Организация валютного контроля за экспортными операциями

По данным на начало 2005 г. валютный контроль при экспорте, осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов.

Федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173 от 10 декабря 2003 г, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты ЦБ РФ и государственный таможенный комитет РФ (далее – ГТК РФ), Инструкция от 15 июня 2004 г. № 117-И «О Порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», а также международные договоры Российской Федерации.

К валютным операциям за экспортными операциями отнесены операции резидентов и нерезидентов с валютными ценностями, валютой РФ или внутренними ценными бумагами. Валютные операции можно классифицировать по следующим признакам: по объектам, которые используются в проведении валютных операций; по субъектам, которые проводят эти операции.

К валютным операциям за экспортными операциями не относятся: прекращение зачетом встречных денежных требований, которые выражены в иностранной валюте или в рублях; уступка права требования платежа в иностранной валюте.

В то же время прекращение обязательства передачей отступного может стать валютной операцией, если: в качестве отступного передаются валютные ценности; сторонами являются резидент и нерезидент.

Перечень валютных операций клиентов уполномоченных банков с указанием кодов видов валютных операций приведен в Приложении № 2 к Инструкции ЦБ РФ от 15.06.04 № 117-И.

Валютные операции между резидентами запрещены (ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ). Исключениями из этого правила являются следующие расчеты: с магазинами беспошлинной торговли; при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Но только в случае, когда комиссионер (агент, поверенный) оказывает услуги, связанные с заключением и исполнением договоров с нерезидентом: о передаче товаров; о выполнении работ; об оказании услуг; о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности; по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера); по операциям с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях. Указанные операции должны осуществляться через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ; по операциям юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях и осуществления расчетов в валюте РФ; по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в иностранной валюте в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет.

Без каких-либо ограничений резиденты могут осуществлять с уполномоченными банками те валютные операции, которые отнесены к банковским операциям. Перечень банковских операций установлен в статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Например, резидент может: получить и возвратить кредит или заем в иностранной валюте, уплатить сумму процентов и штрафных санкций по кредитному договору; внести иностранную валюту на банковский счет или получить ее со счета; уплатить банку комиссионное вознаграждение в иностранной валюте; приобрести у уполномоченного банка вексель, выписанный этим или другим уполномоченным банком, а затем предъявить этот вексель к платежу, получить по нему платеж и взыскать штрафные санкции; продать уполномоченному банку вексель.

Что касается резидентов - физических лиц, то они могут свободно приобрести или продать уполномоченному банку наличную или безналичную иностранную валюту. Уполномоченные банки могут совершать между собой валютные операции по импортным сделкам, которые имени и за свой счет, в порядке, установленном ЦБ РФ. Таким образом, впервые на законодательном уровне закреплен четкий перечень случаев, когда допускаются расчеты в иностранной валюте между резидентами.

Нерезиденты могут безо всяких ограничений переводить между собой иностранную валюту (п. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ). Причем переводы можно делать: со счетов, которые открыты в зарубежных банках, на счета уполномоченных банков; со счетов, открытых в уполномоченных банках, на счета зарубежных банков.

Кроме того, они могут осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ. Российская валюта может быть переведена от нерезидента к нерезиденту без ограничений только в одном направлении - со счетов, которые открыты в зарубежных банках, на счета уполномоченных банков.

Новым Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено общее правило, согласно которому все валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.

Исключение составляют операции движения капитала (ст. 7, 8 Закона № 173-ФЗ). Раньше для осуществления операций, связанных с движением капитала, необходимо было получить индивидуальное разрешение. Порядок выдачи таких разрешений был установлен ЦБР. Для предоставления иностранному покупателю отсрочки платежа по экспортному контракту на срок более 90 дней организация обращалась за разрешением в Минфин РФ.

Начиная с 18 июня 2004 года, никаких индивидуальных разрешений на проведение операций движения капитала больше не потребуется. Вместо этого предусмотрены два вида валютных ограничений - резервирование и режим специального счета.

Все валютные операции движения капитала разделены на две группы. Первая группа операций регулируется Правительством РФ, а другая - Центральным банком РФ (таблица 2.1). Это значит, что ограничения на проведение валютных операций движения капитала первой группы могут быть установлены только Правительством РФ, а ограничения на проведение валютных операций движения капитала другой группы -только Центральным банком РФ.

