ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ДЕНЕГ, КРЕДИТА И ЦЕННЫХ БУМАГ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
Тема 9
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
Выполнила студентка:
Преподаватель:
Мартыненко Н.Н.
Москва 2008
Содержание
Введение 3
1. Понятие валютной системы 4
2. Эволюция мировой валютной системы 9
3. Валютная система РФ 13
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран. Пока национальные деньги остаются в пределах границ страны, в которой они имеют хождение, они остаются национальными денежными единицами. Когда же в силу различных обстоятельств они выходят за национальные границы, то приобретают новое качество – становятся валютой.
Формирование устойчивых отношений по поводу купли-продажи валюты и их юридическое закрепление исторически привели к формированию сначала национальных, а затем и мировой валютных систем. Поэтому валютную систему можно рассматривать с двух сторон: во-первых, она является объективной реальностью, которая возникает с углублением экономических связей между странами; с другой стороны, эта объективная реальность осознается и закрепляется в правовых нормах, институтах, международных соглашениях. Именно в этом смысле можно говорить о создании валютной системы как о целенаправленной деятельности.
1. Понятие валютной системы, её виды и элементы
Валютная система - это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).
Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.
Международные валютные отношения – необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.
Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.
Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.
Основные элементы национальной валютной системы:
· Национальная валюта;
· Национальное регулирование международной валютной ликвидности;
· Режим курса национальной валюты;
· Национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
· Режим национальных рынков валюты и золота;
· Национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (законодательные органы, центральный банк, минфин, минэкономики, таможенный комитет и др.).
Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта – денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки.
По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валютных отношений – мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями.
Основные элементы мировой и региональной валютных систем:
- виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;
- межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
- межгосударственная регламентация режимов валютного курса;
- межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;
- режим мировых рынков валюты и золота;
- международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).
С 20-х гг. ХХ в. в функции мировых денег наряду с золотом стали выполнять национальные валюты Англии и США. Они получили название резервных валют. Под этим термином понимается конвертируемая национальная валюта, выполняющая функции международного платежного и резервного средства.
Вначале главной резервной валютой был фунт стерлингов, но постепенно его позиции начали ослабевать, и стала повышаться роль доллара США. Выполнение той или иной валютой функций международного платежного и резервного средства зависит от позиций, которые занимает страна – эмитент валюты – на международном рынке товаров и капиталов. Изменение этих позиций привело к утрате фунтом стерлингов роли резервной валюты в конце 60-х гг., к относительному снижению роли доллара США и повышению роли немецкой марки и японской йены в 80-90-х гг.
В 70-е гг. МВФ выпустил новый вид международных ликвидных активов – международную денежную единицу СПЗ (специальные права заимствования), или СДР. В рамках Европейской валютной системы, созданной в 1979 г., стала выпускаться международная денежная единица – ЭКЮ (европейская валютная единица).
Международные денежные единицы являются коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют, во-первых, по эмитенте (выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями); а во-вторых, по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах).
Золото выполняет функции функцию международного резервного средства.
Важный элемент валютной системы – регулирование международной валютной ликвидности на национальном и межгосударственном уровне. Под международной валютной ликвидностью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.
Компоненты международной валютной ликвидности:
- официальные золотовалютные резервы (запасы золота и резервных валют, принадлежащих государству);
- счета в СПЗ и ЭКЮ;
- резервная позиция в МВФ.
Резервная позиция в МВФ означает право страны – члена МВФ на автоматическое получение у него безусловных кредитов в иностранной валюте (в пределах 25% от квоты страны в МВФ).
Следующий элемент валютной системы характеризует порядок установления курсовых соотношений между валютами, т.е. режим валютного курса. Различают фиксированный, «плавающий» курсы валют и их варианты, объединяющие в различных комбинациях отдельные элементы фиксированного и «плавающего» курсов. Такая классификация курсовых режимов в целом соответствует принятому в МВФ делению валют на три группы;
- валюты с привязкой (к одной валюте, «валютной корзине» или международной денежной единице);
- валюты с большой гибкостью;
- валюты с ограниченной гибкостью.
При режиме фиксированного валютного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине» («валютная корзина» – метод измерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору («корзине») других валют. Обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации – понижения или ревальвации – повышения).
