Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова

 

 

аль-Кадамани Мажид Ахмад

Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования.

 

Специальность 23.00.02 - политические институты и процессы

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва-2000

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования:

 

Одной из основных тенденций современного развития является интеграция политических, экономических, финансовых, других систем. Однако было бы большим упрощением рассматривать мировой политический процесс только с точки зрения тенденции интеграции.

Интеграция сопровождается дезинтеграцией, а конвергенция сопровождается дивергенцией. Рассматривая реальные процессы, происходящие в современном мире, мы должны учитывать социо-культурные, политические, экономические, религиозные, этнические особенности отдельных стран и народов.

Весьма очевидным фактором развития является интеграция. Феномен этот чрезвычайно сложен, разнопланов и противоречив.

Сама история человечества может рассматриваться как последовательная интеграционная эволюция: от крайне небольших общностей к более крупным, от изолированности к все большей взаимозависимости.

Последние десятилетия мирового политического развития характеризуются существенными изменениями, приведшими к превращению мира в целостность. В результате в мире произошли существенные изменения, которые нуждаются во всестороннем анализе. Возникли принципиально новые тенденции мирового развития, связанные с усилением взаимодействия всех стран и народов.

Международное разделение труда существенно расширилось и углубилось, резко усилился перелив капиталов из одной страны в другую. На предприятиях транснациональных корпораций производится более 40% мировой промышленной продукции, в результате ослабла роль национальных государств и повысилась роль ТНК. Появились новые субъекты МПП, резко усилилась глобализация, которая во многих случаях имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Последние вызывают необходимость принятия адекватных мер, направленных на предотвращение ущемления национального суверенитета, экономического и правового пространства.

Сформировалось так называемое "ядро" с развитой рыночной экономикой, с чрезвычайно высоким уровнем развития производительных сил с одной стороны, а с другой возникла “периферия”, обладающая гораздо меньшими возможностями, чем ядро. В мире резко возросла асимметричная взаимозависимость.

Наиболее успешно в теоретическом и практическом плане интеграция решается в странах Европейского сообщества. По этим вопросам опубликовано большое количество работ, проводится значительное количество конференций, семинаров, созданы многочисленные центры и институты. Запад рассматривается как некий образец идеального движения вперед. Вместе с тем возникает вопрос: является ли тенденция, характерная для ЕС общемировой или она является только европейской?

Перед современной наукой возникает множество проблем: Что понимается под интеграцией? Какова роль в ней политических, экономических и других институтов? Какова роль исторической памяти, историко-культурного наследия? Какова конечная цель интеграции? Каково соотношение интеграции с развитием, взаимодействием цивилизаций? Является ли интеграция усилением вертикальной глобальной зависимости или ее ослаблением?

Интеграция происходит не только в странах ЕС. Она происходит и в других регионах мира, возникает проблема: приведет ли интеграция различных регионов к формированию гармонии равноправных или наоборот усилит конфронтацию и противоречие в современном мире?

Таким образом, интеграция ставит огромное количество проблем, которые до сих пор не нашли четкого, однозначного решения, как в теории, так и на практике. Все это обуславливает актуальность избранной автором темы диссертации.

Процесс интеграции происходит и в арабском мире. Арабские страны сразу после завоевания независимости начали разрабатывать различные схемы всестороннего сотрудничества, начиная с заключения двусторонних военных, политических, культурных соглашений, кончая субрегиональными соглашениями на общеарабском коллективном уровне. Однако межарабское сотрудничество оказалось нестабильным и не принесло желаемых результатов. В связи с этим анализ практики становления, развития, состояния межарабского интеграционного процесса и причин, препятствующих ему, представляется крайне необходимым.

Следует сказать, в последние годы объем исследований и научных работ по интеграции арабского мира возрос, однако, до сих пор нет четкого анализа происходящих в этом регионе процессов.

Они изучаются, главным образом, с точки зрения роли субъективного фактора, сознательных намерений тех или иных социальных групп, но в них не выделяются закономерности, тенденции, объективные факторы, обстоятельства. Все это определяет актуальность темы.

Актуальность темы и обусловила выбор цели и постановку основных задач данного исследования.

Цель и задачи исследования

 

Целью является:

1. Анализ политико-экономического состояния стран арабского мира.

2. Изучение состояния и тенденций развития межарабской интеграции.

Для решения этой цели, нами были поставлены следующие задачи:

- Выявление и классификации интеграционных политико-экономических процессов в арабском мире.

- Исследование динамики субъект-объектных отношений в ходе интеграции.

- Анализ проблемы обеспечения арабской национальной безопасности.

- Исследование влияния внешних факторов на экономическое развитие и процесс интеграции в арабским мире.

Научная новизна диссертации:

 

• Выявление общего и особенного в процессах интеграции, происходящих в арабском мире.

• Уточнение понятийного аппарата (Независимое развитие, алъ-ватан , аль-кутр ', отечество , панарабизм, Национальная безопасность)

Определение факторов арабской национальной безопасности.

• Выявление негативных последствий колониализма и неоколониализма в форме деформации арабского экономического развития.

• Определение основных факторов институционализации интеграции, исследование ее специфики на разных этапах развития.

Теоретическая и методологическая основа

исследования:

 

При написании диссертационной работы автор руководствовался глоболистским, реалистическим, системно-струкрурным подходами.

 

В основу данного диссертационного исследования легли труды арабских политологов и ученых, исследующих вопросы межарабского сотрудничества: Абд-аль-Хади ямут ( ап-иктисад ал-арабии ва-шарек аль-аусатийя), Мурси, Фуад ( алъ-Тахатоф ва-т-танмийя ), Аль-Хусрн Сати ( ак-оаль вель-каомийя ), Мухаммед Хасаненн Хайкал ( Аль-алам ве-накаак аль-тарих), Алуш, Нажи (алъ-Ватан аль-араби), Матар, Джамиль ( апь-низам аль-иклими аль-араби), Абд Аллах, Исмаил Сабри (Фи-т-Танмш алъ-арабийя), Башшара Абдаллах (Таджрубат маджлис ат-та'авун ал-халиджи), Амиль Махди ( Азмат алъ-хадара алъ-арабийя амм азмат алъ-буржуазийя алъ-арабийя) и (Халь-алъ-Кальб ли-ш-шарик валъ-акиль-лелъ-гарб), Абд аль-фадиль, М (Мушкилят ат-тадахум фи-ль-иктисад), Абдо Самир ( Тахдис алъ-ватан аль арабы), Амин Самир ( аттабага, алъ-умма, ф-тарих ф-мархалат ал-империялия) и ( Азмат алъ-мужтама аль-арабии ), Аббуди Самули (Хаме Мушкилят ассасийя ли алям ас-салис), Галлаб Абдиль-Карим ( аль-Фикр аль-араби бейн-аль-истиляб ва такид аз-зат), Умар Хусейн ( ат-танмия ва-т-тахтис алъ-иктисади), Хусейн Адиль ( Нахв фикр араби джадид ан-нашрийя Ва-т-танмия) и.др.

Были изучены труды российских политологов и востоковедов, как общего теоретического характера, так и по проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования. Большую ценность для осмысления и написания диссертации имели работы следующих авторов:

С.М.Алевой, В.В.Алекаева, В.В.Азатяна, С.Н.Артановского, С.С.Андреева, А.М.Аксюхина, А.И.Багирова, И.П.Беляева, Е.А.Беляева, А.И.Бигирова, В.Буданова, О.В.Бурганова, А.Ю.Быкова, Х.Валеро, Г.А.Воскресенского, П.В.Волобуева, В.Е.Ганковского, К.С.Гаджиева, З.Ю.Гасановой, С.Г.Галагановой К.Гудруна Р.Н Ндреасяна, А.М. Васильева, Л.В. Вальковой, А.Г.Вирабовой, Е.А.Дорошенко, А.Б.Халидова, В.С.Ерасовой, А.И-Моновой, Н.А.Ивановой, М.С.Ивановой, А.А.Игнатенио, В.А.Исаева, О.Ш.Каджая, П.С.Каменевой, Б.Г.Капустиной, И.Ю.Крачковского, Н.А.Косолапова, В.И.Комар, Ю.Л.Кузнец, М.С.Лаваревой, Р.Г.Ланда, З.И.Левина, С.Ф.Левина,

А.А.Максимовой, А.В.Малашенко, Г.И.Мирского, Т.П.Милославской, Г.В.Милаславского, Ю.М.Павлова, А.С.Панарина, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Полонской, Е.М.Примакова, Н.Г.Пруссакова, В.А.Наумкина, Е.М.Савичева, Т.С.Сайдбаева, Г.Б.Старущенко, Б.С.Старостина, С.Л.Стоклицкого, Т.С.Сулимова, И.А.Темофеева, ТЛТихоновой, Э.М.Фазельнова, А.О.Филоник, А.З.Егорина, Е.Н.Задоронской, О.К.Рогозина, Е.А.Щибаева, М.И.Щтемпель, П.А.Цыганкова, и др.

