Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие и виды нормативно-правовых актов__________________ 5
2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов_________________ 5
2.2. Виды нормативно-правовых актов_____________________________ 7
Глава 2. Нормативно-правовые акты МВД России____________________ 11
2.1. Понятие и виды нормативно-правовых актов МВД России________ 11
2.2. Требования к нормативно-правовым актам органов внутренних дел 14
Глава 3. Пути повышения эффективности действия нормативных актов МВД России______________________________________________________________ 18
Заключение____________________________________________________ 21
Список источников и литературы__________________________________ 23
Введение
Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных - нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права.[1]
Нормативно-правовой акт является ведущим источником права в Российской Федерации, что объясняется рядом преимуществ, которыми он обладает в сравнении с иными формами выражения юридических норм. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.
Объектом исследования является нормы права.
Предметом исследования являются закономерности взаимодействия норм права и религиозных норм.
Цель данной работы - исследовать правовые основы и проблематику взаимодействия правовых и религиозных норм
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть понятие и виды нормативно-правовых актов;
· рассмотреть понятие и виды нормативно-правовых актов МВД России;
· охарактеризовать требования к нормативно-правовым актам органов внутренних дел;
· выявить пути повышения эффективности действия нормативных актов МВД России.
Исследование будет неполным, если не обратить внимание на юридическую периодику - именно в ней обостряются актуальные и современные проблемы правотворчества, подчеркиваются преимущества и недостатки правотворческого процесса, намечаются тенденции его развития. Так, например, необходимо выделить работы следующих авторов: М.Г. Потапов, С.К. Магомедов, Н. Ельцов и др. При выполнении курсовой работы использована учебная и монографическая литература таких авторов, как С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров, Д..Н. Бахрах и др.
Методами исследования являлись логический, системный, сравнительно-правовой.
Глава 1. Понятие и виды нормативно-правовых актов
2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов
Нормативный правовой акт - разновидность правового акта. Но вместе с тем нормативный правовой акт - это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов - к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный правовой акт издаётся только правотворческим органом - государственным органом или (по уполномочию государства, с его санкции) общественной организацией. При этом во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность и официальность. Как официальный акт, в котором заключена воля государства, нормативный правовой акт должен:
1) издаваться в пределах компетенции данного органа;
2) облекаться в документальную форму, которая предусмотрена для актов данного органа;
3) соответствовать конституции, другим законам страны, подзаконным актам вышестоящих органов;
4) быть официально опубликованным, приведённым в действие.
Нормативный правовой акт - это именно акт нормативного характера. По своему непосредственному содержанию он является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических норм.
Существуют различные определения нормативно-правового акта. На мой взгляд наиболее полным и содержательным является определение данное еще в 1982 году известным юристом С.С. Алексеевым “Нормативно-правовой акт - это письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение”.[2]
Нормативно-правовые акты следует отличать от других правовых актов. Правотворческое решение бывает прямым, косвенным или санкционирующим, то есть когда оно либо прямо формулирует обобщенное нормативное положение (нормативный акт), либо выражает известный принцип регулирования, содержащийся в решении конкретного юридического дела (юридический прецедент), либо ограничивается государственно-властным санкционированием уже существующих норм (санкционированный обычай).[3]
Нормативно правовой акт - это официальный документ, в котором содержаться общеобязательные правила поведения, обращённые к относительно неопределённому кругу субъектов (например, граждане, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т.д.) и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности (правовые акты, принимаемые с целью осуществления конкретных мероприятий или рассчитанные на иное однократное применение).
Индивидуальные юридические акты также не являются нормативными. Например, когда судья выносит приговор по уголовному делу, он применяет соответствующие юридические нормы к конкретному лицу. Такой акт носит правоприменительный характер. Уже существующая, действующая правовая норма, которая содержится в нормативно-правовом акте, применяется соответствующим должностным лицом. Индивидуальные акты, носящие правоприменительный характер имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативно-правовые акты издаются только строго определёнными государственными органами.[4]
Нормативно-правовые акты также отличаются от актов толкования. В последних даются разъяснения юридических норм, а само содержание нормы не изменяется.
Нормативно-правовые акты :
-дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвлённую структуру органов с определёнными правотворческими полномочиями и значительным объёмом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
-иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
-конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
В любом современном государстве источники права упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определённый правовой режим.