При фиксированном курсе центральный банк нередко устанавливает различные курсы по отдельным операциям – режим множественности валютных курсов. Например, такой режим действовал в России с ноября 1989 г. по июль 1992 г. Режим фиксированного валютного курса обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой. На современном этапе его применяют в основном развивающиеся страны.
Для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны, характерным является режим «плавающих», или колеблющихся, курсов. При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Режим «плавающего» курса не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.
К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:
режим «скользящей фиксации» - центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;
режим «валютного коридора» – центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режимом «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;
режим «совместного», или «коллективного плавания», валют – курсы валют стран – членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют не входящих в группировку.
Объектом национального и межгосударственного регулирования являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют.
Валютные ограничения – это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями.
Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т.е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.
На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных отношений по текущим операциям. Страны – члены МВФ могут взять на себя обязательство по ст. VIII Устава МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям, либо присоединиться к ст. XIV, допускающей сохранение таких операций на «переходный период», т.е. на период до подписания ст. VIII. Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.
От количества и вида, практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валюты. Валютная конвертируемость (обратимость) – это возможность конверсии (обмена) валюта данной страны на валюты других стран. Различают свободно, или полностью, конвертируемые валюты, частично конвертируемые и неконвертируемые.
Полностью конвертируемые («свободно используемыми» согласно терминологии МВФ) являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов). Таких стран на современном этапе примерно 20, к ним относятся США, ФРГ, Япония, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Гонконг, арабские нефтедобывающие страны.
При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов – внутренней. Наибольшее значение, с точки зрения внутреннего рынка с мировым, имеет конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, т.е. возможность без ограничений осуществлять импорт и экспорт товаров. Большинство промышленно развитых стран перешли к данному типу частичной конвертируемости в середине 60-х гг.
Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и, прежде всего, запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.
2.Эволюция мировой валютной системы
С дальнейшим развитием международных экономических отношений движение валютных и финансовых потоков между государствами все больше и больше влияет на экономику государства. Увеличивающийся мировой платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств предприятий и граждан различных государств, обслуживает национальное воспроизводство и межнациональное перемещение капиталов.
Уровень вхождения государства, в т.ч. и России, в мировую экономику отражается в конвертировании доли национальной валюты государства на иностранные валюты и обратно. Причем в каждом государстве законным платежным средством являются только денежные единицы этого государства.
При обмене результатами производства и услуг между государствами формируются международные валютные отношения – общественные отношения между государствами при совершении интернациональных валютных, расчетных и финансово-кредитных операций.
С дальнейшей эволюцией мировых экономических связей образовалась международная валютная система. Принципы ее формирования зависят от структуры мировой экономики, соотношения потенциала и интересов развитых государств.
С развитием межгосударственной валютной системы изменились ее элементы, виды мировых денег как функция денег (сначала золото, затем резервные валюты, международные валюты):
1. принципы взаимной конвертируемости национальных денежных единиц;
2. условия валютных паритетов и курсов;
3. уровень валютного управления и валютного лимитирования;
4. унификация применения мировых кредитных средств обращения (векселей, чеков) и видом межгосударственных расчетов;
5. установленный перечень межгосударственных платежных средств;
6. правила работы мировых рынков валюты и золота;
7. мировые и национальные кредитные организации.
В своей эволюции международная валютная система имела несколько циклов развития: первая международная валютная система – Парижская, вторая – Генуэзская, третья – Бреттон-вудская и четвертая – Ямайская.
Бреттон-вудская валютная система была сформирована договором 44 стран на финансово-валютной конференции в 1944 г. в городе Бреттон-Вудсе (США). СССР не являлся членом системы.
Главные черты системы:
1) государства — члены системы зафиксировали паритеты национальных денежных единиц по отношению к доллару США, который вместе с золотом стал использоваться основой для утверждения паритетов валют стран — участниц системы. Отклонение валютного курса от официального паритета разрешалось в интервале ±1%, для западноевропейских стран — ±0,75%;
2) эмиссионные банки и государственные валютные учреждения государств — участников системы могли обменять доллары на золото в США по официальной цене — 35 долл. за тройскую унцию золота;
3) в межгосударственном обороте как резервные платежные средства наряду с золотом применялись две резервные денежные единицы — доллар США и английский фунт стерлингов.
