ЭКОНОМИКА СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
Под редакцией академика Международной академии науки
высшей школы, доктора экономических наук, профессора
Е. Н. ЖИЛЬЦОВА
КАЗАНЬ, 1996 г.
ББК 65.9.(2)49 Ж72 0.77(02)-91 -заказное Дополненное и переработанное |
ISBN 5-211 -02243-2 |
Авторский коллектив:
д. э. н., профессор Е. Н. Жильцов—главы: 1, 2, 3, 4 (§ 1), 8,10 д. э. н., профессор Я. А. Восколович—главы: 4, (§ 1, 2), 5, 6 (§ 1, 2), 7 (§ 1)
д. э. н., профессор В. Я. Казаков— главы: 6 (§ 3, 4), 7 (§ 2, 3, 4, 5), 9 (§ 1, 2, 3, 4)
Рецензенты:
доктор экономических наук профессор Пивоваров В, И. доктор экономических наук профессор Аристер Н. И.
Научно-вспомогательная работа по подготовке учебного пособия к изданию
выполнена: Т, И, Афанаськовой, Л. А. Давыдовой, И. Ю. Фомченковой,
Т. В. Тарелкиной, Л. В. Байдаковой, Е. Г. Славиной.
© Жильцов Е. Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................... 5
ГЛАВА 1. ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ . ................ 7
§ 1. Факторы развития сферы услуг.................... 7
§2. Природа услуги. ............................ 13
§ 3. Концепция качества набора услуг. .................. 17
§ 4. Классификация сферы услуг..................... 20
ГЛАВА 2. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ УСЛУГ.......... 31
ГЛАВА 3. РЫНОК ПЛАТНЫХ УСЛУГ И ИХ ОСОБЕННОСТИ...... 47
ГЛАВА4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ УСЛУГ. ........ 54
§ 1. Характер и особенности малого и среднего бизнеса.......... 54
§ 2. Специфика маркетинга в сфере у слуг. ................ 60
ГЛАВА 5. УСЛУГИ ТОРГОВЛИ И ВНЕДОМАШНЕГО ПИТАНИЯ . ... 67
ГЛАВА 6. УСЛУГИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА,
ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ . ..................... 82
§ 1. Специфика услуг рекреации и туризма, их классификация .... 82
§ 2. Место услуг туризма и рекреации в национальной экономике . . 87 § 3. Специфика рынка услуг туризма и рекреации, его государствен ное регулирование ............................. 92
§ 4. Особенности развития коммерческой деятельности в туризме... 96
ГЛАВА 7. ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ ......................... 102
§ 1. Деловые услуги, их сущность и специфика, ............. 102
§ 2. Факторы развития деловых услуг в постиндустриальном обще стве ...................................... 105
§ 3. Специфика рынка деловых услуг и его перспективы. ........ 109
§4. Рынок финансовых услуг. ...................... 111
§ 5. Специфика российского рынка ценных бумаг. ........... 120
ГЛАВА 8. МАТЕРИАЛЬНО БЫТОВЫЕ УСЛУГИ . ............. 122
§ 1. Общая характеристика материально-бытовых услуг. ........ 122
§ 2. Рынок транспортно-коммуникационных и коммунальных услуг . 126
§ 3. Услуги жилищного хозяйства..................... 131
§ 4. Рынок бытовых услуг......................... 145
ГЛАВА 9. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НАУЧНЫХ
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛУГ. ...... 152
§ 1. Интеллектуальная собственность-основа инновационной деятель ности .......................... 152
§ 2. Особенности интеллектуальной деятельности в науке Научные знания как товар ............... <«
§3. Сущность инновационного процесса. ........ J69
§ 4. Организационные формы инновационной деятельности. '.'.'.!!! 176 ГЛАВА 10. ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ. ...... 188
ВВЕДЕНИЕ
Закономерностью развития современной цивилизации являет ся превращение сферы услуг в доминирующий сектор народного хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.
Переход к рынку в России и строительство смешанной российской экономики включает сложный процесс становления рынка услуг. Особенность природы услуг обусловливает отличие рынка услуг от рынка обычных товаров. Это в свою очередь придает специфические черты организации предпринимательства и маркетинга в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое предпринимательство. С точки зрения особенности природы конкретных видов услуг соотношение рыночных, платных и нерыночных, бесплатных начал является неодинаковым в различных сервисных отраслях. Наряду с отраслями сферы услуг, где может действовать рынок свободной конкуренции, существуют сервисные отрасли, где услуги являются объектом жесткого государственного регулирования. Кроме того, есть некоторые услуги, которые не могут быть включены в сферу рыночных отношения и являются частью общественного сектора экономики. В данной работе уделяется внимание рыночному сектору услуг и особенностям функционирования отраслевых рынков услуг.
Книга предназначена для работников сервисных отраслей, преподавателей, аспирантов и студентов, специализирующихся по во просам экономики сферы услуг.
Глава 1.
ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
§ 1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Развитие современной цивилизации характеризуется ускоренным ростом сектора услуг по сравнению с другими секторами национального хозяйства. Международная статистика выделяет в национальном хозяйстве три крупных сектора: первичный (сельское и лесное хозяйство, добывающие отрасли); вторичный (перерабатывающие отрасли) и третичный—сфера услуг или сервисный сектор, ч
На рубеже 80 —90-х годов доля третичного сектора, т. е. сферы услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) в развитых странах мира составляла 63%, а в развивающихся странах—49%. В настоящее время в развитых странах абсолютно и относительно численность занятых в сфере услуг (в сервисном секторе) превышает численность занятых в других секторах национального хозяйства.
В США доля занятых в сфере услуг превысила 50-ти процентный рубеж в 1955 году, в Великобритании — в 1960 году, во Фран ции — в 1970 году, в Японии —в 1975 году, в ФРГ и Италии —в 1980 году, а в России —в 1995 году. "
Превращение сферы услуг в доминирующий сектор национального хозяйства по производству валового внутреннего продукта и численности занятых получило название "сервисной революции". Эти процессы совпали с информационно-технологической революцией. В результате к концу XX века на смену индустриального общества экстенсивного типа, на смену общества "фабричных труб" приходит информационно-сервисное общество интенсивного типа развития.
Ускоренное развитие сферы услуг обусловлено действием ряда факторов.
Во-первых, решающим фактором расширения сферы услуг является рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса и на этой основе повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности. В конце прошлого века немецким ученым Э. Энге-
л ем (1821 — 1896) была установлена статистическая зависимость изменения структуры потребления от роста доходов населения.
