Содержание:
Раздел №1: Понятие юридической службы. 3
Раздел 2: Правовая работа в сфере соблюдения законодательства о труде. 8
Раздел 3: Средства обеспечения юридической службой законности в деятельности организаций. 12
Библиография: 16
Раздел №1: Понятие юридической службы.
Юридическая служба - самостоятельная функциональная служба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюдением действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства. Говоря о нормативных актах, регулирующих деятельность юридической службы, необходимо учитывать, что основным правовым актом, закрепляющем правовое положение юридической службы, остается «Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972г. № 4678. Данный нормативный акт не отменен и действует по настоящее время, являясь чуть ли не единственным источником, определяющим основные задачи, права и обязанности юридической службы в народном хозяйстве. Многие предписания «Общего положения» давно устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которые в настоящий период возлагаются на юридическую службу. Юридический отдел — самостоятельное структурное подразделение, он подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Если данная служба осуществляется одним работником — юрисконсультом, то он является самостоятельной структурной единицей аппарата управления производством и также непосредственно подчиняется руководителю предприятия. По вопросам методики ведения правовой работы служба руководствуется указаниями юридического отдела вышестоящей организации. В соответствии со ст. 6 Закона о государственном предприятии руководители юридической службы назначаются на должность и освобождаются руководителем предприятия в установленном порядке.
Общее положение о юридическом отделе так определяет основные задачи службы:
· укрепление законности;
· активное использование правовых средств для укрепления, улучшения экономических предприятия;
· обеспечение правовыми средствами, повышения качества выпускаемой продукции, выполнения обязательств по договорам;
· защита прав и законных интересов предприятий и граждан;
· проверку соответствия требованиям законодательства представленных на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также их визирование;
· контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений предприятия, и применение мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства;
· подготовку совместно с другими подразделениями предложений об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии;
· организацию совместно с другими подразделениями работ по заключению хозяйственных договоров на предприятии и участие в их подготовке и визировании;
· организацию и ведение претензионной работы, осуществление ее методического руководства, если эта работа ведется другими подразделениями;
· участие в рассмотрении вопросов о числящихся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженностях, а также принятие совместно с другими подразделениями мер по их ликвидации;
· контроль за соблюдением установленного действующим законодательством порядка приемки продукции и товаров по количеству и качеству;
· представление в установленном порядке интересов предприятия в суде, арбитраже и других органах при рассмотрении правовых вопросов;
· обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел и совместно с другими подразделениями— претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров; представление руководителю предприятия предложений об устранении выявленных недостатков;
· распространение информации о действующем законодательстве, организацию совместно с другими подразделениями изучения должностными лицами предприятия нормативных актов, относящихся к их деятельности; пропаганду советского законодательства. Указанные функции уточняются отраслевыми -положениями и положениями о юридических службах конкретных предприятий, разрабатываемыми на основе Общего положения о юридическом отделе, а также стандартами и инструкциями, издаваемыми на предприятиях.
· участие в подготовке нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и заключений по их проектам, поступающим на отзыв предприятия;
· проведение консультаций, подготовку заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в процессе деятельности предприятия;
· оказание правовой помощи профсоюзному комитету, комиссии по рассмотрению трудовых споров (КТС), добровольной народной дружине и другим общественным организациям предприятия;
· подготовку с участием других подразделений материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи следственным, судебным органам и товарищеским судам, а также принятие мер по возмещению ущерба, причиненного предприятию;
· организацию систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов;
Функциональные обязанности юридической службы определяются стандартами предприятия (СТП), являющимися частью комплексной системы управления качеством продукции, такими, например, как о порядке ведения договорной и претензионно-исковой работы. В этих документах с учетом специфики производственной деятельности и хозяйственных связей предприятия регулируется совокупность отношений, возникающих при заключении и исполнении договорных обязательств, предъявлении и рассмотрении претензий. На некоторых предприятиях разработан и введен в действие СТП «Делопроизводство», в котором регламентирован порядок разработки, согласования и визирования соответствующими службами проектов правовых документов, их регистрации и контроля за исполнением.[1]
Кроме того, нормативными документами, определяющими функции, права, обязанности и ответственность юридической службы, являются квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и Положение о юридической службе конкретного предприятия. В Положении отражены не только общие направления деятельности службы, предусмотренные вышеуказанными документами, но и определены перспективы ее развития с учетом специфики конкретного производства. В этом документе в обязательном порядке раскрыта взаимосвязь юридической службы с другими подразделениями предприятия. Согласно данному Положению юрисконсульт должен в случае несоответствия действующему законодательству представленных на подпись руководителю предприятия проектов приказов, положений, инструкций и других документов, имеющих правовой характер, не визируя их, дать соответствующее заключение с предложением о разрешении рассматриваемых вопросов в законном порядке.
Юрисконсульт ответствен также за соответствие действующему законодательству визируемых им проектов приказов, положений, инструкций и других документов правового характера.
Раздел 2: Правовая работа в сфере соблюдения законодательства о труде.
