Содержание

Введение. 3

Глава 1. Общая характеристика источников трудового права. 5

1.1. Общая характеристика источников трудового права. 5

1.2. Локальные нормативные акты как источники трудового права. 8

1.3. Классификация источников трудового права, их виды.. 11

Глава 2. Виды локальных нормативных актов в сфере труда. 13

2.1. Правила внутреннего трудового распорядка. 13

2.2. Должностная инструкция как локальный нормативный акт.. 15

2.3. Штатное расписание. 17

Заключение. 21

Список источников и литературы.. 23

Введение

Под нормативными правовыми актами о труде понимаются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования трудового права. Совокупность этих нормативных правовых актов составляет законодательство о труде, или трудовое законодательство в широком значении. ТК РФ использует понятие "трудовое законодательство" только в узком смысловом значении, которое включает в себя лишь законы о труде, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

В связи с этим в отдельных его статьях (например, ст.ст. 5-8, 10-13 и др.) это понятие дополняется другим понятием - "иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права". К их числу относятся все остальные (помимо законов) источники трудового права. Такой же терминологии в названных смысловых значениях придерживаются авторы комментария, считая, что понятие "нормативные правовые акты о труде или в сфере труда" (в том числе "нормативные акты" или "правовые акты") является собирательным. Причем этим понятием охватываются как законодательные, так и подзаконные нормативные акты, т.е. все источники трудового права в их единстве без дифференциации по различным основаниям.

Наличие особенностей сторон (ст. 20 ТК РФ) трудовых и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений, а также специфичность проявления последних в различных условиях труда вызывают необходимость принятия непосредственно в организации локальных нормативных актов о труде, действие которых распространяется только на работников конкретной организации. К их числу относятся: правила внутреннего трудового распорядка, соглашение об охране труда, положение о премировании работников организации или отдельных их категорий и др.

Локальные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются: единолично работодателем (командиром воинской части) в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ); в договорном порядке работниками и работодателем (их представителями). Например, в таком порядке принимаются коллективные договоры и соглашения, которые не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ).

Целью данной работы является рассмотрение локального регулирования труда.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

Глава 1. Общая характеристика источников трудового права

1.1. Общая характеристика источников трудового права

В ст. 5 ТК РФ определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Предусмотренные в ст. 5 ТК РФ источники трудового права можно классифицировать по системе важности и субординации на определенные законы и подзаконные нормативные правовые акты.[1]

Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с ТК РФ. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" или Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и др.[2]

Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют Указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы".

Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.

Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также Указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Федеральная служба по труду и занятости.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314[3] образована Федеральная служба по труду и занятости, с передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости"[4], Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324.[5]

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.

К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления.

1.2. Локальные нормативные акты как источники трудового права

К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты.

Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.

Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.

Трудовой кодекс РФ существенно повысил роль, которую призваны играть локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, применяемые работодателем.

В ТК РФ значительно расширена правовая основа для принятия локальных актов. Увеличен круг вопросов, по которым локальные нормативные акты должны приниматься работодателем, существенно конкретизированы сами процедуры такого локального нормотворчества, предусмотрен новый минимум обеспечения законности этих актов в рамках конкретной организации.[6]

Применение локальных нормативных актов связано прежде всего с управленческими функциями работодателя, его руководством процессом подбора работников, с которыми был заключен индивидуальный трудовой договор.

Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также коллективным договором, соглашением.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при применении нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Трудовой кодекс расширил и конкретизировал формы участия работников в принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Кодекс четко предусматривает случаи, когда локальные нормативные правовые акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Например, в ст. 190 ТК РФ Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Часть 2 ст. 135 ТК предусматривает, что система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. А что касается порядка учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных актов, то он предусмотрен в ст. 372 Кодекса.

Таким образом, с учетом мнения представительного органа работников, прежде всего мнения выборного профсоюзного органа, должны приниматься локальные нормативные акты по определенным вопросам, касающимся рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, трудового распорядка и трудовой дисциплины, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, охраны труда.

Особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках конкретной организации.

Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением либо принят без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, то он является недействительным и не подлежит применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Впервые в Трудовом кодексе содержится самостоятельная статья, которая посвящена соотношению между нормами международного права, международными договорами и национальным трудовым законодательством. Данная норма основана на положениях п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, нормы международного права следует рассматривать как нормы прямого действия, которые должны применяться всеми государственными органами, включая судебные.[7]

Положение, содержащееся в ч. 2 ст. 10 ТК РФ, подчеркивает приоритет норм международного права и международных договоров при условии, что ими установлены более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с трудовым законодательством Российской Федерации.

Международные договоры приобретают юридическую силу с момента их ратификации. Они могут затрагивать вопросы об установлении определенных условий труда иностранных работников. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан от 29 июня 1999 г.

В сфере труда к основным актам, принятым Международной организацией труда, относятся Конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов трудового законодательства.

1.3. Классификация источников трудового права, их виды

Все источники трудового законодательства классифицируются на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации. Но их можно классифицировать и по другим основаниям:

системе отрасли трудового права: акты, относящиеся к общей ее части (Конституция РФ, гл. 1 ТК РФ), и акты, относящиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени и времени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой кодекс, регулирует все институты трудового права, а текущие законы РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, охране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права;

органам, их принимающим: законы и постановления Верховного Совета, а теперь – Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, принятые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оплаты и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Федеральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Законы субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам;

сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, отраслевые (ведомственные), действующие только в данной отрасли народного хозяйства (например отраслевое тарифное социально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные, районные, городские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.

Трудовой кодекс источникам трудового права посвящает ст. 5–13. В ст. 5 они кратко перечислены и указана субординация перечисленных источников. В ст. 6 Проекта ТК подробно разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации по принятию источников трудового права (в КЗоТе это был пробел). В ТК также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8).

Глава 2. Виды локальных нормативных актов в сфере труда

2.1. Правила внутреннего трудового распорядка

Внутренний трудовой распорядок - это дисциплина соблюдения определённых правил. В литературе существует два подхода к этому понятию:

внутренний трудовой распорядок в широком смысле, тогда получается, что задействовано все трудовое право;

по нашему мнению, вполне достаточно рассматривать внутренний трудовой распорядок в узком смысле.

Регулируется этот внутренний трудовой распорядок в основном документом, называющимся "Правила внутреннего трудового распорядка ". Он относится к числу локальных, но этим актом регулирование внутреннего трудового распорядка не исчерпывается, существуют и иные нормативные акты, регулирующие этот правопорядок (федеральные, региональные, ведомственные акты). До последнего времени, правила внутреннего трудового распорядка не являлись столь важным документом, каким их сделал нынешний ТК РФ. Для усиления власти работодателя, законодатель установил, что целый ряд действий, норм поведения, правил, установок включаются теперь в правила внутреннего трудового распорядка, либо только в них, либо наряду с другими локальными актами (трудовыми и коллективным договором). Исключив профсоюзы, в руки работодателя дали очень сильное оружие, которое он может использовать для благих/низменных целей. [8]

Порядок принятия этого локального акта по-новому ТК РФ сильно отличается оттого, что было по КЗоТу. Сейчас правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа рабочих, а раньше утверждались собранием или конференцией, а до этого принимались совместно с работодателем и представителями работников. Правда для профсоюзов остается еще одна возможность как-то смягчить усиление работодательской власти - с помощью коллективного договора, но ведь работодатель может не согласиться на самоограничение прав в коллективном договоре.

В ТК перечисляются позиции, которые должны быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка, но в принципе работодатель сам формирует требования и список правил, т.е. ТК не является для него догмой. Ранее существовали типовые правила трудового распорядка, утверждённые Гострудом и ВЦСПС, на их основе создавались отраслевые правила трудового распорядка с учетом сферы работы, сейчас ни тех, ни других нет. В Германии сложилось так, что надо беспрекословно подчиняться установленному порядку и чисто германская черта - хорошая организация работы. Там считается, что безработный - это неполноценный чел, поэтому при потере работы, он или скрывает этот факт или устраивается на новую работу.[9]

Ранее существовали типовые правила внутреннего трудового распорядка, на основании которых создавались правила внутреннего трудового распорядка на конкретных предприятиях. Сейчас появился иной вариант, так в таможенных органах есть дисциплинарный устав таможенной службы (утверждён указом Президента РФ от 16 ноября 1998 года). Он предусматривает порядок наложения взысканий, поощрений и т.д. Также существуют типовые правила трудового распорядка таможенных органов. В типовых правилах не затрагиваются вопросы, связанные с дисциплиной, они остаются в уставе. На основании типовых правил должны быть созданы свои правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие вопросы только  трудового режима в каждом таможенном отделении. ТК довольно скупо регулирует эти проблемы, там есть только "рамки". Эти правила фактически повторяют то, что было раньше.

