ЭКОНОМИКА СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

Под редакцией академика Международной академии науки

высшей школы, доктора экономических наук, профессора

Е. Н. ЖИЛЬЦОВА

КАЗАНЬ, 1996 г.

ББК 65.9.(2)49

Ж72

0.77(02)-91 -заказное Дополненное и переработанное

 

ISBN 5-211 -02243-2

Авторский  коллектив:

д. э. н., профессор Е. Н. Жильцов—главы: 1, 2, 3, 4 (§ 1), 8,10 д. э. н., профессор Я. А. Восколович—главы: 4, (§ 1, 2), 5, 6 (§ 1, 2), 7 (§ 1)

д. э. н., профессор В. Я. Казаков— главы: 6 (§ 3, 4), 7 (§ 2, 3, 4, 5), 9 (§ 1, 2, 3, 4)

Рецензенты:

доктор экономических наук профессор Пивоваров В, И. доктор экономических наук профессор Аристер Н. И.

Научно-вспомогательная работа по подготовке учебного пособия к изданию

выполнена: Т, И, Афанаськовой, Л. А. Давыдовой, И. Ю. Фомченковой,

Т. В. Тарелкиной, Л. В. Байдаковой, Е. Г. Славиной.

© Жильцов Е. Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .....................................      5

ГЛАВА 1. ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ . ................     7

§ 1. Факторы развития сферы услуг....................     7

§2. Природа услуги. ............................      13

§ 3. Концепция качества набора услуг. ..................    17

§ 4. Классификация сферы услуг.....................  20

ГЛАВА 2. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ УСЛУГ..........      31

ГЛАВА 3. РЫНОК ПЛАТНЫХ УСЛУГ И ИХ ОСОБЕННОСТИ......      47

ГЛАВА4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ УСЛУГ. ........      54

§ 1. Характер и особенности малого и среднего бизнеса..........  54

§ 2. Специфика маркетинга в сфере у слуг. ................    60

ГЛАВА 5. УСЛУГИ ТОРГОВЛИ И ВНЕДОМАШНЕГО ПИТАНИЯ . ...      67

ГЛАВА 6. УСЛУГИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА,

ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ . .....................     82

§ 1. Специфика услуг рекреации и туризма, их классификация ....    82

§ 2. Место услуг туризма и рекреации в национальной экономике . .           87 § 3. Специфика рынка услуг туризма и рекреации, его государствен­ ное регулирование ............................. 92

§ 4. Особенности развития коммерческой деятельности в туризме...    96

ГЛАВА 7. ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ .........................      102

§ 1. Деловые услуги, их сущность и специфика, .............    102

§ 2. Факторы развития деловых услуг в постиндустриальном обще­ стве ......................................     105

§ 3. Специфика рынка деловых услуг и его перспективы. ........   109

§4. Рынок финансовых услуг. ......................  111

§ 5. Специфика российского рынка ценных бумаг. ...........    120

ГЛАВА 8. МАТЕРИАЛЬНО БЫТОВЫЕ УСЛУГИ . .............      122

§ 1. Общая характеристика материально-бытовых услуг. ........  122

§ 2. Рынок транспортно-коммуникационных и коммунальных услуг .         126

§ 3. Услуги жилищного хозяйства.....................    131

§ 4. Рынок бытовых услуг.........................  145

ГЛАВА 9. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НАУЧНЫХ

И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛУГ. ......           152

§ 1. Интеллектуальная собственность-основа инновационной деятель­ ности ..........................                 152

§ 2. Особенности интеллектуальной деятельности в науке   Научные знания как товар ...............                     <«

§3. Сущность инновационного процесса. ........             J69

§ 4. Организационные формы инновационной деятельности. '.'.'.!!!      176 ГЛАВА 10. ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ. ......      188

ВВЕДЕНИЕ

Закономерностью развития современной цивилизации являет ся превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступ­ление современного общества в постиндустриальную стадию раз­вития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духов­ных потребностей людей, в рациональном использовании свобод­ного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Переход к рынку в России и строительство смешанной россий­ской экономики включает сложный процесс становления рынка услуг. Особенность природы услуг обусловливает отличие рынка услуг от рынка обычных товаров. Это в свою очередь придает специфические черты организации предпринимательства и марке­тинга в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое пред­принимательство. С точки зрения особенности природы конкрет­ных видов услуг соотношение рыночных, платных и нерыночных, бесплатных начал является неодинаковым в различных сервисных отраслях. Наряду с отраслями сферы услуг, где может действо­вать рынок свободной конкуренции, существуют сервисные отрас­ли, где услуги являются объектом жесткого государственного ре­гулирования. Кроме того, есть некоторые услуги, которые не мо­гут быть включены в сферу рыночных отношения и являются ча­стью общественного сектора экономики. В данной работе уделяет­ся внимание рыночному сектору услуг и особенностям функцио­нирования отраслевых рынков услуг.

Книга предназначена для работников сервисных отраслей, пре­подавателей, аспирантов и студентов, специализирующихся по во просам экономики сферы услуг.

Глава 1.

ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

§ 1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Развитие современной цивилизации характеризуется ускоренным ростом сектора услуг по сравнению с другими секторами националь­ного хозяйства. Международная статистика выделяет в националь­ном хозяйстве три крупных сектора: первичный (сельское и лесное хозяйство, добывающие отрасли); вторичный (перерабатывающие отрасли) и третичный—сфера услуг или сервисный сектор, ч

На рубеже 80 —90-х годов доля третичного сектора, т. е. сферы услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) в развитых странах мира составляла 63%, а в развивающихся странах—49%. В настоя­щее время в развитых странах абсолютно и относительно числен­ность занятых в сфере услуг (в сервисном секторе) превышает чис­ленность занятых в других секторах национального хозяйства.

В США доля занятых в сфере услуг превысила 50-ти процент­ный рубеж в 1955 году, в Великобритании — в 1960 году, во Фран ции — в 1970 году, в Японии —в 1975 году, в ФРГ и Италии —в 1980 году, а в России —в 1995 году. "

Превращение сферы услуг в доминирующий сектор националь­ного хозяйства по производству валового внутреннего продукта и численности занятых получило название "сервисной революции". Эти процессы совпали с информационно-технологической рево­люцией. В результате к концу XX века на смену индустриального общества экстенсивного типа, на смену общества "фабричных труб" приходит информационно-сервисное общество интенсивного типа развития.

Ускоренное развитие сферы услуг обусловлено действием ряда факторов.

Во-первых, решающим фактором расширения сферы услуг яв­ляется рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса и на этой основе повышение мате­риального благосостояния людей и улучшение качества их жизне­деятельности. В конце прошлого века немецким ученым Э. Энге-

л ем (1821 — 1896) была установлена статистическая зависимость изменения структуры потребления от роста доходов населения.

