Теоретико-методологические основы экономического анализа

.

Содержание:

Стр.               

1.     Анализ и синтез как общенаучные методы познания ………………….3

2 . Экономический анализ – как специальная отрасль экономических знаний и вид практической деятельности………………………………………6

3. Предмет экономического анализа, его цель, функции и задачи…………..…..8

4. Принципы, базовые концепции и научные школы экономического анализа……………………………………………………………………………14

5. Субъекты экономического анализа………………………………………19

6. Информационное обеспечение экономического анализа………………21

7. Основы организации компьютерной обработки экономической информации и ее анализа……………………………………………………….25

8. Исторические этапы становления и перспективы развития экономического анализа как науки и как определенного вида управленческой деятельности……………………………………………………………………  29

Список использованных источников …………………………………………..36

1.    Анализ и синтез как общенаучные методы познания

Анализ (от греч. — analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внут­ренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоре­чивом единстве с понятием «синтез» (от греч. — sinthesis) — соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Диалектический тандем «analisis — sinthesis», анализ — си­нтез, понимается как синоним всякого научного исследования. В любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности (политической, межнациональной, обществен­ной, социальной, экологической, культурно-бытовой и др.) обойтись без анализа — синтеза невозможно. Пожалуй, сейчас нет более популярных понятий, слов, дифиниций, которые не требовались бы для глубокого раскрытия того или иного положения, той или иной ситуации, того или иного процесса; для точного формирования того или иного соображения, пред­ложения, той или иной рекомендации (на любом иерархичес­ком уровне).

Но особое значение анализ и синтез приобрели в экономи­ке, являющейся, как известно, основой всего сущего на плане­те; забвение экономических проблем, нерешенность экономи­ческих задач (внутренних и внешних) обрекают на неудачу во всех остальных сферах. Естественно, что успешное развитие экономики зависит, в свою очередь, от состояния всего смеж­ного с ней (политики, экологии, социологии, культуры и т. д.) Здесь наличествует, можно сказать господствует, закон обрат­ной связи.

Анализ—синтез как суть, как содержание и форма челове­ческого мышления комплексно изучается во множественном измерении и многими науками. Но анализ экономики, анализ хозяйственной деятельности и ее конечных результатов (во всех отраслях, во всех проявлениях) — область исключительно экономического анализа (в широком и узкопрофессиональном смысле). Анализом в более широком смысле занимается те­ория экономического анализа; в профессиональном — эконо­мический анализ хозяйственно-финансовой деятельности в со­ответствующих отраслях: в промышленности, сельском хозяй­стве, строительстве, торговле, общественном питании и сфере социально-бытовых услуг и др.

Формирование рыночной экономики обусловливает разви­тие анализа в первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подраз­делений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. Но это не исключает, а скорее предполагает и необходимость возможного перехода анализа на макроуровне не «сверху вниз», как складывалось при командно-административной си­стеме с ее ярко выраженным централизмом, а «снизу вверх». Народнохозяйственные обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям сво­бодного рынка.

Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкрет­ным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, ме­неджеров, владельцев-собственников. Конкретно: анализ обо­снования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление ре­ального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутренних и общеэкономических ситуаций, влия­ющих на производство и сбыт, анализ деловых сценариев и их реального осуществления, анализ соотношения спроса и пред­ложения, анализ конкретных поставщиков сырья и комплекту­ющих изделий, анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускаемых товаров, анализ наполня­емости «портфеля» фирмы, анализ затрат живого и овеществ­ленного труда с необходимой их детализацией, анализ конеч­ных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток), анализ ком­мерческого риска с оказываемым на него влиянием политичес­ких, демографических, культурных, экологических, структур­но-организационных и других факторов.

2. Экономический анализ – как специальная отрасль экономических знаний и вид практической деятельности

Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объекты ис­следования, целевую направленность, метод и методику, спосо­бы и приемы для выявления того существенного в предмете и объектах, что интересует данную науку и пользователей резуль­татов экономического анализа.

В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйствен­ная деятельность организаций. Это сложная система взаимодей­ствия техники, технологии, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в про­цессах снабжения и сбыта, производства и реализации, в работе с инструментами финансового рынка.

Процесс хозяйствования и его результаты складываются под воздействием многочисленных объективных и субъективных фак­торов (причин). Планирование деятельности любой организации, проведение подготовительных организационно-технических ра­бот, осуществление хозяйственной деятельности и достижение определенных ее результатов характеризуются комплексом пока­зателей, в совокупности составляющих содержание экономиче­ской информации о предмете и объектах анализа, динамике, фак­торах и причинах их изменения.

