Содержание

Введение. 3

Глава 1.  Анализ бюджета г. Екатеринбурга. 4

1.1. Доходы бюджета города. 4

1.2. Расходы бюджета города. 6

1.3. Источники финансирования дефицита. 9

1.4. Казначейское исполнение бюджета. 10

Глава 2. Расходы бюджета Свердловской области за 2005г. 13

2.1. Методика расчета расходов местного бюджета. 13

2.2. Анализ расходов на развитие социальной сферы Свердловской области. 25

Заключение. 30

Список литературы.. 33

Введение

В настоящее  время  в  условиях  рыночных  отношений,  нестабильности  курса  рубля,  кризиса  производства  и  неплатежей, большое  значение  уделяется формированию бюджета. В мире трудно отыскать страну, у которой бы не возникали проблемы и сложности в бюджетных взаимоотношениях между центром и территориями. И чем больше государство, тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и регионов.

Неурегулированность разделения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней, отсутствия стабильной нормативно-законодательной базы, неопределенность в динамике распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы сдерживает процесс становления российской экономики. Целью исследования данной темы я ставил анализ современного состояния межбюджетных отношений как на уровне федеральный центр - субъект Российской Федерации, так и на уровне субъект Федерации - органы местного самоуправления.

Правительство  ведет  интенсивную  работу  по  совершенствованию  системы  управления  бюджетными  средствами. И  эта  система  должна  начать  свою  работу  уже  сейчас,  пока  еще  совсем  не  поздно.  Еще  недавно была  какая-то  надежда, что  Россия  сможет  выйти  из  столь  трудной  ситуации.  Но  после  17  августа  2003 года, когда  началось тотальное  падение  рубля, иностранная  валюта  (доллар)  взлетела  до  самой  высокой  отметки  за  все  время  его  существования  в  России.  Теперь  уже  Российским  государством  стало  не  только  тяжело  править,  но  и  жить  в этом  государстве. А ведь расходы  любого  бюджета  осуществляются  за  счет  средств  налогоплательщиков и,  следовательно,  государство  должно  изыскивать другие  пути  получения  финансовых  средств.

Глава 1.  Анализ бюджета г. Екатеринбурга

1.1. Доходы бюджета города

Доходная часть бюджета города за 2005 год исполнена на 101,6%.

При уточненных плановых показателях по поступлению доходов в городской бюджет в сумме 4284338 тыс.рублей фактически зачислено 4351277тыс.рублей.

Из общей суммы доходов, поступивших в бюджет города за 2005 год, 46,6% составили налоговые поступления (2026201 тыс.рублей), 8,2% неналоговые доходы (357920 тыс.рублей), 41,2% средства, переданные из областного бюджета в виде субвенций (1522941 тыс.рублей), субсидий (115933 тыс.рублей), дотаций (6677 тыс.рублей) и взаимных расчетов (147388 тыс.рублей), 4% доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (174217 тыс.рублей).

В 2005 году сохранилась сложившаяся за последние годы тенденция к сокращению доли доходов, собираемых на территории города Екатеринбурга и зачисляемых в городской бюджет.

Динамика доли доходов, подлежащих зачислению в городской бюджет, за последние годы характеризуется данными представленными а таблице 1.1.

Динамика доли доходов в бюджете

Таблица 1.1

(млн. руб.)

2000 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Доходная база города

8760

11644

13186

16146

18374

Доходы, зачисляемые в городской бюджет

2017

2185

2135

2462

2558

Удельный вес (%)

23,0

18,8

16,2

15,2

13,9

Анализ динамики свидетельствует о том, что доходы, собираемые на территории города с 2000 года по 2005 год, выросли в 2,1 раза, а доля доходов, зачисляемых в городской бюджет, сократилась в 1,6 раза.

Динамика изменения нормативов за последние годы представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Динамика изменения нормативов

(%)

Виды налогов

2000

2002

2003

2004

2005

Налог на прибыль

3

1

2

2

2

Подоходный налог

34

27

20

23

23

Акцизы на спирт и ЛВИ

3

3

5

10

8;13;20;25

Акцизы прочие

100

16

28

28

28;29

Сумма регулирующих доходов, поступивших в бюджет города за 2005 год, составила 1226866 тыс.руб. (2000 год – 623027 тыс. рублей), собственных доходов – 1331472 тыс. рублей (2000 год – 1365509 тыс. рублей).

Динамика доходов, собираемых на территории г.Екатеринбурга, и доходов, зачисляемых в бюджет г.Екатеринбурга, выглядит следующим образом: налоговая база г. Екатеринбурга в 2005 году составила 18374 млн. руб. (в 2004 году 1643 млн. руб.), в том числе в бюджет г. Екатеринбурга в 2005 году 2558 млн. руб. (в 2004  году  2462 млн. руб.)

