Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

         Саратовский государственный социально-экономический университет

  

Кафедра «ДКБ»

По дисциплине «ОДКБ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «Банковская система России и этапы ее развития»

Студентки 5 курса

(5,5лет  программа обучения)

Заочного факультета

Специальность «Финансы и кредит»

Специализация Банковское дело»

Проверил _______________

2008г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Этапы развития банковской системы  в России……………………………4

2. Банковская система России

2.1  Понятие и структура банковской системы…………………………….16

2.2   Банковская система России…………………………………………….24

2.3  Состояние  банковской системы России осенью 2008г………………30

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы………………………………………………………………38

Введение

Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так как именно банки, являясь центром, через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и расчетов осуществление товарно-денежных отношений. В то же время именно благодаря банкам осуществляется перераспределение средств от тех, у кого имеются свободные денежные средства, тем, кому они в данный момент необходимы, благодаря мобилизации свободных денежных средств и выдачи кредитов.

Слово «банк» происходит от итал. «bariko» — стол. Первоначально банки были исключительно конторами, производящими различные денежные операции, и преимущественно меняльными конторами (лавками). Постепенно меняльное дело расширяется, за счет выдачи разнообразных ссуд и привлечения денежных средств, и появляются банки, которые выдают кредиты, принимают вклады и проводят расчетные операции.

Выделяют четыре основных этапа развития банковской деятельности:

I        этап — от античности до возникновения Венецианского банка;

II       этап — с 1156 г. до учреждения Английского банка — 1694 г.;

III      этап — с 1694 г. до конца XVIII-B.;

IV     этап — с начала XIX в. до настоящего времени.

История развития банков привела к тому, что современный банк — это крупный банк, занимающийся достаточно широким кругом вопросов, осуществляющий расчеты и имеющий серьезную роль в экономике.

В курсовой работе будут рассмотрены этапы развития банковской системы  и ее современное состояние в России.

1. Этапы развития банковской системы  в России

           Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада. В своем развитии она прошла несколько этапов. Условно их можно разделить на пять: с середины XVIII в. до 1860г. — период создания и функционирования банков как государственных (казенных); с 1860 по 1917г. — период развития и совершенствования банковской системы; с 1917 по 1930г. — формирование новой банковской системы; с 1932 по 1987г. — стабильное функционирование социалистической банковской системы; с 1988 г. по настоящее время — формирование современной рыночной банковской системы[1].

Началом первого этапа в развитии банковской системы явилось создание в 1733г. государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Но еще до этого в России уже в 1665 г. в Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.

Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка — Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрения внешней торговли.

Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залог ипотеки (сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (ссудные кассы), В 1775 г. появляются Приказы общественного призрения, формирующие капитал за счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.

Начиная с 1786г., когда на базе Петербургского и Московского земельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них — Вспомогательный банк для дворянства (1797г.), особенностью которого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему как частными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовой доход.

В 1817 г. был создан Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы — трансферты). Банк активно выделял выдачу ссуд и вел учет простых и переводных векселей. При этом ему были предоставлены определенные привилегии, в частности, капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путем назначения половины, директоров и утверждало решения правления банка, касающиеся активных операций. Данный банк имел 12 отделений.

В 50-е гг. XIX в. начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. Ведь, по сути, имеющиеся банки были казенными учреждениями с присущими им ростовщическими чертами. Поэтому в 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.

Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860 г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе Государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Среди долгосрочных наиболее известными были: Санкт-Петербургское городское кредитное общество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарной ответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости; Херсонский земский банк, созданный на базе принципа взаимного кредитования; Общество взаимного поземельного кредита (стало банкротом в 1890 г.). В числе краткосрочных институтов можно назвать Санкт-Петербургское общество взаимного кредита и Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, который стал первым акционерным банком. К 1872 г. банковская система России состояла из:

•        Государственного банка;

•        общественных городских и земельных банков;

•        частных банков: долгосрочного кредитования — под залог недвижимости с круговой порукой — и акционерных; под залог городской недвижимости — городские кредитные общества; краткосрочного кредитования — акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г.; сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г.

На начало 80-х гг. XIX в. в России насчитывалось 44 акционерных банка (впервые появились в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товарищества, 32 коммерческих банка, 232 городских общественных банка. Помимо этого появились банкирские конторы, торговые дома, меняльные лавки, которые осуществляли значительное количество банковских операций и также привлекавшие средства клиентов для осуществления высокорисковых операций.

Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной. Но уже к 1914г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: Государственный банк, Комиссия погашения государственных долгов, государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский поземельный банк (1881 г.).

К общественным и частным банкам относились: 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита (1866 г.), 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15 450 ссудо-сберегательных товариществ, 16.000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4.724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита. Наиболее крупными банками были: Петербургский международный банк (1869 г.), Русский банк для внешней торговли (1871 г.), Петербургский учетный и ссудный банк (1869 г.), Петербургский частный коммерческий банк (1864 г.), Азовско-Донской коммерческий банк (1890 г.), Волжско-Камский банк (1870 г.).

Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 г. — полная ее реорганизация. Начался новый, третий этап развития банковской системы России.

