Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты финансирования и кредитования организаций (предприятий).................................................................................................. 4
1.1 Финансирование организаций.................................................................. 4
1.2 Краткосрочное банковское кредитование.............................................. 10
1.3 Нетрадиционные банковские услуги...................................................... 14
Глава 2 Финансовый план и финансовая стратегия ООО «Планета»......... 19
2.1 Предприятие «Планета»......................................................................... 19
2.2 Расчет показателей чувствительности и устойчивости проекта........... 26
2.3 Выводы о сроке окупаемости капитальных вложений и ликвидности предприятия «Планета»...................................................................................................... 28
2.4 Выводы об эффективности финансовой стратегии ООО «Планета» ... 36
Заключение.................................................................................................... 38
Список использованных источников............................................................ 40
Введение
В финансах предприятия под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства.
К основным источникам привлеченных средств относятся:
- ссуды банков;
- заемные средства;
- средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
- кредиторская задолженность.
Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине — в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.
Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.
Целью курсовой работы является выявление проблем финансирования и кредитования организаций.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- Определить особенности финансирования организаций;
- Охарактеризовать краткосрочное банковское кредитование;
- Рассмотреть нетрадиционные банковские услуги.
Глава 1 Теоретические аспекты финансирования и кредитования организаций (предприятий)
1.1 Финансирование организаций
Внешнее финансирование – использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Внешнее финансирование за счет собственных средств предполагает использование денежных ресурсов учредителей (участников) предприятия. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности данного вида часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает условия получения банковских кредитов (в случае дефицита ликвидных средств).
Финансирование за счет заемного капитала – это предоставление денежных средств кредиторами на условиях возвратности и платности. Содержание данного способа состоит не в участии своими денежными средствами в капитале предприятия, а в обычных кредитных отношениях между заемщиком и заимодавцем.
Предоставление предприятию кредита предполагает дополнительные затраты заемщика на его погашение и уплату процентов, а также понижение налогооблагаемой прибыли за счет включения в издержки производства и обращения суммы процентов за кредит (в пределах учетной ставки Центрального банка РФ).
Финансирование за счет заемных средств подразделяется на два вида:
1) за счет краткосрочного кредита;
2) за счет долгосрочного кредита.
Краткосрочный привлеченный капитал служит источником финансирования оборотных активов (товарно-материальных запасов, заделов незавершенного производства, сезонных затрат и др.) Предоплата заказчиком товаров генерирует неплатежи в хозяйстве и может рассматриваться как беспроцентный кредит поставщику. В отличие от России предоплата редко применяется западными фирмами, которые работают на отсрочках платежа за товары (коммерческом кредите) или на системе скидок с цены изделий (спонтанном финансировании).
Краткосрочный привлеченный капитал предоставляется банками на условиях кредитного договора с заемщиком под реальное обеспечение его имущества.
Долгосрочный привлеченный капитал (в форме кредита) направляется на обновление основных фондов и приобретение нематериальных активов.
Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (в основные средства) включают затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, на приобретение машин, оборудования, на проектно-изыскательные работы и др. Финансирование капитальных вложений осуществляется как за счет собственных (чистая прибыль и амортизационные отчисления), так и за счет привлеченных средств (средств инвесторов).
По сравнению с финансированием через займы, получаемые с фондового рынка (эмиссия корпоративных облигаций), использование долгосрочных ссуд под долговое обязательство обеспечивает заемщику следующие преимущества:
1) не расходуются средства на печатание ценных бумаг или их учет на электронных носителях, на эмиссию, рекламу и размещение;
2) правовые отношения между заемщиком и кредитором известны ограниченному кругу лиц;
3) условия предоставления кредита определяются партнерами по каждой сделке;
4) короче период между подачей заявки и получением ссуды по сравнению с поступлением средств с фондового рынка;
5) ограничения на выпуск облигаций акционерного общества. Так, выпуск облигаций без обеспечения имуществом допускается не ранее третьего года его существования и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых бухгалтерских балансов и полной оплаты уставного капитала. Общество не в праве эмитировать облигации, если количество объявленных акций определенных категорий и типов меньше количества категорий и типов, право на приобретение которых предоставляют данные ценные бумаги.
Среди заемных источников финансирования - главную роль обычно играют долгосрочные кредиты банков. Это наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия финансирования в банках различны. Например, в зарубежном банке процентная ставка может составлять LIBOR + 2%. Однако российское предприятие, претендующее на получение кредита в зарубежном банке, должно не только иметь высокую платежеспособность и ликвидность, но и представить финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам, подтвержденную одной из ведущих международных аудиторских фирм. При этом самым важным фактором при принятии банком решения о предоставлении займа было и остается наличие ликвидного обеспечения или надежных гарантий. Необходимо также учитывать то, что российские банки практически не располагают дешевыми ресурсами, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 3-5 лет. В последнее время появились примеры успешного финансирования долгосрочных промышленных проектов, например Сбербанком. Таким образом, если предприятие располагает ликвидным обеспечением и условия предоставления займа приемлемы с экономической точки зрения, то можно прибегнуть к банковским займам. Однако они вряд ли могут быть единственным инструментом долгосрочного финансирования. Обычно используется комбинация акционерного и заемного капитала.
В настоящее время имеет место исключительно низкий вес банковских кредитов в финансирование инвестиций - 3,5% (без кредитов иностранных банков только 2,9%). При этом немногим более 70% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более 1 года и их сумма составляет порядка 20% по отношению к величине прямых инвестиций. Подавляющая их часть идет, судя по всему, на кредитование оборотных средств и иные операции. Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевое перераспределение по банковской линии чрезвычайно малы.
Привлечение капитала посредством размещения облигаций на финансовом рынке, безусловно, привлекательный способ финансирования предприятия. Особенно с точки зрения владельцев бизнеса, так как в этом случае не происходит перераспределения собственности. Однако предприятие, планирующее выпуск и размещение облигаций, должно иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия. Опыт двух последних лет показывает, что реальные шансы на успешное размещение своих облигаций имеют крупнейшие российские компании, хорошо известные на рынке, демонстрирующие высокие темпы развития и действующие в привлекательных для инвестора отраслях, например таких, как энергетика и телекоммуникации. Существует очень высокий риск, что размещение облигаций на рынке будет безуспешным, если нет уверенности уверены в том, что облигации предприятия будут восприняты финансовым рынком как ликвидный и привлекательный инструмент; в этом случае следует воздержаться от использования данного способа финансирования.
