Первин Мамед-заде. Арабский Восток: проблемы интеграции и вызовы современного мира. Доклад 1.12.2003 13:51 | А.С.Заикина/ ред. Д.Ю.Столяров
В середине XX века получившими независимость арабскими государствами двигало желание играть весомую роль в международных отношениях, стать полюсом силы не только среди развивающихся стран, но и в целом на мировой арене. Оно оформилось в юнионистских стремлениях некоторых арабских лидеров, нашедших свое отражение в идее панарабизма. Создание в марте 1945 г. Лиги арабских государств /ЛАГ/, ставшей крупнейшей межарабской организацией, лишь обозначило общие цели арабского сообщества. Для решения стратегических задач требовалось создание других, более глубинных по целям и задачам интеграционных объединений. В 50-70-е гг. концепция панарабизма была весьма популярна. Пользовавшиеся широкой народной поддержкой, харизматические лидеры ряда арабских стран предпринимали попытку к созданию союзных государств. В разные годы Египет, Сирия, Ливия, Судан, Тунис пытались объединиться на многосторонней или двусторонней основе.
Самым показательным примером стало создание Объединенной Арабской Республики /ОАР/ - союзного государства в составе Египта и Сирии. В начале февраля 1958 года были подписаны документы о создании ОАР, а через несколько дней население двух стран высказалось на плебисците за назначение президента Египта Гамаля Абдель Насера главой нового государства. Главным фактором, способствовавшим объединению Египта и Сирии, были весьма сильные в то время на Ближнем Востоке идеи панарабского национализма. Предполагалось, что ОАР станет ядром будущего единого арабского государства. К объединению Каир и Дамаск подтолкнули как тройственная агрессия против Египта 1956 года, так и давление, которому подвергалась Сирия со стороны соседних Израиля, Ирака и Турции. Однако ОАР было суждено просуществовать лишь до сентября 1961 года, после чего она распалась. Это произошло, прежде всего, из-за неподготовленности столь масштабного политического эксперимента и большой разницы в политических системах двух частей ОАР. Страна на Ниле еще 10 лет - до сентября 1971 года - официально именовалась ОАР, когда на смену этому названию пришло нынешнее - Арабская Республика Египет.
Были и другие попытки объединения арабских стран. В частности, идея создания Федерации Арабских Республик /ФАР/ в составе Ливии, Египта и Судана, основные положения которой были изложены в Бенгазийской декларации от 17 апреля 1971 г. Другой план - слияние Ливии и Туниса в 1974 г. в Арабскую Исламскую Республику /АИР/. Однако, несмотря на поддержку со стороны населения юнионистских устремлений правительств этих стран, данные проекты остался на бумаге.
Середина 70-х годов XX века подвела черту под первым этапом попыток объединения арабских стран. Серьезным ударом по идее создания общеарабского единства стало подписание Египтом сепаратного мира с Израилем в 1979 г. За соглашение с "врагом арабов номер один" Египет почти на десять лет был изгнан из арабского сообщества. Страну пирамид исключили из ЛАГ и ОИК. А столица ЛАГ была переведена из Каира в Тунис. Большинство арабских стран разорвало с Египтом дипломатические отношения. И хотя к концу 80-х гг. президенту Мубараку удалось вернуть страну в число лидеров арабского мира, в еще не построенном здании под названием "арабское единство" появилась серьезная трещина.
Тем не менее, необходимость объединения и интеграции в арабском мире не ослабла. Однако серьезным образом была пересмотрена база этого объединения. От идеологии панарабизма вслух никто открещиваться не стал, однако стало ясно, что более реальной представляется интеграция на основе одинакового видения странами своих долгосрочных политических и экономических целей, их возможностей и ресурсов. Арабские мир к 70-м гг. уже довольно четко разделился на страны с социалистической и капиталистической ориентацией, что, безусловно, исключало консолидацию на одной лишь идее общеарабского объединения. "Локомотив" межарабской интеграции 50-60-х гг. - Египет - при президенте Анваре Садате совершил крутой поворот в сторону Запада, выбрав путь либерализации экономики, и приступил к осуществлению политики "инфитаха" /открытых дверей/. В 1981 году шесть монархий Аравийского полуострова - Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн - объединились в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива /ССАГПЗ/. Это региональное объединение на сегодняшний день является самым успешным в арабском мире. В него входят передовые в экономическом отношении страны, которые благодаря колоссальным запасам нефти и газа развивают экономику, субсидируют большие средства в социальную сферу. Вместе с тем по таким ключевым экономическим показателям как ВВП и доход на душу населения, страны ССАГПЗ весьма существенно оторвались от остальных арабских стран. "Заливные" государства все чаще выступают в роли доноров и спонсоров менее развитых арабских собратьев. Развитие экономических связей между странами-членами ССАГПЗ происходит гораздо интенсивней, чем с другими арабскими странами. С 1985 по 1996 гг. объем внутригрупповой торговли ССАГПЗ возрос в 2 раза. Безусловным ядром ССАГПЗ является Саудовская Аравия, сосредоточившая не только большую часть экономико-ресурсного потенциала среди стран-участниц, но и большой политический вес в арабском мире и за рубежом.
