Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы учета основных средств. 5

1.1 Основные средства: классификация, оценка. 5

1.2 Нормативно-законодательное регулирование учета основных средств и обзор литературы.. 8

2.Учет основных средств в ФГУП "Липовая гора" Пермского края. 12

2.1 Характеристика ФГУП "Липовая гора". 12

2.2 Учет поступления, перемещения основных средств, аналитический учет. 14

2.3 Учет амортизации средств. 17

2.4 Учет затрат на ремонт основных средств. 18

2.5 Учет арендованных основных средств. 19

2.6 Учет выбытия основных средств. 20

2.7 Отчетность основных средств. 21

3. Мероприятия по совершенствованию учета основных средств. 22

3.1 Проблемы документации по учету основных средств. 22

3.2 Автоматизация учета основных средств. 23

3.3 Организация налогового учета основных средств. 25

Выводы и предложения. 27

Литература. 29

Приложение. 30

Введение

В рыночных условиях значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

В настоящее время правильная организация учета основных средств является актуальной темой, так как эффективность использования основных средств – одно из важнейших условий хозяйственной деятельности предприятия. Загруженность машин, оборудования, рациональное использование площадей увеличивает рост объема выпуска продукции, снижает ее себестоимость, сокращает сроки окупаемости, повышает эффективность работы. Чем выше уровень загрузки основных средств, тем больше выпускается продукции, тем меньше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Задача учета основных средств – определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными фондами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, а также установить причины их изменения; рассчитать влияние использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели; изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Целью данной работы является разработка комплекса мер, направленных на совершенствование организации учета операций с основными средствами.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

-       исследовать и обобщить экономическую сущность основных средств;

-       исследовать действующие нормативные акты, регламентирующие организацию учета и контроля операций с основными средствами;

-       оценить организацию бухгалтерского учета основных средств в ФГУП "Липовая гора";

-       разработать рекомендации по совершенствованию организации учета операций с основными средствами.

Предметом исследования выступает организация учета операций с основными средствами.

Объектом исследования является ФГУП "Липовая гора".

Информационная и методологическая база дипломной работы. При написании данной дипломной работы были использованы законодательные акты (Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ); нормативные документы рассматривающие порядок учета основных средств; труды таких авторов как: Вахрушина М.А., Новиков Д.Ю., Карпова Т.П.; материалы периодических изданий (журналы «Бухгалтерский учет», «Консультант бухгалтера», «Аудиторские ведомости», «Главбух»); автоматизированные справочно-нормативные системы «Гарант» и «Консультант»; фактические материалы исследуемого предприятия.

1. Теоретические основы учета основных средств

1.1 Основные средства: классификация, оценка

Основные средства – материально-техническая база любого производства, любой предпринимательской деятельности.

Для правильного и достоверного бухгалтерского учета активов в качестве основных средств необходимо, чтобы данные активы соответствовали следующим условиям:

- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Срок полезного использования – период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства (обращения) в течение срока их полезного использования путем начисления износа (амортизации).

В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии, с которой основные средства группируются по следующим признакам:

- по отраслевому признаку;

- по назначению;

- по видам;

- по принадлежности;

- по признаку использования.

Группировка основных средств по отраслевому признаку позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли. В каждой отрасли основные средства также делятся по видам средств, исходя из назначения и выполняемых функций.

По назначению основные средства организаций подразделяются на:

- производственные основные средства основной деятельности;

- производственные основные средства других отраслей;

- непроизводственные основные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование;  измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги; прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение; капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования.

По принадлежности основные средства подразделяются на:

- объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- объекты, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

-   объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

По признаку использования основные средства подразделяются на находящиеся:

- в эксплуатации (действующие);

- в стадии доработки, дооборудования, реконструкции и техническом перевооружении, частичной ликвидации;

- в запасе (резерве) (предназначенные для замены);

- на консервации (бездействующие).

Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.

В бухгалтерском учете независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и видов деятельности применяется единый принцип оценки основных средств. Основные средства оцениваются по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость – стоимость, по которой объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету.

Первоначальная стоимость основных средств определяется в зависимости от способа их поступления. Причем в первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производиться в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.

