Содержание

1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения. 3

2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования. 4

3. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения в учебных мастерских. 7

4. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии. 11

5. Перечислите основные обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этих обязанностях. 13

Список литературы.. 16

1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения.

         Важнейшей особенностью производственного обучения как составной части учебно-воспитательного процесса явля­ется обучение учащихся в процессе производственного труда. Производительный труд, являясь одним из средств обучения, призван не только решать специфические  задачи обучения профессии, но и давать определенный экономический эффект. В связи с этим особое значение приобретает изготовление в учебных мастерских учебного заведения изделий по заказам предприятия, индивидуальным заказам граждан и организа­ций. Производственная деятельность учебных мастерских во многом зависит от материально-технической базы, оснащен­ности оборудованием, обеспеченности материалами и инструментом. Во многом производственная деятельность и качест­во профессионального образования зависит от перечня учеб­но-производственных работ. Перечень должен соответство­вать требованиям учебных программ, уровню подготовки  в соответствии с квалификационной характеристикой.

         Согласно нормативным документам, подбором работ для включения в перечень занимается мастер производственного обучения. Однако опыт показывает, что решать эту проблему на уровне одного мастера нецелесообразно, так как необхо­димо создание номенклатуры изделий, обеспечение докумен­тацией, технологией, заготовками и инструментом в строго определенные сроки в соответствии со сводно-тематическим планом, выполнение операций смежных профессий и финиш­ной операции по доведению изделий до товарного образца и последующей реализации.

         Повышение качества профессионального образования в условиях рыночной экономики несомненно зависит от квали­фикации мастеров производственного обучения и преподавателей. Методическая служба учебного заведения планирует и проводит мероприятия по повышению профессиональной и педагогической квалификации инженерно-педагогических ра­ботников училища. Формы повышения квалификации могут быть разными: семинары-практикумы, открытые уроки, науч­но-практические конференции, курсовая подготовка, самооб­разование и т. д.[1]

2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования.

         Для анализа и оценки педагогической деятельности и результатов учебно-воспитательной работы преподавателей и мастеров производственного обучения необходимы определен­ные критерии. Наиболее приемлемые критерии, позволяющие дать комплексную оценку опыта,  разработаны Н.М. Таланчуком:

-       новизна (ее уровень может быть различным — от науч­ных открытий до применения достижения науки и рационали­зации отдельных элементов педагогического труда);

-       высокая результативность (результаты обучения и воспитания, достигаемые отдельными педагогами-новаторами, должны быть выше массовых показателей);

-       доказательность (основные показатели: достаточная про­верка временем, получение тех же результатов в работе раз­личных педагогов);

-       стабильность опыта (результаты опыта должны быть иден­тичными не только при определенных, но и при изменяющих­ся условиях обучения и воспитания);

-       преемственность (передовой опыт всегда согласуется с массовым, не противоречит ему, а развивает и совершенству­ет его);

-       перспективность (всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью педагогического опыта, если есть перспектива развития и применения его на практи­ке).

         Используемые в производственном обучении документы письменного инструктирования имеют две стороны: производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную, содержащую указания, как делать.

         В зависимости от целей и периода обучения  можно выделить документы письменного инструктирования пяти видов.

         В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

         После овладения учащимися основными трудовыми операциями, в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические карты.

         В период выполнения сложных комплексных работ, то есть отработки технологии приготовления блюд или кондитерских изделий, применяют технологические карты.

         В любой период обучения можно применять учебные алгоритмы и карты-задания.

         Карты-задания бывают различного вида.

         Первый, основной вид - карта-задание – по изучению устройства и принципа работы оборудования.

         Второй вид – по фиксации трудовых действий, изучению технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.

         Карты – задания третьего вид - по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.

         Четвертый вид карты-задания – служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.

         Пятый вид – используется для обобщения собственного опыта учащихся.

         Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.

         Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования у учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся – будущих молодых рабочих.

         Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

         Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся. Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного рабочего.

         Документы письменного инструктирования содержат наиболее рациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий, приемов, операций. Дидактическая ценность письменных инструкций заключается в сочетании различных видов информации: словесных указаний и рекомендаций, рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и т.д.

         Применение документации письменного инструктирования, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.

         Применение письменного инструктирования способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной инструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют и расширяют их.

3. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения в учебных мастерских.

         Много лет российская профессиональная школа занима­лась подготовкой квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства страны и вопрос о стандарте профессионального образования до последнего времени в яв­ном виде не возникал.

         Стандарт прогрессивного образования — это совокуп­ность требований к уровню, содержанию и качеству профес­сиональной подготовки, отраженных в соответствующих нор­мативных документах.

         Овладение инженерно-педагогическими работниками воп­росами содержания обучения, разработка  на этой основе конкретных мер, направленных на улучшение качества про­фессионального обучения, подготовка предложений по даль­нейшему совершенствованию учебно-программной документа­ции с учетом современных требований к подготовке рабочих — основная цель в работе методических комиссий[2].