В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стала национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. Политика «военного коммунизма» привела к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачу его функций Наркомфину в 1920 г. Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. — банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922—1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, банковская система вновь стала многозвенной. В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Банк находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 г. в России существовали: Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли, общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитная кооперация. Появление этих звеньев кредитной  системы было обусловлено развитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали - паевыми объединениями ремесленников и  частных предпринимателей,  принимавшие  вклады  и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации, это делалось для того, чтобы привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.

Во второй половине 20-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым  Государственный  банк получал  оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков.

Очередным этапом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами. В целом в 1927— 1929 гг. были ликвидированы специфические кредитные функции банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.

Кредитная реформа 1930—1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием, Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной и состояла из: Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений — Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; сберегательных касс, представлявших единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее население путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.

В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: были упразднены два банка — Сельхозбанк и Цекомбанк, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского). Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала до 1988 г.

Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы пять отраслевых банков: Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживание жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, а также Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), специализировавшийся на внешнеэкономической деятельности.

Такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. Принятый Закон «О кооперации» (1988 г.) позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год — 224, а к концу 1991 г. — 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки-однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие свои обязательства.

Определенный порядок наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. были приняты два закона: «О Государственном банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых указывались условия открытия банков, пути и методы контроля за ними[2]. Затем был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им было дано право осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1413 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 образованы вновь. Но, по сути, основная их часть (73 %) состояла из мелких банков общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 2 % от общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация персонала, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банков с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений. Увеличился и совокупный капитал банков. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались либо как «карманные», либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости: Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.

Вплоть до кризиса 1998 г. банковская система развивалась достаточно стабильно. Сначала продолжился рост количества банков, а с 1996 г. началось сокращение. При этом зарегистрированных банков стало больше. Сокращение шло не только за счет снижения темпов роста банков. Причиной уменьшения количества действующих банков становится также их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Особенно резко снижается число паевых, мелких банков и банков с иностранным участием.

Но, несмотря на это, структура коммерческих банков в стране не изменилась, и для этого периода оставались характерными те же тенденции:

• преобладали мелкие и средние банки. Половина коммерческих банков имела уставный капитал менее 1 млн. экю;

• преобладали паевые (1157), акционерные (872) и смешанные (152) банки;

• основная часть банков функционировала в Центральном регионе;

• увеличилось количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом. В 1997 г. за рубежом было открыто 15 филиалов и 312 представительств;

Развитие банков в России практически неразвитой оставалась сеть специализированных банков, например, ипотечных инвестиционных. В 1997г., как и ранее, основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов — населения, предпринимателей, государства. В этом плане отечественная банковская система существенно отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн. руб. В совокупных активах кредитные вложения составляли 44 %, при этом доля экономики — 35 %. На долю государства приходится 154 трлн. руб., или 31 % активов. Причем нужно отметить, что если до 1996г. вклады в государственные ценные бумаги преобладали в активах, то в 1997г. наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором Правительства выступает Сбербанк.

В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения — 140 трлн. руб. и юридических лиц — 89 трлн. руб. На долю срочных вкладов  приходится небольшая часть — 38 трлн. руб. Доля валютных вкладов составила 98 трлн. руб. Однако 1997 г. оказался последним благоприятным годом для коммерческих банков. Первая половина 1998 г. почти не принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев расходы превышали доходы. Структура пассивов и активов банков претерпела существенные изменения, связанные с событиями на финансовом рынке России. Значительно увеличилась доля государственных ценных бумаг в активах коммерческих банков (до 13,6 %). За этот период суммарный капитал 20 крупнейших банков снизился более чем на 15 %, а величина ликвидных активов — в 3 раза. Пытаясь спасти себя, банки начали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И в середине 1998 п начался серьезный банковский кризис, осложнившийся ситуацией 17 августа 1998 г., который включил комплекс процессов: падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала.

Многие, даже крупнейшие банки потерпели фиаско, уменьшилось их общее количество, сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшился собственный капитал, в некоторых случаях он достиг отрицательной величины. В целом капитал банковской системы в рублевом исчислении уменьшился втрое, а в валютном — в 8,5 раз.

Первый этап реформирования (сентябрь 1998 г. — 2000 г.) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном преодолены последствия банковского кризиса, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансово-экономического кризиса 1998 г., восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Однако - банковский сектор все еще не был достаточно развит. Значительная доля его капитала формировалась государством.

Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. На этом этапе завершился период вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности. За период до 2001 г. Банком России было отозвано более 800 лицензий. Банк России получил дополнительные возможности для выполнения функций в области регулирования деятельности кредитных организаций. В соответствии с международным опытом были установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций, определены возможности для предъявления дополнительных требований к руководителям и участникам кредитных организаций.

Все это не могло не сказаться на развитии банковской системы России. Состояние банковского сектора в последние годы свидетельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности. За период с 2000 по 2002 г. совокупные активы банковского сектора в реальном исчислении возросли на 31,8 %, капитал — на 41,7 %, при этом рост капитала наблюдался у 90 % кредитных организаций. Продолжился процесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, повышении качества кредитного портфеля. Существенно улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Однако пока нельзя говорить, что банковская система полностью восстановлена. Совокупные активы российского банковского сектора все еще не превышают 35 % ВВП, невелика и доля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всего послекризисного периода она не превышала 20 %.