Первый закон Энгеля гласит, что чем выше уровень доходов, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на продовольственные товары низшего качества, а согласно второму закону Энгеля—чем выше благосостояние населения и чем выше уровень доходов, тем большая часть расходов потребителя приходится на продовольственные товары высшего качества и на услуги, связанные с развитием человека. Следовательно, высокому уровню благосостояния и высокому качеству жизни населения соответствует низкая доля расходов на питание и высокая доля расходов на услуги в семейном бюджете. В странах с развитой рыночной экономикой доля питания в расходной части семейного бюджета составляет 18 — 20 процентов, а доля услуг —35 —40 процентов. Принято относить к бедным страны, где население половину своего семейного бюджета расходует на питание.
В современной экономической литературе выявляются более сложные зависимости платежеспособного спроса на товары и услуги разного рода от доходов и определяются разные коэффициенты эластичности спроса от дохода. Устанавливается взаимосвязь эластичности спроса от дохода (эффект дохода) с эластичностью спроса от цены (эффект замещения). Так, принято считать, что положительный эффект дохода возникает в ситуации, когда рост доходов непосредственно ведет к повышению спроса на товары высокого качества и услуги до момента их насыщения. При этом эффект дохода может усилить эффект замещения. Но возможна ситуация, когда возникает отрицательный эффект дохода и он сильнее эффекта замещения. В таких случаях речь идет о товарах и услугах, отличающихся малоэластичностью или неэластичностью. Так, например, медицинские услуги и услуги отраслей естественных монополий (коммунальные, транспортные, коммуникационные и т. д.) относятся к жизненно важным благам и спрос на них может не зависеть от изменения цен и доходов. Люди не могут отказаться от них ради потребления других благ.
Во-вторых, с ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени, соотношение трудовой и досуговой деятельности. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода услуги. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуговой деятельности и разнообразными становятся формы использования свободного времени — занятие спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, занятие любительским делом (хобби) и т. д.
В-третьих, с развитием современной цивилизации и повышения качества жизни людей возрастают требования к охране окру-
жающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабжению и канализации и уборке мусора. Появляются новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды. Усиливающееся стремление к рациональному использованию ограниченных ресурсов породило такие услуги, как прокатная форма обслуживания, торговля по заказу и т. д.
В-четвертых, усложняются социально-демографические процессы в современном обществе. В связи с увеличением продолжительности жизни идет процесс постарения общества, это влечет за собой рост услуг системы социального обеспечения и здравоохранения. Расходы на медицинские услуги одного человека пожилого и пенсионного возраста в 3 — 4,5 раза выше, чем человек молодых лет. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социально-экономической жизни общества. Расширяется участие женщин в общественном производстве, причем процесс феминизации затронул многие сферы занятости. Социально-экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на многие услуги, ранее выполняемые в домашних условиях — приготовление пищи, стирка, уборка квартиры и т. д. Возникла потребность в фирмах, специализирующихся на выполнении внедомаш-них услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.
Усложнились семейные отношения — возросло число разводов и уменьшилось число лиц, состоящих в браке. Это усложняло решение жилищной проблемы.
В-пятых, более сложной стала диалектика взаимодействия двух противоречивых тенденций развития современного общества — индивидуализации и социальной интеграции людей. С одной стороны, идут процессы индивидуализации условий жизни людей, которые опираются на процессы индивидуализации развития современной техники (миниатюризация информационной технологии, персональные компьютеры и видеосистемы, персональные автомобили и бытовая техника индивидуального пользования и т. д.). Усиливается потребность человека к укладу жизни, связанного с природой, способствующего выражению его индивидуальности.
Отсюда в развитых странах усиливается тенденция к деурба-низации, стремление среднего класса к проживанию в собственных домах в окрестности крупных городов. Возрастает также тенденция молодых людей жить отдельно от родителей и чем старше возраст, тем больше стремление оставить родительский дом.
С другой стороны, для предотвращения гипериндивидуализации и фрагментации современного общества с развитой рыночной экономикой первостепенное значение приобратает усиление правовых функций государства, широкое распространение сферы действия договорного права. Интенсивно идет процесс превращения современного общества в "договорное", "контрактное" общество. Индивидуальная свобода не представляет собой абсолютной сво-
боды. Она базируется на законодательно закрепленном балансе прав и ответственности, на балансе между освобождением от социальных регламентации и социальной защите в рамках коллектива. Важную роль в поддержании равновесия индивидуального и общественно-коллективного играют посреднические структуры. К ним, наряду с традиционными общественными институтами — религией и семьей, относятся добровольные общественные объединения, некоммерческие организации, функционирующие на принципах са моуправления и самоорганизации, низовой демократии.
Возросшая сложность социальной интеграции членов общества расширила спрос на многие деловые услуги, в том числе на юридическую помощь при заключении имущественных сделок, при взаимоотношении с налоговыми службами и т. д.
В-шестых, идет интенсивный процесс роста объема основных фондов в домашнем хозяйстве и повышение технической оснащенности его. Происходит быстрое моральное старение оборудования и техники домашнего назначения. Появляются новые товары длительного пользования в домашнем хозяйстве. Высокими темпами в развитых странах идет компьютеризация домашнего хозяйства и создаются возможности осуществлять многие торговые, страховые, рекламные, банковские операции непосредственно на дому. Растет потребность домашнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования и бытовой техники.
В-седьмых, более высокий рост занятости в сфере услуг по сравнению с промышленным производством объясняется тем, что производительность труда в сервисных отраслях повышается медленнее, чем в индустриальных. Отставание производительности труда в сфере услуг по сравнению с другими секторами экономики связано со спецификой природы услуги и ограниченными возможностями ее технизации.
Трудосберегающий эффект научно-технического прогресса в сфере услуг меньше, чем в отраслях материального производства. Применение современной техники и прогрессивного оборудования в сфере услуг не приводит к сколько-нибудь значительному высвобождению работников, но может способствовать повышению качества услуг и улучшить условия трудовой деятельности работников этой сферы. Поэтому сектор услуг относится к трудоемкому сектору современной экономики.
Вместе с тем исследования показывают, что разные услуги имеют неодинаковую степень восприимчивости к научно-техническому прогрессу и соответственно различные темпы роста производительности труда. Но во всей сфере услуг преобладает тенденция отставания роста производительности труда и повышения трудоемкости по сравнению с производственной сферой.
