П.Н.Мамед-заде
К вопросу о необходимости консолидации сил и проведения реформ на Арабском Востоке
В середине XX века получившими независимость арабскими государствами двигало желание играть весомую роль в международных отношениях, стать полюсом силы не только среди развивающихся стран, но и в целом на мировой арене. Оно оформилось в юнионистских стремлениях некоторых арабских лидеров, нашедших свое отражение в идее панарабизма. Создание в марте 1945 г. Лиги арабских государств /ЛАГ/, ставшей крупнейшей межарабской организацией, лишь обозначило общие цели арабского сообщества. Для решения стратегических задач требовалось создание других, более глубинных по целям и задачам интеграционных объединений. В 50-70-е гг. концепция панарабизма была весьма популярна. Пользовавшиеся широкой народной поддержкой, харизматические лидеры ряда арабских стран предпринимали попытку к созданию союзных государств. В разные годы Египет, Сирия, Ливия, Судан, Тунис пытались объединиться на многосторонней или двусторонней основе.
Самым показательным примером стало создание Объединенной Арабской Республики /ОАР/ – союзного государства в составе Египта и Сирии. В начале февраля 1958 года были подписаны документы о создании ОАР, а через несколько дней население двух стран высказалось на плебисците за назначение президента Египта Гамаля Абдель Насера главой нового государства. Главным фактором, способствовавшим объединению Египта и Сирии, были весьма сильные в то время на Ближнем Востоке идеи панарабского национализма. Предполагалось, что ОАР станет ядром будущего единого арабского государства. К объединению Каир и Дамаск подтолкнули как тройственная агрессия против Египта 1956 года, так и давление, которому подвергалась Сирия со стороны соседних Израиля, Ирака и Турции.
Однако ОАР было суждено просуществовать лишь до сентября 1961 года, после чего она распалась. Это произошло, прежде всего, из-за неподготовленности столь масштабного политического эксперимента и большой разницы в политических системах двух частей ОАР. Страна на Ниле еще 10 лет – до сентября 1971 года – официально именовалась ОАР, когда на смену этому названию пришло нынешнее – Арабская Республика Египет.
Были и другие попытки объединения арабских стран. В частности, идея создания Федерации Арабских Республик /ФАР/ в составе Ливии, Египта и Судана, основные положения которой были изложены в Бенгазийской декларации от 17 апреля 1971 г. Другой план – слияние Ливии и Туниса в 1974 г. в Арабскую Исламскую Республику /АИР/. Однако, несмотря на поддержку со стороны населения юнионистских устремлений правительств этих стран, данные проекты остался на бумаге.
Середина 70-х годов XX века подвела черту под первым этапом попыток объединения арабских стран на основе панарабской доктрины. Серьезным ударом по идее создания общеарабского единства стало подписание Египтом сепаратного мира с Израилем в 1979 г. За соглашение с «врагом арабов номер один» Египет почти на десять лет был изгнан из арабского сообщества. Страну пирамид исключили из ЛАГ и ОИК. А столица Лиги арабских государств была переведена из Каира в Тунис. Большинство арабских стран разорвало с Египтом дипломатические отношения. И хотя к концу 80-х гг. президенту Мубараку удалось вернуть страну в число лидеров арабского мира, в еще не построенном здании под названием «арабское единство» появилась серьезная трещина.
Тем не менее, необходимость объединения и интеграции в арабском мире не ослабла. Однако серьезным образом была пересмотрена база этого объединения. От идеологии панарабизма вслух никто открещиваться не стал, однако стало ясно, что более реальной представляется интеграция на основе одинакового видения странами своих долгосрочных политических и экономических целей, их возможностей и ресурсов. Арабские мир к 70-м гг. уже довольно четко разделился на страны с социалистической и капиталистической ориентацией, что, безусловно, исключало консолидацию на одной лишь идее общеарабского объединения. «Локомотив» межарабской интеграции 50-60-х гг. – Египет – при президенте Анваре Садате совершил крутой поворот в сторону Запада, выбрав путь либерализации экономики, и приступил к осуществлению политики «инфитаха» /открытых дверей/.