Одно из важнейших направлений юридической службы на предприятии состоит в обеспечении соблюдения законодательства о труде. Это не случайно, ибо надлежащий уровень правового регулирования трудовых отношений существенно влияет на качество всей хозяйственной и иной уставной деятельности предприятий.
Характер и содержание правовой работы юридической службы в указанном направлении во многом обусловлены особенностями трудовых отношений.
В организации названной работы значительное место отводится разработке и принятию локальных нормативных актов, которые в совокупности с актами централизованными являются юридической базой правового регулирования трудовых отношений. Нормы, содержащиеся в локальных актах, не должны противоречить централизованным, а издающие их органы не могут выходить за пределы предоставленных им полномочий. Следовательно, локальный нормативный акт разрабатывается и принимается на основе действующего законодательства с целью конкретизации общей нормы права применительно к условиям и задачам конкретного предприятия.
Подобные требования, предъявляемые к локальным нормативным актам, объективно обуславливают участие всех структурных подразделений предприятия в правотворческой деятельности. Однако в зависимости от характера и содержания локального акта его разработка поручается одному или нескольким структурным подразделениям с учетом их компетенции. В то же время данная работа не может осуществляться без участия юридической службы, которая в соответствии с Общим положением о юридическом отделе должна обеспечить законность издаваемого акта. Формы ее участия могут быть разнообразными: непосредственное составление проекта; совместное составление его с другими структурными подразделениями; дача заключения по составленному проекту (правовая экспертиза).
Независимо от формы участия юридической службы в нормотворческой деятельности она должна осуществлять проверку таких вопросов, как: правомочно ли предприятие на нормотворческую деятельность в данной области общественных отношений; согласован ли проект со всеми заинтересованными подразделениями и общественными организациями; правильно ли избрана форма акта; соответствует ли проект требованиям законодательства; правильно ли сделаны ссылки на соответствующие законы и подзаконные акты. В случае несоответствия нормативного акта установленным требованиям юридическая служба обязана сделать мотивированное заключение с предложениями об устранении недостатков.
В настоящее время трудовые коллективы совместно со структурными подразделениями при активном участии юридической службы проводят нормотворческую деятельность по созданию локальных нормативных актов. К ним, в первую очередь, относится коллективный договор, определяющий взаимоотношения администрации и трудового коллектива. Содержание коллективного договора состоит из нормативных положений и взаимных обязательств администрации и трудового коллектива, а также из взаимных обязательств администрации и профкома. Такая структура данного акта позволяет с максимальной широтой охватить все социально - экономические аспекты хозяйственной и иной уставной деятельности предприятий, путем включения в соответствующие разделы необходимых правовых норм. Однако, как уже отмечалось, одним из основных требований, предъявляемых к локальным нормативным актам, является соответствие их централизованным законам и подзаконным актам. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в их содержание не включались нормы, противоречащие трудовому законодательству либо ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством.
Не менее важной в области нормотворческой деятельности является разработка и принятие Правил внутреннего трудового распорядка для работников предприятия, имеющих своей целью способствовать укреплению трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству работ, повышению производительности труда и эффективности общественного производства.
Наряду с этим целью данного нормативного акта является определение взаимных прав и обязанностей рабочих и служащих, а также администрации в процессе их совместной трудовой деятельности. Поэтому правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные трудовыми коллективами, должны наиболее полно содержать нормы поведения как для работников, так и для администрации.
Это обстоятельство требует, чтобы в процессе разработки правил внутреннего трудового распорядка принимали участие юридическая служба и специалисты соответствующих структурных подразделений.
Нормативно-правовые акты локального характера, регулирующие трудовые отношения, могут быть различными. Помимо перечисленных к ним относятся: положение о премировании, о вознаграждении по итогам работы за год; график отпусков; акты, предусматривающие порядок и условия совмещения профессий (должностей) и т.д.
Среди них следует выделить нормативные акты, которые устанавливают правовой статус конкретного структурного подразделения предприятия. Разработка и принятие такого рода актов требует четкости формирования задач, стоящих перед подразделением или должностным лицом, объема и характера работы, мер ответственности за те или иные упущения.
Правовое регулирование, как известно, предполагает использование всех возможностей, закрепленных в правовых нормах. Особую значимость это имеет для трудовых отношений, правовое регулирование которых предполагает индивидуализацию условий труда работников, посредством принятия индивидуально-правовых актов. С помощью таких актов стороны трудового договора устанавливают индивидуальные условия труда в пределах предоставленных им прав, на основе взаимного соглашения. Организация правовой работы в сфере соблюдения законодательства о труде предполагает использование всего арсенала правовых средств, применяемых к нарушителям трудовой дисциплины.
Большую роль в укреплении трудовой дисциплины играют проверки и обобщения состояния трудовой дисциплины, проводимые юридической службой совместно с другими структурными подразделениями при участии общественных организаций. По итогам этой работы составляются соответствующие справки, которые доводятся до сведения руководства с целью принятия мер по совершенствованию и организации более эффективной борьбы за укрепление трудовой дисциплины. Такая работа должна проводиться в рамках комплексного анализа состояния соблюдения законодательства о труде, учитывая, что уровень трудовой дисциплины существенно влияет на имеющиеся нарушения и упущения как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Результаты обобщения и анализа предоставляют возможность определить слабые стороны правовой работы и сосредоточить на них внимание.