В-восьмых, рост сферы услуг есть отражение процесса углубления общественного разделения труда, процесса "отпочковыва-ния" ранее существовавших в недрах материального производства
Ю
услуг от него и превращения их в самостоятельные специализированные виды и отрасли деятельности. Благодаря этому обеспечивается повышение общественной производительности труда.
В настоящее время в промышленности примерно около 1/3 — 1/4 части работников занята непосредственным воздействием на природу и ее преобразованием, для человеческих потребностей, а 2/3 или 4/5 выполняют сервисные виды деятельности, связанные в том числе с техническим обслуживанием и ремонтом машин, управлением, планированием, контролем, научно-исследовательской работой, повышением квалификации и производственным обучением, коммерческой деятельностью, включая рекламу и т. д.
По данным немецкого Института национального хозяйства на начало 90-х годов в промышленном производстве доля сервисных видов деятельности, то есть так называемых "невидимых" услуг, составляла 80,6% в том числе информационно-образовательные услуги—11,6%, управленческие —6,11%, научные исследования — 4,9%. В промышленном производстве существует разный уровень специализации внутрипроизводственных услуг. Наряду с услугами, оказываемыми для собственных нужд, возникает необходимость для оказания услуг посторонним организациям. Доля последних услуг становится весьма существенной при выполнении таких сервисных видов деятельности, как обучение рекламных работников, экспертиза, лизинг, аренда, установка оборудования и технический осмотр, вычислительные работы. Дальнейшее углубление специализации сервисных видов деятельности приводит к превращению их из "невидимых" в "видимые". Этот процесс от-почковывания может создать иллюзию роста объема услуг, хотя в действительности объем услуг остается таким же, только произошла их структурная перегруппировка.
Превращение услуг производственного характера, ранее выполняемых силами самого производства, в самостоятельные отрасли и подотрасли сферы услуг нельзя упрощенно представлять как замещение материального производства сферой услуг. На самом деле речь идет не об альтернативности двух сфер народного хозяйства, а о взаимной дополняемости их. •
Дополняемость усиливается до такой степени, что границы между производственной сферой и сферой услуг становятся подвижными, происходит взаимное проникновение одной сферы в другую. С появлением информационных услуг стираются границы между двумя сферами. Это выражается в повышении уровня технической оснащенности услуг, в их компьютеризации. С другой стороны, возрастает роль услуг в неценовой конкуренции промышленных товаров Ч Наличие большой сети самостоятельных сервис-
1 Развитие посреднических услуг в рыночной экономике, в частности, услуг рыночной инфраструктуры, выполняет своеобразную регулирующую функцию ценообразования, исключая значительное колебание цен на рынке.
11
ных служб деловых услуг благоприятствует развитию малых и средних предприятий. Так, развитие малого бизнеса в США стало возможным в результате создания широкой сети фирм деловых услуг. Малым предприятиям невыгодно держать в штате специалистов деловых услуг. Им эффективнее нанимать временных работников по мере необходимости или привлекать работников на условиях работы неполного рабочего дня на контрактно договорной основе.
За 20-летний период в США с середины 70-х годов до середины 90-х годов число фирм деловых услуг и численность занятых в них возрасла более чем в 2,5 раза. Согласно данным опросов, услугами специализированных фирм пользуются 44% малых предприятий, рекламных агентств и бухгалтерских фирм —45, консультативных и маркетинговых фирм—42%.
Интенсивность и производительность труда временных работников и специалистов оказывается на 30—40 процентов выше, чем у лиц с постоянным штатом. Услуги консультантов способствуют снижению издержек производства на 10 — 20 процентов. Доступ к специализированным деловым услугам позволяет малому бизнесу успешно конкурировать с крупным.
Процесс отпочковывания услуг отражает процесс углубления общественного разделения труда и представляет собой один из факторов повышения общественной производительности труда. Он является процессом институционального преобразования 'невидимых услуг в "видимые". Следовательного, чем выше уровень специализации промышленного производства, тем больше будет объем видимых услуг. Однако для объективной сравнительной оценки совокупного объема услуг стран с разным уровнем специализации промышленного производства необходимо учитывать и сопоставлять объем видимых и невидимых услуг. Так, из-за несовершенства статистического учета невидимых услуг объем сферы видимых услуг в США, где промышленное производство отличаются высоким уровнем специализации, по сравнению с ФРГ, где промышленное производство носит более комбинированный характер, был выше, но современная статистика не дает полного представления об объеме всех услуг. Более того, существуют предпосылки искусственного завышения объема видимых услуг в условиях сильной инфляции, поскольку цены на услуги, как правило, растут быстрее, чем на товары, и существуют немалые трудности точного определения создания добавленной стоимости в сфере услуг.
С развитием новых форм конкуренции на товарном рынке, когда усиливается роль "невидимых" услуг, сервисной деятельности, осуществляемой индустриальными фирмами, как фактора неценной конкуренции, может произойти перегруппировка от видимых услуг к невидимым при сохранении общего объема услуг. Однако статистика, учитывающая только видимую часть айсберга услуг,
12
покажет сокращение темпа расширения сферы услуг или стабилизацию.
В-девятых, с ростом масштабов и сложности производства, с
усилением диверсификации конечной стадии производственного процесса и сегментацией рынка, также с возрастанием роли услуг в обеспечении конкурентного превосходства на товарном рынке увеличивается объем и разнообразие услуг, обслуживающих материальное производство.
Преобладание сферы услуг над другими секторами национального хозяйства нельзя трактовать однозначно.
С одной стороны, расширение сферы услуг характеризует про грессивные сдвиги в национальном хозяйстве и не означает деин-дустриализацию страны, а предполагает, что развитие сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе.
С другой стороны, расширение сферы услуг в условиях общественных катаклизмов (революций, войн, общего кризиса) может происходить на фоне широкомасштабного сворачивания индустрии, и при этом экономика приобретает черты колониальной экономики. Такая ситуация сложилась в России в 1992 — 1995 гг. в результате проведенного шокового варианта экономической реформы. Переход сферы услуг российского общества 50-ти процентного рубежа занятости не свидетельствует о прогрессивности структурных сдвигов в экономике, поскольку это было достигнуто в результате сокращения падения промышленного производства за 3 года наполовину.
