УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
БУРНЫШЕВ К., ИСИТО
Август 1999 г.
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Априорной гипотезой проекта, положенной в основу методики сбора материала, была гипотеза о целенаправленном характере инновационных процессов. Из этой гипотезы вытекает необходимость стратегического мышления менеджмента предприятий и преодоления барьеров, стоящих на пути реформ[1]. Однако, такой рационалистический и «менеджмент - центристский» подход (как и любой другой) имеет свои ограничения и в некоторых случаях не позволяет корректно идентифицировать инновационную стратегию, несмотря на то, что предприятие по всем признакам относится к инновационным.
ЗАО «Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза»: управление процессом инновации на уровне предприятия практически не ведется[2].
В данной работе акцент в анализе собранного материала будет смещен с внутренних факторов на внешнюю среду инновационного предприятия. При этом подходе общая цель исследования – «выявление факторов, способствующих и препятствующих внедрению инноваций»[3] - несколько расширяется, так как в отношении целого ряда внешних факторов (например, финансовый кризис 17 августа 1998 года) нельзя однозначно определить их влияние на ход модернизации постсоветской промышленности.
Внешняя среда предприятия представляет собой, с одной стороны, условия, в которых протекает производственно-хозяйственная деятельность, с другой стороны, другие предприятия и организации, с которыми взаимодействует предприятие в ходе этой деятельности. Изменение каких-либо существенных условий (например, рост курса доллара, увеличение железнодорожных тарифов или падение спроса на продукцию) вынуждает предприятие адаптироваться к переменам. Точно так же как и появление новых или исчезновение существующих внешних «субъектов» (например, предприятий-поставщиков, банков или вышестоящих организаций) и их действия по отношению к предприятию. Поэтому в контексте дихотомии «внешнее - внутреннее» инновации будут рассматриваться как один из способов адаптации предприятия к изменениям во внешней среде.
Значение нормальной внешней среды для успешного функционирования предприятия трудно переоценить. Большинство постсоветских предприятий, исследуемых в рамках проекта и переживших переход из нерыночной экономики в дорыночную, напоминают рыбу выброшенную на песок. Адаптация к новым условиям происходит достаточно болезненно.
Тбилисская макаронная фабрика: Политические и экономические процессы, протекающие в Грузии в 1991-1995 годы, отрицательно сказались на работе предприятия. Нарушилось снабжение предприятия сырьем, вспомогательными материалами, запчастями оборудования, топливом и электроэнергией. Нарушились старые связи, как с поставщиками, так и с рынком реализации продукции.
Важным параметром внешней среды является степень её изменчивости - стабильности. Ниже мы рассмотрим факторы внешней среды, изменения в которых потребовали от предприятий проведения инноваций. Однако для их успешной реализации необходим некоторый оптимальный уровень изменчивости, т.к. полная стабильность – это «застой», отсутствие стимулов к развитию, а полная нестабильность – это хаос.
Кондитерская фабрика «Юбилейная»: В условиях нестабильной экономической ситуации фабрика постепенно утрачивает способность заниматься хозяйственной деятельность вообще. Шаткая внешняя среда губительна для предприятия, оно не имеет никаких средств защиты от внешних изменений .
Наиболее уязвимы постсоветские предприятия оказались со стороны нестабильного спроса на свою продукцию. Кому-то из них легче адаптироваться к реалиям предрыночной экономики, а кому-то нет.
Научно-производственное предприятие «Родник» (Московская область): Экономическое состояние предприятия с момента его создания, по словам директора, «изменялось по синусоиде и связано только с заказами, а это определяется экономическим положением России». Самый лучший период (верхушка синусоиды) – это 1997 год, с апреля 1998 года начался спад, а после 17 августа положение усугубилось: часть заказчиков отказалась от договоров. «Четкого представления о том, что будет дальше нет – ситуация в стране сложная, а мы – не макаронная фабрика».
Именно нестабильность условий хозяйствования (в России?) отпугивает зарубежных и отечественных инвесторов. В нестабильных условиях предприятию зачастую выгоднее работать с зарубежными поставщиками сырья и комплектующих (а также технологий), чем с отечественными «полумертвыми» партнерами. «Попытки обратиться к отечественным предприятиям, как правило, заканчивались неудачей. Идея о том, что высокотехнологичные оборонные производства смогут быстро переориентироваться на гражданскую продукцию, оказалась блефом»[4]. Определение «правил игры» и соблюдение этих «правил» – важный экономический резерв государственной власти.
