Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1.Сущность финансового планирования коммерческой организации............. 5

1.1.Основные виды и методы финансового планирования............................... 5

1.2.Стадии финансового планирования............................................................. 8

2.Анализ состояния финансового планирования предприятия ЗАО «Глобус LTD»............................................................................................................................ 23

2.1.Анализ эффективности используемых методов финансового планирования на примере ЗАО «Глобус LTD»............................................................................ 23

2.2. Проблемы финансового планирования в компании................................. 30

2.3.Пути совершенствования финансового планирования в компании.......... 35

Заключение........................................................................................................ 41

Литература........................................................................................................ 43

Введение

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Финансовый план компании (в современном формате его понимания) – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников)

Выделение финансового планирования как особого вида планирования , обусловлено:

- относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;

- активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;

- необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

Необходимость решения этих задач обусловливает относительно сложную схему финансового планирования, в которую кроме вышеизложенной общей схемы может быть включен ряд функционально-ориентированных планов. В частности:

- план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технические и финансовые планы;

- финансовые планы производственного отделения, дочерних компаний, холдинга, ФПГ.

При планировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левериджем. Финансовый рычаг – это повышение эффективности компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита.

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.

1.Сущность финансового планирования коммерческой организации

1.1.Основные виды и методы финансового планирования

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов организаций и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути движения вперед, предвидеть вероятные трудности на пути к стабильному процветанию, предупреждать негативные последствия реализации избранных путей развития. Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.

Следующей особенностью финансового планирования как субъективного процесса разработки и выполнения плановых заданий это базирование на объективных условиях, учете действия экономических законов и закономерностей. Они оказывают влияние на установление основных направлений движения финансовых ресурсов, содержание финансовых планов, а также организацию данного процесса. В то же время от научного уровня финансового планирования, должной его организации, применения прогрессивных видов и методов планирования во многом будет зависеть рациональное использование всех ресурсов, действенность экономических рычагов, стимулов и благополучие коммерческой организации в целом [2, 34].

Особенность финансового планирования также в том, что в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф выделяет четыре основных вида планирования: реактивное (нацелено только на прошлое); инактивное (приспосабливается только к настоящему); преактивное (предпринимательский тип: предпочитает смотреть только в будущее); интерактивное (ориентировано на взаимодействие всех лучших идей планирования).

Рассмотрим каждый из видов планирования (см. табл. 1.1) [12, 43].

Таблица 1.1

Общая характеристика видов планирования

Вид                                                                          планирования

Цели планирования

Содержание

Реактивное

Нет четких целей. Поиск начинается, когда проблема уже видна

Подход основан на экстраполяции прошлых тенденций

Инактивное

Разрабатывается большое количество вариантов возможных путей развития

Подход основан на достигнутых целях. Слабо используются открывающиеся возможности

Преактивное

Разрабатывается много различных альтернатив, но, как правило, цели не задаются

Упреждение будущего. Энергичный поиск новых идей

Интерактивное

Цели конкретные, ориентированные на рост. Разрабатывается множество различных альтернатив

Основано на таких основополагающих принципах, как участие, непрерывность, координация и интеграция. Используется большое количество информации, требуется предпринимательская интуиция

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных н стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют также нормативы хозяйствующего субъекта — это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие как стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем, большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Оно обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов предприятия. Цель данного вида планирования в обеспечении производственного процесса финансовыми ресурсами, соответствующего объема и структуры. Особенности финансового планирования в коммерческих организациях заключаются в том, что оно: содержит ориентиры, в соответствии с которыми коммерческая организация будет действовать; позволяет сделать выбор наиболее эффективных путей развития из возможных альтернатив; дает возможность определить в перспективе экономическую эффективность деятельности организации; способствует постановке конкретных целей, которые служат способом мотивации работы менеджеров и позволяют установить критерий оценки их деятельности.

1.2.Стадии финансового планирования

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом — анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

К основным финансовым показателям относятся: собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская и дебиторская задолженность, прибыль.

Ниже на рис. 1.1 приведен укрупненный процесс планирования на предприятии [2, 40].

 

Рис.1.1 Система финансового планирования на предприятии

Для решения этих задач могут применяться различные методы планирования: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Однако не стоит думать, что планирование – это панацея от всех бед. С введением на предприятии планирования результаты не появятся на следующий день. Необходимо, чтобы планирование носило долговременный характер. По исследованиям западных экспертов, лишь  6% от общего числа предприятий ведущих постоянное планирование добиваются успеха. В основной массе планирование создает стабильность в развитии предприятия, поддерживает его потенциал на высоком уровне, оказывает помощь для эффективного развития [4, 63].

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Прогноз объемов реализации (план сбыта) - своего рода отправная точка при подготовке финансового планирования, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части планирования. План сбыта обычно показывает количество единиц каждого изделия, которые компания предполагает продавать. Эта цифра умножается на предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта. План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией [10, 34].

Стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, может быть определен по следующим формулам:

СРтб =                                               (1.1.)

СРтб =                                                 (1.2.)

где СРтб —стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде;

Ипост — сумма постоянных операционных издержек (неизменная в рассматриваемом периоде);

Учд—уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции, %;

Уи пер— уровень переменных операционных издержек к объему реализации продукции, %;

Умп — уровень маржинальной операционной прибыли к объему реализации продукции, %.

Натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, может быть определен по следующим формулам:

НРтб=                                                     (1.3.)

НРтб =                                         (1.4.)

НРтб =                                                 (1.5.)

где НРтб— натуральный объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде;

Цеп —цена единицы реализуемой продукции;  

Графически "точка безубыточности" (или "порог рентабельности") операционной деятельности предприятия в коротком периоде, в течение которого не меняются уровень цен на продукцию, уровень переменных издержек и сумма постоянных издержек, представлена на рис. 1.2.  

