План

Введение. 3

1. Особенности подготовки товаров к продаже. 4

1.1. Цель товарной обработки. 4

1.2. Сортировка товаров по качеству. 4

1.3. Сохраняемость потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации  11

1.4. Товарные потери. 12

2. Общая характеристика подготовки товаров к продаже в магазине ООО «Лотос»  13

2.1. Размещение товаров в торговом зале. 13

2.2. Фасовка товаров в магазине ООО «Лотос». 14

2.3. Упаковывание товаров в магазине ООО «Лотос». 15

2.4. Выкладка товаров в магазине ООО «Лотос». 19

Заключение. 26

Список литературы.. 28

Введение

Под размещением товаров в торговом зале понимают систему распределения торговой площади под товарные группы. Этот процесс называется зонированием площади торгового зала или элементом мерчендайзинга. При этом учитывается разработанная технологическая планировка торгового зала.

Выкладка - это процесс расположения укладки и показа товаров торговое оборудование. При продаже товаров через прилавок обслуживания предлагают образцы товаров, которые находятся за прилавком. Для покупателей не имеет значения как расположены товарные запасы, из которых производится отпуск их покупателям.

В магазинах, применяющих прогрессивные методы продажи товаров, вопросом размещения и выкладки их в торговом зале уделяется особое внимание. При этом учитывается движение покупательских потоков в торговом зале с учетом равномерной нагрузки на все участки торгового зала. В магазинах самообслуживания учитывают комплексность спроса на товары, взаимосвязанность товаров.

Цель работы – рассмотреть подготовку товаров к продаже на примере магазина ООО «Лотос».

Задачи работы:

1)    Изучить цель товарной обработки;

2)    Определить особенности сортировки товаров по качеству;

3)    Изучить проблему сохраняемости потребительских свойств товаров в процессе эксплуатации;

4)    Рассмотреть особенности подготовки к продаже на примере магазина ООО «Лотос».

 

1. Особенности подготовки товаров к продаже

1.1. Цель товарной обработки

Обеспечение надлежащего качества достигается с по­мощью следующих основных операций: сортировки, кали­бровки, мойки, покрытия защитными оболочками или, на­оборот, их удаления.

Формирование необходимого количества товаров, пред­назначенного для продажи покупателям, производится пу­тем его фасования и упаковывания либо разупаковывания.

Цель основных операций товарной обработки — при­дание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единич­ным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений [5, 121].

1.2. Сортировка товаров по качеству

Сортировка товаров по качеству — операция по раз­браковке товарной партии на градации качества и удале­нию некачественных экземпляров. При сортировке товаров отбраковывают нестандартные товары и отходы. При де­лении товаров на сорта проверяют соответствие факти­ческого качества стандартной продукции сорту, указанно­му на маркировке или в товарно-сопроводительных доку­ментах.

Если товарная партия представляет собой смесь сор­тов, то ее разбраковывают по сортам. Сортировка — одна из важнейших операций товарной обработки. Особое зна­чение она имеет для товаров, качество которых при хране­нии существенно изменяется, но эти изменения неодинако­во происходят у разных единичных экземпляров товаров. Вследствие этого возникает неоднородность товарной пар­тии, что, в свою очередь, требует разбраковки на однород­ные по качеству градации.

Организация работ по обеспечению надлежащего каче­ства сортировки входит в должностные обязанности това­роведов [3, 141].

Наряду с сортировкой для отдельных товаров приме­няют калибровку.

Калибровка — операция по разделению товаров по раз­мерам. Для этих целей применяют простейшие приспособ­ления — калибры или калибровочные машины. Калибро­ванные товары — одинакового размера — имеют более привлекательный товарный вид, лучше размещаются в таре, а в ряде случаев характеризуются одинаковым качеством, в том числе и сохраняемостью.

Наиболее часто калибруют товары, которые являются природными объектами и отличаются неравномерными размерами. Товары промышленного производства, как пра­вило, в калибровке не нуждаются, так как однозначность их размеров обеспечивается на стадии производства.

Мойка — операция по удалению поверхностного за­грязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными и микробиологическими. Они попадают на поверхность товаров из атмосферного воздуха с пылью, при контакте с загрязняющими объектами (земля, другие загрязненные товары, грязные руки и т. п.), а также вследствие развития микроорганизмов. При мойке удаля­ется от 30 до 10,0 % поверхностных загрязнителей, в ре­зультате чего улучшаются товарный вид и безопасность товаров. Наиболее часто моют свежие плоды и овощи, яйца, особенно предназначенные для предприятий общественно­го питания [6, 139].