В данном исследовании использованы также статические данные, аналитические документы, публикации специализированных арабских учреждений: Лиги арабских государств (ЛАГ) Арабского валютного фонда (АВФ), Арабского фонда экономического и социального развития (АФЭСР), Организации арабских стран экспортеров нефти (ОАПЕК).

Теоретическая и практическая значимость данного исследования:

 

На данном этапе развития арабских стран научное осмысление развития интеграционных процессов в регионе имеет большую практическую значимость. Изучение этих процессов и связанных с ними проблем, актуально не только для арабских стран, но и для многих других развивающихся государств.

Проведенный анализ позволил реально охарактеризовать политико-экономическое положение арабского мира и тенденции развития интеграционных процессов на обозримое будущее.

Материалы работы могут использоваться при чтении спецкурсов, связанных с изучением интеграционных процессов в арабском мире и в развивающихся странах в целом.

Апробация работы:

 

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Мирового политического процесса Философского Факультета МГУ. Кроме того, основные положения и выводы диссертации излагались автором в ряде выступлений:

1. Арабо-израильское противостояние — вопрос выживания, а не границ. На международной конференции “власть.

ПОЛИТИКА. ДИПЛОМАТИЯ. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. М, 1996.

2. Арабская национальная идея - в культурном арабском центре. (Палестина, апрель 1999.г).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и методологическая основа исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава "ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРАБСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ".

 

Автор на основе анализа работ арабских политологов подтверждает, что нынешние формы существования арабского регионального сообщества кардинально отличаются от тех его форм бытия, которые были реальностью эпохи до начала экспансии европейских государств. Арабо-исламское общество эволюционировало иначе, чем его западные аналоги. Его естественная эволюция была прервана европейской экспансией.

Сегодняшняя ситуация единого геополитического и национально-культурного пространства, раздробленного на множество государств,1 становится, по мнению арабских политологов, едва ли не основным препятствием на пути развития в границах этого пространства процесса социально- экономического подъема. В связи с этим возникает необходимый в данном случае вопрос, - что же определило появление этих государств? Каковы внутренние и внешние причины их возникновения? Какие попытки были предприняты арабами для решения проблемы объединения? На каком уровне находится интеграционный процесс в арабском мире?

' Оно представлено как противопоставление понятий "аль-ватан" ("отечество"), понимаемого как единое территориальное и национально—культурное пространство арабского мира, с одной стороны, и "аль-кутр" ("составная часть большего государства"), осознаваемое как реально существующая политико-государственная единица сегодняшнего дня, с другой.

Учитывая все эти проблемы, автор исследует процесс борьбы арабского народа за независимость и национальное освобождение в ходе которого, и возникла современная идея национального единения арабов. Она быстро обошла все арабские страны и нашла свое отражение в программах таких тайных обществ как: - "аль-Мунтада аль-Арабий", подпольное общество "аль-Кахтанийя", общество "алъ-Фатат", партия "альла-Марказийя", общество "оль-Яслох", общество "апь-Иттихад ат-Туркий".

В этой связи автор исследует документы конференции в Париже, которая была созвана по призыву общества "аль-Фатат" 8 июня 1913. На ней было принято решение, приветствующее отделение арабских стран от Османской империи, и определившее цель и задачи борьбы против иностранного вмешательства, которое угрожало арабским странам.

Автор при анализе арабского национализма, указывает на то, что призывая к возрождению арабской нации через единение, идеологи арабского национализма ("панарабисты", их в арабской литературе называют иногда "каумиюн") резко выступали против сторонников партикуляристской, центробежной тенденции, получившей название "Шуубийя2" ("фараонизма" в Египте, "финикиизма" в Ливане, члены "Национальной партии" в Сирии).

Диссертант подвергает подробному анализу деятельность арабских государств, различных партий и движений в период второй мировой войны, и показывает, что арабские политики разделились на два лагеря: одни поддержали союзнические государства - Англию и Францию - в их борьбе против германо-итальянской коалиции, надеясь тем самым гарантировать претворение в жизнь идеи арабского единства и независимости; другие же, учитывая очевидное игнорирование этими европейскими государствами интересов арабской стороны, предпочли использовать сложившуюся международную ситуацию, сохраняя выжидательную позицию по отношению к соперничающим сторонам до тех пор, пока окончательно не прояснятся планы каждой из них и арабам станет ясно, кто действительно готов способствовать установлению арабского единства и получению независимости арабскими странами.

Затем автор рассматривает период после окончаний второй мировой войны, где указывается на то, что поражение гитлеровской Германии, Японии и их сателлитов, ослабление в этой войне

3 так в середине века называлось антиарабское движение других мусульманских народов, завоеванных арабами.

Франции и Англии, с одной стороны, и рост военно-политического могущества Советского Союза с другой стороны, способствовали мощному подъему борьбы народов бывших колоний за независимость и развитие, что дало мощный импульс национально-освободительной борьбы арабского народа за свою политическую и экономическую независимость.

Особое внимание автор обращает на процесс разработки Александрийского протокола, декларирующего создание Лиги арабских государств как самостоятельной международной организации, а также определяющего ее структуру, цели и задачи.

Диссертант отмечает, что в арабских политических и общественных кругах Александрийский протокол рассматривался как важный шаг в направлении арабского единства, хотя, в самом тексте этого документа об этом прямо не говорилось. В преамбуле Протокола лишь констатировалось стремление, участников встречи в Александрии "усилить и консолидировать узы, которые связывают все арабские страны, и направить их на обеспечение благосостояния арабского мира, на улучшение условий его существования, гарантирование его будущего и осуществление его надежд и чаяний"3.

 

22 марта 1945 года делегаты 6 арабских стран (Ирака, Сирии, Ливана, Иордании, Саудовской Аравии и Египта) подписали в Каире Устав Лиги арабских стран. А 15 мая 1945 года подписал Устав И Йемен. Таким образом, к концу Второй Мировой войны семь государств подписали Устав Лиги арабских стран.

В диссертационной работе подчеркивается, что создание Лиги арабских государств в марте 1945 г. оказало новое воздействие, открыло новые направления и привело к необходимости координации и взаимных консультаций между арабскими государствами в политической, экономической, социальной областях. Однако по мнению автора, фундамент, на котором базируется Лига арабских государств, а также механизмы координации не учитывали стремления арабского народа к созданию единого государства, где были бы ликвидированы границы между арабскими странами.

По мнению автора, в созданной Лиге арабских государств были заложены противоречивые тенденции: с одной стороны, стремление арабского национально-освободительного движения к единству, с другой, логика местечковости и государственного суверенитета. В период создания Лиги проявилось активное

Text of the Alexandria Protocol, 7 October 1944.(В приложении к книге Ahmed M. Gomaa). pp.

272-273.

10

международное вмешательство, направленное на навязывание арабским странам, добившимся независимости, такой формулы региональной организации, которая свела бы на нет все усилия, направленные на достижение подлинного единства арабских стран.