Основными факторами, препятствующими развитию банковской деятельности, являются: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность,  недостоверность отчетности многих отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточное правовое обеспечение возможности банковского надзора, уровень странового рейтинга России, низкое качество управления во многих кредитных организациях, недостаточное развитие современных банковских технологий, высокие риски[3].

2. Банковская система России

2.1  Понятие и структура банковской системы

Совокупность всех банков представляет собой банковскую систему, появление которой было обусловлено тем, что их расширяющаяся деятельность не может быть реализована в отдельности, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы. Именно поэтому банковская система начала формироваться только в условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банков не только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена[4].

Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков.

В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, союзы и ассоциации банков, банковскую инфраструктуру и банковский рынок.

В организационном плане банковская система может быть как одноуровневой (однозвенной), так и двухуровневой (двухзвенной).

При одноуровневой системе центральный банк и коммерческие банки находятся на одном уровне, выступая равноправными агентами или отделениями центрального банка. Такая система встречается в странах со слаборазвитой экономикой или странах с тоталитарным режимом. Она была характерна для СССР, когда имеющиеся три банка (Центральный банк, Стройбанк и Внешторгбанк) и сберегательные кассы находились на одном уровне и различались только целями и функциями.

Двухуровневая система представляет собой разделение всех банков на верхний и нижний уровни. На верхнем, первом уровне находится центральный банк, выступающий в роли организатора и контролера денежного обращения в стране, на втором — самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие банки.

Такая система характерна для развитых стран с большим количеством коммерческих банков и обладающим отличным статусом центральным банком.

В соответствии с регламентацией и лицензированием банковскую систему разделяют на: универсальную и специализированную.

В универсальной системе коммерческие банки обладают возможностью выполнять все виды кредитно-финансовых услуг.

В специализированной системе разные коммерческие банки ориентированы на выполнение относительно узкого круга операций.

В чистом виде ни одной из систем не существует, так как каждая имеет свои преимущества и недостатки. В то же время страной, максимально  приближенной к универсальной системе, является Германия, а страной со специализированной  банковской системой — США.

При специализированной банковской системе преимуществом выступает возможность более качественного проведения данной  операции: клиенты, обращающиеся в банк, также рассчитывают на получение только данной услуги, как правило, стоимость таких услуг может быть ниже, чем в универсальном банке. В то же время эти банки более рисковые, так как не происходит диверсификации операций, например, кризис в отрасли (при отраслевой специализации) может привести к банкротству такого банка. При универсализации теряются преимущества специализации как таковой, но при этом значительно уменьшается риск потерь и соответственно увеличивается финансовая устойчивость таких банков. Кроме того, в современных условиях, когда клиенты тесно связаны с банковским обслуживанием (получение заработной платы, оплата платежей, проведение расчетов, получение кредитов), они выбирают универсальный банк, где можно сразу получить весь комплекс необходимых услуг. В силу этого в последние десятилетия наметилась тенденция к постепенному переходу от специализированной банковской системы к универсальной, примером чего является банковская система Японии и Австралии.

Дальнейшее развитие кредита и банков проявляется в расширении, обобществлении финансово-кредитных учреждений, появлении новых задач и функций банковской системы. Если на этапе становления она выполняла роль вытеснения ростовщического кредита путем возрастающего привлечения денежных средств всех экономических агентов, как предприятий, населения, так и государства, то в последующем ее роль существенно изменилась. Современная банковская система выполняет функции не только аккумуляции и мобилизации денежных средств, но и их размещения. Постепенно банковская система превратилась во всесильного монополиста, распоряжающегося почти всем денежным капиталом, в силу чего появилась и расширяется функция посредника в проведении платежей. Развитие безналичного обращения приводит к тому, что основой всех расчетов, проводимых в стране, становится банковская система. Расширился перечень операций, проводимых банками. Однако особая роль именно банковской системы в целом заключается в ее воздействии на социально-экономические процессы, происходящие в стране. При помощи денежно-кредитных рычагов, умело поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, банковская система способна регулировать экономику страны.

Элементы, образующие банковскую систему, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, т. е. имеют различный статус. Но при этом они действуют в одной и той же сфере общественных отношений — сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единый предмет и метод регулирования[5].

Структурные элементы банковской системы могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по наличию государственно-властных полномочий выделяются: центральный банк, как банк, имеющий государственно-властные полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков, таких полномочий не имеющие. Организации, входящие в банковскую систему, могут иметь статус юридического лица (центральный банк, коммерческие и иностранные банки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения центрального банка, представительства и филиалы отечественных и зарубежных банков).

По месту регистрации банки подразделяются на отечественные (национальные банки) и иностранные.

В зависимости от целей, стоящих перед организациями, включенными в банковскую систему, их подразделяют на коммерческие, основной целью деятельности которых является получение прибыли, и некоммерческие организации, например центральный банк, не имеющий цели получения прибыли.