В соответствии с п. 16 ПБУ 6/01 оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Остаточная стоимость основных средств представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и накопленной на отчетную дату (или дату выбытия основных средств) амортизацией.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

Переоценка основных средств. С 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Восстановительная стоимость — стоимость основных средств в существующих условиях воспроизводства.

При переоценке определяется полная восстановительная стоимость (характеризуется суммой всех расходов, которые потребуется осуществить организации при замене объектов основных средств на аналогичные новые объекты по рыночным ценам) и остаточную восстановительную стоимость (это стоимость основных средств после переоценки с учетом начисленной амортизации (сумма амортизации увеличивается пропорционально полной стоимости основных средств).

Порядок учета переоценки основных средств определен ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

1.2 Нормативно-законодательное регулирование учета основных средств и обзор литературы

Ведение бухгалтерского учета на предприятиях осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Нормативных документов, регламентирующих порядок учета основных средств около двадцати. Основными из них являются следующие:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

- Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II. Например:

а) нормы, содержащиеся в главе 34 ГК РФ (ст. 606-616,625,651,654 и др.), регулируют правоотношения сторон при передаче имущества в аренду;

б) нормы, содержащиеся в ст. 213 ГК РФ, регулируют правоотношения сторон при передаче объектов основных средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации;

в) ст. 160 и ст. 574 ГК РФ регулируют правоотношения сторон при безвозмездной передаче объектов основных средств;

г) ст. 129, ст. 455, ст. 567 ГК РФ регулируют правоотношения сторон при приобретении основных средств в обмен на другое имущество.

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В данном положении оговариваются правила оценки имущества и обязательств (п. 23 – п. 25), а также порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, которая необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации есть раздел, посвященный основным средствам. В нем дается понятие основных средств и что к ним относится (п. 46), что не относится к основным средствам и учитывается в составе средств в обороте (п. 50), порядок и способы начисления амортизации объектов основных средств (пп. 48, 51, 52), порядок отражения основных средств в бухгалтерской отчетности (пп. 47, 49, 53).

- План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации и применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности.

В ПБУ 6/01 дается понятие основных средств и определение срока полезного использования основных средств (п. 4), состав основных средств (п. 5), понятие инвентарного объекта (п. 6).

Отдельно выделена оценка основных средств (пп. 7-16) и их амортизация (порядок и способы начисления амортизации, порядок определения годовой суммы амортизационных отчислений и срока полезного использования, отражение сумм начисленной амортизации в бухгалтерском учете) (пп. 17 – 25), восстановление основных средств (пп. 26 - 28), их выбытие (пп. 29 – 31) и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности (п. 32).

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Они заменили старые Методические указания, которые были выпущены Минфином России еще в 1998 году и которые можно было применять только в той части, которая не противоречила ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Новые Методические указания определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 и адресованы они всем предприятиям, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Данные указания устанавливают порядок и общие правила проведения инвентаризации  имущества и финансовых обязательств (пп. 2.1. - 2.16.), порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации (пп. 5.1. - 5.6.). В Методических указаниях оговаривается, что является имуществом и финансовыми обязательствам организации, цели инвентаризации и случаи обязательного ее проведения (пп. 1.1. – 1.6.). В пунктах 3.1. – 3.7. даны правила проведения инвентаризации основных средств.

- Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003г. №7 утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации новые  унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (вступил в силу в марте 2003г.):

- Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, с 01.01.2002г. начала действовать глава 25 НК РФ, которая установила новый порядок расчета первоначальной стоимости основных средств, а также предусмотрела другие способы начисления их амортизации.

- Общероссийский классификатор основных фондов.

Объектом классификации материальных основных фондов (основных средств) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Все вышеперечисленные нормативные документы, а также и многие другие позволяют бухгалтеру правильно организовать работу по учету и контролю основных средств в организации, а также верно отразить в учетной политике предприятия существенные моменты, связанные с основными средствами.

Ранее действовавшее положение "Учет основных средств" (ПБУ 6/97) было заменено с 1 января 2001 года новым положением 6/01, которое устраняет противоречия по учету ОС и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), имевшиеся между положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Минфина России от 3.09.97 г. № 65н, и требованиями Плана счетов.