Распределение доходов, собираемых на территории г.Екатеринбурга по уровням бюджетной системы в 2005 году – федеральный бюджет 8361 млн. руб., областной бюджет – 7455 млн. руб., городской бюджет – 2558 млн. руб.

Динамика изменений удельного веса собственных и регулирующих доходов в бюджете г.Екатеринбурга следующая, регулирующие доходы в 2005 году составили 48%, собственные доходы 52%, по сравнению с 2004 годом регулирующие доходы –28.5%, собственные –71.5%.

1.2. Расходы бюджета города

Расходная часть бюджета г. Екатеринбурга за 2005 год исполнена на 98,1%. При уточненном объеме расходов бюджета на 2005 год в размере 4407914 тыс. рублей кассовые расходы по состоянию на 01.01.2006 года составили 4322875 тыс. рублей.

Анализ структуры расходов городского бюджета г.Екатеринбурга за 2005 год:

-         образование – 39,22%,

-         здравоохранение и физическая культура – 13,51%,

-         прочие отрасли муниципального хозяйства – 22,09%,

-         функционирование органов местного самоуправления – 7,54%,

-         социальная политика – 6,99%

-         правоохранительная деятельность – 3,83%,

-         транспорт –2,47%,

-         культура, искусство и кинематография – 1,77%,

-         предупреждение и ликвидация последствий ЧС – 0,47%,

-         обслуживание муниципального долга – 0,07%,

-         средства массовой информации – 0,09%,

-         промышленность, энергетика и строительство – 0,55%

-         прочие расходы – 1,4%.

Сумма денежных средств, поступивших из областного бюджета за 2005 год, составила 1657388 тыс.рублей. Из них расходы на реализацию государственных полномочий произведены в размере 699746 тыс.рублей (99%), в том числе:

- содержание работников ЗАГСов, архива, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции  - 7 767 тыс. рублей;

- субсидии малообеспеченным слоям населения 49 315 тыс. рублей;

- реализация Госстандарта общего образования 438 772 тыс. рублей.

Целевые субвенции использованы в сумме 934713 тыс.рублей  (98%) и направлены на осуществление расходов представленных в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Расходы бюджета

(тыс.руб.)

1

 Правоохранительная деятельность

21 888

2

Капитальное строительство

2 020

3

Транспорт, связь и информатика

72 055

4

Жилищно-коммунальное хозяйство (возмещение разницы в тарифах)

236 373

5

Единовременные социальные выплаты

135 844

6

Капитальный ремонт учреждений бюджетной сферы

65 261

7

Оплата коммунальных услуг бюджетных учреждений

237 426

8

Образование (питание школьников, опека)

92 490

9

Здравоохранение и физическая культура

55 559

10

Областные целевые программы

5 185

11

Социальная политика

6 134

12

Прочие расходы (проведение выборов, пополнение резервного фонда, памятники ветеранам ВОв)

4 478

13

ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"

108 535

14

ФЗ "О ветеранах"

95 357

Расходы по финансированию отраслей муниципального хозяйства за 2005 год составили 1085781 тыс. рублей, при уточненном плановом назначении на 2005 год - 1112740 тыс. рублей или выполнены на 96,7 %.

Доля расходов на муниципальное хозяйство занимает 25,1% от расходной части городского бюджета.

Исполнение бюджета в разрезе отраслей муниципального хозяйства характеризуется следующими данными.

Расходы бюджета по разделу «Промышленность энергетика и строительство» по итогам 2005 года сложились в сумме 23978 тыс. рублей при запланированных 30781 тыс.рублей или выполнены на 77,9%. Из них на строительство и реконструкцию направлено 22841 тыс.рублей при уточненных бюджетных назначениях 29643 тыс.рублей или 77,1% к плану.

Расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» были предусмотрены на выполнение работ по межеванию земельных участков под объектами муниципальной собственности. Расходы произведены в полном объеме и составили 803 тыс.рублей.

На финансирование расходов по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика» направлено 106818 тыс.рублей или 99,7% к уточненным бюджетным назначениям. Из них на финансирование предприятий городского пассажирского транспорта в части выполнения государственных полномочий (государственное регулирование цен на пассажирские перевозки) освоен весь объем переданных из областного бюджета ассигнований в размере 71290 тыс.рублей.

Кроме того, за счет собственных доходных источников 5300 тыс.рублей направлено на погашение кредиторской задолженности по расчетам с внебюджетными фондами и 6200 тыс.рублей на покрытие убытков, возникающих от льготного провоза школьников.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета на муниципальное хозяйство занимают расходы, направленные на финансирование жилищно-коммунальной отрасли – 87,9%.

Исполнение бюджетных обязательств по финансированию жилищно-коммунального хозяйства составило 97% к уточненному плану. При запланированных на 2005 год расходах в сумме 983977 тыс. рублей на указанную отрасль муниципального хозяйства направлено 954182 тыс. рублей, что выше на 74446 тыс. рублей  расходов, произведенных в 2004 году. Из них расходы на жилищное хозяйство составили 242240 тыс.рублей при запланированных 254903 тыс.рублей; на коммунальное хозяйство - 661070 тыс.рублей при запланированных 678034 тыс.рублей.