В конце XX - начале XXI все чаще стали говорить о расширении ССАГПЗ, в который со времен могут вступить находящиеся по соседству Ирак и Йемен. Однако очевидно, что для того, чтобы не оказаться на периферии этой организации, этим странам прежде предстоит довольно долгий период преодоления отсталости и выход на показатели, сопоставимые с показателями нынешних членов ССАГПЗ.
Другой пример региональной организации внутри арабского сообщества - Союз Арабского Магриба /САМ/, в который входят Алжир, Мавритания, Марокко, Ливия и Тунис. Он был создан в 1989 г., однако, уже в 1995 г. по требованию официального Рабата деятельность САМ была заморожена. Недееспособность САМ обусловлена во многом проблемой западносахарского урегулирования, где столкнулись интересы Марокко и Алжира. На территории последнего базируется Фронт ПОЛИСАРИО, выступающий за независимость сахарских провинций, которые Рабат считает своими. В 1994 г. Марокко закрыл границу с Алжиром. Понятно, что в условиях политического кризиса между ключевыми участками САМ, эффективность его деятельности весьма и весьма низкая.
Арабский регион, раскинувшийся от Атлантического до Индийского океана, и насчитывающий около 290 млн. жителей, идет к объединению неторопливыми шагами. Примеры ССАГПЗ и САМ, несмотря на противоположные результаты их деятельности, показывают, что сегодня это происходит путем создания региональных организаций внутри арабского сообщества.
По причине затянувшегося на более чем полвека арабо-израильского конфликта, роста социально-экономических проблем в большинстве арабских стран, в последние годы все чаще стали звучать нотки ностальгии по идее панарабизма. К сожалению, знамя арабского единства, поднятое в свое время президентом Египта Гамалем Абдель Насером, после его смерти в 1970 г. никто из арабских лидеров так и не смог перенять. Неудовлетворенность жизнью и разочарование в политике нынешних властей вынуждают новые поколения арабов вставать на путь политического ислама - как формы протеста против социальной несправедливости.
Серьезным испытанием на прочность для арабского сообщества стали два кризиса вокруг Ирака - 1990-91 и 2003 годов. Если в первом случае Ирак, оккупировав Кувейт, был агрессором, и участие некоторых арабских стран в военной антииракской операции было с точки зрения международного права вполне логичным, то в 2003 году ситуация оказалась иной. Бездоказательные обвинения США и их союзников в адрес Ирака и последовавшая вслед за этим военная агрессия дали возможность, проследив реакцию арабских стран, сделать выводы относительно будущего арабского сообщества. Так или иначе, оба этих кризиса поставили под сомнение тезис об единстве арабов, замкнутости их рядов перед лицом прямой угрозы.
Ирак 90-х представлял собой большую пробоину в корпусе общеарабского корабля. Жесткие санкции ООН поставили на грань вымирания эту некогда процветавшую арабскую страну на берегах Тигра и Евфрата. Несмотря на помощь зарубежных государств и международных организаций, гуманитарная и экономическая ситуация в Ираке в 90-е гг. XX - начале XXI века продолжала оставаться весьма и весьма тяжелой. Программа ООН "Нефть в обмен на продовольствие" не удовлетворяла всех потребностей иракцев в продуктах питания и медикаментах.
Саддам Хусейн в течение 90-х гг. наращивал свои вооруженные силы, к началу нового столетия ставшие вновь самыми лучшими и по количественным показателям, и по качеству в арабском мире. Было очевидно, что Соединенные Штаты собираются и впредь использовать "иракский повод" для проявления своей мощи и укрепления в регионе позиций, прежде всего военных. США постоянно держал ситуацию вокруг Ирака в состоянии напряжения, не жалея средств для зачастую искусственного нагнетания обстановки. Операция "Лиса в пустыне", проведенная США в декабре 1998 года подтвердила намерения Вашингтона силовым методом подчинить себе режим одиозного Саддама Хусейна.
И, тем не менее, говоря об отношении к Ираку внутри арабского мира и со стороны ведущих европейских стран, следует сказать, что болезненная рана на теле арабского сообщества под названием Ирак к началу XXI века потихоньку стала затягиваться.
Пожалуй, 2002-й год стал одним из наиболее удачных с точки зрения сближения позиций арабских стран по актуальным вопросам международных отношений в ближневосточном регионе. Арабские страны выступили единым фронтом по проблеме ближневосточного урегулирования, поддержав мирный план принца Саудовской Аравии Абдаллы, который предусматривал нормализацию отношений арабских стран с Израилем в обмен на возвращение территорий, захваченных в 1967 году. К сожалению, Израиль отверг это предложение, за что был подвергнут суровой критике не только арабской общественностью, но и рядом еврейских общин за рубежом.
