |
∑ |
118 |
Общая сумма рангов: 92 + 118 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 118 = 37
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
U эмп. = 37, поэтому можно говорить о том, что уровень речевого развития детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента не превышает уровня развития на констатирующем этапе, так как U эмп. > U кр.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (сводные результаты).
Наша задача, как и в случае с детьми контрольной группы, определить, различаются ли выборки по уровню развития связной монологической речи. Занесем полученные данные в таблицу 6.
Таблица 6
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
10 (15) |
14,5 |
12 (20) |
20 |
10 (14) |
14,5 |
11 (19) |
17,5 |
9 (12) |
12,5 |
11 (18) |
17,5 |
7 (10) |
9,5 |
11 (17) |
17,5 |
7 (9) |
9,5 |
11 (16) |
17,5 |
5 (5) |
5 |
9 (13) |
12,5 |
4 (4) |
2,5 |
8 (11) |
11 |
4 (3) |
2,5 |
6 (8) |
7 |
4 (2) |
2,5 |
6 (7) |
7 |
4 (1) |
2,5 |
6 (6) |
7 |
∑ |
75,5 |
∑ |
134,5 |
Общая сумма рангов: 75,5 + 134,5 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 134,5 = 20,5
Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения эти значимы и достоверны.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (1 методика).
Занесем полученные данные в таблицу 7. Таблица 7
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 1)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
3 |
16 |
3 |
16 |
3 |
16 |
3 |
16 |
3 |
16 |
3 |
16 |
2 |
8,5 |
3 |
16 |
2 |
8,5 |
3 |
16 |
1 |
3 |
3 |
16 |
1 |
3 |
2 |
8,5 |
1 |
3 |
2 |
8,5 |
1 |
3 |
2 |
8,5 |
1 |
3 |
2 |
8,5 |
∑ |
80 |
∑ |
130 |
Общая сумма рангов: 80 + 130 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 130 = 25
Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения значимы, но их нельзя считать достоверными.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (2 методика).
Занесем полученные данные в таблицу 8.
Таблица 8
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 2)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
2 |
14 |
3 |
19,5 |
2 |
14 |
3 |
19,5 |
2 |
14 |
2 |
14 |
1 |
5 |
2 |
14 |
1 |
5 |
2 |
14 |
1 |
5 |
2 |
14 |
1 |
5 |
2 |
14 |
1 |
5 |
2 |
14 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
∑ |
77 |
∑ |
133 |
Общая сумма рангов: 77 + 133 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 133 = 22
Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения значимы.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (3 методика).
Занесем полученные данные в таблицу 9.
Таблица 9
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 3)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
3 |
17 |
2 |
10 |
3 |
17 |
2 |
10 |
3 |
17 |
2 |
10 |
3 |
17 |
1 |
3,5 |
2 |
10 |
1 |
3,5 |
2 |
10 |
1 |
3,5 |
2 |
10 |
1 |
3,5 |
2 |
10 |
1 |
3,5 |
1 |
3,5 |
∑ |
81,5 |
∑ |
128,5 |
Общая сумма рангов: 81,5 + 128,5 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 128,5 = 26,5
Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения значимы.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (4 методика).
Занесем полученные данные в таблицу 10.
Таблица 10
Ранжирование баллов детей экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе (задание 4)
Констатирующий этап эксперимента |
Контрольный этап эксперимента |
||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
3 |
17,5 |
2 |
12 |
3 |
17,5 |
Продолжение таблицы 10
2 |
12 |
3 |
17,5 |
1 |
5 |
2 |
12 |
1 |
5 |
2 |
12 |
1 |
5 |
2 |
12 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
∑ |
89 |
∑ |
121 |
Общая сумма рангов: 89 + 121 = 210.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 20 ٠ (20 + 1) / 2 = 210
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле:
U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (10 ٠10) + 10٠ (10 + 1) / 2 – 121 = 34
Чтобы определить значимость и достоверность различий уровня развития связной речи, по таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 27 (р≤0,05) U кр. = 19 (р≤0,01)
Так как U эмп. < U кр. (0,05), то мы не можем говорить о том, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента отличается от уровня развития детей на констатирующем этапе. Сведения не являются значимыми.