Инвестиционный лизинг является одной из наиболее перспективных форм привлечения заемных ресурсов. Он рассматривается как одна из разновидностей долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.
Приобретение активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в качестве обеспечения служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. Предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно лизинговые компании отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке. Именно поэтому лизинговые операции очень распространены при приобретении транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и т.п.).
Финансирование поставщиками оборудования (Vendor financing) также очень широко распространено. Многие производители в качестве механизма стимулирования спроса предлагают своим клиентам приобретение оборудования в рассрочку, после оплаты первоначального авансового взноса. При этом они также отдают предпочтение надежным и динамично развивающимся предприятиям. Также необходимо принимать во внимание, что наличие авторитетного частного инвестора (например, известного инвестиционного банка или фонда), который пошел на риск и приобрел акции предприятия, является значимым положительным фактором для производителей при принятии решения о поставке оборудования в рассрочку.
Среди привлеченных источников финансирования инвестиций в первую очередь необходимо рассмотреть возможность привлечения акционерного капитала. Этот источник может быть использован компаниями и их самостоятельными структурами (дочерними фирмами), создаваемыми в форме акционерных обществ. Многое компании уже сейчас широко используют возможности привлечения акционерного капитала к инвестиционной деятельности (для инвестиционных компаний и инвестиционных фондов аналогичной формой привлечения капитала является эмиссия инвестиционных сертификатов).
Для предприятий иных организационно-правовых форм (кроме акционерных обществ) основной формой дополнительного привлечения капитала является расширение уставного фонда за счет дополнительных взносов (паев) отечественных и зарубежных инвесторов.
Основную часть сторонних инвестиций от других предприятий и организаций составляют вложения крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). У ФПГ есть солидные средства, которые они и вкладывают в крупные предприятия, как правило, относящиеся к двум-трем смежным отраслям экономики и связанные в единую технологическую цепочку. Примером тому может служить "Сибирский алюминий", МИКОМ, ЮКОС, "Сибнефть", "ЛУКойл". Но им интересны именно смежные отрасли, а значит, на инвестиции от них могут рассчитывать только предприятия нефтехимической отрасли и металлургии (и то только алюминиевая отрасль).
Таким образом, анализ показывает, что из всего многообразия источников формирования инвестиционных ресурсов при разработке инвестиционной стратегии компании (фирмы) учитываются лишь основные из них:
* амортизационные отчисления;
* прибыль;
* долгосрочные кредиты банков;
* инвестиционный лизинг;
* эмиссия акций
* увеличение уставного капитала
Важнейшим источником финансирования инвестиций все же остаются собственные средства предприятия.
Отдельной строкой хотелось бы описать государственное финансирование, несмотря на то, что его доля в общем объеме инвестиции в России невелика (~19%, для сравнения, в Великобритании удельный вес государственных инвестиций составляет 40%.).
Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков. Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные. В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников. Однако следует учитывать, что общая потребность в финансировании российской промышленности превышает 1 млрд. долл. США, а, следовательно, вероятность получения государственного финансирования коммерческими предприятиями ничтожно мала и не превышает 1%.
1.2 Краткосрочное банковское кредитование
Краткосрочное финансирование используется, как правило, для пополнения оборотного капитала. Объём и структура оборотного капитала варьируют в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, могут быть подвержены сезонным и циклическим колебаниям, они также зависят от эффективности управления портфелем продукции и стратегии управления оборотным капиталом.
Если фирма не может осуществить финансирование посредством эмиссии коммерческих векселей или взять ссуду в банке из-за низкой кредитоспособности, она должна обратиться к альтернативным источникам. Чем ниже кредитоспособность фирмы, конечно, тем меньше источников краткосрочного финансирования ей доступно. Гибкость в связи с краткосрочным финансированием зависит oт способности фирмы выплатить ссуду, а также от способности возобновить ее или увеличить. При факторинге и банковском кредите фирма может выплатить заем, если у нее есть избыток средств; таким образом, она сокращает общие процентные издержки. Что касается коммерческих ценных бумаг, фирма должна ждать срока погашения векселя, чтобы возвратить средства.
Гибкость зависит от того, насколько легко фирма может увеличить объем кредитования в короткий срок. При кредитной линии или револьверном кредите в коммерческом банке легко увеличить объем кредитования, если, конечно, не достигнут его предел. При других формах краткосрочного финансирования фирма менее свободна. И, наконец, на выбор вида финансирования влияет степень обремененности активов фирмы долгами. При обеспеченных ссудах кредиторы получают в залог активы фирмы. Необходимость предоставлять обеспечение сдерживает фирму при будущем финансировании. Хотя при факторинге продажа активов действительно имеет место, принцип здесь тот же. В этом случае фирма продает один из самых ликвидных активов, таким образом, сокращая свою кредитоспособность, с точки зрения кредиторов.
Все эти факторы влияют на фирму при определении оптимальной комбинации методов краткосрочного финансирования. Так как издержки, вероятно, — ключевой фактор, разница в других факторах должна быть сопоставлена с разницей в издержках. То, что является самым дешевым методом финансирования в отношении внешних затрат, может не оказаться таковым с учетом гибкости, возраста и степени обремененности долгами активов. Хотя предпочтительнее характеризовать источники краткосрочного финансирования при помощи данных о внешних и внутренних издержках, последние очень сложно рассчитать. Более практичный метод заключается в изучении источников по данным о внешних затратах на них, а затем нужно рассмотреть другие факторы, чтобы понять, изменяют ли они положение фирмы в смысле общей предпочтительности. Так как финансовые потребности фирмы меняются со временем, многочисленные источники краткосрочного финансирования должны использоваться на долгосрочной основе.
Торговый кредит кажется бесплатным, но содержит скрытые затраты
Поставщик, продлевающий торговый кредит, несет вмененные издержки по средствам, инвестированным в дебиторскую задолженность, поэтому он, как правило, закладывает большую часть этих расходов в цену. Эта сумма зависит от условий рынка и относительного успеха переговоров между двумя сторонами.
Краткосрочное банковское финансирование может дорого стоить, однако его преимущества - это гибкость и возможность пролонгации.