Первый закон Энгеля гласит, что чем выше уровень доходов, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на продовольственные товары низшего качества, а согласно второ­му закону Энгеля—чем выше благосостояние населения и чем вы­ше уровень доходов, тем большая часть расходов потребителя при­ходится на продовольственные товары высшего качества и на ус­луги, связанные с развитием человека. Следовательно, высокому уровню благосостояния и высокому качеству жизни населения со­ответствует низкая доля расходов на питание и высокая доля рас­ходов на услуги в семейном бюджете. В странах с развитой ры­ночной экономикой доля питания в расходной части семейного бюджета составляет 18 — 20 процентов, а доля услуг —35 —40 про­центов. Принято относить к бедным страны, где население половину своего семейного бюджета расходует на питание.

В современной экономической литературе выявляются более сложные зависимости платежеспособного спроса на товары и ус­луги разного рода от доходов и определяются разные коэффици­енты эластичности спроса от дохода. Устанавливается взаимосвязь эластичности спроса от дохода (эффект дохода) с эластичностью спроса от цены (эффект замещения). Так, принято считать, что положительный эффект дохода возникает в ситуации, когда рост доходов непосредственно ведет к повышению спроса на товары высокого качества и услуги до момента их насыщения. При этом эффект дохода может усилить эффект замещения. Но возможна ситуация, когда возникает отрицательный эффект дохода и он силь­нее эффекта замещения. В таких случаях речь идет о товарах и услугах, отличающихся малоэластичностью или неэластичностью. Так, например, медицинские услуги и услуги отраслей естествен­ных монополий (коммунальные, транспортные, коммуникацион­ные и т. д.) относятся к жизненно важным благам и спрос на них может не зависеть от изменения цен и доходов. Люди не могут отказаться от них ради потребления других благ.

Во-вторых, с ростом общественного разделения труда изменя­ется соотношение рабочего и свободного времени, соотношение трудовой и досуговой деятельности. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода услуги. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуговой деятельности и разнообразными становятся формы использования свободного времени — занятие спортом, участие в культурных, оз­доровительных мероприятиях, путешествия, туризм, занятие лю­бительским делом (хобби) и т. д.

В-третьих, с развитием современной цивилизации и повыше­ния качества жизни людей возрастают требования к охране окру-

жающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабже­нию и канализации и уборке мусора. Появляются новые виды ус­луг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды. Усиливающееся стремление к рациональному использова­нию ограниченных ресурсов породило такие услуги, как прокат­ная форма обслуживания, торговля по заказу и т. д.

В-четвертых, усложняются социально-демографические процес­сы в современном обществе. В связи с увеличением продолжитель­ности жизни идет процесс постарения общества, это влечет за со­бой рост услуг системы социального обеспечения и здравоохране­ния. Расходы на медицинские услуги одного человека пожилого и пенсионного возраста в 3 — 4,5 раза выше, чем человек молодых лет. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социально-экономической жизни общества. Расширяется участие женщин в общественном производстве, причем процесс феминиза­ции затронул многие сферы занятости. Социально-экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на мно­гие услуги, ранее выполняемые в домашних условиях — приготов­ление пищи, стирка, уборка квартиры и т. д. Возникла потреб­ность в фирмах, специализирующихся на выполнении внедомаш-них услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.

Усложнились семейные отношения — возросло число разводов и уменьшилось число лиц, состоящих в браке. Это усложняло ре­шение жилищной проблемы.

В-пятых, более сложной стала диалектика взаимодействия двух противоречивых тенденций развития современного общества — ин­дивидуализации и социальной интеграции людей. С одной сторо­ны, идут процессы индивидуализации условий жизни людей, ко­торые опираются на процессы индивидуализации развития совре­менной техники (миниатюризация информационной технологии, персональные компьютеры и видеосистемы, персональные автомо­били и бытовая техника индивидуального пользования и т. д.). Усиливается потребность человека к укладу жизни, связанного с природой, способствующего выражению его индивидуальности.

Отсюда в развитых странах усиливается тенденция к деурба-низации, стремление среднего класса к проживанию в собствен­ных домах в окрестности крупных городов. Возрастает также тен­денция молодых людей жить отдельно от родителей и чем старше возраст, тем больше стремление оставить родительский дом.

С другой стороны, для предотвращения гипериндивидуализа­ции и фрагментации современного общества с развитой рыночной экономикой первостепенное значение приобратает усиление пра­вовых функций государства, широкое распространение сферы дей­ствия договорного права. Интенсивно идет процесс превращения современного общества в "договорное", "контрактное" общество. Индивидуальная свобода не представляет собой абсолютной сво-

боды. Она базируется на законодательно закрепленном балансе прав и ответственности, на балансе между освобождением от соци­альных регламентации и социальной защите в рамках коллектива. Важную роль в поддержании равновесия индивидуального и об­щественно-коллективного играют посреднические структуры. К ним, наряду с традиционными общественными институтами — религией и семьей, относятся добровольные общественные объединения, не­коммерческие организации, функционирующие на принципах са моуправления и самоорганизации, низовой демократии.

Возросшая сложность социальной интеграции членов общества расширила спрос на многие деловые услуги, в том числе на юри­дическую помощь при заключении имущественных сделок, при взаимоотношении с налоговыми службами и т. д.

В-шестых, идет интенсивный процесс роста объема основных фон­дов в домашнем хозяйстве и повышение технической оснащенности его. Происходит быстрое моральное старение оборудования и техни­ки домашнего назначения. Появляются новые товары длительного пользования в домашнем хозяйстве. Высокими темпами в развитых странах идет компьютеризация домашнего хозяйства и создаются воз­можности осуществлять многие торговые, страховые, рекламные, бан­ковские операции непосредственно на дому. Растет потребность до­машнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования и бытовой техники.

В-седьмых, более высокий рост занятости в сфере услуг по сравнению с промышленным производством объясняется тем, что производительность труда в сервисных отраслях повышается мед­леннее, чем в индустриальных. Отставание производительности труда в сфере услуг по сравнению с другими секторами экономики связано со спецификой природы услуги и ограниченными возмож­ностями ее технизации.

Трудосберегающий эффект научно-технического прогресса в сфере услуг меньше, чем в отраслях материального производства. Применение современной техники и прогрессивного оборудования в сфере услуг не приводит к сколько-нибудь значительному вы­свобождению работников, но может способствовать повышению качества услуг и улучшить условия трудовой деятельности работ­ников этой сферы. Поэтому сектор услуг относится к трудоемкому сектору современной экономики.

Вместе с тем исследования показывают, что разные услуги имеют неодинаковую степень восприимчивости к научно-техническому про­грессу и соответственно различные темпы роста производительно­сти труда. Но во всей сфере услуг преобладает тенденция отстава­ния роста производительности труда и повышения трудоемкости по сравнению с производственной сферой.

В-восьмых, рост сферы услуг есть отражение процесса углуб­ления общественного разделения труда, процесса "отпочковыва-ния" ранее существовавших в недрах материального производства

Ю

услуг от него и превращения их в самостоятельные специализиро­ванные виды и отрасли деятельности. Благодаря этому обеспечи­вается повышение общественной производительности труда.

