Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ......................................................... 5

1.1. Финансово-экономическое содержание прибыльности и рентабельности      5

1.3. Методика проведения анализа показателей прибыльности и рентабельности........................................................................................................................ 10

2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 20

2.1. Расчет основных финансовых показателей........................................... 20

2.2. Анализ прибыльности и рентабельности.............................................. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 32

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Это обосновывает необходимостью и актуальностью данной работы, т.к. оценка финансового состояния предприятия является важным информационным источником для принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия. Все это в конечном итоге связано с оценкой использования ресурсов предприятия.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.

Компания JFC – один из лидирующих российских импортеров фруктов и овощей. Треть всех бананов и четверть остальных фруктов (апельсинов, яблок, груш), которые продаются в России, завезены в страну компанией JFC.

Около 80% фруктов, официально ввозимых в Россию, поступает через петербургский порт (остальные 20% приходятся на порт в Новороссийске). Это связано с достаточно высокой мощностью порта второй столицы и его относительно развитой технологической базой, а также с тем, что Петербург расположен ближе Новороссийска к основным российским рынкам сбыта.

Объект исследования – "JFC- Урал"

Предмет исследования – финансовое состояние предприятия.

Цель работы: провести анализ прибыльности и рентабельности на примере "JFC- Урал".

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач.

1. определить сущность понятия прибыль и рентабельность;

2. описать показатели рентабельности: рентабельность производства и рентабельность продукции, рентабельность собственного капитала;

3. провести анализ прибыльности и рентабельности на примере "JFC- Урал".

В работе использовались документы финансовой отчетности "JFC- Урал": форма №1 и форма №2, а также учебные пособия и монографии.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Финансово-экономическое содержание прибыльности и рентабельности

Важное место в теории экономического анализа занимает анализ прибыльности и рентабельности.

Прибыль и рентабельность – важнейшие показатели эффективности производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятий, а с другой – источник доходов государственного и местного бюджетов.

В практике экономического анализа считается, что если предприятие получает прибыль, то оно считается рентабельным. Рентабельность характеризует прибыль, полученную с 1 руб. средств, вложенных в финансовые операции либо в другие предприятия[1]. На предприятиях используется система показателей рентабельности.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Показатели прибыльности и рентабельности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции.

Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние – это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д.

Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа – выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов[2].

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия финансово-экономических факторов, а значит как объекты финансово-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных финансово-экономических факторов: материалоемкость, производительность труда, предоплата, оборачиваемость нормируемых средств, себестоимость продукции и др.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

На предприятиях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перспективный) анализ прибыли.

Цель итогового анализа: дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой[3].

В условиях рынка руководители предприятий больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического использования путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике.

Предприниматель заинтересован в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли. Этот максимум он стремится обосновать аналитическими расчетами.

Анализ формирования и использования прибыли проводятся в несколько этапов:

1.     анализируется прибыль по составу и динамике;

2.     проводится факторный анализ прибыли от реализации;

3.     анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;

4.     анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль;

5.     дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;

6.     анализируется использование прибыли на накопление и потребление;

7.     разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

Норма рентабельности – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде норма рентабельности определяется отношением годовой прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

Принято считать, что норма рентабельности до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли.

На практике используются два варианта измерения нормы рентабельности. Это отношение прибыли к текущим затратам – издержкам предприятия (себестоимости) или к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Оба измерителя связаны между собой показателем скорости оборота авансированных вложений.

,                                                                                 (1.1)

,                                                                                (1.2)

где    P – прибыль;

Р1', Р2' – норма прибыли (первый и второй варианты):

Фа, Фз – фонды авансирования и фонды себестоимости.

Поскольку число оборотов:

n = Фа / Фз  то  Р2' = Р1'× n,                                                (1.3)

Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле:

,                                                              (1.4)

где     Ц – цена единицы продукции:

С – себестоимость продукции;

П – объем продукции;

Фо – стоимость основных производственных фондов;

Фоб – объем оборотных средств.

Уровень рентабельности отдельных изделий изменяется под воздействием факторов, приведенных на рис. 1.1.