Таблица 1 – Валютные операции движения капитала

Регулируемые Правительством РФ

Регулируемые ЦБ РФ

Предоставление резидентами отсрочек и коммерческого кредита нерезидентам

Получение и предоставление кредитов и займов

Приобретение резидентами у нерезидента долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц, а также внесение вклада в простое товарищество с нерезидентом

Операции с внешними и внутренними ценными бумагами

Валютные операции кредитных организаций (за исключением банковских операций)

Источник: Емелин А.В. О порядке совершения валютных операций в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" //Деньги и кредит. – 2005. – № 1. – С. 21-26

 

Органы валютного регулирования не вправе выходить за пределы максимальных пределов ограничений, указанных в тексте Закона № 173-ФЗ, и устанавливать более жесткие условия для участников внешнеэкономической деятельности. Более того, ограничения, установленные Правительством РФ и ЦБ РФ, действительны только до 1 января 2007 года.

В то же время, если ограничение по какой-либо валютной операции движения капитала фактически не установлено органом валютного регулирования, можно считать, что никаких ограничений на проведение этой операции нет.

Особенности учет, бартерных операций

Порядок отражения в учете товарообменных (бартерных) операций определен Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.1992 N 16-05/4 "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе".

Основные записи на счетах бухгалтерского учета по товарообмену следующие.

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐

│       Содержание хозяйственной операции      │ Дебет  │ Кредит │

├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤

│Оприходованы товары, полученные               │        │        │

│от контрагента:                               │        │        │

│а) на покупную стоимость                      │   41   │   60   │

│б) на сумму торговой надбавки                 │   41   │   42   │

├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤

│Отгружены (отпущены) товары контрагенту       │   62   │   46   │

├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤

│Списаны реализованные товары                  │   46   │   41   │

├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤

│Начислены акцизы и НДС на реализованные товары│   46   │   68   │

├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤

│Списан по назначению результат                │        │        │

│от реализации товаров:                        │        │        │

│а) доход                                      │   46   │   80   │

│б) убыток                                     │   80   │   46   │

├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤

│Уменьшена задолженность контрагенту за        │   60   │   62   │

│полученные от него товары на стоимость        │        │        │

│отгруженных ему товаров                       │        │        │

└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘

Для отражения в учете товарообменных операций необходимо правильно определить:

- выручку от реализации товара по договору мены;

- стоимость полученного по договору имущества;

- величину оплаты по договору мены.

Определение выручки от реализации

Выручка от реализации товара по договору мены определяется в соответствии с пунктом 6.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н.

Согласно бухгалтерскому стандарту, выручка от реализации товаров по договору мены отражается в учете исходя из стоимости вновь полученных товаров. При этом стоимость полученных товаров определяется по ценам, по которым организация обычно приобретает такие или аналогичные товары.

Выручка от реализации имущества по договору мены в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- отражена выручка от реализации имущества, определенная исходя из стоимости ценностей, полученных в обмен.

Определение стоимости имущества, полученного по договору мены

В соответствии с пунктом 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация продает аналогичные товары (ценности).

В том же порядке определяется и стоимость основных средств, полученных по договору мены. Основание - пункт 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Стоимостью полученных по договору мены нематериальных активов признается также стоимость переданных взамен ценностей. Об этом говорится в пункте 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н.

Если предприятие не может определить себестоимость ценностей, полученных по договору мены, исходя из стоимости переданного имущества, то стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01,ПБУ 6/01, ПБУ 14/2000) допускают ее исчисление исходя из стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные ценности.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный по имуществу, полученному в рамках договора мены, исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет его оплаты. Это требование содержится в пункте 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Получение имущества по договору мены отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 08 (10, 41) Кредит 60

- отражены расходы на приобретение имущества по договору мены;

Дебет 19 Кредит 60

- учтен НДС по оприходованным ценностям, исчисленный исходя из балансовой стоимости переданного имущества.

А вот к вычету из бюджета можно предъявить НДС в размере, не превышающем суммы, рассчитанной исходя из той налоговой базы, которая применялась при исчислении НДС с реализации переданного имущества.

Напомним, что основанием для предъявления к вычету из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщику, служит счет-фактура. Это определено в статье 169 НК РФ. Поэтому НДС по приобретенным ценностям может быть предъявлен к вычету в размере, не превышающем суммы НДС, указанной поставщиком в счете-фактуре.

Сумма же превышения списывается за счет собственных средств организации проводкой:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 19

- списан НДС по имуществу, полученному по договору мены (в части, превышающей сумму НДС по реализованному имуществу).

Отметим, что расходы, покрываемые за счет собственных средств организации, списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Но поскольку налогооблагаемую прибыль они не уменьшают, то на эту сумму следует скорректировать прибыль для целей налогообложения.

Определение величины оплаты по договору мены

Величина оплаты по договору мены (задолженность перед контрагентом, отражаемая по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") определяется исходя из рыночной стоимости переданных ценностей. Такой порядок установлен пунктом 6.3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

После совершения бартерной сделки бухгалтер делает такую проводку:

Дебет 60 Кредит 62

- зачтены задолженности по продажной стоимости обмениваемой продукции.