В настоящее время в промышленности примерно около 1/3 — 1/4 части работников занята непосредственным воздействием на природу и ее преобразованием, для человеческих потребностей, а 2/3 или 4/5 выполняют сервисные виды деятельности, связанные в том числе с техническим обслуживанием и ремонтом машин, управлением, планированием, контролем, научно-исследователь­ской работой, повышением квалификации и производственным обу­чением, коммерческой деятельностью, включая рекламу и т. д.

По данным немецкого Института национального хозяйства на начало 90-х годов в промышленном производстве доля сервисных видов деятельности, то есть так называемых "невидимых" услуг, составляла 80,6% в том числе информационно-образовательные ус­луги—11,6%, управленческие —6,11%, научные исследования — 4,9%. В промышленном производстве существует разный уровень специализации внутрипроизводственных услуг. Наряду с услуга­ми, оказываемыми для собственных нужд, возникает необходи­мость для оказания услуг посторонним организациям. Доля по­следних услуг становится весьма существенной при выполнении таких сервисных видов деятельности, как обучение рекламных ра­ботников, экспертиза, лизинг, аренда, установка оборудования и технический осмотр, вычислительные работы. Дальнейшее углуб­ление специализации сервисных видов деятельности приводит к превращению их из "невидимых" в "видимые". Этот процесс от-почковывания может создать иллюзию роста объема услуг, хотя в действительности объем услуг остается таким же, только произош­ла их структурная перегруппировка.

Превращение услуг производственного характера, ранее вы­полняемых силами самого производства, в самостоятельные от­расли и подотрасли сферы услуг нельзя упрощенно представлять как замещение материального производства сферой услуг. На са­мом деле речь идет не об альтернативности двух сфер народного хозяйства, а о взаимной дополняемости их. •

Дополняемость усиливается до такой степени, что границы меж­ду производственной сферой и сферой услуг становятся подвиж­ными, происходит взаимное проникновение одной сферы в дру­гую. С появлением информационных услуг стираются границы между двумя сферами. Это выражается в повышении уровня тех­нической оснащенности услуг, в их компьютеризации. С другой стороны, возрастает роль услуг в неценовой конкуренции промыш­ленных товаров Ч Наличие большой сети самостоятельных сервис-

1 Развитие посреднических услуг в рыночной экономике, в частности, услуг рыночной инфраструктуры, выполняет своеобразную регулирующую функцию це­нообразования, исключая значительное колебание цен на рынке.

11

ных служб деловых услуг благоприятствует развитию малых и средних предприятий. Так, развитие малого бизнеса в США стало возможным в результате создания широкой сети фирм деловых услуг. Малым предприятиям невыгодно держать в штате специа­листов деловых услуг. Им эффективнее нанимать временных ра­ботников по мере необходимости или привлекать работников на условиях работы неполного рабочего дня на контрактно договор­ной основе.

За 20-летний период в США с середины 70-х годов до середи­ны 90-х годов число фирм деловых услуг и численность занятых в них возрасла более чем в 2,5 раза. Согласно данным опросов, услугами специализированных фирм пользуются 44% малых пред­приятий, рекламных агентств и бухгалтерских фирм —45, консуль­тативных и маркетинговых фирм—42%.

Интенсивность и производительность труда временных работ­ников и специалистов оказывается на 30—40 процентов выше, чем у лиц с постоянным штатом. Услуги консультантов способствуют снижению издержек производства на 10 — 20 процентов. Доступ к специализированным деловым услугам позволяет малому бизнесу успешно конкурировать с крупным.

Процесс отпочковывания услуг отражает процесс углубления общественного разделения труда и представляет собой один из факторов повышения общественной производительности труда. Он является процессом институционального преобразования 'невиди­мых услуг в "видимые". Следовательного, чем выше уровень спе­циализации промышленного производства, тем больше будет объ­ем видимых услуг. Однако для объективной сравнительной оцен­ки совокупного объема услуг стран с разным уровнем специализа­ции промышленного производства необходимо учитывать и сопо­ставлять объем видимых и невидимых услуг. Так, из-за несовер­шенства статистического учета невидимых услуг объем сферы ви­димых услуг в США, где промышленное производство отличают­ся высоким уровнем специализации, по сравнению с ФРГ, где промышленное производство носит более комбинированный ха­рактер, был выше, но современная статистика не дает полного представления об объеме всех услуг. Более того, существуют пред­посылки искусственного завышения объема видимых услуг в усло­виях сильной инфляции, поскольку цены на услуги, как правило, растут быстрее, чем на товары, и существуют немалые трудности точного определения создания добавленной стоимости в сфере ус­луг.

С развитием новых форм конкуренции на товарном рынке, когда усиливается роль "невидимых" услуг, сервисной деятельности, осу­ществляемой индустриальными фирмами, как фактора неценной конкуренции, может произойти перегруппировка от видимых ус­луг к невидимым при сохранении общего объема услуг. Однако статистика, учитывающая только видимую часть айсберга услуг,

12

покажет сокращение темпа расширения сферы услуг или стабили­зацию.

В-девятых,   с ростом масштабов и сложности производства, с

усилением диверсификации конечной стадии производственного процесса и сегментацией рынка, также с возрастанием роли услуг в обеспечении конкурентного превосходства на товарном рынке увеличивается объем и разнообразие услуг, обслуживающих мате­риальное производство.

Преобладание сферы услуг над другими секторами националь­ного хозяйства нельзя трактовать однозначно.

С одной стороны, расширение сферы услуг характеризует про грессивные сдвиги в национальном хозяйстве и не означает деин-дустриализацию страны, а предполагает, что развитие сферы ус­луг базируется на качественно новой индустриальной основе.

С другой стороны, расширение сферы услуг в условиях обще­ственных катаклизмов (революций, войн, общего кризиса) может происходить на фоне широкомасштабного сворачивания индуст­рии, и при этом экономика приобретает черты колониальной эко­номики. Такая ситуация сложилась в России в 1992 — 1995 гг. в результате проведенного шокового варианта экономической рефор­мы. Переход сферы услуг российского общества 50-ти процентно­го рубежа занятости не свидетельствует о прогрессивности струк­турных сдвигов в экономике, поскольку это было достигнуто в результате сокращения падения промышленного производства за 3 года наполовину.

Следовательно, соотношение сферы услуг и индустриального производства зависит от различии в методиках статистического учета услуг и от неодинакового подхода к отнесению их к соответ­ствующим секторам экономики. Так, если заводы по производству электронного и бытового обслуживания, например, холодильни­ков, стиральных машин и телерадиаппаратуры, сами занимаются их установкой и техническим обслуживанием в домашнем хозяй­стве, то, в соответствии с принятым порядком статучета рост этой сервисной деятельности увеличит индустриальный сектор в вало­вом внутреннем продукте, а если этим будет заниматься специали­зированная сервисная служба, то это ведет к росту сферы услуг в валовом внутреннем продукте.

§ 2. ПРИРОДА УСЛУГИ

Для понимания природы услуги имеет большое значение срав­нение ее основных технико-организационных и экономических ха­рактеристик с материальным благом (товаром).