Таким образом, нормативное регулирование учета основных средств основано на применении документов разного статуса, то есть находящихся на трех уровнях. За последние 8 лет произошли значительные изменения в учете основных средств, которые нашли свое отражение в ПБУ 6/01. Данные изменения позволяют устранить противоречия по учету основных средств, возникшие в результате изменения налогового законодательства.

2.Учет основных средств в ФГУП "Липовая гора" Пермского края

2.1 Характеристика ФГУП "Липовая гора"

Федеральное государственное унитарное предприятие «Липовая гора» в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

Целью деятельности предприятия является получение прибыли.

Общество в праве осуществлять любые виды деятельности, не запрещённые законом, в том числе предметом деятельности общества являются:

- производство, заготовка, хранение, закуп, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

- оказание услуг населению и предприятиям по производству сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственным работам;

- производство, хранение, оптовая и розничная торговля, горюче – смазочными материалами, нефтепродуктами, продуктами нефтепереработки;

- производство и реализация продуктов питания.

Основные виды деятельности предприятия – это растениеводство и животноводство. Растениеводство делится в свою очередь на растениеводство открытого грунта и растениеводство закрытого грунта.

Общая оценка о наличии и движении фондов достигается в результате анализа размера и структуры средств производства по основным их группам (рис. 1):

– производственные фонды сельскохозяйственного назначения;

– производственные фонды несельскохозяйственного назначения;

– непроизводственные фонды.

Динамика основных средств исследуемого предприятия положительна. Так за 2003-2004 гг. стоимость основных средств выросла за счет увеличения стоимости производственных фондов несельскохозяйственного назначения на 37 тыс. руб. или на 9,3% Основные средства сельскохозяйственного назначения уменьшились на 12 тыс. руб. или на 1,2%.

Рис. 1. Структура производственных фондов

Далее рассмотрим экономические показатели деятельности предприятия (таблица 1).

Таблица 1

Экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2003 год

2004 год

Темп роста, %

Выручка, тыс. руб.

11270

47375

420,4

Себестоимость продукции, тыс. руб.

6889

16098

233,7

Прибыль от продаж, тыс. руб.

4381

776

17,7

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

1385

1410

101,8

Среднесписочная численность, чел.

156

183

117,3

Фондоемкость, тыс. руб.

0,0662

0,0137

20,7

Фондовооруженность, тыс. руб.

133,2

78,3

58,8

Производительность труда

2013

5708

283,6

Затраты на 1 рубль произведенной продукции, коп.

61,13

66,02

108,0

Рентабельность продукции, %

18,1

1,6

8,8

Таким образом, выручка предприятия за отчетный год увеличилась почти в три раза. Соответственно и затраты на производство продукции повысились на ту же величину.

В результате, предприятие получило прибыли меньше в отчетном году на 82,3% за счет повышения коммерческих и управленческих расходов, прочих операционных расходов. Среднегодовая стоимость основных фондов также повысилась на 1,8%. Фондоемкость основных средств снизилась, что свидетельствует об эффективном использовании основных средств.

Степень технической оснащенности работников предприятия снизилась, о чем свидетельствует снижение показателя фондовооруженности труда на 41,2%. Численность работников увеличилась на 27 человек. Производительность труда увеличились почти в два раза. Затраты на 1 рубль произведенной продукции возросли на 8%. Рентабельность продукции предприятия уменьшилась за 2003 год 16,5%.

2.2 Учет поступления, перемещения основных средств, аналитический учет

Согласно рабочему плану счетов предприятия для учета основных средств используются следующие счета:

01-1 «Основные средства в организации»;

01-2 «Выбытие основных средств»;

02 «Амортизация основных средств»;

08 «Вложения во внеоборотные активы»;

23-2 «Текущий ремонт основных средств»;

001 «Арендованные основные средства»;

010 «Износ основных средств».

Разделения основных средств на объекты сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного отсутствует, что облегчило бы работу бухгалтера при отражения операций с ними с учете, а также для проведения анализа состояния и структуры данных видов основных средств.

Порядок документального оформления операций с основными средствами осуществляется следующим образом.