В 1981 году шесть монархий Аравийского полуострова – Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Катар и Бахрейн – объединились в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива /ССАГПЗ/. Это региональное объединение на сегодняшний день является самым успешным в арабском мире. В него входят передовые в экономическом отношении страны, которые благодаря колоссальным запасам нефти и газа развивают экономику, субсидируют большие средства в социальную сферу. Вместе с тем по таким ключевым экономическим показателям как ВВП и доход на душу населения, страны ССАГПЗ весьма существенно оторвались от остальных арабских стран. «Заливные» государства все чаще выступают в роли доноров и спонсоров менее развитых арабских собратьев.
Но все же развитие экономических связей между странами-членами ССАГПЗ происходит гораздо интенсивней, чем с другими арабскими странами. Так, с 1985 по 1996 гг. объем внутригрупповой торговли ССАГПЗ возрос в 2 раза. Безусловным ядром ССАГПЗ является Саудовская Аравия, сосредоточившая не только большую часть экономико-ресурсного потенциала среди стран-участниц, но и большой политический вес в арабском мире и за рубежом. В политическом плане взгляды стран-участниц ССАГПЗ и остальных арабских стран нередко расходятся. Так, некоторые «заливные государства» в целом сдержанно отнеслись к силовой акции США и их союзников в Ираке весной 2003 г., в то время как большинство официальных властей в других арабских столицах яростно осудили этот шаг как «незаконную агрессию Вашингтона».
В конце XX – начале XXI вв. все чаще стали говорить о расширении ССАГПЗ, в который со времен могут вступить находящиеся по соседству Ирак и Йемен. Однако очевидно, что для того, чтобы не оказаться на периферии этой организации, этим странам прежде предстоит довольно долгий период преодоления отсталости и выход на показатели, сопоставимые с показателями нынешних членов ССАГПЗ.
Другой пример региональной организации внутри арабского сообщества – Союз Арабского Магриба /САМ/, в который входят Алжир, Мавритания, Марокко, Ливия и Тунис. Он был создан в 1989 г., однако, уже в 1995 г. по требованию официального Рабата деятельность САМ была заморожена. Недееспособность САМ обусловлена во многом проблемой западносахарского урегулирования, где столкнулись интересы Марокко и Алжира. На территории последнего базируется Фронт ПОЛИСАРИО, выступающий за независимость сахарских провинций, которые Рабат считает своими. В 1994 г. Марокко закрыл границу с Алжиром. Понятно, что в условиях политического кризиса между ключевыми участниками САМ, эффективность его деятельности весьма и весьма низкая.
Арабский регион, раскинувшийся от Атлантического до Индийского океана, и насчитывающий около 290 млн. жителей, идет к объединению неторопливыми шагами. Примеры ССАГПЗ и САМ, несмотря на противоположные результаты их деятельности, показывают, что сегодня это происходит путем создания региональных организаций внутри арабского сообщества.
По причине затянувшегося на более чем полвека арабо-израильского конфликта, роста социально-экономических проблем в большинстве арабских стран, в последние годы все чаще стали звучать нотки ностальгии по идее панарабизма. К сожалению, идеи арабского единства, реализуемые в свое время президентом Египта Гамалем Абдель Насером, после его смерти в 1970 г. никто из арабских лидеров так и не смог в полной мере перенять. Неудовлетворенность жизнью и разочарование в политике нынешних властей вынуждают новые поколения арабов вставать на путь политического ислама – как формы протеста против социальной несправедливости.
Серьезным испытанием на прочность для арабского сообщества стали два кризиса вокруг Ирака – 1990-91 и 2003 годов. Если в первом случае Ирак, оккупировав Кувейт, был агрессором, и участие некоторых арабских стран в военной антииракской операции было с точки зрения международного права вполне логичным, то в 2003 году ситуация оказалась иной. Бездоказательные обвинения США и их союзников в адрес Ирака и последовавшая вслед за этим военная агрессия дали возможность, проследив реакцию арабских стран, сделать выводы относительно будущего арабского сообщества. Так или иначе, оба этих кризиса поставили под сомнение тезис об единстве арабов перед лицом прямой угрозы.
Возвращение Ирака в начале XXI века к тесному сотрудничеству с арабскими странами было болезненно встречено противниками межарабской интеграции. С постепенным ренессансом международного положения Ирака в начале XXI века обозначилась реальная перспектива создания сильной региональной оси Дамаск-Тегеран-Багдад, что, безусловно, не могло не вызвать негативной реакции в Вашингтоне, который желал бы видеть в этих столицах более лояльные ему власти, а не центры арабо-мусульманского возрождения и единства.