Для некоторых товаров, качество которых снижается при сильном увлажнении, мойку заменяют сухой очисткой или протиранием тряпками, смоченными в воде или масле (например, колбасы и сыры — для удаления налета плесе­ни, непродовольственные товары, бутылки с напитками — для удаления пыли и т. п.). Протирают обувь, кожаные изделия, бытовые приборы; пятна на одежде стирают или выводят.

После мойки или взамен ее для придания привлека­тельного внешнего вида некоторым товарам применяют покрытие окрашенными или неокрашенными защитными пленками (цветные воски, парафин, термоусадочные плен­ки). Такие защитные пленки к тому же повышают сохраня­емость товаров.

Товары, покрытые смазочными материалами, протира­ют для удаления их. При этом товар приобретает свойст­венный ему внешний вид. Кроме того, удаление смазки пред­отвращает ущерб, который может быть нанесен имущест­ву потребителей при контакте со смазочными материала­ми. Реализация товаров, покрытых смазочными материа­лами, не допускается.

Фасовка — операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разре­зания или отделения товаров необходимой массы или дли­ны с последующим их измерением (взвешивание, отмери­вание). Цель фасовки — придание товару определенных количественных характеристик.

Фасованные товары упаковывают в потребительскую тару или упаковочные материалы и чаще всего маркируют путем наклеивания этикетки с указанием наименования товара и продавца, массы (или длины) фасовки, цены. Эти товары предназначены в основном для продажи методом самообслуживания.

Упаковывание — операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости.

Перед подготовкой к продаже проводят разупаковывание товаров из транспортной тары. Товары освобождают от упаковки в тех случаях, когда необходимо проверить их качество для предупреждения реализации некачественных единичных экземпляров, для фасования или придания го­товым изделиям более привлекательного внешнего вида или для выкладки единичных экземпляров в торговом зале. После разупаковывания и фасования товары могут быть вновь упакованы, если они не имеют производственной упа­ковки.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду – от загрязнения.

Основное назначение упаковки – защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружюащ9ей среды [8, 192].

Вспомогательная функция упаковки – носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/или перевязочные материалы.

Тара – основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

Упаковочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.

Перевязочные материалы – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Классификация упаковки. Классифицируют упаковку по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.

П о   м е с ту   у п а к о в ы в а н и я  различают упаковку производственную, эту технологическую операцию осуществляет производитель, и торговую – проводит продавец. Эта торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

П о   н а з н а ч е н и ю   упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную.

Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина) [7, 84].

Для жидких продовольственных и непродовольственных товаров применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т.п.) является обязательным условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя [9, 111].

К потребительской таре относятся:

коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбинированных материалов;

стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;

упаковочные материалы – бумага, фольга, пергамент и под пергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона, полимерные материалы.

Транспортную упаковку используют для перевозки товаров и оптовой и мелкооптовой продажи.

Приемку товаров в транспортной упаковке проводят двумя способами: с разупаковыванием и без разупаковывания. Разупаковывают товары, если это заранее согласовано получателем и поставщиком [6, 141].

Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах. К транспортной упаковке относятся:

грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;

контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров с относительно невысокой механической устойчивостью, в расфасованном виде или насыпью;

мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, предназначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью.

В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на следующ9ие групп и виды:

ж е с т к а я   у п а к о в к а :

металлическая – банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;

стеклянная – банки, бутылки, баллоны;

деревянная – ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки;

полимерная – ящики, бочки;

п о л у ж е с т к а я   у п а к о в к а :

картонная – коробки;

комбинированная – тетрапаки, перпаки и т.п.;

м я г к а я   у п а к о в к а:

полимерная – паки, мешки, пакеты, шпагат;

тканевая – мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т.п)

Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упакованные в нее товары от механических воздействий (удары, нажим, проколы), возникающие при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние значительно меньше, чем при бестарном хранении.

Некоторые виды тары – металлическая и стеклянная – в случае герметизации предотвращают воздействие на товары кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т.п.).

Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющие процессы окислительной порчи.

Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто (25-30%), высокую стоимость (цены закупочная и эксплуатации – ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно снижению прибыли [5, 117].

Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные вторичной переработкой древесины.

В полужесткую упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям, что обеспечивает их сохраняемость. Однако полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допустимой высоты загрузки, применение прокладок и упаковочных материалов, использование для потребительских упаковок жесткой транспортной тары).

При соблюдении этих условий полужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при минимальных затратах на нее.

Мягкая упаковка предназначена для товаров с относительно высокой механической устойчивостью или требует дополнительного применения жесткой или полужесткой потребительской тары, так как недостаточно защищает товар от внешних механических повреждений.

Товары, упакованные в мягкую тару, при механических воздействиях, превышающих их механическую устойчивость, могут деформироваться или разрушаться.

Мягкая тара отличается самой низкой надежностью по степени защиты от воздействия окружающей среды, поэтому применяется только для определенного перечня товаров [2, 113].

Многие товары, подготовленные для продажи покупа­телю, должны иметь производственную или торговую упа­ковку для обеспечения сохраняемости их количества и ка­чества. Лишь отдельные товары могут реализовываться без упаковки или по желанию потребителя взвешиваться либо отмериваться в его тару.

Указанные операции предреализационной товарной об­работки могут рассматриваться и как торговые услуги, если они являются результатом непосредственного взаимодей­ствия продавца с потребителем и осуществляются в про­цессе отпуска товаров.

Реализация товаров

Реализация товаров — деятельность по отпуску това­ров потребителям. Назначением реализации является со­здание потребительских предпочтений, обеспечивающих сбыт товаров.

От всех перечисленных ранее факторов, сохраняющих качество, реализация товаров отличается наименьшим вре­менем осуществления, поэтому оказывает самое незначи­тельное влияние на сохраняемость, особенно если товар за­ранее прошел предреализационную товарную обработку.

Довольно часто путают процесс реализации с процес­сом кратковременного хранения товаров в розничной тор­говой сети: на складе и в торговом зале [8, 191].

1.3. Сохраняемость потребительских свойств товаров в про­цессе эксплуатации

Сохраняемость потребительских свойств товаров в про­цессе эксплуатации выражается через их долговечность, показателями которой являются сроки эксплуатации. В ряде случаев для бытовой техники в эксплуатационных доку­ментах указываются максимальная продолжительность не­прерывной работы и продолжительность стадии отдыха, когда приборы находятся в нерабочем состоянии.

На долговечность существенно влияет продолжитель­ность рабочей и- нерабочей стадий. Чем больше продол­жительность рабочей стадии и испытываемые изделием нагрузки, тем меньше долговечность и безотказность то­варов.

Важное значение для обеспечения качества и количест­ва товаров на этапе потребления имеет соблюдение потре­бителем условий использования изделия по назначению, о которых он должен быть информирован.

1.4. Товарные потери

На различных этапах технологического цикла товаро­движения отмечаются разнообразные потери сырья, полу­фабрикатов, энергоносителей, готовой продукции, а затем и товаров. Эти потери могут быть измерены в натуральном и денежном выражении, в зависимости от чего подразделяют­ся на две группы — товарные и материальные.

Товарные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характе­ристик товара в натуральном выражении.

Материальные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик в денеж­ном выражении.

Эти две группы потерь взаимосвязаны, но товарные потери являются первичными, а материальные — вторич­ными, следствием товарных потерь.

Объектами товароведения являются только товарные потери, причем те, которые вызваны процессами, происхо­дящими при хранении и предреализационной обработке товаров. В товароведении не рассматриваются товарные потери, обусловленные субъективными причинами (хище­ния, неправильный учет и т. п.). Эта часть товарных по­терь, а также все материальные потери являются объек­том бухгалтерского учета и административного права.

Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы — количествен­ные и качественные.

2. Общая характеристика подготовки товаров к продаже в магазине ООО «Лотос»

2.1. Размещение товаров в торговом зале магазина ООО «Лотос»

При размещении товаров каждая группа товаров магазина ООО «Лотос» получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям хорошо ориентироваться в торговом зале. При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитывают следующие требования:

зона товарных групп, подготовленных к продаже, должна примыкать к тем помещениям, где происходит их подготовка.

для товаров, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где отсутствуют основные потоки покупателей.