МВФ, образованный на базе Бреттон-Вудских договоренностей, выдавал государствам-участникам ссуды в твердых валютах для покрытия дефицитов платежных балансов.
Бреттон-вудская система являлась золотодевизной системой с зафиксированными валютными курсами. США обязались разменивать по первому требованию доллар на золото без лимитов эмиссионным банкам стран — членов системы.
Вместе с тем Бреттон-вудские договоренности не смогли стабилизировать курсы денежных единиц государств-участников. Многие государства осуществляли девальвацию или реже реставрацию национальных денежных единиц.
В рамках Бреттон-вудской валютной системы девальвация отражала официально установленное снижение золотого покрытия национальной валюты и соответственное снижение ее курса к доллару США.
Девальвация — многофакторный феномен в валютной среде. Государства любыми методами избегают ее осуществления: поощряют экспорт и лимитируют импорт товаров, увеличивают официальную процентную ставку эмиссионного банка, занимают у МВФ, вводят в действие золотовалютные запасы, т.к. девальвация отражает слабость денежной единицы государства. Девальвацию национальной денежной единицы государства осуществляют при хронически пассивном платежном балансе, увеличении инфляции, относительном (по сравнению с иными государствами) уменьшении уровня роста или падения ВНП и, главное, когда иные мероприятия оказываются неэффективными. Начинается уход от национальной денежной единицы, бегство из страны «горячих денег» — спекулятивного краткосрочного иностранного капитала, сразу же уходящего из государств с понижающимся курсом национальной денежной единицы.
В то же время девальвация — сильнейший козырь в конкурентной борьбе на международных рынках, стимулирует экспорт товаров из государства, девальвировавшего национальную денежную единицу, т.к. цена товара в инвалюте вследствие девальвации уменьшается при неизменной цене в национальных деньгах, что укрепляет состояние торгового и платежного балансов. В этих целях после второй мировой войны неоднократно осуществляли девальвации своих национальных денег Великобритания и Франция.
В условиях Бреттон-вудских договоренностей ревальвация — официально установленное повышение золотого покрытия национальной валюты и соответствующее увеличение курса денежной единицы государства к доллару США.
Ревальвация используется государствами при хронически активном сальдо платежного баланса.
В послевоенные годы ревальвацию национальных денежных единиц неоднократно осуществляли ФРГ, Япония и Швейцария.
Бреттон-вудская система действовала до 1973 г., а ее ликвидация связана с ухудшением положения доллара США в начале 1970-х гг.,
что было вызвано негативным состоянием торгового и платежного балансов США.
В 1971 г. торговый баланс США впервые за предыдущие 80 лет был сведен с дефицитом 2 млрд долл. США проводили крупные военные затраты за рубежом, помогали ряду развивающихся стран-союзников, экспортировали капитал. В результате дефицит платежного баланса США в 1971 г. составил 30 млрд долл. США применили соответствующие методы: ликвидировали размен доллара на золото для уполномоченных органов других государств, применили дополнительный налог на импорт, уменьшили помощь развивающимся странам. В декабре 1971 г. ив феврале 1973 г. США осуществили две девальвации с увеличением цены золота с 35 до 42,22 долл. за тройскую унцию.
Из-за негативных проблем с долларом США 10 государств (США, Великобритания, Япония, Канада, ФРГ и др.) в марте 1973 г. утвердили документы об использовании плавающих валютных курсов взамен фиксированных паритетов.
Ямайская валютная система (действует и в настоящее время) была образована в январе 1976 г. договором государств-участников МВФ. В договоре отражались базовые положения новой валютной системы, утвержденные затем в апреле 1978 г. в поправке к соглашению об МВФ. Это следующие положения:
1) узаконена детронизация золота — потеря золотом функций денег с ликвидацией официальной цены золота. Однако за золотом оставалось значение чрезвычайных и мировых денег и запасов;
2) золотовалютный стандарт заменен стандартом СДР (специальных прав заимствования) — валютой МВФ, он формально был утвержден базой валютных курсов, но реально не стал ни эталоном стоимости, ни основным платежным и резервным инструментом;
3) вместо фиксированного валютного курса -национальной денежной единицы государства — члены МВФ с 1973 г. могли использовать режим плавающих валютных курсов, который стал употребляться по выбору государства наряду с фиксированным;
4) МВФ приобрел полномочия более твердого контроля над курсами национальных денежных единиц и их определением, а также полномочия стимулировать либерализацию валютных отношений за счет ликвидации валютного лимитирования для достижения упорядочения мировых валютных отношений.