Уровень влияния факторов первого порядка может быть рассчитан способами последовательного изолирования (цепных подстановок) или абсолютных разниц. При расчете способом цепных подстановок условным показателем будет уровень рентабельности при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции. Влияние изменения средних цен реализации рассчитывается путем сравнения условного показателя с плановым, а себестоимости единицы продукции - фактического с условным.

 

Рис 1.1. Структурно-логическая модель рентабельности единицы продукции

Каждому предприятию нужна информация о рентабельности не только единицы отдельных видов продукции, но и всей произведенной и реализованной.

На изменение уровня рентабельности произведенной продукции оказывают влияние следующие факторы:

изменение структуры продукции;

изменение отпускных цен на продукцию;

изменение цен на сырье и материалы;

изменение уровня затрат (себестоимости).

Изменение структуры продукции оказывает влияние на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, различен уровень рентабельности отдельных изделий, во-вторых, средний уровень рентабельности произведенной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий. Влияние этого фактора может быть как положительным, так и отрицательным. Расчет уровня влияния факторов целесообразно производить приемом цепных подстановок. Целесообразно провести анализ рентабельности реализованной продукции и по показателю чистой прибыли. Это позволяет иметь информацию об уровне чистой прибыли с каждого рубля проданной продукции.

Таким образом, алгоритм анализа прибыли в торговле отличают некоторые особенности, связанные с порядком формирования доходов и составом затрат. На размер прибыли в торговле, кроме рассмотренных факторов, влияет величина валового дохода, которая в свою очередь формируется под влиянием объема товарооборота, среднего уровня торговых надбавок по товарным группам и структурных сдвигов в ассортименте.

1.3. Методика проведения анализа показателей прибыльности и рентабельности

Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия, а также ряд других показателей.

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия. Она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств:

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции. Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала.

Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

Таким образом, анализ рентабельности производится по двум основаниям:

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Рентабельность отдельных изделий:

                                       (1.5)

Расчет этой рентабельности позволяет принимать управленческие решения относительно производства и избегать накопления убытков. Расчет этого показателя требует отлаженной системы калькуляции, для определения себестоимости.

Рентабельность продукции:

                                  (1.6)

Общая рентабельность рассчитывается по следующей формуле:

,                                              (1.7)

где Прибыль_валовая – балансовая,

ОПФ – основные производственные фонды,

МОС – материальные оборотные средства (ТМЦ).

,                                                                             (1.8)

где Роб – общая рентабельность,

ЧП – чистая прибыль,

В – выручка от реализации.

Значение (роль) этого показателя на сегодня снизилось.

Показатели, основывающиеся на показателях чистой прибыли.

а) Рентабельность продаж:

,                                                            (1.9)

Показывает долю чистой прибыли в рубле проданной продукции и характеризует эффективность текущих затрат.

Кроме текущих затрат есть авансированный капитал, от сюда:

б) Рентабельность активов:

                                                 (1.10)

Здесь рассматривается эффективность всех активов, а собственников интересует насколько эффективно используются вложенные ими средства:

в) Рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:

,                                                                              (1.11)

где Рск – рентабельность собственного капитала,

ЧП – чистая прибыль,

СК – собственный капитал.

Показывает доходность текущих средств, что вложили собственники. Показывает способность предприятия выплачивать дивиденды.

Пример: Подтверждение величины ожидаемой чистой прибыли поднимает стоимость акции и наоборот.

В международной практике используются два метода определения стоимости собственного капитала предприятия: как общая стоимость собственного капитала на основе балансовых показателей, и как стоимость вещественного собственного капитала владельцев компании, получаемая уменьшением балансовой суммы собственного капитала на величину стоимости нематериальных активов. Величина чистой прибыли берется из Отчета о прибылях и убытках, а сумма капитала компании из балансового отчета.

Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает долю прибыли в собственном капитале, вложенном в компанию ее акционерами, т.е. меру того вознаграждения, которое они получают за принятие на себя риска, связанного с помещением средств в коммерческое предприятие. Кроме этого, это соотношение отражает и потенциальные возможности расширения деятельности компании, которое проявляется в увеличении объема продаж ее товаров и услуг. При расширении объема продаж фирмы собственный капитал должен увеличиваться теми же темпами, в противном случае опережающими темпами начнет увеличиваться задолженность. Это соотношение должно рассматриваться не изолированно, а в сочетании с другими удельными показателями, характеризующими деятельность компании. Высокий уровень данного соотношения может выступать следствием недостаточной капитализации (слишком малого объема собственного капитала, вложенного в компанию акционерами), а не действительно высокой эффективностью фирмы. Он может иметь место и при сравнительно низком уровне соотношения чистой прибыли и чистых продаж.