ОАО “Комитекс” (г.Сыктывкар): Но руководство очень обеспокоено сегодняшней ситуацией на российском рынке и деятельностью правительства, и дало ясно понять, что все эти планы без проблем воплотятся в жизнь, если ситуация сложиться более менее стабильной.
Одним из факторов внешней среды, влияющим на протекание инновационных процессов на предприятии, является наличие или отсутствие отраслевых структур, к которым оно принадлежит, и, соответственно, связей с этими структурами. Например, «корни» многих инноваций на заводе «Конвейер» уходят в прошлое, когда существовали Минуглепром, а затем «Росуголь». Так, ключевая программа развития производства на этом заводе была разработана при участии ведомственных институтов «Гипроуглемаш» и «НииТуглемаш» и частично финансировалась компанией «Росуголь».
ОАО «Московский нефтемаслозавод»: У предприятия существуют тесные связи в рамках министерства с другими заводами, ВНИИНП. Поэтому проводятся совещания, где с учетом предполагаемых потребностей, зная потенциал каждого предприятия, сырьевые возможности институт предлагает заводам освоить производство определенного вида продукции.
Модернизация производства на шахте «Угольная» инициируется такой производственной структурой как компания «Кузнецкуголь». После ликвидации московского «Росугля» именно эта региональная компания стала определять техническое развитие входящих в неё шахт. Свою роль платежеспособного заказчика и потребителя продукции «Кузнецкуголь» сыграл и для завода «Конвейер». Здесь хотелось бы отметить преемственность инновационных процессов при переходе от нерыночной к дорыночной внешней среде.
АООТ «Раменский комбинат хлебопродуктов»: Само основание этого комбината в 1972 году было экспериментом, заключавшемся во внедрении новой технологический схемы непрерывного и прямоточного технологического процесса. В последующие годы были произведены изменения в технологии, позволившие упростить процесс производства, повысить устойчивость работы завода, существенно снизить потребление электроэнергии. В 1981-86 гг. была внедрена автоматическая система управления технологическим процессом. Таким образом, для советского периода развития предприятия были характерно постоянное внедрение различного рода инноваций. Высокое качество монтажных, ремонтных работ обеспечивает ритмичную и надежную эксплуатацию завода и в настоящее время.
При разрушении традиционных производственных структур предприятие оказывается в «вакууме», теряя связи с традиционными поставщиками сырья и потребителями своей продукции. По инерции руководство некоторых предприятий уповает на государство, считая, что именно господдержка поможет решить вставшие перед предприятием проблемы.
Сыктывкарский кирпичный завод: Одной из главной причин, в результате которой экономические реформы пока не привели промышленность к расцвету, а наоборот, поставили ее на грань вымирания, можно считать развал прежней системы управления отраслью. Сегодня, отсутствие государственной поддержки – один из немаловажных факторов, определяющий тяжелое экономическое положение предприятия.
Альтернативным подходом можно считать создание новых структур, например, финансово-промышленных групп. Вполне возможно, что успех инновационных предприятий связан с их «включенностью» в более общие структуры, которые создают благоприятную среду для модернизации.
Подмосковный автомобильный завод: Завод является ОАО в составе Финансово-промышленной группы, объединяющей часть производства на ВАЗе, завод микролитражных автомобилей на КаМАЗе и сам Подмосковный автомобильный завод. В Москве находится постоянное представительство ФПГ.
Изменение форм собственности в ходе широкомасштабной приватизации пережили все бывшие государственные предприятия. В ходе приватизации, выступающей как внешний фактор, подверглись изменениям как внутренние, так и внешние структуры управления. На примере взаимоотношений шахты «Угольная» и компании «Кузнецкуголь» видна динамика процессов децентрализации и централизации управления. Консолидацию акций и централизацию управления можно наблюдать и в лесообрабатывающей промышленности.
"Сыктывкарский лесопромышленный комплекс": Экспансия СЛПК в лесозаготовительной отрасли продолжается. Были приобретены акции "Койгородоклеса", Сысольского леспромхоза, начались переговоры о приобретении собственности "Удоралеса".