Обычно правила внутреннего трудового распорядка содержат следующие разделы:

-         общие положения (о действие правил);

-         порядок приема и увольнения работников;

-         рабочее время (режим работы) и время отдыха;

-         основные обязанности работников и работодателя;

-         поощрения за успехи в работе;

-         ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Внутренний трудовой распорядок - неотъемлемый элемент дисциплины труда, которая понимается как порядок отношений, складывающийся между людьми в процессе совместного труда и регулируемый нормами права и морали.

2.2. Должностная инструкция как локальный нормативный акт

Грамотно составленная должностная инструкция дает четкое представление о трудовых обязанностях работника и помогает разрешать возникающие трудовые споры. Однако этот локальный акт часто недооценивают и пренебрегают им. Поговорим о значении должностной инструкции в работе кадровой службы.

Разумеется, определяющую роль при формировании условий труда работника играет трудовой договор. Однако получить полное представление о служебных обязанностях из текста договора довольно сложно. Поэтому между работником и работодателем часто возникает непонимание, доходящее порой до открытого конфликта, а то и до судебного разбирательства. Должностная инструкция как раз и является документом, призванным устранить все возможные разногласия сторон по поводу служебных обязанностей и максимально конкретизировать функции подчиненного.

Обязанность по составлению должностных инструкций установлена только для государственных учреждений. Однако и коммерческим организациям инструкции принесут неоценимую пользу. Приведем пример, в котором фирма, уволив сотрудника и оказавшись в роли ответчика на судебном процессе, проиграла дело из-за отсутствия должностной инструкции.

Генеральный директор ООО "Р..." уволил рекламного агента Валерия Н. за неоднократное неисполнение должностных обязанностей, которое, по мнению генерального директора, выражалось в том, что Валерий не составлял ежедневных письменных отчетов о своей работе, а передавал своему начальнику информацию о состоянии рынка рекламных услуг устно. Процедура увольнения была соблюдена безупречно, но в организации отсутствовала должностная инструкция рекламного агента.[10]

В суде на вопрос "Чем вы руководствовались, когда делали вывод о том, что работник ненадлежащим образом исполнял свои обязанности?" представитель ООО "Р..." ответить не смог. В трудовом договоре Валерия Н. содержалось условие о том, что он должен извещать своего начальника обо всех изменениях рынка рекламных услуг, но с какой периодичностью и в какой форме (письменной или устной), не уточнялось. Это помогло работнику выиграть процесс.

Должностная инструкция понадобится и при аттестации персонала, и при увольнении сотрудника в период испытательного срока, и при проведении сокращения численности или штата работников. Этот локальный акт относится к тем документам, которые лучше принять, чем проигнорировать. Убедили? Тогда смело вносите на обсуждение руководства предложение о разработке должностных инструкций.

Чтобы должностные инструкции не стали бесполезными бумагами, о которых вспоминают лишь в случае проверок правового инспектора, отнеситесь к созданию этих документов очень внимательно. Должностные инструкции должны работать, быть четкими, динамичными, оперативно отражающими структурные и организационные изменения компании. Как этого добиться? Давайте обо всем по порядку.

Прежде чем начать разработку инструкций, нужно правильно организовать эту работу. В этом вам поможет специальный документ - Положение о должностной инструкции. В нем подробно нужно оговорить правила согласования, утверждения, принятия и хранения должностных инструкций работников, привести требования к содержанию инструкций, а также указать лиц, которые будут непосредственно отвечать за своевременную разработку этих локальных актов.