Центральное место в банковской системе занимает центральный банк, который помимо общих для всех кредитных организаций банковских операций выполняет ряд несвойственных им функций: является главным банком страны, выступает эмиссионным центром, проводит денежно-кредитную и валютную политику, осуществляет контроль и надзор за коммерческими банками.

Следующим элементом банковской системы являются кредитные организации, существующие в форме банков и тех небанковских кредитных организаций, которые составляют инфраструктуру банковской системы. В свою очередь коммерческие банки, как было сказано ранее, подразделяются на специализированные и универсальные.

К специализированным банкам относят[6]:

• ипотечные банки, которые специализируются на выдаче кредитов под залог недвижимости на приобретение недвижимости (ипотечных кредитов). Особенностью этих банков является то, что они являются банками долгосрочного кредита, т. е. выдают их на срок от 10 лет и выше (средний срок ипотечного кредита от 20 лет). Для предоставления таких кредитов банк должен обладать долгосрочными ресурсами, в качестве которых выступают собственный капитал банка и привлечены средства, формирующиеся путем выпуска и реализации долгосрочных ипотечных облигаций. Чаще всего такие банки не принимают вклады населения. Последние десятилетия источником ресурсов для таких банков выступает секьюритизация (оформление кредитов в виде ценных бумаг и реализация последних на рынке), что позволяет банкам не только снижать риск операций, а следовательно, снижать проценты по кредитам, но и расширять объемы выдаваемых кредитов;

• инвестиционные банки, основными операциями которых являются операции с ценными бумагами. Различают инвестиционные банки первого типа, характерные для стран с развитым рынком ценных бумаг (например США), и инвестиционные банки второго типа, характерные для стран с недостаточно развитым рынком ценных бумаг (Италия). Инвестиционные банки первого типа выполняют разнообразные операции, связанные только с ценными бумагами—формируют капитал за счет выпуска акций и облигаций, размещают полученные денежные средства в корпоративные, реже государственные ценные бумаги, выступают посредниками на рынке ценных бумаг, выполняют функции андеррайтера при первичном размещении ценных бумаг клиентов. Таким банкам запрещено принимать вклады населения, что связано как с долгосрочностью вложений этих банков, так и с высокой рискованностью проводимых операций.

Инвестиционные банки второго типа осуществляют операции не только с ценными бумагами, но и занимаются долгосрочным кредитованием нефинансового сектора экономики. При этом им разрешено принимать вклады населения, но только на долгосрочной основе, что приводит к необходимости формирования определенных резервов, которые снижают доходность данных банков, так как резервы могут быть размещены только в ликвидные вложения (краткосрочные ценные бумаги, государственные и муниципальные ценные бумаги, голубые фишки), прибыльность которых мала. Для. России в настоящее время характерно появление инвестиционных банков второго типа, так как рынок ценных бумаг в стране еще не получил должного развития;

• сберегательные банки, главным клиентом которых выступает население. Эти банки универсальны по набору операций, они выполняют операции, по привлечению вкладов, выдаче кредитов, проведению расчетов, покупке и продаже ценных бумаг и т. д., но специализация их проявляется в том, что их деятельность неразрывно связана с населением;

• внешнеторговые банки, деятельность которых направлена на обслуживание внешней торговли. Основными операциями этих банков являются осуществление международных расчетов и выдача внешнеторговых кредитов, т. е. кредитование экспортно-импортных операций;

• банкирские дома представляют собой частные банковские учреждения, занимающиеся   учредительской   деятельностью, биржевыми спекуляциями, операциями с драгоценными металлами, управлением доверительными фондами, кредитованием местных органов власти. Такие дома явились первыми банками и.выросли из ростовщичества. В настоящее время их количество незначительно, они встречаются лишь в отдельных странах, в частности, в Германии, США, Франции, Англии. При этом стоит отметить, что на сегодняшний момент они не являются частными, а в большей степени находятся в управлении семьи, например, банкирский дом Ротшильда, Моргана, Рокфеллера;

• инновационные банки, осуществляющие венчурные (рисковые) операции, связанные с реализацией научно-технических проектов;

• почтово-сберегательные банки возникли как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств, проводят кредитование населения. В последнее время в большинстве стран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции этих банков. Наиболее характерны они для Германии. Развитая банковская система предполагает не только большею количество банков, но и разветвленную сеть филиалов и представительств этих банков, позволяющих в большей степени обслуживать клиентов. В банковскую систему включаются и иностранные банки, и их филиалы, действующие на территории данной страны.

Помимо банков, банковская система включает некоторые небанковские институты, которые составляют инфраструктуру банковской системы — отделения инкассации, занимающиеся инкассацией Денежных средств, расчетные организации, проводящие расчеты между банками. Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции: открывать и вести счета юридических лиц, осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков, корпораций по их банковским счетам.

В зависимости от функционального назначения небанковские кредитные организации могут[7]:

• обслуживать юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;

• проводить расчеты по пластиковым карточкам;

• исполнять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

• выполнять операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.

Таким образом, в целом структура банковской системы может быть представлена в виде двух уровней:

1.  Центральный банк.

