№ заказа

№ 1407.4

Вариант, тема

Вопросы 3,14, 24,33

Дисциплина

Экологическое право

Исполнитель

Лещенко Н.А.

                            Оглавление

Вопрос № 3: Соотношение экологического права с другими смежными отраслями. 3

Вопрос №14: Виды юридической ответственности в области охраны окружающей среды. 6

Задача №24: 12

Задача №33: 15

Библиография: 17

Вопрос № 3: Соотношение экологического права с другими смежными отраслями.

Соотношение экологического права с другими смежными отраслями  определяется в первую очередь задачами и предметом правового регулирования различных отраслей рос­сийского права, его связями с правом международным, взаимоза­висимостью тематики научных исследований и общностью ис­пользуемых учеными методов, а также потребностями в строго согласованном распределении блоков информации при препода­вании юридических дисциплин.

В самом общем виде указанное соотношение проявляется по нескольким направлениям. Эколо­гические право, во-первых, способно значительно расширить ба­гаж правовой науки и правовой практики в целом, развивая но­вые подходы и поставляя новую информацию, которая ранее от­сутствовала в научном обороте. Во-вторых, в определенной степени оно создает единую теоретическую базу для более тра­диционных отраслей, регулирующих использование природных ресурсов, т. е. земельного, горного, водного и лесного права, и, более того, определяет стратегию поведения людей в этих сфе­рах. Оставляя пока в стороне вопрос о включении названных от­раслей в экологическое право или об оставлении за ними стату­са самостоятельных, следует сказать, что они нуждаются в раз витии по меньшей мере общих подходов, новых концепций, которые (под влиянием социально-экологических процессов, ухудшения состояния и истощения ресурсов) определяются, ко­нечно, идеологией охраны окружающей среды. Наконец, в-третьих, взаимодействие экологического права с другими науками проявляется во взаимном их обогащении идеями, правовыми кон­струкциями, институтами. Примером может служить разработка проблемы экологических преступлений. Понятно, что она входит одновременно в сферу интересов и науки уголовного права, и науки права экологического. Уголовно-правовое мышление по­зволяет ужесточить, сделать более строгими постулаты и выво­ды, экологическое — не дает замыкаться в узких рамках, расши­ряет понимание сути и проявлений человеческого поведения, за­преты на которое устанавливаются уголовным законом.

    Взаимодействие таких отраслей знания, как экология и криминология  позволяет говорить о существовании предпосылок становления нового направления — эколо­гической криминологии. Их можно выделять исходя из самых разных критериев: социальных потребностей; особенностей орга­низационных структур и форм деятельности правоохранительных и природоохранительных органов; масштабов наносимого экологического ущерба и в (целом общественной опасности противоправного поведения при пользовании окружающей средой; приспособленности законодательства для борьбы с экологической преступностью и правонарушаемостью; развитости научных исследований и т. п. Эти предпосылки можно формулировать и иначе — применительно к разным уровням решения неотлож­ных задач в сфере охраны окружающей среды и борьбы с пре­ступностью в глобальном, межгосударственном, национальном и региональном масштабах. Либо при их поиске можно ориенти­роваться на сферы человеческой деятельности, отрасли хозяйства или области использования природных ресурсов и воздействий на окружающую среду. Наконец, среди них могут быть выделены объективные и субъективные факторы, обладающие различ­ной стимулирующей силой.                                 

В любом случае к числу предпосылок становления экологиче­ской криминологии относятся фиксируемые (объективные) изме­нения состояния окружающей среды, использования природных ресурсов и воздействий на природу, ее компоненты, а также из­менения состояния и структуры преступности, в том числе эколо­гической и коррупционной, конечно, в случае наличия связи между указанными феноменами. Состояние окружающей среды харак­теризуется наличием ряда глобальных (изменение климата, Появление озоновых дыр, гибель тропических лесов — производителей кислорода, повышение уровня вод Мирового океана, сниже­ние биоразнообразия, загрязнение окружающей среды, в том чис­ле космического пространства и атмосферного воздуха.

 Субъективными предпосылками становления экологической криминологии являются: достижение определенного уровня разви­тия научного знания в сферах экологического права и кримино­логии; накопление этими науками некоего объема теоретической и эмпирической информации; осознание специалистами и обществом.(по крайней мере отдельными социальными группами) того обстоятельства, что проблема существует, она представляет собой опасность, она более чем реальна, требует разрешения, а для это-го необходимо использовать весь набор имеющихся в распоряже­нии систем обеспечения экологической безопасности и борьбы с преступностью средств.

Соотношение с философией, экологией, социальной эколо­гией, теорией права, социологией обозначается либо через взаи­мопроникновение идей, перенимание методов исследования, под­крепление выводов и аргументов, либо через систему соотноше­ний используемых терминов, принципов. В любом случае оно очень сложно и отличается многообразием связей. В. В. Петров рассматривал соотношение экологического права с такими отрас­лями знания, как общая экология и производные от нее глобаль­ная экология, экология человека и инженерная экология, впо­следствии приобретающие статус социальной экологии. Социаль­ную экологию он подразделял на экологические экономику, футурологию и урбанистику, а также экологию народонаселения и сюда же относил правовую экологию. А. С. Шестерюк обраща­ет внимание на связь экологического права с социальной фило­софией, теорией эволюции, концепцией биосферы, подчеркивая значение экологического права как синтезирующей науки.