В третьем параграфе первой главы, рассматривается ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АРАБСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

Автор показывает, что современная эпоха отличается высокой динамичностью развития, глубокими сдвигами, происходящими во всех сферах общественной жизни. Нестабильность на Африканском Роге, в районе Индийского океана, напряженность в Арабском заливе, нестабильная обстановка на территориях бывшего СССР. Не ясна внутренняя и внешняя политика современной России. ( Внутренняя обстановка в России, её роль как великой державы, имеет большое значение для стабилизации в мире).

Автор рассматривает проблему национальной безопасности с двух сторон:

1. Военный аспект - национальная безопасность, как боеготовность вооруженных сил, являющихся главным средством обеспечения национальной безопасности любого государства.

 

2 Социальный аспект - где подчеркивается, что безопасность не бывает без развития. Государство, которое не развивается, на самом деле не может чувствовать себя в безопасности.

Нами было предложено, на основании вышесказанного, в качестве основополагающих черт национальной безопасности следующее определение

 

Национальная безопасность заключается в способности государства и его вооруженных сил противостоять внешней и внутренней угрозе, обеспечить неприкосновенность границ, гарантировать стабильность и социальное развитие.

На основы анализа проблемы обеспечения арабской национальной безопасности автор подчеркивает, что арабский мир переживает кризис в области обеспечения своей национальной безопасности. В ряде государств положение характеризуется нестабильностью, низким уровнем экономического развития, усилением политической, экономической, социальной, военной и финансовой зависимости. Помимо "внутренних" проблем арабской безопасности, существует и внешняя угроза, которую, по мнению автора несут сионистские, американские планы, направленные на ослабление арабского мира, установление в нем своего господства, обеспечение доступа к его природным ресурсам, препятствие его

II

успешному развитию, подавление стремления к сохранению национальной самобытности арабской нации.

Далее, Автором дается характеристика различных сторон пограничных, региональных, экономических, идеологических конфликтов. В диссертации показано, что:

1. Арабо-израильский конфликт представляет собой длительную, изнурительную национально-социальную борьбу в защиту достоинства и будущего арабского народа, включая проблему земель, культуры, идеологии, борьбы против колониализма. Это, несомненно, основной конфликт в регионе.

2. Межарабские конфликты возникают по различным вопросам и направлениям. Они характеризуются гибкостью, скоротечностью их возникновения и исчезновения. Система не знает союзов, которые не были бы подвержены изменениям. Это один из источников динамичности системы. В этой связи автор раскрывает основные черты конфликтов между арабскими странами:

- Идеологические и политические разногласия — это противоречия по различным аспектам социальных отношений, по вопросам внешней политики по вопросам арабского единства (в степени серьезности подхода к достижению единства), по вопросам отношений с Израилем (подходы к решению конфликта).

 

Территориальные разногласия. Например, между Саудовской Аравией, Оманом и Абу Даби; между Кувейтом и Ираком, между Саудовской Аравией и Йеменом, между Египтом и Суданом, Алжиром и Марокко.

3. Конфликты арабских стран с неарабскими — это конфликты между одним или рядом стран арабской системы с неарабской стороной, в основном из-за границ. (Конфликты между Сомали и Эфиопией из-за Огадена; между Ираком и Ираном из-за Шатт эль-Араб; между ОАЭ и Ираном из-за островов Танаб аль-Кубра, Танаб аль-Сутра и Аби Муса; между Сирией и Турцией из-за Александретты).

Следующий вопрос, который автор подвергает подробному анализу - проблема водных ресурсов в арабском мире. Актуальность исследуемого вопроса для арабов была подчеркнута на совещании, которое завершилось в Каире 23 февраля 2000 г.

Анализ документов, показывает, что:

- объем водных ресурсов в арабском мире составляет около 371,8 млрд. м1. Из них используется 208,8 млрд. м1, 3,6% используется в качестве питьевой воды; 3,7% — в промышленности, остальная часть — в сельском хозяйстве;

12

 

- доля водных ресурсов арабских стран различна: на страны Машрика приходится 40,9%, на страны Магриба - 23%; на государства бассейна реки Нил - 31%, на Аравийский полуостров -4,6%. Поверхностные воды составляют основную часть водных ресурсов арабских стран.

Автором было особо подчеркнуто, что политика Израиля по данному вопросу не приемлема для арабов. Она противоречит всем международным нормами по вопросам использования водных ресурсов . Израильская стратегия базируется на принципе, который крайне опасен как для арабских водных ресурсов, так и для национальной безопасности арабских стран в целом. Этот принцип заключается в том, что “вода — это стратегический источник, который должен находиться под военным контролем5”.

 

Вторая глава ” АРАБСКАЯ ПОЛИТО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - ПЛАНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ“

 

Диссертант указывает на то, что в результате происшедших в мире геополитических изменений становится очевидным, что старые формы партнерства отдельных арабских государств с различными мировыми экономическими интеграционными группировками стали терять свое долговременно стратегическое значение. Это означает, что независимо от субъективной воли правительств отдельных арабских государств, необходимость в межарабской экономической интеграции становится важнейшим стратегическим национальным интересом каждой из арабских стран. В условиях нарастания экономической взаимозависимости в мировом хозяйстве, возникает острейшая необходимость в поиске партнеров в области экономики, с которыми можно было бы наладить взаимовыгодное сотрудничество. Длительное время глубокие политические и идеологические разногласия в арабском мире не позволяли начать процесс системной экономической интеграции экономики арабских государств. Смягчение этих противоречий, в результате изменения геополитической ситуации в мире, создало не только возможности, но привело к реальной межарабской экономической интеграции.

" Израиль начал осуществлять свой план по использованию арабских вод с середины 60-х гг.

Развязанная им в 1967 г. война имела целью захват арабских водных ресурсов. Была захвачена

река Иордан и Голанские высоты. В тех же целях в 1982 г. Израиль вторгался в Ливан для

обладания рекой Литани.

'См: Ахмед Хадер. Сиясаталь-нидра: аль-миях филь-шарек аль-аусат. 1995,с.85 (на арабском

языке)

У

В диссертационной работе автором указывается на то, что вхождение в мировое капиталистическое разделение труда для каждой страны становится неизбежным, но такой тип вхождения, по мнению автора, не всегда отвечает национальными и стратегическим интересам каждой из арабских стран.

Включение в мировое капиталистическое разделение труда, на наш взгляд, должно осуществляться единым межарабским экономическим комплексом, что позволит, сохранить разумный контроль над арабскими ресурсами и рынком.

Нами были исследованы и рассмотрены Начальные этапы экономического развития арабских стран - автором здесь делается попытка рассмотреть влияние внешних факторов на ход развития экономики арабских стран, начиная с периода Турецкого правления.

Для достижения данной цели нами была проанализирована следующие факторы: Торговый обмен и иностранный капитал. Мы сделали попытку определить их место в разрушении народного хозяйства.

А. Торговый обмен. Известно, что некоторые европейские страны в XIX в. переживали экономический подъем в результате бурного роста промышленного производства. Качество их товаров позволило завоевать рынки иностранных государств. В XVI-XIX вв. европейские страны экспортировали в вилайеты Турции свои товары в результате привилегий, предоставленных им властями Османской империи. Привилегии явились важным средством в борьбе европейских экспортеров с местным товаропроизводителем. Важнейшим фактором режима наибольшего благоприятствования для европейцев в Османской империи являются отмена налогов на переезд из одного вилайета в другой. Такое положение не распространялось на местных товаропроизводителей. Европейцам разрешалось перевозить любые товары.

Благодаря этим привилегиям, европейские страны захватили рынки Османской империи (в том числе рынки арабских вилайетов) путем поставок более дешевых качественных товаров и в достаточном количестве. Однако страны Европы нуждались в ряде сельскохозяйственных товаров, которые они приобретали в арабских вилайетах Османской империи. Поэтому поощрялось производство, например, хлопка, масла, вин, шерсти. Это означало некоторую специализацию народного хозяйства арабских вилайетов. Оно привело к частичному разрушению естественного хода экономического развития арабских вилайетов.

Новая товарная интервенция нанесла непоправимый ущерб развитию местной промышленности. Не устояли перед ней и

14

 

ремесла, в сложном положении оказалось текстильное и другие виды производства.