13

Таблица   1

Товары

Отличительные характеристики товаров и услуг

— осязаемость

— материализация в вещи, мо­гут накапливаться

— производство и распределение отделено от потребления

— потребитель не участвует в производстве

— передача собственности

Услуги

— неосязаемость

— процесс, деятельность не могут накапливаться

— производство и потребление осу­ществляются одновременно

— потребитель участвует в произ­водственном процессе

— нет передачи собственности

Представленные в таблице свойства услуги нельзя абсолютизи­ровать, они могут быть присущи ей в большей или меньшей степе­ни, то есть быть в определенном диапазоне.

Как видно из таблицы, важной особенностью услуги является ее неосязаемость. Неосязаемость услуги делает неосязаемым полез­ный эффект сервисной деятельности. Непосредственно полезный эф­фект проявляется в степени удовлетворения услугой, соответствую­щей потребности людей, и воспринимается как данность через их субъективные восприятия, ощущения и эмоциональные пережива­ния. Неосязаемость полезного эффекта и его неотделимость от про­цесса трудовой деятельности производителя услуг осложняет потре­бительский выбор, ибо заранее потребитель не может знать о потре­бительских свойствах полезного эффекта-услуги. Потребитель та­ких "чистых" услуг может только косвенно оценить их по аналогии, на основе мнения других потребителей и с помощью рекламного образа и вещественной атрибутики, фирменного знака, буклета и т. д. Но существует немало услуг, оказание которых сопровождает­ся присутствием материально-вещественных объектов или происхо­дит с помощью таких объектов. Кроме того, услуги могут получить материальную форму и существовать самостоятельно. Например, ус­луги могут материализоваться в программном продукте, видеокассе­тах, кинофильмах, скульптурах, в художественных картинах и т. д. Но в этом случае материальный субстрат (качество кинолент, хол­ста, камня) играет, как правило, не доминирующую роль. Полезный эффект услуги будет определяться главным образом качеством пе­редаваемой информации, содержанием социального и художествен­ного образа.

С неосязаемостью услуги тесно связаны другие важные осо­бенности услуги —невозможность ее хранить, накапливать для по­следующей реализации. Услуга представляет собой не вещь, а про­цесс, деятельность. При этом производство и потребление проис­ходит одновременно во времени и в пространстве. Услуга высту­пает в симбиозной форме "потребительного производства".

14

Неосязаемость, несохраняемость услуг, одновременность их про­изводства и потребления увеличивает степень риска в сфере услуг. Так, например, доход от незаполненных зрительских мест в кино театре, и доход от несданного номера в гостинице утрачивается навсегда. В сфере услуг в большей степени, чем в материальном производстве, необходимо учитывать фактор времени (сезонные спады в спросе, пиковые периоды спроса в течение суток). Здесь велика роль планирования мощностей (пропускной способности сферы услуг). Невозможность хранить и накапливать услуги обо­рачивается возможностью образования очередей людей и увеличе-ния времени ожидания, появления феномена утомляемости от стоя­ния в очередях. В связи с этим возникает необходимость примене­ния особых мер по согласованию спроса и предложения услуг — широкая практика предварительных заказов, дифференциация цен на услуги в зависимости от сезонности и пиковых перепадов в спросе на услуги, массовое привлечение временных работников на условиях работы неполный рабочий день, совместителей и т. д.

Невозможность хранения услуг и существование услуг как дея­тельности придает особый характер их мобильности. Они более локализованы и рассредоточены. Товары по сравнению с услуга ми имеют преимущества в транспортировке и перемещении. В том случае, когда потребитель пространственно отделен от производи­теля, производство услуги возможно при условии, что-либо про изводитель идет к потребителю (например, строительство жилых домов в местах расселения людей), либо потребитель идет к про­изводителю (например, санаторно-курортное обслуживание, ту­ризм). Существование многих услуг в виде деятельности и одно­временность производства и потребления услуг превращает сферу услуг в сферу личных контактов потребителей и производителей.

Для повышения качества и эффективности работы сферы ус­луг первостепенное значение имеет роль как производителя, так и потребителя. С одной стороны, с повышением технической осна­щенности, усложнением ассортимента услуг и индивидуализацией запросов на услуги возрастают требования к общей культуре, про­фессионализму и умению работников сервисной службы, к их лич­ным качествам. В сервисной деятельности производитель имеет непосредственное отношение с потребителем услуг и здесь обра­щается особое внимание не только на профессионально-техниче­скую, но и на социально-психологическую сторону квалификации.

С другой стороны, в сфере услуг в отличие от материального производства потребитель нередко непосредственно участвует в про­изводстве услуг. В ряде случаев (например, с применением форм самообслуживания), участие потребителя в производстве услуг мо­жет рассматриваться как дополнительный производственный ре­сурс. Личностно-потребительская ориентация услуг усиливает тенденцию к разнообразию и индивидуализации услуг. Субъек­тивность восприятия потребителем услуг состоит как в сложив-

15

шемся заранее представлении и в рекламном образе о данной ус­луге, так и в накопленном опыте удовлетворения от потребления этой услуги в конкретной ситуации. Качественные параметры ус­луг зависят от уровня культуры потребителя и от системы ценно­стной ориентации, которыми он руководстуется. На уровень удов­летворенности сервисного обслуживания потребителя влияет субъ­ективная оценка не только материальных условий (техника и тех­нология), но и сам процесс оказания услуги, в том числе вид и поведение работников сервисных служб, их отношение к работе и манера выполнения ими работы, а также соотношение обслужива­ния и самообслуживания и характер взаимоотношений с другими потребителями в процессе обслуживания. Участие человека как субъективного, а не технического фактора в производстве и по­треблении услуг не обеспечивает надежную гарантию постоянного качества их. Качественные характеристики услуг могут изменять ся в больших диапазонах. Там, где это можно, стремяться с по­мощью технических средств, например, с помощью системы видео­звукозаписи, свести к минимуму влияние субъективного фактора. Однако это нередко достигается ценой потери атмосферы живого человеческого общения. Одна из важных особенностей сферы ус­луг состоит в том, что оказание многих видов услуг не сопровож­дается сменой прав собственности и изменением имущественных отношений между потребителем и производителем услуг. Если пас­сажир пользуется услугами транспортной организации, то он, при­обретая билет, получает право на проезд соответствующим видом транспорта до места назначения. Но оплата транспортной услуги не означает, что пассажир становится собственником транспортно­го средства. Как известно, право собственности — это абсолютное "вещное" право, абсолютное господство лица над вещью, основ­ное право личности на владение, распоряжение и пользование ве­щами, или отношения по поводу вещей. Поскольку многие услуги не материализуются и имеют отношения с нематериальными цен­ностями, то право собственности как абсолютное вещное право наталкивается на немалые трудности, связанные со специфиче­ской невещной, неосязаемой природой услуги.