 

                       Ртб

Рис. 1.2. График формирования точки безубыточности операционной деятельности предприятия

Из приведенного графика видно, что для достижения "точки безубыточности" своей операционной деятельности (ТБ) предприятие должно обеспечить такой объем реализации продукции (Ртб), при котором сумма чистого операционного дохода (валового операционного дохода за вычетом суммы налоговых платежей из него) сравняется с суммой издержек — как постоянных, так и переменных. Это условие может быть выражено следующими равенствами:

                       ВДо = Ио + НДС

ТБ:

                       ЧДо=Ио,

где ТБ—точка безубыточности операционной деятельности;

ВДо — сумма валового операционного дохода;

ЧДо —сумма чистого операционного дохода:

И0—совокупная сумма операционных издержек;

НДС — сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции.

Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде. Операционная деятельность в длительном периоде по сравнению с коротким периодом претерпевает следующие основные изменения:

а) с ростом объема реализации продукции периодически возрастают постоянные операционные издержки. Это связано с увеличением парка используемых машин и оборудования (что приводит к росту амортизационных отчислений), повышением численности работников аппарата управления (что приводит к росту расходов на его содержание) и т.п.;

б) с насыщением рынка в результате роста объема реализации продукции предприятие вынуждено снижать уровень цен, что приводит к соответствующему уменьшению темпов роста чистого операционного дохода;

в) за счет более экономного использования сырья и материалов, роста производительности труда операционного персонала, укрупнения партий закупаемого сырья и отгружаемой продукции постепенно снижается уровень переменных операционных издержек на единицу продукции.

Все эти изменения в силу взаимосвязи рассмотренных факторов с операционной прибылью существенно, влияют на формирование ее суммы. Это можно проследить по данным графика, представленного на рис. 1.2.

Из приведенного графика видно, что в силу трансформирующихся условий операционной деятельности точка безубыточности постоянно меняет свое значение, т.е. требует гораздо большего объема реализации в сравнении с предыдущим периодом (Ртб1 < РТБ2 < РТБ3)- Соответственно меняется и сумма валовой операционной прибыли, получаемой предприятием в силу меняющихся условий операционной деятельности на каждом этапе. Если на первых двух этапах это изменение суммы валовой операционной прибыли вызывалось в основном ростом суммы постоянных операционных затрат, то на третьем этапе основное влияние на изменение суммы этой прибыли оказывало снижение уровня чистого операционного дохода.

Каждый этап изменения условий операционной деятельности предприятия в длительном периоде представляет собой начало этой деятельности в коротком периоде, окончание которого характеризуется новым изменением условий. Иными словами, длительный период операционной деятельности предприятия может быть разложен на ряд коротких ее периодов (с неизменными условиями), что позволяет использовать при расчетах алгоритмы, характерные для короткого периода. В связи с этим, последующие задачи формирования валовой и других видов операционной прибыли с использованием системы "СVР" будут рассмотрены в рамках короткого периода операционной деятельности предприятия.

Задача планирования доходов и расходов - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать [1, 28].

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.

На предприятии необходимо проводить планирование использование  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование прямых затрат на материалы. Должна быть составлена смета прямых затрат на материал, чтобы определить, как много материала потребуется и сколько должно быть приобретено, исходя из потребностей производства. Количество материала, подлежащего закупке, зависит от предполагаемого его расхода и имеющихся запасов.

Смета прямых затрат на оплату труда. В производственном плане существуют предпосылки для подготовки сметы затрат на оплату труда. Для подсчета требуемых прямых затрат труда следует умножить ожидаемый объем производства за каждый период на число часов работы, необходимых для производства одной единицы изделия. Затем результат умножается на стоимость прямых затрат труда за час, чтобы получить бюджетные затраты на оплату труда.

Смета общезаводских накладных расходов. Это перечень всех общезаводских расходов, помимо прямых трат на материалы и оплату труда, таких как амортизация, налог на имущество и заводская арендная плата. Важно помнить, что амортизация не требует затрат денежных средств и, следовательно, должна вычитаться из сметы общезаводских накладных расходов, когда определяются денежные выплаты по смете общезаводских накладных расходов.

Смета торговых и административных расходов. Содержит перечень общефирменных расходов, понесенных в процессе реализации продукции и организации бизнеса. Для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках (продажа минус переменные затраты минус постоянные затраты) нужно рассчитать переменные торговые и административные расходы, приходящиеся на единицу продукции.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Очень популярным подходом при планировании является принцип "желаемого дохода". Он начинается с того, что предприниматель определяет, какой доход он хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.

План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках: доходов от реализации; прочих доходов; издержек производства и реализации продукции; прочих издержек: ожидаемых налоговых выплат, выплат процентов по долгам.

План доходов и расходов также составляется в первый год помесячно, во второй - поквартально, в третий - в целом.

Оборотный капитал – это выраженные  в рублях текущие активы организации, включающие денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторскую задолженность. Реализация, маркетинг, финансовые решения, установление цен и заработная плата – это кратчайший перечень видов деятельности, которые влияют не только на величину оборотного капитала, но и на скорость превращения отдельных активов в деньги. Что касается внешних факторов – это, прежде  всего, конъюнктура рынка.

Как было отмечено, основной задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение и поддержание ликвидности предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия осуществлять денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные договорами. Предприятие, являющееся ликвидным, в состоянии осуществлять текущую деятельность, т.е. у него имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т.д. И наоборот, предприятие, не являющееся ликвидным, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций. В некоторых случаях неликвидность может быть временной.