Кассовые расходы бюджета по статье «Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг населению» составили 55619 тыс.рублей при запланированных 58820 тыс. рублей или 94,6% к уточненному плану.

На покрытие убытков по текущему содержанию жилищного фонда направлено 80837 тыс.рублей или 100% к уточненным бюджетным назначениям.

Запланированные в бюджете ассигнования на проведение капитального ремонта жилищного фонда в сумме 98143 тыс.рублей освоены получателями на 92,6% и составили по итогам года 90848 тыс.рублей.

На проведение капитального ремонта лифтового хозяйства направлено 6050  тыс.рублей или 99,5% к ассигнованиям, запланированным в бюджете.

Дотация на теплоснабжение и горячее водоснабжение муниципального жилищного фонда составила 113206 тыс.рублей или 100% к уточненному плану. Дотация на вывоз ЖБО, водоснабжение, водоотведение составила 41478 тыс.рублей или 100% к плану. Расходы бюджета на благоустройство города составили 487863 тыс.рублей или 98% к уточненному плану.

Предусмотренные в бюджете расходы на подготовку инженерных сетей к зимнему периоду освоены на 82%. При запланированных на указанные цели ассигнованиях в размере 22167 тыс.рублей кассовые расходы бюджета составили 18247 тыс.рублей.

Уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2005 году был установлен в размере 90% (2004 год – 90%; 2003 год - 90%; 2002 год – 80%; 2000 год – 42%; 1999 год – 35,1%).

1.3. Источники финансирования дефицита

В течение 2005 года на покрытие дефицита направлялись источники финансирования, установленные п.2 решения Тюменской городской Думы от 27.11.2004 № 454 «Об утверждении бюджета г.Екатеринбурга на 2005 год», а именно:

№ п\п

Показатель

Сумма

(тыс.руб.)

1.

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета

-127165

1.1.

Остатки на 01.01.2005 г.

25955

1.2.

Остатки на 01.01.2006 г.

153120

2.

Поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности

118763

3.

Кредиты, полученные от кредитных организаций

-20000

3.1.

Получение кредитов

80000

3.2.

Погашение кредитов

-100000

4.

Бюджетная ссуда

0

4.1.

Получение ссуды

0

4.2.

Погашение ссуды

0


1.4. Казначейское исполнение бюджета

Статьей 215 Бюджетного кодекса РФ на территории Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов всех уровней.

На органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета г. Екатеринбурга осуществлен департаментом финансов на основании Постановления Главы города от 16.02.2000 года № 7 «О реформировании структуры администрации г. Екатеринбурга, аппарата главы города».

Реорганизация преследовала цель: проведение единой финансовой политики и осуществление общего руководства финансовыми ресурсами в г. Екатеринбурга; организацию казначейского исполнения и казначейское исполнение бюджета города; управление счетами бюджета города и бюджетными средствами, осуществление платежей за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

В 2003 году осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджета всех получателей бюджетных средств.

По состоянию на 01.01.2005 комитетом по казначейскому исполнению бюджета ведутся операции по обслуживанию 415 лицевых счетов распорядителей и получателей средств городского бюджета. Из них 37 лицевых счетов открыто в течение 2004 года.

В соответствии со ст.216 Бюджетного кодекса РФ бюджет города исполняется по принципу единства кассы, согласно которого все поступающие доходы зачисляются на единый счет местного бюджета, с него же производится финансирование расходов от имени и по поручению бюджетополучателей.

В 2005 году на казначейскую систему переведены операции, производимые из средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Открыто и обслуживается 160 лицевых счетов.

Казначейское исполнение бюджета позволяет строго контролировать весь цикл оборота денежных средств. Так, на сегодняшний день расходы бюджета централизованы, каждый платеж сопровождается системой бюджетных кодов. Кроме того, централизована информация о платежах каждого получателя бюджетных средств на любой момент времени, возможен ежедневный анализ фактического финансирования в разрезе получателей бюджетных средств, главных распорядителей и учреждений подведомственной сети, на момент проводки платежного поручения возможен предварительный контроль над целевым использованием бюджетных средств. С единого счета бюджета города в 2005 году произведено 152013 платежей.

На основании распоряжения Главы города от 22.01.2004 № 133 осуществлена централизация расчетов по оплате коммунальных услуг, предоставляемых бюджетным учреждениям, финансируемым из бюджета города Екатеринбурга. Заключено Соглашение от 17.03.2004 № 108 между администрацией города Екатеринбурга, ОАО «Свердловская горэлектросеть», СУМП «Водоканал» и МУП «Городские тепловые сети».

Глава 2. Расходы бюджета Свердловской области за 2005г.