2.  Банковский сектор:

•    универсальные коммерческие банки;

•    специализированные  коммерческие  банки,  в  том  числе:

сберегательные банки, ипотечные банки, инвестиционные банки, внешнеторговые банки, банкирские дома.

•        небанковские организации, определяющие инфраструктуру банковской системы, включающие инкассаторские и расчетные учреждения.

2.2   Банковская система России

Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, включающую Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России выступает в роли центрального банка страны, и на него возлагаются функции монопольной эмиссии банкнот, банка банков, банка правительства, а также регулирующие и контролирующие функции. Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым в 2002 г. В то же время его статус, задачи, функции, и принципы организации и деятельности как публично-правовой организации определяются Конституцией РФ, а также Законом «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ является государственным банком (что исторически сложилось с момента его возникновения), уставный капитал которого в размере 3 млрд. руб. и иное имущество являются федеральной собственностью (ст. 2 Закона о Центральном банке РФ (Банке России), а Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.

Важным элементом статуса Центрального банка РФ, как и других центральных банков, независимо от формы собственности, является его независимость, которая проявляется в том, что Центробанк не, входит в структуру федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает в качестве субъекта публичного права. Банк РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк в свою очередь не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае такого вмешательства он информирует об этом Государственную Думу и президента. Кроме того, Банк России может защищать свой статус и полномочия в судебном порядке[8].

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности Банка, заслушивает доклады председателя два раза в год о деятельности Банка.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона, который определяет и порядок использования его имущества.

Второй уровень банковской системы представлен кредитными организациями — юридическими лицами, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Банк[9] — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в Центральном банке России и получить лицензию на осуществление определенных банковских операций.

Небанковская кредитная организация — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные упомянутым Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Для России в большей степени, чем для развитых стран, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на начало 2004г. банков с участием государственных унитарных предприятий было свыше 350. Из них только в пяти-шести крупных банках участвовало в капитале непосредственно государство. Наиболее крупным из них является Сберегательный банк.

В соответствии с российским законодательством, а именно Законом «О банках и банковской деятельности», коммерческие банки могут выполнять следующие виды операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов[10].

Кроме банковских операций, они могут выполнять и определенные сделки: выдачу гарантий, приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, осуществление операций с драгоценными металлами и камнями, предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей, лизинговые операции, оказание консультационных и информационных услуг.

Однако, несмотря на такой широкий перечень операций, российские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом числе операций. Среди пассивных основными выступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов населения, на которые приходится свыше 55 % пассивов.

Что касается активных операций, то преобладающими являются кредиты. Большая часть активов коммерческих банков размещена на корреспондентских счетах банков. Среди прочих операций банков основное место занимают операции с иностранной валютой.

В России коммерческие банки в основном универсальны, т. е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов. По сравнению с другими странами мала доля специализированных банков, ориентирующихся на выполнение одной или двух основных операций или обслуживание определенного вида клиентов. Среди них особую роль играет Сберегательный банк России, наиболее крупный банк по размерам собственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети. На рынке банковских услуг Сберегательному банку принадлежит значительная роль в привлечении средств физических лиц (на него приходится 75 % всех вкладов), он остается одним из немногих банков, занимающихся кредитованием физических лиц.

Инвестиционным банкам в нашей стране пока очень трудно выживать в силу неразвитости рынка ценных бумаг, отсутствия большого объема эмитентов корпоративных ценных бумаг, поэтому такие банки в большей степени выполняют роль универсальных, нежели специализированных.

Особо стоит сказать о таких специализированных банках, как Внешэкономбанк и Внешторгбанк России, занимающихся обслуживанием внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России. Существуют банки достаточно долго, доля их капитала принадлежит государству, они являются своеобразными монополистами в своей области.

В целом стоит отметить, что специализированные банки только начинают развиваться.

В банковскую систему России, помимо Банка России и кредитных организаций, включены также филиалы и представительства иностранных банков. При этом под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Представительством по законодательству России признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое, представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Следовательно, если филиалы иностранных банков вправе заниматься предпринимательской и представительской деятельностью на территории России, в том числе осуществлять банковские операции и иные разрешенные им виды банковской деятельности, то представительства не вправе осуществлять банковские операции, другие виды деятельности, кроме представительской.

Если говорить о банковской системе в широком смысле слова, то в России законодательно разрешено кредитным организациям создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, а их деятельность не может преследовать цель извлечения прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций (например, Ассоциации российских банков) являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решение иных совместных задач.

В отличие от союзов и ассоциаций, группы кредитных организаций и холдинги вправе осуществлять банковские операции. При этом статус кредитной организации на группы и холдинги не распространяется, а банковские операции осуществляются от имени участвующих в группе или холдинге организаций. Группу кредитных организаций образуют равноправные хозяйственные общества, а холдинги предполагают существование основной кредитной организации и дочерних кредитных организаций в результате преобладающего участия в их уставном капитале основной организации, которая в силу этого либо в соответствии с заключенным между ними договором может определять решения, принимаемые данным обществом.

2.3  Состояние  банковской системы России осенью 2008г.

