Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Природа мусульманского права____________________________ 7

Глава 2. Источники и структура  мусульманского права_____________ 14

2.1. Коран___________________________________________________ 14

2.2. Сунна___________________________________________________ 15

2.3. Иджма__________________________________________________ 16

2.4. Кийас___________________________________________________ 17

2.5. Фирманы и кануны_______________________________________ 19

Глава 3. Приспособление мусульманского права к современному обществу 21

Глава 4. Основные черты шариата_______________________________ 24

Заключение____________________________________________________ 26

Список использованной литературы______________________________ 29

Введение

Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.

Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам- являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико- правовая доктрина.

Мусульманское право возникло в период разложения родо- племенного строя и становления раннефеодального государтства на западе Аравийского полуострова, и как система юридических норм образовалось не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства и классового общества еще не завершился, практически не различались юридические и иные правила поведения в едином мусульманском социально- регулятивном комплексе. К тому же в это время тесно переплетались мусульманская догматика- богословие и правоведение, не составляя самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Ситуация изменилась в середине X века, когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско- правовые школы. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.

Характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно- путем санкционирования выводов мусульманско- правовых толков (масхабов). Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из "божественного откровения" и преданий о жизни Пророка (Сунны).[1]

Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии страм Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. Актуальность данной проблемы также заключена в межгосударственных и межнациональных вопросах.

События, происходящие сегодня на Балканах, Ближем Востоке требуют граммотного подхода и анализа происходящего. Имеет место вражда народов на основе религиозных и этнических разногласий, и потому, и политическая роль мусульманского права представляет собой особый интерес.

Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них можно выделить работы В. В. Бартольда "Работы по истории ислама и Арабского Халифата", З. И. Левина "Зарубежнй Восток: религиозные традиции и современность", И. П. Петрушевского "Ислам в Иране в VII- XV веках" и других. Однако, большинство авторов таких работ рассматривали мусульманское право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как юридического явления. К тому же, практика правового развития исламских стран свидетельствует, что юридические правила поведения в данной системе занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Особенности мусульманского права как юридического явления, раскрытые с позиций общей теории права исследовались в своих трудах А. С. Боголюбовым "Пресечение и наказание в мусульманском праве", а также в его историко- филологических исследованиях, А. Л. Могилевским "Правосознание и религия", М. С. Хайдаровой "Основные направления и школы мусульманского права.- Мусульманское право". Однако и в этих исследованиях прослеживается слабая сторона проблематики теории и практики мусульманского права. Заключается она в том, что в них зачасую не проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом- системой действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально- политических сил. Немало и зарубежных правоведов внесли свой вклад в комплексные исследования теории и практики мусульманского права. В разработке данной проблематики принимали участие такие крупные исламоведы как И. Гольдциер "Введение в Исламскую теологию и право", С. Гойтейн "Изучение Исламской истории и институтов". Авторы этих работ затрагивают вопросы истории и теории мусульманского права, а анализ юридических особенностей мусульманского права приводят недостаточно полно. Большое число работ по мусульманскому праву издается в исламских странах. Однако специфика этих трудов заключается в том, что их авторы недостаточно критично излагают традиционные мусульманско- правовые концепции. Конечно, такой подход создает достаточно много препятствий для того, чтобы объективно анализировать мусульманское право и выявить его роль в современном правовом развитии стран Востока. Все эти обстоятельства предопределили цель данной работы. Она заключается в проведении разработки отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства. А конечной целью являестя выявление роли мусульманского права и его приспособления к современному обществу.

Глава 1. Природа мусульманского права

На раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения . Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением – задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права. Первый метод – рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод – иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Метод третий – кияс (кыяс), т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый – истислах (истихсан), т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.

Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, используя указанные четыре метода решения спорных богословских проблем, в VIII – IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основаталями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы.

Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-ханифа (умер в 767 г.). Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну , наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса,признается также и иджма, но в значительно меншей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделяется и обычному праву арабского и других мусульманских народов – адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны приниматься во внимание. Благодаря гибкости ханифизма его приверженцами являются более трети мусульман-суннитов, проживающих прежде всего в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии.