Как показали последующие события, именно на эти три государства, которые вполне могли бы стать объединительным ядром на Ближнем и Среднем Востоке, обрушили свой удар Соединенные Штаты. Маятник американской угрозы раскачивается в регионе с угрожающей силой. Оккупировав Ирак, США начали нападки на соседние с Ираком Сирию и Иран, стремясь создать у них под боком очаг напряженности и тем самым оказывать прямое давление на официальные власти.
В своих выступлениях представители американских властей стараются обвинить эти страны, используя любой предлог. Реальная же причина – их отказ от американского видения «нового Ближнего Востока». Речь идет, прежде всего, о Сирии, которая как считают в Вашингтоне, представляет угрозу для ближайшего союзника США – Израиля. Дамаск демонстративно проводит независимый, патриотичный курс, открыто противодействуя американской гегемонии в арабском регионе. Кроме того, власти Сирии проявляют твердость в вопросе о возращении Израилем оккупированных в 1967 г. Голанских высот и поддерживают палестинскую интифаду. Поэтому почти ни у кого не вызвало особого удивления, когда в ноябре 2003 г. сенат США проголосовал за введение широких санкций против Дамаска.
Так или иначе, то, что случилось в Ираке и нынешняя ситуация в регионе Ближнего Востока вызывают серьезные опасения у тех, кто рассчитывал на скорое оформление прочного межарабского союза. Арабские страны весьма болезненно переживают военный исход кризиса вокруг Ирака. Он свидетельствовал о слабости арабского сообщества, о расколе в его рядах и неспособности повлиять на нежелательный для большинства арабских стран ход развития событий в регионе.
Очевидно, что США и Израиль не заинтересованы в создании арабской коалиции, способной проводить единую, независимую политику в регионе. Тесный союз Сирии и Ливана они стремятся представить как навязанное Дамаском военное и политическое присутствие на территории соседнего арабского государства. Во второй половине 2003 г. усилились нападки на Иран, налаживающий с ведущими арабскими странами тесные отношения. Объектом инсинуаций стала ядерная программа Тегерана, которая, по мнению Вашингтона, «угрожает всему миру». Ну а тот факт, что у Израиля имеется, по меньшей мере, 200 ядерных боеголовок, представляющих потенциальную угрозу всему арабо-мусульманскому миру, Соединенными Штатами, разумеется, в расчет не принимается.
Надо сказать, что сначала арабский мир в целом положительно отреагировал на приход в 2001 году к власти в Белом доме республиканцев. Арабы надеялись, что новая администрация отойдет от произраильской позиции, станет нейтральным посредником, будет смотреть на региональный конфликт с точки зрения «права и справедливости». Следует отметить, что в первые месяцы пребывания у власти республиканцы уделяли ближневосточным делам гораздо меньше внимания, чем их предшественники – демократы. При Клинтоне Вашингтон взял на себя роль основного посредника в палестино-израильских переговорах, потеснив на этом направлении и Россию, и Европу.
Поворотным моментом, приведшим к кардинальной перемене политики США в этом регионе, стали события 11 сентября 2001 г. В результате Ближний Восток вновь занял одно из ключевых мест во внешней политике США. В отношении к ближневосточному конфликту США поддержали силовую политику еврейского государства и выступают за такое решение арабо-израильского конфликта, какое устроило бы Израиль. Одновременно с этим в США происходил заметный рост антиисламских настроений, усиливавшийся информационной атакой властей и СМИ США, называвших Ближний Восток регионом, откуда исходит угроза безопасности Соединенных Штатов. Увы, данный процесс в США продолжается и по сей день.
Вскоре после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне появилась так называемая «доктрина Буша», основной смысл которой заключался в том, что отныне США оставляют за собой право наносить упреждающие удары по любым целям, представляющим потенциальную угрозу США. Таким образом, власти США, используя последствия шока от терактов 11 сентября у себя в стране и за рубежом, выдали сами себе карт-бланш на силовые акции практически в любой точке земного шара.