Положение о должностной инструкции - необязательный документ, но если вы хотите упорядочить работу с инструкциями, сделать их унифицированными и четкими, обозначить порядок придания им юридической силы, лучше не пренебрегать этим локальным актом.

Поскольку работа над проектом положения чаще всего ложится на плечи кадровиков, приведем его образец.

Разработанный проект Положения о должностной инструкции нужно представить на подпись руководителю организации. После утверждения он вступает в силу, и с этого момента все должностные инструкции должны соответствовать его требованиям.

2.3. Штатное расписание

Штатное расписание обобщает информацию о количестве работников и заработной плате, по нему руководитель определяет число вакансий и может выявить причины их появления. На основании данных этого документа кадровики подбирают необходимых работников. Однако при его составлении часто возникают проблемы. Давайте попытаемся решить их вместе.

В первую очередь нужно отметить, что трудовое законодательство не устанавливает требования к наличию штатного расписания в каждой организации. Однако есть веские аргументы в его пользу. Во-первых, ссылки на необходимость штатного расписания можно встретить во многих нормативно-правовых актах, в том числе регулирующих вопросы налогообложения. Оно в некоторых случаях подтверждает обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат). Таким образом, налоговые органы при проверке вполне могут попросить организацию показать штатное расписание. Во-вторых, составление штатного расписания позволяет определиться с количеством работников, необходимых компании, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации. Конечно, если речь идет о совсем маленьком предприятии численностью 10-12 человек вместе с руководителем (который к тому же собственник и учредитель фирмы), то нет острой необходимости составлять штатное расписание. В таких организациях директор сам дает сотрудникам задание, следит за тем, как они работают, проверяет исполнение и т.п. Трудовые обязанности работников там могут часто варьироваться, поэтому их изменения проще отразить в трудовом договоре и других локальных документах. Но такая ситуация встречается нечасто. Обычно руководителю намного удобнее иметь штатное расписание, чем обходиться без него.

Конечно, никто не может обязать организацию принимать штатное расписание. Однако в любой уважающей себя компании оно есть, поэтому не мешает научиться его правильно составлять и работать с ним.

Вначале разберемся, что же это за документ и какие вопросы он регулирует. Штатным расписанием называется внутренний акт организации, в котором зафиксирована ее структура, штатный состав и штатная численность. В нем содержится перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде зарплаты. Унифицированная форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 06.04.01 N 26 (форма N Т-3). Расписание составляется на основе этой формы, но в зависимости от своих потребностей организация может вносить туда необходимые изменения.

Штатное расписание - документ обезличенный. Что это значит? А то, что в нем указываются не конкретные работники, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудники же назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.

Существуют еще штатные расстановки - "младшие братья" штатного расписания по структурным подразделениям. Вот в них могут быть указаны и определенные фамилии. Каких-либо форм для штатных расстановок не предусмотрено, поэтому у организации здесь полная свобода творчества.

Штатное расписание на предприятии обычно одно. Но если у компании есть филиалы или представительства, то вопрос о том, будет ли оно единым или в подразделениях возможны свои штатные расписания, организация решает сама. Известно, что руководитель филиала действует по доверенности, выданной руководителем организации. Таким образом, его полномочия утверждать штатное расписание в филиале могут быть закреплены в этой доверенности или в учредительных документах компании.

Учитывая, что есть унифицированная форма, казалось бы, таких проблем быть не должно - достаточно лишь заполнить графы в соответствии с данными конкретной организации. Однако не все так просто, и вопросов на практике возникает множество. На те, которые больше всего волнуют руководителей и кадровых работников, мы постараемся ответить.

И первый из них - о размере окладов. Во многих организациях есть необходимость ввести несколько должностей с одинаковым наименованием (к примеру, несколько бухгалтеров, менеджеров, секретарей). В связи с этим возникает неясность - должны ли быть оклады по этим должностям одинаковыми, или они могут быть разными. С одной стороны, статья 22 ТК РФ устанавливает правило о том, что работодатель обязан обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности. И следовательно, если у вас три секретаря, то и оклад у всех троих должен быть один и тот же. Но, с другой стороны, секретари ведь могут выполнять неодинаковый объем работы, и уравнивать их зарплату будет неправильно. В этом случае советуем вам решить, что будет удобнее - составить должностные инструкции для этих секретарей так, чтобы было ясно, что они выполняют разные обязанности, или назвать должности по-разному (старший секретарь, секретарь-помощник и т.п.). А если организация крупная, то можно использовать тарифную систему, то есть присвоить каждому секретарю тот или иной разряд, зафиксировать это в штатном расписании и в зависимости от разряда платить зарплату.