Активы банковского сектора в сентябре 2008 г. увеличились на 2.2%, годовые темпы их роста составили 35.5%. В целом эти результаты можно было бы считать вполне удовлетворительными — по крайней мере, в течение трех месяцев из последних девяти (в январе, апреле и июле) банковский сектор расширялся медленнее, чем в сентябре[11].

В то же время 85% увеличения активов пришлось на три крупнейших банка — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Их суммарные активы выросли на 5.1%. Рост активов всех остальных кредитных организаций составил 0.5%.

Привлеченные средства банков увеличились за истекший месяц на 2.4%. При этом структура их роста была сходна со структурой роста активов. Три крупнейших банка нарастили объем привлеченных средств на 6.1%, тогда как по всем остальным банкам объем заемных ресурсов остался практически неизменным, увеличившись только на 0.2%.

Структура роста собственных средств банков в сентябре 2008 г. была противоположной. Их общий объем вырос на 1.3%. При этом суммарно у трех крупнейших банков объем собственных средств не изменился, а у всех остальных он увеличился на 2.3%.

Прибыль банковского сектора в сентябре резко упала: ее объем составил на конец периода всего 1.3.млрд. руб. Соответственно, рентабельность активов оказалась практически нулевой. По трем крупнейшим банкам суммарный финансовый результат за месяц составил менее 0.3 млрд. руб. ВТБ и Газпромбанк понесли убытки в размере 8.0 и 5.2 млрд. руб. соответственно, что практически равняется прибыли в сентябре Сбербанка (13.5 млрд. руб.).

В сентябре 2008 г. основным ресурсом развития банковского сектора стали средства денежных властей. Депозиты Минфина и кредиты, предоставленные Банком России, обеспечили весь прирост операций банков. Суммарный прирост других видов привлеченных и собственных средств в истекшем месяце был практически нулевым.

Средства физических лиц в банках сократились за сентябрь 2008 г. на 1.4%, или на 86 млрд. руб. Годовые темпы роста данного показателя упали до 27.0%.

Рублевые средства физических лиц сократились за месяц на 2.1%, или на 109 млрд. руб. Рублевый же эквивалент счетов и депозитов в иностранной валюте вырос на 2.7%, или на 22 млрд. руб. А поскольку курс доллара к рублю в сентябре повысился на 3.2%, а евро — на 0.8%, получается, что практически весь рост валютных средств населения был обусловлен эффектом курсовой переоценки.

Одним из "рекордсменов" по оттоку средств физических лиц в сентябре стал Росбанк, в котором объем вкладов населения снизился на 16.6 млрд. руб. Однако весьма вероятно, что это во многом связано с операциями крупных клиентов Росбанка. В частности, известно, что в мае текущего года в этом банке был размещен крупный депозит (свыше 2.5 млрд. долл.) совладельца группы "ОНЭКСИМ" М. Прохорова. А в сентябре группой "ОНЭКСИМ" был приобретен инвестбанк "Ренессанс-Капитал" (50% минус одна акция) за 500 млн. долл., и еще до 300 млн. долл. составил размер кредитной линии "ОНЭКСИМа" "Ренессанс-Капиталу". Если сокращение средств в Росбанке действительно было обусловлено данной сделкой, то это означает, что валютные вклады в прочих банках выросли за сентябрь не менее чем на 1.5% в долларовом выражении.

Действия населения вызваны, во-первых, падением реальной доходности рублевых депозитов в условиях высокой инфляции, что ведет к снижению нормы сбережений; во-вторых, усилением девальвационных ожиданий, стимулирующим рост сбережений в наличной иностранной валюте и в банковских депозитах в иностранной валюте, несмотря на более низкую номинальную доходность последних.

Средства корпоративного сектора, размещенные в банках, по состоянию на 01.10.2008 увеличились за месяц на 0.6% и на 30.7% по сравнению с аналогичной датой предыдущего года. При этом объем средств на расчетных счетах вырос на 4.1%, а объем срочных депозитов корпоративных клиентов, наоборот, сократился на 3.2%. Это может свидетельствовать об окончании периода избытка финансовых ресурсов в реальном секторе.

За последний год прирост совокупных средств предприятий и организаций в банках составил 1.4 трлн. руб., из которых более 1.2 трлн. руб. пришлось на срочные депозиты. Эти ресурсы можно рассматривать как избыточные накопления корпоративного сектора, не находившие применения ни в текущей, ни в инвестиционной деятельности предприятий. Ухудшение доступа к кредитным ресурсам, предоставляемым отечественным и зарубежным финансовым секторам, привело к прекращению роста накоплений корпоративного сектора экономики. В дальнейшем, по мере сужения кредитного рынка, можно ожидать продолжения сокращения срочных банковских депозитов предприятий.

Объем иностранных пассивов в долларовом выражении в сентябре 2008 г. сократился на 1.4 млрд. долл. Рост рублевого эквивалента иностранных пассивов произошел исключительно вследствие обесценения рубля как к доллару, так и к евро. Фактический объем операций банков по привлечению зарубежных ресурсов был близок к нулю или оказался незначительно отрицательным.