Система Малика (умер в 795 г.), маликизм, также опирается на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитает иджму и рай. Метод кыяса практически не используется. Маликитский мазхаб распространен среди мусульман Африки.

Система Аш-Шафии (умер в 820 г.), шафиизм, использует иджму и кыяс и выступает против рая и истихсана. Распространена в Сирии, частично в Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии.

Система Ибн-Ханбала (умер в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кияса. Распространена в Аравии.[2]

Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ.

Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права – шариат.

Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки, выступает как одна из сторон религии ислама. Оно имеет две характерные и взаимообусловленные особенности- религиозное происхождение ("божественную природу") и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.[3] Говоря об универсальном характере ислама и его нормативных предписаний, приходим к выводу, что ислам - это одновременно "вера в государство", а мусульманское право (фикх) выступает как собственным правом, так и религией. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Ислам, подчеркивает Рене Давид,- это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, "божественную" природу.[4]

На основе единства и непрерывной связи в исламе "веры и государства", религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы, если и совпадают с указанными правилами, то не имеют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место.

Теология, которую содержит ислам, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; а шариат, то есть предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе "путь следования" и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным, например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к богу- это молитвы, пост и т. д. Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами.

Итак, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его "мусульманский" характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм.

Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. К примеру, нормы "личного статуса"- отрасли, занимающей центральное место в ситеме мусульманского права действуют главным образом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирующие вопросы завещания, наследования и ограничения правоспособности. Данные нормы запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующие при заключении брака свидетели должны быть мусульманами.

Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Предание Пророка о том, что некоторые объекты, например вода и земля, не могут быть предметом частной собственности, широко используется при проведении аграрной реформы.

 Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер и связана с защитой интересов ислама и контролем за выполнением правоверными своих религиозных обязанностей.

Согласно мусульманской политико- правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит маджтахидам- лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства (имамата), имеющего по сути теократический характер, провозглашается реализация всех предписаний ислама, утверждение "мусульманского" образа жизни.

В мусульманском судебно- процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Причем мусульманское право отдает явное предпочтение показаниям мужчин. В Коране по этому поводу говорится: "И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то- мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели когда их зовут... ".[5] (Коран (II, 282)) Толкуя данное положение священной книги и конкретизируя его на основе сравнения с многочисленными преданиями о высказываниях Пророка, ученые юристы пришли к выводу, что по преступлениям, за которые мусульманское право предусматривает строго определенные меры наказания, принимаются свидетельские показания только мужчин- четырех по прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую опасность для общины верующих.

По менее значительным правонарушениям и обычным спорам показания одного мужчины могли дополнятся свидетельством двух женщин и лишь в исключительных случаях, когда речь шла о чисто женских делах, свидетелями были в праве выступать одни женщины. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия, к примеру, при обвинении мужем своей жены, в нарушении супружеской верности.

Основной идеей регулирования международных отношений в исламе является деление всех стран и народов по религиозному признаку на две группы: "мир ислама" и "мир войны". Внешняя политика мусульманского государства, согласно такому подходу, строится в зависимости от того, осуществляется ли она по отношению к мусульманскому или немусульманскому государству. Заметное место в мусульманском международном праве принадлежит институту джихада- войны с отступниками от ислама или "неверными", совершающими агрессию против мусульман, вне зависимости от того, являются ли они гражданами данного или любого другого государства. И не случайно в наши дни отдельные мусульманские государства в правовом закреплении основ внешней политики прежде всего ориентируются на "мусульманскую солидарность" и даже претендуют на защиту интересов мусульман, проживающих в других странах.

Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на "права Аллаха", среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступление мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многох случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали, то есть, в качестве правовых нередко выступают религиозно- ритуальные или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Подобное положение характерно и для современного правового развития мусульманских стран. Например, законодательство многих государств предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана. Кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность ежедневной пятикратной молитвы, а мужчинам запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. А специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так называемой моральной деградацией, могут применять наказания за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в том, что они, как правило, распространялись только на мусульман. Однако сейчас, как показывает практика, данные нормы имеют определенные требования и к лицам, принадлежавшим к иным вероисповедованиям.