При приемке одного объекта бухгалтерией оформляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1, форма 101-АПК).

В ходе просмотра документов по учету поступления основных средств в ФГУП «Липовая гора» было обнаружено отсутствие подписи ответственных лиц, а именно на некоторых актах приемки передачи основных средств по форме ОС-1. Далее на некоторые объекты основных средств отсутствуют инвентарные карточки по форме ОС-6.

Если объект требует монтажа, то прием основного средства в монтаж оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14). К нему приложены товаросопроводительные документы поставщика. После монтажа основное средство оприходовано на основании акта о приеме-передаче (формы № ОС-1, 101-АПК).

В акте приема многолетних насаждений (форма № 404-АПК) отражаются данные о приеме выращенных многолетних насаждений и передаче их в эксплуатацию. А именно прием защитных насаждений - после смыкания крон, при условии, что возраст насаждений превышает пять лет.

Основные средства поступают в организацию в результате покупки у других организаций, безвозмездного получения, в качестве вклада учредителей в уставный капитал. Рассмотрим схему отражения вариантов поступления основных средств в бухгалтерском учете (таблица 1).

Таблица 1

Схема бухгалтерских записей по поступлению основных средств

Наименование операции

Бухгалтерские проводки

Примечание

Дебет

Кредит

Приобретение основных средств с расчетом денежными средствами

Оплачен счет поставщика

60

51, 50

На сумму по счету, в т.ч. НДС

Выделен НДС

19-1

60

По счет-фактуре поставщика

Отражены затраты на приобретение

08-4

60

По счет-фактуре поставщика

Принято к бухгалтерскому учету имущество в качестве объектов основных средств

01

08-4

После введения в эксплуатацию и соответствующего оформления

Продолжение табл. 1

НДС принят к возмещению из бюджета

68-НДС

19-1

По счет-фактуре поставщика после оплаты и принятия на учет основного средства

Начисление амортизации

20, 23, 25, 29

02

Со следующего месяца после принятия к учете объекта

Учет безвозмездно полученных основных средств

(в том числе по договору дарения)

Отражено безвозмездное получение объектов

08-4

98-2

По рыночной стоимости

Приняты к учету объекты основных средств

01

08-4

По рыночной стоимости после введения в эксплуатацию и соответствующего оформления

Начисление амортизации

20, 23, 25, 29

02

Со следующего месяца после принятия к учету объекта

По мере начисления амортизации списывается на доходы рыночная стоимость

98

91

На сумму рыночной стоимости, пропорциональную начисленной амортизации

Если данный объект снимается с учета (выбывает до момента полной амортизации, то сумма несписанной стоимости относится на доходы)

98

91

На сумму недосписанной на доходы рыночной стоимости на момент выбытия объекта

Получение основных средств в счет вклада учредителя в уставный капитал организации

Отражено погашение задолженности учредителя по взносам в уставный капитал

08-4

75

По оценке, согласованной в учредительных документах

Приняты к учету объекты основных средств

01

08-4

После введения в эксплуатацию и соответствующего оформления

Начисление амортизации

20, 23, 25, 29

02

Со следующего месяца после принятия к учету объекта

2.3 Учет амортизации средств

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств исследуемого предприятия начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

Сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.

ФГУП «Липовая гора» согласно учетной политике начисляет амортизацию линейным методом. При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта, а при нелинейном - умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующего объекта.

Линейный метод начисления амортизации применяют по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в группы 8-10 амортизируемого имущества, к остальному амортизируемому имуществу организация вправе применять любой из двух указанных методов начисления амортизации.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 "Амортизация основных средств", предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.) и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".

По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения - по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и кредиту счета 02.

По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 "Износ основных средств". Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" с кредита счета 01 "Основные средства".

Аналитический учет по счету 02 "Амортизация основных средств" ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

2.4 Учет затрат на ремонт основных средств

ФГУП «Липовая гора» сначала разрабатывает общий план ремонта своей сельхозтехники. В плане указывается, когда и какие машины подлежат текущему, среднему и капитальному ремонту, а также как они должны обслуживаться. Кроме того, на ремонт каждой конкретной машины, вышедшей из строя, составляется отдельный план. Здесь записывают, что именно в машине нужно отремонтировать, какие детали заменить и какова предполагаемая сумма расходов.