В сфере услуг в большинстве случаев действует относительное право, т. е., с одной стороны, право требований производителя по отношению к потребителю и обязательств потребителей по отно­шению к производителям, а с другой стороны, действует право требований потребителя к производителю и обязательств произво­дителя по отношению к потребителю. В сфере услуг права собст­венника на материальные условия производства услуг в опреде­ленной степени ограничиваются правами потребителя и здесь су­ществуют, как правило, не договорные отношения, а развиваются деликатные правовые отношения. Они предусматривают, что обя­занность возместить причиненный вред потребителю возлагается на производителей услуг или на собственника имущества, которое

16

при недостаточной заботе о нем может причинить ущерб. Так, на­пример, в законодательстве многих стран и в международных кон­венциях устанавливается обязанность транспортных организаций обеспечить страхование пассажиров, возмещать причиненный ущерб.

В сфере услуг широкое распространение получает право ин­теллектуальной собственности, охватывающее отношения собствен ности на интеллектуальный продукт и на нематериальные ценно­сти, например, товарный знак и знак обслуживания.

Объектом интеллектуальной собственности является не веще­ственная форма, а содержание. Но общее, что ее объединяет с собственностью—это абсолютный характер права как исключитель­ного права на результаты интеллектуальной деятельности. Посколь­ку сервисная деятельность включает многие виды творческой ин­теллектуальной деятельности, то результаты его охраняются раз­личными правовыми институтами, начиная от авторского права не только на литературные, художественные произведения, произве­дения изобразительного искусства, но и на исполнительную дея­тельность, хореографию, кончая собственностью на товарный знак и знак обслуживания. Охрана интеллектуальной собственности — это одна из характерных черт современного развития сервисной деятельности 1. Особенности Отношений собственности в сфере ус­луг характеризуют не техническую, а социально-экономическую природу услуги.

§ 3. КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА НАБОРА УСЛУГ

Качество услуги (полезный эффект получаемый от оказания услуги) определяется основными свойствами природы услуги и факторами, которые влияют на производство и потребление ус­луг.

Как правило, природа услуги является комплексной, сервис­ная деятельность представляет собой оказание не одной, а целого набора услуг, когда основная, профильная услуга часто дополня­ется сопутствующими услугами. Степень комплексности различ­ных услуг неодинакова, то есть может быть разный объем набора услуг. Одни услуги, как например, туристские, санаторно-курортные и реакреационные отличаются высокой комплексностью, другие, например, чистка обуви и одежды — низкой комплексно­стью. В связи с комплексной природой услуги на качество сервис­ной деятельности может оказать влияние низкое качество какого-либо одного элемента набора услуг. Например, впечатление турис-

1 Более подробный анализ особенностей   интеллектуальной собственности (например, сферы науки и научного обслуживания) дан в гл. 9 § 1 и § 2.

17

2 К-50

тов может быть испорчено от плохой организации работы транс­порта или плохого питания в ресторане, хотя уровень квалифика­ции туристских работников и содержание туристских маршрутов может быть высоким. Следовательно, качество и полезный эф фект сервисной деятельности требует поддержания на качествен но высоком уровне всех элементов набора услуг. В ряде случаев нелегко определить профильную услугу. Качество услуги обус­лавливается также субъективной природой услуги, степенью кон­тактов производителя и потребителя. Чем выше степень личных контактов между обслуживающим персоналом и потребителем, тем меньше стабильности в обеспечении качества сервисной деятель­ности. Принято по степени личных контактов выделять услуги, находящиеся в сфере личных контактов, в сфере видения потреби­телем (так называемой услуги "передней комнаты") и услуги вне сферы личных контактов, вне видения потребителем (так называе­мые услуги "задней комнаты"). Качество услуги формируется в результате согласования желания потребителя получить пользу от соответствующей услуги с реально полученным восприятием от потребления ее. Чем более согласовано субъективное желание потребителя с реальным восприятием полезного эффекта от услу­ги, тем выше степень его удовлетворенности обслуживанием, а чем меньше такое согласование, тем сильнее разочарование и неу­довлетворенность. Соотношение субъективного желания и реаль­ного восприятия услуги в процессе ее потребления, а следователь­но, качества сервиса зависит от множества факторов. В первую очередь на качество набора услуг влияет образ сервисного предприятия (организации), формирующегося с помощью различ­ных рекламных средств. Большое значение имеет накопленный опыт индивидов в отношении потребления соответствующих ви дов услуг. Субъективная природа услуги и ее неосязаемость затруд­няет решение проблемы измерения качества сервиса и стандарти­зации, а следовательно, создает немалые трудности по сравнению с промышленным производством контроля над качеством услуг.

Для преодоления этих трудностей теории и практики экономи­ки и управления сферой услуг рекомендуется выделять материаль­но-техническую и функциональную, деятельную составляющую ка­чества услуги.

Материально-техническая составляющая качества услуги прида­ет услуге ориентацию на сервисное оборудование и материальный продукт, а функциональная составляющая качества услуги наце­ливает услугу на сам процесс оказания услуги. Если в первом случае ограничены или отсутствуют личные контакты производи­теля и потребителя услуги, то во втором случае речь идет о не­посредственных контактах.

В наборе услуг могут оказаться как услуги с высокой долей встроенных материально-технических элементов, так и услуги, ори­ентированные на процесс ее оказания, на личные контакты произ-

18

водителя и потребителя. Чем больше содержит набор услуг, ори­ентированных на использование материально-технических факто­ров и элементов, тем шире возможности для стандартизации ука­занных видов услуг.

К материально-техническим элементам качества набора услуг относятся:

— блага в вещной форме, которые покупаются потребителем непосредственно, например, товары, приобретаемые в магазинах, продукты питания в ресторане и т. д.;

— материальные элементы, которые изменяются в процессе ока­зания услуг, включая как изменение потребительских свойств из­делий, например, ремонтные услуги, так и изменения самого по­требителя, например, медицинские услуги;

— некоторые материальные элементы, которые сопутствуют ока­занию набора услуг, например, чековая книжка, служебный про­пуск в сервисную организацию, билеты в театр, на стадион, метро и т. д. Их приобретение —не самоцель, они являются частью сер­висной деятельности;

— материальные элементы включают часть окружающей сре­ды сервисной деятельности, ландшафт местности и место располо­жения сервисной организации, декорации комнат, тип мебели, уни­форма, которую носит обслуживающий персонал и т. д.

Что касается функциональных аспектов качества услуг, то они характеризуют то, как обслуживающий персонал оказывает услу­ги—внимательно или грубо, и каков уровень профессионализма работников, оказывающих услуги. К функциональным элементам набора услуг относится:

— характер сервисных контактов (непосредственно или опо­средованно, часто или редко, только в чрезвычайных ситуациях, с высоким или низким уровнем предсказуемости контактов);

— атмосфера сервисной обстановки, которая создается звуком, светом, комфортом и отсутствием очереди;

— чувство, которое возникает у потребителя .с точки зрения безопасности, престижности и т. д.

Функциональные элементы услуги и набора услуг неосязаемы и сильно подвержены субъективной оценке потребителей даже при одинаковом уровне их культуры. Это придает услугам персони­фицированный характер. На восприятие потребителей процесса оказания услуги влияет поведение других потребителей, а также наличие очереди и неодинаковое отношение ко времени ожидания в очередях.