2.1. Методика расчета расходов местного бюджета

Расходная часть местных бюджетов определяется как сумма расходов, исчисленных по нормативному методу (далее - нормативные расходы) и расходов, исчисленных методом прямого счета на основе единой методики расчетов расходов бюджетов муниципальных образований, принятой в конкретном субъекте РФ по отдельным отраслям (направлениям, расходным статьям).

При расчете нормативных расходов бюджетов муниципальных образований используются действующие нормативно-правовые акты Российской федерации и субъекта РФ, определяющие объем затрат местных бюджетов по их видам в соответствующих отраслях, с учетом изменений, вносимых в законодательство Российской Федерации и субъекта РФ.

2.1.1. Расходы по разделу «Государственное управление и местное самоуправление»

При определении показателей по разделу «Государственное управление и местное самоуправление» должны быть учтены нормативные расходы на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, исходя из нормативов бюджетной обеспеченности, дифференцированных по группам муниципальных образований, и рассчитанных по формуле:

R  уп.i = Ni * Чi,

где R уп. i - сумма расходов на содержание органов местного самоуправления для 1-го муниципального образования;

Ni - норматив бюджетной обеспеченности дифференцированный по группам муниципальных образований в рублях на 1 жителя i-го муниципального образования;

Чi - численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

2.1.2. Расходы по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»

По разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» учитываются расходы на текущее содержание научно-внедренческих лабораторий с учетом повышения федерального уровня оплаты труда.

2.1.3. Расходы по разделу «Промышленность, энергетика и строительство»

По топливной промышленности учитываются нормативные расходы на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, его приобретение и доставку населению, рассчитанные на основе нормативов бюджетной обеспеченности, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета на планируемый год, и определяются по следующей формуле:

R m i = (Пд i  * Hб.о. * Цо ) - (Пдi  * Нб.о. * Цр),

где R m i - расходы на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, его приобретение и доставку населению для i-го муниципального образования;

Пд i - площадь домовладений, отапливаемых твердым топливом, по данным, представленным органами местного самоуправления i-го муниципального образования, с учетом вида топлива, которое используется при отоплении;

Цо - прогноз отпускных цен на планируемый год на твердое топливо, администраций субъекта РФ;

Цр - прогноз розничных цен на текущий год на твердое топливо, утверждаемых администрацией субъекта РФ;

Нб.о. норматив бюджетного обеспечения населения и муниципальных учреждений твердым топливом в разрезе видов топлива (уголь, дрова), утверждаемый законом субъекта РФ «О нормативах бюджетной обеспеченности, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета субъекта РФ».

2.1.4. Расходы по разделу «Транспорт, связь, информатика»

По разделу «Транспорт, связь и информатика» при прогнозировании бюджета на год объем субсидий на государственную поддержку перевозок пассажиров автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, имеющих социальное значение, определяется по формуле:

Rmpi = Рi - Д соб.п i,

где Rmpi - объем средств i-го муниципального образования на государственную поддержку перевозок пассажиров автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, имеющих социальное значение;

Рi - расходы организаций пассажирского транспорта i-го муниципального образования на перевозки пассажиров, имеющих социальное значение, определенные по формуле:

Рi  = Зср.i  *  Чп. i + Змат.1 * АЧi + Зпроч.i,

где Зср.1 – ожидаемый уровень средней заработной платы персонала пассажирских предприятий i-го муниципального образования по состоянию на конец текущего года;

Чп. i - сложившаяся численность персонала пассажирских предприятий i-го муниципального образования по состоянию на 1 июля текущего года;

Змап.i - сложившийся на 1 июля текущего года уровень материальных затрат пассажирских предприятий i-го муниципального образования на горюче-смазочные материалы (электроэнергию), авторезину и другие запчасти, расходов на текущее обслуживание и ремонт подвижного состава, прочих административно-хозяйственных расходов;

АЧi - планируемый объем авто-часов в наряде (в движении) по перевозкам пассажиров, имеющим социальное значение по пассажирским предприятиям i-го муниципального образования;

Зпроч.i - планируемый объем платежей пассажирских предприятий i-го муниципального образования во все уровни бюджетов, не входящих в себестоимость, принятый на уровне фактических платежей в прошлом году, расходов на мероприятия производственного и социального развития, обусловленных минимально-необходимыми расходами на социально-бытовые нужды;

Д соб.ni - доходы организаций пассажирского транспорта i-го муниципального образования от перевозок пассажиров, имеющих социальное значение, в планируемом году, определенные по формуле:

Д соб. n i = Т у. * П пл i,

где Т утв. - действующие в текущем году тарифы на пассажирские перевозки, утвержденные администрацией субъекта РФ;

П nл i - прогнозируемый на планируемый год объем перевозки платных пассажиров организациями пассажирского транспорта i-го муниципального образования.