Когда сельхозтехника поступает в ремонтную мастерскую, ее осматривает мастер в присутствии инженера-механика и заведующего мастерской. После осмотра составляется дефектная ведомость на ремонт машин (форма N 267-АПК) в двух экземплярах. Первый экземпляр передают кладовщику (заведующему складом), чтобы он подобрал и выдал необходимые для ремонта детали. Второй экземпляр остается в мастерской. На основании этой ведомости ремонтным рабочим выписывают наряды на проведение работ.

Когда ремонт закончится, ведомость дефектов (тот экземпляр, который находится в ремонтной мастерской) вместе с другими документами сдают в бухгалтерию.

В случаях, если предприятие ремонтирует (реконструирует, модернизирует) объект самостоятельно, то бухгалтер заполняет один экземпляр акт приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств.

Иногда работы по ремонту выполняет подрядная организация, в этом случае акт приема-сдачи составляется в двух экземплярах:

–   один остается в бухгалтерии ФГУП «Липовая гора»;

–   второй передают фирме-подрядчику.

Акт подписывают члены приемочной комиссии.

После того как акт оформлен, его передают в бухгалтерию. На основании акта по форме № ОС-3 бухгалтер отражает в учете затраты на ремонт.

Учет ремонта сельскохозяйственной техники ведется на субсчете "Ремонтная мастерская" счета 23 "Вспомогательные производства".

Расходы на обслуживание и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств включаются в себестоимость продукции:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29) Кредит 10 (60, 69, 70...) – отражены затраты на обслуживание и ремонт основных средств.

Аналитический учет ведется по видам ремонтов, по заказам (или группам однородных заказов), а также по статьям затрат.

2.5 Учет арендованных основных средств

ФГУП «Липовая гора» свободные площади в административном здании сдает в аренду. Имущество, сданное в аренду, учитывается на балансе ФГУП «Липовая гора».

В бухгалтерском учете это имущество отражается на отдельном субсчете "Основные средства, сданные в аренду" к счету 01 "Основные средства". Площадь всего здания равна 2300 м2. В инвентарной карточке записано, что оно стоит 1100000 руб.

Стоимость помещения, которое сдается в аренду, равна:

1 100 000 руб. х 50 м2 : 300 м2 = 183 333, 33 руб.

В учете данная запись отражается следующим образом:

Дебет 01 субсчет "Основные средства, сданные в аренду" Кредит 01 субсчет "Основные средства" – 183 333, 33 руб. - сдано помещение в аренду.

Арендную плату в бухгалтерском учете предприятие отражает как неосновной вид деятельности.

В январе 2006 г. ФГУП «Липовая гора» получил от арендатора 200 тыс. руб. (в том числе НДС – 30,5 тыс. руб.).

В учете данная операция бал отражена так:

Дебет 76 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы" - 200 000 руб. - отражена арендная плата;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит68 субсчет "Расчеты по НДС" - 30500 руб. - отражен НДС;

Дебет 51 Кредит 76 - 200 000 руб. - поступили деньги от арендатора;

Дебет 91 субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" Кредит 99 - 169500 руб. (200000 - 30500) - отражена прибыль.

2.6 Учет выбытия основных средств

На исследуемом предприятии основные средства выбывают в результате: ликвидации в случае их физического или морального износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях.

Выбытие пришедшего в негодность объекта основных средств было оформлено актом о списании (форма № ОС-4). Акты составляются в двух экземплярах: один был передан в бухгалтерию, второй остался у работника, ответственного за сохранность основных средств.

Сумма всех расходов по списанию, а также стоимость материальных ценностей, оставшихся после списания основного средства, указана в последнем разделе акта - "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания".

Акт был подписан всеми членами комиссии и главным бухгалтером фирмы. Руководителем фирмы акт был утвержден.

Многолетние насаждения списывают с баланса сельхозорганизации при утрате ими производственного значения (как правило, после истечения периода биологического плодоношения) или нецелесообразности их дальнейшей эксплуатации (из-за изреженности свыше 70%, стихийных бедствий). Результаты списания отражают в акте на списание многолетних насаждений (форма № 405-АПК). На основании данных, указанных в акте, бухгалтеры списывают многолетние насаждения.