Показатель рентабельность инвестиций считает чистую прибыль, полученную на вложенную денежную единицу и рассчитывается по следующей формуле:

,                                                                                 (1.12)

где Ри – рентабельность инвестиций,

ЧП – чистая прибыль,

СС – собственные средства.

По полученным результатам ключевых показателей рентабельности проводится сравнение их значений с базисными или начальными, определяется тенденция изменения. Благоприятной тенденцией считается рост показателей рентабельности.

Уменьшение этих показателей должно сопровождаться более детальным исследованием факторов, влияющих на отрицательное изменение. Возможно, уменьшилась выручка или увеличилась чистая прибыль, тогда выясняются причины этих изменений и начинаются поиски мероприятий по исправлению отрицательных тенденций или поддержанию положительных тенденций.

Все показатели, описанные в теоретической части методики, автоматически рассчитываются в таблице. В последней строке представлен расчет целевого показателя рентабельности собственного капитала, величина которого, разумеется, одинакова во всех трех моделях.

Таким образом, расчет прибыльности и рентабельности можно проводить по следующему алгоритму (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Показатель

Формула расчета

Оценка рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятий

1. Общая рентабельность

2. Рентабельность собственного капитала

3. Рентабельность инвестиций

Оценка прибыльности и рентабельности проводится поэтапно. На первом этапе проводится анализ структуры и состава актива и пассива баланса. На втором этапе проводится анализ прибыльности предприятий. На третьем этапе производится оценка рентабельности финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий. На четвёртом этапе производится расчет рентабельности собственного капитала.

В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Горизонтальный анализ – это динамический анализ показателей. Он позволяет установить их абсолютные приращения и темпы роста.

Вертикальный анализ – это структурный анализ актива и пассива баланса. Структура (состав) в экономическом анализе измеряется количественно, как соотношение частей, выражаемое их удельными весами в общем объеме изучаемой совокупности. Измеряется в долях единицы или в процентах.

На основании рассмотрения динамики изменения данных показателей делаются выводы о том, имеют ли благоприятную тенденцию изменения показателей по итогам года.

Сущность обозначенных выше этапов раскрывается в следующем:

Первый этап – Анализ состава и структуры актива и пассива баланса.

Анализ структуры актива баланса проводится по следующим направлениям: текущие активы; денежные средства; краткосрочные инвестиции; краткосрочная дебиторская задолженность; счета и векселя к получению; межфирменная дебиторская задолженность; прочая дебиторская задолженность; долгосрочная дебиторская задолженность; товарно-материальные запасы; сырье, материалы и комплектующие; незавершенное производство; готовая продукция; прочие запасы; расходы будущих периодов; прочие текущие активы; долгосрочные активы; земля, здания и оборудование; нематериальные активы; долгосрочные инвестиции; незавершенные инвестиции; прочие долгосрочные активы.

Анализ структуры пассива баланса проводится по следующим направлениям: текущие обязательства; краткосрочные займы; кредиторская задолженность; счета и векселя к оплате; налоги к уплате; межфирменная кредиторская задолженность; полученные авансы; дивиденды к выплате; прочая кредиторская задолженность; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей; прочие текущие обязательства; долгосрочные обязательства; долгосрочные займы; прочие долгосрочные обязательства; собственный капитал; акционерный капитал; резервы и фонды; добавочный капитал; нераспределенная прибыль; прочий собственный капитал.

Затем, заполняется таблица 1.2. с учетом полученных значений.

Таблица 1.2.

Анализ актива баланса

Наименование статей баланса

Предотчетный год, тыс.руб.

Отчетный год, тыс.руб.

Прирост, тыс.руб.