Для оценки ликвидности баланса средства предприятия (актив баланса) и источники имущества предприятия (пассив баланса) подразделяются на четыре группы. Причем, при группировки статей актива баланса средства распределяются по степени убывания ликвидности:

Таблица 1.2

Ликвидность баланса

АКТИВ БАЛАНСА

ПАССИВ БАЛАНСА

А1 – наиболее срочные ликвидные активы

денежные средства (стр.260) + краткосрочные финансовые вложения (стр. 250)

П1  - наиболее срочные пассивы

кредиторская задолженность (стр. 620)+ стр. 630

А2 – быстро реализуемые активы

дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 мес. (стр. 240)

П2 – Краткосрочные пассивы

краткосрочные кредиты и займы (стр. 610)

А3 – медленно реализуемые активы

дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 мес. (стр. 230) + запасы (стр. 210) + долгосрочные финансовые вложения (стр. 140)+НДС (стр.220)

П3 – долгосрочные обязательства

долгосрочные пассивы (стр. 590)

А4 – трудно реализуемые активы

внеоборотные активы (стр.190)  - долгосрочные финансовые вложения (стр. 140)

П4 – постоянные пассивы

Собственный капитал (стр. 490)+ стр. 640+стр. 650- стр.216

Теперь рассмотрим в табл. 1.3 ряд основных коэффициентов, характеризующих ликвидность.

Таблица 1.3

Коэффициенты ликвидности

№ п.п.

Наименование показателя

Способ расчета

Нормальное ограничение

1

Общий показатель ликвидности

L1=(A1+ 0,5А2+0,3А3) / (П1 +0,5П2 + 0,3П3)

L1 >=1

2

Коэффициент абсолютной ликвидности

L2 = A1/ (П1+П2)

L2 > 0,2...0,7

3

Коэффициент критической оценки (быстрой ликвидности)

L3 = (А1+А2) / (П1+П2)

Допустимая 0,7...0,8;

Желательная L3>=1,5

4

Коэффициент текущей ликвидности

L4 = (А1+А2+А3/(П1+П2)

Необходимое значение 1;

Оптимальное - не менее 0,2

5

Коэффициент восстановления платежеспособности

L5 = (L4ф + 6/t*(L4ф-L4н))/2

не менее 0,1

Для получения детальной и всесторонней картины, отражающей степень ликвидности предприятия, необходим анализ  бюджета его денежных средств.

Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка (избытка) денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования.

Для определения потоков денежных средств используются прямой и косвенный методы.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.

 Этот метод: позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств;  дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам; устанавливает взаимосвязь между  реализацией и выручкой за отчетный период.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах.

Метод позволяет: показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия; устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основной,  инвестиционной и финансовой.

Основная деятельность порождает поступление использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций.

Поскольку основная деятельность компании - главный источник прибыли, она должна быть и основным источником денежных средств.

Схема поступления и выбытия  денежных средств от основной деятельности показана на рис 1.3.

 

Рис. 1.3 Поступление и выбытие денежных средств от основной деятельности

Инвестиционная деятельность включает в себя поступление и использование денежных средств, связанных с приобретением, продажей долгосрочных активов и доходами от инвестиций.

Поскольку при благополучном ведении дел компания стремится к расширению основной деятельности, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.

Схема поступления и выбытия средств от инвестиционной деятельности показана на рис. 1.4.

 

Рис.1.4 Поступление и выбытие средств от инвестиционной деятельности

Финансовая деятельность включает поступление денежных средств  в результате получения кредитов или эмиссий акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам и выплатой дивидендов.

Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства в распоряжении компании для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.

Схема поступления и выбытия средств от финансовой деятельности показана на рис. 1.5.

Краткосрочные кредиты и займы

 

Возврат краткосрочных кредитов

 

Долгосрочные кредиты и займы

 

Возврат долгосрочных кредитов

 

Поступления от эмиссий и акций

 

Выплата дивидендов

 

Погашение векселей

 

Целевое финансирование

 
 

Рис. 1.5 Поступление и выбытие денежных средств от финансовой деятельности

Концепция денежного кругооборота также важна для целей краткосрочного  финансового планирования. Рассмотрим  ее основные элементы.

Период обращения товарно-материальных запасов – средняя продолжительность времени, необходимая для их реализации.

 (1.6)

Период обращения дебиторской задолженности – среднее количество дней, необходимое для превращения дебиторской задолженности в денежные средства.

 = ,                (1.7)

Период обращения кредиторской задолженности – средний промежуток времени между покупкой товаров и начислениями по оплате труда и соответствующими платежами (формула аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что в числителе значение кредиторской задолженности).

Период обращения денежных средств объединяет три рассмотренных ранее периода, и, следовательно, равен промежутку времени между расходами предприятия на закупку товаров и получением выручки от реализации товаров.

Данный период может быть выражен формулой:

период обращения + период обращения + период обращения =   период , (1.8.)

запасов                      дебиторской               кредиторской             обращения

                                задолженности        задолженности          денежных средств

Еще одна концепция, которую целесообразно рассмотреть в качестве отправной точки для осуществления краткосрочного финансового планирования – моделирование достижения роста. Проблема в том, чтобы определить, какой уровень роста продаж согласуется с реальным положением компании и финансового рынка. В этом отношении моделирование роста является могучим средством планирования и широко применяется в западной практике. Моделирование уровня достижимого роста (SGR) – это максимально достижимый рост объема продаж  в процентах за определенный период, основанный на запланированных коэффициентах  издержек хозяйственной деятельности, коэффициенте  задолженности и сумме дивидендов к выплате.

Финансовое состояние предприятий определяется системой показателей, которые могут рассчитываться как при планировании, так и на основе отчетных данных [12, 102].

Финансовый план отражает конечные итоги плановых расчетов по всему кругу показателей, характеризующих поступление различных денежных ресурсов и направление их использования, что является содержанием финансового планирования.

Формы и методы финансового планирования определяются многообразием целей и условий финансовых расчетов (финансовый, раздел бизнес-плана, виды деятельности предприятия, степень сбалансированности ресурсов и др.).