Факторинг (продажа или дисконтирование дебиторской задолженности) также ограничен сейчас в России. Преимущество факторинга в том, что он позволяет продавцу поддерживать ликвидность. Недостатки в том, что факторинг недёшев, ограничен в России и обычно предоставляется только клиентам банка.
Коммерческие векселя, по сути, являются необеспеченной дешёвой альтернативой торговому кредиту и используются как денежный эквивалент для текущих расчётов в случае нехватки наличности
Краткосрочный лизинг может сократить инвестиции в оборудование, которое нужно предприятию только на ограниченный срок
Преимущества краткосрочного лизинга:
· служит альтернативой небольшим капитальным затратам;
· денежные расходы и доходы от использования основных средств совпадают во времени;
· выгодно, если арендатор не намеревается использовать основное средство в течение полного экономического срока жизни последнего, например, арендует транспорт на короткий период, компьютеры и офисное оборудование;
· арендатор платит “за удобства”, в то время как арендодатель обычно отвечает за ремонт и обслуживание;
. краткосрочное финансирование.
К краткосрочным заимствованиям прибегают компании всех видов и размеров. Краткосрочный долг - это заемные средства, которые подлежат возврату в течение года, использующиеся для финансирования текущих затрат.
Источники краткосрочного финансирования:
1) Торговый кредит. Это самый распространенный источник краткосрочного финансирования. Он представляет собой кредит, который поставщик продукции или материалов предоставляет покупателю. Оформление этой сделки может производиться договором или устно. Формами торгового кредита являются открытый кредит и простой вексель. Открытый кредит (открытый счет) позволяет покупателю приобретать товары с отсрочкой оплаты. Это неофициальное соглашение, по которому покупатель получает продукцию до того, как заплатит за нее. Простой вексель представляет собой долговое обязательство покупателя в письменной форме выплатить определенную сумму денег поставщику к конкретному сроку.
2) Ссуды от финансовых институтов. Предприятие может обратиться к коммерческому банку или другому финансовому институту за краткосрочной ссудой. Ссуды бывают обеспеченные и необеспеченные. Обеспеченная ссуда - это такая ссуда, которая выдается под гарантию какой-нибудь ценности, которую кредитор получает в случае банкротства заемщика. Например, обеспечением может являться собственное имущество предприятия. Можно выделить различные формы такого обеспечения: счета дебиторов, товарно-материальные запасы, иная другая собственность. Ссуда под счета дебиторов подразумевает, что в качестве залога используется задолженность предприятию со стороны его клиентов по открытым счетам. Дебиторская задолженность может продаваться сторонней финансовой компании. Эта процедура называется факторингом. Когда фирма берет в долг под залог товарно-материальных запасов, банк принимает от нее расписку о том, что если фирма не уплатит долг, то ее товарно-материальные запасы перейдут кредиторам. Краткосрочные ссуды также выдаются под залог любого движимого ("ликвидного") имущества, например, автомобилей и прочей техники. Необеспеченная ссуда дается без какого-либо залога. В этом случае кредитор полагается на доходность предприятия или его репутацию. В качестве гарантий кредитор требует, чтобы заемщик держал определенную сумму денег на банковском счете (компенсационный остаток). Другим видом необеспеченной ссуды является "кредитная линия". Она представляет собой максимальную сумму, которую банк согласен выдавать компании в течение определенного периода времени.
3) Векселя. Это краткосрочный источник финансирования, который представляет собой долговую расписку, выпускаемую компанией. Компания, которая выпускает векселя, обязуется вернуть денежную сумму, указанную в векселе, в определенный срок. Инвестор покупает вексель по цене ниже номинала (в этом и состоит "его интерес"), а в конце срока получает полную стоимость векселя. Например, компания "Toys Inc." выпустила вексель на сто дней стоимостью 1000 долларов. Этот вексель является обязательством компании выплатить 1000 долларов держателю векселя через сто дней. Но покупатель, приобретая вексель, заплатит за него не 1000 долларов, а меньше, например, 900 долларов.
1.3 Нетрадиционные банковские услуги
Нетрадиционными операциями коммерческих банков являются операции, которые могут выполнить и другие небанковские организации. К ним относят:
• расчетно-кассовое обслуживание клиентов;
• лизинговые операции;
• факторинговые операции;
• трастовые операции.
Предпосылкой оказания банковских услуг по проведению расчетно-кассового обслуживания клиентов является открытие в банке расчетного или текущего счета. Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета регламентируется Банком России, а механизм функционирования счета, определяется самим коммерческим банком и отражается в договоре о расчетно-кассовом обслуживании, заключаемом между коммерческим банком и его клиентами.
В соответствии с договором коммерческий банк принимает на себя ряд обязательств:
• проводить на счету клиента все виды банковских операций, отраженные в лицензии банка;
• обеспечить сохранность всех денежных средств клиента, поступивших на счет;
• проводить операции по списанию денежных средств со счета клиента по его поручению для осуществления безналичных расчетов;
• выдавать клиенту выписки с его счета.
Коммерческий банк осуществляет безналичные расчеты в соответствии с Положением о безналичных расчетах в РФ и частью II Гражданскою кодекса РФ.
Коммерческий банк осуществляет контроль за исполнением клиентами представленных в банк кассовых планов, утверждает юридическим лицам лимит остатка кассы, а также осуществляет контроль за соблюдением ведения кассовых операций и предельного размера расчетов наличными деньгами.
Среди нетрадиционных операций коммерческих банков существенную роль играет лизинг. Единого понятия категории лизинг в современной литературе не существует, но большинство экономистов под лизингом понимает аренду машин, оборудования и сооружений производственного назначения.
На практике при проведении лизинговой операции участвуют три экономических субъекта:
• лизингодатель - банк или любое кредитное учреждение, в уставе которого предусмотрен данный вид деятельности;
• лизингополучатель - любое юридическое лицо;
• поставщик - продавец предмета лизинга. Лизинг - это, по сути, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого имущества, т.е. в товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности.
Лизинговые операции делятся на два вида:
• оперативный лизинг;
• финансовый лизинг.
К оперативному лизингу относятся сделки, по которым срок аренды меньше срока службы имущества, т.е. лизингодатель сдает имущество в лизинг несколько раз.
