Содержание

Задача № 1_____________________________________________________ 3

Задача № 2_____________________________________________________ 7

Задача № 3_____________________________________________________ 8

Задача № 4____________________________________________________ 12

Список источников и литературы_______________________________ 14

Задача № 1

Выберите международный договор и, указав его наименование и источник, определите: вид договора - двусторонний или многосторонний; срочный (на какой срок заключен), бессрочный или неопределенно-срочный; дату подписания; форму (формы) выражения согласия на обязательность; порядок и условия' вступления в силу; кто является депозитарием; меры обеспечения реализации (в том числе контроля); порядок (способ) прекращения.

Выпишите из этого договора норму и определите ее вид в соответствии с общепринятой классификацией норм международного права.

Ответ:

Современное международное право характеризуется большим количеством договоров и соответствующих норм, возникших в результате достигнутых соглашений. В договорном праве отдельных государств пользуются аналогичными наименованиями (англ. ratification; франц. ratification; испан. ratification; польск. ratifyikacja; болг. ратификацията и т.д.).

Ратификация состоит в том, что верховная власть утверждает договор, заключенный надлежаще уполномоченным на то лицом и с соблюдением всех надлежащих формальностей. Необходимость ратификации не связывается, как было в прошлом, с нарушением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий или с отсутствием у них соответствующих полномочий. Вместе с тем государство не обязано ратифицировать договор, заключенный его представителями. Оно вправе отказаться от ратификации без каких-либо объяснений.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Дамаск, 17 сентября 2000 г.)

Правительство Российской Федерации и Правительство Сирийской Арабской Республики, желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы, взимаемым от имени Договаривающегося Государства или его политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов или с отдельных элементов доходов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости капитала.

3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

а) в Российской Федерации:

(i) налог на прибыль предприятий и организаций; и

(ii) подоходный налог с физических лиц

(далее именуемые "российские налоги");

b) в Сирии:

(i) налог на доходы, полученные от коммерческой, промышленной и некоммерческой (свободные профессии) деятельности;

(ii) подоходный налог на заработную плату и жалованье;

(iii) подоходный налог с нерезидентов;

(iv) налог с доходов, получаемых от использования движимого имущества; и

(v) дополнительные налоги, взимаемые в настоящее время или в будущем в виде процентов от вышеупомянутых налогов или в любой другой форме или по любой другой ставке (далее именуемые "сирийские налоги").

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, взимаемым после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение либо вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах.

Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 81-ФЗ

Настоящее Соглашение вступило в силу 31 июля 2003 г.

Текст Соглашения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 сентября 2003 г. N 36 ст. 3494; в Бюллетене международных договоров, декабрь 2003 г., N 12, в Сборнике документов "Соглашения об избежании двойного налогообложения". Часть вторая. - М.: Юридит. лит., 2001

Вид договора – двусторонний между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики.

При рассмотрении данного Соглашения было отмечено, что его основной целью является создание и обеспечение условий, при которых юридические и физические лица не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода. При этом предусмотрен аналогичный принятому в международной практике режим налогообложения доходов физических лиц.

Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Сирией, а также привлечению взаимных инвестиций.

По своему характеру Соглашение отвечает интересам Российской Федерации. Его реализация не требует дополнительных расходов федерального бюджета.

Ошибки технического характера, допущенные в русском тексте указанного Соглашения, были устранены путем обмена дипломатическими нотами с сирийской стороной в соответствии с пунктом 1 «b» статьи 79 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Задача № 2

Будет ли в Совете Безопасности ООН принята резолюция по непроцедурному вопросу, если результаты голосования таковы: за -10; против - нет; воздержавшихся - 5 (США, Великобритания, Франция, Россия, Япония)?

Поясните ответ.

Ответ:

В соответствии со ст. 23 Устава Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) Совет Безопасности состоит из пятнадцати Членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея избирает десять других Членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя, в особенности, должное внимание, в первую очередь, степени участия Членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.

На основании ст. 27 Устава каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета.

Но это количество должно включать голоса всех 5 постоянных членов Совета Безопасности. (ст. 25, 48 Устава ООН). К 5 постоянным членам относятся: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США.

Следовательно, в данном случае, резолюция по процедурному вопросу будет принята.

Задача № 3

Гражданин Вьетнама, отбывающий в России наказание в виде лишения свободы, обратился к адвокату с просьбой разъяснить ему ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: может ли он обратиться в Международный суд ООН или в Комитет против пыток и на каких условиях. Он утверждает, что к нему применялись пытки. Все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны (8 месяцев назад вынесено решение по кассационной жалобе, которым он не удовлетворен).

Вы - адвокат. Разъясните.

Ответ:

В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ сказано, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

На основании ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Европейский Суд по правам человека рассматривает обращения любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Рассмотрению данным судом подлежат только жалобы, которые поданы против государства, подписавшего или ратифицировавшего Конвенцию и которые относятся к событиям, наступившим после ее ратификации.