Разрушение традиционных ведомственных связей подчинения-управления освобождает место для возникновения внешних структур, основанных на корпоративных связях. Наиболее ярким примером, иллюстрирующим данный тезис, может служить фирма «Солти», на базе которой выросла целая система частных компаний.
Важнейшим внешним фактором, который определяет характер инновационного процесса, является спрос на тот или иной вид продукции. Можно выделить несколько вариантов спроса (примеры приводятся по материалам исследований Кузбасской группы):
1. Относительно стабильный спрос на продукцию предприятия по объему, по качеству, номенклатуре и т.п. Наиболее типичный пример – шахта «Угольная», занимающая определенную нишу на рынке угля и имеющая постоянных потребителей. К особенностям современного рынка угля можно отнести то, что, во-первых, это рынок продукции преимущественно производственного назначения и, во-вторых, конкуренция на нем носит ограниченный (олигополистический) характер. Производственные мощности шахты почти полностью используются и основная задача менеджмента видится не в увеличении объема добычи угля, а в снижении издержек и минимизации себестоимости.
2. Неустойчивый, но имеющий тенденцию к повышению, спрос на продукцию предприятия обнаружен как на предприятиях пищевой промышленности (например, «Сибирский хладокомбинат» - мороженое, фирма «Галс» - копченая рыба, пивзавод «Сова»), так и в других отраслях (завод «Таблетка» - лекарства, завод «Конвейер» - горношахтное оборудование). Особенности соотвествующих рынков продукции этих предприятий диктуют необходимость продуктовых новаций, расширения ассортимента и номенклатуры изделий.
3. Спрос, превышающий предложение, обнаружен, например, на предприятии «Корма», где в силу ряда причин политического характера мука стала дефицитным товаром. Тенденции развития спроса на продукцию «Мехзавода» (специальные машины) и «Котломаша» также лежит в этом направлении. Во многом такому спросу способствует практический монополизм производителей в соответствующих секторах рынка. Стратегией менеджмента в таких условиях становится максимальное увеличение объемов производства.
4. Низкий (или постепенно снижающийся) спрос обнаружен в ходе исследования на продукцию лесопереработки (фирма «Вайнинг», деревообрабатывающий цех и производство пресс-форм завода «Пластмасса»).
Взаимоотношения предприятий с потребителями продукции меняются в зависимости от того, что источником благополучия предприятиий постепенно становится платежеспособный спрос на их продукцию. Эта зависимость очевидна в сфере продукции массового спроса. Наиболее яркий пример изменений в сфере продукции производственного назначения – завод «Конвейер», руководство которого проводит активные маркетинговые мероприятия по продвижению нового горношахтного оборудования («борьба за заказчика»). В отчетах по целому ряду предприятий г.Сыктывкара такое поведение менеджмента названо «маркетинговой инновацией».
Одним из рыночных элементов постсоветкого экономического механизма можно считать появление конкуренции, с которой столкнулись предприятия. «Если не победить в конкурентной борьбе, любая инновация – это напрасная трата средств и усилий»[5]. В пищевой промышленности (и смежных с ней отраслях) конкурировать пришлось прежде всего с зарубежными производителями.
Зеленецкая птицефабрика (г.Сыктывкар): В 1990-е гг. на местный рынок начался наплыв импортных окорочков. Это, по мнению директора, погубило птицеводство в России, в том числе и в Сыктывкаре. Но в то же время конкуренция подтолкнула к поиску путей повышения качества продукции и особенно к снижению издержек, о которых раньше мало думали.
АО «Сыктывкарпиво»: В 1990-е гг. пивзавод столкнулся с острой конкуренцией со стороны как зарубежных, так и отечественных производителей. Низкосортное сыктывкарское пиво стало быстро оттесняться более престижным и вкусным импортным. Традиционные советские прохладительные напитки стали терять свою привлекательность, когда потребители познакомились с широким спектром импортных товаров. Неудержимо росли издержки производства, что вело к сближению цен на импортную и сыктывкарскую продукцию. В этой ситуации лишь модернизация производства с целью повышения качества продукции могла спасти предприятие от полного вытеснения с рынка.
Одним из видов активной адаптации предприятия к меняющимся условиям рынка и усилению конкуренции на рынках в странах СНГ является создание собственной сбытовой сети. Затраты не её создание могут быть достаточно значительными и их можно считать инвестициями в развитие предприятия.