Если выручка от реализации товаров превышает стоимость полученного имущества, то дебиторская задолженность партнера оказывается выше кредиторской задолженности организации. Поэтому после зачета задолженностей на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" образуется дебетовое сальдо, а в учете делается проводка:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 62

- списана разница между стоимостью отгруженной продукции и стоимостью полученного имущества.

Если же выручка от реализации товаров меньше стоимости полученного имущества, то дебиторская задолженность партнера меньше кредиторской задолженности организации. Поэтому после зачета задолженностей на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" образуется кредитовый остаток, и бухгалтер сделает в учете обратную проводку:

Дебет 62 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"

-         списана разница между стоимостью полученного имущества и стоимостью отгруженной продукции.

Определение таможенной стоимости товара

Базой для исчисления таможенной пошлины, акцизов (по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки акциза) и сборов является стоимость товаров, установленная на таможне. Порядок ее определения закреплен в Законе РФ от 23 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Этот Закон предусматривает следующие методы:

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

- по цене сделки с идентичными товарами;

- по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости;

- сложения стоимости;

- резервный.

Обычно таможенную стоимость определяют по цене сделки с ввозимым товаром. Этот метод является основным. В соответствии с ним таможенная стоимость товара - это цена сделки, указанная в контракте. Кроме того, эту цену нужно увеличить на:

- расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ;

- расходы по выплате комиссионных и брокерских вознаграждений (за исключением комиссионных по закупке товара), а также по оплате многооборотной тары (если она рассматривается как единое целое с оцениваемыми товарами) и упаковки;

- часть стоимости товаров и услуг, которые покупатель прямо или косвенно передал продавцу (бесплатно или по сниженной цене) для того, чтобы тот использовал их в производстве оцениваемых товаров;

- лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно произвести в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

- величину прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.

Но имейте в виду: таможенная стоимость увеличивается на вышеприведенные расходы только в том случае, если они не входят в нее.

ООО "Север" закупило за границей партию товара за 5000 евро. Кроме того, предприятие самостоятельно оплатило:

- транспортировку товара до аэропорта - 650 евро;

- погрузку - 450 евро;

- выгрузку в пункте таможенного контроля - 370 евро.

Товар был застрахован, и страховая премия составила 500 евро.

Таким образом, таможенная стоимость, которая определяется методом по цене сделки с ввозимым товаром, составила:

5000 евро + 650 евро + 450 евро + 370 евро + 500 евро = 6970 евро.

Ее указывают в грузовой таможенной декларации.

Но если основной метод использовать нельзя, тогда таможенную стоимость нужно определять последовательно по одному из способов, которые мы указали.

Итак, за основным идет метод по цене сделки с идентичными товарами. В этом случае таможенная стоимость определяется по таким же товарам, то есть тем, которые имеют точно такие же характеристики, качество, репутацию на рынке. Кроме того, они должны быть изготовлены в одной стране и той же фирмой.

Если невозможно использовать этот способ, смело применяйте метод оценки по цене сделки с однородными товарами. В этом случае продукция двух разных фирм должна иметь только сходные характеристики и состоять из похожих компонентов. Другими словами, такие товары можно считать взаимозаменяемыми. Самое главное здесь - это не забыть про страну-изготовителя, потому что она должна обязательно совпадать. В противном случае товары перестают быть однородными.

Затем рассмотрим метод оценки на основе вычитания стоимости. Если вы используете его, тогда таможенная стоимость единицы товара будет равна той цене, по которой в течение прошедших 90 дней самая большая партия точно таких же или однородных товаров была ввезена в Россию. При этом из стоимости единицы товара вычитаются:

- расходы на выплату комиссионных вознаграждений;

- надбавки и общие расходы, которые связаны с продажей на территории РФ ввозимых товаров того же класса и вида;

- суммы ввозных таможенных платежей;

- расходы, понесенные на территории РФ на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

Вместо этого способа можно применить метод оценки на основе сложения стоимости. Тогда нужно сложить:

- стоимость материалов и сумму издержек, которые понес изготовитель, производя оцениваемый товар;

- общие затраты, которые обычно несет предприятие - поставщик товаров того же вида (в том числе расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ);

- сумму прибыли, которую обычно получает предприятие-производитель или продавец, поставляя такие товары в нашу страну.

А если таможенную стоимость товара нельзя определить одним из перечисленных методов, то ее рассчитывают с учетом мировой практики. Этот способ - резервный. Заключается он в том, что таможенный орган предоставляет декларанту всю имеющуюся у него информацию о ценах на мировом рынке товаров.