2002-й год ознаменовал улучшение отношений Ирака как с некоторыми странами Востока, так и Европы. Так, при посредничестве главы ЛАГ Амра Мусы, были сделаны серьезные шаги по примирению Ирака со странами Персидского Залива, которые ухудшились после войны в Персидском Заливе 1990-1991 гг. На прошедшей в ноябре 2002 г. 35-й Международной торгово-промышленной ярмарке в Багдаде участвовало свыше 1200 фирм и компаний из 49 стран, - показатель близкий к тому какой был до войны в Персидском заливе 1990-91-х гг. Форум проходил на фоне обнадеживающей новости о согласии властей Ирака допустить инспекторов ООН по разоружению в страну. На ярмарку съехались фирмы из многих стран Европы /больше всего из Германии и Франции/, что было воспринято как желание представителей Старого Света как можно скорее вернуться на один из самых перспективных рынков Арабского Востока. Весьма важным событием для Ирака стало то, что активное участие на ярмарке приняли фирмы /свыше 40/ из соседней Саудовской Аравии, - страны, с которой у Ирака были прерваны отношения во время войны в Персидском заливе 1990-91 гг.
Активизация деятельности иностранных фирм в Ираке происходила на фоне явного политического потепления в отношениях между Ираком и его ближайшими соседями. В октябре 2002 г. на границе Ирака с Саудовской Аравией после 12-летнего перерыва был открыт таможенный терминал "Арар", ставший важным пунктом для ввоза в Ирак гуманитарных грузов в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие".
В ноябре 2002 г. участники самой продолжительной войны XX века - ирано-иракской войны 1980-1988 гг. - подписали протокол о сотрудничестве - первый после окончания военных действий. Он предусматривал развитие партнерства двух стран в области транспорта и коммуникаций, нефти и энергетики, промышленности и сельского хозяйства, туризма и трудовых ресурсов. Как заявили стороны по итогам встречи "этот поворотный шаг в двусторонних отношениях отвечает интересам народов Ирака и Ирана". К тому моменту наметилось явное сближение между Багдадом и Тегераном на фоне усилившегося давления на Ирак и Иран со стороны США, чей госдепартамент причислил два этих государства к пресловутой "оси зла".
Потепление отношений осуществлялось и на самом сложном участке для внешней политики Багдада - ирако-кувейтском направлении. Ведь именно с оккупации Ираком этого небольшого эмирата на берегу Персидского Залива и началась война в 1990 году, закончившаяся поражением, а затем и международной изоляцией Ирака. В конце октября 2002 г. Ирак вернул Кувейту государственные архивные документы, вывезенные из эмирата во время той самой войны 1990-1991 годов. Эта акция Багдада была призвана снять одну из основных проблем на пути нормализации отношений между двумя странами.
Помогая Багдаду восстанавливать свой международный имидж и налаживать экономические связи, арабские страны исходили из того, что изолированность такого потенциально сильного регионального игрока как Ирак делала планы по объединению арабов не столь убедительными. Надо сказать, что в большинстве арабских столиц не скрывали своего отрицательного отношения к режиму Саддама Хусейна. Личность иракского диктатора не устраивала умеренные арабские режимы, но в тоже время там понимали, что иметь дело придется именно с этими властями. Все же Ирак с его колоссальным экономическим потенциалом /запасы углеводородного сырья, развитая индустриальная и научно-техническая база и др./ рассматривался как необходимый участник интеграционных процессов в арабском регионе. На одном из межарабских совещаний иракский премьер Тарик Азиз предложил создать единое экономическое пространство между четырьмя арабскими государствами - Ираком, Сирией, Ливаном и Иорданией.
После обвинений США в адрес Ирака по поводу наличия у последнего оружия массового поражения, и начала пропагандистской войны перед вторжением, арабские страны выступили против силового метода смены власти в Багдаде, опасаясь того, что военный исход подорвет достижения арабских стран в области строительства межарабских отношений, и весьма негативно скажется на их экономике. Однако, несмотря на многочисленные народные протесты, призывы арабских лидеров найти политическое решение кризиса, американцы и их союзники совершили военную агрессию в Ираке. Агрессия США и их союзников против режима Саддама Хусейна весной 2003 г., выбила Ирак из общеарабских схем и расчетов по созданию единого экономического пространства.
Возвращение Ирака в начале XXI века к тесному сотрудничеству с арабскими странами было болезненно встречено противниками межарабской интеграции. С постепенным ренессансом международного положения Ирака в начале XXI века обозначилась реальная перспектива создания сильной региональной оси Дамаск-Тегеран-Багдад, что, безусловно, не могло не вызвать негативной реакции в Вашингтоне, который желал бы видеть в этих столицах более лояльные ему власти, а не центры арабо-мусульманского возрождения и единства.