2.2. Виды нормативно-правовых актов
В Российском государстве, в сущности, единственным Источником права является нормативно-правовой акт.
В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить так:
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.
Основной закон Российской Федерации Конституция является основой всего законодательства России:
1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;
2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;
4)Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104—108), и некоторые другие.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
Закон от 14 июня 1994 г.[5] признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации», в «Парламентской газете». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если иное не указано в законе.
В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов.
Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.
Глава 2. Нормативно-правовые акты МВД России
2.1. Понятие и виды нормативно-правовых актов МВД России
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации определены Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927.[6]
Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Одним из важных направлений деятельности МВД является нормативное регулирование своей деятельности и оказание органам внутренних дел и внутренним войскам практической и методической помощи в организации нормативной правовой работы (пп.12.6-12.7 Положения о МВД России)[7]. По существу, Указом Президента России Министерству внутренних дел Российской Федерации предоставлено полномочие на издание своих нормативных правовых актов. Оптимальной конечно является ситуация, когда правотворческие полномочия федеральных органов исполнительной власти закреплены в федеральном законе. Это в большей степени соответствует требованиям принципа законности в правотворческой сфере, принципам правового государства. В данном случае, до принятия федерального закона о правотворческих полномочиях федеральных органов исполнительной власти указы Президента России восполняют законодательное регулирование по вопросу предоставления полномочий на издание нормативных правовых актов МВД России.
В соответствии с п.12.6 Положения о МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации "издает нормативные правовые акты МВД России, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности".[8]
Здесь говорится о праве Министра издавать внутриведомственные нормативные акты, обязательные для всех структурных подразделений и территориальных органов системы МВД и совместные с другими органами государственной власти акты. Однако соотношение этого вида нормативных правовых актов МВД России с другими актами определено не четко, а лучше сказать, вообще не определено. Формула "на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации" очень неопределенна и расплывчата.
Понятие законодательства Российской Федерации многозначно и под ним в различных случаях понимают: 1) совокупность федеральных законов; 2) совокупность федеральных законов, актов Президента и Правительства России; 3) совокупность нормативных правовых актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации; 4) совокупность всех нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации.
На основании и во исполнение каких видов нормативных правовых актов должны издаваться Министром внутренних дел Российской Федерации внутриведомственные нормативные акты, остается непонятным и противоречивым.
Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц. Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти.
Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде директив, приказов, положений, наставлений, инструкций, правил и уставов (далее - "ведомственные нормативные акты).
Директива содержит нормативные предписания ориентирующего характера определяющие перспективы развития системы Министерства, а также основные направления ее деятельности.
Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования системы Министерства, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел (далее - "органы внутренних дел" или "органы и учреждения) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - "внутренние войска"), а также структурных подразделений МВД России, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.
Положения и наставления регламентируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел или внутренних войск. В положении систематизированно определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.
Инструкции, правила и уставы регулируют основные виды (формы) оперативно - служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности. Устав является кодифицированным нормативным правовым актом (сводом правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих тот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе Министерства.
2.2. Требования к нормативно-правовым актам органов внутренних дел
Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами. Компетенция, организация и порядок деятельности органов внутренних дел определятся законодательством. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции).
Планирование подготовки нормативных правовых актов осуществляется с учетом следующих положений:
· сосредоточение усилий на разработке комплексных нормативных правою актов, сведение до минимума количества локальных, частных нормативных правовых актов;
· приоритетность нормативного урегулирования основных сторон деятельности органов внутренних дел и внутренних войск законодательными, президентскими, правительственными нормативными правовыми актами;
· устранение пробелов, имеющихся в правовом регулировании организации деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
· приведение нормативных правовых актов в соответствие с нормами международного права, стандартами Совета Европы, а также обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в области охраны прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на подразделение Министерства, к компетенции которого относится организация регулируемой деятельности. Если проект поручается подготовить нескольким подразделениям, работу по его подготовке организует и осуществляет подразделение, которое указано в поручении (плане) первым. При этом определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица, ответственные за подготовку сказанного проекта, и срок его подготовки.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
По поручению руководства Министерства могут разрабатываться альтернативные варианты проекта нормативного правового акта.
При подготовке наиболее важных, сложных и больших по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, решением руководства Министерства могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, которые при необходимости на период деятельности в составе рабочей группы освобождаются от выполнения своих должностных обязанностей.