Б. Иностранный капитал. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что иностранный капитал сыграл известную роль в разрушении естествеиного хода развития арабской экономики. Этот вывод делается на основе исследования роли иностранных инвестиций в развитии арабских вилайетов. Капиталы вкладывались в те отрасли, которые приносили наибольшую прибыль, в результате, возросла площадь сельскохозяйственных угодий для выращивания технических культур в целях удовлетворения потребностей европейских рынков. Это привело к сокращению возделываемых земель для производства продуктов питания в том или ином вилайете. В каждом районе возделывалась одна культура. Это привело к тому, что для удовлетворения насущных местных потребностей стали прибегать к услугам внешних рынков6. Все иностранные инвестиции предоставлялись при условии их вложения в определенные отрасли экономики.

На основе ряда примеров, автор показывает, что османские султаны, (которые определяли общую политику османских вилайетов - среди которых были и арабские вилайеты) не занимали твердой позиции в вопросе защиты национального производства и сохранения финансовой независимости, как поступали европейские государства в начале промышленной революции, с тем, чтобы избежать иностранной конкуренции при развитии национальной промышленности.

Затем автор исследует период, когда колониализм уже непосредственно проник в арабские страны.

Первое, что сделали колониальные державы, действуя по известному принципу " разделяй и властвуй ", это разделили регион на ряд небольших государств, сделали все для углубления раскола и раздробленности.

Автором диссертационной работы подчеркивается, что промышленно-развитые страны не выказывали никакого уважения к культуре коренных жителей. Захваченный англичанами Египет превратился в базу снабжения английской промышленности хлопком. Вся жизнь в стране в период английской оккупации сводилась к производству хлопка-сырца для английской промышленности. В других странах арабского региона сложилась аналогичная обстановка.

' Арабская экономика и Ближний Восток.-Бейрут.-с.38. (на арабском яз.)

И так, по мнению автора, история деформации экономического развития связана, прежде всего, с историей промышленного развития в Европе. Развитые в экономическом отношении страны оказывали давление на другие страны и изменили естественный ход их экономического развития.

После получения независимости арабы предприняли попытку освободиться от деформационных оков и реформировать экономическую структуру. В этой связи в диссертации подробно исследуется специфика влияния внутренних и внешних факторов на этом этапе развития. В числе внутренних факторов подчеркивается большая раздробленность региона, и в этой связи выявляются основные черты разобщенности.

Автор показывает, что на формировании эффективной экономики сказывается отсутствие общего арабского рынка.

Далее, диссертант, анализируя влияния внешних факторов на экономику стран региона, подчеркивает традиционную важность арабского региона с геополитической точки зрения с учетом наличия в нем нефти с одной стороны, и взрывоопасного арабо-израильского конфликта с другой стороны, что часто приводит к сильному вмешательству других стран мира в дела региона. Это делает регион “испытательной лабораторией”, превращая его в место для военных столкновений, где расходуются огромные средства. В качестве примера:

- 29 ноября 1947г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух государств -арабского и еврейского. Арабы высказались против этого решения, ибо оно противоречит праву народов самим решать свою судьбу. Угроза Израиля, поддерживаемого европейскими странами и США, нависла над арабскими странами, это вынудило их закупать оружие для противостояния новой опасности.

- Не прошло 5 лет, как в 1952 г. в Египте победила народная революция, и правительство объявило о национализации Суэцкого канала и желании покончить с эксплуатацией западными странами природных ресурсов Египта, в результате чего, 30 октября 1956 г. Англия, Франция и Израиль совершили Тройственную агрессию против Египта. Целью агрессии было изменить политический и экономический курс египетского режима и возвратить себе прежние привилегии.

- Израильская агрессия 1967 г. явилась одной из форм достижения целей Запада. Израиль захватил большую часть арабских земель (Сектор Газа, Западный берег Реки Иордан,

Голанские высоты). Арабский народ после "поражения" прилагает все усилия для возвращения оккупированных земель.

- Октябрьская война 1973 г. между арабскими странами и Израилем, ирано-иракский конфликт потребовали сотни миллиардов долларов. Затем последовало Иракское вторжение в Кувейт. "Союзники" развязали разрушительную войну по освобождению “ Кувейтской нефти ” в результате чего было ликвидирована арабская военная мощь и промышленность Ирака. Расходы Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и других стран Арабского залива на военные нужды составили сотни миллиардов долларов.

 

В заключении даются следующие выводы:

Причины деформации экономического развития арабских стран заключаются в негативном воздействии специфических внутренних и внешних факторов. Это означает, что внутренняя структура государства и соотношение сил зависят в основном от позиции центров, принимающих решения. В большинстве случаев эти центры находятся за пределами региона. Внешние и внутренние факторы находятся в противоречии.

 

Во втором параграфе "Основные этапы формирования институциональной структуры межарабского сотрудничества"

 

дается характеристика общей направленности интеграционных процессов в арабском мире.

Автор подчеркивает, что тенденция к экономической интеграции, которая проявляется в арабском регионе, является одним из направлений всестороннего сотрудничества. Это тенденция является прогрессивной, поскольку ее цель - ликвидация экономической разобщенности, существующей между отдельными арабскими государствами, налаживание производства на основе межарабского разделения труда специализации, повышении коллективной самообеспеченности, в отстаивании своих интересов в отношениях с индустриально развитыми странами.

К факторам, которые могли бы способствовать интеграционным процессам в арабском мире, можно отнести общий язык, религию, историческое прошлое, культурные традиции, исторические связи, географическое положение, богатые природные ресурсы и т.д. В этом регионе есть то, чего нет во многих других регионах развивающегося мира - финансовые ресурсы стран-нефтеэкспортеров.

Автор указывает на основе анализа разных статистических данных, что расширение хозяйственных связей между арабскими

17

 

государствами, совместное использование ими ресурсов всего арабского мира и региональное размещение производительных сил в рамках региона, наряду с ускорением экономического прогресса, ростом благосостояния народа этих стран может способствовать ослаблению их зависимости от мирового рынка с его неустойчивой конъюнктурой, содействовать росту эффективности контактов арабских стран с экономическими партнерами.

Автор, анализируя процессы межарабского сотрудничества, указывает на то, что арабский народ предпринимал многочисленные попытки по формированию институциональной системы и консолидации. Еще 50 лет назад, Лига, стремясь к укреплению политического, экономического, социального и культурного сотрудничества, с целью достижения всеарабской интеграции, коллективной безопасности, взаимопомощи, политической координации по экономическим, социальным, культурным, образовательным и научным вопросам, были образованны специализированные агентства, типа - арабская организация труда, арабская лига образования, культуры и научных организаций, арабская организация сельскохозяйственного развития и т.п.

А в 1964 г. двенадцатью членами Лиги был создан "Арабский совет экономического единства". Одной из целей этого Совета является, между прочим, инициирование усилий по созданию арабского общего рынка на основе обеспечения свободы передвижения людей и перемещения капитала и товаров, свободы трудового найма и приобретения собственности.

Впоследствии были созданы многие финансовые учреждения для обеспечения средствами проектов развития, а именно: Арабский валютный фонд, Арабский фонд экономического и социального развития и Арабский институт гарантий инвестиций. Далее, и на основе пакта Лиги, были созданы:

1. Совет по сотрудничеству арабских стран Залива (25 мая 1981 г.) он включает: ОАЭ, Бахрейн, Саудовскую Аравию, Оман, Катар и Кувейт.

2. Совет арабского сотрудничества (16 февраля 1989 г.) и включает: Иорданию, Ирак, Египет и Йемен.

 

3. Союз арабского Магриба (17 февраля 1989 г.) и состоит из: Алжира, Марокко, Туниса, Ливии, Мавритании.

В качестве примера, в диссертации проанализировано объедение Сирии и Египта в единое государство - Объединенную Арабскую Республику.