Как показали последующие события, именно на эти три государства, которые вполне могли бы стать объединительным ядром на Ближнем и Среднем Востоке, обрушили свой удар Соединенные Штаты. Маятник американской угрозы раскачивается в регионе с угрожающей силой. Оккупировав Ирак, США начали нападки на соседние с Ираком Сирию и Иран, стремясь создать у них под боком очаг напряженности и тем самым оказывать прямое давление на официальные власти.
В своих выступлениях представители американских властей стараются обвинить эти страны, используя любой предлог. Реальная же причина - их отказ от американского видения "нового Ближнего Востока". Речь идет, прежде всего, о Сирии, которая как считают в Вашингтоне, представляет угрозу для ближайшего союзника США - Израиля. Дамаск демонстративно проводит независимый, патриотичный курс, открыто противодействуя американской гегемонии в арабском регионе. Кроме того, власти Сирии проявляют твердость в вопросе о возращении Израилем оккупированных в 1967 г. Голанских высот и поддерживают палестинскую интифаду. Поэтому почти ни у кого не вызвало особого удивления, когда в ноябре 2003 г. сенат США проголосовал за введение широких санкций против Дамаска.
Так или иначе, то, что случилось в Ираке и нынешняя ситуация в регионе Ближнего Востока вызывают серьезные опасения у тех, кто рассчитывал на скорое оформление прочного межарабского союза. Арабские страны весьма болезненно переживают военный исход кризиса вокруг Ирака. Он свидетельствовал о слабости арабского сообщества, о расколе в его рядах и неспособности повлиять на нежелательный для большинства арабских стран ход развития событий в регионе.
Очевидно, что США и Израиль не заинтересованы в создании арабской коалиции, способной проводить единую, независимую политику в регионе. Тесный союз Сирии и Ливана они стремятся представить как навязанное Дамаском военное и политическое присутствие на территории соседнего арабского государства. Во второй половине 2003 г. усилились нападки на Иран, налаживающий с ведущими арабскими странами тесные отношения. Объектом инсинуаций стала ядерная программа Тегерана, которая, по мнению Вашингтона, "угрожает всему миру". Ну а тот факт, что у Израиля имеется свыше 200 ядерных боеголовок, нацеленных практически во все части арабо-мусульманского мира, Соединенными Штатами, разумеется, в расчет не принимается.
Надо сказать, что сначала арабский мир в целом положительно отреагировал на приход в 2001 году к власти в Белом доме республиканцев. Арабы надеялись, что новая администрация отойдет от произраильской позиции, станет нейтральным посредником, будет смотреть на региональный конфликт с точки зрения "права и справедливости". Однако вскоре выяснилось, что администрация Буша-младшего не собирается менять внешнеполитической линии своих предшественников по отношению в ближневосточному региону. США по-прежнему поддерживают еврейское государство и выступают за такое решение арабо-израильского конфликта, какое устроило бы Израиль. Превалирование "ястребиных тенденции" в президентской администрации привело к тому, что на Арабском Востоке взоры американских гегемонистов-неоконсерваторов устремились на Ирак. Госдеп стал с завидной регулярность повторять, что не сомневается в необходимости поддерживать и активизировать режим международных санкций, чтобы Ирак не смог вновь угрожать региону.
США рассматривают Ближний Восток как зону своих жизненно важных интересов, а с другой стороны именно в этом регионе на сегодняшний день наиболее сильны антиамериканские настроения. Доктрина "силовой демократии" Вашингтона, которая, по мнению ее авторов, должна опираться на альянс прозападных арабских правителей, встречает протест большей части населения в арабском мире. За годы арабо-израильского противостояния и постепенного укрепления позиций Соединенных Штатов в регионе среди населения арабских стран накопился большой багаж неприязни к США, который вряд ли уменьшится в обозримом будущем. Вызов, брошенный в адрес ряда арабских стран, общественное мнение в регионе воспринимает как вызов арабо-мусульманской цивилизации, самой исламской концепции, ее системе ценностей. Именно поэтому заигрывание той или иной арабской страны с США получает весьма негативную оценку в тех арабских странах, где политика Вашингтона расценивается как враждебная и губительная для арабо-мусульманского мира.
По окончании войны в Ираке в большинстве арабских столиц все громче стали звучать голоса сомнения относительно эффективности существующих форм межарабского взаимодействия. Стрелы критики были выпущены, в частности, в адрес ЛАГ. Египет, претендующий на лидерство в арабском мире, выступил со своим пакетом предложений по реформированию этой крупнейшей межарабской организации. Было предложено создать в рамках ЛАГ Совет Безопасности. Египетские предложения рассматривают "превентивную дипломатию" в качестве "наиболее предпочтительного средства предотвращения арабо-арабских кризисных ситуаций", а для урегулирования арабо-арабских кризисов и противостояний предлагается создать "арабский трибунал справедливости". В египетском проекте реформирования ЛАГ подтверждается "важность арабской экономической интеграции", которая позволит вывести арабскую систему из кризиса. Проект предусматривает также осуществление совместных экономических проектов, как залог более тесного взаимодействия арабских стран.