Прирост, %

текущие активы

денежные средства

краткосрочные инвестиции

краткосрочная дебиторская задолженность

счета и векселя к получению

межфирменная дебиторская задолженность

прочая дебиторская задолженность

долгосрочная дебиторская задолженность

товарно-материальные запасы

сырье, материалы и комплектующие

незавершенное производство

готовая продукция

прочие запасы

расходы будущих периодов

прочие текущие активы

долгосрочные активы

земля, здания и оборудование

нематериальные активы

долгосрочные инвестиции

незавершенные инвестиции

прочие долгосрочные активы

СУММАРНЫЙ АКТИВ

Таблица 1.3

Анализ пассива баланса

Наименование статей баланса

Предотчетный год, тыс.руб.

Отчетный год, тыс.руб.

Прирост, тыс.руб.

Прирост, %

текущие обязательства

краткосрочные займы

кредиторская задолженность

счета и векселя к оплате

налоги к уплате

межфирменная кредиторская задолженность

полученные авансы

дивиденды к выплате

прочая кредиторская задолженность

доходы будущих периодов

резервы предстоящих расходов и платежей

прочие текущие обязательства

долгосрочные обязательства

долгосрочные займы

прочие долгосрочные обязательства

собственный капитал

акционерный капитал

резервы и фонды; добавочный капитал

нераспределенная прибыль

прочий собственный капитал

СУММАРНЫЙ ПАССИВ

На втором этапе проводится анализ прибыльности предприятия.

В первую очередь анализируется чистая выручка (Net Revenues). Под чистой выручкой понимается сумма, которую получает предприятие от продажи продукции, после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п.

Далее проводится анализ себестоимости (Cost of Sales) в процентах от чистой выручки. Что выражает долю затрат на производство готовой продукции в чистой выручке от реализации в течение одного года.

После этого анализируется балансовая прибыль, полученная за год, то есть прибыль до уплаты налогов. Затем чистая прибыль в процентах от балансовой прибыли. Абсолютная величина чистой прибыли определяется как балансовая прибыль за вычетом платежей в бюджет. Доля чистой прибыли в балансовой прибыли характеризует качество налогового планирования в компании (чем этот показатель больше, тем лучше для компании и инвесторов).

Следующим шагом является анализ темпа роста чистой прибыли, проценты в год. Обычно этот показатель подвержен сильным колебаниям, поэтому для инвестора важно не столько текущее значение, сколько тенденция, сложившаяся в течение года.

В конце в случае если оценивается акционерное общество анализируются дивиденды в процентах от чистой прибыли (Payout Ratio). Характеризует дивидендную политику компании, ее склонность делиться прибылью с акционерами. Рассматриваемый вместе с абсолютной величиной чистой прибыли, он позволяет оценить дивидендную доходность акций в будущем, если есть прогнозная информация о будущих прибылях предприятия. Кроме того, позволяет оценить средства, реинвестируемые в развитие производства.

На третьем этапе оцениваются показатели рентабельности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Оценка показателей прибыльности (рентабельности) предприятия будет представлена в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Показатели прибыльности (рентабельности) предприятия

Показатели рентабельности

2004

2005

Темп роста, %

Прибыльность (отношение балансовой прибыли к объему реализации продукции)

Рентабельность инвестиций, т.е. отношение балансовой прибыли к общим инвестициям (долгосрочные обязательства плюс собственный капитал)

Рентабельность производства (отношение балансовой прибыли к себестоимости)

Рентабельность реализации (отношение чистой прибыли к объему реализации)

Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу)

Рентабельность активов (отношение чистой прибыли к общей величине активов)

Приведем пример формы для расчета рентабельности "JFC- Урал", который представлен в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Форма для расчета рентабельности "JFC- Урал"

№ п/п

Показатели

Ед. измерения

2004

2005

Темп роста в 2005 г. (% к 2004 г.)

1

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

тыс.руб.

2

Себестоимость реализации продукции (работ, услуг)

тыс.руб.

3

Среднегодовая стоимость среднегодовых производственных фондов

тыс.руб.

4

Общие активы (баланс нетто)

тыс.руб.

5

Средняя величина собственного капитала (баланс нетто)

тыс.руб.

6

Балансовая прибыль

тыс.руб.

7

Чистая прибыль

тыс.руб.