2.3.7. Расходы по разделу «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»

Средства на содержание подразделений государственной противопожарной службы, созданной на основе договоров между органами местного самоуправления муниципальных образований и Управлением государственной противопожарной службы МЧС России по субъекту РФ, общей численностью … человек, учитываемые по разделу «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» предусматриваются исходя из следующих расчетов: расходы на денежное довольствие аттестованного состава определены с учетом его ожидаемого повышения на федеральном уровне в раза, на фонд оплаты труда вольнонаемных работников – с учетом повышения в соответствии с федеральным законодательством на процента с года, компенсационные выплаты - в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на материальные затраты определены исходя из уровня текущего года с учетом роста стоимости коммунальных услуг в    раза.

3.7.8. Расходы на содержание учреждений и мероприятия в социальной сфере

Прогноз расходов бюджетов муниципальных образований на содержание учреждений и мероприятия в социальной сфере определен как сумма расходов, исчисленных по нормативному методу, и исчисленных прямым методом счета дополнительно учтенных расходов.

Нормативные расходы местных бюджетов на социальную сферу определены на основе нормативов бюджетной обеспеченности, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета на планируемый год, в рублях на принятую условную единицу в образовании, культуре, искусстве и кинематографии, здравоохранении и социальной политике.

Дополнительно к нормативным расходам в отраслях социальной сферы учтены расходы местных бюджетов, связанные с проведением капитального ремонта и укреплением материально-технической базы бюджетных организаций, расходы по вновь принятым в муниципальную собственность бюджетным учреждениям и другие расходы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и субъекта РФ.

Расходы по разделу « Образование»

Нормативные расходы по отрасли «Образование» определены исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе образования с учетом повышения федерального уровня оплаты труда на процента, индексов-дефляторов на продукты питания - , на коммунальные услуги - , прочих материальных затрат  - на уровне прогноза расходов на текущий год с учетом фактических расходов за прошлый год.

Нормативные расходы для i-го муниципального образования на образование рассчитаны путем суммирования нормативных расходов по типам образовательных учреждений, подлежащим финансированию из бюджетов муниципальных образований, по формуле:

R обр.i = Ry1i + Ry2i + Ry3i + ..... + Ryni,

где R обр.i объем нормативных расходов для i-го муниципального образования;

Ry1i + Ry2i + Ry3i + ..... + Ryni нормативные расходы i-го муниципального образования по типам образовательных учреждений;

Нормативные расходы для каждого вида образовательных учреждений рассчитывались по следующей формуле:

Rу 1-ni = R 1-n * К 1-ni ,

где Rу 1-ni нормативные расходы для i-го муниципального образования по типам образовательных учреждений;

R 1-n нормативный расход на содержание одного ребенка, одного обучающегося, одного учреждения;

К 1-ni контингент детей, обучающихся, учреждений в планируемом году на территории i-го муниципального образования.

Дополнительно к нормативным расходам в отрасли «Образование» учтены расходы местных бюджетов на: содержание муниципальных малокомплектных общеобразовательных школ, определенных посредством индексации прогнозных расходов местных бюджетов на текущий год на коммунальные услуги на процента, медикаменты и продукты питания на  процента. В расчете учтены расходы на оплату труда работников указанных учреждений, исчисленные на основании Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с учетом доплат и надбавок, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, с увеличением в раза; приобретение оборудования и капитальный ремонт учреждений образования в размере процентов от суммы текущих расходов на содержание учреждений; выплаты на детей, находящихся под опекой (попечительством), исходя из контингента опекаемых детей в планируемом году и размера денежных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ; на содержание вновь принятых в муниципальную собственность учреждений образования, определенные с учетом обоснований, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований.

Расходы по разделу «Культура, искусство и кинематография»

Нормативные расходы по разделу «Культура, искусство и кинематография» рассчитаны исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе культуры, искусства и кинематографии, с учетом повышения федерального уровня фонда оплаты труда на процента и применением индексов-дефляторов расходов на оплату коммунальных услуг на планируемый год – материальных затрат.

Нормативные расходы на культуру, искусство и кинематографию для i-го муниципального образования рассчитывались путем суммирования расходов на содержание учреждений культуры, искусства и кинематографии и проведение мероприятий в системе культуры, подлежащих финансированию из бюджета муниципального образования по формуле:

R культ. i = R1 i + R2 i + R3 i + R4 i + R5 i + R6 i,

где R культ. i нормативные расходы на культуру, искусство и кинематографию для i-го муниципального образования;

R1 i - нормативные расходы на содержание и организацию работы дворцов, домов культуры, других учреждений клубного типа для i-го муниципального образования;

R2 i - нормативные расходы на организацию работы сельских киноустановок для i-го муниципального образования;

R3 i - нормативные расходы на содержание библиотек для i-го муниципального образования;

R4 i - нормативные расходы на содержание музеев и постоянных выставок для i-го муниципального образования;

R5 i нормативные расходы на содержание и организацию работы театров для 1-го муниципального образования;

R6 i нормативные расходы на содержание прочих учреждений и проведение мероприятий в системе культуры для i-го муниципального образования.