Следовательно, соотношение сферы услуг и индустриального производства зависит от различии в методиках статистического учета услуг и от неодинакового подхода к отнесению их к соответствующим секторам экономики. Так, если заводы по производству электронного и бытового обслуживания, например, холодильников, стиральных машин и телерадиаппаратуры, сами занимаются их установкой и техническим обслуживанием в домашнем хозяйстве, то, в соответствии с принятым порядком статучета рост этой сервисной деятельности увеличит индустриальный сектор в валовом внутреннем продукте, а если этим будет заниматься специализированная сервисная служба, то это ведет к росту сферы услуг в валовом внутреннем продукте.
§ 2. ПРИРОДА УСЛУГИ
Для понимания природы услуги имеет большое значение сравнение ее основных технико-организационных и экономических характеристик с материальным благом (товаром).
13
Таблица 1
Товары |
Отличительные характеристики товаров и услуг
— осязаемость — материализация в вещи, могут накапливаться — производство и распределение отделено от потребления — потребитель не участвует в производстве — передача собственности |
Услуги
— неосязаемость
— процесс, деятельность не могут накапливаться
— производство и потребление осуществляются одновременно
— потребитель участвует в производственном процессе
— нет передачи собственности
Представленные в таблице свойства услуги нельзя абсолютизировать, они могут быть присущи ей в большей или меньшей степени, то есть быть в определенном диапазоне.
Как видно из таблицы, важной особенностью услуги является ее неосязаемость. Неосязаемость услуги делает неосязаемым полезный эффект сервисной деятельности. Непосредственно полезный эффект проявляется в степени удовлетворения услугой, соответствующей потребности людей, и воспринимается как данность через их субъективные восприятия, ощущения и эмоциональные переживания. Неосязаемость полезного эффекта и его неотделимость от процесса трудовой деятельности производителя услуг осложняет потребительский выбор, ибо заранее потребитель не может знать о потребительских свойствах полезного эффекта-услуги. Потребитель таких "чистых" услуг может только косвенно оценить их по аналогии, на основе мнения других потребителей и с помощью рекламного образа и вещественной атрибутики, фирменного знака, буклета и т. д. Но существует немало услуг, оказание которых сопровождается присутствием материально-вещественных объектов или происходит с помощью таких объектов. Кроме того, услуги могут получить материальную форму и существовать самостоятельно. Например, услуги могут материализоваться в программном продукте, видеокассетах, кинофильмах, скульптурах, в художественных картинах и т. д. Но в этом случае материальный субстрат (качество кинолент, холста, камня) играет, как правило, не доминирующую роль. Полезный эффект услуги будет определяться главным образом качеством передаваемой информации, содержанием социального и художественного образа.
С неосязаемостью услуги тесно связаны другие важные особенности услуги —невозможность ее хранить, накапливать для последующей реализации. Услуга представляет собой не вещь, а процесс, деятельность. При этом производство и потребление происходит одновременно во времени и в пространстве. Услуга выступает в симбиозной форме "потребительного производства".
14
Неосязаемость, несохраняемость услуг, одновременность их производства и потребления увеличивает степень риска в сфере услуг. Так, например, доход от незаполненных зрительских мест в кино театре, и доход от несданного номера в гостинице утрачивается навсегда. В сфере услуг в большей степени, чем в материальном производстве, необходимо учитывать фактор времени (сезонные спады в спросе, пиковые периоды спроса в течение суток). Здесь велика роль планирования мощностей (пропускной способности сферы услуг). Невозможность хранить и накапливать услуги оборачивается возможностью образования очередей людей и увеличе-ния времени ожидания, появления феномена утомляемости от стояния в очередях. В связи с этим возникает необходимость применения особых мер по согласованию спроса и предложения услуг — широкая практика предварительных заказов, дифференциация цен на услуги в зависимости от сезонности и пиковых перепадов в спросе на услуги, массовое привлечение временных работников на условиях работы неполный рабочий день, совместителей и т. д.
Невозможность хранения услуг и существование услуг как деятельности придает особый характер их мобильности. Они более локализованы и рассредоточены. Товары по сравнению с услуга ми имеют преимущества в транспортировке и перемещении. В том случае, когда потребитель пространственно отделен от производителя, производство услуги возможно при условии, что-либо про изводитель идет к потребителю (например, строительство жилых домов в местах расселения людей), либо потребитель идет к производителю (например, санаторно-курортное обслуживание, туризм). Существование многих услуг в виде деятельности и одновременность производства и потребления услуг превращает сферу услуг в сферу личных контактов потребителей и производителей.
Для повышения качества и эффективности работы сферы услуг первостепенное значение имеет роль как производителя, так и потребителя. С одной стороны, с повышением технической оснащенности, усложнением ассортимента услуг и индивидуализацией запросов на услуги возрастают требования к общей культуре, профессионализму и умению работников сервисной службы, к их личным качествам. В сервисной деятельности производитель имеет непосредственное отношение с потребителем услуг и здесь обращается особое внимание не только на профессионально-техническую, но и на социально-психологическую сторону квалификации.
С другой стороны, в сфере услуг в отличие от материального производства потребитель нередко непосредственно участвует в производстве услуг. В ряде случаев (например, с применением форм самообслуживания), участие потребителя в производстве услуг может рассматриваться как дополнительный производственный ресурс. Личностно-потребительская ориентация услуг усиливает тенденцию к разнообразию и индивидуализации услуг. Субъективность восприятия потребителем услуг состоит как в сложив-
15
шемся заранее представлении и в рекламном образе о данной услуге, так и в накопленном опыте удовлетворения от потребления этой услуги в конкретной ситуации. Качественные параметры услуг зависят от уровня культуры потребителя и от системы ценностной ориентации, которыми он руководстуется. На уровень удовлетворенности сервисного обслуживания потребителя влияет субъективная оценка не только материальных условий (техника и технология), но и сам процесс оказания услуги, в том числе вид и поведение работников сервисных служб, их отношение к работе и манера выполнения ими работы, а также соотношение обслуживания и самообслуживания и характер взаимоотношений с другими потребителями в процессе обслуживания. Участие человека как субъективного, а не технического фактора в производстве и потреблении услуг не обеспечивает надежную гарантию постоянного качества их. Качественные характеристики услуг могут изменять ся в больших диапазонах. Там, где это можно, стремяться с помощью технических средств, например, с помощью системы видеозвукозаписи, свести к минимуму влияние субъективного фактора. Однако это нередко достигается ценой потери атмосферы живого человеческого общения. Одна из важных особенностей сферы услуг состоит в том, что оказание многих видов услуг не сопровождается сменой прав собственности и изменением имущественных отношений между потребителем и производителем услуг. Если пассажир пользуется услугами транспортной организации, то он, приобретая билет, получает право на проезд соответствующим видом транспорта до места назначения. Но оплата транспортной услуги не означает, что пассажир становится собственником транспортного средства. Как известно, право собственности — это абсолютное "вещное" право, абсолютное господство лица над вещью, основное право личности на владение, распоряжение и пользование вещами, или отношения по поводу вещей. Поскольку многие услуги не материализуются и имеют отношения с нематериальными ценностями, то право собственности как абсолютное вещное право наталкивается на немалые трудности, связанные со специфической невещной, неосязаемой природой услуги.