Услуги и набор услуг характеризуется различными соотноше­ниями материально-технических и функциональных элементов ка­чества. В одних случаях, например, при автосервисе преобладает материальный элемент, а в других, —как например, музыкальном исполнении, медицинской консультации—функциональные элемен­ты.

19

Чем больше материально-технических элементов в услуге или в наборе услуг по сравнению с функциональными элементами, тем меньше личных сервисных контактов, но больше возможностей выполнить сервисную деятельность в "задней комнате", путем ши­рокого применения стандартизации и индустриальной технологии.

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Общеизвестно, что нет абсолютно чистых общественных явле­ний и процессов и любая классификация не может быть безупреч­ной, так как в ней нельзя полностью избежать определенных до­пущений и условностей.

В зависимости от поставленных задач и целей, а также от ис­пользуемых принципов и критериев группировки могут быть раз­ные классификации. В статистической практике многих стран ми ра и в международной статистической отраслевой классификации принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на ос­нове сочетания двух подходов: производственно-технологического и функционального, специализированного. Производственно-тех­нологический подход исходит из принципа производственно-тех­нической и технологической общности сервисных отраслей как со­бирательного вертикального структурного образования. Функцио­нальный специализированный подход реализует разную профиль­ную направленность сервисных отраслей —от обслуживания про изводства, общества, домашнего хозяйства, функции по распреде­лению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами, до обслу­живания личности.

Сделанные во многих странах с помощью сочетания производ­ственно-технического и функционально-специализированного под хода классификации отраслей сферы услуг до сих пор несовер­шенны. Наблюдается крен в сторону производственно-технического подхода в ущерб функционально-специализированному, и сущест­вует недооценка личностной ориентированности услуг. Нет четко­сти и единства в понимании критериев функциональной направ­ленности отрасли сферы услуг. Все это приводит к произвольному сочетанию указанных подходов при построении отраслевой клас­сификации сервисных отраслей.

К сфере услуг принято относить:

— торговлю (оптовую и розничную);

— услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и т. д.);

— транспорт;

— связь и информационное обслуживание;

— услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;

20

— кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;

— образование, культура и искусство;

— наука и научное обслуживание;

— здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

— услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);

— услуги личного характера (непроизводственные бытовые ус луги парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);

— услуги государственного управления.

Такая отраслевая классификация сферы услуг в настоящее время действует во многих странах, в том числе в России. Особенность политики развития сервисных отраслей в России в доперестроеч-ный период состояла в ориентировании их на обслуживание про­изводства и общества в целом, и преобладал остаточный подход к развитию услуг личного характера. Отнесение к материальному производству таких отраслей услуг, как жилищно-коммунальные, производственные виды бытового обслуживания и т. д., означало распространение на них преимуществ в области оплаты труда и социальных льгот, которыми пользовались работники производст­венных отраслей. Это способствовало повышению престижа ра­ботников, занятых сервисной деятельностью и улучшением поло­жения с кадрами в сфере услуг в целом. Расхожим было мнение, которое всячески обосновывалось теоретически со ссылками на авторитеты политэкономии XVIII и XIX веков, что труд в сфере услуг, не связанный с материальным производством, является не­производительным, то есть его можно рассматривать как обще­ственную потерю, как вычет из производимого национального до­хода1. К отраслям сферы услуг, которые были удостоены чести быть производительными отраслями материального производства и продукция которых включалась в национальный доход, были отнесены транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально техническое снабжение, заготовки и хранение мате­риально-технических ресурсов, жилищно-коммунальное хозяйст­во и производительные виды бытовых услуг, что же касается нау­ки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения, то согласно господствующей ограничительной концепции производительного труда только как труда в матери-

1 "По мнению политической экономии,—писал с иронией видный немецкий ученый XIX века Фридрих Лист,—тот, кто выращивает свиней — производитель­ная сила общества, а кто воспитывает людей —непроизводительный. Врач, спасаю­щий жизнь пациента, не принадлежит к классу производителей, а аптекарский мальчик принадлежит, хотя изготовленные им пилюли существуют лишь несколь­ко минут". Фридрих Лист. Система Национальной Политической экономии. СПБ 1891. С. 194.

21

альном производстве, указанные отрасли, несмотря на возратаю-щую значимость их в условиях современного этапа НТР и соци­ального прогресса, были отнесены к непроизводственной сфере. Тем самым существовало теоретическое обоснование порочного ос­таточного подхода к финансированию указанных отраслей. Еще большая дискриминация наблюдалась по отношению к развитию услуг личного характера.

В настоящее время в экономико-статистической литературе в России и за рубежом применяются различные критерии и в соот­ветствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости услуг, по степени потребительской ориентации, уров­ню личных контактов людей, трудоемкости услуг, а также по со­отношению общественных и частных начал в сфере услуг.

Нам представляется, что совершенствование классификации сфе­ры услуг должно идти по пути более полного учета как производ­ственно-технического, так и функционально-специализированного подхода.

В связи с этим целесообразно выделить в сфере услуг следую­щие различающиеся по функциональной направленности сектора:

— услуги, ориентированные на производство,

— услуги, ориентированные на общество,

— услуги, ориентированные на домашнее хозяйство,

— услуги личностного характера.

В чистом виде немного видов услуг, которые формируют ис­ключительно данный по функциональной направленности сектор услуг. Так, к услугам, ориентированным на производство относят­ся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению и снабжению материально-техническими ресурсами и различные ус­луги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъезд­ные пути и т. д.). Услуги, ориентированные на общество включа­ют услуги органов государственного управления, связанные с обо­роной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внут­ренней безопасности, с выполнением функций по государственно­му регулированию экономики и социальных процессов, с проведе­нием социальной политики. Нередко их называют государствен­ными (правительственными) услугами.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относят­ся многие услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг — техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, ви деоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудо­вания и инвентаря для досуговой деятельности и т. д.

Услуги личностного характера включают услуги: парикмахер­ские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги и не-

22

производственные виды бытового обслуживания. Но многие услу­ги имеют двойственную функциональную природу, а некоторые услуги даже многофункциональную направленность. Так, услуги транспорта при технической и технологической общности как со­бирательной отрасли подразделяются на услуги по обслуживанию производства грузовой транспорт и на услуги по обслуживанию личности — пассажирский транспорт. Двойственную функциональ­ную направленность имеет связь и информационное обслужива­ние: с одной стороны, они обслуживают производство, а с дру­гой—домашнее хозяйство и личность. Торговля средств производ­ства имеет дело с производственной сферой, а розничная торгов­ля—с населением, с непосредственным потребителем.

Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги лич­ностного характера относят к услугам как таковым. Они форми­руют сервис в собственном смысле слова.

В развитых странах доля собственного сервиса в ВВП состав­ляет 20 — 25 процентов, на транспорт и внедомашнее питание при­ходится 6 — 10 процентов, на государственные услуги—15 —23 про­центов.

Деловые услуги —кредитно-финансовые, страховые, правовые и т. д. многофункциональны: обслуживают производства, обще­ства, домашнее хозяйство и личность *. Соотношение объектов об­служивания непостоянно и зависят от времени и конкретных ус­ловий страны.