Глава 2. Источники и структура  мусульманского права

Важнейшими источниками шариата являются Коран и Сунна – священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом, мировоззрение и поведение мусульман.

Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Доктрина мусульманского права как нормативно- юридической системы социального регулирования складывалась постепенно, усложняясь и приобретая дополнительные характерные черты. Новыми элементами постоянно обогащалась и структура права.

 Наука мусульманского права, или, точнее, доктриальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает "корни" и объясняет каким образом и благодаря каким источникам возник комплекс правил, составляющих божественный закон - шариат; и изучает "содержание", то есть решения, содержащие нормы материального мусульманского права. По всей структуре, по своим категориям  и понятиям мусульманское право весьма оригинально по сравнению с иными правовыми системами.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама, затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога, в- третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец, в- четвертых, кийас, или умозаключения по аналогии.

2.1. Коран

Основой мусульманского права, как и всей мусульмаснкой цивилизации является священная книга ислама- Коран, состоящая из высказываний и проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету.

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, содержащие правила поведения в отдельных частных случаях. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно- богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.[6] Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".[7] Коран- бесспорно, первый источник мусульманского права.

2.2. Сунна

Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна, состоящая из рассказов о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна - это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама - Эль- Бокхари и Мослем- в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету. [8]

По степени определенности, согласно мусульманской доктрине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно точные и недопускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Эта категория норм представляет собой понятные и однозначные правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно приментяться на практике.

Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные предписания, не только допускающие различное понимание их смысла, но и предполагающие конкретизацию в разнообразных правилах поведения на основе иджтихада (рационального приема), в результате которого правоведы - маджтахиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные отношения.

2.3. Иджма

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимает иджма, составленная по единодушному согласию докторов ислама. Ни Коран, ни Сунна не могли дать ответ на все вопросы. Чтобы восполнить пробелы в тех случаях, когда нет ответа на какой- либо вопрос, а так же объяснить некоторые видимые изъяны, появилась и получила развитие догма непогрешимости и единства мусульманского общества. "Мое общество, - гласит один из адатов,- никогда не примет ошибочного решения". По другому адату, "то, что мусульмане считают справедливым, справедливо в глазах Аллаха". Иджма, основанная на этих двух положениях, позволила признать авторитет решений, которые не вытекали непосредственно из Корана и сунны. Для того чтобы норма права была допущена иджмой, необязательно, чтобы эта норма соответсвовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с "обычаем"  европейского права. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Магомеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами- правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Единогласное мнение компетентных лиц- докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины.

Коран, Сунна и иджма- вот три источника мусульманского права, но это источники разного плана. Коран и Сунна- основные источники, и, исходя из содержащихся в них основных положений, доктора ислама установили нормы шариата. Но на сегодня это только исторические источники права: судья не должен использовать непосредственно Коран и сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Таким образом, только книги права, одобренные иджмой, должны использоваться в наши дни для изучения мусульманского права.

2.4. Кийас

 Но как бы ни была богата казуистика, разработанная докторами права, конечно, они не имели возможности предусмотреть все, что могло возникнуть в конкретной жизни, но, поскольку мусульманское право претендовало на то, чтобы быть полной системой, надо было предусмотреть способ урегулирования в будущем и таких вопросов, готового решения которых нельзя найти в книгах права. Всеобщим согласием был признан законный характер суждения по аналогии- кийас. Представляя собой простую форму умозаключения, он был возведен мусульманским обществом в ранг источника права. Согласно кийасу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кийас не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Суждение по аналогии можно рассматривать лишь как способ толкования и применения права. Мусульманское право основано на принципе авторитета. Несмотря на то, что в виде суждения по аналогии был допущен рациональный метод толкования, при помощи данного метода невозможно было создавать основополагающие нормы абсолютного характера, которые можно было бы по их природе сравнивать с нормами традиционных сборников, установленными в X веке. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно, исходя из норм права, найти решение, которое должно быть принято в данном частном случае. Нельзя надеяться приспособить при помощи этого метода мусульманское право к нуждам современного общества. Однако эта задача не занимала докторов ислама. Таким образом, к рациональным способам развития права ислам относится с большой подозрительностью и обычно их осуждает. В частности, не допускается, чтобы личное мнение верующего (раи) могло служить основой решения по мусульманскому праву; обоснования решения с ссылками на разум или справедливость также недостаточно, чтобы придать ему необходимый авторитет и основание, в силу того, что мусульманское право имеет основу не рациональную, а религиозную и божественную.