В сфере услуг в большинстве случаев действует относительное право, т. е., с одной стороны, право требований производителя по отношению к потребителю и обязательств потребителей по отношению к производителям, а с другой стороны, действует право требований потребителя к производителю и обязательств производителя по отношению к потребителю. В сфере услуг права собственника на материальные условия производства услуг в определенной степени ограничиваются правами потребителя и здесь существуют, как правило, не договорные отношения, а развиваются деликатные правовые отношения. Они предусматривают, что обязанность возместить причиненный вред потребителю возлагается на производителей услуг или на собственника имущества, которое
16
при недостаточной заботе о нем может причинить ущерб. Так, например, в законодательстве многих стран и в международных конвенциях устанавливается обязанность транспортных организаций обеспечить страхование пассажиров, возмещать причиненный ущерб.
В сфере услуг широкое распространение получает право интеллектуальной собственности, охватывающее отношения собствен ности на интеллектуальный продукт и на нематериальные ценности, например, товарный знак и знак обслуживания.
Объектом интеллектуальной собственности является не вещественная форма, а содержание. Но общее, что ее объединяет с собственностью—это абсолютный характер права как исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Поскольку сервисная деятельность включает многие виды творческой интеллектуальной деятельности, то результаты его охраняются различными правовыми институтами, начиная от авторского права не только на литературные, художественные произведения, произведения изобразительного искусства, но и на исполнительную деятельность, хореографию, кончая собственностью на товарный знак и знак обслуживания. Охрана интеллектуальной собственности — это одна из характерных черт современного развития сервисной деятельности 1. Особенности Отношений собственности в сфере услуг характеризуют не техническую, а социально-экономическую природу услуги.
§ 3. КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА НАБОРА УСЛУГ
Качество услуги (полезный эффект получаемый от оказания услуги) определяется основными свойствами природы услуги и факторами, которые влияют на производство и потребление услуг.
Как правило, природа услуги является комплексной, сервисная деятельность представляет собой оказание не одной, а целого набора услуг, когда основная, профильная услуга часто дополняется сопутствующими услугами. Степень комплексности различных услуг неодинакова, то есть может быть разный объем набора услуг. Одни услуги, как например, туристские, санаторно-курортные и реакреационные отличаются высокой комплексностью, другие, например, чистка обуви и одежды — низкой комплексностью. В связи с комплексной природой услуги на качество сервисной деятельности может оказать влияние низкое качество какого-либо одного элемента набора услуг. Например, впечатление турис-
1 Более подробный анализ особенностей интеллектуальной собственности (например, сферы науки и научного обслуживания) дан в гл. 9 § 1 и § 2.
17 |
2 К-50
тов может быть испорчено от плохой организации работы транспорта или плохого питания в ресторане, хотя уровень квалификации туристских работников и содержание туристских маршрутов может быть высоким. Следовательно, качество и полезный эф фект сервисной деятельности требует поддержания на качествен но высоком уровне всех элементов набора услуг. В ряде случаев нелегко определить профильную услугу. Качество услуги обуславливается также субъективной природой услуги, степенью контактов производителя и потребителя. Чем выше степень личных контактов между обслуживающим персоналом и потребителем, тем меньше стабильности в обеспечении качества сервисной деятельности. Принято по степени личных контактов выделять услуги, находящиеся в сфере личных контактов, в сфере видения потребителем (так называемой услуги "передней комнаты") и услуги вне сферы личных контактов, вне видения потребителем (так называемые услуги "задней комнаты"). Качество услуги формируется в результате согласования желания потребителя получить пользу от соответствующей услуги с реально полученным восприятием от потребления ее. Чем более согласовано субъективное желание потребителя с реальным восприятием полезного эффекта от услуги, тем выше степень его удовлетворенности обслуживанием, а чем меньше такое согласование, тем сильнее разочарование и неудовлетворенность. Соотношение субъективного желания и реального восприятия услуги в процессе ее потребления, а следовательно, качества сервиса зависит от множества факторов. В первую очередь на качество набора услуг влияет образ сервисного предприятия (организации), формирующегося с помощью различных рекламных средств. Большое значение имеет накопленный опыт индивидов в отношении потребления соответствующих ви дов услуг. Субъективная природа услуги и ее неосязаемость затрудняет решение проблемы измерения качества сервиса и стандартизации, а следовательно, создает немалые трудности по сравнению с промышленным производством контроля над качеством услуг.
Для преодоления этих трудностей теории и практики экономики и управления сферой услуг рекомендуется выделять материально-техническую и функциональную, деятельную составляющую качества услуги.
Материально-техническая составляющая качества услуги придает услуге ориентацию на сервисное оборудование и материальный продукт, а функциональная составляющая качества услуги нацеливает услугу на сам процесс оказания услуги. Если в первом случае ограничены или отсутствуют личные контакты производителя и потребителя услуги, то во втором случае речь идет о непосредственных контактах.
В наборе услуг могут оказаться как услуги с высокой долей встроенных материально-технических элементов, так и услуги, ориентированные на процесс ее оказания, на личные контакты произ-
18
водителя и потребителя. Чем больше содержит набор услуг, ориентированных на использование материально-технических факторов и элементов, тем шире возможности для стандартизации указанных видов услуг.
К материально-техническим элементам качества набора услуг относятся:
— блага в вещной форме, которые покупаются потребителем непосредственно, например, товары, приобретаемые в магазинах, продукты питания в ресторане и т. д.;
— материальные элементы, которые изменяются в процессе оказания услуг, включая как изменение потребительских свойств изделий, например, ремонтные услуги, так и изменения самого потребителя, например, медицинские услуги;
— некоторые материальные элементы, которые сопутствуют оказанию набора услуг, например, чековая книжка, служебный пропуск в сервисную организацию, билеты в театр, на стадион, метро и т. д. Их приобретение —не самоцель, они являются частью сервисной деятельности;
— материальные элементы включают часть окружающей среды сервисной деятельности, ландшафт местности и место расположения сервисной организации, декорации комнат, тип мебели, униформа, которую носит обслуживающий персонал и т. д.
