Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Предмет и функции теории государства и права_____________ 6
1.1. Характеристика предмета теории государства и права__________ 6
1.2. Функции теории государства и права________________________ 8
1.3. Место и функции теории государства и права в системе юридических наук____________________________________________________________ 11
1.4. Функции теории государства и права как науки______________ 18
Глава 2. Методы теории государства и права______________________ 22
2.1. Значение методологии в познании государства и права________ 22
2.2. Общенаучные методы познания государства и права__________ 24
2.3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права 27
2.4. Значение научных определений_____________________________ 29
Заключение____________________________________________________ 31
Список литературы____________________________________________ 33
Введение
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук. «Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина».[1]
На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.
Вместе с тем наше формируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкое использование в проводимых преобразованиях метода "проб и ошибок", бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии и тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием.
Под влиянием отмеченных противоречивых преобразований в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические установки и социальные ориентиры, с другой — разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и текущее законодательство. Все это ставит перед теорией государства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.
Любая теория, т.е. система идей, понятий, суждений приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.
Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.
В данной работе я постараюсь раскрыть такие вопросы, как сторона объективной действительности теории государства и права, онтологическую, гносеологическую, эвристическую, методологическую и другие функции теории государства и права, а также различные методы познания: общенаучные, специальные и частнонаучные методы теории государства и права.
Глава 1. Предмет и функции теории государства и права
1.1. Характеристика предмета теории государства и права
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и научное познание. Наука изучает прежде всего закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.
Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.
Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.[2]
Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение)
Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их понимание. Тем более недопустимо противопоставление государства и права друг другу.
В последние годы в нашей периодической печати и научной литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки принизить роль и значение государства в жизни современного общества, высказывались сомнительные идеи о "малопригодности" самого понятия государства. Однако мировой опыт показывает, что государство — такой социально-политический институт, чье ослабление незамедлительно и негативно влияет на правопорядок, увеличивает разряженность правового пространства.
Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их- возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.[3]
1.2. Функции теории государства и права
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.
Онтологическая функция — первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.
Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными "опорными пунктами", "несущими конструкциями" отраслевых и специальных юридических наук.[4]
Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин "политика" в переводе с греческого — "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.
Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
Идеологическая функция. Идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп; общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.
Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет "заглянуть" в будущее государственности.[5] Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории государства и права.
Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.
1.3. Место и функции теории государства и права в системе юридических наук
Любая наука есть важная область человеческой деятельности, которая имеет своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности и обладает сложной структурой.
Юридическая наука относится к сфере общественных наук, целью которых является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, относящихся к человеческому обществу, протекающих в этом обществе.
Юридическая наука, как относящаяся к общественным - область человеческой деятельности, изучающей государство и право как самостоятельные, но органически взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.
Юридическая наука имеет своей целью:
n получение новых объективных знаний о своем предмете(государстве и праве)
n систематизацию этих знаний
n описание, объяснение и предсказание на основе открываемых ею законов различных государственно-правовых явлений и процессов.
«Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они
изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне.
Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки»1 .
Развитие юридической науки идет сложным путем, переходя от одного уровня знаний к другому.
Все юридические науки можно подразделить на три группы:
1) фундаментальные историко-теоретические;
2) отраслевые;
3) специальные юридические.
В настоящее время действует утвержденная Высшей аттестационной комиссией
страны следующая классификация:
· теория и история государства и права, история политических и правовых учений;
· государственное право и управление, государственное строительство, административное право, финансовоей право;
· гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право;
· хозяйственное право, арбитражный процесс;
· трудовое право, право социального обеспечения;
· сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право;
· уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;
· уголовный процесс и криминалистика;
· международное частное право;
· судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
В данном ключе необходимо рассматривать не государственное право, а науку
государственного права, не гражданское право, а науку гражданского права. Наука есть всегда систематизированное знание о какой-то области жизнедеятельности человеческого общества или об обществе в целом.