Превалирование «ястребиных» тенденций в президентской администрации привело к тому, что на Арабском Востоке взоры американских гегемонистов-неоконсерваторов устремились на Ирак. Госдепартамент США стал с завидной регулярность повторять, что не сомневается в необходимости поддерживать и активизировать режим международных санкций, чтобы Ирак не смог вновь угрожать региону. Атмосфера вокруг Ирака нагнеталась, несмотря на то, что Вашингтон так и не сумел представить международному сообществу убедительных доказательств ни о наличии у Ирака оружия массового уничтожения, ни о связях режима Саддама Хусейна с международными террористами. В ходе подготовки к вторжению в Ирак, США стремились всячески усилить негативный образ правящего режима в Багдаде, припоминая диктаторский стиль управления страной, оккупацию Ираком Кувейта в 1990 году, и представляя будущую военную акцию как «завершение незаконченного дела».
Применение военной силы Вашингтоном в отношении режима в Багдаде продемонстрировало не только и не столько игнорирование в очередной раз США международного права, сколько слабость арабского сообщества стран перед лицом реальной угрозы, подтвердившей горький тезис многих наблюдателей о том, что на сегодняшний день «арабского единства нет». На саммите ЛАГ весной 2003 г. арабским странам так и не удалось выработать реальный механизм коллективных действий для предотвращения американского вторжения в Ирак.
США рассматривают Ближний Восток как зону своих жизненно важных интересов, а с другой стороны именно в этом регионе на сегодняшний день наиболее сильны антиамериканские настроения. Доктрина «силовой демократии» Вашингтона, которая, по мнению ее авторов, должна опираться на альянс прозападных арабских правителей, встречает протест большей части населения в арабском мире. За годы арабо-израильского противостояния и постепенного укрепления позиций Соединенных Штатов в регионе среди населения арабских стран накопился большой багаж неприязни к США, который вряд ли уменьшится в обозримом будущем. Вызов, брошенный в адрес ряда арабских стран, общественное мнение в регионе воспринимает как вызов арабо-мусульманской цивилизации, самой исламской концепции, ее системе ценностей. Именно поэтому заигрывание той или иной арабской страны с США получает весьма негативную оценку среди населения в тех государствах, поскольку данная политика Вашингтона расценивается как враждебная и губительная для арабо-мусульманского мира.
По окончании войны в Ираке в большинстве арабских столиц все громче стали звучать голоса сомнения относительно эффективности существующих форм межарабского взаимодействия. Стрелы критики были выпущены, в частности, в адрес ЛАГ. Египет, претендующий на лидерство в арабском мире, в июле 2003 г. выступил со своим пакетом предложений по реформированию этой крупнейшей межарабской организации и всей системы межарабских отношений в целом. В частности, Каир предложил создать в рамках ЛАГ Совет Безопасности. Египет призвал к использованию «превентивной дипломатии» как «наиболее предпочтительного средства предотвращения межарабских кризисных ситуаций». Кроме того, египетская инициатива предлагает создать «арабский трибунал справедливости». В египетском проекте реформирования ЛАГ подтверждается «важность арабской экономической интеграции», которая позволит вывести арабскую систему из кризиса. Проект предусматривает также осуществление совместных экономических проектов, как залог более тесного взаимодействия арабских стран. Основным лейтмотивом египетской инициативы является усиление роли ЛАГ.
Приоритетной задачей для арабских стран является создание собственного экономического сообщества. В арабских странах понимают, что лишь создав свой общий рынок можно противостоять вызовам глобализации. Процессы глобализации и интеграции, сопровождаемые снятием всевозможных ограничений и повсеместным взаимопроникновением экономических субъектов, для арабских стран сулят больше проблем, нежели выгод. Неразвитость промышленного сектора, недифференцированная структура экспорта, привязанность к нефтяной и газовой «игле» делают экономики арабских стран менее устойчивыми и менее гибкими перед лицом транснациональных корпораций. Существует реальная опасность установления однополюсного мирового экономического порядка, который приведет к маргинализации Ближнего Востока в случае, если арабы не сплотятся экономически. На современном этапе развитию интеграционных процессов препятствует ряд факторов. Среди основных стоит выделить: различный уровень экономического развития в арабских странах, наличие горячих точек в регионе, дезинтеграционные факторы внутри- и внешнеполитического характера. Об этом все чаще говорят арабские лидеры с трибун саммитов и конференций. Кроме того, есть ярковыраженный внешний фактор – давление со стороны США, которые не хотят создания на Арабском Востоке сильного регионального блока, способного вести независимую политику.