18

В третьем параграфе 'Совместные проекты в экономической интеграции арабских стран и проблемы их реализации" автор показывает, что под экономической интеграцией в институционально-организационной форме понимается организация межгосударственных экономических объединений на основе договора, конвенции и т.п., создание в их рамках соответствующего аппарата, необходимого для разработки и осуществления целей интеграции и поддержания общеэкономического развития.

Диссертант подчеркивает, что формирование самостоятельной региональной политики многих развивающихся стран происходило в тяжелых “пост колониальных” условиях где региональная политика метрополий сводилась, как правило, к одной главной цели: освоению тех регионов, которые сулили максимальную прибыль при минимуме авансированного капитала.

При анализе совместных арабских экономических проектов, указывается, что прошло полвека с тех пор, как арабские страны предприняли первую попытку организовать свое региональное политико-экономическое сотрудничество, создав Лигу арабских государств (ЛАГ). За этот период времени было создано большое число специализированных арабских организаций и учреждений, как официальных, так и общественных.

Автором здесь подчеркивается, что многочисленные организации, возникшие и действующие по своему побуждению среди ремесленников или работников одной профессии, обычно охватывают все арабские страны за исключением одного или максимум двух случаев, когда союз или организация не охватывают всего арабского региона.

Диссертант, исследуя трудности, с которыми сталкивается арабская экономическая интеграция, приходит к выводу, что этот процесс начался со слепого копирования хода интеграционного процесса в Западной Европе. Страны-члены ЕС имели к моменту образования этой организации развитую промышленность, сельское хозяйство и экономическую инфраструктуру. Цель европейской интеграции состояла в устранении ограничений во взаимной торговле, расширении рынка производимой продукции в странах-членах ЕС.

По мнению автора, если исходить из самой концепции интеграции как процесса объединения или сближения национальных экономик, то приходится отметить, что данный процесс в реальности сталкивается со многими трудностями, каждая

19

 

арабская страна проводит собственную экономическую политику. Слабо осуществляется межарабское разделение труда.

Автором подчеркивается, что сама идея экономической консолидации арабского мира в ходе его исторического развития, интерпретировалась в арабских странах по-разному. Арабские государства, отличаются друг от друга по занимаемой территории, численности населения, среднему доходу на душу населения. Богатство характерно для одного из географических районов арабской мира— зоны Арабского залива, а бедность - для периферийных районов: Мавритании, Йемена и Сомали. Государства Арабского залива, "финансируя" развитие многих арабских стран, приобретают важное значение для арабской региональной системы. Это с одной стороны. А с другой такое положение позволило государствам Залива заявить о своей самобытности и попытаться поставить проблемы Залива отдельно от общих проблем арабских стран. И третий аспект - западные страны, и главным образом США, укрепили свои позиции в регионе, поощряя эти устремления стран Залива с целью изоляции его от общих дел в арабском мире.

Автор указывает и на чисто экономические причины. К их числу правомерно, прежде всего, отнести сырьевую направленность производства. Более четверти ВВП арабских государств дает экспорт сырья и топлива.

Подводя итоги, автор подчеркивает, что расширение взаимных экономических связей между арабскими странами может быть достигнуто на базе модернизации экономических структур, перенесении центра тяжести в интеграционных процессах из сферы обращения в сферу производства, и возобновлении межарабского политического диалога, в котором должны участвовать все арабские страны, политические движения и партии без исключения, с целью реализации такой интеграции и солидарности среди арабских государств, которая дала бы арабскому обществу возможность преодоления сложных задач развития, помогла укрепить независимость, обеспечить благосостояние каждого индивидуума, защиту его прав и свобод.

20

В заключении содержатся выводы и обобщения, сделанные в процессе работы над диссертацией.

Основные положение диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Трудность выбора. (Сборник научных трудов) Мировой политический процесс: проблемы и исследования

 

Издательство МГУ, 1996. с. 161 -173

2. Есть ли выбор? Сб. ст. “Нисан” 1997. с.15-29 (на арабском языке).

3. Арабская региональная система. Сб. ст. “аль-Кунайтера” 1998. с.45-70 (“а арабском языке).

4. Общеарабская интеграция, трудности и перспективы. Сб. ст. “Баняс” 1999. с.25-40 (на арабском языке).

В середине XX века получившими независимость арабскими государствами двигало желание играть весомую роль в международных отношениях, стать полюсом силы не только среди развивающихся стран, но и в целом на мировой арене. Оно оформилось в юнионистских стремлениях некоторых арабских лидеров, нашедших свое отражение в идее панарабизма. Создание в марте 1945 г. Лиги арабских государств /ЛАГ/, ставшей крупнейшей межарабской организацией, лишь обозначило общие цели арабского сообщества. Для решения стратегических задач требовалось создание других, более глубинных по целям и задачам интеграционных объединений. В 50-70-е гг. концепция панарабизма была весьма популярна. Пользовавшиеся широкой народной поддержкой, харизматические лидеры ряда арабских стран предпринимали попытку к созданию союзных государств. В разные годы Египет, Сирия, Ливия, Судан, Тунис пытались объединиться на многосторонней или двусторонней основе.

Самым показательным примером стало создание Объединенной Арабской Республики /ОАР/ - союзного государства в составе Египта и Сирии. В начале февраля 1958 года были подписаны документы о создании ОАР, а через несколько дней население двух стран высказалось на плебисците за назначение президента Египта Гамаля Абдель Насера главой нового государства. Главным фактором, способствовавшим объединению Египта и Сирии, были весьма сильные в то время на Ближнем Востоке идеи панарабского национализма. Предполагалось, что ОАР станет ядром будущего единого арабского государства. К объединению Каир и Дамаск подтолкнули как тройственная агрессия против Египта 1956 года, так и давление, которому подвергалась Сирия со стороны соседних Израиля, Ирака и Турции. Однако ОАР было суждено просуществовать лишь до сентября 1961 года, после чего она распалась. Это произошло, прежде всего, из-за неподготовленности столь масштабного политического эксперимента и большой разницы в политических системах двух частей ОАР. Страна на Ниле еще 10 лет - до сентября 1971 года - официально именовалась ОАР, когда на смену этому названию пришло нынешнее - Арабская Республика Египет.

Были и другие попытки объединения арабских стран. В частности, идея создания Федерации Арабских Республик /ФАР/ в составе Ливии, Египта и Судана, основные положения которой были изложены в Бенгазийской декларации от 17 апреля 1971 г. Другой план - слияние Ливии и Туниса в 1974 г. в Арабскую Исламскую Республику /АИР/. Однако, несмотря на поддержку со стороны населения юнионистских устремлений правительств этих стран, данные проекты остался на бумаге.

Середина 70-х годов XX века подвела черту под первым этапом попыток объединения арабских стран. Серьезным ударом по идее создания общеарабского единства стало подписание Египтом сепаратного мира с Израилем в 1979 г. За соглашение с "врагом арабов номер один" Египет почти на десять лет был изгнан из арабского сообщества. Страну пирамид исключили из ЛАГ и ОИК. А столица ЛАГ была переведена из Каира в Тунис. Большинство арабских стран разорвало с Египтом дипломатические отношения. И хотя к концу 80-х гг. президенту Мубараку удалось вернуть страну в число лидеров арабского мира, в еще не построенном здании под названием "арабское единство" появилась серьезная трещина.