Тбилисский коньячный завод: Фирма занимается не только производством, но и реализацией вырабатываемой продукции, для чего по всей Грузии и в ряде зарубежных стран открыла свои фирменные магазины.
Тбилисский молочный комбинат «Амалтеа»: Фирма организовала сеть фирменных магазинов, оборудованных торговой техникой, обеспечивающей сохранность продуктов и их реализацию без ухудшения качества. Параллельно, на договорных началах, фирма снабжает своей продукцией торговую сеть, в основном супермаркеты, поставляя молочные продукты на своих спецмашинах с рефрижераторными установками.
Практически все предприятия, изучаемые в рамках проекта, в том или ином виде сталкиваются с ограничениями, которые связаны со снабжением сырьем, комплектующими, запчастями и т.п. Эта проблема не всегда обусловлена только финансами. Например, в хлебобулочной сфере, которая (в материалах Кемеровской группы) представлена предприятиями «Корма» (производство муки), «Сибхлеб» (крупный производитель) и «Заря Капитализма» (мелкий производитель), дефицит сырья обусловлен физической нехваткой зерна и ценовой политикой, проводимой областной администрацией. В деревообрабатывающей промышленности и химико-фармацевтической производители сталкиваются с мировыми ценами на необходимое сырье и комплектующие что влечет снижение рентабельности соответствующих производств. Выигрышной представляется стратегия, ориентированная на развитие местной сырьевой базы.
Тбилисский молочный комбинат «Амалтеа»: За последние годы в Грузии ежегодно растет поголовье молочного скота за счет фермерского хозяйства. Фирма с 1999 года начала увеличение закупок молока от населения. Пришлось приобрести специальные транспортные средства и оборудование по заготовке и перевозке молока. По подсчетам экономистов фирмы, производство молочных изделий из местного сырья снижает себестоимость продукции, что даст возможность снизить продажную цену и повысит рентабельность предприятия. Дешевизна молока вызвана тем обстоятельством, что климатические условия Грузии дают возможность держать скот на пастбищах 8-10 месяцев в году.
Эта иновация имеет и серьезное социальное значение: дает возможность фермерам расширить свое хозяйство, что повысит их благосостояние.
Влияние макроэкономических условий хорошо проиллюстрировал августовский финансовый кризис 1998 года. Он затронул почти все изучаемые предприятия. Однако, его влияние было неоднозначным. В некоторых отраслях промышленности, поставляющих свою продукцию на экспорт, рост курса доллара помог частично решить свои финансовые проблемы. Так, в угольной промышленности и смежных с ней отраслях «оживились» финансовые потоки. На шахте «Угольная» полностью расплатились с долгами по заработной плате, оплатили таможенные пошлины и получили долгожданный новый проходческий комбайн. Завод «Конвейер» получил «живые» деньги от компании «Кузнецкуголь» и отгрузил ей новое горношахтное оборудование.
Еще одно следствие августовского кризиса – повышение конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с импортной. Так, на рынке медикаментов за счет более низких цен по сравнению с зарубежными лекарствами «Таблетка» смогла упрочить свои позиции, ушли с рынка мороженого иностранные конкуренты «Сибирского хладокомбината» и т.п.
АОЗТ «Завод торгового оборудования» (г.Москва): Финансовый кризис августа 1998 года сыграл положительную роль в оздоровлении финансово-экономической ситуации на предприятии, поскольку жесткие пошлины на ввозимую импортную продукцию, и торговое оборудование в том числе, заставляют фирмы, реализующие его на российском рынке, поднимать цены. Это заставило бывших потребителей и заказчиков данного вида продукции искать новых поставщиков внутри страны. В этих условиях в последние несколько месяцев 1998-1999 г.г. возник устойчивый спрос на торговое оборудование, выпускаемое заводом, оказавшемся в ряду немногих предприятий, которые к этому времени уже успешно завершили ряд инновационных внедрений и вышли на российский рынок с продукцией, соответствующей уровню зарубежных аналогов.
Примером отрицательного влияния роста курса доллара могут служить лесообрабатывающие предприятия, которые вынуждены покупать сырьё (древесину), комплектующие и запчасти по мировым ценам, а продавать свою продукцию на внутреннем рынке. За счет этого производство и сбыт продукции, например, на предприятии «Рама» сократилось по некоторым оценкам в 2-3 раза.
