Содержание

Введение________________________________________________________________ 3

1. Понятие и основы организации системы образования_____________________ 4

2. Компетенция органов местного самоуправления в области образования____ 11

3. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений___ 12

Заключение____________________________________________________________ 13

Использованная литература_____________________________________________ 14

Введение

Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Он сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Сегодня уровень и качество образования оказывают непосредственное воздействие на экономическое развитие любой страны. Поэтому эффективное управление образованием в РФ является важным условием выхода России из экономического кризиса.

Концепция и основные начала образования в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Право на образование является Конституционным. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образованием. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Соответствующее образование обеспечивается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем Конституция Российской Федерации провозглашает поддержку различных форм образования и самообразования и, следовательно, не исключает получения образования в иного рода негосударственных образовательных учреждениях.

1. Понятие и основы организации системы образования

Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является пока Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции Федерального закона от 12 июля 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»[1]. Данная деятельность обильно оснащена другими правовыми актами Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по различным вопросам. Среди них утвержденные Правительством Российской Федерации Положение о Министерстве образования Российской Федерации от 27 августа 1993 года[2], Положение о Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию от 23 октября 1993 года[3]; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования[4], Типовые положения об учреждении начального профессионального образования[5], об общеобразовательном учреждении[6], об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)[7], об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации[8] и др; Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации[9] и др.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования; начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования; дополнительного образования детей; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Типам образовательных учреждений соответствуют их определенные виды.

Видами образовательных учреждений являются:

общеобразовательных — начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;

начального профессионального образования — профессиональные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;

среднего специального образования — техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);

высшего профессионального образования — университеты, академии, институты, колледжи.

Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях. Однако часто учебное заведение необоснованно относится к данному виду, поскольку это отношение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, хотя в последние годы многие институты переименованы в университеты, преобразования в них свелись лишь к смене наименования.

Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Министерство образования Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; государственные органы управления субъектов Российской Федерации.

Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Учредителями образовательных учреждений могут быть также отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы, может быть только Правительство Российской Федерации, а учреждений закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением — могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система образования строится и функционирует в соответствии с государственной политикой, направленной на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Основой государственной политики Российской федерации в области образования является, согласно Закону об образовании, Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, образовательным программам; лицензированию; аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных обязательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты основного общего образования устанавливаются федеральным законом. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности). Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования» определяет общие требования к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам такого образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему. В стандарте подчеркнут его обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и аккредитованными федеральным государственным органом управления высшим образованием в качестве высших учебных заведений.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанавливаемыми субъектами Российской Федерации в лице их компетентных органов.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов утверждается Правительством Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных законом[10].

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делаться на основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных программ. Они формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Лицензирование. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или уполномоченным органом местного самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающая установленным государственным и местным требованиям. Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. Например, Временным положением о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Председателем Госкомвуза России от 7 июля 1994 года № 108, определены цель, принципы, предмет, содержание, организация и порядок лицензирования поименованных в нем образовательных учреждений. В лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контенгента обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии.

Аккредитация означает юридическое признание прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, не ниже официально признанной нормы. С момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, образовательное учреждение приобретает определенные права, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца.

Государственная аккредитация проводится уполномоченными органами государственного управления на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Аттестация образовательных учреждений имеет целью установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

По общему правилу, аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами. Аттестация определенных учреждений (дошкольных, для детей сирот и др.) проводится в особом порядке.

По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

2. Компетенция органов местного самоуправления в области образования

Закон об образовании не разграничивает компетенцию представительных органов и местной администрации в области образования. В общем виде к исключительной компетенции в данной области он относит планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; обеспечение граждан, проживающих на данной территории, возможностью выбора общеобразовательного учреждения; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; создание и ликвидация местных органов управления образования и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления образованием; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено Типовым положением сданном типе и виде образовательного учреждения или решением местного органа местного самоуправления.

К исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся полномочия, связанные с вопросами финансирования образования, отношений собственности, строительства и др.

Компетенция в области образования разграничивается между муниципальными образованиями разных уровней в порядке, установленном законодательством субъекта Российской федерации, а между органами самоуправления данного уровня — в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.

3. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений

Он осуществляется органами исполнительной власти, осуществляющими управление образованием. Это одна из основных их общих функций. Они контролируют исполнение законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования. Контроль осуществляется ими также в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях возложен на Государственную аттестационную службу. Она вправе направить аккредитованному образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Вопрос о направлении рекламации органом, возглавляющим эту службу, рассматривается в установленных случаях, а именно:

применительно к общеобразовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные программы — в случаях решения общего собрания родителей (лиц, их заменяющих, обучающихся в данном образовательном учреждении); официального представления отделения аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения; применительно к образовательным учреждениям, реализующим профессиональные программы — в случаях решения общего собрания обучающихся в данном образовательном учреждении; официального представления государственной службы занятости населения.

Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные формы управления образованием в РФ, органы управления и их компетенцию. В заключении я считаю нужным остановиться на значении образования в современном мире.

Роль образования состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать активный фонд знаний и повышать его эффективность. С узко экономической точки зрения функция образования состоит в формировании человека как участника производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции. Но роль образования не ограничивается только обеспечением рабочей силы профессиональными знаниями и навыками. Формируя потребности населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного расширения рынка, а значит стимулирует развитие и качественное совершенствование производства.

Нельзя забывать, что результаты образования носят долговременный характер, они не ограничиваются удовлетворением текущих потребностей людей и накладывают глубокий отпечаток на экономический, социальный, культурный и нравственный облик страны в течение будущих десятилетий.

Таким образом, управление образованием является важной государственной задачей, а вложения в сферу образования (также как и в науку, культуру, здравоохранение) непременно окупятся в государственном масштабе.

Использованная литература

                    Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право РФ. - М.: Зерцало, 2004.

                    Иванющенкова М., Фуколова Ю. Кассовый подход к образованию //Деньги. - 27 мая 2003. - № 19

                    Манохин В. М, Адушхйн Ю. С. Багишаев З. А. Российское административное право. - М.: Юрист 2004.

                    Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)  /Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 2005.

                    Советское административное право / Под ред. А. П. Коренева. - М.: Юрид. лит., 2000.

                    Шульц Т. Экономическая ценность образования. - М., 2003.


[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150. 491

[2] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 38. Ст. 3520

[3] Там же. 1993. № 46. Ст. 4450.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 18. Ст. 2085.

[5] Там же. №8. Ст. 864.

[6] Там же. № 19. Ст. 2221.

[7] Там же. № 27. Ст. 2894.

[8] САПП. 1993. № 28. Ст. 2594; см. также: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1053; № 18. Ст. 1681; № 39. Ст. 3777 и др.

[9] Российские вести. 1994. № 15; см. также: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1922.

[10] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 3097.