Разновидностью лизинговых операций, осуществляемых коммерческими банками, является финансовый лизинг, т.е. лизинг с полной окупаемостью. Финансовый лизинг предусматривает получение в течение всего срока данной операции твердо установленной платы, достаточной для полной амортизации оборудования и способной дать банку фиксированную прибыль. Все права банка-лизингодателя фиксируются в договоре лизинга.
Факторинг является достаточно распространенной формой кредитования в зарубежной банковской практике.
Операция факторинга представляет собой покупку банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию за определенное вознаграждение. Это способ кредитования поставщика с условием возврата кредита в форме правопреемства или уступки права требования к покупателю.
В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:
• покупка счетов со скидкой и с уплатой фактору;
• принятие фирмой-фактором на себя всех операций по учету продаж компании с ведением всех счетов ее дебиторов и инкассацией долга;
• предоставление гарантии полной оплаты товара даже в том случае, если покупатель просрочит или вообще не выплатит долг. факторинг дает поставщику следующие преимущества:
• досрочную реализацию долговых требований;
• освобождение от риска неплатежа;
• упрощение структуры баланса;
• экономию на административных и бухгалтерских расходах.
Все это способствует ускорению оборота капитала поставщика, снижению издержек обращения и росту прибыли.
Процентная ставка по факторинговому кредиту обычно на несколько процентных пунктов превышает текущую банковскую ставку по обычным кредитам.
Форфейтинг -это кредитование экспортера посредством покупки векселей или других долговых требований, форма трансформации коммерческого кредита в банковский.
Продавцом выступает экспортер, покупателем (форфейтором) - банк или специализированная компания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров, без права регресса этих документов на экспортера.
Усиливающаяся конкуренция между коммерческими банками и другими кредитно-финансовыми институтами за привлечение клиентов привела к развитию трастовых, или доверительных операции.
Под трастом в банковской практике понимаются доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью доверителя в пользу доверителя.
Цели различных видов трастов могут быть разными, но в основном это получение доходов не только для банка, но и для доверителя.
В трастовых операциях действуют три субъекта:
• доверитель - юридическое или физическое лицо, доверяющее имущество в управление;
• доверительное лицо - банк или специальная трастовая компания, которой доверяется управление имуществом;
• выгодоприобретатель лицо, в пользу которого создан траст и начисляются доходы на него.
Трастовые услуги оказываются как юридическим, так и физическим лицам.
Российские коммерческие банки осуществляют такие виды трастовых услуг, как управление ценными бумагами клиента и первичное их размещение.
Глава 2 «Финансовый план и финансовая стратегия ООО «Планета»
2.1 Предприятие «Планета»
1.Предприятие «Планета» представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе ГК РФ. Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.
ООО «Планета» является совместным предприятием, оно создано следующими юридическими лицами:
1. Отделением СБ РФ.
2. Центром культуры и творчества детей и молодежи.
3. Индивидуальным частным предприятием.
Учредители несут ответственность по обязательствам ООО «Планета» в размере уставного капитала, создаваемого за счет средств учредителей и составляющего на момент образования 10 тыс.руб., вносимого долями по 3,33 тыс.руб. каждым учредителем.
После внесения обязательных платежей прибыль подлежит распределению между учредителями.
Производственный процесс, применяемый на предприятии «Планета» носит тип единичного производства, что характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а также малой повторяемостью.
Ценообразование строится на следующих принципах:
1. Цена должна покрывать все издержки.
2. Цена должна быть достаточно высокой в связи с единичностью и неповторимостью продукции.
3. Цена устанавливается на договорной основе и может содержать определенную льготу.
Производственный участок по выпуску керамико-фарфоровых изделий разместится в здании по выработке тепловой энергии для нужд обогрева хозяйства микрорайона.
Офис фирмы расположен на площади центра культуры и творчества детей и молодежи.
Под офис арендуется отдельная комната общей площадью 20 кв.м. Арендная плата за офис (с коммунальными) платежами составит 3 тыс.руб в месяц.
Арендная плата за производственный участок устанавливается администрацией района с определенной оплатой коммунальных услуг и энергии и рассчитывается на основе формулы:
Апл = Змин х Кпр х Кразн х К бл х Ктер х П,
где: Апл – арендная плата в месяц, руб.,
Змин – МРОТ в РФ, руб.;
Кпр – коэффициент приведения, равен 0,041
Кразм – коэффициент размещения(этажность), для первого этажа равен 1,2;
Кбл – коэффициент благоустройства, равен 1,4;
Ктер – коэффициент территориальности (коммуникационность района), равен 1;
П – арендуемая площадь, кв.м, равна 60.
(1265х0,041х1,2х1,4х60)х12+36=98,74 тыс. руб.
Для организации процесса производства потребуются дополнительные затраты на покупку оборудования и других основных производственных фондов.
По данным таблицы 2 рассчитаем стоимость основных производственных фондов, необходимых для успешной работы ООО «Планета», а также долю оборудования от стоимости основных производственных фондов.
По данным таблицы 3 рассчитаем объем производства продукции в 2009 году.
По данным таблиц 3 и 4 рассчитаем, сколько потребуется для нужд
производства сырья и материалов в натуральном и денежном выражении.
По данным таблиц 5 и 6 рассчитаем затраты на оплату труда производственного персонала, руководителей и других категорий работников ООО «Планета».
По данным таблицы 7 рассчитаем величину амортизационных отчислений основных производственных фондов за год.
В таблице 8 соберём все затраты ООО «Планета» за 2009 год, используя данные таблиц, а также нижеприведенные расчеты экономических элементов затрат.
Вода на технологические цели и прием сточных вод:
Зв = М х О х Р,
где: Зв – затраты на воду, руб.;
М – количество месяцев;
О – объем потребления за месяц, кубм, равен 230
Р – расценка на 1 кубм воды, руб., равен 6,5
12х230х6,5=17,94 тыс. руб.
Стоимость топлива на технологические цели установлена в виде фиксированной месячной платы, составляющей 4470,1 руб. за природный газ в месяц.
4470,1х12=53,64 тыс. руб.
Затраты на энергию для технологических целей составят:
Эст = О х Т,
Где: Эст – стоимость потребляемой оборудованием электроэнергии;
О – количество потребляемой оборудованием электроэнергии в месяц, равно 5400 кВт-час;
Т – тарифная ставка за один кВт-час электроэнергии, руб, равна –1,3.