В связи с формированием рынка продукции, товаров, работ и услуг, в том числе сегментированного, а также в результате использования нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных инструментов заметно расширилось содержание предмета и состава объектов хозяйственного анализа.

Содержательная сторона анализа как науки представлена сис­темой специальных знаний, связанных с исследованием эконо­мических явлений и процессов, результатов хозяйственной дея­тельности, тенденций ее развития, обоснованием оценок и ме­тодик выявления положительных и отрицательных факторов, с умением выбрать эффективное решение в условиях неопреде­ленности и риска. Научные знания по экономическому анализу становятся базовыми для разработки и принятия обоснованных управленческих решений.

Надо заметить, что хозяйственная деятельность организации является объектом изучения многих наук, в том числе таких, как бухгалтерский учет и аудит, статистика, макро- и микроэкономика, менеджмент и др. Вместе с тем каждая из них исследует хозяйст­венные процессы организации с определенной, лишь ей присущей точкой зрения и только ей свойственными методами и приемами.

Выявление той или иной наукой какой-либо специфической и существенной стороны в объектах и процессах исследования позволяет выделить ее в качестве самостоятельной отрасли зна­ния и установить ее предмет. Определение предмета науки — одна из сложных методологических проблем.

3. Предмет экономического анализа, его цель, функции и задачи

Далеко не сразу удается найти формулировку предмета, не вызывающую возражений и одинаково приемлемую для всех ис­следователей. Это относится и к экономическому анализу. В спе­циальной литературе можно встретить различные формулировки его предмета. Однако все они имеют общие признаки, что позво­ляет выделить среди них несколько групп, где в качестве предме­та указываются:

•    хозяйственная деятельность организации;

•    хозяйственные процессы;

•    детализированный состав объектов;

•    результаты деятельности и цели анализа;

•    информационный поток;

•    изменения хозяйственных процессов;

•    причинно-следственные связи экономических процессов. Почти во всех типах определений внимание акцентируется на каком-либо одном или нескольких объектах (хозяйственных процессах), избираемых в качестве предмета анализа.

Необходимо иметь в виду, что определения, имеющие в сво­ей основе ссылку только на объекты анализа, не дают возмож­ности выделить наиболее существенные стороны, которые данная наука изучает (в отличие от других наук, имеющих подчас тот же объект исследования).

В качестве предмета экономического анализа следует рассмат­ривать причинно-следственные связи экономических процессов, что позволит раскрыть их сущность и правильно оценить достиг­нутые результаты.

Однако не следует забывать, что экономический анализ — прикладная экономическая наука о приемах и способах измерения различных процессов, результатов и факторов, их определяющих. Исходя из этого предмет экономического анализа можно охаракте­ризовать как причинно-следственные взаимосвязи экономических про­цессов и адекватные методы и приемы измерения силы их воздейст­вия. Самое главное, обобщающее, существенное, что исследует экономический анализ — это движение хозяйственных процессов, причины, факторы, обусловливающие сложившуюся в деятельно­сти организации ситуацию, и их последствия. Не менее важен вы­бор соответствующих приемов и способов измерения причинно-следственных связей. Использование адекватных и современных методов и приемов экономического анализа дает возможность объ­ективно измерять и оценивать характер взаимосвязей, количест­венные параметры факторов, оказавших влияние на изменение показателей, отражающих развитие хозяйственных процессов, а на этой основе — разрабатывать и принимать обоснованные эконо­мически эффективные управленческие решения.

Таким образом, основная   цель  проведения  экономического  анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели: оценивают результаты работы за прошедшие периоды; разрабатывают процедуры оперативного контроля за производственной деятельностью; вырабатывают меры по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в его финансовых результатах; вскрывают резервы повышения результативности деятельности; разрабатывают обоснованные планы и нормативы.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов е конкретных условиях;

2) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов, которое достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Затем выделяются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах;

3) объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и для выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства;

4) поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта достижений науки и практики;

5) определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Объективная оценка деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот;

6) прогнозирование результатов хозяйствования;

7) исследование коммерческого риска;

8) сравнительный анализ маркетинговых мероприятий;

9) подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур определяется как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.д.).

Экономический анализ выступает не только основной состав­ляющей любой из функций управления (прогнозирования и биз­нес-планирования; координирования, регулирования, учета и конт­роля; стимулирования; оценки условий хозяйствования и др.), но и сам является видом управленческой деятельности, предшествую­щей принятию управленческих решений для поддержания бизнеса на необходимом уровне. Эта активная роль анализа ставит перед ним ответственные задачи. Сосредоточим внимание прежде всего на тех задачах, которые связаны с нынешней сложной хозяйствен­ной ситуацией и с исключительной ролью экономического анализа в преодолении сложившихся проблем.