Тбилисский молочный комбинат “Амалтеа”: Основным фактором, препятствующим увеличению производства фирмы, является то обстоятельство, что значительная часть продукции производится на импортном молочном порошке. В связи с нестабильностью грузинской валюты, все товары, производимые на импортном сырье, стали дороже аналогичных товаров, производимых на местном сырье. Поэтому продукция фирмы стала менее конкурентоспособной на местном рынке.
Ещё один распространенный вариант – кредитная кабала, в которую попали предприятия взявшие валютный кредит для приобретения импортного оборудования («Корма», «Сибирский хладокомбинат» и др.) и вынужденные расплачиваться по новому курсу. Причем показательно, что подавляющее число инноваций базируются именно на зарубежных технологиях. Во многих описываемых случаях инициаторы инноваций выбирали между несколькими альтернативными проектами и технологическими решениями, среди которых присутствовали и отечественные разработки. Косвенное влияние кризиса проявилось в ухудшении экономической конъюнктуры и общему падению спроса на рынках.
Разрушительные последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса типография "Наука" почувствовала на себе в сентябре, когда резко сократилось количество и государственных, и коммерческих заказов, октябрь оказался "провальным" месяцем. Однако на ноябрь "сторонние" заказы поступили в прежнем объеме, в декабре восстановился объем госзаказа. К концу 1998 года финансовое положение предприятия стабилизировалось.
Следующая особенность экономической среды, в которой протекают современные инновационные процессы, - её бартеризация и отсутствие оборотных средств у предприятий. Именно по этой причине многие из них вынуждены заниматься длинными цепочками товарообменных операций, создавая для этого специальные структуры.
Сыктывкарский механический завод: В обращении между предприятиями очень мало живых денег, так как расчеты ведутся бартером или взаимозачетами. Даже в тех случаях, когда была предварительная договоренность об оплате продукции деньгами.
Сыктывкарский кирпичный завод: Основная масса заказчиков не имеет денежных средств и поэтому вынуждена расплачиваться товарами. В результате создается ситуация, когда заказчиков много, а деньги могут предложить немногие. Вот и приходится руководству завода выбирать среди «взаимозачетников» с кем сотрудничать, приоритет отдается тем, кто может предложить продукты. Одним словом живых денег предприятие практически не имеет, что создает немалые сложности в наращивании производства или внедрение новых технологий.
Независимо от формы собственности предприятия главным источником инвестиций остается государство в лице бюджетов различных уровней. Доля и значение банков существенно снизились после финансового кризиса. Небольшие предприятия стараются опираться на собственные силы, частные инвестиции и криминальный капитал.
Налицо процесс становления новых инвестиционных механизмов. Так, государство полностью не прекратило поддержку угольной промышленности, но её объемы значительно сократились. Изменился и механизм инвестирования. Деньги даются в результате победы в инвестиционных конкурсах. Причём, такие конкурсы могут быть объявлены не только государственными органами, но и зарубежными инвесторами. Основные критерии победы в инвестиционном конкурсе: возвратность средств и прибыльность проекта. Государственные инвестиции возвращаются без процентов. За последние 2-3 года в угольной промышленности наблюдается рост общего объема инвестиций.
В самарской губернии администрация пошла по пути конкурсного финансирования инновационных проектов и размещения местного заказа (бюджетные средства) через систему тендеров. С одной стороны, это, несомненно, повышает инновационную активность предприятий.
Как показывают описания инноваций в других отраслях этот механизм менее формализован (здесь можно привести рассказы менеджеров о том, как они в самый последний момент «перехватывали» оборудование и средства у зазевавшихся коллег-конкурентов). Каждый уровень бюджетного (государственного) финансирования можно проиллюстрировать примерами из наших исследований:
1. Уровень госбюджета. Руководству бывшего «Росугля» было необходимо показать свою активность в деле создания рабочих мест для безработных шахтеров. За счет государственных средств оно закупает немецкую технологию и создаёт деревоперерабатывающее предприятие «Рама». После его создания и ликвидации «Росугля» встает вопрос о том, кто владелец данного предприятия. Этот вопрос до сих пор не решен окончательно.
2. Областной бюджет. При бывшем губернаторе Кислюке существовали полноводные «струи»: программа «Фата» (сельхозпродукция) и дорожное строительство. По программе «Фата» получили оборудование «Сибхлеб», и молочный комбинат «Солти», бумом в дорожном строительстве воспользовался «Мехзавод» со своими дорожными машинами. Свежий пример при нынешнем губернаторе – Тулееве – полумиллионный долларовый кредит заводу «Конвейер» на развитие местного автомобилестроения.