Жалоба должна быть подана в срок не более, чем через 6 месяцев после принятия окончательного решения по делу на национальном уровне. Поэтому, как минимум, перед обращением в Европейский суд необходимо пройти первую инстанцию (районный суд) и кассационную инстанцию (вышестоящий суд) в судах общей юрисдикции или первую, апелляционную и кассационную инстанцию в системе арбитражных судов. Европейский суд может предложить заявителю обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ, если правонарушение связано с содержанием самого закона. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Первичная жалоба подается в Международный суд в форме обычного письма с кратким изложением существа спора и указанием в какие инстанции гражданин обращался на территории России и какие нормы законов и международных договоров, по его мнению, нарушены, каких результатов он ожидает от рассмотрения жалобы. К жалобе прилагается список решений, вынесенных по делу. Секретариат Комиссии высылает гражданину специальный формуляр для заполнения, как правило, на английском или французском языках.

По итогам рассмотрения жалобы решение Европейского суда является окончательным и обязательным для исполнения государством, против которого подана жалоба. Решение может быть пересмотрено самим судом в течение шести месяцев по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конвенция предусматривает создание международного комитета (Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания), который имеет право посещать все места, где содержатся лица, лишенные свободы государственной властью. Комитет, состоящий из независимых экспертов, может принимать рекомендации и предлагать, в случае необходимости, меры по усилению защиты посещаемых лиц от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Этот профилактический механизм несудебного характера - важное дополнение уже существующей системы защиты в рамках Европейской конвенции о защите прав человека (ETS N 5).

Наиболее эффективным с этой точки зрения является Европейский суд по правам человека. В функции Суда входит рассмотрение жалоб о нарушении прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Жалобы могут быть поданы государством, физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Кто может обращаться в международно-правовые органы? Тот, чьи права были нарушены, то есть жертва нарушения прав человека. Понятие жертвы подразумевает, что в Европейский Суд или в Комитеты ООН может обращаться только то лицо, в отношении которого были нарушены права человека и основные свободы. Жертва может быть прямой, косвенной и потенциальной. Заявитель является прямой жертвой, если нарушено непосредственно его право. Косвенная жертва - это родственник или близкий человек прямой жертвы. Фигура потенциальной жертвы появляется в рассмотрении тогда, когда какой-либо законодательный акт государства может потенциально нарушить права человека.

Российская Федерация является членом Совета Европы: подписала, ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Международный Пакт о гражданских и политических правах был ратифицирован СССР 16-го октября 1973, Конвенция против пыток ООН - 3-го марта 1987, Первый Факультативный Протокол к Международному Пакту о гражданских и политических правах - 1-го октября 1991. Ратификация Факультативного протокола вступила в силу 1 января 1992. Так же 1-го октября 1991 СССР снял свое возражение к юрисдикции Комитета против пыток. Российская Федерация, как правопреемник СССР, взяла на себя его обязательства, и признает юрисдикцию Комитета по правам человека ООН и Комитета против пыток ООН по рассмотрению индивидуальных жалоб. Соответственно, нарушения прав человека, которые происходят на территории РФ можно обжаловать как в Европейский Суд по правам человека, так и в Комитет по правам человека ООН и в Комитет против пыток ООН.

Следовательно, гражданин Вьетнама имеет право обратиться в данный суд с иском.

Задача № 4

Можно ли предъявить консульскому должностному лицу гражданский иск о возмещении вреда, причиненного несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством?

Ответ:

Формулировка общей коллизионной нормы о выборе права, применимого к деликтному обязательству, осложненному иностранным элементом, содержащаяся в п. 1 ст. 1219 ГК РФ, соответствует широко известному и давно применяемому коллизионному началу lex loci delicti commissi, т.е. отсылка к праву места совершения деликта.

К обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны, применяется право этой страны. В случае, если стороны такого обязательства не являются гражданами одной и той же страны, но имеют место жительства в одной и той же стране, применяется право этой страны.

После совершения действия или наступления иного обстоятельства, повлекших причинение вреда, стороны могут договориться о применении к обязательству, возникшему вследствие причинения вреда, права страны суда.

На основании права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются, в частности:

1) способность лица нести ответственность за причиненный вред;

2) возложение ответственности за вред на лицо, не являющееся причинителем вреда;

3) основания ответственности;

4) основания ограничения ответственности и освобождения от нее;

5) способы возмещения вреда;

6) объем и размер возмещения вреда.

В статье 43 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) сказано, что консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.

Однако положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении гражданского иска:

а) вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; либо

b) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом.

Работники консульского учреждения должны соблюдать любые требования, предусматриваемые законами и правилами государства пребывания в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета.

Следовательно, в данном случае консульскому должностному лицу можно предъявить гражданский иск о возмещении вреда, причиненного несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством.

Список источников и литературы

1.    Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)

2.     Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

3.     Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова. М., 1982.

4.     Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Дамаск, 17 сентября 2000 г.)

5.     Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

6.     Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 1998.

7.     Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.

8.     Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: 2001.