1. Свободное взаимодействие рыночных субъектов, конку­ренция, отягощенная криминалистическими тенденциями и гнетом монополий, коммерческий риск и неопределенность по­ лучения ожидаемых экономических выгод, вероятность наступ­ления предполагаемого ущерба или получения результата ниже требуемого значения выдвигают на первый план проблему вы­ бора. Отсюда для анализа весьма актуальной становится задача обоснования выбора оптимальных вариантов деловых решений из имеющихся альтернатив.

2.    Развитая в научных и методических аспектах система эконо­мического анализа и оценки деятельности хозяйствующих субъек­тов позволяет выявлять, систематизировать и актуализировать ре­шение наиболее сложных и часто встречающихся хозяйственных си­туаций и разрабатывать наиболее эффективные .рекомендации по их устранению и выходу из создавшегося положения.

     3. Теорией экономического анализа хозяйствующим субъек­там должен быть предложен широкий набор инструментов и средств для достижения желаемых результатов (например, мини­мизации затрат, подержания баланса между доходностью и фи­нансовой устойчивостью, предупреждения экономических кризисов) и разработаны методики диагностики вероятности наступле­ния банкротств и т.д.

4.    Хозяйственная практика требует использования в анализе многомерных оценок эффективности хозяйственной деятельно­сти с учетом решения социальных, экологических и гуманитар­ных проблем, проблем использования чистой прибыли и ее ка­питализации и др.

5.    Перед теорией анализа стоит задача обоснования нового понимания финансового успеха, который есть не максимизация прибыли, а успешное элимирование влияния неопределенности и риска; в меньшей степени — обеспечение ликвидности и до­ходности и в большей мере — достижение «благосостояния ак­ционеров» с учетом коммерческих рисков, что в дальнейшем обеспечит необходимую финансовую устойчивость.

6.    Актуальной задачей является совершенствование методик проведения таких видов анализа, как перспективный, прогноз­ный, оперативный, маржинальный, функционально-стоимостной и комплексно-экономический.

7.    Совершенствование методик изучения рынка и партнеров по нему может рассматриваться как важная самостоятельная за­дача анализа.

8.    Необходимы не только современные методики проведения анализа, но и их практическая востребованность динамически развивающимися организациями с большим зарядом высоких технологий, интеллекта, креативности и ответственности. Ана­литик и управленец должны работать в диалоговом режиме.

9.    Реализация традиционных задач хозяйственного анализа, та­ких, как мобилизация выявленных резервов повышения эффек­тивности производства и усиление его интенсификации, в нынеш­ней экономической ситуации осложняется необходимостью учиты­вать неопределенность и коммерческие риски, вероятностный ха­рактер событий и их оценок, инфляционные процессы, современ­ные характеристики стоимости денежных потоков и т.д. Все это требует совершенствования теории экономического анализа, без чего не представляется возможным усиление его роли в управле­нии бизнесом. Надо заметить, что среди способов и приемов ана­лиза на первый план выдвигаются математические приемы, в том числе стохастическое моделирование, приемы финансового оцени­вания, использование оптимизационных моделей и др.

10. Задача повышения активной роли экономического ана­лиза как информационной базы для принятия оптимальных де­ловых решений наряду с традиционной задачей совершенство­вания всех источников информации, в том числе повышения ана­литичности учетной, отчетной, бизнес-плановой, нормативной и другой информации.

Изменение содержания задач анализа, расширение сферы их реализации, новая роль поставленных ранее задач в зависимости от целей хозяйственного развития — все это говорит о востребо­ванности новаций в теории экономического анализа, о необхо­димости подготовки новых методик и мобилизации всех потен­циальных возможностей хозяйственного анализа. Причем про­цесс этот, конечно, будет носить перманентный характер.

4. Принципы, базовые концепции и научные школы экономического анализа

Экономический анализ базируется на принципах, важнейшие из которых следующие:

1) анализ должен иметь научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований;

2) анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования; оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству;

3) обеспечение системного подхода к анализу, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов;

4) анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого принципа вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов;

5) анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия;

6) анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководителей предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается;

7) анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением;

8) анализ должен быть оперативным. Оперативность - это быстро и четко проведенный анализ, принятие управленческих решений и претворение их в жизнь;

9) демократизм анализа. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов;

10) анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Данными принципами следует руководствоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне.

Рассмотрим основные базовые концепции и научные школы экономического анализа.

Основные концепции экономического анализа отражают систему взглядов на различные экономические явления, законы, ситуации.