5400х1,3х12=84,24 тыс. руб.
Затраты на отопление производственного помещения составят:
Зот = М х Ц х О,
Где: Зот – стоимость затрат на отопление, руб.;
М – отапливаемый период, месяцев, равен 6;
Ц – цена 1 Гкал тепловой энергии, руб., равна 235,5;
О – количество потребленной тепловой энергии, Гкал, равно 28,92.
6х235,5х28,92=40,86 тыс. руб.
Затраты на освещение составят:
Зосв = О х Т,
Где: О – количество потребленной энергии, кВт-час, равно 10947.
10947х1,3=14,23
Затраты на бензин для автомобиля равны:
Зб = Пд х Д х Нр х Ц,
Где: Зб – затраты на бензин, руб.;
Пд –среднедневной пробег автомобиля, км, равен 200;
Д – количество дней эксплуатации в год, равно 312;
Нр – норма расхода бензина на 1 км пути, составляет 0,15 литра;
Ц – цена 1 литра бензина, руб.
200х312х0,15х16=149,76 тыс. руб.
Отчисления на социальные нужды рассчитаем в соответствии со ставкой ЕСН (см. Гл. НК РФ).
(444+348)х0,26=205,92 тыс. руб.
Страховые взносы составят:
Остр = Пх Сим / 100,
Где: П –годовой процент на сумму свыше 40 тыс.руб., равен 0,5%
Сим – стоимость застрахованного имущества.
(618,2-40)х0,5/100=2,89 тыс. руб.
Затраты на телевизионную рекламу составят:
Ртел = К х Р х О + К х Р х О х П,
Где: Ртел – стоимость телерекламы, руб.;
К – количество слов в рекламе, равно 69;
Р – расценка за одно слово, руб., равна 50 ;
О – общее количество запусков рекламы, равно 5;
П – процент за срочность, равен 10 (0,1 в долях единицы).
Стоимость 1/32 полосы рекламы в газете «Наше время» составляет 3000руб.
(69х50х5+69х50х5х0,1)+3000=21,98 тыс. руб.
Сумму процентов за пользование кредитом рассчитаем, исходя из 24% годовых, суммы кредита 700 тыс.руб. и периода погашения 3 года.
Пкр = Скр * (Ст.реф.*1,1),
Где: Пкр -сумма процентов за кредит, тыс.руб.;
Ст – годовая процентная ставка, %;
Ст.реф. – ставка рефинансирования,%.
700(11 х1,1)=84,70 тыс. руб.
Транспортный налог рассчитаем в соответствии с Гл.28НК РФ.
200х10(руб)=2 тыс. руб
По статьям затрат таблицы 8 определим удельный вес условно-постоянных и условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции.
Усл.-пост. = 55,09+348+90,48+72,78+98,74+2,89+21,98+10+80,85+2= =782,81 или 43%
Усл.-перем. = 138,46+17,94+34,38+53,64+84,24+149,76+444+115,44=
=1037,86 или 57%
Оборотные средства предприятия определяются по формуле:
Соб = Зтек + Зстр + Н + Поб,
Где: Соб – оборотные средства, руб.;
Зтек – текущий запас сырья и материалов, руб.;
Зстр – страховой запас сырья и материалов, руб.;
Н – незавершенное производство, руб.;
Поб – прочие оборотные средства, руб.
Зтек = Д Х Т,
Где: Д – среднедневной расход материалов, руб.;
Т – время между двумя поставками, дней;
Д = Рм / п,
где: Рм – расход материалов на выпуск всей продукции, руб.;
п – число дней выпуска, равно 290;
Т = Г/Дн,
Где: Г- грузоподъемность автомобиля, кг, равна 1560;
Дн = Ом /п,
Где: Ом – количество потребляемых в год сырья и материалов, кг.
Дн – среднедневной расход материалов в натуральном выражении, кг.
Д=533,51/290=1,84 ; Т=1560/0,48=3250 ; Дн=138,46/290=0,48
Зтек=1,84х3250=5980 руб
Зстр = 0,5 х Зтек;
Зстр=0,5х5980=2990 руб.
Н = Сср.дн. х Тц х Кгот,
Где: Н –норматив незавершенного производства, руб.,
Сср.дн. – среднедневная себестоимость выпуска продукции, руб.;
Тц – длительность производственного цикла, дней, равна 6;
Кгот – коэффициент готовности.
Сср.дн. = Спр/п,
Где: Спр – полная себестоимость выпуска продукции;
Кгот = (Уп +0,5 х Упер) /100,
Где: Уп – удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции, %; Упер- удельный вес переменных затрат, %;
Сср.дн.=1820,67/290=6,28
Кгот=(43+0,5х57)/100=0,72
Н=6,28х6х0,72=27,13 руб.
Поб составляет 25% от всех остальных оборотных средств.
Поб=(5980+2990+27,13)х0,25=2249,28 руб.
Соб=5980+2990+27,13+2249,28=11,25 тыс. руб.
Далее рассчитайте общую сумму производственных фондов:
Спф =Сосн + Соб,
Где: Спф - стоимость всех производственных фондов;
Сосн – стоимость основных производственных фондов;
Соб – стоимость оборотных фондов.
Спф= 618,2+11,25=629,45 тыс. руб.
Из полученного результата сделаем вывод о достаточности взятого
кредита для организации производства и выпуска первой партии продукции.
Основные показатели предприятия по итогам года:
1) Валовую прибыль предприятия:
Пвал = Пр. + Двн.оп. – Рвн. оп.
где: Пвал –валовая прибыль предприятия;
Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, руб.;
Двн.оп. – доход от внереализационных операций, руб.
Рвн.оп. – расходы от внереализационных операций, руб.
Пр = Рп – Спр,
Где: Рп – стоимость реализованной продукции, руб;
Спр – полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Пвал=2991,16-1820,67=1170,49, тыс. руб.
2) Рентабельность продукции
Рпр = Пвал / Спр х 100%
(1170,49/1820,67)х100=64,29%
3) Рентабельность производства
Ро = Пвал/ Спф
(1170,49/629,45)х100=185,95%
4) Чистая прибыль
Пчист =Пвал – Налоги – Процент за кредит (свыше Ст.реф.*1,1)
1170,49-280,92-12,80-403,41-84,70=397,66
Налог на прибыль рассчитаем в соответствии с Гл. 25НК РФ
1170,49х0,24=280,92тыс. руб.