Что касается социально-культурных услуг —образования, куль­туры, здравоохранения, а также науки, научного обслуживания, то эти услуги также многофункциональны. Но на современном этапе развития цивилизации они в большей степени ориентированы на интересы общества и производства, чем на личные интересы.

Развитие сферы услуг происходит, с одной стороны, путем уси­ления разнообразия сервисной деятельности, отражая тенденцию специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны, путем возрастания роли принципа кооперации и допол­нительности, отражая тенденцию единства в разнообразии. Эти тенденции проявляются в усложнении многофункциональной за­висимости одних услуг от других. Так, например, услуги гостиниц не ограничиваются предоставлением потребителю места для про­живания (для ночлега), но и включают комплекс разнообразных услуг — питание в кафе и ресторане, торговые и бытовые рекреа­ционные услуги. Услуги жилищного хозяйства неотделимы от ком­мунальных услуг, ремонтно-технического сервиса. Торговые услу­ги нередко сопровождаются рекламными и рекреационными услу­гами.

Многофункциональная взаимосвязь услуг делает невозможным с позиции одного или двух критериев предложить совершенную

1 Подробная классификация деловых услуг дается в главе 7 § 1 данной книги.

23

производственно-техническую и функциональную классификацию сервисной деятельности.

Особое место среди всех классификаций услуг занимает груп­пировка услуг с позиции их деления на платные и неплатные ус­луги, то есть с позиции отнесения их к частному рыночному и общественному, нерыночному сектору сферу услуг. При этом важ­ное значение имеет определение роли и места в этой классифика­ции услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положе­ние, на стыке частного, платного и общественного, неплатного сек­тора сферы услуг.

В современной экономической структуре по проблемам рыноч­ной экономики и экономики общественного сектора общепризнан­ным стало разграничение экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектор с позиции: тео­рии общественного и частного блага, внешнего эффекта, информа­ционной асимметрии и естественной монополии. Эти теории приме­нимы для отнесения услуг к платному (рыночному, частному) и неплатному (нерыночному, общественному) секторам, а также для выделения смешанного (рыночно-общественного) сектора.

Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные об­щественные блага (обладающими в разных пропорциях свойствами как частного, так и общественного блага). Следовательно, услуги как экономические блага могут быть классифицированы на:

— общественные услуги в чистом виде,

— частные услуги в чистом виде,

— услуги смешанного характера.

Чистые общественные услуги относятся к общественному, го­сударственному сектору, где рынок и коммерческий принцип плат­ности услуг не действует.

Производство такого рода услуг осуществляется с помощью финансово-налоговой политики (через государственный бюджет и общественные взносы) и через механизм избирательной системы (так называемый механизм общественного выбора). Обществен­ные услуги в чистом виде предоставляются населению бесплатно или на льготных условиях, но это не значит, что они являются даровыми благами; подобно дарам природы — воздуху, солнечно­му свету и т. д. Они относятся к экономическим благам, производ­ство их требует немалых затрат общественного труда и финанси­руется за счет налогообложения населения. Отделение во времени и пространстве бесплатного предоставления населению таких ус­луг от источников их финансирования через госбюджет и налого­вую систему может создавать иллюзию у людей, что чистые обще­ственные услуги —это дар природы, "манна небесная".

На практике несоотнесение бесплатного предоставления чис­тых общественных услуг с их финансовыми затратами приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по раз-

24

витию чистых общественных услуг, и у него формируется нерацио­нальный подход к их использованию как ничейным благам, но оно решительно выступает против повышения налогообложения, кото­рые необходимы для производства такого рода благ.

Услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами (признаками):

совместный характер их потребления, неделимость и неизбира­тельность;

объективная техническая и экономическая невозможность иск­лючения из потребления и возможность потреблять блага не опла­чивая;

— отсутствие конкурентности (состязательности) и перегружае­мое™ (уменьшения потребления с появлением новых лиц).

Все указанные свойства чистых общественных благ взаимосвяза­ны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потреб­ления, неделимость и неизбирательность услуг как чистых обще­ственных благ тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. К чистым общественным услу­гам относятся услуги государственного управления, обороны и внут­ренней безопасности. Существуют производства некоторых услуг (на­пример, производство коммунальных услуг, системы связи и комму­никации, транспортные услуги и т. д.), неделимость которых обус­ловлена единой природой технической системы, где дублирование технически нецелесообразно и производство таких услуг представ­ляет собой естественную монополию. Имеются чисто общественные услуги, производство которых дает значительный внешний эффект (результативность), и трансакционные издержки по учету и частно­му присвоению такого эффекта велика. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию ис­ключительного права частного присвоения вещи) и с помощью вклю­чения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потреб­ления других лиц и сделать их объектами исключительно индивиду­ального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает воз­можность индивидам потреблять эти услуги не оплачивая.

Возникает проблема безбилетного" пассажира. Естественно, в этих условиях отсутствуют заинтересованность частных лиц про­изводить чистые общественные услуги, так как выгоды от их про­изводства могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, не неся никаких издержек по производству такого рода услуг.

Совместный характер потребления и неисключаемость сопря­жены с таким свойством, как неконкурентность (несостязатель­ность), поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые обществен­ные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального подчинения. Они не перегру­жаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных

25

услуг не приводит к тому, как это происходит в условиях конку­ренции и достижения экономического оптимума, на рынке част­ных благ, когда улучшение положения одного осуществляется за счет ухудшения другого.

Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг де лают невозможным их включение в рыночные отношения. В сек­торе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попыт ки перевести этот сектор не коммерческий принцип платности ус­луг был бы искусственным и они не дали бы желаемый эффект.

Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают в отличие от чистых общественных услуг следующими альтернативными свойствами:

— индивидульный характер потребления, делимость и избира­тельность;

— исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, про­изводимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыноч ные отношения \ Их производство осуществляется на основе част­ной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются рав­новесные цены, которые определяются законом спроса и предло­жения на рынке услуг.

К рыночному, платному сектору услуг относятся многие про­изводственные и деловые услуги, услуги личного характера и ус­луги по обслуживанию домашнего хозяйства.

Немало услуг занимают промежуточное положение между об­щественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально культурные ус­луги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально-значимыми, смешанными услугами, поскольку они ори­ентированы в большей степени на интересы общества и обществен­ного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции и в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей.

Другие смешанные услуги обладают большими свойствами ча­стных благ и в большей степени тяготеют к частному (рыночному) сектору экономики. Так, культурно-развлекательные и досугово-рекреационные, туристские, спортивно-оздоровительные, жилищ но-коммунальные   и некоторые бытовые услуги, несмотря на их

"' Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве, в семье, в порядке самообслуживания, и не с целью продажи, могут быть не включены в систему рыночных отношений.

26

определенную социальную ориентированность, ближе всего к част­ному, платному сектору услуг.

Соотношение рыночного (платного) и общественного (государ­ственного секторов услуг не является постоянным. Следователь­но, уровень и масштабы развития рынка услуг меняются в зависи­мости от действия разных факторов.