Что касается функциональных аспектов качества услуг, то они характеризуют то, как обслуживающий персонал оказывает услуги—внимательно или грубо, и каков уровень профессионализма работников, оказывающих услуги. К функциональным элементам набора услуг относится:
— характер сервисных контактов (непосредственно или опосредованно, часто или редко, только в чрезвычайных ситуациях, с высоким или низким уровнем предсказуемости контактов);
— атмосфера сервисной обстановки, которая создается звуком, светом, комфортом и отсутствием очереди;
— чувство, которое возникает у потребителя .с точки зрения безопасности, престижности и т. д.
Функциональные элементы услуги и набора услуг неосязаемы и сильно подвержены субъективной оценке потребителей даже при одинаковом уровне их культуры. Это придает услугам персонифицированный характер. На восприятие потребителей процесса оказания услуги влияет поведение других потребителей, а также наличие очереди и неодинаковое отношение ко времени ожидания в очередях.
Услуги и набор услуг характеризуется различными соотношениями материально-технических и функциональных элементов качества. В одних случаях, например, при автосервисе преобладает материальный элемент, а в других, —как например, музыкальном исполнении, медицинской консультации—функциональные элементы.
19
Чем больше материально-технических элементов в услуге или в наборе услуг по сравнению с функциональными элементами, тем меньше личных сервисных контактов, но больше возможностей выполнить сервисную деятельность в "задней комнате", путем широкого применения стандартизации и индустриальной технологии.
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Общеизвестно, что нет абсолютно чистых общественных явлений и процессов и любая классификация не может быть безупречной, так как в ней нельзя полностью избежать определенных допущений и условностей.
В зависимости от поставленных задач и целей, а также от используемых принципов и критериев группировки могут быть разные классификации. В статистической практике многих стран ми ра и в международной статистической отраслевой классификации принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания двух подходов: производственно-технологического и функционального, специализированного. Производственно-технологический подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности сервисных отраслей как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный специализированный подход реализует разную профильную направленность сервисных отраслей —от обслуживания про изводства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами, до обслуживания личности.
Сделанные во многих странах с помощью сочетания производственно-технического и функционально-специализированного под хода классификации отраслей сферы услуг до сих пор несовершенны. Наблюдается крен в сторону производственно-технического подхода в ущерб функционально-специализированному, и существует недооценка личностной ориентированности услуг. Нет четкости и единства в понимании критериев функциональной направленности отрасли сферы услуг. Все это приводит к произвольному сочетанию указанных подходов при построении отраслевой классификации сервисных отраслей.
К сфере услуг принято относить:
— торговлю (оптовую и розничную);
— услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и т. д.);
— транспорт;
— связь и информационное обслуживание;
— услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
20
— кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;
— образование, культура и искусство;
— наука и научное обслуживание;
— здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
— услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);
— услуги личного характера (непроизводственные бытовые ус луги парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);
— услуги государственного управления.
Такая отраслевая классификация сферы услуг в настоящее время действует во многих странах, в том числе в России. Особенность политики развития сервисных отраслей в России в доперестроеч-ный период состояла в ориентировании их на обслуживание производства и общества в целом, и преобладал остаточный подход к развитию услуг личного характера. Отнесение к материальному производству таких отраслей услуг, как жилищно-коммунальные, производственные виды бытового обслуживания и т. д., означало распространение на них преимуществ в области оплаты труда и социальных льгот, которыми пользовались работники производственных отраслей. Это способствовало повышению престижа работников, занятых сервисной деятельностью и улучшением положения с кадрами в сфере услуг в целом. Расхожим было мнение, которое всячески обосновывалось теоретически со ссылками на авторитеты политэкономии XVIII и XIX веков, что труд в сфере услуг, не связанный с материальным производством, является непроизводительным, то есть его можно рассматривать как общественную потерю, как вычет из производимого национального дохода1. К отраслям сферы услуг, которые были удостоены чести быть производительными отраслями материального производства и продукция которых включалась в национальный доход, были отнесены транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально техническое снабжение, заготовки и хранение материально-технических ресурсов, жилищно-коммунальное хозяйство и производительные виды бытовых услуг, что же касается науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения, то согласно господствующей ограничительной концепции производительного труда только как труда в матери-
1 "По мнению политической экономии,—писал с иронией видный немецкий ученый XIX века Фридрих Лист,—тот, кто выращивает свиней — производительная сила общества, а кто воспитывает людей —непроизводительный. Врач, спасающий жизнь пациента, не принадлежит к классу производителей, а аптекарский мальчик принадлежит, хотя изготовленные им пилюли существуют лишь несколько минут". Фридрих Лист. Система Национальной Политической экономии. СПБ 1891. С. 194.
21
альном производстве, указанные отрасли, несмотря на возратаю-щую значимость их в условиях современного этапа НТР и социального прогресса, были отнесены к непроизводственной сфере. Тем самым существовало теоретическое обоснование порочного остаточного подхода к финансированию указанных отраслей. Еще большая дискриминация наблюдалась по отношению к развитию услуг личного характера.
В настоящее время в экономико-статистической литературе в России и за рубежом применяются различные критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости услуг, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, а также по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг.
Нам представляется, что совершенствование классификации сферы услуг должно идти по пути более полного учета как производственно-технического, так и функционально-специализированного подхода.
В связи с этим целесообразно выделить в сфере услуг следующие различающиеся по функциональной направленности сектора:
— услуги, ориентированные на производство,
— услуги, ориентированные на общество,
— услуги, ориентированные на домашнее хозяйство,
— услуги личностного характера.
В чистом виде немного видов услуг, которые формируют исключительно данный по функциональной направленности сектор услуг. Так, к услугам, ориентированным на производство относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению и снабжению материально-техническими ресурсами и различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути и т. д.). Услуги, ориентированные на общество включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственными (правительственными) услугами.
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся многие услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг — техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, ви деоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т. д.
Услуги личностного характера включают услуги: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги и не-
22
производственные виды бытового обслуживания. Но многие услуги имеют двойственную функциональную природу, а некоторые услуги даже многофункциональную направленность. Так, услуги транспорта при технической и технологической общности как собирательной отрасли подразделяются на услуги по обслуживанию производства — грузовой транспорт и на услуги по обслуживанию личности — пассажирский транспорт. Двойственную функциональную направленность имеет связь и информационное обслуживание: с одной стороны, они обслуживают производство, а с другой—домашнее хозяйство и личность. Торговля средств производства имеет дело с производственной сферой, а розничная торговля—с населением, с непосредственным потребителем.
Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера относят к услугам как таковым. Они формируют сервис в собственном смысле слова.
В развитых странах доля собственного сервиса в ВВП составляет 20 — 25 процентов, на транспорт и внедомашнее питание приходится 6 — 10 процентов, на государственные услуги—15 —23 процентов.
Деловые услуги —кредитно-финансовые, страховые, правовые и т. д. многофункциональны: обслуживают производства, общества, домашнее хозяйство и личность *. Соотношение объектов обслуживания непостоянно и зависят от времени и конкретных условий страны.
Что касается социально-культурных услуг —образования, культуры, здравоохранения, а также науки, научного обслуживания, то эти услуги также многофункциональны. Но на современном этапе развития цивилизации они в большей степени ориентированы на интересы общества и производства, чем на личные интересы.
Развитие сферы услуг происходит, с одной стороны, путем усиления разнообразия сервисной деятельности, отражая тенденцию специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны, путем возрастания роли принципа кооперации и дополнительности, отражая тенденцию единства в разнообразии. Эти тенденции проявляются в усложнении многофункциональной зависимости одних услуг от других. Так, например, услуги гостиниц не ограничиваются предоставлением потребителю места для проживания (для ночлега), но и включают комплекс разнообразных услуг — питание в кафе и ресторане, торговые и бытовые рекреационные услуги. Услуги жилищного хозяйства неотделимы от коммунальных услуг, ремонтно-технического сервиса. Торговые услуги нередко сопровождаются рекламными и рекреационными услугами.
Многофункциональная взаимосвязь услуг делает невозможным с позиции одного или двух критериев предложить совершенную
1 Подробная классификация деловых услуг дается в главе 7 § 1 данной книги.
23
производственно-техническую и функциональную классификацию сервисной деятельности.
Особое место среди всех классификаций услуг занимает группировка услуг с позиции их деления на платные и неплатные услуги, то есть с позиции отнесения их к частному рыночному и общественному, нерыночному сектору сферу услуг. При этом важное значение имеет определение роли и места в этой классификации услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение, на стыке частного, платного и общественного, неплатного сектора сферы услуг.
В современной экономической структуре по проблемам рыночной экономики и экономики общественного сектора общепризнанным стало разграничение экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектор с позиции: теории общественного и частного блага, внешнего эффекта, информационной асимметрии и естественной монополии. Эти теории применимы для отнесения услуг к платному (рыночному, частному) и неплатному (нерыночному, общественному) секторам, а также для выделения смешанного (рыночно-общественного) сектора.
Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага (обладающими в разных пропорциях свойствами как частного, так и общественного блага). Следовательно, услуги как экономические блага могут быть классифицированы на:
— общественные услуги в чистом виде,
— частные услуги в чистом виде,
— услуги смешанного характера.
Чистые общественные услуги относятся к общественному, государственному сектору, где рынок и коммерческий принцип платности услуг не действует.
Производство такого рода услуг осуществляется с помощью финансово-налоговой политики (через государственный бюджет и общественные взносы) и через механизм избирательной системы (так называемый механизм общественного выбора). Общественные услуги в чистом виде предоставляются населению бесплатно или на льготных условиях, но это не значит, что они являются даровыми благами; подобно дарам природы — воздуху, солнечному свету и т. д. Они относятся к экономическим благам, производство их требует немалых затрат общественного труда и финансируется за счет налогообложения населения. Отделение во времени и пространстве бесплатного предоставления населению таких услуг от источников их финансирования через госбюджет и налоговую систему может создавать иллюзию у людей, что чистые общественные услуги —это дар природы, "манна небесная".
На практике несоотнесение бесплатного предоставления чистых общественных услуг с их финансовыми затратами приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по раз-
24
витию чистых общественных услуг, и у него формируется нерациональный подход к их использованию как ничейным благам, но оно решительно выступает против повышения налогообложения, которые необходимы для производства такого рода благ.
Услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами (признаками):
совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;
объективная техническая и экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага не оплачивая;
— отсутствие конкурентности (состязательности) и перегружаемое™ (уменьшения потребления с появлением новых лиц).
Все указанные свойства чистых общественных благ взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг как чистых общественных благ тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. К чистым общественным услугам относятся услуги государственного управления, обороны и внутренней безопасности. Существуют производства некоторых услуг (например, производство коммунальных услуг, системы связи и коммуникации, транспортные услуги и т. д.), неделимость которых обусловлена единой природой технической системы, где дублирование технически нецелесообразно и производство таких услуг представляет собой естественную монополию. Имеются чисто общественные услуги, производство которых дает значительный внешний эффект (результативность), и трансакционные издержки по учету и частному присвоению такого эффекта велика. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию исключительного права частного присвоения вещи) и с помощью включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами исключительно индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает возможность индивидам потреблять эти услуги не оплачивая.
Возникает проблема безбилетного" пассажира. Естественно, в этих условиях отсутствуют заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги, так как выгоды от их производства могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, не неся никаких издержек по производству такого рода услуг.
Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность (несостязательность), поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального подчинения. Они не перегружаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных
25
услуг не приводит к тому, как это происходит в условиях конкуренции и достижения экономического оптимума, на рынке частных благ, когда улучшение положения одного осуществляется за счет ухудшения другого.
Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг де лают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попыт ки перевести этот сектор не коммерческий принцип платности услуг был бы искусственным и они не дали бы желаемый эффект.
Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают в отличие от чистых общественных услуг следующими альтернативными свойствами:
— индивидульный характер потребления, делимость и избирательность;
— исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).
Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыноч ные отношения \ Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.
К рыночному, платному сектору услуг относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.
Немало услуг занимают промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально культурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально-значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции и в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей.
Другие смешанные услуги обладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют к частному (рыночному) сектору экономики. Так, культурно-развлекательные и досугово-рекреационные, туристские, спортивно-оздоровительные, жилищ но-коммунальные и некоторые бытовые услуги, несмотря на их
"' Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве, в семье, в порядке самообслуживания, и не с целью продажи, могут быть не включены в систему рыночных отношений.
26
определенную социальную ориентированность, ближе всего к частному, платному сектору услуг.
Соотношение рыночного (платного) и общественного (государственного секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень и масштабы развития рынка услуг меняются в зависимости от действия разных факторов.