Недостатки Ямайской валютной системы достаточно быстро отразились в несовершенстве плавающих валютных курсов, за чем последовали финансово-валютные кризисы, особенно в последние годы: валютный кризис летом 1997 г. в Юго-Восточной Азии, в августе 1998 г. в России, в январе 1999 г. в Бразилии, в январе 2002 г. в Аргентине. Это потребовало разработки мероприятий по искусственной поддержке валютных курсов, усилению контроля эмиссионных банков над кредитными организациями, улучшению полноты, качества и оперативности финансовой информации.
Потребность координации действий государств в ликвидации негативных явлений позволила по-новому рассмотреть значение МВФ и Международного банка реконструкции и развития в согласовании действий государств в сфере валютных отношений. Была поднята проблема о регулирующей деятельности межнациональных финансово-валютных организаций, результативность которой значительно уменьшилась, что вынудило некоторые государства с кризисными явлениями в экономике подвергнуть реконструкции систему национального валютного управления.
3.Валютная система РФ
В СССР до 1963 года валютный курс определялся на основе золотого паритета, т.е. соотношением между весовым содержанием золота в двух сравниваемых валютах. С 1 января 1961 года золотое содержание рубля было установлено в размере 0,9874 г чистого золота, а золотое содержание доллара - 0,7367 г чистого золота. Поэтому золотой паритет рубля и доллара составлял 0,7461 руб. Валютный курс доллара, исчисленный на основе этого паритета, составлял 74,61 руб. за 100 долл.
С 1973 года США заявили, что в дальнейшем они будут продавать золото по цене свободного рынка. Это означало отмену существовавшей официальной цены золота. Другие страны также перестали фиксировать содержание золота в своих денежных единицах, в результате прекратилось использование золотого паритета как базы валютного курса. Такие изменения вызвали необходимость и в нашей стране устанавливать курс валюты путем учета движения курсов в других государствах. В дальнейшем в СССР курс рубля строго фиксировался государством, и к периоду распада СССР был установлен в очень завышенном размере. Развитие рыночных отношений потребовало изменить механизм установления курса рубля. С 1992 года курс стал устанавливаться по соотношению, складывающемуся на Московской международной валютной бирже (ММВБ).
Обеспечение относительно высокого курса рубля (не ниже 80 рублей за доллар) было одной из важнейших задач радикального реформирования. Для выполнения этой задачи Российское правительство надеялось получить от МВФ 8 млрд. долларов. Однако в условиях растущей инфляции и падения производства решить ее было невозможно даже с помощью этой меры.
Первые шаги в области валютного регулирования были успешны. К середине июня курс поднялся до 112,3 руб./долл. Однако во второй половине 1992 года курс стал снижаться:
За 12 месяцев Центробанк истратил на валютные интервенции более 1 млрд. долларов (37% объема продаж), однако не добился стабилизации курса. К апрелю 1993 года курс составил 740 руб./долл.
Срыв валютного регулирования был тесно связан с общей финансовой политикой государства. Пока удавалось сдерживать эмиссию, предприятия испытывали недостаток в рублях и нередко прибегали к конвертации своих валютных резервов. В этих условиях курс рубля рос и без серьезных валютных вливаний. Если начиналась эмиссия - курс резко падал.
Политика валютного регулирования вступала в противоречие с общим положение национальной экономики, не соответствовала ее интересам. При высоком курсе рубля выгоден импорт качественных и дешевых западных товаров, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности отечественной промышленности, а следовательно, вызывает рост безработицы. Напротив, низкий курс является для национальной экономики протекционистской мерой. Он делает выгодным экспорт сырьевых товаров, что является основным источником валютных поступлений, позволяющих закупать необходимую для модернизации промышленности технику.