2.Анализ состояния финансового планирования предприятия ЗАО «Глобус LTD»

2.1.Анализ эффективности используемых методов финансового планирования на примере ЗАО «Глобус LTD»

1 блок. Анализ структуры активов и пассивов предприятия и его ликвидности

Рассчитаем потребность  в активах для ЗАО «ГЛОБУС LTD» по таблице 2.1, на которой показаны изменения активов  в период с на 1.01.02  по на 1.01.05.

Таблица 2.1

Динамика активов в период с 1.01.02 по 1.01.05

Активы

на 1.01.02

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ (190)

786

1783

2171

2263

В том числе  

Нематериальные активы (110)

0

0

0

0

Основные средства (120)

781

1778

1652

1667

Незавершенное строительство (130)

0

0

514

591

Прочие внеоборотные активы (150)

5

5

5

5

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ (290)

1205

2833

4342

8518

В том числе

Запасы (210)

370

573

661

3251

Краткосрочные финансовые вложения (250)

0

0

0

0

Дебиторская задолженность  (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

0

407

0

0

Дебиторская задолженность  (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)

219

1590

2118

3161

Денежные средства (260)

471

0

289

1928

Из табл. 2.1 видно, что основным фактором формирования активов за рассматриваемый период представляют основные средства.

Таблица 2.2

Структура активов

Показатели

на 1.01.02

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

Внеоборотные активы

39,5%

38,6%

33,3%

21,0%

Оборотные активы

60,5%

61,4%

66,7%

79,0%

ИТОГО

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

Таблица 2.3

Динамика пассивов в период с 1.01.02 по 1.01.05

Пассивы

на 1.01.02

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ (470)

670

2895

3703

9624

В том числе  

Уставный капитал (410)

1

1

1

1

Добавочный капитал (420)

2

2

2

2

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (470)

667

2892

3700

9621

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (590)

0

0

0

0

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (690)

1321

1721

0

0

В том числе  

Займы и кредиты (610)

Кредиторская задолженность (620)

367

909

0

1721

0

2810

0

1157

      В том числе

      Поставщики и подрядчики (621)

858

1529

2574

576

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (630)

0

0

0

0

Из табл. 2.3 видно, что основным фактором формирования пассивов за рассматриваемый период представляет нераспределенная прибыль.

Таблица 2.4

Структура пассивов

Показатели

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

Капиталы и резервы

33,7%

62,7%

56,9%

89,3%

Долгосрочные обязательства

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Краткосрочные обязательства

66,3%

37,3%

43,1%

10,7%

ИТОГО

100%

100%

100%

100%

Оценка ликвидности баланса изучает способности предприятия быстро гасить свою задолженность по общей сумме и по срокам наступления платежей для оценки ликвидности баланса актив баланса и пассив подразделяются на соответствующие группы

Оценка ликвидности баланса означает изучение способности предприятия быстро гасить свою задолженность по общей сумме и по срокам наступления платежей на протяжении всего периода  исследования.

Таблица 2.5

Ликвидность баланса на  1.01.02

АКТИВ БАЛАНСА

ПАССИВ БАЛАНСА

 471  

 909  

 219  

 367  

 520  

 -  

 781  

 632  

Таблица 2.6

Ликвидность баланса на  1.01.03

АКТИВ БАЛАНСА

ПАССИВ БАЛАНСА

 -   

 1 721  

 1 590  

 -  

 1 248  

 -  

 1 778  

 2 895  

Таблица 2.7

Ликвидность баланса на 1.01.04

АКТИВ БАЛАНСА

ПАССИВ БАЛАНСА

 289  

 2 810  

 2 118  

 -  

 1 175  

 -  

 2 166  

 3 703  

Таблица 2.8

Ликвидность баланса на 1.01.05

АКТИВ БАЛАНСА

ПАССИВ БАЛАНСА

 1 928  

 1 157  

 3 161  

 -  

 3 434  

 -  

 2 258  

 9 624  

Общий показатель ликвидности

L11.01.02 = =0,67

L11.01.03 = =0,68

L11.01.04 = =0,61

L11.01.05 = =3,92

Показатель абсолютной ликвидности показывает какую часть критической задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

L21.01.02 = =0,37

L21.01.03 = =0,0

L21.01.04 = =0,10

L21.01.05 = = 1,67

Показатель критической ликвидности 

L31.01.02 = =0,54

L31.01.03=0,92

L31.01.04 = =0,86

L31.01.05 = =4,40

Показатель текущей ликвидности

L41.01.02 = =0,95

L41.01.03 = =1,65

L41.01.04 = =1,27

L41.01.05 = =7,37

Таблица 2.9

Коэффициенты ликвидности

Общий показатель ликвидности

>=1

0,67

0,68

0,61

3,92

Коэффициент абсолютной ликвидности

> 0,2...0,7

0,37

-

0,10

1,67

Коэффициент критической оценки (быстрой ликвидности)

0,7...0,8;

0,54

0,92

0,86

4,40

Коэффициент текущей ликвидности

> 0,2

0,95

1,65

1,27

7,37

Из табл. 2.9 видно, что условия ликвидности на конец периода выполнено, однако значение показателей намного превышает нормативное значение, что говорит о нерациональном использовании средств предприятия.

2 блок. Формирование точки безубыточности операционной деятельности.

Найдем точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде и представим все данные для расчета в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Расчет  суммы постоянных и переменных операционных издержек

Показатели

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

Постоянные затраты

661563

Переменные затраты

1610389

Себестоимость продукции

2271952

Для того чтобы найти точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, необходимо найти вспомогательные показатели.

Уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции

Учд1.01.03 =

Учд1.01.04 =

Учдна 1.005 =

Уровень переменных операционных издержек к объему реализации продукции

Уи пер1.01.03 =

Уи пер1.01.04 =

Уи перна 1.01.05 =

Стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде

СРтбна 1.01.03 =

СРтбна 1.01.04 =

СРтбна 1.01.05 =  661563 (2900-1974) = 714 тн

Представим полученные данные в таблице 2.11.

Таблица 2.11

Расчет точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде

Наименование показателя

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

Ипост

Ипер

ЧД

Q, тыс. руб.

Учд

Уи пер.

СРтб

МП

Прибыль от реализации

Цеп

Нтб

3 блок. Управление финансовыми результатами

Рассчитаем собственные оборотные средства и текущие финансовые потребности (см. табл. 2.12)

Таблица 2.12

Расчет собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей

Показатель

Формула

на 1.01.02

на 1.01.03

на 1.01.04

на 1.01.05

1

Текущие активы, руб.

стр.290 ф. №1

1205

2833

4342

8518

2

Текущие пассивы, руб.

стр.690 ф. №1

1321

1721

2810

1157

3

Денежные средства, руб.

стр.260 ф. №1

471

0

289

1928

4

Собственные оборотные средства, руб.

стр.290-стр.690 ф. №1

-116

1112

1532

7361

5

Текущие финансовые потребности, руб.

стр.290-стр.260-стр.690 ф. №1

-587

1112

1243

5433

6

Запасы

стр.210 ф. №1

370

573

661

3251

7

ДЗ

стр.230+стр.240 ф. №2

219

1997

2118

3161

8

КЗ

стр.620 ф. №3

909

1721

2810

1157

9

Период оборачиваемости запасов

(стр.210 ф. №1 /стр.010 ф. №2)*Т

   0,03  

     0,02  

     0,02  

     0,05  

10

Период оборачиваемости ДЗ

((стр.230+стр.240) ф. №1/стр.010 ф. №2)*Т

   0,02  

     0,06  

     0,06   

     0,05  

11

Период оборачиваемости КЗ

(стр.620 ф. №1/стр.010 ф. №2)*Т

   0,08  

     0,05  

     0,08  

     0,02  

12

Период оборачиваемости оборотных средств

п.9+п.10+п.11

   0,13  

     0,12  

     0,15  

     0,12  

Таким образом, в целом наблюдается улучшение показателя управления финансовыми результатами. Показатели оборачиваемости оборотных средств имеют тенденцию к снижению.

В результате проведенного анализа можно сделать следующий вывод. Используемые на ЗАО «Глобус LTD» методы финансового планирования можно считать эффективными. Показатели ликвидности выше нормативных значений, выполняется условие безубыточности, у предприятия достаточно собственных средств, показатели оборачиваемости оборотных средств имеют тенденцию к снижению, что говорит об повышении качества финансового плана. Однако за последний период наблюдается значительное превышение показателей нормативных значений, что свидетельствует о нерациональном использовании имеющихся средств, в частности прибыли предприятия. Это связано прежде всего со значительным увеличением объемов реализуемой продукции. Следовательно, руководству ЗАО»Глобус LTD» необходимо пересмотреть стратегию фнансового планирования.

2.2. Проблемы финансового планирования в компании.

Предприятие ЗАО «Глобус LTD» основано и работает с 1994 г. и является производителями следующих видов продукции.

Утяжелитель карбонатный модифицированный УКМ

Утяжелитель доломитовый модифицированный УДМ

Утяжелитель гематитовый модифицированный УГМ

Портланд цемент тампонажный облегченный ПЦТ Ш-Об 4(5) - 50 (100)

Бентонитовый порошок

Основная цель предприятия – сохранить и упрочить свои позиции как надежного, стабильного поставщика утяжелителей и бетонопорошков для нефтедобывающей промышленности России. Повысить свою конкурентоспособность и расширить свой бизнес.

Функционирование финансов ЗАО «Глобус LTD» как предприятия материального производства имеет ряд особенностей. Важнейшей отличительной особенностью является то, что отрасли промышленности отличаются по фондоемкости и материалоемкости, что отражается на структуре основных фондов и оборотных средств.. Затраты на воспроизводство основных фондов осуществляются посредством капитальных вложений. Источниками покрытия этих затрат являются: амортизация, прибыль, средства специальных фондов предприятий, ассигнования из государственного бюджета и долгосрочные кредиты банков. Необходимый плановый прирост оборотных средств покрывается за счет собственных ресурсов предприятия и кредитов банков. Средства, вложенные в эти затраты, после завершения кругооборота, полностью возвращаются предприятиям в составе выручки от реализации продукции. Следовательно, они не расходуются, а лишь авансируются.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство продукции. Они складываются из денежного выражения затрат, связанных с использованием основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда и т. д. Кроме расходов на производство продукции, предприятия совершают затраты по ее реализацию, т.е. осуществляют внепроизводственные расходы, которые также имеют свои особенности.

Материальные затраты предприятий материального производства также имеют свои особенности. К материальным затратам относятся: сырье и материалы (включая затраты, связанные с использованием природных ресурсов), покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера, износ инструментов, приспособлений и малоценного инвентаря, топливо и энергия. В материальных затратах не учтена амортизация.

Величина затрат на реализуемую продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции, что также является отличительной особенностью предприятий материального производства, за счет остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого года и внепроизводственных расходов, которые полностью относятся на реализованную продукцию.