Концепция сохранения и наращивания капитала. Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность. В зависимости от длительности существования в данной конкретной форме активы предприятия, равно как и источники средств, можно подразделить на краткосрочные и долгосрочные. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам - проценты за предоставление ими ссуды и др. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использования определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. В идеале предполагается, что текущие активы финансируются за счет краткосрочных, а средства длительного использования - за счет долгосрочных источников средств. Это способствует оптимизации общей суммы расходов по привлечению средств.

Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Она заключается в исчислении процентов, которые нужно заплатить владельцам финансовых ресурсов, а также характеризует ту норму рентабельности, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшать свою рыночную стоимость.

Следует различать два понятия - цена капитала данного предприятия и цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов.

Цена капитала количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами.

Цена предприятия как субъекта на рынке капитала может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба эти понятия количественно связаны. Так, если предприятие участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем цена капитала, цена предприятия по завершении этого проекта уменьшится. Таким образом, цена капитала является ключевым элементом теории и практики решений инвестиционного характера.

Анализ структуры пассива баланса показывает, что основными источниками средств предприятия являются: внутренние источники (средства собственников или участников в виде уставного капитала, нераспределенной прибыли и фондов собственных средств), заемные средства (ссуды и займы банков и прочих инвесторов), временно привлеченные средства (кредиторы). Причины их образования, а также величина и доля в общей сумме источников средств могут быть различными.

Концепция предпринимательского риска отражает ситуацию, когда, вкладывая свой капитал, предприниматели подвергаются риску: увеличат ли они свою прибыль или понесут убыток.

Концепция предпринимательского риска вытекает из концепции стоимости, поскольку объективность оценки прогнозных экономических выгод зависит от точности составленного прогноза. Прогноз ожидаемых экономических выгод, как правило, дается не в виде однозначной величины, а в виде приблизительной оценки.

Под предпринимательским (коммерческим) риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления хозяйственной деятельности.

Риск может быть определен как вероятность того, что прогнозируемые события не произойдут (не осуществятся обещанные явные платежи, не произойдет прирост капитала, полученные денежные потоки окажутся меньше прогнозируемых).

Анализ риска помогает своевременно выбрать оптимальный альтернативный вариант во всех сферах экономики. Именно теория анализа рисков может стать наиболее эффективным средством прогнозирования развития микроэкономических объектов, являющихся основой рыночной экономики.

Используя экономический анализ, определяя вероятность ожидаемого результата и оценивая риск посредством экономико-математических методов, мы получаем возможность ослабить или избежать влияния риска на финансовые результаты и принять решение о выборе данной программы коммерческой деятельности или о замене ее другой программой, содержащей предварительно подготовленный порядок действий на случай неудачного исхода, выходящего за пределы расчетной степени вероятности.

Концепция денежных потоков. Основное содержание концепции денежной наличности составляет разработка политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержание их в определенном качественном состоянии.

Финансовые вычисления, базирующиеся на понятии временной стоимости денег, применяются для оценки инвестиционных проектов, в операциях на рынке ценных бумаг, в ссудозаемных операциях, в оценке бизнеса и др.

В условиях инфляции денежные ресурсы, как и любой другой вид активов, должны обращаться по возможности быстрее.

Таки образом, деньги приобретают еще одну характеристику - временную ценность. Этот параметр можно рассматривать в двух аспектах: первый связан с обесцениванием денежной наличности с течением времени; второй аспект связан с обращением капитала (денежных средств).

5. Субъекты экономического анализа

                                               

Субъекты экономического анализа - это пользователи экономической информации коммерческой организации, как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в ее деятельности.

Спектр основных пользователей информации весьма широк. К непосредственно заинтересованным относятся те, которые связаны с организацией (участием) в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Опосредованно заинтересованные пользователи используют экономическую информацию в чисто профессиональных целях; эти пользователи информации непосредственно не заинтересованы в деятельности организации, но по условиям контракта должны защищать интересы первой группы пользователей.

Различаются не только пользователи информации, но и их экономические интересы (участие) к хозяйственной деятельности компании, а также цели, которые они преследуют в ходе анализа.

Интерес собственников при анализе финансовых отчетов заключается в повышении доходности на вложенный капитал (дивидендов или нормы дивиденда), обеспечении стабильности фирмы, оптимизации доли собственного капитала, повышении эффективности использования производственных ресурсов. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам, решить вопрос о продлении срока ссуды и условиях предоставления займа, гарантии возврата кредита, выгодности размещения капитала. Главная цель кредиторов - платежеспособность, ликвидность активов, надежность и стабильность получения выручки и прибыли. Внимание инвесторов обращено на уровень прибыли, которую они могут получить на вложенный капитал.

Управленческий персонал (менеджмент компании) анализирует все сферы деятельности; для него анализ - это средство контроля и основной инструмент управления, поэтому он осуществляет систематическое наблюдение за взаимосвязанными событиями, стремясь своевременно обнаружить проблемы, контролирует предоставление финансовой информации внешним пользователям.