Таким образом, искусственное поддержание высокого курса рубля привело к увеличению доли импорта в товарном обороте. К 1994 году доля импортных товаров превысила половину всей товарной массы. Вследствие этого, возросла восприимчивость потребительского рынка России к внешним “валютным шокам” (примером этого является “черный вторник” 11 октября 1994 года, когда курс рубля упал почти втрое). После октябрьских валютных потрясений произошла смена курса: с установки на поощрение снижения валютного курса и стимулирования экспорта на сдерживание падения рубля с целью предотвратить импорт инфляции.
Достижение определенной устойчивости валютного курса рубля обеспечило утверждение с третьего квартала 1995 г. валютного коридора 4300-4900 руб. за 1 долл. США при центральном курсе 4600 руб. за 1 долл.
Положительное значение валютного коридора в тот период проявлялось в сдерживании увеличения цен, стабилизации рубля в целом.
Введение валютного коридора ослабляло спекуляцию на курсе отечественной денежной единицы, сокращало импортируемую инфляцию, т.к. постоянное уменьшение курса — рубля дополнительная причина увеличения инфляции в России.
Устойчивость курса национальной денежной единицы улучшает жизненный уровень граждан, доходы которого в долларовом выражении увеличиваются.
На состояние курса национальной денежной единицы повлиял и отказ государства от выпуска денег в оборот на ликвидацию дефицита государственного бюджета. Уже дефицит госбюджета 1995 г. и последующих лет, как отмечалось ранее, начал покрываться исключительно эмиссией государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.) и ссудами межгосударственных финансовых организаций.
Увеличилось регулирующее значение административных органов на валютном рынке, о чем говорят достаточно частые валютные интервенции Банка России на основных валютных биржах, утверждение инструкций — по валютному экспортному (1994 г.) и по валютному импортному надзору (1996 г.).
С 1 января по 1 июля 1996 г. действовал валютный коридор 4550-5150 руб. за 1 долл. США.
В мае 1996 г. начался новый период функционирования валютного рынка в России. Эмиссионным банком были изменены принципы установления валютного курса — Банк России в 10:00 московского времени каждого рабочего дня сообщал о ежедневных курсах купли-продажи доллара США по своим сделкам на валютных рынках.
С 17 августа 1998 г. валютный рынок России обвалился, курс доллара США к рублю в короткий промежуток времени возрос в три раза, приблизительно с 6 до 18 руб. за 1 долл. США, а к концу года приблизительно до 24 руб. за 1 долл.
Был отменен валютный коридор. Изменено официальное курсообразование — курс устанавливается Центральным банком РФ пять раз в неделю и вводится на следующий день по результатам торгов на ММВБ (проводятся в рабочие дни) без каких-либо обязательств Банка России покупать или продавать инвалюту по этому курсу. Данный курс служит для пересчета валютных средств на балансах банков и хозяйствующих субъектов при проведении расчетов в инвалютных эквивалентах и в других случаях, определенных нормативными актами.
Начиная с 1999 г. валютный рынок был относительно спокоен и характеризовался медленным увеличением курса американской валюты по отношению к российской валюте. Достижению устойчивости национальной денежной единицы отвечает дальнейшее проведение рыночных реформ и развитие в стране рыночной экономики. Однако требуются достижение свободной конвертируемости рубля, постепенная ликвидация валютных ограничений. Это будет определять степень интеграции нашей страны в мировую экономику, усилит международные хозяйственные связи России с зарубежными странами, обеспечит выплату внешнего долга государства в рублях при достижении ими статуса СКВ.
Важным этапом в развитии валютной системы РФ стало принятие Правительством и Банком России в 1996 году международных обязательств по снятию ограничений по текущим операциям платежного баланса в рамках VIII статьи Устава МВФ. Присоединение к VIII статье означает де-юре введение конвертируемости рубля по текущим международным операциям. Из наиболее существенных ограничений по текущим валютным операциям в России сохраняется лишь требование об обязательной репатриации экспортных поступлений и продажи 50% экспортной валютной выручки (в течение 14 дней) на внутреннем валютном рынке. Следует, однако, отметить, что с 1993 года отменена обязательная продажа части экспортной валютной выручки Банку России по официальному курсу, она осуществляется по рыночному курсу. Практически все текущие валютные операции производятся без ограничений как резидентами, так и нерезидентами.
Валютные сделки в России, включая куплю-продажу инвалюты, проводят только уполномоченные кредитные институты с лицензией Банка России на осуществление валютных операций.