На ЗАО «Глобус LTD» размер остатков нереализованной продукции принято определять следующим образом:

на начало года остатки принимаются в размере фактического (ожидаемого) наличия по статьям баланса: готовая продукция на складе; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта;

на конец года остатки определяются исходя из плановых норм запаса готовой продукции на складе и нормально сложившихся запасов товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил. Товары, не оплаченные в срок покупателями, и товары, находящиеся на ответственном хранении, на конец года не планируются, так как их наличие связано с нарушением нормального процесса хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

Реализация продукции АО Глобус LTD также имеет ряд особенностей. Реализованной продукцией предприятия считается готовая продукция, отгруженная потребителю или вывезенная им со склада предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на расчетный счет предприятия материального производства. В объеме реализации продукции, кроме того, учитывается стоимость работ промышленного характера. К ним относятся: стоимость нестандартного оборудования, изготовленного для нужд собственного производства; стоимость инструментов, специальной оснастки своего производства, зачисленных в состав основных фондов.

В объем реализации не включается стоимость продукции, оплаченной, но не отгруженной покупателю в отчетном периоде или оставленной на ответственном хранении у предприятия-изготовителя. Стоимость реализуемой продукции определяется в оптовых ценах предприятия.

Основным показателем финансовой деятельности предприятия является объем поставок товаров в розничных ценах, основанных на заключенных договорах с торгующими организациями

Выручка от реализации представляет сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателям продукцию. По своему экономическому назначению она является источником денежных доходов. Поступление выручки - важная стадия кругооборота средств предприятия материального производства, имеющая большое значение для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности, которая имеет ряд особенностей. Определяющим моментом в этом процессе является своевременность поступления средств.

Кроме выручки от реализации основной продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (поступления от реализации выбывшего имущества, излишних материалов и др.). Поскольку оплата отгруженной продукции производится как по оптовым ценам предприятия, так и по розничным или расчетным ценам, выручка от реализации может не совпадать с объемом реализованной продукции. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество и уровень реализационных цен. Объем выручки от реализации находится в прямой зависимости от количества реализуемой продукции, которое в свою очередь определяется объемом производства, размером переходящих остатков готовой продукции на складе предприятия и в отгрузке. Немаловажную роль здесь играют ритмичность отгрузки продукции и форма расчетов за нее. От своевременности отгрузки и применения более эффективных форм расчетов зависит выполнение финансового плана по выручке от реализации.

 Ассортимент изготавливаемой предприятием продукции оказывает существенное влияние на размер выручки от реализации. Увеличение удельного веса более дорогостоящей продукции в общем объеме реализации приводит к росту выручки от реализации. Однако это увеличение не может быть самопроизвольным. Объем выручки от реализации находится в прямой зависимости от качества выпускаемой предприятием продукции.

Структура предприятия.

Важным моментом внутреннего анализа является выявление степени соответствия между структурой предприятия и принятой стратегией. Процесс внутреннего анализа компании ЗАО «Глобус-LTD” сосредоточен на выявлении подходит ли структура предприятия для реализации принятой стратегии, и соответствуют ли структурные подразделения показателям эффективности и прибыли, получаемые  компанией ЗАО «Глобус-LTD”.

Финансы.

Функция финансового планирования, обеспечивающая расчет и анализ важнейших стратегических показателей, находится в центре стратегии компании ЗАО «Глобус-LTD”. Решение всех вопросов находится в компетенции аместителя директора по финансам.

В рамках стратегии компании ЗАО «Глобус-LTD” работа заместителя директора по финансам состоит из действий:

По обеспечению необходимого финансирования ;

По контролю за использованием этих средств.

Заместителя директора по финансам принимает решения по следующим вопросам:

1  По финансированию и инвестированию средств:  результаты снятия остатков  в производстве и на складах; ценовая политика; переоценка основных средств; постановка основных средств на баланс; ввод в действие основных средств; списание основных средств; погашение займов , кредитов.

2 По оптимизации структуры капитала: степень износа основных средств; структура основных фондов; эффективность использования амортизационных отчислений; эффективность затрат на текущий ремонт основных фондов.

3 По оценке инвестиционных решений : срок окупаемости капитальных затрат; соотношение между собственными и заемными средствами; возможность использования внешних источников средств для инвестиций.

4 По учетным документам : размеры дебиторской и кредиторской задолженности; товарно-транспортные накладные; платежные документы ( приходные и расходные).

Сбыт.

В процессе стратегического планирования важную роль играет служба маркетинга. Этот отдел в компании ЗАО “Глобус-LTD” выясняет потребности покупателей и помогает компании удовлетворять их. Служба маркетинга отвечает за формирование ассортимента компании ЗАО “Глобус-LTD” на рынке,  а также несет ответственность за формирование маркетингового комплекса :  товар, цена, сегменты рынка и стимулирование покупателей.

Производственная деятельность.

Стратегический анализ производственного процесса компании ЗАО “Глобус-LTD” сосредотачивается  на следующих проблемах:

Использование производственных мощностей;

Структура производственных затрат;

Общая и удельная эффективность предприятия , цехов, участков;

Эффективность обслуживания оборудования, контроля качества, запасов, планирования и организации производства;

Квалификация производственного персонала.

Значительное стратегическое преимущество достигается за счет способности компании ЗАО “Глобус-LTD” снизить себестоимость производства при сохранении заданного качества продукции,  а также оперативно реагировать на изменение в спросе.

Трудовые ресурсы.

Компания ЗАО“Глобус-LTD” располагает необходимым количеством  персонала соответствующей квалификации. Сотрудники компании заинтересованы в реализации стратегических задач, обеспечивают экономию затрат, обладают навыками, которые дают компании источник конкурентного преимущества.

Передача полномочий в вопросах финансового планирования практически отсутствует, т к. в структуре ЗАО Глобус LTD нет финансово-экономического отдела. Это приводит к тому, что стратегическому планированию в сфере финансов уделяется недостаточно внимания. Данное обстоятельство вызвано высокой степенью загруженности заместителя директора по финансам, основная часть рабочего времени которого используется на решение текущих вопросов.

2.3.Пути совершенствования финансового планирования в компании

Проведенные исследования на рассматриваемом предприятии ЗАО «Глобус LTD» показывают, что организация финансов на предприятии требует совершенствования, что может быть достигнуто путем совершенствования методов финансового планирования и методов управления финансами, что приведет к улучшению финансового состояния предприятия.