2.5. Фирманы и кануны

И наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов- фирманов. В последующем в некоторых мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже  не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. [9]

По содержанию все нормы мусульманского права его доктрина подразделяет на две основные группы. Первая включает предписания, содержащие оценку того или иного поступка человека. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в  шариате пяти видов действий и поступков мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально- религиозный смысл. В этом отношении все поступки принято делить на пять категорий:

обязательные;

рекомендуемые;

дозволенные;

порицаемые, но не влекущие за собой применения наказания;

запрещенные и подлежащие наказанию;

А единственным основанием отнесения деяний людей к той или иной категории выступает религиозный критерий- отношение к ним шариата, выражающего в конечном счете "волю Аллаха". Без такого сопоставления, полагают мусульманские юристы, поступки человека сами по себе не могут быть определены в понятиях добра и зла. Хорошими считаются те действия, которые не противоречат воле Аллаха и одобряются им. А плохими такие, которые он порицает.

Ко второй группе относятся нормы, формулирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также определяющие условия и последствия деяний. Примером могут служить предписания, в соответствии с которыми за умышленное убийство предусмотрена смертная казнь, или договор, заключенный умолешенным, признается ничтожным и т. п.

Позитивное мусульманское право в значительной мере носит казуальный характер и представляет сосбой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным делам. Особенностью структуры мусульманского права является то, что все выводы одной школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. [10]

Глава 3. Приспособление мусульманского права к современному обществу

Направление и глубина воздействиая мусульманского права на современное правовое развитие того или иного государства обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Нельзя поэтому игнорировать очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в правовой надстройке отдельных стран. Например, наиболее широко оно продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского залива, сохраняя свои позиции и действуя универсально в своем традиционном виде.

Мусульманское право давало широкий простор для судейского выбора. И вплоть до настоящего времени мусульманском судьям при молчании закона в большинстве случаев предписывается приментять не просто определенный толк, а его  "наиболее предпочтительные выводы". Эта же особенность структуры мусульманского права позволяет при закреплении его норм в современном законодательстве выбирать из множества противоречивых предписаний те, которые наилучшим образом отвечают интересам социально- политических сил, стоящих у власти в той или иной мусульманской стране. Коренная перестройка правовых систем, которые в большинстве стран к середине XX в. оказались сориентированы на восприятие западных правовых моделей, а также широкая кодификация норм фикха (прежде всего в области личного статуса) способствовали изменению структуры действующего мусульманского права по двум основным направлениям. Прежде всего, если в середине века мусульманское право как система действующих норм занимало преобладающее место в правовой надстройке определенной группы стран, то в современных условиях в большинстве из них можно наблюдать лишь применение отдельных норм, институтов, конкретное юридическое содержание которых формировалось под прямым влиянием фикха. В результате приходится иметь дело не столько с собственно с мусульманским правом, сколько с нормами, ведущими от него свое происхождение.[11]

Мусульманское право оказывает влияние на современное общественное развитие многих государств не только в виде системы действующих юридических норм, но и в качестве важного идеологического фактора. Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгамми ислама, в которых социально- политические аспекты становятся доминирующими. И если учесть, что мусульманское право традиционно рассматривается как главное средство практической реализации сложившихся в исламе представлений о "мусульманском образе жизни" и общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую отводят ему различные политические силы при обосновании своих требований.

Мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира и регулировать отношения между более чем 800 миллионами мусульман. Однако, многие государства с мусульманским населением начали быстро модернизироваться. Итак, как же усваивается мусульманское право с эволюцией, которая предполагает установление политических режимов нового типа, а также смелые реформы  в сфере частного права?

Мусульманское право неизменно, и в то же время оно полно возможностей. Наряду с его неизменностью следует отметить и его  гибкость. Между двумя этими чертами нет никакого противоречия. При всей своей неизменности мусульманское право предоставляет такие возможности обычаю, соглашению сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества.

Очень распространенным средством, используемым для приспособления мусульманского права к условиям современной жизни, является вмешательство господствующей в обществе власти. Суверен, будь то монарх или парламент, является в исламистском понимании не господином, а служителем права, имея возможность законодательствовать, он руководит государственной политикой и должен, в частности, следить за правильным отправлением правосудия. Мусульманское право принимает законность регламентирующих мер, которые применяются в данной связи властями. [12]

Стремление модернизироваться характерно для рационально мыслящих представителей мусульманского мира, не склонных подчиняться традиционной властной установке. Однако не легко убедить в этом неподготовленную массу мусульман. Она не хочет отказываться от подхода, который как бесспорный существовал в течении веков. Поэтому для приспособления мусульманского общества к современной жизни желательны способы, находящиеся как бы вне мусульманского права (обычай, соглашение, регламенты), но не противоречащие ему.

Глубокое влияние на право любой страны оказывает правовая культура, уровень правосознания, правовая идеология и психология. Все эти особенности наложили глубокий отпечаток на психологический механизм действия мусульманского права: его нормы в глазах широких масс нередко, особенно в сфере личного статуса, выступали и выступают в виде единых правил поведения- одновременно и юридических, и моральных, и религиозных. [13]

Глава 4. Основные черты шариата

Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права[14]. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

- обязательные;

- рекомендуемые;

- дозволенные;

- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

- запрещенные и подлежащие наказанию[15].

Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной изособенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний)[16].

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм.

Заключение

И в заключение необходимо сказать, что нормы шариата не утратили свою актуальность и сегодня. В 28 странах, где ислам признан государственной или официальной религией (Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений в различных сферах функционирования общества и государства.

Историческя роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы  в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания  для акцента как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тото факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге- Аллахе- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульмаснкое право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульмаское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго- Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элеменеты как традиционного происхождения, так и взаимствованные из западных стран.

После трех значительных феномена- вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX- XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на взаимствовании заподных правовых моделей. За мусульмаским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса".

Однако, в целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения.

Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыта природа мусульманского права, структура и основные источники мусульманского права, представлена общая характеристика шариата, а так же рассмотрены возможные пути  приспособления мусульманского права к условиям современного общества.

Список использованной литературы

1.     Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Павленкова Ф. Г. Москва. "Республика". 1995

2.     Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Кима Г. Ф. Москва. "Наука". 1995

3.     Ислам. Религия, общество, государство. Под ред. Грязневича П. А., Прозорова С. М. Москва. "Наука". 1984

4.     Книга о Коране. Его происхождение и мифилогия. Под ред. Климовича Л. И. Москва. "Издательство политической литературы". 1986

5.     Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. "Аванта +". 1996

6.     Юридическая энциклопедия. Под ред. Тихомирова М. Ю. Москва. 1997

7.     Давид Рене. Основные правовые системы современности (сравнительное право). Москва. "Наука". 1967

8.     Давид Рене. Основные правовые системы современности. Москва. "Прогресс". 1988

9.     История государства и права зарубежных стран. Учебник  под ред.  Галазны П. Н. Москва. "Юридическая литература". 1980

10.            История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О. П. Часть 1. Москва. "Норма". 1996

11.            Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва. "Наука". 1986

12.            "Ал- Баян". Газета N 6154 от 24 апреля 1997. ОАЭ Дубай.

13.            Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997.

14.            Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.

15.            Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980.


[1] Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. стр. 230

[2] Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.

[3] Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 7

[4] Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнителное право) М., 1967. стр. 386, 387

[5] Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 216

[6] История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О. П., ч. 1, М., 1996. стр. 420, 421

[7] Будда. Конфуций. Магомед, Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека. Павленкова Ф. Г. М., 1995. стр. 165- 166

[8] Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. стр. 384

[9] История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О. П. ч. 1. М,. 1996. стр. 422

[10] Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр.87

[11] Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 100- 101

[12] Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. стр. 396

[13] . Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 1986. стр. 109

[14] Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997.

[15] Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.

[16] Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980.