Египет, имея в виду и солидный политический вес, и выгодное географическое положение стремится стать крупнейшим центром силы в Арабском мире. Еще одним свидетельством весомой роли Египта стало избрание на пост генерального секретаря ЛАГ министра иностранных дел АРЕ Амра Мусы, произошедшее на 25-м общеарабском саммите в Аммане в марте 2001 г. Он стал пятым египтянином из шести на должности генерального секретаря ЛАГ со времени ее основания в 1945 г.
Приоритетной задачей для арабских стран является создание собственного экономического сообщества. В арабских странах понимают, что лишь создав свой общий рынок можно противостоять вызовам глобализации. Процессы глобализации и интеграции, сопровождаемые снятием всевозможных ограничений и повсеместным взаимопроникновением экономических субъектов, для арабских стран сулят больше проблем, нежели выгод. Неразвитость промышленного сектора, структура экспорта, привязанность к нефтяной и газовой "игле" делают экономики арабских стран менее гибкими перед лицом транснациональных корпораций. Существует реальная опасность установления однополюсного мирового экономического порядка, который приведет к маргинализации Ближнего Востока в случае, если арабы не сплотятся экономически. Об этом все чаще говорят арабские лидеры с трибун саммитов и конференций.
Выступая на заседании Экономического и социального совета Лиги арабских государств /ЛАГ/ в Дамаске в октябре 2000 г., президент Сирии Башар Асад подчеркнул необходимость хозяйственной интеграции членов этой организации. По его мнению, она будет способствовать преодолению последствий процесса глобализации мировой экономики. Учреждение зоны свободной торговли в регионе, свободное перемещение капиталов, товаров и трудовых ресурсов, постепенное унифицирование таможенных тарифов, являются важными шагами на пути осуществления экономической стратегии ЛАГ. Появившийся в конце XX века проект большой зоны свободной торговли охватывает 14 из 22 арабских государств, в которых проживают 180 млн. человек. На сегодняшний день наглядным примером интенсивного развития в арабском регионе может служить экономика ОАЭ. За 2000 г. ОАЭ заключили соглашения о льготном налогообложении и тарифах, поощрении взаимных инвестиций и торговом обмене с Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией и Тунисом.
На современном этапе развитию интеграционных процессов препятствует ряд факторов. Среди основных стоит выделить: различный уровень экономического развития в арабских странах, наличие горячих точек в регионе, дезинтеграционные процессы внутри- и внешнеполитического характера.
Как было сказано в докладе Союза Арабских банков, "спасение арабов в образовании единого экономического организма". Для этого необходима реализация целого комплекса мер, таких как модернизация банковского сектора, универсализация торговых и тарифных законодательств. Также отмечалась настоятельная необходимость консолидации финансовых ресурсов арабских стран перед "глобальным натиском". Согласно данным этой организации, совокупный арабский банковский капитал в 1999 г. достиг 619,7 млрд. долларов.
Для того чтобы Арабский Восток быстро и динамично развивался, имеется все необходимое: богатые природные ресурсы /свыше 60 проц. мировых запасов нефти и 25 проц. - газа/, дешевая рабочая сила и свободные капиталы, которые хотя по большей части и хранятся в зарубежных банках, но могут послужить претворению в жизнь межарабских экономических проектов. Перед правительствами арабских государств стоит задача коренной модернизации и реформирования экономики, банковского сектора, сферы услуг, создания современной инфраструктуры, обновления законодательной базы, что позволит привлечь инвестиции не только из арабских стран, но и из-за его пределов.
Участие одних арабских стран в широкомасштабных проектах на территории другой арабской страны позволяет создать базу для реального взаимодействия арабов на международной арене. Весьма важными с точки зрения развития межарабских экономических связей представляются проекты в области наиболее развитых секторов экономики - в частности, поставок углеводородного сырья, осуществление которых активно ведется и в начале XXI века. В июле 2003 г. был запущен межарабский газопровод, по которому газ из Египта пойдет сначала в Иорданию, Сирию, Ливан, а в дальнейшем предполагается расширить этот проект на Кипр, Турцию и некоторые другие страны Европы. Помимо решения насущных задач в области энергетики, он позволит привлечь в регион солидные иностранные инвестиции. Это самый масштабный межарабский проект за последние годы. На Арабском Востоке нет недостатка в эпитетах в его адрес, но чаще сами арабы называют его "важнейшим проектом межарабского сотрудничества, который значительно повышает экономические возможности арабов и устремлен в будущее".
Как уже было сказано, в недрах земли в арабских странах сосредоточены большие запасы углеводородного сырья, что в условиях роста цен на основные энергоносители, /прежде всего, нефть и газ/ безусловно, служит залогом стабильных поступлений в экономику этих стран. Вместе с тем, основной задачей остается вопрос эффективного распределения доходов от природной ренты. Очевидно, будущее арабской интеграции во многом зависит от того, насколько успешно будут решены ключевые проблемы: бедности, экономической дифференциации внутри самого арабского мира, создание конкурентоспособной промышленности. Мешают и серьезные политические разногласия, как внутреннего характера, так и приносимые извне.