         Эту работу рекомендуется вести по следующим этапам:

-       изучение содержания новых учебных планов  и прог­рамм;

-       применение новых учебных планов и программ;

-       анализ учебных планов  и программ  и подготовка предложений по их совершенствованию;

-       разработка рабочей учебно-программной документа­ции (региональный и училищный компоненты) на основании типовой.[3]

         1. Изучение содержания новых учебных планов и прог­рамм.

         В профессиональных   учебных заведениях  до начала учебного года рекомендуется провести сверку  имеющейся учебно-программной документации со списком действующих учебных планов и программ, который ежегодно рассылается Научно-методическим центром Института профессионального образования, и принять необходимые меры по обеспечению учебного заведения необходимой учебно-программной доку­ментацией. На заседаниях методических комиссий необходи­мо провести изучение содержания новых учебных планов и программ. В процессе изучения особое внимание необходимо уделить: структуре и содержанию учебных планов, особенно­стям содержания учебных программ, содержанию новых и наиболее сложных тем программ, последовательности изуче­ния тем с учетом взаимосвязи теоретического и производст­венного обучения. В результате изучения учебно-программной документации методическая комиссия:

-       намечает пути реализации учебно-программной докумен­тации в соответствии с требованиями федерального стандар­та профессионального образования с учетом регионального и училищного компонентов;

-       намечает пути создания и совершенствования учебно-ма­териальной базы с целью комплексного методического обес­печения профессионального обучения;

-       проводит выбор рациональных форм организации труда инженерно-педагогических работников, форм и методов обу­чения и воспитания учащихся.

         2. Применение учебных планов и программ  в учебном процессе.

         В процессе обучения учебно-программная документация систематически дополняется учебным материалом   о попой технике, технологии новых материалов, прогрессивных фор­мах и методах организации труда, внедряемых в производст­во после издания программ.. Одновременно из программы следует исключать изучение  устаревших технологических процессов и оборудования, которые на предприятиях отрасли больше не применяются, устаревшие терминологию и стан­дарты, заменяя их новыми. После рассмотрения методичес­кой комиссией, вносимые в программу коррективы утвержда­ются заместителем директора   по учебно-производственной работе и согласуются с местными методическими органами:

-       выполнение учебных планов и программ;

-       изучение практики обучения учащихся по наиболее важным и сложным темам программ;

-       изучение, обобщение и распространение передового опы­та обучения учащихся мастерами производственного обуче­ния и преподавателями;

-       создание необходимой учебно-материальной базы и комп­лексного методического обеспечения предметов и профессий;

-       оказание помощи инженерно-педагогическим работникам по вопросам применения учебно-программной документации.

         3. Анализ учебных планов  и программ  и подготовка предложений по их совершенствованию.

         Все предложения инженерно-педагогических работников по совершенствованию  учебно-программной документации рассматриваются на заседании методической комиссии. Одоб­ренные решением методической комиссии   и утвержденные руководством училища предложения по совершенствованию учебно-программной документации направляются  в учебно-методические организации профессионального образования.

         4. Разработка рабочей учебно-программной документации па основании типовой.

         Проектирование типового учебного плана для подготовки рабочих включает в себя три этапа:

-       создание модели учебного плана;

-       составление на его основе типового учебного плана;

-       создание рабочих учебных планов для конкретного учеб­ного заведения на основе типового.

         Типовая учебно-программная документация по предмету применительно к группе профессий должна отражать основ­ные требования к результатам обучения, которые могут быть достигнуты  для получения квалификации определенного уровня, исходя из учебного времени, выделяемого на изуче­ние этого предмета в типовом учебном плане.  В типовой программе обозначены требования к результатам обучения по каждой теме раздельно  по каждому уровню квалифика­ции, выраженные в обобщенном описании общих и специаль­ных умений, необходимых для чтения технической докумен­тации, планирования работы, в том числе подготовки рабоче­го места, обслуживания оборудования, выбора инструментов, результатов и качества выполненной работы, соблюдения ус­ловий безопасности труда.

         Рабочая программа разрабатывается непосредственно в учебном заведении при содействии учебно-методических орга­низаций профессионального образования на основании типовой и утверждается местным органом образования.

         В рабочей программе дается развернутое описание содер­жания учебного материала по каждой теме (включая перечень и содержание упражнений, лабораторных и практиче­ских работ) с рекомендациями по уровням его усвоения,  а также возможные межпредметные связи материала темы с другими предметами учебного плана и предметами, изучав­шимися ранее в общеобразовательной школе[4].

4. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии.

         Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:

-       выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ, ПБ;

-       организация рабочих мест учащихся;

-       организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;

-       организация рабочего места учителя;

-       оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;

-       размещение и хранение учебного оборудования;

-       оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);

-       оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО;

-       наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно-материальной базы мастерской и т.д.)

         Учебные мастерские – специально оборудованные помещения для обучения подростков 14-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами и на станках.

         I. Аудитория для занятий по предмету «Художественная обработка дерева»

-       Кафедра.

-       Доска.

-       Стол учителя.

-       Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручным инструментом.