К неосновным пользователям экономической информации относятся страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, фондовые биржи, юридические фирмы, ассоциации, пресса, профсоюзы, регулирующие органы и т.п.

В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство организации. Все остальные субъекты экономического анализа пользуются только публичной информацией.

6. Информационное обеспечение экономического анализа

Экономическая информация представляет собой систему (совокупность) сведений о производственно-сбытовой, снабженской, финансовой и другой экономической деятельности хозяйствующих субъектов, охватывающая все области их производственной деятельности. Она сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Деятельность предприятий складывается из огромной совокупности событий и явлений, каждое из которых представляет собой источив информации.

Экономический анализ базируется на использовании экономической информации, которая лежит в основе разработки оптимальных управленческих решений.

Создание рационального потока информации базируется на следующих принципах: выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения; объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов; единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации; оперативность информации, обеспечивающаяся применением новейших средств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ; всесторонняя разработка первичной информации на ЭВМ с выведением на ее основе необходимых производных показателей; возможное ограничение объема первичной информации и повышение коэффициента ее использования; кодирование первичных данных с целью эффективного использования каналов связи и преобразующих устройств; разработка программ использования и анализа первичной информации для целей планирования и управления,

Экономический анализ, выступая основным потребителем информационных данных, используемых в процессе ретроспективного, текущего и перспективного анализа, скорее, чем какая-либо другая специальная наука, выявит достоинства и недостатки действующей системы экономической информации.

На предприятиях чаще всего создается микроуровневая маркетинговая информационная система, состоящая из четырех частей,

1. Внутренняя система учета и отчетности - информация с внутрифирменных информационных потоках характеризующих объем структуру и скорость товарного производства и обращения, издержках промышленных и торговых предприятий, потерях, валовых доходах, чистой прибыли и рентабельности.

2. Внешняя (разведывательная) система маркетинговой информации, позволяющей систематически наблюдать, точнее следить, за состоянием рынка (что интересует покупателей и что они приобретают; что продают конкуренты; доля рыночных операций, приходящаяся на данное предприятие).

3. Маркетинговые наблюдения и анализ; изучение конкретных проблем маркетинга. Например, причин резкого сокращения продаж основного продукта или, наоборот, обстоятельств, позволяющих их значительно увеличить.

4. Система поддержки маркетинговых решений. Система опирается на экономико-математические методы и модели, на другие способы и приемы экономического анализа (с применением, как правило, компьютерной техники).

Рассматривая систему экономической информации, нельзя обойти вниманием систему экономических показателей. Их можно подразделить на:

а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;

в) объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же в их соотношении.

Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

К учетным источникам относятся: бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные.

В бухгалтерском учете и отчетности находят наиболее полное отражение и обобщение хозяйственные средства и хозяйственные операции. Методами сплошного и непрерывного наблюдения, строгого документирования, систематизации на счетах, группировки в балансе и других отчетных формах достигается объективная количественная характеристика хозяйственных операций, обобщенная характеристика всей совокупности средств хозяйства по составу и размещению, по источникам образования и целевому назначению. Своевременный и полный анализ бухгалтерской отчетности позволяет принять необходимые меры по улучшению деятельности предприятия.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность:

- официальные документы - законы, указы Президента, постановления кабинета министров, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

- хозяйственно-правовые документы - договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;

- решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия;

- материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т.д.);

- техническая и технологическая документация;

- материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотографии и т.п.);

- устная информация, которая получена во время встреч с членами коллектива или представителями других предприятий.

Комплексное использование перечисленных источников информации и правильное их сочетание в процессе экономического анализа позволяет всесторонне изучать работу предприятий и полнее выявлять резервы их экономического и социального развития.

Данные годовых, квартальных и месячных отчетов и балансов, показатели статистической и оперативно-технической отчетности характеризуют результаты работы предприятия в целом за год, по отдельным периодам и видам работ.

Для анализа работы цехов, участков, бригад и других коллективов используют производственные отчеты, данные бухгалтерских регистров и первичные документы.

Потребность в конкретных источниках информации зависит от анализируемых объектов, предмета изучения, цели и задач, периода проведения анализа. Чем полнее и разнообразнее информация, тем глубже и действеннее выводы и предложения по повышению эффективности производства.

В процессе анализа выявляются достоинства и недостатки информации, полнота ее использования для анализа и управления  хозяйственными процессами и их результатами.

7. Основы организации компьютерной обработки экономической информации и ее анализа

ЭВМ становится неотъемлемой частью рабочего места эко­номиста, и его труд приобретает характер автоматизирован­ного труда.

В настоящее время все предприятия испытывают насто­ятельную потребность в расширении аналитических работ, связанных с переходом к рынку, разработкой перспектив раз­вития, комплексной оценкой эффективности применения раз­личных форм хозяйствования, своевременной выработкой опе­ративных управленческих решений. В связи с этим автомати­зация экономического анализа на базе ЭВМ становится объективной необходимостью. Она обусловлена ростом значе­ния качественного информационного обслуживания процесса управления хозяйственной деятельностью, бурным развитием технических возможностей современных ЭВМ, особенностями настоящего периода развития экономики.

Методика экономического анализа, ориентированная на применение ЭВМ, должна удовлетворять требованиям систем­ности, комплексности, оперативности, точности, прогрессив­ности, динамичности. Только на основе выполнения этих тре­бований обеспечиваются познание состояний управляемого объекта и тенденций его развития, систематическое и целенап­равленное повышение эффективности хозяйственной деятель­ности по результатам анализа.

Существенное значение для автоматизации на базе ЭВМ имеет формализованное описание задач анализа исходя из единых принципов построения условных обозначений показа­телей. В чем необходимость формализации задач анализа хозяйственной деятельности?

Во-первых, формализация задач облегчает их последу­ющую алгоритмизацию и программирование для ЭВМ.

Во-вторых, формализация задач четко высвечивает дейст­вительную потребность в исходных данных для анализа.

В-третьих, формализация устраняет дублирование анали­тических задач, облегчает группировку их в блоки для одно­временной обработки.

В-четвертых, формализованная задача анализа становится непосредственным объектом экономико-математического мо­делирования, что существенно повышает глубину аналитичес­кого исследования хозяйственной деятельности. Эти объектив­ные предпосылки к росту ожидаемого эффекта от формализа­ции задач анализа постоянно питают интерес аналитика и под­талкивают его к использованию математической символики.

Экономический анализ поднялся на новую ступень в связи с применением для обработки экономической информации персональных ЭВМ (ПЭВМ). Новые возможности, открывши­еся для анализа, обусловлены исключительными особенностя­ми ПЭВМ: низкая стоимость, высокая производительность, надежность, простота обслуживания и эксплуатации, гибкость и автономность использования, наличие развитого про­граммного обеспечения, диалоговый режим работы и др. При­менение ПЭВМ позволяет реально повысить производитель­ность труда экономиста, бухгалтера, плановика и других спе­циалистов за счет децентрализации процесса автоматизиро­ванной обработки экономической информации, совмещения непосредственно на рабочем месте их профессиональных зна­ний с преимуществами электронной обработки информации.

Наиболее эффективной организационной формой исполь­зования ПЭВМ является создание на их базе автоматизиро­ванных рабочих мест (АРМ) бухгалтеров, экономистов, плано­виков и т. д. В стране широким фронтом ведутся работы по созданию АРМ бухгалтера, АРМ плановика и других специ­алистов. Имеется также некоторый опыт создания АРМ ана­литика. Под автоматизированным рабочим местом аналитика понимают профессионально ориентированную малую вычис­лительную систему, предназначенную для автоматизации ра­бот по анализу хозяйственной деятельности. Техническую базу АРМ аналитика составляют персональные ЭВМ отечествен­ного и зарубежного производства.

В условиях АРМ аналитические задачи решаются непосред­ственно самим пользователем на своем рабочем месте. Анали­тик ведет личный контроль над всеми стадиями процесса об­работки аналитической информации, имеет возможность оце­нить полученные результаты, грамотно использовать их для обоснования управленческих решений, удовлетворения разнооб­разных информационных потребностей управляющей системы.

Происходит повышение оперативности и действенности ана­лиза. В условиях АРМ анализ непосредственно следует за уче­том, а также выполняется в ходе хозяйственного учета. АРМ аналитика превращает подсистему аналитического обеспечения управления хозяйственной деятельностью в постоянно дейст­вующий фактор повышения эффективности производства за счет активизации всего информационного фонда предприятия.

Наиболее эффективный путь использования ПЭВМ в ана­лизе хозяйственной деятельности — это создание на предпри­ятиях автоматизированных рабочих мест (АРМ) аналитика.

При проектировании и создании АРМ аналитика первооче­редными факторами, которые необходимо учитывать, являют­ся: тенденции развития хозяйственной деятельности и управле­ния ею; содержание и структура аналитических задач; опыт автоматизации экономического анализа на ЭВМ предшеству­ющих поколений.

Комплекс программных средств для АРМ аналитика (ППП АХД) разрабатывается как программное приложение к типо­вой методике анализа хозяйственной деятельности.