крупные тяжелые товары располагают в зоне контрольно-кассового узла или ближе к выходу из торгового зала.

товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым, где они хранятся.

вложенные товары должны обеспечить свободный проход и доступ.

Дорогостоящие товары в мелкой упаковке в магазине ООО «Лотос» размещают вблизи контролера-кассира. Родственные взаимозаменяющие товары должны располагаться рядом с основными.

При размещении товаров учитывают товарные соседства, чтобы одни группы товаров не оказывали воздействия на другие. При размещении товаров в торговом зале необходимо эффективно использовать каждый квадратный метр торговой площади. Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам, что позволяет показать весь имеющийся ассортимент и каждый товар в отдельности.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется один образец поместить без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о содержании товара. Запрещается выкладывать товар загрязненный и в деформированной упаковке.

Способы выкладки товаров:

вертикальная. Предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках снизу доверху. Обеспечивает хороший показ товаров, свободный отбор их покупателями, но требует больших площадей, поэтому используется в крупных магазинах в сочетании с другими способами.

горизонтальная. Однородные товары размещают по всей длине оборудования, занимая 1 или 2 полки. Применим для размещения крупногабаритных товаров и мелких товаров в кассетах.

В магазине используются различные приемы выкладки товаров: рядами, стопками, штабелями, вывешивают на штангах и др.

В магазинах самообслуживания широко применяется выкладка товаров навалом, а скоропортящиеся товары - в холодильных камерах.

Выкладка бывает:

товарная. Используется в магазинах самообслуживания одновременно для показа и отпуска товаров.

Декоративная. Используется как рекламная в витринах, на рабочих местах через прилавок; в магазинах самообслуживания декоративная выкладка нецелесообразна.

При выкладке товаров необходимо учитывать степень спроса, цену и другие характеристики. В магазинах с универсальным ассортиментом наибольшую долю товарооборота занимают товары повседневного спроса, поэтому их выкладка должна быть удобна, выкладываться большими объемами; товары, пользующиеся редким спросом и более дорогие, выкладываются на верхних полках, дешевые - на низких и в основном навалом.

2.2. Фасовка товаров в магазине ООО «Лотос»

Традиционно в магазине ООО «Лотос», большие фасовки товаров выставляются ниже маленьких, однако с соблюдением принципа единства бренда. Поэтому, если бренд имеет короткую линейку, то упаковки ставятся просто рядом. В таком случае их располагают по росту слева направо. В любом случае, разные упаковки одного бренда должны быть в одной зоне видимости. При невозможности выставить весь имеющийся товар, необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы был заметен весь имеющийся ассортимент больших упаковок.

2.3. Упаковывание товаров в магазине ООО «Лотос»

Многослойные пленки, полученные методом выдувной экструзии, относятся к типу композиционных пластиковых материалов и используются преимущественно в упаковочной индустрии. Многослойные пленки подразделяются на три вида - двухслойные, простые трехслойные и многослойные пленки с барьерными слоями.

В современной индустрии гибкой упаковки соэкструзия занимает особое место как наиболее перспективное направление. Появление многослойных пленок было обусловлено несколькими факторами: экономическим, экологическим и фактором потребительского спроса. Используя не загрязняющие окружающую среду клеящие слои и высокотехнологичные вулканизированные клеящие компоненты, соэкструзия является ключевой технололгией, обеспечивающим развитие перерабатывающей и упаковочной отраслей.

Рассматривая упаковочную пленку, вы видите две поверхности и внутреннюю часть. Каждая из составляющих формирует различные требования. Одна поверхность обеспечивает возможность термосваривания. Другая поверхность, возможно, нуждается в пониженном трении или лучшем сопротивлении высокой температуре для обработки в упаковочной машине. Внутренняя поверхность должна обеспечивать прочность или барьерные свойства. Поскольку получение однородного полимера, отвечающего всем этим требованиям, на практике невозможно, соэкструзия является на данный момент наилучшим решением.

Снижение себестоимости пленки возможно за счет замещения дорогих полимеров, недорогими сополимерами без ущерба для производительности, уменьшения ширины отбора кромки и использования вторичного гранулята.

Переработка полимеров, которые не могут экструдироваться самостоятельно рассматривает как преимущество.