Тем не менее, необходимость объединения и интеграции в арабском мире не ослабла. Однако серьезным образом была пересмотрена база этого объединения. От идеологии панарабизма вслух никто открещиваться не стал, однако стало ясно, что более реальной представляется интеграция на основе одинакового видения странами своих долгосрочных политических и экономических целей, их возможностей и ресурсов. Арабские мир к 70-м гг. уже довольно четко разделился на страны с социалистической и капиталистической ориентацией, что, безусловно, исключало консолидацию на одной лишь идее общеарабского объединения. "Локомотив" межарабской интеграции 50-60-х гг. - Египет - при президенте Анваре Садате совершил крутой поворот в сторону Запада, выбрав путь либерализации экономики, и приступил к осуществлению политики "инфитаха" /открытых дверей/. В 1981 году шесть монархий Аравийского полуострова - Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн - объединились в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива /ССАГПЗ/. Это региональное объединение на сегодняшний день является самым успешным в арабском мире. В него входят передовые в экономическом отношении страны, которые благодаря колоссальным запасам нефти и газа развивают экономику, субсидируют большие средства в социальную сферу. Вместе с тем по таким ключевым экономическим показателям как ВВП и доход на душу населения, страны ССАГПЗ весьма существенно оторвались от остальных арабских стран. "Заливные" государства все чаще выступают в роли доноров и спонсоров менее развитых арабских собратьев. Развитие экономических связей между странами-членами ССАГПЗ происходит гораздо интенсивней, чем с другими арабскими странами. С 1985 по 1996 гг. объем внутригрупповой торговли ССАГПЗ возрос в 2 раза. Безусловным ядром ССАГПЗ является Саудовская Аравия, сосредоточившая не только большую часть экономико-ресурсного потенциала среди стран-участниц, но и большой политический вес в арабском мире и за рубежом.

В конце XX - начале XXI все чаще стали говорить о расширении ССАГПЗ, в который со времен могут вступить находящиеся по соседству Ирак и Йемен. Однако очевидно, что для того, чтобы не оказаться на периферии этой организации, этим странам прежде предстоит довольно долгий период преодоления отсталости и выход на показатели, сопоставимые с показателями нынешних членов ССАГПЗ.

Другой пример региональной организации внутри арабского сообщества - Союз Арабского Магриба /САМ/, в который входят Алжир, Мавритания, Марокко, Ливия и Тунис. Он был создан в 1989 г., однако, уже в 1995 г. по требованию официального Рабата деятельность САМ была заморожена. Недееспособность САМ обусловлена во многом проблемой западносахарского урегулирования, где столкнулись интересы Марокко и Алжира. На территории последнего базируется Фронт ПОЛИСАРИО, выступающий за независимость сахарских провинций, которые Рабат считает своими. В 1994 г. Марокко закрыл границу с Алжиром. Понятно, что в условиях политического кризиса между ключевыми участками САМ, эффективность его деятельности весьма и весьма низкая.

Арабский регион, раскинувшийся от Атлантического до Индийского океана, и насчитывающий около 290 млн. жителей, идет к объединению неторопливыми шагами. Примеры ССАГПЗ и САМ, несмотря на противоположные результаты их деятельности, показывают, что сегодня это происходит путем создания региональных организаций внутри арабского сообщества.

По причине затянувшегося на более чем полвека арабо-израильского конфликта, роста социально-экономических проблем в большинстве арабских стран, в последние годы все чаще стали звучать нотки ностальгии по идее панарабизма. К сожалению, знамя арабского единства, поднятое в свое время президентом Египта Гамалем Абдель Насером, после его смерти в 1970 г. никто из арабских лидеров так и не смог перенять. Неудовлетворенность жизнью и разочарование в политике нынешних властей вынуждают новые поколения арабов вставать на путь политического ислама - как формы протеста против социальной несправедливости.

Серьезным испытанием на прочность для арабского сообщества стали два кризиса вокруг Ирака - 1990-91 и 2003 годов. Если в первом случае Ирак, оккупировав Кувейт, был агрессором, и участие некоторых арабских стран в военной антииракской операции было с точки зрения международного права вполне логичным, то в 2003 году ситуация оказалась иной. Бездоказательные обвинения США и их союзников в адрес Ирака и последовавшая вслед за этим военная агрессия дали возможность, проследив реакцию арабских стран, сделать выводы относительно будущего арабского сообщества. Так или иначе, оба этих кризиса поставили под сомнение тезис об единстве арабов, замкнутости их рядов перед лицом прямой угрозы.

Ирак 90-х представлял собой большую пробоину в корпусе общеарабского корабля. Жесткие санкции ООН поставили на грань вымирания эту некогда процветавшую арабскую страну на берегах Тигра и Евфрата. Несмотря на помощь зарубежных государств и международных организаций, гуманитарная и экономическая ситуация в Ираке в 90-е гг. XX - начале XXI века продолжала оставаться весьма и весьма тяжелой. Программа ООН "Нефть в обмен на продовольствие" не удовлетворяла всех потребностей иракцев в продуктах питания и медикаментах.

Саддам Хусейн в течение 90-х гг. наращивал свои вооруженные силы, к началу нового столетия ставшие вновь самыми лучшими и по количественным показателям, и по качеству в арабском мире. Было очевидно, что Соединенные Штаты собираются и впредь использовать "иракский повод" для проявления своей мощи и укрепления в регионе позиций, прежде всего военных. США постоянно держал ситуацию вокруг Ирака в состоянии напряжения, не жалея средств для зачастую искусственного нагнетания обстановки. Операция "Лиса в пустыне", проведенная США в декабре 1998 года подтвердила намерения Вашингтона силовым методом подчинить себе режим одиозного Саддама Хусейна.

И, тем не менее, говоря об отношении к Ираку внутри арабского мира и со стороны ведущих европейских стран, следует сказать, что болезненная рана на теле арабского сообщества под названием Ирак к началу XXI века потихоньку стала затягиваться.

Пожалуй, 2002-й год стал одним из наиболее удачных с точки зрения сближения позиций арабских стран по актуальным вопросам международных отношений в ближневосточном регионе. Арабские страны выступили единым фронтом по проблеме ближневосточного урегулирования, поддержав мирный план принца Саудовской Аравии Абдаллы, который предусматривал нормализацию отношений арабских стран с Израилем в обмен на возвращение территорий, захваченных в 1967 году. К сожалению, Израиль отверг это предложение, за что был подвергнут суровой критике не только арабской общественностью, но и рядом еврейских общин за рубежом.

2002-й год ознаменовал улучшение отношений Ирака как с некоторыми странами Востока, так и Европы. Так, при посредничестве главы ЛАГ Амра Мусы, были сделаны серьезные шаги по примирению Ирака со странами Персидского Залива, которые ухудшились после войны в Персидском Заливе 1990-1991 гг. На прошедшей в ноябре 2002 г. 35-й Международной торгово-промышленной ярмарке в Багдаде участвовало свыше 1200 фирм и компаний из 49 стран, - показатель близкий к тому какой был до войны в Персидском заливе 1990-91-х гг. Форум проходил на фоне обнадеживающей новости о согласии властей Ирака допустить инспекторов ООН по разоружению в страну. На ярмарку съехались фирмы из многих стран Европы /больше всего из Германии и Франции/, что было воспринято как желание представителей Старого Света как можно скорее вернуться на один из самых перспективных рынков Арабского Востока. Весьма важным событием для Ирака стало то, что активное участие на ярмарке приняли фирмы /свыше 40/ из соседней Саудовской Аравии, - страны, с которой у Ирака были прерваны отношения во время войны в Персидском заливе 1990-91 гг.

Активизация деятельности иностранных фирм в Ираке происходила на фоне явного политического потепления в отношениях между Ираком и его ближайшими соседями. В октябре 2002 г. на границе Ирака с Саудовской Аравией после 12-летнего перерыва был открыт таможенный терминал "Арар", ставший важным пунктом для ввоза в Ирак гуманитарных грузов в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие".

В ноябре 2002 г. участники самой продолжительной войны XX века - ирано-иракской войны 1980-1988 гг. - подписали протокол о сотрудничестве - первый после окончания военных действий. Он предусматривал развитие партнерства двух стран в области транспорта и коммуникаций, нефти и энергетики, промышленности и сельского хозяйства, туризма и трудовых ресурсов. Как заявили стороны по итогам встречи "этот поворотный шаг в двусторонних отношениях отвечает интересам народов Ирака и Ирана". К тому моменту наметилось явное сближение между Багдадом и Тегераном на фоне усилившегося давления на Ирак и Иран со стороны США, чей госдепартамент причислил два этих государства к пресловутой "оси зла".