Учитывая то, что в регионе Арабского Востока по-прежнему находятся эпицентры вооруженных конфликтов, значительная часть средств правительствами арабских стран тратится на обеспечение национальной безопасности. Согласно данным Арабского валютного фонда, более четверти всех бюджетных расходов в арабских странах используется на закупку вооружений. Так, в 2000 г. 22 государства - члена Лиги арабских государств на военные цели затратили более 27 проц. всех бюджетных ассигнований - 53 млрд. долларов. В то же время на развитие экономики было затрачено в три раза меньше - 17,7 млрд. долларов. Больше всего в арабском мире тратят на военные нужды страны Персидского залива. С 1995 по 2000 гг. страны Залива затратили на приобретение вооружений 173 млрд. долларов - первое место в мире в этой категории расходов.
Однако накопление арабскими странами различных видов оружия способствует скорее не увеличению их /стран/ роли на мировой арене, а росту напряженности в регионе Ближнего Востока и Северной Африке, где число горячих точек за последние полвека едва ли уменьшилось. С другой стороны, такие действия продиктованы желанием арабских стран не отставать от своих реальных и потенциальных противников в деле военного строительства и обеспечения своей национальной безопасности.
В XXI век Арабский Восток вошел с большим багажом достижений и надеждами на будущее. В его активе - разрыв с колониальным прошлым, создание основ государственности, а для некоторых стран - выбор пути развития, долгосрочной стратегии. По всей видимости, интеграция в арабском мире будет происходить на блоковой основе, что в свою очередь будет обусловлено с одной стороны географическим фактором, а с другой - примерно схожим уровнем развития объединяющихся стран.
Подводя итоги, следует сказать, что Арабский Восток имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать полюсом силы на карте международных отношений. Вопрос лишь в том - насколько быстро арабы смогут договориться между собой и сплотить свои ряды.
* * *
Сведения об авторе:
Первин Мамед-заде, аспирант 1-го года обучения кафедры теории и истории международных отношений РУДН
* * *
Cавичева Е.М. О некоторых политических тенденциях "постсаддамовской" эпохи в арабском регионе. Доклад 5.12.2003 14:24 | А.С.Заикина/ ред. Д.Ю.Столяров
Любое неожиданное событие в мире, насколько оно значимо, настолько и служит уроком для международного сообщества. И чем большую потенциальную угрозу сие происходящее несет, тем поучительней должен стать преподносимый человечеству урок, и тем внимательнее надлежит внимать ученикам - странам и народам. Едва ли не в первую очередь это имеет отношение к правящим элитам, к тем их представителям, кто взял на себя столь же заманчивое, сколь и ответственное бремя власти (1).
В век глобализации мир стал взаимозависимым как никогда, и, по утверждению Дж.Сороса, "глобализация повысила уровень ущерба, к которому могут привести внутренние проблемы отдельных государств" (2). Опыт новейшей истории свидетельствует также, что неправильно оцененное событие и проистекшие из этого ошибки в политических расчетах и действиях могут стоить самому могущественному правителю "трона", а то и жизни.
В этом отношении ситуация, возникшая вокруг Ирака в последние годы в связи с известными событиями в районе Персидского залива, весьма показательна. Его президент Саддам Хусейн изваял из себя самого образ всемогущего правителя, который для своего народа - "наше всё" (вопрос, каково было подлинное отношение к нему иракцев - суннитов и шиитов, арабов и курдов, мы оставим без комментария, поскольку это выходит за рамки избранной темы). Достаточно жестко и, скажем, эффективно ликвидировав реальные угрозы своему самовластию внутри страны, он активизировался на внешнеполитической арене, ввязавшись в продолжительную войну с "региональной сверхдержавой" - Ираном (1980 - 1988 гг.), а затем аннексировав соседний Кувейт (1990-1991 гг.). Фактор внешней угрозы до поры до времени щадил Саддама Хусейна, но в конечном итоге - в случае с Кувейтом - утрата им чувства меры повлекла за собой тяжелые последствия как для народа Ирака, так и для его правителя.
Военная кампания в Ираке, начатая США весной текущего года, давно завершена. Правовая сторона конфликта еще долго будет оставаться предметом острых дискуссий и споров, но его геополитические итоги не вызывают особых сомнений. Как единое государство Ирак в настоящее время существует только условно, и будущее его весьма туманно. Американская армия и союзнические силы не пользуются популярностью у местного населения, практически поголовно усвоившего главную мысль: саддамовский режим ликвидирован американцами исключительно ради присвоения нефтяных богатств Ирака. Под патронажем "оккупантов-освободителей" в Багдаде сформировано подобие кабинета, пока мало на что способного. Одна из целей его создания - свести в некое общее русло устремления арабо-суннитской, шиитской, курдской и христианской составляющих иракского социума. Сколь сложна эта задача, американцы осознали по-настоящему лишь теперь, когда благодаря их усилиям прежнего режима в Ираке более не существует, а его сменил другой - оккупационный, с неясной перспективой.
Добиться в Ираке того, что задумывалось в Вашингтоне, оказалось чрезвычайно трудным делом. Ведь свержение диктатора нельзя счесть самодостаточной целью для США: за переустройство порядка на территории, едва ли не самой нефтеносной на земном шаре, они взялись отнюдь не бескорыстно. Ломать, однако же - не строить. О победе на афганской территории над международным терроризмом Вашингтон возвестил уже давно, однако главный результат для самого Афганистана состоит в замене косного режима талибов рыхлой и неработоспособной квазигосударственной "системой", присутствия которой за пределами Кабула почти не заметно. Ни на что конструктивное не вдохновила иракская "эпопея" и участников многолетней ближневосточной драмы; вереница актов насилия на палестино-израильском "фронте" после некоторого перерыва возобновилась, и судьба мирного плана "Дорожной карты", инициированного США и согласованно представленного четверкой коспонсоров, оказалась под угрозой.
Таким образом, ничего по сути не создав, США, тем не менее, обещают при случае еще многое разрушить. Соответствующие угрожающие сигналы из Вашингтона адресовались, в частности, Северной Корее, а по другую сторону азиатской "оси зла" - Ирану, Сирии и, опосредованно, Саудовской Аравии.
Реакция арабского мира на военные действия в Ираке была незамедлительной. В частности, вице-президент САР Абд аль-Халим Хаддам 20 марта с.г. заявил, что "Сирия категорически против военных действий США в отношении Ирака, поскольку это угроза не только для Ирака, но и для всех арабских стран". Далее он c сожалением констатировал, что позиции арабских стран на настоящий момент как никогда слабы, а между тем им следовало бы сплотиться, поскольку у Вашингтона далеко идущие планы относительно новой "перестройки" всего ближневосточного региона (3). А спикер Народной Ассамблеи Египта Ахмад Фатхи Сурур в день начала военной операции в Ираке заметил, что мир стал однополярным, и теперь все строится на силе, а не на законе.
Ситуация, что называется, застала врасплох ряд режимов, относящихся к миру, который ранее было принято именовать "третьим". (Сейчас это понятие размылось, поскольку отдельные страны изрядно обогатились на разработке природных ресурсов, некоторым удалось уйти в производственно-технологический "отрыв", а с другой стороны - прибыло пополнение в лице бывших советских республик, коих трудно отнести как к богатым, так и к экономически продвинутым). Признанная ныне за всеобщий образец модель западной демократии в этой обширной группе стран пока не заработала практически нигде. Повсюду правят элиты; из этой среды чаще всего бывает выдвинут единоличный лидер, который, собственно, и вершит власть в государстве. Во все времена власть имущие решали задачу по ее удержанию, самую для себя важную и актуальную. Это означало, прежде всего, устранение внутренних угроз (например, недовольство народных масс, наличие непримиримой оппозиции, конкурирующие политические, религиозные, этнические элиты и т.д.). Это также означало и нейтрализацию угроз извне (в лице сопредельных государств, в силу каких-то причин настроенных враждебно, либо собственной оппозиции, окопавшейся где-нибудь "по соседству").
Стало очевидным что в сфере глобального мироустройства образовался и утвердился новый важный фактор. Таковым является единственная в мире на данный момент сверхдержава, чьей мощи никто не в силах противостоять. Таким образом, национальные элиты (особенно те из них, что привыкли распоряжаться властью "без оглядки на великих мира сего", то есть, диктатуры, но притом не чьи-то явные сателлиты, а относительно самостоятельные международно-политические игроки) вынуждены принимать к сведению существенные изменения в правилах игры на международной арене и вести ее уже по новым. И если в недрах администрации Дж. Буша-младшего возобладает мнение, будто тот или иной азиатский, африканский или любой другой режим не соответствует стандартам и критериям западной демократии, то до навешивания ярлыка "покровителя международного терроризма" и "носителя угрозы мировому сообществу" останется только один шаг. А если вдобавок конкретно взятый режим контролирует некий важный ресурс (природный, территориально-географический), то, получается - тем хуже для него.
Упомянутые режимы поставлены перед необходимостью приспосабливать под эти обстоятельства свою внешнеполитическую концепцию, формы и методы ее осуществления, планы на будущее, которые в противном случае могут и не реализоваться. Конфигурации у всех разные, и соответственно разнятся подходы.