Зеленецкая птицефабрика (г.Сыктывкар): Возрождение фабрики и ее модернизация начались с указа Главы Республики Коми о поддержке птицеводства. В соответствии с принятыми местной властью мерами фабрика получила кредиты и начала работу. Правда, запланированные суммы идут с задержками и обычно не "живыми" деньгами, разными суррогатами типа векселей.
В декабре 1997 года “Новый Эдем”(г.Самара) подключился к программе производства детского питания, осуществляемой в рамках крупного проекта “Дети Самары”. Этот проект поддерживается областной администрацией, и, соответственно, более или менее стабильно обеспечивается финансированием. “Новый Эдем” вошел в программу, победив в конкурсе.
3. Муниципальный бюджет. Глава города Кемерово уговорил депутатов городского собрания поручиться перед Сбербанком для получения кредита фирмой «Корма». На эти деньги частные мельники закупили хорошее швейцарское оборудование.
Государство в лице центральных и местных органов управления вкладывает средства для решения социальных проблем (создания рабочих мест, поддержки жизненно важных отраслей и т.п.), укрепления власти отдельных правящих группировок (поддержка политически лояльных хозяйственных руководителей), создания новых источников пополнения бюджета.
«Меркурий-92» (холодильный комбинат г.Тбилиси): Фирма часто выполняет поручения правительства по организации снабжения населения продуктами, закупаемыми в других странах.
Отношение к кредитным ресурсам, предоставляемым другими источниками, скорее отрицательное, чем положительное. Интересы банков, частных и криминальных инвесторов достаточно однообразны и во многом совпадают – получение краткосрочной прибыли. Поэтому директорат предприятий старается не брать банковских кредитов, уйти из-под криминальной «крыши». Менеджменту предприятий гораздо легче найти общий язык с отраслевым и государственным менеджментом (делиться властью с «властью» психологически гораздо приятнее, чем с партнером – директором или вором в законе).
Научно-информационная среда инновационых процессов включает в себя различные формы активности предприятий. Можно выделить следующие формы внешней познавательной активности и соответствующих институтов (рынка идей?):
1. Чтение специальной литературы и периодических отраслевых изданий.
2. Выполнение НИОКР на основе договоров отраслевыми и исследовательскими институтами.
3. Консультации иностранных специалистов, входящие в пакет услуг по установке и монтажу оборудования.
4. Неформальные консультации, получаемые менеджментом в отраслевых и исследовательских институтах.
5. Платное целевое обучение специалистов в ВУЗах.
6. Копирование и адаптация зарубежного опыта конструкторских и технологических решений.
7. Непосредственный и часто неформальный обмен опытом с аналогичными российскими предприятиями.
8. Региональные выставки-ярмарки продукции, оборудования и т.п.
Диапазон взаимодействия предприятий с научными институтами и организациями очень широк – от полной потери контакта до тесного взаимодействия.
Государственное научно-производственное предприятие «Родник» (Московская область): «Лазер» сотрудничает с такими научными центрами как МИСИС, ФИАН, через которых выходит на потенциальных заказчиков.
«Луч» является членом Лазерной ассоциации, что, по мнению директора «Луча», приносит пользу: предприятие получает информационную помощь; опосредованно ЛА участвует в продвижении на рынок продукции (путем публикаций, которые можно дать через ЛА и участия в выставках, устраиваемых ассоциацией); также «Луч» использовал возможности ЛА в обучении: заместитель директора прошел обучение в организованном ассоциацией российско-германском информационно-учебном центре и стажировку в Германии, при этом ЛА оплатила часть стажировки.
Влияние политики (борьбы за власть) в той или иной степени проявляется на большинстве предприятий-кейсов. Однако рычаги влияния властных структур отличаются от методов управления инновациями менеджмента предприятий и отраслевых структур. Например, губернатор административными мерами сдерживает рост цен на хлеб, селективно поддерживая лояльных крупных производителей (кандидатов в депутаты облсовета) и разоряя мелкие частные фирмы («Заря Капитализма»). Очень часто политические решения выливаются в государственные проекты и программы (типа реструктуризации угольной промышленности и закрытия неперспективных шахт). Успех инноваций вполне можно строить на активном участии (даже формировании) в таких программах, как на заводе «Конвейер». Другую позицию занимают такие директора предприятий, как директор фабрики «Северная звезда» (г.Сыктывкар):
"Власти, - по словам директора "СЗ", - не мешают и не помогают. Я от них сразу сознательно дистанцировался. Влезть в крупный республиканский проект - сознательно провалить дело. Я никогда связываться с ними не буду. С ними я не хочу работать принципиально. Сначала они были в стороне, когда же увидели, что есть смысл в наших начинаниях, то сразу уже стали пытаться присоединиться.