Совершенствование методов финансового планирования достигается путем применением прогрессивных методов финансового планирования, а именно:

1.финансовый план как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам финансового плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент;

2.финансовый план как экономический прогноз: руководство предприятия материального производства независимо от его величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций;

3.финансовый план как средство координации: бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации и т.д.;

4. финансовый план как средство делегирования полномочий: одобрение руководством предприятия финансового плана подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки..

5.финансовый план как основа для контроля: по мере реализации заложенных планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия материального производства. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия материального производства. Бюджетный контроль позволит, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет;

Для решения поставленных задач с целью совершенствования финансового планирования на ЗАО «Глобус LTD» будут произведены изменения в организационной структуре предприятия. Данными изменениями будет являться создание финансово-экономического отдела с целью передачи части полномочий от заместителя директора по финансам.

 Работники финансовой служб предприятия обязаны принимать все необходимые меры для выполнения финансового плана по выручке от реализации продукции, строго контролировать выполнение плановых заданий по факторам, от которых зависит объем выручки от реализации.

 Для улучшения  работы ЗАО Глобус LTD в короткие сроки: снизить затраты, сократить производственный цикл, уменьшить количество управленческих ошибок – необходимо использовать экспресс-метод оптимизации бизнес-процессов. В западной практике считается, что грамотное применение этого метода дает наилучшие результаты, если компании необходимо в короткий срок (не более трех месяцев) улучшить работу предприятия и его финансовое состояние.

Рассмотрим основные этапы, через которые должно пройти предприятие в ходе применения экспресс-метода.

Создание команды улучшения

Для экстренной оптимизации бизнес-процессов предприятия формируется так называемая команда улучшения. В нее входят менеджеры и специалисты отделов, которые хорошо ориентируются в вопросах финансового планирования ЗАО Глобус LTD: заместитель директора по финансам, зам. Директора по экономике, менеджеры, начальник отдела маркетинга.

Возглавляет группу заместитель директора по персоналу, наделенный полномочиями отдавать приказы практически всем сотрудникам предприятия, иначе успешное применение экспресс-метода будет затруднено или вовсе невозможно.

Выделение ключевых бизнес-процессов

Команда улучшения описывает схему работы предприятия, в которой отражаются все основные бизнес-процессы, происходящие на предприятии, и взаимосвязь между ними.

После того как схема будет разработана, проводится АВС-анализ2, в основе которого лежит правило Парето (В 1906 году итальянский экономист Парето установил, что 80% материальных ценностей принадлежат 20% жителей. Позднее он доказал, что замеченное им правило применимо и в других областях. В большинстве случаев 20% клиентов приносят 80% дохода, 20% от номенклатуры запасов составляют 80% от стоимости всех запасов.

Этот анализ позволяет выделить небольшое число наиболее значимых бизнес-процессов, которым и нужно уделить основное внимание. Для этого все бизнес-процессы делятся на три группы - А, В и С.

К группе А относятся процессы, требующие наибольших затрат. Как правило, это 5-10% от всех процессов, происходящих на предприятии, на которые приходятся 75-80% всех затрат.

В группу В входят примерно 20% бизнес-процессов, к которым относятся примерно 10-20% затрат, и, наконец, группу С составляют остальные 60-75% процессов, "съедающие" всего 5-10% затрат предприятия.

Любые действия по улучшению работы предприятия должны начинаться с оптимизации процессов группы А.

Анализ состояния ликвидных активов

Одновременно с АВС-анализом обычно проводится анализ состояния наиболее ликвидных активов. Наведение порядка в учете и контроле за использованием ликвидных активов в короткие сроки (до трех месяцев) дает наибольший эффект.

Важность учета таких активов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, именно эти активы представляют наибольший материальный интерес для недобросовестных сотрудников. Во-вторых, от правильной организации контроля за использованием ликвидных активов зависит возможность управления ими. Если информация, получаемая руководством, не отражает истинного состояния ликвидных активов, то это может привести к кризису предприятия вплоть до банкротства.

Анализ учета ликвидных активов начинается с проверки банковских и кассовых операций. Особое внимание обращается на состояние расчетов с поставщиками и покупателями и на управление складскими запасами.

Стандартный набор параметров, которые необходимо постоянно анализировать: достоверность информационных потоков; схема принятия и обоснованность бизнес-решения; стандартизация и автоматизация бизнес-процессов; адекватность менеджмента поставленным задачам; адекватность системы мотивации персонала; современность технологического процесса; адекватность временны/х затрат.

Оптимизация бизнес-процессов

После проведения анализа приступают к оптимизации бизнес-процессов, то есть непосредственно к этапу улучшений. Прежде всего упорядочивается управление ликвидными активами и оптимизируются процессы группы А. Нужно подчеркнуть, что при использовании экспресс-метода выбираются только те процессы, которые можно улучшить за три месяца.

На этапе улучшения создается систему ежедневной отчетности, отражающую информацию о расходовании всех видов ресурсов (в том числе рабочего времени). Над наиболее дорогими и дефицитными ресурсами устанавливается повышенный контроль.

Формы отчетности разрабатываются командой улучшения, затем согласовываются с менеджерами подразделений, где эти формы будут использоваться, и утверждаются руководством предприятия. Благодаря внедрению ежедневной управленческой отчетности и упорядочению документооборота предприятие немедленно получает ряд выгод.

Руководство предприятия в любой момент может определить направление и дату расходования любых денежных и материальных ресурсов. Даже если эти ресурсы по-прежнему расходуются нерационально, создается информационная база, на основе данных которой можно разработать методы более оптимального управления ресурсами.