Потепление отношений осуществлялось и на самом сложном участке для внешней политики Багдада - ирако-кувейтском направлении. Ведь именно с оккупации Ираком этого небольшого эмирата на берегу Персидского Залива и началась война в 1990 году, закончившаяся поражением, а затем и международной изоляцией Ирака. В конце октября 2002 г. Ирак вернул Кувейту государственные архивные документы, вывезенные из эмирата во время той самой войны 1990-1991 годов. Эта акция Багдада была призвана снять одну из основных проблем на пути нормализации отношений между двумя странами.

Помогая Багдаду восстанавливать свой международный имидж и налаживать экономические связи, арабские страны исходили из того, что изолированность такого потенциально сильного регионального игрока как Ирак делала планы по объединению арабов не столь убедительными. Надо сказать, что в большинстве арабских столиц не скрывали своего отрицательного отношения к режиму Саддама Хусейна. Личность иракского диктатора не устраивала умеренные арабские режимы, но в тоже время там понимали, что иметь дело придется именно с этими властями. Все же Ирак с его колоссальным экономическим потенциалом /запасы углеводородного сырья, развитая индустриальная и научно-техническая база и др./ рассматривался как необходимый участник интеграционных процессов в арабском регионе. На одном из межарабских совещаний иракский премьер Тарик Азиз предложил создать единое экономическое пространство между четырьмя арабскими государствами - Ираком, Сирией, Ливаном и Иорданией.

После обвинений США в адрес Ирака по поводу наличия у последнего оружия массового поражения, и начала пропагандистской войны перед вторжением, арабские страны выступили против силового метода смены власти в Багдаде, опасаясь того, что военный исход подорвет достижения арабских стран в области строительства межарабских отношений, и весьма негативно скажется на их экономике. Однако, несмотря на многочисленные народные протесты, призывы арабских лидеров найти политическое решение кризиса, американцы и их союзники совершили военную агрессию в Ираке. Агрессия США и их союзников против режима Саддама Хусейна весной 2003 г., выбила Ирак из общеарабских схем и расчетов по созданию единого экономического пространства.

Возвращение Ирака в начале XXI века к тесному сотрудничеству с арабскими странами было болезненно встречено противниками межарабской интеграции. С постепенным ренессансом международного положения Ирака в начале XXI века обозначилась реальная перспектива создания сильной региональной оси Дамаск-Тегеран-Багдад, что, безусловно, не могло не вызвать негативной реакции в Вашингтоне, который желал бы видеть в этих столицах более лояльные ему власти, а не центры арабо-мусульманского возрождения и единства.

Как показали последующие события, именно на эти три государства, которые вполне могли бы стать объединительным ядром на Ближнем и Среднем Востоке, обрушили свой удар Соединенные Штаты. Маятник американской угрозы раскачивается в регионе с угрожающей силой. Оккупировав Ирак, США начали нападки на соседние с Ираком Сирию и Иран, стремясь создать у них под боком очаг напряженности и тем самым оказывать прямое давление на официальные власти.

В своих выступлениях представители американских властей стараются обвинить эти страны, используя любой предлог. Реальная же причина - их отказ от американского видения "нового Ближнего Востока". Речь идет, прежде всего, о Сирии, которая как считают в Вашингтоне, представляет угрозу для ближайшего союзника США - Израиля. Дамаск демонстративно проводит независимый, патриотичный курс, открыто противодействуя американской гегемонии в арабском регионе. Кроме того, власти Сирии проявляют твердость в вопросе о возращении Израилем оккупированных в 1967 г. Голанских высот и поддерживают палестинскую интифаду. Поэтому почти ни у кого не вызвало особого удивления, когда в ноябре 2003 г. сенат США проголосовал за введение широких санкций против Дамаска.

Так или иначе, то, что случилось в Ираке и нынешняя ситуация в регионе Ближнего Востока вызывают серьезные опасения у тех, кто рассчитывал на скорое оформление прочного межарабского союза. Арабские страны весьма болезненно переживают военный исход кризиса вокруг Ирака. Он свидетельствовал о слабости арабского сообщества, о расколе в его рядах и неспособности повлиять на нежелательный для большинства арабских стран ход развития событий в регионе.

Очевидно, что США и Израиль не заинтересованы в создании арабской коалиции, способной проводить единую, независимую политику в регионе. Тесный союз Сирии и Ливана они стремятся представить как навязанное Дамаском военное и политическое присутствие на территории соседнего арабского государства. Во второй половине 2003 г. усилились нападки на Иран, налаживающий с ведущими арабскими странами тесные отношения. Объектом инсинуаций стала ядерная программа Тегерана, которая, по мнению Вашингтона, "угрожает всему миру". Ну а тот факт, что у Израиля имеется свыше 200 ядерных боеголовок, нацеленных практически во все части арабо-мусульманского мира, Соединенными Штатами, разумеется, в расчет не принимается.

Надо сказать, что сначала арабский мир в целом положительно отреагировал на приход в 2001 году к власти в Белом доме республиканцев. Арабы надеялись, что новая администрация отойдет от произраильской позиции, станет нейтральным посредником, будет смотреть на региональный конфликт с точки зрения "права и справедливости". Однако вскоре выяснилось, что администрация Буша-младшего не собирается менять внешнеполитической линии своих предшественников по отношению в ближневосточному региону. США по-прежнему поддерживают еврейское государство и выступают за такое решение арабо-израильского конфликта, какое устроило бы Израиль. Превалирование "ястребиных тенденции" в президентской администрации привело к тому, что на Арабском Востоке взоры американских гегемонистов-неоконсерваторов устремились на Ирак. Госдеп стал с завидной регулярность повторять, что не сомневается в необходимости поддерживать и активизировать режим международных санкций, чтобы Ирак не смог вновь угрожать региону.

США рассматривают Ближний Восток как зону своих жизненно важных интересов, а с другой стороны именно в этом регионе на сегодняшний день наиболее сильны антиамериканские настроения. Доктрина "силовой демократии" Вашингтона, которая, по мнению ее авторов, должна опираться на альянс прозападных арабских правителей, встречает протест большей части населения в арабском мире. За годы арабо-израильского противостояния и постепенного укрепления позиций Соединенных Штатов в регионе среди населения арабских стран накопился большой багаж неприязни к США, который вряд ли уменьшится в обозримом будущем. Вызов, брошенный в адрес ряда арабских стран, общественное мнение в регионе воспринимает как вызов арабо-мусульманской цивилизации, самой исламской концепции, ее системе ценностей. Именно поэтому заигрывание той или иной арабской страны с США получает весьма негативную оценку в тех арабских странах, где политика Вашингтона расценивается как враждебная и губительная для арабо-мусульманского мира.

По окончании войны в Ираке в большинстве арабских столиц все громче стали звучать голоса сомнения относительно эффективности существующих форм межарабского взаимодействия. Стрелы критики были выпущены, в частности, в адрес ЛАГ. Египет, претендующий на лидерство в арабском мире, выступил со своим пакетом предложений по реформированию этой крупнейшей межарабской организации. Было предложено создать в рамках ЛАГ Совет Безопасности. Египетские предложения рассматривают "превентивную дипломатию" в качестве "наиболее предпочтительного средства предотвращения арабо-арабских кризисных ситуаций", а для урегулирования арабо-арабских кризисов и противостояний предлагается создать "арабский трибунал справедливости". В египетском проекте реформирования ЛАГ подтверждается "важность арабской экономической интеграции", которая позволит вывести арабскую систему из кризиса. Проект предусматривает также осуществление совместных экономических проектов, как залог более тесного взаимодействия арабских стран.

Египет, имея в виду и солидный политический вес, и выгодное географическое положение стремится стать крупнейшим центром силы в Арабском мире. Еще одним свидетельством весомой роли Египта стало избрание на пост генерального секретаря ЛАГ министра иностранных дел АРЕ Амра Мусы, произошедшее на 25-м общеарабском саммите в Аммане в марте 2001 г. Он стал пятым египтянином из шести на должности генерального секретаря ЛАГ со времени ее основания в 1945 г.