Срок службы пленки из чистого полиэтилена - не более одного-двух сезонов. Если же при производстве пленки были допущены даже незначительные нарушения технологии, то этот срок может быть еще меньше. С целью продления срока службы пленок и придания им специальных свойств в их состав вводят различные добавки:

светостабилизаторы (УФ-стабилизаторы) - для защиты парниковых пленок от разрушения, вызываемого ультрафиолетовым излучением;

антифоги - для предотвращения образования конденсата на внутренней поверхности парниковых пленок;

абсорберы инфракрасного излучения - предотвращают остывание воздуха внутри парника, усиливая тем самым парниковый эффект (позволяет поддерживать температуру в теплице на 3-5°С выше, чем при обычной пленке);

полисветановые добавки - для перевода ультрафиолета в видимую часть спектра (полисветановый эффект);

антистатики - для предотвращения образования на пленке статического электричества, притягивающего пыль к поверхности пленки и уменьшающего ее прозрачность для солнечного света;

добавки, предотвращающие потемнение пленки под действием УФ-излучения

добавки, препятствующие деятельности вредных насекомых внутри парника.

ПЭВД подвержен старению, вызываемому солнечным излучением и особенно ультрафиолетовой частью спектра. Срок службы парниковой пленки определяется временем разрыва ультрафиолетовым излучением молекулярных связей полиэтилена, вследствие чего пленка теряет эластичность, прочность, становится ломкой и разрушается. Это время сильно зависит от погодных условий и от географической широты места использования пленки, т.е. от количества солнечных дней и от интенсивности солнечного излучения

Светостабилизаторы замедляеют фото- и термохимическое старение пленки, в результате она длительное время сохраняет высокую эластичность (150%) и морозостойкость. Кроме того, светостабилизированная пленка отличается от обычной отсутствием ускоренного старения в рукавных складках.

Срок службы светостабилизированной пленки толщиной 150 мкр составляет 3-4 сезона.

Еще одним недостатком обычных полиэтиленовых пленок является образование капель конденсата на внутренней поверхности парника. Полиэтилен, как и большинство полимеров плохо смачивается водой, в результате чего водяной пар, конденсируется в виде маленьких капель на внутренней поверхности пленок и приводит к снижению прозрачности парника, так как солнечные лучи отражаются и рассеиваются маленькими каплями, снижение количества света достигает 15-25%, что в свою очередь приводит к замедлению роста растений. Одновременно маленькие капли конденсата могут действовать как линзы, вызывая ожоги листьев и растений. Кроме того, маленькие капли, собираясь в большие и падая на листья растений, вызывают различные болезни и насыщают воздух в парнике влагой, провоцируя развитие процессов гниения.

Для устранения этих недостатков в состав пленки вводят специальную гидрофильную добавку "антифог" (от англ. fog-туман). Эта добавка изменяет поверхностное натяжение пленки. В результате вместо росы на поверхности образуется тонкая водяная пленка, стекающая по стенкам теплицы и не попадающая на растения. При этом прозрачность пленки остается практически постоянной.

По причине низкой платежеспособности населения очень распространенной упаковкой для молока и других молочных продуктов остается полиэтиленовая пленка. Она значительно дешевле других видов упаковки молочной продукции. Молоко в полиэтиленовых пакетов стоит на 30-50% дешевле, чем в упаковках "Тетра-пак". Перед производителями молока стоит одна глобальная задача - сделать срок хранения его как можно более длительным и упаковать продукт в прочную упаковку.

Для упаковки молочных продуктов применяют трехслойные со-экструзионные пленки с наличием в структуре материала черного слоя. Толщина таких пленок - 70-90 мкм. Каждый из слоев имеет свое назначение и содержит специальные добавки.

Черный слой создает барьер на пути проникновения света и значительно продлевает сроки хранения молочной продукции. В зависимости от выбранной технологии этот слой может быть внутренним или прилегающим к молоку.

Белый внешний слой предназначен для яркой, полноцветной печати при использовании самых современных полиграфических технологий. В этот же слой вводится специальная добавка, которая повышает "скользкость" пленки, что важно для работы на современном упаковочном оборудовании.

Если внутренний слой черный, то слой, контактирующий с молоком - прозрачный, выполняется из чистого, химически нейтрального полиэтилена. В ряде случаев этот слой подкрашивают в серый цвет, что придает упаковки более эстетичный вид, исключая внешний контраст между белым наружным и черным барьерным слоями.