«...к общетеоретической части юридической науки относится теория государства и права, которая имеет свой собственный самостоятельный предмет занятий, сферу собственных научных интересов. Этот предмет - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права»1 .
Существуют также и иные классификации юридических наук, которые например, включают в:
· историко-юридический цикл римское и мусульманское право,
· хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовое право) отделяют от
· гражданско-правового цикла (гражданское право, семейное право).
Можно сделать вывод, что никакие детальные подразделения юридических наук не смогут адекватно отразить быстро меняющуюся, динамичную картину современной жизни, для которой характерно не только выделение научных направлений, но и становление отраслей, подотраслей права, комплексных отраслевых образований и в то же время отпадение и самоликвидация других направлений отраслевой юридической науки.
Специализация научного знания, развитие тех или иных процессов вызвали к жизни такие отрасли, как космическое, атомное, компьютерное право.
Неблагополучное положение с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество заняться разработкой экологического, природоохранительного права.
Политическая линия, направленная на развитие рыночных отношений,побуждает заниматься разработкой коммерческого, налогового, биржевого права.
Теория государства и права изучает не какие-либо отдельные общественные законы, относящиеся к отдельным сторонам государства и права, а изучает именно всю систему этих законов, взятых в комплексе и в самом общем виде; изучает закономерности, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов, рассматривает государство и право как целостные социальные институты.
Современному российскому юристу важно знать и понимать перемены, происходящие в нынешнем Российском государстве, эволюцию бывшего Советского государства в новые госуарственные формы. В связи с этим рассмотрение на теоретическом уровне этих перемен, их осмысление также становится предметом отечественной теории государства и права.
Теория государства и права занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства, выступает «своеобразным резервуаром, в который могут «погружаться» или вновь «всплывать» некоторые юридические дисциплины общего или «стыкового» характера»1 .
Теория государства и права не ограничивается опытом, например, одного направления государственно-правовой жизни, а на основании изучения права и государства различных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные черты.
Общая теория права и государства как самостоятельная научная отрасль знания, так как в реальной жизни действуют объективные государственно-правовые закономерности, наиболее их существенные связи и отношения.
Без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, системы и систематики права, нормы права и правоотношения ни одна отрасль юридической науки не сможет эффективно развиваться.
Без фундаментальных понятий о сущности и ее проявлениях, содержании и формах государства, его структуре, социальной роли и назначении невозможно выяснить особенности государств различных исторических типов, различных этапов своего развития, сформулировать задачи и направления формирования основ демократического социального правового государства.
Так, без знания общих вопросов правомерного поведения, правонарушений и юридической ответственности и законности нельзя надеяться на успех в борьбе с преступностью, особенно с ее наиболее сложными и организованными формами.
Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным юридическим дисциплинам нужна для разработки специальных, достаточно узких проблем.
В настоящее время соотношение государства и права рассматривается не с той точки зрения, что право по происхождению, по функциям является порождением государства, его инструментом, а в том ключе, что право и государство органически взаимосвязанные, относительно-самостоятельные социальные институты.
Теория государства рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства.
Теория права изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества.
Так как существуют реальные связи между государством и правом, то в общей теории государства рассматриваются вопросы возникновения и реализации права, а современные знания о государстве - в общей теории права.
Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место и функции в системе юридических наук, изучающих государство и право. Теория государства и права, изучая и определяя основные государственно-правовые явления и процессы, такие, как государство, право, государственная власть, государственный орган, правотворчество, правоприменение, правонарушение, юридическая ответственность, правоспособность, дееспособность , выступает теоретической базой иных юридических наук, дает этим наукам теоретических положений.
С другой стороны, знания о множественных государственно-правовых явлениях и процессах теория государства и права берет из теоретических и эмпирических знаний других юридических наук; то есть происходит процесс взаимодействия теории государства и права и других юридических наук.