Приоритетной задачей для арабских стран является создание собственного экономического сообщества. В арабских странах понимают, что лишь создав свой общий рынок можно противостоять вызовам глобализации. Процессы глобализации и интеграции, сопровождаемые снятием всевозможных ограничений и повсеместным взаимопроникновением экономических субъектов, для арабских стран сулят больше проблем, нежели выгод. Неразвитость промышленного сектора, структура экспорта, привязанность к нефтяной и газовой "игле" делают экономики арабских стран менее гибкими перед лицом транснациональных корпораций. Существует реальная опасность установления однополюсного мирового экономического порядка, который приведет к маргинализации Ближнего Востока в случае, если арабы не сплотятся экономически. Об этом все чаще говорят арабские лидеры с трибун саммитов и конференций.

Выступая на заседании Экономического и социального совета Лиги арабских государств /ЛАГ/ в Дамаске в октябре 2000 г., президент Сирии Башар Асад подчеркнул необходимость хозяйственной интеграции членов этой организации. По его мнению, она будет способствовать преодолению последствий процесса глобализации мировой экономики. Учреждение зоны свободной торговли в регионе, свободное перемещение капиталов, товаров и трудовых ресурсов, постепенное унифицирование таможенных тарифов, являются важными шагами на пути осуществления экономической стратегии ЛАГ. Появившийся в конце XX века проект большой зоны свободной торговли охватывает 14 из 22 арабских государств, в которых проживают 180 млн. человек. На сегодняшний день наглядным примером интенсивного развития в арабском регионе может служить экономика ОАЭ. За 2000 г. ОАЭ заключили соглашения о льготном налогообложении и тарифах, поощрении взаимных инвестиций и торговом обмене с Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией и Тунисом.

На современном этапе развитию интеграционных процессов препятствует ряд факторов. Среди основных стоит выделить: различный уровень экономического развития в арабских странах, наличие горячих точек в регионе, дезинтеграционные процессы внутри- и внешнеполитического характера.

Как было сказано в докладе Союза Арабских банков, "спасение арабов в образовании единого экономического организма". Для этого необходима реализация целого комплекса мер, таких как модернизация банковского сектора, универсализация торговых и тарифных законодательств. Также отмечалась настоятельная необходимость консолидации финансовых ресурсов арабских стран перед "глобальным натиском". Согласно данным этой организации, совокупный арабский банковский капитал в 1999 г. достиг 619,7 млрд. долларов.

Для того чтобы Арабский Восток быстро и динамично развивался, имеется все необходимое: богатые природные ресурсы /свыше 60 проц. мировых запасов нефти и 25 проц. - газа/, дешевая рабочая сила и свободные капиталы, которые хотя по большей части и хранятся в зарубежных банках, но могут послужить претворению в жизнь межарабских экономических проектов. Перед правительствами арабских государств стоит задача коренной модернизации и реформирования экономики, банковского сектора, сферы услуг, создания современной инфраструктуры, обновления законодательной базы, что позволит привлечь инвестиции не только из арабских стран, но и из-за его пределов.

Участие одних арабских стран в широкомасштабных проектах на территории другой арабской страны позволяет создать базу для реального взаимодействия арабов на международной арене. Весьма важными с точки зрения развития межарабских экономических связей представляются проекты в области наиболее развитых секторов экономики - в частности, поставок углеводородного сырья, осуществление которых активно ведется и в начале XXI века. В июле 2003 г. был запущен межарабский газопровод, по которому газ из Египта пойдет сначала в Иорданию, Сирию, Ливан, а в дальнейшем предполагается расширить этот проект на Кипр, Турцию и некоторые другие страны Европы. Помимо решения насущных задач в области энергетики, он позволит привлечь в регион солидные иностранные инвестиции. Это самый масштабный межарабский проект за последние годы. На Арабском Востоке нет недостатка в эпитетах в его адрес, но чаще сами арабы называют его "важнейшим проектом межарабского сотрудничества, который значительно повышает экономические возможности арабов и устремлен в будущее".

Как уже было сказано, в недрах земли в арабских странах сосредоточены большие запасы углеводородного сырья, что в условиях роста цен на основные энергоносители, /прежде всего, нефть и газ/ безусловно, служит залогом стабильных поступлений в экономику этих стран. Вместе с тем, основной задачей остается вопрос эффективного распределения доходов от природной ренты. Очевидно, будущее арабской интеграции во многом зависит от того, насколько успешно будут решены ключевые проблемы: бедности, экономической дифференциации внутри самого арабского мира, создание конкурентоспособной промышленности. Мешают и серьезные политические разногласия, как внутреннего характера, так и приносимые извне.

Учитывая то, что в регионе Арабского Востока по-прежнему находятся эпицентры вооруженных конфликтов, значительная часть средств правительствами арабских стран тратится на обеспечение национальной безопасности. Согласно данным Арабского валютного фонда, более четверти всех бюджетных расходов в арабских странах используется на закупку вооружений. Так, в 2000 г. 22 государства - члена Лиги арабских государств на военные цели затратили более 27 проц. всех бюджетных ассигнований - 53 млрд. долларов. В то же время на развитие экономики было затрачено в три раза меньше - 17,7 млрд. долларов. Больше всего в арабском мире тратят на военные нужды страны Персидского залива. С 1995 по 2000 гг. страны Залива затратили на приобретение вооружений 173 млрд. долларов - первое место в мире в этой категории расходов.

Однако накопление арабскими странами различных видов оружия способствует скорее не увеличению их /стран/ роли на мировой арене, а росту напряженности в регионе Ближнего Востока и Северной Африке, где число горячих точек за последние полвека едва ли уменьшилось. С другой стороны, такие действия продиктованы желанием арабских стран не отставать от своих реальных и потенциальных противников в деле военного строительства и обеспечения своей национальной безопасности.

В XXI век Арабский Восток вошел с большим багажом достижений и надеждами на будущее. В его активе - разрыв с колониальным прошлым, создание основ государственности, а для некоторых стран - выбор пути развития, долгосрочной стратегии. По всей видимости, интеграция в арабском мире будет происходить на блоковой основе, что в свою очередь будет обусловлено с одной стороны географическим фактором, а с другой - примерно схожим уровнем развития объединяющихся стран.

Подводя итоги, следует сказать, что Арабский Восток имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать полюсом силы на карте международных отношений. Вопрос лишь в том - насколько быстро арабы смогут договориться между собой и сплотить свои ряды.

* * *

Сведения об авторе:

Первин Мамед-заде, аспирант 1-го года обучения кафедры теории и истории международных отношений РУДН

* * *

Посмотреть все доклады Круглого стола "Новый мировой порядок" чреват мировыми катаклизмами? (По страницам новейшей политической литературы Запада)

Арабские страны ведут работу по созданию Большой Арабской Зоны Свободной Торговли (БАЗСТ), которая завершится в начале 2005 г. В результате возникнет ядро экономического блока, что позволит арабским бизнесменам играть более заметную роль в сферах торговли и инвестиций: в рамках единого рынка, сочетающего ресурсы и возможности.

Генсоюз  ТПСП арабских стран, представляя арабский частный сектор, участвует в процессе создания БАЗСТ с самого начала - 1998 г. Он участвовал в разработке и изучении возникавших при этом проблем путем представления «докладов частного сектора» Экономическому и социальному Совету Лиги Арабских Государств. Ожидается, что БАЗСТ станет главной опорой на пути к созданию общего арабского рынка, что, в свою очередь, позитивно скажется на экономическом развитии арабских стран и на усилении роли частного сектора.

С другой стороны, экономические процессы, происходящие на международной арене в результате глобализации и ставшие объективной реальностью, подтверждают важность открытости арабских государств перед мировой экономикой и, в частности, сотрудничества с Европейским Союзом, поскольку  он   был  и остается важным фактором внешних связей арабских стран, особенно после подписания Барселонского договора, и создания нескольких арабо-европейских компаний. Отсюда следует, что перед арабскими и европейскими странами открыт путь к обмену товарами, услугами и технологиями на основе взаимных интересов, в сфере которых компетентность арабского частного сектора несомненна. Важность всего этого повышается в силу того, что Европейский Союз расширяет свое географическое пространство, включая 25 европейских стран. Должны быть изучены последствия этого и определены наилучшие пути их использования.