Выступая на заседании Экономического и социального совета Лиги арабских государств /ЛАГ/ в Дамаске в октябре 2000 г., президент Сирии Башар Асад подчеркнул необходимость хозяйственной интеграции членов этой организации. По его мнению, она будет способствовать преодолению последствий процесса глобализации мировой экономики. Учреждение зоны свободной торговли в регионе, свободное перемещение капиталов, товаров и трудовых ресурсов, постепенное унифицирование таможенных тарифов, являются важными шагами на пути осуществления экономической стратегии ЛАГ. Появившийся в конце XX века проект большой зоны свободной торговли охватывает 14 из 22 арабских государств, в которых проживают 180 млн. человек. На сегодняшний день наглядным примером интенсивного развития в арабском регионе может служить экономика ОАЭ. За 2000 г. ОАЭ заключили соглашения о льготном налогообложении и тарифах, поощрении взаимных инвестиций и торговом обмене с Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией и Тунисом.
Как было сказано в докладе Союза Арабских банков, «спасение арабов – в образовании единого экономического организма». Для этого необходима реализация целого комплекса мер, таких как модернизация банковского сектора, универсализация торговых и тарифных законодательств. Также отмечалась настоятельная необходимость консолидации финансовых ресурсов арабских стран перед «глобальным натиском». Согласно данным этой организации, совокупный арабский банковский капитал в 1999 г. достиг 619,7 млрд. долларов.
Для того чтобы Арабский Восток быстро и динамично развивался, имеется все необходимое: богатые природные ресурсы /свыше 60 проц. мировых запасов нефти и 25 проц. – газа/, дешевая рабочая сила и свободные капиталы, которые хотя по большей части и хранятся в зарубежных банках, но могут послужить претворению в жизнь межарабских экономических проектов. Перед правительствами арабских государств стоит задача коренной модернизации и реформирования экономики, банковского сектора, сферы услуг, создания современной инфраструктуры, обновления законодательной базы, что позволит привлечь инвестиции не только из арабских стран, но и из-за его пределов.
Участие одних арабских стран в широкомасштабных проектах на территории другой арабской страны позволяет создать базу для реального взаимодействия на международной арене. Весьма важными с точки зрения развития межарабских экономических связей представляются проекты в области наиболее развитых секторов экономики – в частности, поставок углеводородного сырья, осуществление которых активно ведется и в начале XXI века. В июле 2003 г. был запущен межарабский газопровод, по которому газ из Египта пойдет сначала в Иорданию, Сирию, Ливан, а в дальнейшем предполагается расширить этот проект на Кипр, Турцию и некоторые другие страны Европы. Помимо решения насущных задач в области энергетики, он позволит привлечь в регион солидные иностранные инвестиции. Это самый масштабный межарабский проект за последние годы. На Арабском Востоке нет недостатка в эпитетах в его адрес, но чаще сами арабы называют его «важнейшим проектом межарабского сотрудничества, который значительно повышает экономические возможности арабов и устремлен в будущее».
Как уже было сказано, в недрах земли в арабских странах сосредоточены большие запасы углеводородного сырья, что в условиях роста цен на основные энергоносители, /прежде всего, нефть и газ/ безусловно, служит залогом стабильных поступлений в экономику этих стран. Вместе с тем, основной задачей остается вопрос эффективного распределения доходов от природной ренты. Очевидно, будущее арабской интеграции во многом зависит от того, насколько успешно будут решены ключевые проблемы: бедности, экономической дифференциации внутри самого арабского мира, создание конкурентоспособной промышленности. Мешают и серьезные политические разногласия, как внутреннего характера, так и приносимые извне.
В XXI век Арабский Восток вошел с большим багажом достижений и надеждами на будущее. В его активе – разрыв с колониальным прошлым, создание основ государственности, а для некоторых стран – выбор пути развития, долгосрочной стратегии. По всей видимости, интеграция в арабском мире будет происходить на блоковой основе, что в свою очередь будет обусловлено с одной стороны географическим фактором, а с другой – примерно схожим уровнем развития объединяющихся стран.
Подводя итоги, следует сказать, что Арабский Восток имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать полюсом силы на карте международных отношений. Вопрос лишь в том – насколько быстро арабы смогут договориться между собой и сплотить свои ряды.