Для обеспечения соответствия разрабатываемого проекта нормативного правового акта Конституции, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормам международного права, стандартам Совета Европы, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, в состав рабочей группы могут входить соответствующие специалисты Правового управления по согласованию с начальником Главного штаба МВД России, его заместителем, курирующим Правовое управление, или начальником Правового управления.
При подготовке проектов межведомственных нормативных правовых актов в состав рабочей группы по согласованию могут входить представители других федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений.
Запрос на выделение специалистов других федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений в состав рабочей группы готовится подразделением Министерства, являющимся головным исполнителем разрабатываемого проекта, и направляется в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и общественные объединения за подписью руководства Министерства.
В процессе работы над проектом нормативного правового акта осуществляются сбор и изучение информации, относящейся к теме проекта. Такая информация может содержаться: в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства, договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах, материалах коллегий и совещаний при Министре, его первых заместителях и заместителях, докладах и выступлениях руководителей МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России (далее - "МВД, ГУВД, УВД"), актах инспекторских проверок и справках о результатах выездов в служебные командировки, в обобщениях практики применения законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, научной литературе и материалах периодической печати, а также данных криминологических и социологических исследований, статистических иных сведениях, характеризующих состояние организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
Таким образом, МВД в процессе руководства подчиненными органами и организации их работы на основе и во исполнение законов и других актов высших органов государственной власти и государственного управления для единообразного регулирования в сфере организации охраны общественного порядка широко применяет издание нормативных актов. Издание нормативных актов – неотъемлемый элемент руководства. К нормативным актам, издаваемым органами внутренних дел, предъявляются требования: законность, научная обоснованность, оперативность, стабильность, ясная и точная форма. Особенность этих актов заключается в том, что субъектами регулируемых отношений выступают органы внутренних дел или их сотрудники. Характерный признак нормативного акта заключается в том, что они вносят изменение в систему действующих правовых норм, в сферу их действия в пространстве, по кругу лиц, продляют или прекращают их действие. Формы нормативных актов органов внутренних дел определяются на основании Конституции, общего положения о министерствах РФ, а также сложившейся практики как самих органов внутренних дел, так и других органов государственного управления. Нормативные акты МВД действуют обычно в течение длительного времени.
Глава 3. Пути повышения эффективности действия нормативных актов МВД России
Проект нормативного правового акта должен быть согласован с заинтересованными подразделениями Министерства. При согласовании проекта нормативного правового акта в заинтересованных подразделениях МВД России должно быть установлено: достаточно ли обоснована практическая необходимость издания данного акта; соответствуют ли содержащиеся в нем положения Конституции и законодательству Российской Федерации, нормативным правовым акта Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормам международного права, стандартам Совета Европы, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации; правильно ли сделаны в нем отсылки к другим нормативным правовым актам; не имеется ли ранее принятого нормативного правового акта по этому вопросу; обоснованы ли меры, предусмотренные проектом; правильно ли выбран вид документа; предусмотрено ли в связи с изданием нового акта изменение или признание утратившими силу ранее принятых по этому вопросу нормативных правовых актов.
После ознакомления с представленным на согласование проектом он визируется начальником подразделения Министерства или лицом, исполняющим его обязанности. Визы проставляются в нижней части обратной стороны последнего листа подлинника проекта путем написания личной подписи (с ее расшифровкой) и даты. При необходимости получения более трех виз визирование производится на отдельном листе согласования. Первым в листе визирования указывается первый заместитель Министра - начальник Главного штаба МВД России, затем первый заместитель или заместитель Министра, курирующий подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем, другие первые заместители и заместители Министра, далее - руководитель подразделения, являющегося головным исполнителем, руководители подразделений, являющихся соисполнителями, и руководители иных заинтересованных подразделений Министерства. Перечень подразделений Министерства, с которыми согласовывается проект нормативного акта, определяется головным исполнителем проекта нормативного правового акта. Обязательному согласованию (визированию) проект подлежит в подразделениях: указанных в поручении по разработке проекта нормативного правового акта; представители которых участвовали в рабочей группе по разработке проекта нормативного правового акта; которым в проекте нормативного правового акта даются поручения; к компетенции которых отнесена организация деятельности, регламентируемой проектом нормативного правового акта.
Представляется более логичным в современных условиях российского варианта разделения властей соотношение актов Правительства Российской Федерации с актами большей юридической силы изложить в следующей редакции: "Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Акты Правительства Российской Федерации не должны противоречить нормативным указам Президента Российской Федерации".