Раздел 3: Средства обеспечения юридической службой законности в деятельности организаций.
Обеспечение и укрепление законности в деятельности организаций является одной из основных задач юридической службы. По непосредственной цели конкретных действий юридической службы различаются средства, направленные на предупреждение нарушений законности, пресечение ее нарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности. Предупреждение правонарушений во всей многообразной деятельности государственных органов и общественных организаций имеет особое значение. Это отображается и в Общем положении о юридическом отделе: юрисконсульты проверяют соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визируют их.
Средства обеспечения юридической службой законности весьма разнообразны: она принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины и т.д. Большинство средств, используемых юридической службой, имеет целью именно предупреждение нарушений законности. Поэтому юридический отдел (юрисконсульт) уполномочен докладывать руководителю о любых нарушениях, допускаемых должностными лицами (п. 13 Общего положения). На восстановление нарушенной законности, а равно и на привлечение виновных лиц к ответственности направлено такое средство, как подготовка с участием других подразделений материалов о хищениях, растратах, недостачах, об иных правонарушениях для передачи следственным, судебным органам, а также для принятия мер по возмещению ущерба (п.9"п" Общего положения).По степени самостоятельности действий следует различать средства, реализуемые юридической службой либо самостоятельно, либо совместно с другими структурными подразделениями организации, либо по ее представлению руководителем организации. По функциональному признаку средства обеспечения юридической службой законности в деятельности организаций различаются в зависимости от того, какая именно функция проявляется в конкретном случае. Организаторская функция состоит в том, что юридическая служба организует работу по обеспечению законности, а также разрабатывает проекты мероприятий по дальнейшему повышению уровня правовой работы. Наиболее четкое закрепление эта функция получила применительно к юридической службе органов управления, где последняя совместно с другими структурными подразделениями разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения законности в системе министерства, ведомства, принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства (п.7"а" Общего положения о юридическом отделе). Представляется, что такого рода нормы должны быть включены в положения о юридической службе организаций, имеющих в своем подчинении предприятия, учреждения, обособленные структурные подразделения, поскольку и в этом случае она должна выступать организатором мероприятий по обеспечению законности. Контрольная функция юридической службы относится к числу основных как по составу правомочий этой службы, так и по своему удельному весу. Тенденция нашего законодательства выражается в усилении самостоятельности юридической службы, направленной на обеспечение законности. Если ранее в юридической литературе преобладало мнение о юридической службе, что она должна лишь консультировать руководителей и других должностных лиц и, в известной мере, отыскивать юридическое обоснование предполагаемых или совершаемых администрацией действий, то теперь в литературе, более того в нормативных актах (в частности, это было закреплено в Общем положении о юридическом отделе) содержится четкое указание на осуществление юридической службой функции контроля за соблюдением законодательства в рамках организации. Юридическая служба контролирует исполнение всех без исключения законов и подзаконных актов, относящихся к деятельности данной организации. Прокурорский надзор, призванный обеспечивать исполнение законов, указов, постановлений правительства, не в силах проникнуть во все детали деятельности организаций, но это в возможностях юридической службы. По видовой принадлежности контроль юридической службы является разновидностью внутриведомственного контроля, отличным от надведомственного, осуществляемого государственными инспекциями и приравненными к ним органами.
Контроль юридической службы может быть предварительным, текущим, последующим.
Предварительный контроль осуществляется до начала определенных действий. В известной степени, это есть разрешение, хотя и не являющееся безусловно обязательным, на осуществление предполагаемых действий должностных лиц, структурных подразделений, а в некоторых случаях (например, при просмотре проектов правовых документов) и руководителя организации.
Текущий контроль имеет место в случаях, когда работники юридической службы знакомятся с практикой соблюдения предписаний правовых норм в процессе совершения юридически значимых действий должностными лицами и другими служащими организации. Это, в частности, проверка соблюдения порядка составления спецификаций, актов и иных документов.
Последующий контроль состоит в проверке законности уже осуществленных, состоявшихся действий гражданско-правового, управленческого и иного характера. Сюда относится контроль за законностью приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений.
Юридическая служба обязана считаться с принципом единоначального руководства, а также с принципом коллективности руководства в коллегиальных органах. Выявив нарушение законности, она не может непосредственно отменять или каким-либо образом изменять акты администрации, либо давать обязательные для исполнения указания. Все предложения по устранению допускаемых или уже допущенных нарушений законности могут осуществляться только через руководителя организации.
Библиография:
1. Постановление
СМ СССР от 22 июня
2. Л.А. Картын. Юридическая служба. СПб. 1998
3. А.Н. Титиевский. Организация правовой работы на предприятий. М. 2003г.
[1] Л.А. Картын. Юридическая служба. СПб. 1998 С.21