Для учета выбытия объектов основных средств в ФГУП «Липовая гора» открыто к счету 01 отдельный субсчет 2 "Выбытие основных средств", который необходим для случаев, когда выбытие основных средств происходит достаточно долго (при демонтаже сложного оборудования).

Расходы по раскорчевке многолетних насаждений списывают в дебет счета 91 субсчет "Прочие расходы".

Если при раскорчевке многолетних насаждений получены материальные ценности (дрова, хворост), то их приходуют по цене возможного использования или продажи на дебет счета 10 с кредита счета 91 субсчет 1 "Прочие доходы".

2.7 Отчетность основных средств

Основные средства предприятия находят отражение в бухгалтерской отчетности, а именно в бухгалтерском балансе (форма №1) по строке 120 «Основные средства». Стоимость основных средств в балансе указывается по остаточной стоимости: первоначальная стоимость за минусом суммы амортизации.

Более подробные данные об основных средствах предприятия отражаются в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5). Здесь показываются данные о первоначальной стоимости, стоимости объектов поступивших и выбывших, а также об амортизации, начисленной по имеющимся объектам.

3. Мероприятия по совершенствованию учета основных средств

3.1 Проблемы документации по учету основных средств

На предприятии наблюдается недолжное документальное оформление движения основных средств, первичный учет основных средств осуществляется не в соответствии с графиком документооборота, который в учетной политике предприятия не разработан.

Поэтому, в данном случае просматривается административное правонарушение, здесь могут быть применены санкции за отсутствие первичных документов – не менее 5000 руб. [ст. 120 п.1 НК]

В связи с этим необходимо усилить контроль за оформлением первичных документов, а именно оформлением акта приемки-передачи по форме ОС-1 и инвентарной карточки по форме ОС-6, за несоответствие графику документооборота первичных документов взыскать административный штраф с ответственного (должностного лица) за операции по основным средствам в размере от 2000 до 3000 руб. [ст. 15.11 КОАП РФ]

Так как на некоторых документах отсутствовали подписи, рекомендуется установить программу с электронными цифровыми подписями, такие документы будут иметь одинаковую юридическую силу на равнее с их копиями, составленных на бумажных носителях и заверенными собственно-ручной подписью лица составившего документ. [ п.1 ФЗ]

Установление такой программы будет стоить предприятию от 1500 рублей до 3000 рублей.

С целью исключения искажения формирования себестоимости продукции, работ, услуг в отдельных отчетных периодах налогообложения необходимо разработать четкий документооборот. Это приведет к своевременному отражению финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятия.

Необходимо составить должностные инструкции для работников бухгалтерских и учетных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью. Например, определить ответственность по конкретным исполнителям за:

– правильностью оформления и составления первичных учетных документов (накладные, счета-фактуры) по поступлению и выбытию объектов основных средств на склад;

– отражением в договорах и соблюдением юридических и правовых норм договорных обязательств;

– отражением в договорах и соблюдением финансово-экономических обязательств сторон;

– контролем за наличием и продлением лицензий для организации на лицензируемые виды ее деятельности.

Для повышения системы внутреннего контроля за оформлением первичных документов следует принять помощника главного бухгалтера. Это позволит чаще контролировать движение материальных ценностей и оформлять документацию в соответствии с установленным законодательством и Учетной политики предприятия

3.2 Автоматизация учета основных средств

Согласно учетной политике бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с элементами компьютеризации. Рекомендуется автоматизировать работу бухгалтерии. С внедрением прогрессивных компьютерных форм бухгалтерского учета эффективность организации и ведения учета значительно возрастает. Прослеживается тенденция повышения качества работы бухгалтера, о чем можно судить на основании расчетных коэффициентов, составляющих методику оценки эффективности организации бухгалтерского учета, которая, в свою очередь, строится на базе основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету и позволяет выявить конкретные направления поиска резервов повышения эффективности организации бухгалтерского учета на предприятии.

Для этого можно применять программу 1С:Предприятие 7.7. Конфигурация «Сельскохозяйственное предприятие. Бухгалтерский учет».