Налог на имущество см. Гл.30НК РФ.
581,81х2,2%=12,80 тыс. руб.
Среднегодовую стоимость имущества рассчитаем ориентировочно по формуле:
Сим = (Сн.г. + Ск.г) /2 ,
Где Сн.г. – стоимость имущества на начало года, тыс.руб.;
Ск.г. – стоимость имущества на конец года, тыс.руб.;
Ск.г. = Сн.г. – А,
Где: А –сумма амортизации за год, тыс.руб.
(618,2+(618,2-72,78))/2=581,81тыс. руб.
НДС = ДС * Ст,
Где: Ст – ставка налога (см. гл.21НК РФ);
ДС – добавленная стоимость, тыс.руб.
ДС = Зот + А + Пвал,
Где: Зот – затраты на оплату труда, тыс.руб.;
ДС=997,92+72,78+1170,49=2241,19тыс. руб.
НДС=2241,19х0,18=403,41 тыс. руб.
Возврат кредита – 230 тыс.руб.
2.2 Расчет показателей чувствительности и устойчивости проекта
Под чувствительностью проекта понимаются минимальные значения его показателей эффективности при отклонении показателей проекта (в данном случае объем продаж) на 10% в худшую сторону.
По данным таблиц 10, 11, 12 рассчитаем чистый дисконтированный доход (ЧДД) и чистую текущую стоимость (ЧТС). Положительное значение данных показателей говорит об устойчивости проекта отрицательное значение свидетельствует о неустойчивости проекта и большой величине риска. В последнем случае принимать проект к внедрению нецелесообразно.
Величину дисконта примем на уровне банковской ставки (24%).
Коэффициент дисконтирования = 1/ (1+r)t , где r – процентная ставка, t – период времени
ЧДД = Пдиск
Где: Пдиск – дисконтированная прибыль, тыс.руб.;
Зкап – капитальные затраты.
ЧТС = ЧДД – Зкап
Таблица 10:
Учитываем увеличение валовой прибыли ежегодно на 25%
1 год Чистая прибыль = 1463,11-351,15-11,19-456,09-51,87= 637,81
ЧДД= 637,81*0,806 =514,07 ЧТС = 514,07-700= -185,93
2 год Чистая прибыль = 1828,90-438,93-9,59-521,93-29,04= 829,41
ЧДД=829,41*0,65=539,12 ЧТС = 539,12-185,93=353,19
З год Чистая прибыль = 2286,13-548,67-7,99-604,23=1125,24
ЧДД =1125,24*0,524= 589,63 ЧТС =589,63 + 353,19=942,82
Таблица 11:
Учитываем уменьшение объема продаж, а следовательно валовой и чистой прибыли на 10% в первом году, но также рост валовой прибыли на 25 каждый год:
Валовая прибыль= 2991,16*0,9 – 1820,67 = 871,37
1год Чистая прибыль = 871,37- 209,13-11,19-349, 57-51,87=249,61
ЧДД =249,61*0,806=201,19 ЧТС = 201,19-700=-498,81
2 год Чистая прибыль = 1089,21-261,41-9,59-388,78-29,04 = 400,39
ЧДД = 400,39*0,65=260,25 ЧТС = 260,25-498,81=-238,56
З год Чистая прибыль = 1361,25-326,7-7,99-437,75 = 588,81
ЧДД=588,81*0,524=308,54 ЧТС =308,54-238,56=70,00
Таблица 12:
Учитываем уменьшение объема продаж на 10%, а следовательно валовой и чистой прибыли на 10% в каждом году:
2год Чистая прибыль = 752,71 -180,65-9,59- 328,21-29,04=205,22
ЧДД=205,22*0,65 = 133,39 ЧТС =133,39-498,91=-365,42
3 год Чистая прибыль =449,85-107,97-7,99-273,70 = 60,19
ЧДД=60,19* 0,524=31,54 ЧТС = 31,54-365,42 =-333,88
Прогнозный финансовый план доходов и расходов на три года показывает предполагаемый уровень развития предприятия во времени. (таблица 8). В соответствии с прогнозом тенденций развития отрасли в течение 2010-2011 годов предприятие, несмотря на рост издержек (на 3,5% в год), будет получать устойчивую валовую прибыль ( рост на 25% в год).
2.3 Выводы о сроке окупаемости капитальных вложений и ликвидности предприятия «Планета»
Определим срок окупаемости проекта:
Ток = 1 +ЧТСх / ЧДД(х+1),
Где: Ток – срок окупаемости проекта, лет;
х – последний год, когда ЧТС меньше 0;
ЧТСх – значение ЧТС в этом году (без минуса);
ЧДДх+1 – значение ЧДД в следующем «х+1» году.
Ток=1+(185,93х1/539,12)=1,35 года
Таблица 1
Цена за единицу продукции в 2009 году, руб.