В целом за третий квартал 2008 г. приток иностранных пассивов в банковский сектор достиг примерно 9 млрд. долл., включая участие в капитале. При этом банки должны были погасить за данный период старых займов на 20 млрд. долл. Таким образом, валовой приток зарубежных заемных ресурсов в банковский сектор за июль-сентябрь составил 28–29 млрд. долл.

Государственная поддержка банковского сектора достигла беспрецедентного уровня: объем депозитов Минфина, размещенных в банках, увеличился за месяц на 470 млрд. руб., кредитов Банка России — на 75 млрд. руб. Суммарно эти два источника обеспечили в сентябре практически весь объем расширения банковских активов.

При этом, как и в августе, распределение государственных средств концентрировалось преимущественно в крупных государственных банках: около 80% прироста депозитов Минфина (370 из 468 млрд. руб.) пришлось на Сбербанк, банки группы ВТБ и Газпромбанк.

В сентябре 2008 г. банки получили возможность распоряжаться значительным объемом ресурсов. Помимо средств денежных властей дополнительным источником их притока в банковскую систему послужило снижение нормативов обязательного резервирования. Суммарная величина средств, обусловленная этими мерами, оценивается за рассматриваемый период в 790 млрд. руб.

Благодаря полученным ресурсам банки смогли не только увеличить ликвидность и разместить значительный объем средств в иностранных банках, но и, в условиях сжатия депозитной базы, продолжить наращивание кредитования нефинансового сектора экономики.

Темпы роста банковского портфеля кредитов физическим лицам хотя и снижаются, но остаются на достаточно высоком уровне: в сентябре кредиты населению выросли на 3.2%. Годовые темпы их роста сохраняются на уровне 50%.

Прервалась тенденция улучшения качества розничного кредитного портфеля: впервые с февраля текущего года темпы роста просроченных кредитов оказались выше, чем темпы роста совокупного объема задолженности физических лиц перед банками. Объем просроченной задолженности увеличился на 8.2 млрд. руб. — на столько же он вырос за июнь-август 2008 г.

Объем выданных в третьем квартале ипотечных кредитов составил 198 млрд. руб. Это лишь на 5% больше, чем во втором квартале текущего, и на 23%, чем в третьем квартале предыдущего года. Темпы роста данного показателя заметно снизились по сравнению с предыдущим кварталом: во втором квартале 2008 г. объем выданных ипотечных кредитов вырос на 25% к предыдущему кварталу и на 56% к соответствующему периоду 2007 г.

В то же время объем задолженности населения перед банками по ипотечным кредитам продолжает расти: ее прирост составил в третьем квартале 2008 г. 150 млрд. руб., или 18%. Сопоставление динамики объемов выдачи ипотечных кредитов и прироста задолженности позволяет сделать вывод, что замедление выдачи ипотеки в третьем квартале произошло главным образом за счет сокращения рефинансирования и секьюритизации. Объем списаний ипотечной задолженности с банковских балансов (сумма погашений, продажи портфелей, секьюритизации и др.) снизился по сравнению с предыдущим кварталом более чем на четверть.

Кредитование корпоративного сектора в сентябре 2008 г. ощутимо замедлилось: объем кредитов вырос за месяц на 1.7%, что является минимальным уровнем более чем за два года. Годовые темпы роста при этом снизились до 43.4%. Рост кредитования продолжался в сентябре в условиях стагнации депозитной базы. Суммарный объем счетов и депозитов физических лиц и корпоративных клиентов сократился за месяц на 50 млрд. руб., а суммарные кредиты выросли на 325 млрд. руб. В результате разрыв между банковскими кредитами экономике и депозитами небанковского сектора увеличился с 3.4 до почти 3.8 трлн. руб.

Иностранные активы банков, согласно балансовой отчетности, в сентябре 2008 г. увеличились на 14.0 млрд. долл., поставив тем самым рекорд месячного оттока банковских активов за рубеж.

Как и в августе, основной отток капитала из банковского сектора пришелся на группу дочерних банков нерезидентов и группу государственных банков. Причем если в августе эти две группы вывели за рубеж около 75% совокупного оттока банковских активов, или 7.6 млрд. долл., то в сентябре — уже более 90% (почти 13 млрд. долл.).

При этом резкий рост иностранных активов сопровождался также увеличением чистой валютной позиции банков: превышение активов банков в иностранной валюте над пассивами банков в иностранной валюте составило по итогам сентября 20 млрд. долл., или 2.2% от совокупных активов банковского сектора. Таким образом, подтверждается, что банки в ожидании дальнейшей девальвации национальной валюты занимали короткие позиции по отношению к рублю.

Ликвидность банковского сектора за сентябрь 2008 г. покинула критическую зону, куда она опустилась в конце августа: отношение ликвидных активов к совокупным активам банков выросло в сентябре с 4.5% (минимум с 2002 г.) до 5.1% (средний уровень текущего года). При этом объем ликвидных активов увеличился на 185 млрд. руб., что меньше, чем величина ресурсов, высвобожденных снижением нормативов обязательных отчислений, — 245 млрд. руб.

Позитивным фактором является то, что увеличился объем ликвидности у средних и мелких банков: около 3/4 прироста средств на корсчетах в Банке России и более 60% совокупного увеличения ликвидных активов пришлось на данный сегмент банковского сектора.