Заключение

Локальные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются: единолично работодателем (командиром воинской части) в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ); в договорном порядке работниками и работодателем (их представителями). Например, в таком порядке принимаются коллективные договоры и соглашения, которые не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ).

Как следует из ст. 8 ТК РФ, локальные нормативные акты единолично принимаются работодателем (командиром воинской части) в различном порядке:

- с учетом мнения представительного органа работников (выборного профсоюзного органа либо других органов, уполномоченных работниками);

- по согласованию с представительным органом работников;

- самостоятельно, т.е. без учета чьего-либо мнения и без согласования в случаях, когда они по законодательству не требуются.

ТК РФ урегулирован порядок учета мнения при принятии работодателем локального нормативного акта только выборного профсоюзного органа, представляющего интересы всех или большинства работников данной организации или воинской части (ст. 372 ТК РФ). При этом такая обязанность возлагается на работодателя лишь в случаях, прямо предусмотренных ТКРФ, законами, другими нормативными правовыми актами или коллективным договором, что определено ч. 2 ст. 8 ТК РФ.

Порядок учета работодателем мнения других имеющихся в организации представительных органов работников (ст.ст. 29-31 ТК РФ) при принятии локального акта ТК РФ не установлен. Поэтому при отсутствии в воинской части выборного профсоюзного органа, представляющего интересы всех или большинства работников, подобная процедура учета мнения должна быть определена коллективным договором.

Неукоснительное соблюдение работодателем порядка учета мнения указанных органов имеет важное юридическое значение, поскольку в противном случае принятые локальные нормативные акты признаются судом или государственной инспекцией труда недействительными и не подлежащими применению. Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ подобные правовые последствия наступают и в случаях, если эти акты ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Предусмотренное ч. 3 ст. 8 ТК РФ согласование с представительным органом работников принимаемого локального нормативного акта осуществляется исключительно в случаях, определенных коллективным договором либо соглашениями (ст.ст. 40 и 45 ТК РФ). Ими же устанавливается и порядок такого согласования.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) // Российская газета. 1994. 8 декабря; 1996. 6,7,8 февраля; 2001. 28 ноября

4.     Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945

5.     Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 15. Ст. 1448

6.     Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2901

7.     Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2003

8.      Российское трудовое право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.Д. Зайкин. М., 1997. С. 28.

9.      Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2002. С. 40.

10.  Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: в 2-х т. Т. 1; Историко-правовое введение. Общая часть: Учебник. М., 2003. С. 183.

11.           Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. N 4-5. С. 55.

12.  Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений  // Правоведение. 2003. N 6. С. 30.

13.           Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2003. С. 41.

14.  Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002. С. 18.

15.           Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права // Государство и право. 2004. N 5. С. 29.

16.           Подвысоцкий П.Т. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве // Трудовое право. 2004. N 8.

17.  Панина А.Б. Трудовое право. М., 1998.

18.  Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2003.

19.  Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. N 4-5.

20.           Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы // Журнал российского права. 2004. N 6.

21.           Зачем нужна должностная инструкция? (П. Гальченко, "Кадровое дело", N 9, сентябрь 2004 г.)


[1] Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового регулирования общественно-трудовых отношений  // Правоведение. 2003. N 6. С. 30.

[2] Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: в 2-х т. Т. 1; Историко-правовое введение. Общая часть: Учебник. М., 2003.

[3] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945

[4] Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 15. Ст. 1448

[5] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2901

[6] Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы // Журнал российского права. 2004. N 6. С. 53.

[7] Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. N 4-5. С. 53.

[8] Лившиц Р. З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. Москва 1989г.

[9] Климова М.А. Постатейный комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.

[10] Зачем нужна должностная инструкция? (П. Гальченко, "Кадровое дело", N 9, сентябрь 2004 г.)