Имеют место с последующим увеличением прав три разновидности валютных лицензий: внутренние, расширенные и генеральные.
Для осуществления сделок с золотом также выдается специальная лицензия Банка России.
Валютные ценности могут принадлежать как резидентам, так и нерезидентам.
Операции купли-продажи зарубежных денежных знаков могут проводиться как между уполномоченными кредитными организациями, так и на валютных биржах, функционирующих в порядке, утвержденном Банком России. Купля-продажа зарубежных денежных знаков, минуя уполномоченные кредитные институты, не разрешается.
Основным органом валютного регулирования Российской Федерации является Центральный банк РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами России операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с рублями и ценными бумагами в рублях; устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных операций и выдаёт такие лицензии; устанавливает единые формы учёта, отчётности, документации и статистики валютных операции, в том числе уполномоченными банками.
Валютное регулирование проводит Банк России, который издает нормативные акты о порядке проведения сделок с иностранной валютой и валютными ценностями, принадлежащими резидентам, выдает лицензии на операции в инвалюте, осуществляет валютные интервенции на основных валютных биржах России — ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.
Валютный контроль проводится органами валютного контроля и их агентами.
Органы валютного надзора — Правительство РФ и Банк России.
Агенты валютного контроля — учреждения, которые по законодательству имеют право осуществлять валютный контроль с подотчетностью соответствующему органу валютного надзора. Главный агент валютного надзора — Федеральное агентство Российской Федерации по валютному и экспортному контролю.
Основные направления валютного контроля:
· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ, обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учёта и отчётности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентами в рублях.
Заключение
Валютная система – тот элемент в мировой экономике, малейшие сбои, в работе которого способны сегодня привести к экономическим и политическим потрясениям в развитии всех стран мира. В связи с этим становится понятным выполнение международными валютными организациями функций контроля, а в случае необходимости – помощи, которыми они наделены мировым сообществом.
Валютная система тесно связана с темпами роста производства, развитием торговли и международных связей. Она не только влияет на экономику страны, но и определяет ее “лицо” на мировой арене. Это подтверждает пример августовских потрясений: нестабильность валютной системы отрицательно сказывается на готовности Запада кредитовать российскую экономику, экспортировать капитал в нашу страну и т.д.
Сейчас валютная система России по многим показателям находится на уровне стран “третьего” мира, несовершенны рычаги валютного регулирования, неустойчивы внешние связи. Трудность нынешнего этапа заключается в противоречивости любых мер по стабилизации валютных отношений и трудности прогноза результатов этих мер. Так, повышение курса рубля является стабилизирующей мерой, но эта стабилизация искусственна, требует больших валютных ресурсов и в конечном счете приводит к кризису производства, денежной системы и к стагфляции экономики в целом. Однако и снижение курса влечет за собой немало проблем: резкое увеличение денежной массы, гиперинфляция и т.п. Однако определенная база для преобразований валютной сферы уже создана: система валютного контроля и лицензирования банков, система резервирования валюты, меры по защите национальной валюты, имеются определенные рычаги воздействия на установление курса рубля. Кроме того, в апреле 1992г. Россия вступила в Международный валютный фонд и Международную ассоциацию развития, что влияет на упрощение международных расчетов и процедуры кредитования. Однако криминализация экономики и политика Центробанка, направленная в последнее время не на упрочение рубля, а на увеличение прибыльности собственных валютных спекуляций приводят к тому, что две трети валютных поступлений остается в зарубежных банках.
Таким образом, валютная система страны неотделима от денежно-кредитной системы, производства и системы внешнеэкономических отношений. Поэтому все противоречия нашей экономики сказываются и на валютный отношениях. Валютное регулирование позволит решить лишь некоторые проблемы (расчетно-кредитные операции на международном рынке, отношения с нерезидентами и зарубежными банками и т.д.), но регулирование основных валютных показателей возможно лишь при комплексном реформировании экономики.
Список литературы
1. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие/ С.К.Семенов – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.:ЮНИТИ, 1999.
3. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учебне пособие для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф.Жукова – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Финансы, денежное обращение, кредит / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ, 2001.
5. Булатов А.С. Экономика : Учебное пособие. – М:БЕК, 1997.