На примере нормативных правовых актов МВД России было установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти на издание своих нормативных правовых актов закрепляются не в федеральном законе, а в нормативных указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации. В нормативных основах этого соотношения отсутствует логика, они в ряде случаев носят противоречивый характер. Представляется целесообразным первоочередное принятие специального федерального закона, в котором будет содержаться четкая и определенная формулировка соотношения нормативных правовых актов таких органов с актами большей юридической силы - федеральным законом, нормативным указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации.
В соотношении федеральных законов с актами иных ведомств Российской Федерации (Центрального Банка, Центральной избирательной комиссии и Генеральной прокуратуры) устанавливаются специфические варианты взаимоотношений обеих групп актов. Эти варианты расширяют наши представления о юридических средствах формирования взаимосвязей нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, оптимальное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта содержит требование последовательного согласования норм подзаконных нормативных правовых актов с нормами законов, отсутствия каких-либо расхождений и противоречий с нормами законов. Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативных правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.
Заключение
Итак, выяснив основные принципы и этапы правообразования в теории права и в современной России, в заключение работы можно подвести некоторые итоги:
Процесс правообразования может быть сведен к трем основным стадиям. Сначала выделяются отдельные случаи, способы решения, одним словом - казусы, уже ставшие или только еще становящиеся типичными. Обобщение типичного, превращение его в традицию, передаваемую от поколения к поколению, закрепляется в обычае. Завершает процесс закон - результат нормотворческой (санкционирующей) деятельности государства. Казус - обычай - закон, - вот путь, которым шла действительная история права.
Но, создав значительное количество правовых актов, необходимо и качественно систематизировать, прежде всего, для удобного их использования и для эффективности правотворческой деятельности, это способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его дальнейшей кодификации и обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода. Кроме кодификации правотворческая деятельность в нашей стране будет направлена на принятие «специального» законодательства. Так, своего времени ждут ряд специальных законов. Среди них некоторые ученые выделяют необходимость принятия специального закона «О Законах», который бы четко определил не только ряд важных понятий о правотворческой деятельности, но и прекратил многочисленные споры.
Можно выделить следующие виды правотворчества:
1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме;
3) санкционирование государственными органами обычаев;
4) создание судебного прецедента.
Нельзя не надеяться, что, не зависимо от того, кто отвечает за появление новых нормативно-правовых актов и в какой форме они принимаются, все они будут отличаться отменным качеством, будут гарантировать права и свободы граждан нашей страны и неотступно следовать принципу гуманности и профессионализма.
Что же касается правотворческой деятельности судов, то акты судов, как мы выяснили, так или иначе, восполняют пробелы в праве. И мы считаем, что на данном этапе развития Российского правотворчества, до тех пор, пока не будет полностью обновлено Российское законодательство и систематизированы уже действующие законы, а также устранены противоречия законодательства (в том числе противоречия федерального законодательства и законодательства субъектов), «правотворческая» деятельность судов будет играть большое значение.
Список источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1994 №8.
3. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149
4. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927) // Российская газета от 21 июля 2004 г.
Литература
5. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит. 1993.
6. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998.
7. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. № 2. С. 11-20.
8. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967.
9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 1996.
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М. 1995.
11. Конституционное право. Пособие для студентов. Мн., «Право и экономика», 1998. Под ред. В.Г.Гавриленко.
12. Конституционное право: Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1998.
13. Малков В.П. Опубликование в вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. №5.С.23-29.
14. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
15. Общая теория государства и права: Курс лекций /А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского. - Мн.: Тесей, 1998.
16. Общая теория права: Учеб. Для юрид. вузов /Под общ. ред. А.С.Пиголкина.
17. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА М, 1998.
18. Теория права и государства: Учеб. Для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996.
19. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М. 1992. 163 с.
20. Херлок Е.С. «Исторический экскурс в теорию права».М., 1997.
21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. В.Г.Стрекозова. М.: ИПП «Отечество», 1993.
[1] См.: Научные основы советского правотворчества. — М.: Наука, 1981. С. 7.
[2] Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит. 1982. С. 201.
[3] Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 68.
[4] Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Учеб. пособие. М., 1996. С. 92.
[5] Закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Собр. законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
[6] Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149
[7] Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927) // Российская газета от 21 июля 2004 г.
[8] Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927) // Российская газета от 21 июля 2004 г.