Так, саудовская монархия, много лет считавшаяся верным союзником Вашингтона, после событий 11 сентября 2001 г. в одночасье оказалась у него в немилости. Эр-Рияд срочно ищет контраргументы, но на всякий случай - еще и новых партнеров для сближения. Россия подразумевается в этом ряду одной из первых. Об этом, в частности свидетельствует состоявшийся в сентябре 2003 г. официальный визит в Москву наследного принца Абдаллы бен Абдель Азиза ас-Сауда и переговоры на высшем уровне. "Чрезмерная активность США на Ближнем Востоке, события вокруг Ирака подтолкнули Саудовскую Аравию к восстановлению конструктивных отношений с Россией", - полагают многие российские эксперты (4). Соседние аравийские государства (они же партнеры Саудовской Аравии по ССАГПЗ) поступают соответственно. Сирия, как и раньше, маневрирует, причем изощреннее прежнего - а в неискусных маневрах ее трудно было уличить и раньше, при Асаде-старшем. Творец и лидер Ливийской Джамахирии М.Каддафи, напротив, поспешно переориентировался на восхваление великих и могучих Соединенных Штатов, не преминув покаяться в некоторых былых прегрешениях. Остающийся главным палестинским вождем Я.Арафат, напротив, дал установку на протест и отказ (впрочем, ситуация у палестинцев сейчас такова, что им почти нечего терять).
Упомянем некоторые режимы в соседних с арабским регионах, где обозначились схожие тенденции, режимы, которые своим кредо сделали - "ужиться с сильными партнерами". К таковым, при большом несходстве нюансов и акцентировок, относятся Азербайджан и Киргизия (последняя все же тяготеет пока к России и ориентирована более всего остального на СНГ). Подобная концепция может быть однако реализована при одном, как минимум, обязательном условии - наличии недюжинных политико-дипломатических качеств у государственного лидера (у Туркмении, например, такой вариант не прошел, обусловив ее внешнеполитический неуспех на грани изоляции).
В последние годы в некоторых республиках Востока (в том числе и в пределах бывшего СССР) получил распространение принцип властенаследования, присущий монархии - а именно, передача власти по наследству от отца к сыну. Пример подала Сирия: Башар Асад еще в середине 2000 г. буквально принял "бразды руководства" из ослабевших рук отца Хафеза Асада, правившего страной тридцать лет. По тому же пути шел и Саддам Хусейн. Готовят себе сыновью замену руководители Египта, Ливии, Йемена, некоторых других республик (наблюдатели, в частности, упоминают государства Центральной Азии). Свершившимся фактом стал приход на президентский пост в Азербайджане Алиева-младшего. Для таких государств пример США с президентом Дж.Бушем -младшим пришелся как нельзя кстати. Но властенаследники, сменяющие отцов у руля руководства, приходят "на всё готовое" только во внутриполитическом плане. Что же касается международных, региональных реалий, то они непрерывно эволюционизируют, меняясь порой до неузнаваемости, и молодое поколение лидеров должно "идти в ногу" с этими переменами.
Итак, из уроков иракского кризиса напрашивается жизненно важный для всей системы международных отношений, в том числе для ее ближневосточной подсистемы, вопрос - не примет ли тенденция, отчетливо обозначившаяся в ходе последних событий в зоне Персидского залива, а именно, тенденция к милитаризации международной жизни, выразившаяся в стремлении ряда ведущих государств к использованию и совершенствованию в деле (будь то миротворческая деятельность, борьба с терроризмом и т.д.) своих боевых структур, необратимый характер. Как показывает опыт последних лет, стремление предоставить военные контингенты для миротворческих операций, равно как и выделение их для борьбы с международным терроризмом, все чаще бывает продиктовано не только стремлением руководства тех или иных стран достичь декларируемых целей, но и "попутной" реализацией устремлений совсем иного характера - проведение "разведки боем", решение организационно-технических, тактических, а главное - военно-стратегических задач.
Чтобы достойно ответить на новые вызовы всеобщей безопасности и преломить наметившуюся опасную тенденцию в международных отношениях, необходимы принципиально новые подходы к разрешению вооруженных конфликтов внутреннего и международного характера (5), необходим активный и откровенный межгосударственный диалог на всех уровнях и по всему комплексу проблем - политических, экономических, правовых, военных, гуманитарных, ибо природа конфликтов, условия и факторы их детерминирующие, сложны и многоплановы.
* * *
Используемая литература:
1 - См.: Савичева Е.М. Политическое лидерство на Арабском Востоке: проблема смены поколений. - Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия "Международные отношения", N 1, 2001, с.27-30.
2 - Сорос Дж. О глобализации. М., 2002, с.30-31.
3 - "Аш-Шарк аль-Аусат", 29.03.2003.
4 - "Мир Востока". М., N 2 (4-5), 2003, с.8.
5 - См.: Хохлышева О.О. Миропонимание, миротворчество, миросохранение: опыт ХХ столетия. Нижний Новгород, 2002.
* * *
Сведения об авторе:
Савичева Е.М., к.и.н., доцент кафедры Теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов
* * *
Посмотреть все доклады Круглого стола "Новый мировой порядок" чреват мировыми катаклизмами? (По страницам новейшей политической литературы Запада)