8

Рентабельность реализации (стр.7 : стр.1)

9

Рентабельность производства (стр.6 : стр.2)

10

Рентабельность фондов (стр.6 : стр.3)

11

Рентабельность собственного капитала (стр.7 : стр.5)

2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Расчет основных финансовых показателей

В настоящее время нет недостатка в различного рода методиках экономического анализа. Однако, прежде всего, объектом исследований является финансовая деятельность предприятия.

Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа – логических приёмов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие подразделяют по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном объёме; синтеза – соединения ранее разложенных элементов изучения объекта в единое целое и выработки мер по улучшению финансового состояния предприятия.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия. Основная задача – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.

Результаты финансового анализа интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнёров по экономической деятельности, государственные, налоговые, фискальные органы и др. Информационной базой для проведения финансового анализа является главным образом бухгалтерская отчётность, то есть бухгалтерский баланс и приложения к нему.

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.

Техническая сторона анализа ликвидности баланса заключается в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву. При этом активы должны быть сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания ликвидности, а обязательства должны быть сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков уплаты.

Ликвидность – способность товарно-материальных ценностей превращаться в деньги, являющимися абсолютно ликвидными средствами.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующие соотношения: А1³П1; А2³ П2; А3 ³П3; А4 £П4.

А1 – наиболее ликвидные активы

А1 = ДС + КФВ,                                                                             (7)

где    ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения.

А12004 = 120.

А12005= 134.

А2 – быстро реализуемые активы

А2 = ДЗ + КФВ,                                                                             (8)

где    ДЗ – дебиторская задолженность;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения.

А22004 = 14.

А22005 = 22.

A3 –медленно реализуемые активы

А2 = 3 + НДС + ДДЗ,                                                                     (9)

где    З – запасы;

НДС – налог на добавленную стоимость;

ДДЗ – долгосрочная дебиторская задолженность.

А32004 = 164.

А32005 = 191.

А4 – трудно реализуемые активы.

А42004 = 106.

А42005 = 116.

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

П1 – наиболее краткосрочные обязательства

П1 = КЗ,                                                                                          (10)

где    КЗ – кредиторская задолженность.

П12004 = 274.

П12005 = 244.

П2 – краткосрочные пассивы

П2 = КСкред. + КСпассив.                                                            (11)

П22004 = 0.

П22005 = 0.

П3 – долгосрочные пассивы

П3 = ДСкред. + ДБП + ФП + РПР,                                                        (12)

где    ДБП – доход в будущих периодах;

ФП – фонд потребления;

РПР – резервы предстоящих расходов.

П32004 = 0.

П32005 = 0.

П4 – постоянные пассивы

П4 = СК = ДК + РК,                                                                       (13)

где    СК – собственный капитал;

ДК – добавочный капитал;

РК – резервный капитал.

П42004 = 10.

П42005 = 12.

Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о неплатежеспособности в ближайшее время. Сравнение A3 – ПЗ отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность. Четвертое неравенство носит так называемый балансируемый характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств.

Полученные коэффициенты сведем в таблицу 1.6.

Таблица 1.6.

Ликвидность баланса

2004

2005

А1 < П1

А1 < П1

А2 > П2

А2 > П2

А3 > П3

А3 > П3

А4 > П4

А4 > П4

По данным таблицы 14 видно, что на протяжении временного интервала с 2004 по 2005 А1 < П1, это показывает, что политика фирмы стабильна. Показатели отношения А2 и П2, А3 и П3, А4 к П4 стабильны.

Коэффициент автономии источников формирования запасов показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов:

                                                                                                                (14)

где    СК – собственный капитал.

А – активы.

Ка 2004 = 10 / 404 = 0,024.

Ка 2005 = 12 / 463 = 0,026.

Графическое изображение данных представлено на рис. 1.

Рис. 1 Коэффициент автономии в процентах

Коэффициент финансовой устойчивости показывает какая часть активов финансируется за счет постоянных устойчивых пассивов или источников финансирования и рассчитывается по формуле:

                                                                                 (15)

Кфу 2004 = 10/404 = 0,024.

Кфу 2005 = 12/463 = 0,026.

Графическое изображение данных представлено на рис. 2.