Я вырос как производственник в рамках советской системы, и очень хорошо понимаю, что я ей при моей успешности нужен, а она мне - нет, потому что она ничего не захочет дать мне и моим работникам, а захочет только взять. Раз уж сумели начать без местных властей, без их отеческой поддержки, то теперь тем более выплывем. Это похоже на ситуацию с плохим отцом, бросил детей выплывать самостоятельно, они не утопли, а стали вполне успешно продвигаться по жизни, и тут появляется папаша: «Я вас родил...»
В Минфине местном существует отдел инвестирования, но это чистейшей воды бюрократическая пиявка, мне она не нужна".
Любое инновационной предприятие, выпускающее новые виды продукции или оказывающее новые виды услуг, сталкивается с государственной системой сертификации и лицензирования. Практически во всех кейсах, в которых описывается продуктовая новация, есть упоминания о действиях руководителей предприятия по сертификации нового вида продукции. Можно заметить различия между сертификацией продукции производственно-технического назначения и сертификацией продукции массового спроса. Так, горно-шахтное оборудование проходит испытания и проверку прежде всего на соответствие условиям обеспечения безопасности, а продукты питания на соответствие санитарно-гигиеническим нормам и ГОСТам.
ОАО «Московский нефтемаслозавод»: Значительные расходы предприятие несет по сертификации и лицензированию продукции - примерно 20-30 тыс. рублей на каждый вид. Кроме того, эта процедура занимает до 2-3 месяца и может вследствие временного лага привести к отказу потребителя от уже согласованной поставки.
Однако, являясь необходимым элементом (наверное?) цивилизованного рынка, эта система защищает как потребителей, так и самих производителей от недобросовестной конкуренции.
В случае с ОАО «Завод нестандартного оборудования» (г.Москва) процедура сертификации защитила предприятие от внешних конкурентов, которые при организации своего производства аналогичной продукции не смогли преодолеть этот барьер. Некоторые из основных заказчиков производимой предприятием продукции - домостроительные комбинаты - пытались самостоятельно наладить производство и выпуск металлоконструкций, традиционно производимых «Заводом нестандартного оборудования». Однако в настоящее время условия жесткой процедуры получения сертификата качества на выпускаемую продукцию заставляют заказчиков из числа «бывших» вновь прибегнуть к услугам завода в части приобретения выпускаемой им продукции.
Влияние увеличения транспортных тарифов на все предприятия однозначно отрицательно. Однако существуют некоторые отличия в адаптации к этому фактору внешней среды. Например в компании «Кузнецкуголь» существует механизм индивидуального изменения железнодорожных тарифов на перевозку угольной продукции. Для других производителей «происходит постепенный процесс замещения традиционных, но территориально удаленных поставщиков, на местных (снижения стоимости продукции за счет отсутствия расходов на транспортные услуги)»[6].
Центральные и местные налоги упоминаются во всех случаях с точки зрения «налогового пресса». Это одна из основных составляющих взаимоотношений предприятия и государства. К региональной специфике можно, например, отнести областной незаконный 5% налог с продаж в Кемеровской области.
По словам заместителя директора Сыктывкарского кирпичного завода: Сегодня большая часть всех получаемых заводом денег уходит на выплату налогов. Уменьши государство размеры налогов, либо предоставь льготы, предприятие вполне смогло бы выплыть из сложившейся ситуации, нашлись бы деньги на модернизацию оборудования и выплату заработной платы.
Фирма «Казбеги» (г.Тбилиси): Основным препятствием успешной деятельности фирмы является налоговая политика государства. Руководители фирмы ведут ожесточенную борьбу по упорядочению налогов. В Грузии создан Союз промышленников, одним из руководителей которого является президент фирмы. Разработаны предложения, обеспечивающие нормальную деятельность отечественного производства. Особенно существенно важно это для производства пива, так как оно связано с ввозом сырья и вспомогательных материалов, требующих больших затрат на пошлину, повышающие себестоимость продукции. Дальнейшие успехи фирмы зависят от решения Парламента Грузии по этим вопросам.