Если в упаковке из однослойной пленки пастеризованное молоко хранится 36 ч., то в упаковке из черно-белой пленки 72 ч. и даже 120 часов. Компания Самаралакто, крупнейший в самарском регионе производитель молока, входящий в состав российского холдинга "Планета Менеджмент", заявляет, что используемая на предприятии финская трехслойная пленка Финпак увеличивает срок хранения пастерилизованного молока до 10 дней, а кефира - до 20 дней.

2.4. Выкладка товаров в магазине ООО «Лотос»

Выкладка товаров имеет большое значение для торговли по системе самообслуживания. В магазине ООО «Лотос», торгующем через прилавок, важна роль продавца, который может оказывать личное воздействие на покупателя, при самообслуживании именно выкладка должна влиять на решение клиента о покупке.

Если учесть, что всего лишь около 5 процентов всех магазинных продаж падает на специальные выкладки, значение основной выкладки на полках становится очевидным. Главными идеологическими принципами основной выкладки являются:

- обзор;

- доступность;

- опрятность;

- соответствующий вид товаров "переднего ряда";

- заполненность полок;

- привлекательность упаковки;

- маркировка цены;

- определенное место на полке;

- постоянное восполнение запасов.

Обзор. Товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. На уровне глаз покупателя располагаются товары импульсивного спроса, раскупаемые в большом количестве и дающие хорошую прибыль. Место на стеллажах распределяется так, чтобы привлечь внимание посетителей магазина и обеспечить быструю раскупаемость товара и повысить эффективность каждой полки. При уменьшении прибыли обзор товара на полке становится крайне важной характеристикой, повышающей продажи с квадратного метра и валовую прибыль при снижении расходов.

Доступность. На верхней полке товары должны размещаться с учетом их доступности для покупателей. Необходимо заботиться о том, чтобы покупатель мог без затруднения снять товар оттуда. Это облегчает покупки, улучшает внутренний вид магазина, обеспечивает лучший обзор для персонала и затрудняет хищения. Полки могут располагаться довольно высоко для максимального расширения стеллажной площади и повышения продаж на 1 кв. метр, и товар на верхней полке должен выкладываться в разумных количествах.

Опрятность. Полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть или пылесосить. Непривлекательный, запачканный или с изъянами товар должен удаляться с полки и уцениваться для ускорения его продажи. Этикетки на продаваемом товаре должны быть хорошо закреплены, а банки без этикеток должны быть идентифицированы, уценены и выставлены в другом месте (где товар выкладывается "навалом"). Соответствующий вид товаров "переднего ряда". Количество товаров "переднего ряда" зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения стеллажного запаса.

Установленное для "переднего ряда" количество должно поддерживаться для контроля этого запаса и ускорения товарооборота. Хотя считается, что выгоднее всего отдавать больше места ходовым товарам, другие варианты тоже могут оказаться эффективными. Однако вариации должны применяться с осторожностью, поскольку их могут принять за манипуляции, что иногда приводит к утрате ожидаемого эффекта и даже потере лица магазина. Вариации следует применять сменой одной-двух этикеток на ходовом товаре в пользу более прибыльного товара с фирменным знаком - как правило, маркой торгового дома. Надо следить, чтобы запас не истощался. Исследования показали, что такие изменения сказываются на распродажах ассортимента продуктов.

Заполненность полок. Базовый принцип торговли по системе самообслуживания состоит в следующем - максимальные обороты можно делать только при полностью заполненных полках. Если товар основного ассортимента распродан, можно временно заполнить опустевшие полки товаром импульсивного спроса. В утешение покупателю на освободившемся месте можно оставить написанную от руки записку покупателю, например такого содержания: "Извините, наш запас плавленого сыра марки "X" в упаковках по 200 граммов временно закончился. Мы надеемся получить их со склада в достаточном количестве такого-то числа".

Привлекательность упаковки. В магазинах самообслуживания упаковка - это больше, чем пакет или коробка, предназначенная для сохранения содержащегося в ней продукта. В каком-то смысле она служит инструментом продаж. Посетители тратят на покупку в среднем 25 минут. Это значит, что выбор нескольких продуктов из тысяч выставленных на стеллажах товаров происходит в быстром темпе. Поэтому необходимо учитывать привлекательность упаковки и общее зрительное впечатление от товара. Супермаркет заинтересован в продаже фасованных товаров, привлекательность знакомой обертки которых и привычное место на полке требуют внимания к себе при пополнении полочного запаса. Также важно, чтобы упаковка затрудняла хищение содержащегося в ней продукта. К примеру, крышки не должны быть взаимозаменяемыми, чтобы воры не могли закрыть дешевой крышкой более дорогостоящую бутылку или банку.