Нормативные расходы на содержание и организацию работы дворцов, домов культуры, других учреждений клубного типа для i-го муниципального образования рассчитывались по формуле:

R1 i= Н1 i * К1 i,

где Н1 i - норматив на содержание и организацию работы одного учреждения клубного типа для i-го муниципального образования;

К1 i - число дворцов, домов культуры, других учреждений клубного типа в i-том муниципальном образовании.

Нормативные расходы на организацию работы сельских киноустановок для i-го муниципального образования рассчитывались по формуле:

R2 i = H2 i * К2 i,

где H2 i - норматив на организацию работы одной сельской киноустановки для i-го муниципального образования;

К2 i - число сельских киноустановок в i-том муниципальном образовании.

Нормативные расходы на содержание библиотек для i-го муниципального образования рассчитывались по формуле:

Rз i = Нз i * Кз i,

где Нз i - норматив на содержание одной библиотеки для i-го муниципального образования;

Кз i - число библиотек в i-том муниципальном образовании.

Нормативные расходы на содержание музеев и постоянных выставок для i-го муниципального образования рассчитывались по следующей формуле:

R4 i = Н4 i *  К4 i,

где Н4 i - норматив на содержание одного музея и постоянной выставки для i-го муниципального образования;

К4 i - число музеев и постоянных выставок в i-том муниципальном образовании.

Нормативные расходы на содержание и организацию работы театров для i-го муниципального образования рассчитывались по следующей формуле:

R5 i = Н5  i * К5 i,

где Н5 i - норматив на содержание и организацию работы одного театра для i-го муниципального образования;

К5 i - число театров в i-том муниципальном образовании.

Нормативные расходы на содержание прочих учреждений и проведение мероприятий в системе культуры для i-го муниципального образования рассчитывались по следующей формуле:

R6 i = H6 i * Ч i,

где H6 i - норматив на содержание прочих учреждений и проведение мероприятий в системе культуры для i-го муниципального образования;

Ч i - численность постоянно проживающего населения в i-том муниципальном образовании по состоянию на 1 января текущего года.

Дополнительно к нормативным расходам в отрасли учтены расходы бюджетов муниципальных образований на:

приобретение оборудования и капитальный ремонт учреждений культуры, искусства и кинематографии - в размере процента к сумме текущих нормативных затрат учреждений культуры, искусства и кинематографии;

на вновь принятые в муниципальную собственность учреждения культуры, искусства и кинематографии - исходя из расчетов и обоснований, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований.

Расходы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»

Нормативные расходы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» рассчитаны исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе здравоохранения и физической культуры, с учетом повышения федерального уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений на процента . Индексации продуктов питания и медикаментов в раза и коммунальных услуг в раза.

Нормативные расходы на здравоохранение для 1-го муниципального образования рассчитаны путем суммирования расходов на содержание лечебных учреждений, подлежащих финансированию из бюджета i-го муниципального образования по формуле:

R здр.i = R1i + R2i + RЗi + R4i + R5i,

где R здр.i нормативные расходы для i-го муниципального образования на здравоохранение;

R1i - расходы для i-го муниципального образования на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях;

R2i - расходы для i-го муниципального образования на оказание населению прочей медицинской помощи;

RЗi - расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями;

R4i - расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению;

R5i - расходы для i-го муниципального образования на оказание населению межрегиональной медицинской помощи.

Нормативные расходы на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях для i-го муниципального образования ( R1i) определены по формуле:

R1 i = N1 * Ч i,

где N1 - норматив затрат на скорую медицинскую помощь и помощь при социально значимых заболеваниях;

Ч i - численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на оказание населению прочей медицинской помощи для i-го муниципального образования (R2i) определены по формуле:

R2 i = H2 * Ч i,

где Н2 - норматив затрат на прочую медицинскую помощь;

Ч i - численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на оказание населению межрегиональной медицинской помощи для i-го муниципального образования (R5 i) определены по формуле:

R5i = Н5 * Чi,

где Н5- норматив затрат на оказание межрегиональной медицинской помощи в расходах соответствующих муниципальных образований, муниципальные учреждения здравоохранения которых оказывают межрегиональную медицинскую помощь;

Чi - численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями для i-го муниципального образования (R3 i) определены по формуле:

R3i = НЗ * Ч1i,

где НЗ - норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение социально значимых заболеваний;

Ч1i - численность больных социально значимыми заболеваниями, представляемая органам местного самоуправления i-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению, для i-го муниципального образования (R4i) определены по формуле:

R4i = Н4 * Ч2i,

где Н4 - норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение прочих контингентов населения, пользующих льготами по льготному лекарственному обеспечению;

Ч2i - численность больных прочих контингентов населения социально значимыми заболеваниями, представляемая органам местного самоуправления i-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на физическую культуру и спорт для i-го муниципального образования рассчитаны путем суммирования расходов на содержание и организацию работы спортивных сооружений и проведение спортивных мероприятий по формуле:

К физ. i = R1i + R2i,

где К физ. i - нормативные расходы для i-го муниципального образования на физическую культуру и спорт;

R1i - расходы для i-го муниципального образования содержание и организацию работы спортивных сооружений;

R2i - расходы для i-го муниципального образования на проведение спортивных мероприятий.

Нормативные расходы на физическую культуру и спорт для i-го муниципального образования рассчитаны по следующей формуле:

R1i = Н1 * Чi,

где Н1 - норматив расходов на содержание и организацию работы спортивных сооружений, дифференцированный по группам муниципальных образований;

Чi - численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на проведение спортивных мероприятий для i-го муниципального образования определены по формуле:

R2i = Н2 * Ч i,

где Н2 - норматив расходов на проведение спортивных мероприятий;

Ч i - численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Дополнительно к нормативным расходам по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» учтены расходы местных бюджетов на:

- приобретение оборудования и капитальный ремонт учреждений здравоохранения, установленные в размере процента к сумме текущих нормативных затрат учреждений здравоохранения;

- вновь принятые в муниципальную собственность учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта, рассчитанные с учетом обоснований, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований;

- реализацию Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов» в части компенсации расходов по оплате коммунальных услуг донорам и медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Расходы определены на уровне текущего года с учетом индекса-дефлятора роста цен на коммунальные услуги.

2.2. Анализ расходов на развитие социальной сферы Свердловской области

Расходы по финансированию отраслей муниципального хозяйства за 2005 год составили 1085781 тыс. рублей, при уточненном плановом назначении на 2005 год - 1112740 тыс. рублей или выполнены на 96,7 %.

Доля расходов на муниципальное хозяйство занимает 25,1% от расходной части городского бюджета.

Исполнение бюджета в разрезе отраслей муниципального хозяйства характеризуется следующими данными.

Расходы бюджета по разделу «Промышленность энергетика и строительство» по итогам 2005 года сложились в сумме 23978 тыс. рублей при запланированных 30781 тыс.рублей или выполнены на 77,9%. Из них на строительство и реконструкцию направлено 22841 тыс.рублей при уточненных бюджетных назначениях 29643 тыс.рублей или 77,1% к плану.

Расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» были предусмотрены на выполнение работ по межеванию земельных участков под объектами муниципальной собственности. Расходы произведены в полном объеме и составили 803 тыс.рублей.

На финансирование расходов по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика» направлено 106818 тыс.рублей или 99,7% к уточненным бюджетным назначениям. Из них на финансирование предприятий городского пассажирского транспорта в части выполнения государственных полномочий (государственное регулирование цен на пассажирские перевозки) освоен весь объем переданных из областного бюджета ассигнований в размере 71290 тыс.рублей.

Кроме того, за счет собственных доходных источников 5300 тыс.рублей направлено на погашение кредиторской задолженности по расчетам с внебюджетными фондами и 6200 тыс.рублей на покрытие убытков, возникающих от льготного провоза школьников.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета на муниципальное хозяйство занимают расходы, направленные на финансирование жилищно-коммунальной отрасли – 87,9%.

Исполнение бюджетных обязательств по финансированию жилищно-коммунального хозяйства составило 97% к уточненному плану. При запланированных на 2005 год расходах в сумме 983977 тыс. рублей на указанную отрасль муниципального хозяйства направлено 954182 тыс. рублей, что выше на 74446 тыс. рублей  расходов, произведенных в 2004 году. Из них расходы на жилищное хозяйство составили 242240 тыс.рублей при запланированных 254903 тыс.рублей; на коммунальное хозяйство - 661070 тыс.рублей при запланированных 678034 тыс.рублей.

Кассовые расходы бюджета по статье «Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг населению» составили 55619 тыс.рублей при запланированных 58820 тыс. рублей или 94,6% к уточненному плану.

На покрытие убытков по текущему содержанию жилищного фонда направлено 80837 тыс.рублей или 100% к уточненным бюджетным назначениям.

Запланированные в бюджете ассигнования на проведение капитального ремонта жилищного фонда в сумме 98143 тыс.рублей освоены получателями на 92,6% и составили по итогам года 90848 тыс.рублей.

На проведение капитального ремонта лифтового хозяйства направлено 6050  тыс.рублей или 99,5% к ассигнованиям, запланированным в бюджете.

Дотация на теплоснабжение и горячее водоснабжение муниципального жилищного фонда составила 113206 тыс.рублей или 100% к уточненному плану. Дотация на вывоз ЖБО, водоснабжение, водоотведение составила 41478 тыс.рублей или 100% к плану. Расходы бюджета на благоустройство города составили 487863 тыс.рублей или 98% к уточненному плану.

Предусмотренные в бюджете расходы на подготовку инженерных сетей к зимнему периоду освоены на 82%. При запланированных на указанные цели ассигнованиях в размере 22167 тыс.рублей кассовые расходы бюджета составили 18247 тыс.рублей.

Уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2005 году был установлен в размере 90% (2004 год – 90%; 2003 год - 90%; 2002 год – 80%; 2000 год – 42%; 1999 год – 35,1%).

Приоритетными направлениями в расходовании бюджетных средств, как и прежде, остаются образование (39,2%), здравоохранение(13,5%), социальная политика (7%).

На расходы по разделу «Функционирование органов местного самоуправления» направлено 326129 тыс. рублей, что составляет 100% к уточненному плану и 7,5% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу: «Правоохранительная деятельность» составили 165640 тыс. рублей - 100% к уточненному плану и 3,8% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» составили 20195 тыс. рублей или 100 % к уточненным плановым плановых ассигнованиям.

На расходы по разделу «Образование» направлено 1695218 тыс. рублей при уточненных годовых назначениях 1716974 тыс.рублей или 98,7%.

По разделу «Культура, искусство и кинематография» кассовые расходы сложились в сумме 76478 тыс. рублей при уточненном плане 77546 тыс. рублей или 98,6%.

По разделу «Здравоохранение и физическая культура» бюджетные обязательства исполнены на 98,1% и составили 548149 тыс. рублей (план – 595305 тыс.рублей).

Расходы по разделу «Социальная политика» сложились в сумме 302338 тыс. рублей при уточненных плановых ассигнованиях 309551 тыс. рублей или 97,7%.

Кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 01.01.2006 года отсутствует.

Приоритетными направлениями в расходовании бюджетных средств, как и прежде, остаются образование (39,2%), здравоохранение(13,5%), социальная политика (7%).

На расходы по разделу «Функционирование органов местного самоуправления» направлено 326129 тыс. рублей, что составляет 100% к уточненному плану и 7,5% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу: «Правоохранительная деятельность» составили 165640 тыс. рублей - 100% к уточненному плану и 3,8% от общего объема расходов бюджета города.

Расходы по разделу «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» составили 20195 тыс. рублей или 100 % к уточненным плановым плановых ассигнованиям.

На расходы по разделу «Образование» направлено 1695218 тыс. рублей при уточненных годовых назначениях 1716974 тыс.рублей или 98,7%.

По разделу «Культура, искусство и кинематография» кассовые расходы сложились в сумме 76478 тыс. рублей при уточненном плане 77546 тыс. рублей или 98,6%.

По разделу «Здравоохранение и физическая культура» бюджетные обязательства исполнены на 98,1% и составили 548149 тыс. рублей (план – 595305 тыс.рублей).

Расходы по разделу «Социальная политика» сложились в сумме 302338 тыс. рублей при уточненных плановых ассигнованиях 309551 тыс. рублей или 97,7%.

Кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 01.01.2006 года отсутствует.

Заключение

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы), органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов государства, максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов, максимально точный расчет расходов бюджетов, обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов, согласование бюджетов с реализуемой экономической программой, осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В России созрела необходимость создать новую систему формирования бюджетного процесса, которая бы повышала эффективность управления государственными финансами в соответствии с приоритетами госполитики.

Сложившийся ранее традиционный бюджетный процесс не стимулировал увеличение эффективности управления государственными финансами. Новый бюджетный процесс, который должен вступить в силу с 2005 года, повысит самостоятельность и ответственность бюджетополучателей.

При этом, бюджетные ассигнования будут "привязаны к функциям (ведомств) и обоснованы конечными результатами (работы ведомств), повысится самостоятельность и ответственность бюджетополучателей". Одним словом, будет разработана программа целевого планирования с переходом на среднесрочное планирование бюджетного процесса.

Реформирование бюджетного процесса назрело в связи с проведением административной реформы.

Сущностью реформы является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Список литературы

1.     Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Перспектива, 2004.

2.     Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2005. – 288 с.

3.     Бюджетная система России /Под ред. Г.Б. Поляка. – М., ЮНИТИ, 2004. – 540 с.

4.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. – М.: - ЮРАЙТ, 2003.

5.     Бюджетная система РФ: Учебник /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М., Юрайт, 2002.

6.     Бюджетный процесс //Бюджетные организации. Экономика и учет. – 2004. – №7. – с. 9-23.

7.     Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Врублевская О.В. и др. – М.: Перспектива, 2004.

8.     Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2002. – 344 с.

9.     Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования // Сборник работ "Актуальные проблемы современной экономики" - Волгоград: ООО "Ригель", 2005.

10.                       Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2005.

11.                       Государственные финансы /Под ред. В.М. Федосова. – Киев: Лыбидь, 2001.

12.                       Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук – Минск, Высшая школа,2005.

13.                       Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2003.

14.                       Дмитриев М. Бюджетная политика в современной России. – М.: Московский Центр Карнеги, 2002.

15.                       Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ИНФРА-М. – 2003.

16.                       Золотарева А. Совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных финансов. – М., 2004.