В последнее время особенно продуктивно (как с теоретиче­ской, так и с практической точек зрения) использование мето­дик, теорий экономической науки для решения правовых проб­лем охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования. Такие правовые институты, как экологиче­ское налогообложение, плата за загрязнение, возмещение эколо­гического ущерба и т. п., развиваются на базе данных и экологи­ческого права, и экономической теории.

Вопрос №14: Виды юридической ответственности в области охраны окружающей среды.

            Юридическая ответственность наступает в результате совершение экологического правонарушения.

            Под экологическим правонарушением понимается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

            Действующим законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности:

1. Уголовная ответственность за экологические преступления;

2. Административная ответственность за экологические правонарушения;

3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения;

4. Гражданско- правовая ответственность и возмещение экологического вреда.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Объект экологического преступления - компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования. УК РФ предусматривает следующие составы преступлений:

1. Статья 248 УК РФ - нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

2. Статья 249 УК РФ - нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

3. Статья 257 УК РФ - нарушение правил охраны рыбных запасов. качества природной среды и численности водных животных.

4. Статья 259 УК РФ - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

5. Статья 262 УК РФ - нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

6. Статья 246 УК РФ  - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

7. Статья 247 УК РФ - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

8. Статья 250 УК РФ - загрязнение вод.

9. Статья 251 УК РФ - загрязнение атмосферы.

10. Статья 254 УК РФ - порча земли.

11. Статья 255 УК РФ - нарушение правил охраны и использования недр.

12. Статья 258 УК РФ - незаконная охота.

13. Статья 260 УК РФ - незаконная порубка деревьев и кустарников.

14. Статья 261 УК РФ - уничтожение или повреждение лесов.

Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Понятие экологического преступления сводится к следующему. «Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов»[1] .

Непосредственным объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологического преступления - окружающая среда в целом, ее компоненты, продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона выражается посредством деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий и причиной связи между ними.

Субъективная сторона - как умышленная, так и неосторожная вина.

Кроме уголовной может наступать и административная ответственность.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ, вступившем в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. "Родовым объектом экологических правонарушений выступают общественные отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности.[2] В специальной ст. 23.29 КоАП РФ определяет полномочия органов, осуществляющих государственный экологический контроль по рассмотрению дел об административных правонарушениях; в ст. 23.21 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель; в ст. 23.22 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, осуществляющих государственный геологический контроль, в ст. 23.23 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; в ст. 23.24 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда; в ст. 23.25 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков; в ст. 23.26 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; в ст. 23.27 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов рыбоохраны; в ст. 23.28 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, в ст. 23.31 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов государственного горного и промышленного надзора, а в ст. 28.3 определяет должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

"Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения. Причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки, которые служат разграничением состава административного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК и др.)" (Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Издательство "Экзамен", 2003. С. 242).

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Дисциплинарная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности.

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необхо­димо наличие обязательного условия — осуществления профес­сиональной деятельности, связанной с использованием природ­ных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. При этом к такого рода профессиональной (производственной, научной и иной) деятельности предъявляются специальные тре­бования по соблюдению норм экологического законодательства, нормативов качества окружающей среды, по выполнению планов и мероприятий по охране природы и рациональному использова­нию природных ресурсов. Кроме того, важным условием является выполнение нормативно или в порядке индивидуального право­применения либо по договору определенной (конкретной) трудо­вой функции как части производственной или иной деятельности предприятия (организации) либо функций должностного лица (организационно-хозяйственных, административно-распорядитель­ных). В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ дисцип­линарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее ис­полнение работником по его вине возложенных на него трудо­вых обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности являются, сле­довательно, руководители, должностные лица и работники пред­приятий, организаций, учреждений.

Объект дисциплинарных проступков — это порядок деятель­ности, обязательный для соблюдения указанными в соответству­ющем нормативном или правоприменительном акте лицами (ру­ководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные меропри­ятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции. Объективная сторона представляет собой деяние (действие и очень часто бездействие), состоящее в нару­шении установленных законом и другими нормативно-правовы­ми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руко­водителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения трудовой функции. Субъективная сторона — вина в форме умысла, чаще по неосторожности.

Дисциплинарные взыскания по ст. 192 ТК РФ — это замеча­ние, выговор, увольнение. Но существует оговорка о возможно­сти установления и иных дисциплинарных взысканий в федера­льных законах, уставах и положениях о дисциплине отдельных категорий работников. Предусмотренные в них меры, кроме ука­занных в ТК РФ, заключаются в депремировании, т. е. лишении полностью или частично премий или иных средств поощрения, предупреждении, строгом выговоре, переводе на нижеоплачиваемую работу на определенный срок, понижении в должности. Они налагаются работодателем или вышестоящей в порядке под­чиненности организацией не позднее месячного срока со дня вы­явления дисциплинарного проступка приказом или распоряжени­ем работодателя. Трудовое законодательство подробно регламен­тирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы.