Теория государства и права - методологическая основа для других юридических наук.
Особые взаимодействия существуют у теории государства и права и истории государства и права. История государства и права изучает конкретные государственно-правовые явления и процессы, развертывающиеся в пространстве и времени, в разных странах, в разное время.
Теория государства и права есть логическое обобщение конкретно-исторических данных о возникновении, развитии и функционировании государства и права. «Без осмысления конкретно-исторических данных о государстве и праве, в отрыве от них теория государства и права становится умозрительной, схоластической наукой»1 .
Принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права и означает, что государственно-правовые явления и процессы надо изучать в развитии, рассматривать то, как возникают государство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы.
«Теория государства и права - это тот логический уровень знаний, который может существовать только в неразрывной связи с историческим уровнем знаний, обобщая его, очищая от частностей, выделяя и закрепляя основные закономерности государственно-правового развития общества»2 .
Теория государства и права тесно связана и с такими общественными науками, как
· философия,
· социология,
· политическая экономия,
· политология,
· этнография.
Данная связь происходит в методологической сфере научного познания.
Следовательно, использование социологического, сравнительного, формально
логического метода существенно обогащает методологию теории государства и права
Теория государства и права является одним из эффективных способов добывания нового знания государственно-правовой действительности, его накопления и систематизации.
Любая теория несет в себе методологическую нагрузку, тем большую, чем выше уровень теории. Это со всей убедительностью относится к теории права и государства, так как она выступает не как механический итог знаний, накопленных частными науками.
Государственно-правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современной государственной практике, на действующем праве, то общая теория права и государства не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях.
Интеграция данных всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению, а картина государственно-правовой действительности становиться более верной и целостной.
Решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового регулирования получают адекватное, объективно-научное обоснование.
«Рыночная рыночная реформа, новые факторы социального динамизма ставят в повестку дня проблемы, неизвестные ранее юридической науке. Общественная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности академических разарботок. Юридические исследования, выполненные в рамках отраслей прикладного, описательного, эмпирического характера, не в состоянии в полной мере удовлетворить запросы социально-экономического и политического развития, выхода из затянувшегося кризиса, решения национальных, этнических, региональных конфликтов»1 .
Жизнь заставляет юридическую науку все в большей мере обращаться к исследованию возможности удовлетворения этих растущих потребностей.
Теория государства и права включает в себя и мировоззренческие аспекты государственно-правовой реальности.
Мировоззренческий характер науки заставляет юриста выходит из узкого пространства абстрактных категорий в реальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную позицию в решении практических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые или общегосударственные интересы.
1.4. Функции теории государства и права как науки
Развитие науки теории государства и права обуславливается не только стоящими перед ней задачами, но и связано с выполняемыми ею функциями.
Можно выделить следующие функции, характерные для данной науки:
I. Теория государства и права выполняет онтологическую функцию. Так как онтология есть наука о сущем, то изучает познание и объяснение сущности, содержания и форм государства и права, а также иных органично связанных с государством и правом явлений и процессов.
II. С развитием науки связана эвристическая функция. Эвристика - искусство нахождения истин. Теория государства и права обладает системой логических приемов и методических правил исследования, позволяющих ей не только познавать, но и открывать новые закономерности в развитии права и государства, что особенно важно в периоды реформ и социальных революций.
III. Методологическая функция. Метод как способ исследования правовых и государственных явлений, планомерный путь научного познания и установления истины. Понятия и концепции общей теории права и государства выступают опорой для отраслевых и специальных наук.
IV. Политическая функция. Теория права и государства разрабатывает принципы преобразования права, правовых и государственных институтов, выступает фокусом политической борьбы. Политика - искусство управления государством, означает общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Политический курс страны отражается и в правотворческой деятельности, и в действующем законодательстве. Теория государства и права является объективно весьма политизированной общественной наукой, но никак не конъюктурной, приспособленной для тех или иных конкретных целей, областью знаний, хотя попытки приспособить ее под конкретные нужды тех или иных политиков имели место в истории государственности и права.