Ставки межбанковского рынка весь сентябрь находились на весьма высоких уровнях, доходя в отдельные дни до 10–12% годовых (MIACR на 1 день). Объемы операций РЕПО с Банком России превышали в такие дни 350 млрд. руб. Лишь к концу месяца, с размещением трехмесячных депозитов Минфина, рынок немного успокоился: ставки ненадолго вернулись на уровень 4–5% годовых, а объемы РЕПО снизились до уровня менее 100 млрд. руб. в день. По итогам месяца межбанковский рынок сжался более чем на 150 млрд. руб. — настолько уменьшилась совокупная задолженность по кредитам других банков.

Заключение

Сегодня в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках очень важно объективно взглянуть на ситуацию в банковском секторе. Информация провоцирует дестабилизацию в банковском секторе, а клиентов банков - на досрочное изъятие своих средств.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков 23 октября т.г. Государственная Дума РФ приняла сразу в трех чтениях Закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года", направленный на предупреждение банкротства кредитных организаций[12].

 Приоритетным при реализации этого Закона является сохранение активов проблемного банка в обороте и обеспечение системной стабильности путем перехода банка под контроль нового инвестора без отзыва лицензии. Выполнение новых функций по предупреждению банкротства банков и соответствующую организационную работу предлагается поручить Агентству по страхованию вкладов. Такая работа будет вестись в тесном взаимодействии и под контролем Банка России.

Согласно закону, в случае если финансовое положение банка неустойчиво, угрожает интересам вкладчиков и кредиторов, то Банк России может направить АСВ предложение принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом Банк России может не отзывать у банка лицензию и предоставить рассрочку по платежам в обязательные резервы, депонируемые в Банке России. В этом случае АСВ разрабатывает план участия в предупреждении банкротства банка, который согласовывается с Банком России. Законопроект предусматривает несколько вариантов мер, которые будут осуществляться в соответствии с планом участия.               Законом предусмотрено необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. Помимо средств новых инвесторов допускается использование и средства федерального бюджета, фондов страхования вкладов, а также Банка России. Согласно Закону Агентство может оказывать финансовую помощь инвесторам, приобретающим контрольный пакет акций неустойчивой кредитной организации, а также тем банкам, которые будут готовы выкупить имущество и обязательства должника. Если инвесторы и покупатели имущества не будут найдены, то Агентство сможет само приобрести контрольный пакет акций и осуществить соответствующие вложения в капитал банка с использованием средств фонда обязательного страхования вкладов, но только при условии, если расходование средств фонда уменьшит затраты при ликвидации банка и это не повлияет на устойчивость фонда.

Таким образом, при возникновении проблем у того или иного банка, не будет запускаться стандартная процедура банкротства, неустойчивой коммерческой организации своевременно будет оказана финансовая помощь, и она сразу же продолжит выполнять все обязательства перед своими клиентами, вкладчиками и кредиторами. При этом к новому инвестору переходят все обязательства перед всеми вкладчиками независимо от суммы вклада. Следовательно, новый закон обеспечивает гарантии сохранности не только вкладов до 700 тысяч рублей, но и более крупных вкладов без ограничения суммы.

Список литературы

1. ФЗ  РФ «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 8 апреля 2008 года);

  2.  О составлении финансовой отчетности. Инструкция Банка России от 01.10.97 №17 с изменениями от 04.02.98 №162-У, от 12.05.98 №225-У.

3.  Банковское дело / под ред. Е.-Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили.  М.: Юнити, 2006.

4. Банковское дело: учебник для вузов/ Е.П. Жарковская – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

5. Банковское дело: учебник для вузов, 2-е изд. / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроликовецкой.- СПб.: Питер, 2008.

5.  Гиляровская  Л.Т. Комплексный анализ  финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов: учеб. Пособие для вузов. Спб.: Питер, 2003

6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2005г.

7. Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф. Г.Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова.- М.: Магистр, 2008

8. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка.- М.: ДИС, 2002г.

9. Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

10.Тосунян Г. А.  Банковское дело в России:  опыт,  проблемы, перспективы. М.: Наука, 2003.

11. Черкасов В. Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: БЕК, 2003.

 12. http://www.vedi.ru/


[1] Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

[2] Тосунян Г. А.  Банковское дело в России:  опыт,  проблемы, перспективы. М.: Наука, 2003.

[3] Банковское дело: учебник для вузов, 2-е изд. / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроликовецкой.- СПб.: Питер, 2008.

[4] . Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф. Г.Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова.- М.: Магистр, 2008

[5] Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

[6]  Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф. Г.Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова.- М.: Магистр, 2008

[7] . Основы банковского дела: учебное пособие для сред. проф. образования / под ред. проф. Г.Г. Коробовой и проф. Ю.И. Коробова.- М.: Магистр, 2008

[8] Банковское дело: учебник для вузов/ Е.П. Жарковская – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

[9] Банковское дело: учебник для вузов, 2-е изд. / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроликовецкой.- СПб.: Питер, 2008.

[10] Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

[11] http://www.vedi.ru/

[12] http://www.vedi.ru/