Во-первых, на соотношение рыночных и государственных на­чал в сфере услуг влияет изменение технических условий произ­водства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи "производитель-клиент" в сфере коммуникации, связи и средств массовой информации стало возможным сузить и ограничить есте­ственную монополию и расширить тем самым принцип исключае­мое™ и конкурентности услуг.

Во-вторых, рост материального благосостояния и процесс вы­равнивания уровней платежеспособного спроса широких народ­ных масс при одновременном повышении социальной ответствен­ности и гражданской зрелости каждого члена общества привел к тому, что стало возможным постепенно снимать нагрузку финан­совых расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и финансирование этих услуг перекладывать на семейный бюд­жет. Иными словами, происходил процесс приватизации сферы общественного финансирования и соответственно с этим шел про­цесс становления и расширения рынка новых видов платных ус­луг, которые ранее относились к общественному сектору услуг. Так, в 70 — 80-е годы в ряде стран Западной Европы была осуще­ствлена приватизация муниципального сектора жилья и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных ус­луг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и ком­муникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рас­сматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяй­ства, общественного питания, культурно-реакреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере услуг в сторону платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.

В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интен­сивно шел процесс трансформации собственности под воздействи­ем двух взаимодействующих тенденций — развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включая транснациональные формы и процесс расщепления собственности на пучок правомо­чий. Усложнение взаимодействия этих правомочии шло с одно­временным возрастанием финансово-денежного фактора в отно­шениях собственности. Финансы и деньги превратились в ключе­вое звено управленческого воздействия на все сферы жизни обще­ства, в том числе на сферу услуг, они выполняют функции заказ­чика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широ-

27

кое распространение различные формы контактных отношений уча­стников сервисной деятельности с активным использованием раз­ных правомочий собственника и института доверительного управ­ления, доверительной собственности. Но при всем этом действует принцип "кто платит, тот и заказывает музыку". Контрактные от­ношения при наличии командных высот в общественном финанси­ровании за государством дали возвожность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения "внут­реннего рынка" в сфере чисто общественных и социально значи­мых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускают даже в сфере обороны суще­ствование частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, размещение государственных военно-строительных программ среди частных компаний и т. д, В сфере социально значимых смешанных услуг в результате широкого раз­вития контрактных отношений стало возможным отделить произ­водство услуги от ее предоставления и потребления, т. е. стало 'возможным производство услуг организовать на основе привлече­ния негосударственных и частных структур, а представлять инте­ресы потребителей и финансировать их от имени государственных муниципальных организаций сферы услуг. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и него­сударственных источников финансирования.

В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных на­чал в сфере услуг оказывают сильное влияние конкретно-историче ские условия развития страны, в том числе история развития госу­дарственности, продолжительность и глубина переживаемых стра­ной общественных катаклизмов — войн, кризисов, революций и т. д. Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено так­же влиянию политического фактора.

Так, во многих странах Европы в период второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики, и соответственно многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммуналь-ное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после вой­ны сказалась ограниченность платежеспособного спроса населения и сильная инерция социальной солидарности всех слоев (социально­го эгалитаризма), которая сложилась в военный период под влияни­ем объединяющей идеи борьбы против общего врага.

В 70 —80-х годах ситуация в развитых странах Европы изме­нилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени. Маятник соотношения государственного и рыночного сек­тора в экономике вообще и в сфере услуг, в частности, качнулся в

28

сторону развития частного сектора и рыночных отношений. При­ватизация сильно затронула общественный сектор услуг. В неко­торых странах (например, Германии, Австрии, Франции, сканди­навских странах) были сильны исторические традиции государст­венности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохра­нение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в этих отраслях услуг. В России все вышеприведенные факторы, влияющие на соотношение рынка и государства в сфере услуг, на протяжении XX века действовали еще более противоречиво. Здесь наблюдались возвратно-поступа­тельные процессы, когда периоды расширения сферы рынка в эко­номике, в том числе в сфере услуг, сменились его сужением и расширением сферы действия государства. В конце XX века верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок.

В мире нет страны с развитой экономикой, где бы государство активно не занималось регулированием хозяйственной деятельно­сти. Поэтому речь может идти не об устранении государственной собственности, а об устранении ее монопольного положения. Сокра­тившись, например, в 4 раза, государственная собственность будет играть существенную роль в экономике России в целом. В ближай­шие 8—10 лет доля госсобственности в основных производствен­ных фондах уменьшится до 50 — 60 процентов, а с помощью нало­гов будет централизоваться и перераспределяться на федеральном и региональном уровнях до 60 процентов валового внутреннего продукта.

В цивилизованных странах с развитой и смешанной экономи­кой существенно изменилось качественное состояние частной соб­ственности: она выступает не только в индивидуальной, но и дру­гих формах —коллективной, групповой, акционерной. В западной экономической теории и практике под частной собственностью по­нимается всякая негосударственная форма собственности, а под приватизацией —преобразование государственной собственности в негосударственные формы собственности.

Чисто государственные предприятия в развитых странах — ред­кость. Они обычно функционируют в акционерной форме, но счи­таются государственными потому, что государство располагает кон­трольным пакетом акций. Значит, перевод государственных пред­приятий в акционерную форму собственности при сохранении за государством контрольного пакета акций — это, таким образом, то­же приватизация. В этих условиях государство действует по отно­шению к предприятиям не как управляющий субъект, а на правах одного из акционеров, хотя и главного. Аналогичным образом об­стоит дело и с так называемой кооперативной собственностью.

Мировая практика свидетельствует о многообразии переплетаю­щихся форм собственности, о существовании смешанной экономи-

29

ки. Но тотальная замена государственной собственности на инди­видуальную частную собственность не только не продвинет нашу экономику к цивилизации, а, наоборот, отбросит к примитивному дикому рынку. Наша столбовая дорога к цивилизации—разумное взаимодействие разных форм собственности, вхождение в рынок только через эффективно действующий государственный сектор, с усилением роли государства как собственника индустриального по­тенциала.

Приватизация призвана создать объективную основу формиро­вания конкурентной среды рыночной экономики, в том числе и в сфере услуг. При этом необходимо руководствоваться главным принципом: основой должен быть человек, защищенный законом. Для этого должна быть соблюдена и логика экономических ре­форм: разумная приватизация объектов государственной собствен­ности—формирование рыночных институтов, то есть конкурент­ной среды, — повышение эффективности производства — рост жиз­ненного уровня населения.

Важным направлением активизации предпринимательской дея­тельности по ее поддержке со стороны независимых обществен­ных организаций является формирование кодекса культуры биз­неса и предпринимательства. В современной смешанной экономи­ке выработаны определенные правила поведения. Частный собст­венник может поступать как он считает нужным, но в пределах, не наносящих ущерба другим. Кроме того, значительная часть про­дукта, созданного в рамках частной собственности, централизует­ся и перераспределяется на общественные нужды, что способству­ет повышению уровня жизни населения.

Будущее в современной смешанной экономике за предприни­мателями, обладающими высокой культурой бизнеса, людьми с высоким этическими и нравственными принципами.