Благодаря введению четкого порядка оформления заявок сокращаются затраты. Поскольку для расходования любого ресурса необходимо заполнение множества различных документов и получение разрешений, сотрудник перестает делать закупки ресурсов "на всякий случай". Таким образом, заявки оформляются только на ресурсы, которые действительно необходимы.

Возрастает производительность труда, поскольку люди всегда работают более интенсивно, если отчитываются за проделанную работу ежедневно.

На основе анализа ежедневных отчетов сотрудников (прежде всего самых высокооплачиваемых) о проделанной работе выявляются важные задачи, на которые им не хватает времени, и задачи, решение которых можно делегировать более низкооплачиваемым сотрудникам. Оптимальное перераспределение задач между сотрудниками позволяет руководству предприятия добиться более эффективной работы персонала без увеличения расходов на заработную плату.

По мере накопления информации подробно анализируются затраты и на этом основании разрабатываются меры по их снижению. Одной из таких мер может стать введение более рациональной системы планирования закупок, что позволит уменьшить количество сырья и материалов на складе, снизить затраты на их транспортировку и хранение. Таким образом, происходит переход от учета расходов к управлению ими.

Результаты работы

Итогом использования экспресс-метода оптимизации бизнес-процессов по окончании трехмесячного периода станет снижение затрат на 5-15%, сокращение производственного цикла и улучшение состояния расчетов предприятия.

Команда улучшения должна представляет руководству отчет о проделанной работе и предложения по дальнейшей оптимизации деятельности предприятия.

Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Планирование позволяет выбрать кратчайшие пути рационального использования производственных ресурсов, повышение конкурентоспособности и доходности[1].

В результате проведенного анализа можно сделать следующий вывод. Используемые на ЗАО «Глобус LTD» методы финансового планирования можно считать эффективными. Показатели ликвидности выше нормативных значений, выполняется условие безубыточности, у предприятия достаточно собственных средств, показатели оборачиваемости оборотных средств имеют тенденцию к снижению, что говорит об повышении качества финансового плана. Однако за последний период наблюдается значительное превышение показателей нормативных значений, что свидетельствует о нерациональном использовании имеющихся средств, в частности прибыли предприятия. Это связано прежде всего со значительным увеличением объемов реализуемой продукции. Следовательно, руководству ЗАО «Глобус LTD» необходимо пересмотреть стратегию фнансового планирования.

Функция финансового планирования, обеспечивающая расчет и анализ важнейших стратегических показателей, находится в центре стратегии компании ЗАО «Глобус-LTD”. Решение всех вопросов находится в компетенции аместителя директора по финансам.

Передача полномочий в вопросах финансового планирования практически отсутствует, т к. в структуре ЗАО Глобус LTD нет финансово-экономического отдела. Это приводит к тому, что стратегическому планированию в сфере финансов уделяется недостаточно внимания. Данное обстоятельство вызвано высокой степенью загруженности заместителя директора по финансам, основная часть рабочего времени которого используется на решение текущих вопросов.

Проведенные исследования на рассматриваемом предприятии ЗАО «Глобус LTD» показывают, что организация финансов на предприятии требует корректировки, что может быть достигнуто путем совершенствования методов финансового планирования и методов управления финансами, что приведет к улучшению финансового состояния предприятия.

Для улучшения  работы ЗАО Глобус LTD в короткие сроки: снизить затраты, сократить производственный цикл, уменьшить количество управленческих ошибок – необходимо использовать экспресс-метод оптимизации бизнес-процессов. Итогом использования экспресс-метода оптимизации бизнес-процессов по окончании трехмесячного периода станет снижение затрат на 5-15%, сокращение производственного цикла и улучшение состояния расчетов предприятия.

Для решения поставленных задач с целью совершенствования финансового планирования на ЗАО «Глобус LTD» будут произведены изменения в организационной структуре предприятия. Данными изменениями будет являться создание финансово-экономического отдела с целью передачи части полномочий от заместителя директора по финансам.

Литература

1. Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело и сервис, 2004. 256 с.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху/Пер. с англ. М.: Дело ЛТД. 2002.

5. Бизнес-план. Методические материалы/Под ред. проф. Р.Г. Маниловского. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов/Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, изд. объединение "ЮНИТИ", 1997.

7. Бланк И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника –Центр, 2000.

8. Бланк И.А. Управление активами.-Киев:Ника-Центр,2000.

9. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера.-Киев.:Ника-Центр,2003.

10. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах.-Киев:Ника-Центр,2001.

11. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинь»,.  2002336 С.

12. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./гл.ред.серии Соколов Я. В. М.: Финансы и статистика, 2001. 800 С.

13. Ваханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2002.

14. Ворст, П. Ревентлоу. Экономика фирмы. изд. Высшая школа. 2003 г.

15. Глухов В.В. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджент. Учебное пособие. С.-Пб., 2004. 449 С.

16. Гречикова И.Н. Менеджмент. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2003.

17. Грибачев Н.П., Игнатьева И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб.: Белл, 2004

18. Добров В. Н., Крышенинников В. И., Финансирование и кредитование в промышленности. - М., 2004.

19. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер.с английского В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 2004. 448 С.

20. Донцова А.В., Никифорова И.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Издательство «Дис», 2003. 197 С.

21. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: Интел-Синтез, 2001.

22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. 512 С.

23. Ковалев И.А., Привалов В.П. Анализ финансов предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. 192 С.

24. Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки. М.: ИКЦ Дис, 2004. 224 С.

25. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов по специальности Менеджмент в сфере услуг / Под ред. проф. Уколова. —- М.: Луч, 2005.

26. Нечащев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2003. 192 С.

27. Основы предпринимательского дела. /Под. рук. Д. Э. Н. профессора Осипова Ю. М. - М., 2002.

 


[1] Прогнозирование и планирование в условиях рынка. // под ред. Морозовой Т. Г. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с.105