-       Выставка работ учащихся.

-       Место хранения незаконченных работ.

-       Демонстрационно-выставочная зона.

-       Лекционная зона.

         II. Механическая мастерская.

-       Местная вытяжка к станкам.

-       Токарно-деревообрабатывающие станки.

-       Шлифовальный станок.

-       Универсальные деревообрабатывающие станки.

-       Заточные станки.

-       Сверлильный станок.

-       Универсальное рабочее место учащихся.

-       Торцово-комбинированная пила.

-       Струбцина.

-       Пресс.

-       Вытяжное устройство УВП-1500 П.[5]

         Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений: собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихся детей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются на первом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.

         Планировка помещений предусматривает несколько функциональных зон.

         Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (это отдельная, очень серьезная тема для разговора).

         Рабочие места учащихся для коллективного пользования предполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств, санитарных зон и т.д.

         Второе помещение учебных мастерских или инструментальная (лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей, материалов и инструментов.

5. Перечислите основные обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этих обязанностях.

         Основные обязанности мастера производственного обучения в сельскохозяйственном техникуме

         Мастер  производственного  обучения  формирует  у учащихся профессиональные   знания,   умения   и   навыки,    предусмотренные квалификационной  характеристикой  и  программами  производственного обучения.  Несет ответственность за полноту  и  качество  выполнения программ    производственного    обучения,    выполнение   учащимися соответствующих   работ   по    производству    сельскохозяйственной продукции.

         Обучает   учащихся   рациональным   приемам   и   способам выполнения работ,   обслуживания   и    эксплуатации    техники    и оборудования, формам   организации   труда,  бережному  расходованию материальных и   энергетических   ресурсов,   обеспечению   высокого качества производимой    продукции,    соблюдению    технологической дисциплины и безопасности труда.

         Ведет установленную документацию по планированию,  учету и отчетности по производственному обучению,  своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ  и  заказов.  Обеспечивает   оснащение рабочих мест учащихся с учетом требований учебных программ,  техники безопасности, производственной санитарии,  научной организации труда и технической   эстетики,   своевременную   подготовку   к  занятиям оборудования, техники,  материалов,   инструмента,   технологической оснастки, животных, инструкционной и технологической документации.

         Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда, безопасности выполнения работ и противопожарных мер.

         Обеспечивает   расстановку  учащихся  по  рабочим  местам, знакомит их с программой и графиком перемещений по  рабочим  местам, способствует   достижению   установленного  уровня  квалификации  по профилю и адаптации  учащихся  в  условиях  производства.  Принимает выполненные учащимися работы и задания, оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или заместителю директора по производству учебного хозяйства.

         Осуществляет  учет учебно-производственных работ учащихся, следит за правильным ведением и составлением отчетов о  практике,  а также за начислением денежных сумм за работы,  выполненные учащимися в процессе производственного обучения и практики.

         Развивает  у учащихся стремление к творческому отношению к работе, рационализаторской    и    изобретательской    деятельности, подготавливает учащихся   к   конкурсам   по   профессии,  выпускным квалификационным экзаменам  и  участвует  в  их  проведении.  Широко использует при обучении научно-методические рекомендации,  передовой педагогический и производственный опыт.  Совместно с преподавателями принимает меры  по  осуществлению межпредметных связей,  взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

         Содержит  в технически исправном состоянии закрепленное за ним учебно-производственное оборудование и технику,  обеспечивает их сохранность и  своевременную  подготовку  к  занятиям.  Представляет руководству техникума предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного   оборудования,  техники  и  активно участвует в реализации принятых предложений.

         Изучает  индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них  интерес  к  избранной  профессии,  к   приобретению   знаний, практических умений   и   навыков,  чувство  гордости  за  избранную специальность. Развивает познавательные  интересы  учащихся,  навыки самообразования и самостоятельности в работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.

         Постоянно   повышает  профессиональную  и  педагогическую квалификацию, изучает  передовой  педагогический  опыт,   достижения науки и  практики,  передовиков  производства  и  использует  их  на учебных занятиях.

         Для педагогической деятельности преподавателя, масте­ра производственного обучения, характерны следующие результаты рабо­ты:

-       глубина и прочность знаний, умений и навыков учащих­ся;

-       стремление учащихся самостоятельно приобретать зна­ния и практически применять  их в различных условиях, творческий подход к выполнению учебных заданий;

-       умение учащихся строить свои взаимоотношения в кол­лективе;

-       культура труда учащихся.

         Если этого не наблюдается, то можно говорить о том, что, несмотря на то, насколько хорошо мастер знает свои обязанности, это не способствует повышению качества учебы.

Список литературы

1.     Данилова Е. Ваше рабочее место. // Народное образование, 1997. - № 10.

2.     Дополнительное образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению. // Управление, 2001 - № 45.

3.     Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.

4.     Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003. -  № 10.

5.     Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 2006.


[1] Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.

[2] Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003. -  № 10.

[3] Дополнительное образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению. // Управление, 2001 - № 45.

[4] Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 2006.

[5] Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003. -  № 10.