ППП АХД представляет собой совокупность программ обработки аналитических таблиц по методике комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. Задачи ана­лиза сгруппированы в десяти разделах:

1.      Комплексный обзор обобщающих показателей хозяй­ственной деятельности.

2.      Анализ организационно-технического уровня производ­ства и качества продукции.

3.      Анализ объема продукции.

4.      Анализ использования основных фондов и работы обо­рудования.

5.      Анализ использования материальных ресурсов.

6.      Анализ использования труда и заработной платы.

7.      Анализ себестоимости продукции.

8.      Анализ прибыли и рентабельности.

9.      Анализ финансового состояния.

10.     Комплексная оценка хозяйственной деятельности.

Работа с ППП осуществляется в режиме диалога.

Пользователь имеет возможность легко переходить от од­ного раздела методики к другому и от одной задачи анализа к другой задаче внутри раздела. Для облегчения выбора для каждой задачи анализа составлена краткая характеристика о цели и назначении, периодичности решения, источниках ин­формации и др.

Пользователь имеет возможность обратиться к этой ин­формации перед решением задачи.

Эксплуатация комплекса предусматривает достижение сле­дующих целей:

снижение трудоемкости и стоимости аналитического про­цесса;

сокращение сроков обработки аналитических данных, по­вышение их качества и достоверности;

создание условий для перехода к безбумажной технологии обработки аналитических данных;

обеспечение директивных сроков представления установ­ленных результатов анализа;

повышение гибкости и управление аналитическим про­цессом;

совершенствование организации труда аналитических ра­ботников.

8. Исторические этапы становления и перспективы развития экономического анализа как науки и как определенного вида управленческой деятельности

Освещая историю становления и развития анализа как науки, следует иметь в виду два фактора:

- разработку теоретических вопросов науки;

- их практическое использование.

Теория, методология, методика, способы и приемы экономического анализа складывались постепенно, проходя сложные, порой противоречивые этапы развития.

Аналитический процесс, касающийся общественных явлений, процесса производства и обмена, социально-экономического устройства общества, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены скрытым общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы.

Такой наукой стала политическая экономия (экономическая теория), а вместе с ней, или точнее в ее недрах, возник и экономический анализ. История экономической науки уходит в древние века; причем развивалась она почти одновременно во всех странах. Среди мыслителей Древнего востока - Конфуций; Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель; Древнего Рима - Варран, Сенека и др. В средние века появилось само понятие "политэкономия". Этот термин впервые применил француз Антуан Монтекретьен де Ваттевиль в своей книге "Трактат по политической экономии" (1615 г.). Далее развитие политэкономическрго учения получило в трудах У.Петти, Д.Рикардо, А.Смита, С.Сисмонди и др.

Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтерского учета и балансоведения. Ведение бухгалтерского учета порождает необходимость контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а главное, для глубокого анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Эти контрольные функции выполняются специальной аудиторской службой, аудит же можно трактовать как анализ финансово-хозяйственного состояния, т.е. финансовый анализ.

Анализ хозяйственной деятельности частнокапиталистических предприятий и их монопольных объединений сводился преимущественно к анализу ликвидности баланса, к оценке статей актива и пассива. При этом возникали существенные сложности в связи с тем, что некоторые отрасли промышленности России действовали совместно с иностранным капиталом. Бухгалтерский учет и отчетность велись на таких предприятиях не только по образцам немецких, английских или французских предприятий, но зачастую на иностранных языках.

В государственном и кооперативном секторах Царской России анализ хозяйственной деятельности отличался достаточно высоким уровнем развития для того времени, хотя специальной литературы по экономическому анализу не издавалось. Разбору балансов была посвящена особая глава в "Курсе счетоводства" Р.Я. Вейцмана. Некоторые статьи по вопросам анализа баланса, счета прибылей и убытков публиковались в журнале "Счетоводство".

После 1917 г. деятельность всех промышленных, торговых, банковских, кооперативных и других предприятий и учреждений была поставлена под рабочий контроль. Отмена коммерческой тайны, обеспечение гласности учета, контроль за хозяйственными процессами и их финансовыми результатами - все это явилось основой для становления экономического анализа.

В послевоенные годы экономический анализ не только окончательно сложился в общеметодологическом плане, но и получил достаточно широкое развитие в направлении отраслевой и внутриотраслевой специализации. Кроме того, сложный комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятий различного профиля, органическое сочетание факторов как технико-организационного, так и экономического характера обусловили появление комплексного технико-экономического анализа.

В послевоенные годы отмечается дальнейшее развитие экономического анализа. Это выразилось, во-первых, в дифференциации анализа по отраслям народного хозяйства; во-вторых, в углублении анализа деятельности по подразделениям хозрасчетных предприятий; в-третьих, в разработке методик анализа сводных отчетов; в-четвертых, в монографическом исследовании основных проблем экономического анализа и, наконец, в-пятых, в использовании методологии и методики экономического анализа за пределами нашей страны.

На современном этапе в условиях динамичности ситуаций как в коммерческой деятельности предприятия, так и во внешней среде, особое значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ.

Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим предоставления результатов ситуационного анализа - запросный и построен на основе ответов по заранее определенной программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий.

Ясно, что проведение ситуационного анализа коммерческой деятельности предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро-, так и микроуровня.

В новых условиях следует ожидать значительного сокращения поступления отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу будет способствовать коммерческая тайна, которая уже фактически имеет место на ряде совместных и частных предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, кооперативов и др.

Развитие информационной базы анализа на микроуровне будет иметь обратную тенденцию, его состав в существенной мере расширится. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменится за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых государственными, коммерческими банками, рынками услуг и рабочей силы и др. Создание комплексных автоматизированных систем коммерческой информации - задача весьма сложная, но, как показала международная практика, вполне осуществимая.

Коммерческая деятельность в нынешних условиях приобретает многоплановый характер. Она предполагает тесное взаимодействие всех коммерческих служб предприятий, включая маркетинговую.

В этих условиях анализ коммерческой деятельности становится важной функцией менеджмента. Умело организовать аналитическую работу на предприятии - значит обеспечить синтез аналитической информации как отдельных функциональных служб, так и служб менеджмента. Поэтому организационная структура иностранных фирм предусматривает обособление аналитических служб (центральное аналитическое бюро), результатов всех практикуемых видов анализа (ретроспективного, оперативного, ситуационного и перспективного).

Все это требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области анализа коммерческой деятельности и коммерческой калькуляции, сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера. Эти требования и определяют сегодня квалификационный уровень менеджера.

Не случайно многие высшие учебные заведения России открыли факультеты, готовящие квалифицированных менеджеров.

Накоплен небольшой опыт исследования коммерческого риска.

Коммерческий риск в условиях рыночной экономики - категория объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшими потерями можно при условии соблюдения двух непременных условий:

во-первых, с помощью организации тщательного анализа затрат труда, регулярного учета, контроля и анализа себестоимости в процессе производства и реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). При этом решающая роль принадлежит производственным и торговым калькуляциям. Именно она должна 'Превратиться в надежную лоцию, которая поможет проложить верный курс в море свободной экономики. Действующая же практика свободного ценообразования меньше всего опирается на точные калькуляционные расчеты в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Наблюдающийся ценовой беспредел, свободная "накрутка" Цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и полным отсутствием контроля и анализа со стороны общества за процессом ценообразования;

во-вторых, кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях либерализации цен. Изучение потребительского спроса всегда являлось слабым местом нашей экономики. Централизованное планирование, сложная система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого товара делали его путь от производителя к потребителю поистине "тернистым". Международный подход, мировой стандарт, мудро выраженный в формуле "Von der Hand im dem Mund"' ("из рук производителя в рот потребителя"), сплошь и рядом нарушался.

Только решительное расширение производства и выпуска товаров, наполнение прилавков продуктами питания и другими товарами первой необходимости могут вывести рыночную экономику на принципиально новый путь развития. Иначе - товарный дефицит, а порой и товарный голод, порождающий безудержную спекуляцию и "ценовой беспредел".

Содержательный и хронологический аспекты процесса управления коммерческой деятельностью позволяют выделить его основные этапы - предварительный, оперативный и заключительный, тем самым классифицировать виды анализа коммерческой деятельности в соответствии с этими признаками, учитывая, что управление коммерческой деятельностью представляет собой синтетический процесс, следует указать, что на практике виды анализа вряд ли могут существовать обособленно друг от друга, так сказать, в "чистом" виде. Вместе с тем понимание методологических особенностей различных видов анализа чрезвычайно важно для организации коммерческой деятельности на предприятии.

Таким образом, в современных условиях существенно меняются задачи и функции экономического анализа, что влечет за собой совершенствование его методики и методологии с ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внутреннего, так и внешнего рынка. Возникают совершенно новые, не традиционные для нашей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия.

Современное состояние анализа можно охарактеризовать как разработанную в теоретическом плане науку. Вместе с тем эта наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития экономического анализа в теоретическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др.

Что касается перспектив прикладного характера, то анализ постепенно займет ведущее место в системе управления.

Список использованных источников:

1.     Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. –  М.: Финансы и статистика, 2006.

2.           Канке А.А Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.

3.           Любушкин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4.           Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. –  М.: Академия, 2004.

5.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

6.           Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2005.

7.           Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.