Маркировка цен. Маркировка цен непосредственно на товаре постепенно уходит в прошлое: общепринятыми становятся сканер и универсальный код цен определителями цены. Однако там, где все еще используется маркировка, цены должны проставляться правильно, чтобы

сохранить доверие покупателя. При изменении данных на ценнике необходимо обновлять маркировку на продаваемом товаре.

Определенное место на полке. Покупатели привыкают к тому, что нужный им товар всегда на определенном месте, поэтому всякие изменения должны контролироваться в рамках отдела и производиться по

веским причинам. Местоположение продуктов должно соответствовать указателям и вывескам в проходах. Постоянное восполнение запасов. Передвижение продукта с заднего ряда на передний план при восполнении запасов на полках должно происходить по испытанному и оправдавшему себя принципу: "пришедший первым уходит первым". Ротация товара при заполненных полках сведет к минимуму скопление лежалого товара и его порчу.

Упаковка с лотком

Выкладка продуктов на лотках - популярный способ размещения продукта как на полках, так и в массовых выкладках.

Упаковка представляет собой обернутый растягивающейся тонкой пленкой лоток с продуктом (лоток является фактически "половиной коробки"). Размещение товара в предназначенном для него месте и удаление пленки осуществляются довольно просто. При этом товар надежно прикрыт.

Упаковка с лотком имеет следующие преимущества:

1. Покупатель, выбирая товар при массовой выкладке, берет обычно то, что лежит сверху, слой за слоем, сводя к минимуму нарушения внешнего вида (при общей товарной выкладке образуется глубокая "выемка").

2. Вероятность истощения запаса уменьшается, поскольку его пополнение упрощено и эффективно.

3. Требуется меньше времени для выкладки.

4. Упрощается ротация товара.

5. Становится легче содержать полки в чистоте.

6. Облегчается задача массовой выкладки товара.

Недостаток упаковок с лотком связан с тем, что при определенном числе товаров "переднего ряда" уменьшается разнообразие выставленного товарного запаса.

Выкладку можно назвать "молчаливым продавцом". Особенно большое значение имеет выкладка товаров при продаже методом самообслуживания. В торговых залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы выкладки товаров:

навалом;

штабелем;

стопками, расположенными в ряд.

Наиболее удобный прием - выкладка товаров навалом. Как показывает практика, покупатели неохотно отбирают товары, выложенные в пирамидах или стопками, и смелее берут товары, расположенные навалом. Это удобно и для продавцов, которым не надо постоянно поправлять товары, уложенные стопками или пирамидами.

При выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании применяют горизонтальный, вертикальный и комбинированный способы.

При горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию. Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных товаров.

При этом следует иметь в виду, что с одних полок товар реализуется лучше, чем с других. Те полки, которые находятся на уровне глаз покупателя - до третьей пуговицы на сорочке (высота от пола 110-160 см), считаются наиболее привлекательными. При переносе товара с самой нижней полки на третью снизу - ту, что на уровне глаз, - объем продаж увеличивается на 30-55%, при переносе со второй полки на третью - на 10-18%. Учитывая это, на нижних полках должны размещаться товары, которые покупаются не импульсивно, а осознанно, например пятилитровые бочонки пива. В непродовольственных магазинах на нижних полках также выставляются крупногабаритные товары. Так, в секции "Электротовары" на нижних полках размещают пылесосы, а на верхних - кофеварки, чайники, утюги. Но в любом случае товары, реализацию которых необходимо увеличить, выкладывают на уровне глаз покупателя.

При вертикальном способе выкладки ("ленточная" выкладка) одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Преимущество этого способа - хорошая обозримость и более четкое разграничение выложенных товаров. Недостатком такой выкладки является увеличение площади выкладки при размещении товаров. Этот способ широко применяют в магазинах самообслуживания с торговым залом большой площади.

Наиболее часто на практике применяют комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале.