V. Идеологическая функция. Идеология - понятие, представление.Право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает большую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.
Длительное время отечественная теория государства и права пропагандировала марксистко-ленинское понимание государственно-правовых явлений и процессов, внедряла в общественное созание классовый подход к государству и праву, учитывая роль насилия, принуждения в функционировании государства и права, подчеркивая служебный характер этих социальных институтов в руках господствующего класса. В современной теории государства и права идеологическая функция заключается в следующем: с одной стороны происходит отказ от ограничений и догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой стороны утверждение общедемократических, гуманистических идеалов. Только так возможно достичь нового научного уровня познаний и объяснений государства и права, реализации ее подлинной идеологической функции.
VI. Организаторская или практически-организаторская функция связана с заинтересованностью юриста любого направления в осуществлении на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей. Практически-организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске решений и подходов к массе жгучих проблем, с которыми столкнулись различные народы(государства), и особенно народы бывшего СССР, в последнем десятилетии ХХ века.
VII. Прогностическая функция . Прогносис - предсказание, предвидение на определенных данных. В теории государства и права такими данными для предсказания могут служить открытие теорий закономерности государственно-правового развития, доказанные ею факты, накопленная статистика. Теория определяет тенденции в развитии государственно-правового процесса или отдельных его составляющих, выдвигает соответствующие гипотезы.
«Успешное развитие теоретической науки о праве и государстве предполагает
теснейшую связь всех функций между собой, ибо открытие и прогнозы могут основываться только на практике, а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической функций, которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической функций могут не достичь своих целей»1 .
Глава 2. Методы теории государства и права
2.1. Значение методологии в познании государства и права
Термин "метод" введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями.[6] Сами по себе методы — продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.
Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения — служить научным ориентиром государственно-правовой практике.
Таким образом, методы теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.
Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.
В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изучению государственно-правовых явлений.[7] Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.
Вместе с тем любая теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.
Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвергалась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших "горячих" сторонников. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной справедливости, трудовой морали неистребимы, пока существуют человек и мир.
Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.
Методы теории государства и права, как уже отмечалось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы — как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.[8]
2.2. Общенаучные методы познания государства и права
Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.
На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества.
Философской основой теории государства и права служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).
Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "историческое и логическое", "должное и сущее", "свобода и ответственность" и т. д.[9], помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.
К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться об абстракции "форма государства" к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие "форма государства" начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
Наша наука исследует государство и право не в статике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права.[10] Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода.
На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго — нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право — в нормативную систему общества.
Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и "возмущений" в правовой и государственной системах.
2.3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п.—все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия. К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная .свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.[11]
Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.
В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования состояние законности и правопорядка в стране.
Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.
2.4. Значение научных определений
Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения — это своеобразные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о явлениях, их свойствах и признаках.[12]
Именно в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики, теория государства и права концентрирует накопленные знания. Эти понятия должны быть содержательными научными абстракциями. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.[13]
Научные государственно-правовые определения — это краткое и точное раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.
Краткость научных определений — их достоинство и недостаток одновременно. Поэтому чем сложнее то или иное государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае приобретает характер лишь некоторого средства первоначальной ориентации в предмете, но раскрыть полностью все конкретное данного явления не может. В подобных случаях применяется несколько взаимосвязанных дефиниций, образующих понятийный ряд.
Можно с уверенностью сказать, что арсенал средств, приемов и методов, используемых теорией государства и права, богат и многообразен; ведется постоянный поиск новых исследовательских методов. Нашей науке необходимо не только освободиться, очиститься от мифов, стереотипов прошлого, но и избавиться от подрывающих ее авторитет вредных привычек, сформировавшихся во времена тоталитарного режима (оправдания произвола и беззакония власть имущих, восхваления "вождей", властных структур и проводимой ими политики, беспринципности и т.д.).[14] Что же касается выбора конкретного метода и его приоритетного использования, то они всецело зависят от предмета и задач исследования. Чаще всего необходимы комплексный подход, использование многих методов для всестороннего анализа сложных государственных и правовых явлений.