"1С:Предприятие 7.7. Конфигурация "Сельскохозяйственное предприятие. Бухгалтерский учет"" разработана на основе компонент "Бухгалтерский учет" и "Расчет" системы программ "1С:Предприятие 7.7" и представляет собой типовое решение для автоматизации учета в сельских хозяйствах.

Конфигурация "Сельскохозяйственное предприятие. Бухгалтерский учет" реализует расчет заработной платы, кадровый учет и ведение бухгалтерского учета для фермерских хозяйств. В конфигурации использован упрощенный план счетов, рекомендованный для фермерских хозяйств.

Конфигурация содержит дополнительные функции, обусловленные особенностями бухгалтерского учета в сельском хозяйстве:

– готовая продукция частично используется для воспроизводства. В связи с особенностями процесса производства себестоимость продукции может быть исчислена только в конце года. Поэтому продукция сельскохозяйственного производства учитывается в течение года по плановой себестоимости. По окончании года формируются дополнительные бухгалтерские проводки, учитывающие разницу плановой и фактической себестоимости;

– предусмотрена возможность отражения натуральных показателей в трех физических единицах измерения: учет массы, количества материальных ценностей; учет голов животных и птицы, "кормоединиц", "машино-дней" услуг автотранспорта; учет "кормо-дней", "зачетного веса";

– дополнительные документы для расчета заработной платы и ведения бухгалтерского учета; специальный вид документа "реестр ввода данных"; механизм типовых хозяйственных операций (обеспечивается работа оператора в терминах документов, а не в терминах бухгалтерских проводок);

– специализированные отчеты для фермерских хозяйств и колхозов.

В таблице 2 проведено сравнение затрат рабочего времени при ручной и автоматизированной формах учета.

Применяя программные продукты для бухгалтерского учета, изменится характер и содержание бухгалтерской работы. Повысится качество выполняемых работ за счет сокращения ошибок в расчетах, правильного осуществления инвентаризации.

Таблица 2

Сравнительная таблица затрат времени  ручной и автоматизированной формы учета

Ручная форма учета

время

Автоматизированная форма учета

время

Счет-фактура

Накладная

Журнал выставленных счетов-фактур

Книга продаж

Журнал ордер

10 мин.

10 мин.

4 мин.

5 мин.

120 мин

Счет-фактура

Накладная

Журнал выставленных счетов фактур

Книга продаж

Журнал ордер

5мин.

3мин.

2 мин.

1 мин.

4 мин

Итого:

149 мин.

Итого:

15 мин.

В результате высвобождается часть рабочего времени бухгалтера, которое он может  использовать для повышения и контроля качества своей работы, роста производительности труда, эффективности ведения учета на предприятии, разработки и выбора различных, наиболее выгодных альтернатив  в учете. 

3.3 Организация налогового учета основных средств

ФГУП "Липовая гора" применяет регистры налогового учета, рекомендованные МНС России. Предприятие ведет следующие регистры.

Налоговый регистр по учету объектов основных средств содержит в себе информацию о наименовании объекта, направление использования, способ начисления амортизации, сумму первоначальной стоимости, срок использования объекта, а также сумму начисленной амортизации.

Регистр-расчет амортизации основных средств содержит в себе информацию о суммах начисленной амортизации.

Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг и прав представляет собой информацию о проведенной операции: дата операции, условия выбытия, вид дохода для целей налогообложения, документальное оформление выбытия имущества, наименование выбывающего объекта, сумма операции и количество выбывающих объектов.

Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества» дает более точные данные о продаже объекта, а именно цена реализации объекта, его первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, сумму расходов по реализации объекта, сумму убытка от реализации объекта, которые относятся на расходы будущих периодов.

В ФГУП "Липовая гора" налоговый учет ведется раздельно от бухгалтерского, то есть данные налогового и бухгалтерского учета находятся в разных документах, что является существенным недостатком существующей учетной системы исследуемого предприятия.

Данные бухгалтерского учета по реализации станка отражаются в первичных учетных документах, журналах-ордерах и ведомостях, а данные налогового учета – в регистрах налогового учета. Для того, чтобы отразить доходы и расходы для целей бухгалтерского учета налогообложения, необходимо затрачивать дополнительное рабочее время. Необходимо сближение бухгалтерского и налогового учета с целью сокращения времени на обработку различных документов и повышения эффективности учетного процесса в ФГУП "Липовая гора". Для этого необходимо совместить информацию бухгалтерского и налогового учета в одном документе. Пример совместного налогового регистра представлен в приложении.

Выводы и предложения

Одними из наиболее значащих объектов бухгалтерского учета на предприятии являются основные средства, значение которых в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений, что объясняет актуальность темы данной работы.

Основные фонды в структуре национальной экономики подразделяются по отраслям промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д. Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям народного хозяйства, степени использования и по принадлежности.

Основные средства часто составляют главную часть активов организации, поэтому информация об основных средствах и суммах начисленной амортизации имеет большое значение для характеристики финансового положения и результатов деятельности организации.

В ходе исследования дана оценка организации учета основных средств в ФГУП "Липовая гора".

В бухгалтерском учете и отчетности ФГУП "Липовая гора" основные средства отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке; монтажу, установке; внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон; полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа - по рыночной стоимости на дату оприходования.

В связи с выявленными недостатками в организации учета основных средств на предприятии можно предложить следующие мероприятия.

1. В связи с выявлением недолжного документального оформления движения основных средств, первичный учет основных средств осуществляется не в соответствии с графиком документооборота, который в учетной политике предприятия не разработан. Необходимо усилить контроль за оформлением первичных документов, разработать четкий документооборот.

2. Необходимо автоматизировать бухгалтерский учет, применяя программу 1С:Предприятие 7.7. Конфигурация «Сельскохозяйственное предприятие. Бухгалтерский учет». В результате автоматизации работы бухгалтера высвобождается часть рабочего времени бухгалтера, которое он может  использовать для повышения и контроля качества своей работы, роста производительности труда, эффективности ведения учета на предприятии, разработки и выбора различных, наиболее выгодных альтернатив  в учете. 

3. Составить должностные инструкции для работников бухгалтерских и учетных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью.

4. Для повышения системы внутреннего контроля за оформлением первичных документов следует принять помощника главного бухгалтера.

5. Сблизить бухгалтерский и налоговый учет основных средств на основе разработки регистра учета, который содержит данные и бухгалтерского учета, и данные налогового учета. Это позволит предприятию уменьшить время, затрачиваемое на оформление операций.

Литература

1.           Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2.

2.           Налоговый Кодекс РФ. – М., 2002.

3.           Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств" от 30.10.2001 № 94н.

4.           Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Схемы бухгалтерских проводок типовых хозяйственных операций. – М.: Налоги и финансовое право, 2003. – 648 с.

5.           Кондраков Н.П.  Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. – 640 с.

6.           Новый план счетов в системе компьютерного учета "1С:Бухгалтерия 7.7" / Под общей редакцией профессора Д.В. Чистова. – М., 2003. – 389 с.

7.           Адамов Н. Бухгалтерский учет инвестиций в капитальное строительство // Финансовая газета. – 2003. – № 3.– С. 12-14.

8.           Батуев М.В. Изменения в начислении амортизации, вводимые главой 25 Налогового кодекса РФ // Бухгалтерский учет.– 2003. – № 8. – С. 48.

9.           Безруких П.С. Учет внеоборотных активов //  Бухгалтерский  учет.– 2004. – № 4. – С. 46.

10.      Бурцев В.В. Основные направления совершенствования внутреннего контроля в организации // Аудиторские ведомости. – 2002. – №10. – С. 35-37.

11.      Волошин Д.А. Изменения в учете основных средств // Главбух.– 2004. –  №  12.  –  С. 27-28.

12.      Годовой отчет - 2004 // Главбух.– 2005. – № 1. – С. 7.

13.      Радченко Е.Л. Ремонт сельскохозяйственной техники // Главбух, Отраслевое приложение "Учет в сельском хозяйстве". – 2002. – №1. – С. 17-18.

14.      Семенова Ю.С. Амортизация основных средств, приобретенных в 2002 году // Главбух.– 2002. – № 7. –С. 34.

Приложение