Исходные данные
Наименование |
7 |
1.Плитка каминная |
270,2 |
2. Монеты сувенирные |
27,8 |
3. Кувшин фарфоровый |
1825,8 |
4. Амфора керамическая |
112,7 |
5. Полотно керамическое |
6290,0 |
6. Часы солнечные |
7130,8 |
7. Фонтан офисный |
16454,0 |
Таблица 2
Стоимость основных производственных фондов ООО «Планета»
Наименование |
Количество, Штук |
Цена за ед., тыс.руб. |
Всего, тыс.руб |
|
1. Печь муфельная |
4 |
43,5 |
174 |
|
2. Шаровая мельница |
2 |
10,0 |
20 |
|
3. Сушильный барабан |
2 |
8,2 |
16,4 |
|
4. Весовой питатель |
2 |
12,1 |
24,2 |
|
5. Смеситель СМК-125 |
2 |
6,3 |
12,6 |
|
6. Сушилка НЦ-12 |
1 |
13,2 |
13,2 |
|
7. Центробежный распылитель глазури |
1 |
32,1 |
32,1 |
|
8. Штампы, прессформы |
8 |
21,3 |
170,4 |
|
9. Автомобиль УАЗ-3303 (200 л.с.) |
1 |
30,0 |
30 |
|
10. Строительно-монтажные работы |
- |
- |
125,3 |
|
Итого: |
618,2 |
|||
Таблица 3
Производство продукции за 2009 год
Наименование |
Кол- во, штук |
Цена за ед, руб (см. табл.1) |
Всего, тыс. руб |
Вес ед. из- делия, кг |
Чистый вес, кг |
Необходи- мость сырья, кг (к=1,4) |
1. Плитка каминная |
2880 |
270,2 |
778,18 |
5,0 |
14400 |
20160 |
2. Монеты сувенирные |
14000 |
27,8 |
389,20 |
0,2 |
2800 |
3920 |
3. Кувшин фарфоровый |
120 |
1825,8 |
219,10 |
1,2 |
144 |
201,6 |
4. Амфора керамическая |
1000 |
112,7 |
112,70 |
0,9 |
900 |
1260 |
5. Полотно керамическое |
75 |
6290,0 |
471,75 |
38 |
2850 |
3990 |
6. Часы солнечные |
120 |
7130,8 |
855,70 |
33,75 |
4050 |
5670 |
7. Фонтан офисный |
10 |
16454,0 |
164,54 |
160 |
1600 |
2240 |
Итого: |
18205 |
32111 |
2991,16 |
26744 |
37441,6 |
Таблица 4
Потребность в сырье и материалах для производства продукции в 2009 году
Наименование |
Кол-во кг |
Цена, тыс.руб |
Сумма, тыс.руб |
1. Каолин, ГОСТ21286-82, кг |
11276 |
3,1 |
34,96 |
2. Глина веселовская, ВГО, ТУ-21-25-203-81, т |
7393 |
0,7 |
5,18 |
3. Песок кварцевый, ГОСТ 7031-75, т |
6800 |
1,5 |
10,2 |
4. Полевой шпат, ГОСТ15045-78, кг |
6300 |
1,2 |
7,56 |
5. Бой обожженный (брак собственного производства) |
2250 |
- |
- |
6. Жидкое стекло, ГОСТ 13078-81, кг |
378 |
20,1 |
7,60 |
7. Сода, ГОСТ 5100-85, кг |
372 |
3,5 |
1,30 |
8. Глазурь-фитта, 21а, В1С ДМ-2, ЛГ-19 В9 |
750 |
80,3 |
60,23 |
9. Пигменты-красители, кг |
126 |
90,7 |
11,43 |
Всего основных материалов |
35645 |
201,1 |
138,46 |
1. Масло трансформаторное, кг |
1200 |
27,3 |
32,76 |
2. Гипс, кг |
902 |
1,8 |
1,62 |
Всего вспомогательных материалов |
2102 |
29,1 |
34,38 |
Итого: |
37747 |
230,2 |
172,4 |
Таблица 5
Численность производственного персонала и фонд оплаты труда (ФОТ) на 2009 год
Профессия |
Численность работающих, чел. |
ФОТ за месяц, руб |
ФОТ за год, тыс. руб |
1. Дизайнер-стилист |
1 |
8000 |
96 |
2. Художник-оформитель |
1 |
9000 |
108 |
3. Слесарь-наладчик |
1 |
7000 |
84 |
4. Технолог |
1 |
8000 |
96 |
5. Разнорабочий |
1 |
5000 |
60 |
Итого |
5 |
37000 |
444 |
Таблица 6
Численность руководителей и других категорий работников и ФОТ на 2009 год
Занимаемая должность |
Численность работающих, чел. |
Месячный ФОТ, руб. |
Годовой ФОТ, тыс.руб |
1.Директор |
1 |
10000 |
120 |
2. Главный бухгалтер |
1 |
7000 |
84 |
3. Водитель |
1 |
6000 |
72 |
4. Уборщица |
1 |
3000 |
36 |
5. Сторож |
1 |
3000 |
36 |
Итого: |
5 |
29000 |
348 |
Таблица 7
Абсолютная величина амортизационных отчислений основных производственных фондов за год
Наименование |
Стоимость ОФ, тыс.руб |
Норма амортизации, % |
Сумма аморт., тыс.руб |
1. Печь муфельная |
174 |
12,5 |
21,75 |
2. Шаровая мельница |
20 |
20,0 |
4 |
3. Сушильный барабан |
16,4 |
10,0 |
1,64 |
4. Весовой питатель |
24,2 |
10,0 |
2,42 |
5. Смеситель СМК-125 |
12,6 |
10,0 |
1,26 |
6. Сушилка НЦ-12 |
13,2 |
12,5 |
1,65 |
7. Центробежный распылитель глазури |
32,1 |
20,0 |
6,42 |
8. Штампы, прессформы |
170,4 |
14,3 |
24,37 |
9. Автомобиль УАЗ-3303 |
30 |
10,0 |
3 |
10. Строительно-монтажные работы |
125,3 |
5,0 |
6,27 |
Итого: |
618,2 |
72,78 |
Таблица 8
Полная себестоимость продукции на 2009 год
Наименование элементов затрат |
Сумма затрат, тыс.руб |
1. Сырье и основные материалы |
138,46 |
2. Вода на технологические цели |
17,94 |
3. Вспомогательные материалы |
34,38 |
4. Топливо на технологические цели |
53,64 |
5. Энергия на технологические цели |
84,24 |
6. Коммунальные услуги: |
55,09 |
6.1 Отопление помещений |
40,86 |
6.2 Освещение помещений |
14,23 |
7. Горючее для автомобиля |
149,76 |
Всего материальных затрат |
533,51 |
1. Заработная плата производственного персонала |
444 |
2. Заработная плата руководителей и др. категорий работников |
348 |
3. Отчисления на социальные нужды |
205,92 |
Всего затрат на оплату труда |
997,92 |
1. Затраты на амортизацию ОФ |
72,78 |
2. Арендная плата |
98,74 |
3. Страховые взносы |
2,89 |
4. Реклама |
21,98 |
5. Канцтовары |
10,0 |
6. Процент за кредит |
80,85 |
7. Транспортный налог |
2 |
Итого полная себестоимость продукции |
1820,67 |
Таблица 9
План доходов и расходов ООО «Планета», тыс.руб.