Заключение
Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая практика, а не идеи и понятия. Причем эта такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, научно-технический прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка — вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.
Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права— от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт в достижении прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.
В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой деятельности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства, и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. "Нет ничего практичнее хорошей теории", — гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг. Наконец, практика служит критерием истинности научного знания.
Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок. Сама жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика теории государства и права дополняется новыми направлениями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.
Список литературы
Абрамов В.К. Методология права и наук. - М., 1999.
Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1995.
Васильев А. М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки категорий права. - М., 1976.
Гальперин Г. Б., Королев А. И. Методологические и теоретические вопросы науки истории государства и права СССР. - Л., 1986.
Гульпе А. Н. К вопросу формирования методологии советской правовой науки // Советское государство и право. - 1991. № 4.
Денисов А. И. Методологические проблемы теории государства и права: Учеб. пособие. - М., 1989.
Денисов А. И. Предмет и метод теории государства и права. Происхождение государства и права: Критика буржуазных теорий. - М., 1954.
Дражина Н. В., Пономаренко Е. В. Правовое освоение действительности в системе юридических категорий. - Тюмень, 1999.
Зиманов С. 3. Место общей теории права в советском правоведении // Советское государство и право. - 1989. № 4.
Историческое и логическое в познании государства и права / Под ред. А. И. Королева. - Л., 1998.
Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965.
Керимов Д. А. Методология права. - М., 1989.
Керимов Д. А. Общая теория государства и права: Предмет. Структура. Функции. - М.,1994.
Керимов Д. А. Основы философии права. - М., 1992.
Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. - М., 1986.
Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. - Л., 1989.
Лукич Р. Методология права. - М., 1981.
Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: Изд-во ПРИОР, 2001.
Недбайло П. Е. Введение в общую теорию государства и права (предмет, система, функции науки). - Киев, 1971.
Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. - М., 1982.
Проблемы методологии и методики правоведения / Под ред. Д. А. Ке-римова и др. - М., 1974.
Сырых В. М. Логические основания общей теории права: В 2 т. Т. 1. Элементный состав. - М., 2000.
Сырых В. М. Метод правовой науки (Основные элементы, структура). - М.,1980.
Тененбаум В. О. Введение в общую теорию государства. - Саратов, 1976.
Теория государства и права. /Под ред. А.Б. Венгерова. - М., 1999.
Теория государства и права. /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1999.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1997.
[1] Теория государства и права. /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – С. 2
[2] Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. – С. 114
[3] Недбайло П. Е. Введение в общую теорию государства и права (предмет, система, функции науки). – С. 268
[4] Васильев А. М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки категорий права. – С. 54
[5] Недбайло П. Е. Введение в общую теорию государства и права (предмет, система, функции науки). – С. 276
1 Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. М: Юрист, 1994. С.6.
1 Теория государства и права: Часть1. Теория государства М: Юрист, 1995. С.8.
1 Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. ... С. 7.
1 Теория государства и права: Часть1. .. С. 11.
2 Там же.
1 Общая теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. ... С. 13.
1 Теория государства и права: Часть1. .. С. 15.
[6] Сырых В. М. Метод правовой науки (Основные элементы, структура). – С. 179
[7] Лукич Р. Методология права. – С. 58
[8] Общая теория права и государства: Учеб. для юридических вузов / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 18.
[9] Васильев А. М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки категорий права. – С. 79
[10] Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965. С. 204
[11] Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965. С. 210
[12] Лукич Р. Методология права. – С. 74
[13] Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. – С. 126
[14] Тененбаум В. О. Введение в общую теорию государства. – С. 237