При выборе места и способа выкладки исходят из характера спроса на товар. Товары основного ассортимента не нуждаются в броской выкладке. Сопутствующие товары располагают рядом с товарами основного спроса "перекрестным" способом. Совместное размещение на одной полке или в непосредственной близости от основного сопутствующих товаров способно увеличить продажи и того и другого товара на 150-180%.

Взаимозаменяемые товары (товары, которые могут заменять друг друга по своим потребительским свойствам: крупа и макаронные изделия, швейные и трикотажные изделия и др.) следует размещать рядом.

При оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей. Основное правило - выкладка должна быть насыщенной. При этом важно определить количество единиц товара для выкладки. Так, нередко мерчандайзеры совершают ошибку, выставляя на полке в "затылочек" несколько флаконов духов, одеколонов или упаковок молочных продуктов. Из мировой практики известно, что человеческий глаз может воспринять товар, если рядом с ним представлены, как минимум, 3-5 однотипных товаров, выставленных на полке по горизонтали.

Какой бы ни была ширина полки, товар должен располагаться на ней относительно свободно, иначе он теряется.

Все товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей. Ценники должны быть аккуратно оформлены, надписи на них - разборчивы и легко читаемы. Выкладка должна обеспечивать демонстрацию наилучших качеств того или иного товара, той или иной марки продукции.

Существует еще немало других принципов и нюансов эффективного размещения и выкладки товаров, соблюдение которых создает не только привлекательный имидж магазина ООО «Лотос», но и позволяет управлять объемом его продаж и прибылью.

Заключение

Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.

Размещение товаров - это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.

Для разработки рекомендаций по размещению и выкладке товаров в торговых предприятиях был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы и практики размещения товаров в торговом зале [10, 115]. Полученные рекомендации можно разделить по нескольким направлениям:

определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале;

определение площади торгового зала под секцию (комплекс);

определение способа и места выкладки товара на оборудовании;

оформление полок.

В отечественной и зарубежной практике существуют противоречивые мнения и решения по поводу размещения товаров в торговом зале. Некоторые менеджеры предлагают размещать товары наиболее частого спроса (хлеб, молоко, овощи, галантерея, парфюмерия, моющие средства и т.п.) вблизи от входа в торговый зал, объясняя это тем, что не следует заставлять покупателей, пришедших за этими товарами, проходить через весь торговый зал. Другие, наоборот, размещают эти товары в глубине торгового зала, чтобы покупатель, проходя к ним, делал так называемые импульсивные, т.е. заранее не предусмотренные, покупки. Факторами, влияющими на размещение секций в зале, являются традиции, характер и привлекательность внешнего вида товара, удобство работы для торгового персонала, рентабельность, удобство для покупателей и личные предпочтения менеджера.

Для определения мест расположения секций следует проанализировать, какие из них наиболее предпочтительны для тех или иных ассортиментных групп, какие зоны в магазине являются ценообразующими, какие - приносят наибольшую прибыль. Так, недорогие товары "работают" на то, чтобы создать у покупателя благоприятное впечатление об уровне цен магазина. Если разместить их в начале торгового зала, покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет товары уже "автоматически", обращая на цены меньше внимания. Известен принцип "чересполосицы", при котором товары с низкими ценами, приносящие магазину наибольшую прибыль, чередуются по ходу покупателей в торговом зале. Принцип "чересполосицы" используется и тогда, когда отдельные группы товаров повседневного спроса выкладывают на некотором расстоянии друг от друга. В этом случае покупатели попутно осматривают другие товары.

Список литературы

1.     Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы. – М, 1997. – 345 с.

2.     Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерче  ское товароведение. – М., 2001. – 620 с.

3.     Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. / Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. – М., 2001. – 464 с.

4.     Куприянов Е.М. Стандартизация и качество продукции. – М, 1991. – 345 с.

5.     Справочник товароведа. Продовольственные товары. В 3-х т.- М., 1998 гг.

6.     Алексеев Н.С. и др. Теоретические основы товароведения. – М, 2003. – 560 с.

7.     Войцеховская А.Л., Вольфензон И.И. Коммерческая деятельность. – М, 2003. – 456 с.

8.     Паршикова В.Н. Товароведение. – Красноярск, 1999. – 345 с.

9.     Каспаров Г.Н. Коммерческая деятельность. – М, 2006. – 230 с.

10.           Махотина Н.Г. Товароведение. – М, 1990. – 239 с.