Основания, порядок и условия ответственности за соверше­ние гражданско-правовых экологических деликтов, в том числе причиняемых источником повышенной опасности, регулируются гражданским законодательством РФ (см. ст. 15, гл. 59 и другие нормы ГК РФ) и не обладают специфическими чертами. Важны­ми для экологического права являются понятия экологического вреда и его возмещения, в первую очередь в натуре, а также в денежном выражении, способы определения размера причиненно­го вреда (реальных убытков и упущенной выгоды, морального вреда). Для исчисления размера вреда широко применяются спе­циальные таксы, т. е. условные единицы оценки ущерба с уче­том понесенных затрат.

Российское законодательство содержит исходные положения, позволяющие обеспечить возмещение вреда окружающей среде. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 янва­ря 2002 г. устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использо­ванием природных ресурсов, разрушением естественных экологи­ческих систем и другими экологическими правонарушениями. Возмещение вреда может производиться добровольно либо по ре­шению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержден­ными в установленном порядке таксами и методиками исчисле­ния размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим за­тратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной вы­годы. Суммы ущерба, взысканного по решению суда (арбитражно­го суда), передаются потерпевшей стороне (гражданину, субъекту хозяйственной деятельности)  для  принятия  мер  по восстановлению потерь или в экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. Вред может быть с согласия сторон по судебному решению возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восста­новлению окружающей среды за счет его сил и средств. Субъек­ты хозяйственной деятельности обязаны возместить вред окружа­ющей среде, причиненный источником повышенной опасности.

Задача №24:

Ассоциация плодоовощных хозяйств предъявила в арбитражном суде иск к заводу «Электрокабель», которым просила суд взыскать с ответчика 10 млн. руб. ущерба, причиненного плодоовощному хозяйству в результате выброса в атмосферу вредных веществ сверх установленного лимита.

Ответчик иска не признал, заявив, что согласно статье 20 Закона РФ об охране окружающей природной среды он выплатил в экологический фонд установленные за свернормативные выбросы платежи.

В чем отличие эколого- правовой ответственности от эколого-экономической?

Решение

Основанием эколого-правовой ответственности является наличие в деяние признаков состава экологического проступка, а так же вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правой нормы, устанавливающей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

Применение мер эколого-правовой ответственности  осуществляется в порядке предусмотренном действующем законодательством.

Экономический же механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предусмотренных законом в зависимости от права на использование природного ресурса. Во-вторых, законом предусматривается порядок возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам - имущественная ответственность. В-третьих, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В-четвертых, законом предусмотрено также взимание неналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

·         выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

·         сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

·         загрязнение недр, почв;

·         размещение отходов производства и потребления;

·         загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

·         иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Для привлечения к имущественной ответственности в связи с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Задача №33:

Решением городской администрации с предприятия было взыскано 10 млн. руб. в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в  водоем общего пользования. Предприятие (причинитель вреда) обратилось в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным и о возвращении взысканной суммы на том основании, что предприятие постоянно перечисляет на счет экологического фонда платежи за нормативные и сверхномативные выбросы, сбросы вредных веществ.

Решите дело

Решение

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Правительство РФ установило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия (утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия». Этот Порядок установил и регламентировал вопросы исчисления и уплаты платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Размер платы, порядок ее исчисления и уплаты был конкретизирован в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26 января 1993 г. и зарегистрированных в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. N 190

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

К платному негативному воздействию на окружающую среду относятся:

·                    выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников (в т.ч. от автотранспорта);

·                    сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и водосборные территории (рельеф местности), как организованным, так и неорганизованным стоком (плата за сброс загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком осуществляется при пользовании земельными участками без обустройства их ливневой канализацией, в том числе при пользовании только помещениями в зданиях)

·                    размещение отходов производства и потребления (плату за размещение отходов на полигонах ТБО, санкционированных свалках осуществляет каждое предприятие, т.е. производитель отходов, а не владелец полигонов и свалок, если иное специально не предусмотрено договором).

Таким образом, практически каждое предприятие является плательщиком, поскольку имеет хотя бы один из перечисленных видов негативного воздействия на  окружающую среду.

За все перечисленные выше виды негативного воздействия установлены соответствующие виды платежей. Они могут быть в пределах установленных нормативов (лимитов), если объемы оказываемого негативного воздействия укладываются в объемы, указанные в разрешениях на выброс (сброс) загрязняющих веществ, утвержденных лимитов  на размещение отходов. Если же не укладываются или разрешительные документы не оформлены, вносятся платежи за сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы, сбросы, размещение отходов. При этом ставки платы в 5-25 раз превышают ставки платы, установленные за негативного воздействия в пределах установленных нормативов (лимитов).

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.[3]

Таким образом, арбитражный суд должен отказать в  заявленных исковых требованиях.

Библиография:

  1. УК РФ;
  2. ТК РФ;
  3. КоАП РФ
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  5. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия»
  6. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003;
  7. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

[1] Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 287.

[2] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. М.: Юрайт-М, 2002. С. 48.

[3] П.10  Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия