Содержание
Введение_____________________________________________________ 2
Глава 1. Государственные органы ФРГ___________________________ 3
1.1. Бундесрат_______________________________________________ 3
1.2. Федеральный президент___________________________________ 5
1.3. Федеральное правительство________________________________ 6
Глава 2. Проблемы федерализма в ФРГ__________________________ 8
Заключение_________________________________________________ 12
Литература__________________________________________________ 13
Введение
ФРГ является одной из стран, обладающих уникальным опытом построения демократического, правового, социального, федеративного государства. «Федерализм -, - отмечает немецкий государствовед М. Боте, - выступает как форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранять исторически сложившееся многообразие и своеобразие традиций, обычаев и культуры различных групп и слоев населения или наций». Конкретное воплощение идей федерализма было найдено, в частности, в бундесрате и соответствующем избирательном законодательстве. Германский федерализм рассматривается как своеобразный механизм против узурпации власти, способ вертикального разделения властей.
Элементу федеративного устройства Германии были заложены еще в Первой Федеральной Конституции 1871 г., констатировавшей завершение процесса объединения страны. Этим актом, в частности, предусматривалось создание бундесрата как представителей правительства, вошедших в состав объединенной Германии государств. Обладая правом абсолютного вето, Бундесрат тех лет выполнял функции Федерального Парламента.
Если бы через тысячу лет какой-нибудь историк обратился к Основному Закону ФРГ 1949 г. как первоисточнику знания о сегодняшнем немецком государстве, то он наверняка пришел бы к выводу, что в Германии ничто не ценилось так высоко, как федерализм.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Политико-территориальное устройство Германии; 2. Государственные органы ФРГ и 3. Проблемы федерализма в ФРГ
Глава 1. Государственные органы ФРГ
1.1. Бундесрат
Бундесрат — это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского Союза (ст. 50). Если придерживаться традиционной точки зрения, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда Бундесрат — это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.
Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Практически членами Бундесрата обычно назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные министры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по частям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блокируются между собой при голосованиях. Голоса земли могут подаваться только согласованно.
Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если последний временно не может выполнять своих функций.
Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоянные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновников земли.
Полномочия Бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейского Союза.
Бундесрат принимает участие в законодательной деятельности. Он обладает правом законодательной инициативы, его участие в принятии конституционных и "федеративных" законов является обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкновенные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.
При определенных условиях Бундесрат может стать единственным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию Федерального правительства Президент ФРГ может объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если Бундестаг отклоняет правительственный законом проект, хотя Канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии Канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а последний, не будучи распущенным, отклоняет законопроект, признанный Федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно согласия только Бундесрата. Состояние законодательной необходимости применяется не только к законопроекту, послужившему поводом для его объявления, но и к другим законопроектам в течение последующих шести месяцев. [1]
В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществлении исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное правительство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.
Наряду с Федеральным правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии Бундесрата нуждаются общие административные предписания Федерального правительства, адресованные землям. По предложению Федерального правительства Бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие Федеральному правительству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ч. 1 ст. 37 Основного закона). [1]
По ряду правовых вопросов Бундесрат уполномочен высказывать свое мнение перед Федеральным конституционным судом: при проверке конституционности того или иного закона, в случае обращения конституционного суда земли в Федеральный конституционный суд по поводу толкования Основного закона и др.
По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейской палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласованно (п. 3 ст. 52). [1]
Согласно поправке к Основному закону, принятой в 1968 г., предусмотрена возможность создания нового органа, который может замещать парламент. Это так называемый совместный комитет, создаваемый на случай "чрезвычайного положения". Он состоит из 48 членов: на две трети из депутатов Бундестага и на одну треть из членов Бундесрата. Депутаты назначаются Бундестагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства. Каждая земля должна быть представлена одним членом Бундесрата, который назначается ею; эти члены не связаны указаниями правительств земель. В период "состояния обороны" совместный комитет замещает Бундестаг и Бундесрат и осуществляет принадлежащие им права. Лишь Основной закон не может быть отменен или частично изменен решением совместного комитета.
1.2. Федеральный президент
Согласно Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный президент. В ФРГ он занимает более скромное место в государственном механизме, чем рейхе-президент в Веймарской республике. Значительная часть полномочий последнего теперь отошла к Федеральному канцлеру.
Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорционального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численности населения.
Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ, Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания.
На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президента обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.
Избранным на пост Президента считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания в первом или втором туре голосования. Если в первых двух турах ни один кандидат не получил требуемого большинства, назначается третий тур, в котором для избрания Президента достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем турах могут выдвигаться новые кандидаты).
Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд. При вступлении в должность Президент приносит присягу (ее текст содержится в конституции) на совместном заседании Бундестага и Бундесрата.
В области внутренней политики Президент ФРГ наделен следующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать принятый парламентом закон как антиконституционный перед Федеральным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фракций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального канцлера федеральных министров, обладает правом назначать и увольнять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др. [6, 26.]
Внешнеполитические полномочия Федерального президента включают в себя: представительство Федерации в международных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных представителей иностранных государств. Президент имеет право заключить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратификации парламента).
1.3. Федеральное правительство
Исполнительную власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство. По свидетельству Т. Маунца, автора учебника по государственному праву ФРГ, "именно Правительство представляет исполнительную власть, а поскольку его полномочия более широки, чем когда-либо, можно утверждать, что Основной закон усилил исполнительную власть". Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом исполнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту.
Основной закон предусматривает следующий порядок формирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера — главу Правительства. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага.
Если предложенный Президентом кандидат не будет избран, Бундестагу предоставляется право в течение последующих двух недель избрать абсолютным большинством голосов на пост Федерального канцлера другое лицо. В этом случае Президент обязан назначить предложенную парламентом кандидатуру на пост Канцлера, если эта кандидатура получит поддержку абсолютного большинства палаты. Если же кандидат соберет относительное большинство голосов, Президент может либо назначить его Канцлером либо распустить Бундестаг.
В Правительство кроме Федерального канцлера входят федеральные министры. Обычно все они возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (или министры по особым поручениям). Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером); в коалиционных правительствах этот пост предоставляется партии, выступающей в блоке с партией большинства. Число членов Правительства, так же как и распределение портфелей между ними, устанавливается Канцлером (при формировании коалиционных правительств — по согласованию между блокирующимися партиями).
Руководящее положение в Правительстве занимает Федеральный канцлер. Согласно Основному закону власть Федерального канцлера значительно усилена за счет полномочий и Президента, и парламента, и министров. В результате глава Правительства — Федеральный канцлер — становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Неудивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлерской демократии.
Глава 2. Проблемы федерализма в ФРГ
Подавляющее большинство земель, составляющих ФРГ - довольно молодые государственные образования. Среди них выделяются лишь Бавария и Саксония, государственно-правовая история которых насчитывает соответственно более 1000 и 700 лет (обе до объединения Германии в прошлом столетии были самостоятельными монархиями, по европейским меркам — средними государствами, территория которых соизмерима, скажем со Швецией, или Португалией, или Бельгией); также выделяются старые ганзейские города Бремен и Гамбург, независимые уже почти 800 лет, т.е. свободные («вольные») имперские города, не входившие в состав каких-либо земель. Остальные же за исключением земли Саар, образованной в 1920 г., возникли только после провозглашения ФРГ. Образование сегодняшних земель произошло в результате обособления бывших прусских провинций либо объединения прусских провинций с землями, существовавшими ранее, или их частями, либо объединения ранее существовавших земель с частями прусских провинций.
Земли — это государства. Они самостоятельно осуществляют всю полноту государственной власти за пределами полномочий Федерации. Хотя существует разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и землями, последние осуществляют власть, которая непроизводна от Федерации, а конституционно признана ею. Земли сами устанавливают свой конституционный строй, но при этом они обязаны соблюдать так называемое требование общих принципов, сформулированное в ст. 28 Основного Закона: их конституционный строй должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства.
На фоне политической интеграции в Европе количество земель в ФРГ — шестнадцать — может показаться относительно большим. Но в некоторых других странах — членах Европейских Сообществ число регионов, из которых состоят эти страны, еще больше, так что всего в этих странах набирается около 110 регионов и еще есть три государства без регионального деления. Ведь федеративное устройство возникает не в результате произвольного расчерчивания географической карты, а в ходе реального исторического развития и выражает традиционные социо-культурные и дажеполитические различия регионов.
Федерализм находит свое теоретическое обоснование прежде всего в идее разделения властей «по вертикали». Разделение государственной власти в Германии между Федерацией и землями дополняет классическое разделение властей между парламентом и правительством. В результате не только разграничены законодательная и исполнительно-распорядительная компетенция Федерации и земель, но и земли в лице верхней палаты парламента — Бундесрата — имеют орган своего прямого представительства на федеральном уровне осуществления государственной власти. И в том случае, если не сработает механизм функционального разделения властей на законодательную и исполнительную, всегда можно будет дополнительно выключить «тормоза» федеративного механизма. Бундесрат — это федеральный орган, который состоит из представителей земельных правительств [5,15].
Кроме того, федерализм обосновывается практическими соображениями. Федеративная децентрализация повышает уровень управляемости, возможности регулирования политических, экономических и иных отношений в регионах, способность власти к конструктивному и рациональному решению политических проблем на местах. Также можно указать и на определенный «демократизирующий эффект» федерализма, ибо граждане получают возможность избирать «свой» региональный парламент и участвовать в управлении делами своего региона. Партии и их функционеры, которые на уровне Федерации находятся в оппозиции или даже вообще не имеют представительства в нижней палате парламента, на уровне субъектов федерации могут участвовать в формировании правительства, если политическая конъюнктура в регионе складывается иначе, нежели в стране в целом. И через Бундесрат такие партии и политики могут оказывать влияние на политику всей Федерации.
Если рассмотреть фактическое разграничение компетенции между Федерацией и землями, то можно сделать вывод, что в сфере законодательной компетенции доминирует Федерация, а в сферах управления и правосудия — земли.
1. В сфере законодательной деятельности различаются:
1.1. В случае исключительной компетенции федерального законодателя, естественно, законы могут приниматься только на уровне Федерации. Однако федеральный законодатель вправе делегировать законотворческие полномочия по предмету своей исключительной компетенции землям, правда, в практике это встречается очень редко. Чаще всего федеральный законодатель уполномочивает правительства земель на издание подзаконных актов по определенным вопросам. Такие правительственные постановления, хотя они основываются на федеральном законе, являются правовыми нормативными актами земель.
1.2. В сфере конкурирующей компетенции земли могут принимать законодательные акты до тех пор и постольку, пока и поскольку Федерация не использует свои законодательные полномочия. Эти полномочия используются Федерацией в сфере конкурирующей компетенции, если существует или возникает потребность в регулировании на уровне федерального законодательства.
1.3. Федерация вправе принимать основы законодательства, регулирующие правовое положение должностных лиц, состоящих на государственной службе в органах земель, муниципалитетах и других органах местного самоуправления, а также устанавливающие общие принципы организации и функционирования высшей школы, прессы и кинематографии, охотничьего хозяйства и охраны природы, землеустройства и водопользования, службы регистрации и информации. Землям же предоставлено право конкретизации основ законодательства. Но фактически основы столь полно и подробно регулируют отношения, что никакой конкретизации просто не требуется.
1.4. Все что не относится к исключительной компетенции Федерации, к конкурирующей компетенции и k основам законодательства, входит в исключительную законодательную компетенцию земель. В ведении земель прежде всего находятся: конституционное законодательство и административное устройство земель, школа, культура, средства массовой информации, в том числе пресса и кинематография, так как федеральные основы законодательства в этой области не приняты, а также некоторые аспекты социальной сферы и законодательство о местном самоуправлении. И поскольку последнее находится в ведении земель, то в разных землях ФРГ сложились разные системы местного самоуправления.
2. Осуществление исполнительной власти и управление вообще относятся преимущественно к компетенции земель. Правительственно-административные органы земель осуществляют исполнение не только своих законов, но и федеральных, в частности, по поручению органов Федерации. Наиболее крупными отраслями федерального управления являются почта, железнодорожный транспорт, трудовые отношения, некоторые аспекты социальной сферы и вооруженные силы. В ведении Федерации в области управления находятся также дипломатическая служба, таможенный контроль, пограничная стража, водные пути федерального значения, воздушный транспорт и Федеральный Банк. Кроме того, по всем иным вопросам, которые входят в компетенцию федерального законодателя могут создаваться федеральные органы исполнительной власти; решение об их создании принимается в форме федерального закона. Причем эти органы, создаваемые довольно часто, сами не могут создавать подчиненные им территориальные органы управления.
В компетенции же земель, весьма широкой, остаются управление в области всех видов образования, общее управление на территории земли, управление финансами, большая часть управления экономикой и социальной сферой, полиция, органы юстиции и вообще практически все отношения, которые должны регулироваться административным правом, остающиеся вне пределов ведения органов Федерации. Коммуны (территориальные единицы) осуществляют местное самоуправление, гарантированное, в частности, Конституцией ФРГ. Значительная часть полномочий по управлению экономикой, культурой и социальной сферой передана органам самоуправления («палатам») профессиональных корпораций, объединяющих, нанример врачей, адвокатов, нотариусов, аудиторов, архитекторов и т. д., а также органам самоуправления университетов. Электронные средства массовой информации, являющиеся публичными учреждениями, тем не менее независимы от государства, так как Конституция ФРГ гapaнтиpyeт свободу массовой информации.
3. Правосудие осуществляется в первую очередь судами земель. Федерация образует лишь пять судов высшей инстанции: Федеральный Верховный Суд — высший судебный орган по (гражданским и уголовным делам; Федеральный Трудовой Суд, разрешающий опоры между работодателями и наемными работниками; Федеральный Административный Суд — орган судебного контроля в сфере государственного управления; Федеральный Социальный Суд, рассматривающий опоры, возникающие из отношений по управлению социальной сферой и в области социального обеспечения; Федеральный Финансовый Суд — высшая инстанция по разрешению налоговых и таможенных споров.
Заключение
Согласно основному закону ФРГ бундесрат является одним из пяти постоянных конституционных органов страны, наряду с федеральным президентом, бундестагом, федеральным правительство и федеральным конституционным судом. Конституция ФРГ однозначно определяет, что законы страны принимаются бундестагом, а Бундесрат призван выполнять контрольные функции, играть роль своего рода тормоза в случае принятия скоропалительных проектов, оказывать влияние на решения Бундестага и федерального правительства. Имея статус органа Федерации, и не являясь земельным органом, или «земельной палатой», в собственном смысле слова, Бундесрат отражает один из основных принципов федерализма – единство в многообразии.
Только федеративное государство и его институты, считают немецкие политики и ученые, в состоянии нейтрализовать негативные последствия прихода к власти на уровне Федерации или в конкретной земле радикальной партии любой окраски, не дать им принять разрушительные формы. Попытки такого рода партии провести соответствующие ее политическим установкам «преобразования» в рамках всей страны могут быть поставлены и скорректированны таким федеральным конституционным органом, как бундесрат. Земельные правительства на основе таких конституций также распологают действенными правовыми рычагами, позволяющими предотвратить радикализацию политики отдельных земель.
Опыт федерализма в ФРГ показывает, что вопросы распределения политической власти, взаимоотношений между Федерацией и землями, снятия противоречий между различными государственными институтами могут решаться исключительно конституционно-правовыми методами урегулирования. Эффективное взаимодействие федерации и земель обеспечивает целостность страны и рецидивов тоталитарного прошлого с его жесткой унитарностью, гарантирует избирателю на федеральном, земельном и коммунальном уровнях право на активное участие в процессе принятия государственных решений на благо отдельного гражданина и всего общества.
Литература
1. Конституция ФРГ
2. Конституция Земли Гессен
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т.3. / под ред. Б.А. Страшуна. – М.: Бек, 1998.
4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов. / под ред. М.В. Баглая. – М.: Норма, 2000.
5. Рудольф В. Проблемы федерализма в ФРГ. – М.: Наука, 1988.
6. Хессе Т. Основы конституционного права ФРГ. – М.: Юридическая литература, 1981.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2000.
8. Шушилов В.М. Введение в правовую систему ФРГ. – М. – Бремен: Вавт, 2001.
9. Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии. // Государство и право. 1995, №5.