Наименование |
2009г |
2010г |
2011г |
1. Доходы от реализации |
2991,16 |
3347,5 |
3779,24 |
2. Себестоимость. |
1820,67 |
1884,39 |
1950,35 |
3. Валовая прибыль |
1170,49 |
1463,11 |
1828,89 |
4. Налоги и возврат кредита |
532,68 |
633,7 |
703,65 |
5. Чистая прибыль |
637,81 |
829,41 |
1125,24 |
Таблица 10
Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД) и чистой текущей стоимости (ЧТС) для проекта
Год |
Кап. Затраты |
Прибыль с учетом амортизаци |
Коэф. дисконти- рования |
Дисконти- рованные кап. затраты |
Дисконти- Рованная Прибыль |
ЧДД |
ЧТС |
0 |
-700 |
- |
- |
700 |
- |
-700 |
-700 |
1 |
- |
637,81 |
0,806 |
- |
514,07 |
514,07 |
-185,93 |
2 |
- |
829,41 |
0,65 |
- |
539,12 |
539,12 |
|
3 |
- |
1125,24 |
0,524 |
- |
589,63 |
589,63 |
942,82 |
700 |
1642,82 |
942,82 |
Таблица 11
Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД)и чистой текущей стоимости (ЧТС) для проекта при снижении объема продаж
в первый год на 10%
Год |
Кап. Затраты |
Прибыль с учетом амортизации |
Коэф. дисконти- рования |
Дисконти- рованные кап. Затраты |
Дисконти- Рованная Прибыль |
ЧДД |
ЧТС |
0 |
-700 |
- |
- |
700 |
- |
-700 |
-700 |
1 |
- |
249,61 |
0,806 |
- |
201,19 |
201,19 |
-498,81 |
2 |
- |
400,39 |
0,65 |
- |
260,25 |
260,25 |
-238,56 |
3 |
- |
588,81 |
0,524 |
- |
308,54 |
308,54 |
70,00 |
700 |
769,98 |
70,00 |
Таблица 12
Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД) и чистой текущей стоимости (ЧТС) для проекта при ежегодном снижении объема продаж на 10%
Год |
Кап. затраты |
Прибыль с учетом амортизации |
Коэф. дисконти- рования |
Дисконти- рованные кап. затраты |
Дисконти- Рованная Прибыль |
ЧДД |
ЧТС |
0 |
-700 |
- |
- |
700 |
- |
-700 |
-700 |
1 |
- |
249,61 |
0,806 |
- |
201,19 |
201,19 |
-498,81 |
2 |
- |
205,22 |
0,65 |
- |
133,39 |
133,39 |
-365,42 |
3 |
- |
60,19 |
0,524 |
- |
31,54 |
31,54 |
-333,88 |
700 |
366,12 |
-333,88 |
2.4 Выводы об эффективности финансовой
стратегии ООО «Планета»
Путем стабильной реализации своей продукции и при запланируемом росте валовой прибыли со сроком окупаемости около 1,35 лет (что составляет примерно год и четыре месяца). За указанный срок предприятие возместит себе капитальные затраты. При этом варианте также планируется стабильное увеличение чистой прибыли примерно на 25% в год. Когда мы рассматриваем 9 таблицу и связанную с не статистику экономических показателей таблицы 12 становится ясно, что эти показатели устойчиво и практически равномерно растут. И в этом случае предприятие спокойно осуществит свое развитие и выплати кредит.
В ином случае также планируемых событий (таблица 10), при которых объем продаж в первый год сократится на 10% предприятие после 2 лет работы все равно полностью окупается. Но это произойдет в случае, если такое снижение объема продаж не будет продолжаться, при 3-ем варианте (таблица 11) предприятие не сможет окупиться в планируемый срок. В этом случае кредит не окупается, так как при этом варианте ЧТС будет в отрицательной области на 333,88 тыс. руб. Здесь также просматривается устойчивое снижение чистой прибыли и чистого дисконтированного дохода. И результатом может явиться вместо прибыли убыток от производственной деятельности, который повлечет за собой банкротство. Поэтому необходимо сохранять текущий уровень продаж, потому что затраты на производство будут неуклонно расти, а выручка падать.
Однако рассмотренные варианты, влекущие за собой эти события кажутся маловероятными, так как у предприятия имеются определенные особенности в виде единичного производства, широкой номенклатуры изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а также малой повторяемостью, что вкупе с нынешними экономическими характеристиками позволяет реализовывать проект.
Заключение
В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средств организаций различают виды финансирования: заработной платы; приобретения предметов длительного пользования; аренды; транспортных расходов; капитального ремонта; капитального строительства; прочих текущих расходов.
Финансирование организуется на принципах: плановости; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней; расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций; соблюдения режима экономии.
Принцип плановости означает, что финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планах коммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественных организаций и других хозяйственных структур. Принцип целевой направленности предполагает использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты.
Принцип безвозвратности означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациям финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанного на возврате полученного заемщиком на определенный срок средств с уплатой процентов за пользование кредитом. Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученной сумм.
Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовой дисциплины, установленных норм и нормативов.
Для рыночной экономики характерна множественность источников финансового обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства. В целом они подразделяются на 3 группы: собственные средства предприятий; кредиты коммерческих банков; ассигнования из бюджетов.
Структура источников финансирования не стабильна. Она изменяется в процессе развития экономики, финансирования и денежно-кредитной политики государства. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерческий расчет и самофинансирование основным источником финансирования являются собственные средства предприятий. За последние годы возросла роль коммерческого кредита, снизилась доля бюджетных ассигнований в источниках финансирования текущих и капитальных затрат.
Список использованной литературы
1. Большаков С.В. Финансы предприятий. Теория и практика: учебник. – М.: Книжный мир, 2006. – 617 с.
2. И.Н. Самонова, И.И. Добросердова. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
3. Климович В.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Инфра-М, 2005.
4. Ковалев В.В. Финансы предприятий. Учебник. – М.: Проспект, 2003. –352с.
5. Колпакова Г.М.. Финансы. Денежное обращение. Кредит.- М.: «Финансы и статистика», 2005.
6. Крутякова Ю.А. Денежное обращение. Финансы. Кредит. – М.: Приор-издат, 2004.
7. Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2006. – 368 с.
8. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. –М., 2005. – 512 с.
9. Попова Р.Г. Финансы предприятий: Учебник / Р.Г. Попова.
10. Финансы организаций (предприятий): учебник / под ред.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/Под редакцией М.В.Романовского. - М.: «Перспектива», 2004. –544с.
12. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2004.
13. Финансы: Учебник / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; Под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.