ОАО «Авангард-Кнауф» (г.Дзержинск): Трудности на пути быстрого перехода к таким показателям заключаются в том, что налоговая проверка, выявившая ряд неточностей в выделении инвестиций, тормозит процесс дальнейших финансовых вливаний. Сейчас на предприятии идет судебная тяжба. Предъявлен иск на общую сумму 53 млн. рублей.
Снижение уровня жизни населения – также одна из составляющих внешней среды предприятия. Со снижением уровня жизни напрямую прежде всего сталкиваются предприятия пищевой сферы, выпускающие продукцию массового спроса (падение объемов реализации и смещение номенклатуры изделий в нижний ценовой диапазон).
Сыктывкарский кирпичный завод: Не могло не найти свое отражение ухудшение общей экономической ситуации в стране на благосостоянии населения, являющегося сегодня одним из значительных потребителей продукции завода. Если раньше частники были способны расплачиваться за кирпич живыми деньгами, то сегодня большинство может предложить в обмен либо другие товары, либо услуги.
В ходе инновационного процесса у предприятия возникают специфические потребности в квалифицированном труде и оно вынуждено обратиться на внешний рынок труда за потенциальными работниками. Это обращение может иметь различную интенсивность и целенаправленность. Основные особенности этого рынка, которые учитываются предприятием: сегментированность, избыточность предложения в большинстве сегментов, средний уровень оплаты («стоимость труда»). Так как особенностям управления персоналом на инновационных предприятиях будет посвящена отдельная работа, то здесь мы отметим лишь расширение границ внешнего рынка труда. Трудовые ресурсы начинают привлекаться не только из других городов (шахта «Угольная»), но и из других регионов (ОАО «Орбита»).
ОАО “Орбита” (г.Сыктывкар): Нехватку собственных кадров завод пытается решить с помощью завоза квалифицированных рабочих и инженеров из Кирова на основе вахтового метода. В Кирове они работают на ныне простаивающих военных заводах и им такое предложение выгодно. Для решения этой проблемы необходимо подготовить базу для размещения. Летом 1999 г. первая бригада прибудет в Сыктывкар для восстановления металлообрабатывающего станка-автомата.
Сталкиваясь с требованиями и ограничениями внешней среды предприятие формирует стратегию своего поведения. Учитывая многомерность проявлений внешней среды мы пока оставили без рассмотрения такие её аспекты как наличие или отсутствие организаций, способствующих инновационным процессам на предприятии, экологические требования к производству, правовые особенности и т.п. Тем не менее можно сделать вывод о том, что изучение внешней среды инноваций необходимо не только как описание контекста происходящих событий. Очень часто причины происходящих на предприятиях перемен лежат вне самих предприятий а внешние «субъекты» и обстоятельства во многом определяют характер развития инновации.
Успешная стратегия развития предприятия во многом определяется пониманием рассогласования внутренних подсистем и элементов предприятия (в том числе и как социальной организации) с внешними условиями существования. В качестве материала для дискуссии можно выдвинуть два предположения, определяющих основные моменты в успешности инноваций:
1. Инновация – реакция предприятия на рассогласование внутренних факторов и внешней среды.
2. Эта реакция может быть адекватной или неадекватной (например, завод «Пластмасса»).
3. Степень успешности стратегии менеджмента зависит от степени его «направленности» на внешние или внутренние факторы. Успех там, где изучают внешнюю среду (Сыктывкарский механический завод, завод «Конвейер», фирма «Авангард-Кнауф» и др.), а не сосредоточены на внутренних проблемах предприятия.
[1] Рабочая программа проекта «Управление инновациями и модернизация пост-советской промышленности», ИСИТО, 1999.
[2] Здесь и далее по тексту приводятся факты, описанные в отчетах по соответствующим предприятиям.
[3] Программа исследования. Сыктывкар, 1999.
[4] Отчет о пилотажном исследовании. Самара, 1999.
[5] Из аналитического отчета по предварительному обследованию агропромышленных предприятий Грузии.
[6] Отчет о пилотажном исследовании. Самара, 1999.