Во-первых, на соотношение рыночных и государственных начал в сфере услуг влияет изменение технических условий производства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи "производитель-клиент" в сфере коммуникации, связи и средств массовой информации стало возможным сузить и ограничить естественную монополию и расширить тем самым принцип исключаемое™ и конкурентности услуг.
Во-вторых, рост материального благосостояния и процесс выравнивания уровней платежеспособного спроса широких народных масс при одновременном повышении социальной ответственности и гражданской зрелости каждого члена общества привел к тому, что стало возможным постепенно снимать нагрузку финансовых расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и финансирование этих услуг перекладывать на семейный бюджет. Иными словами, происходил процесс приватизации сферы общественного финансирования и соответственно с этим шел процесс становления и расширения рынка новых видов платных услуг, которые ранее относились к общественному сектору услуг. Так, в 70 — 80-е годы в ряде стран Западной Европы была осуществлена приватизация муниципального сектора жилья и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных услуг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и коммуникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рассматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, культурно-реакреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере услуг в сторону платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.
В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интенсивно шел процесс трансформации собственности под воздействием двух взаимодействующих тенденций — развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включая транснациональные формы и процесс расщепления собственности на пучок правомочий. Усложнение взаимодействия этих правомочии шло с одновременным возрастанием финансово-денежного фактора в отношениях собственности. Финансы и деньги превратились в ключевое звено управленческого воздействия на все сферы жизни общества, в том числе на сферу услуг, они выполняют функции заказчика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широ-
27
кое распространение различные формы контактных отношений участников сервисной деятельности с активным использованием разных правомочий собственника и института доверительного управления, доверительной собственности. Но при всем этом действует принцип "кто платит, тот и заказывает музыку". Контрактные отношения при наличии командных высот в общественном финансировании за государством дали возвожность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения "внутреннего рынка" в сфере чисто общественных и социально значимых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускают даже в сфере обороны существование частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, размещение государственных военно-строительных программ среди частных компаний и т. д, В сфере социально значимых смешанных услуг в результате широкого развития контрактных отношений стало возможным отделить производство услуги от ее предоставления и потребления, т. е. стало 'возможным производство услуг организовать на основе привлечения негосударственных и частных структур, а представлять интересы потребителей и финансировать их от имени государственных муниципальных организаций сферы услуг. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и негосударственных источников финансирования.
В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных начал в сфере услуг оказывают сильное влияние конкретно-историче ские условия развития страны, в том числе история развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов — войн, кризисов, революций и т. д. Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено также влиянию политического фактора.
Так, во многих странах Европы в период второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики, и соответственно многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммуналь-ное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после войны сказалась ограниченность платежеспособного спроса населения и сильная инерция социальной солидарности всех слоев (социального эгалитаризма), которая сложилась в военный период под влиянием объединяющей идеи борьбы против общего врага.
В 70 —80-х годах ситуация в развитых странах Европы изменилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени. Маятник соотношения государственного и рыночного сектора в экономике вообще и в сфере услуг, в частности, качнулся в
28
сторону развития частного сектора и рыночных отношений. Приватизация сильно затронула общественный сектор услуг. В некоторых странах (например, Германии, Австрии, Франции, скандинавских странах) были сильны исторические традиции государственности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в этих отраслях услуг. В России все вышеприведенные факторы, влияющие на соотношение рынка и государства в сфере услуг, на протяжении XX века действовали еще более противоречиво. Здесь наблюдались возвратно-поступательные процессы, когда периоды расширения сферы рынка в экономике, в том числе в сфере услуг, сменились его сужением и расширением сферы действия государства. В конце XX века верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок.
В мире нет страны с развитой экономикой, где бы государство активно не занималось регулированием хозяйственной деятельности. Поэтому речь может идти не об устранении государственной собственности, а об устранении ее монопольного положения. Сократившись, например, в 4 раза, государственная собственность будет играть существенную роль в экономике России в целом. В ближайшие 8—10 лет доля госсобственности в основных производственных фондах уменьшится до 50 — 60 процентов, а с помощью налогов будет централизоваться и перераспределяться на федеральном и региональном уровнях до 60 процентов валового внутреннего продукта.
В цивилизованных странах с развитой и смешанной экономикой существенно изменилось качественное состояние частной собственности: она выступает не только в индивидуальной, но и других формах —коллективной, групповой, акционерной. В западной экономической теории и практике под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности, а под приватизацией —преобразование государственной собственности в негосударственные формы собственности.
Чисто государственные предприятия в развитых странах — редкость. Они обычно функционируют в акционерной форме, но считаются государственными потому, что государство располагает контрольным пакетом акций. Значит, перевод государственных предприятий в акционерную форму собственности при сохранении за государством контрольного пакета акций — это, таким образом, тоже приватизация. В этих условиях государство действует по отношению к предприятиям не как управляющий субъект, а на правах одного из акционеров, хотя и главного. Аналогичным образом обстоит дело и с так называемой кооперативной собственностью.
Мировая практика свидетельствует о многообразии переплетающихся форм собственности, о существовании смешанной экономи-
29
ки. Но тотальная замена государственной собственности на индивидуальную частную собственность не только не продвинет нашу экономику к цивилизации, а, наоборот, отбросит к примитивному дикому рынку. Наша столбовая дорога к цивилизации—разумное взаимодействие разных форм собственности, вхождение в рынок только через эффективно действующий государственный сектор, с усилением роли государства как собственника индустриального потенциала.
Приватизация призвана создать объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики, в том числе и в сфере услуг. При этом необходимо руководствоваться главным принципом: основой должен быть человек, защищенный законом. Для этого должна быть соблюдена и логика экономических реформ: разумная приватизация объектов государственной собственности—формирование рыночных институтов, то есть конкурентной среды, — повышение эффективности производства — рост жизненного уровня населения.
Важным направлением активизации предпринимательской деятельности по ее поддержке со стороны независимых общественных организаций является формирование кодекса культуры бизнеса и предпринимательства. В современной смешанной экономике выработаны определенные правила поведения. Частный собственник может поступать как он считает нужным, но в пределах, не наносящих ущерба другим. Кроме того, значительная часть продукта, созданного в рамках частной собственности, централизуется и перераспределяется на общественные нужды, что способствует повышению уровня жизни населения.
Будущее в современной смешанной экономике за предпринимателями, обладающими высокой культурой бизнеса, людьми с высоким этическими и нравственными принципами.