Рис. 2. Анализ коэффициента финансовой устойчивости

Показатель финансовой устойчивости увеличивается, так на 2004 год он был равен 0,024, а в 2005 году 0,026.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

                                                                                         (16)

где    В – выручка от реализации;

ДЗ – дебиторская задолженность со сроком погашения менее года.

КобДЗ2004 =  780 / 14 = 55,71

КобДЗ2005 = 1300 / 22 = 59,09

Графическое изображение данных представлено на рис. 18.

Коэффициент среднего срока оборота дебиторской задолженности:

КСрОборДЗ = 365 * ДЗ / В,                                                                          (17)

где    КСрОборДЗ – коэффициент среднего срока оборота дебиторской задолженности.

Рис. 3. Динамика коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности

КСрОборДЗ2004 = 365 * 14 / 780 = 6,55 дня

КСрОборДЗ2005 = 365 * 22 / 1300 = 6,17 дня

Графическое изображение данных представлено на рис. 4.

Рис. 4. Динамика коэффициента среднего срока оборота дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

КобКЗ = В / КЗ,                                                                                (18)

где    КЗ – кредиторская задолженность.

КобКЗ2004 = 780 / 274 = 2,84.

КобКЗ2004 = 1300 / 244 = 5,33.

Показывает снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Снижается количество сделанных покупок в кредит.

Графическое изображение данных представлено на рис. 5.

Рис. 5. Оборачиваемость кредиторской задолженности

Коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности:

КСрОборКЗ = 365 * КЗ / В,                                                                          (19)

КСрОборКЗ2004 = 365 * 274 / 780 = 128,21 дня

КСрОборКЗ2005 = 365 * 244 / 1300 = 68,5 дня

Отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием снизился.

Графическое изображение данных представлено на рис. 6.

Рис. 6. Средний срок оборота кредиторской задолженности

2.2. Анализ прибыльности и рентабельности

Проведем анализ экономических показателей деятельности, на примере анализа прибыли себестоимости и расчета рентабельности товара.

Таблица 1.7.

Показатели деятельности, тыс.руб.

Показатели деятельности организации

Тыс. руб.

Отклонение,

тыс.руб.

Темп роста, %

2004

2005

Выручка от реализации

780

1300

520

166,7

Себестоимость проданных товаров

660

481

-179

72,9

Прибыль от продаж

120

819

699

682,5

Зависимость выручки от реализации и себестоимости проданных товаров представлена на рис. 7.

Рис. 7. Зависимость выручки от реализации и себестоимости проданных товаров

С 2004 г. по 2005 г. произошло увеличение выручки от реализации товаров на 520 тыс. руб., в это же время произошло снижение себестоимости проданных товаров на 179 тыс.руб. Это произошло из-за увеличения объема продаж и снижения постоянных издержек на изготовление продукции.

Более наглядно прибыль от продаж представлена на рис. 8.

Рис. 8. Динамика прибыли от продаж

Рентабельность реализованной продукции можно найти по следующей формуле:

,                                                    (20)

где    РРП – рентабельность реализованной продукции;

ПР – прибыль от реализации товаров;

СРП – полная себестоимость реализации продукции (товаров).

Рентабельность реализованной продукции показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат.

В 2004 г. рентабельность реализованной продукции составляет 120/660 = 0,18 или 18%.

В 2005 г. рентабельность реализованной продукции 819/481 = 1,703 или 170,8%

Следовательно, рентабельность реализованной продукции увеличилась, а это указывает на положительную тенденцию к росту прибыли.

Рентабельность деятельности предприятия можно найти по следующей формуле:

,                                                        (21)

где    Рд – рентабельность деятельности предприятия;

ЧП – чистая прибыль;

В – выручка.

В 2004 г. рентабельность деятельности предприятия составляла 120/780 = 0,15 или 15%

В 2005 г. рентабельность деятельности предприятия составляла 819/1300 = 0,63 или 63%.

Более наглядно показатели рентабельности деятельности представлены на рис. 9.

Рис. 9. Показатели рентабельности деятельности

Рентабельность деятельности предприятия увеличилась – это положительная тенденция.

С 2004 г. по 2005 г. произошло увеличение выручки от реализации товаров на 520 тыс. руб., в это же время произошло снижение себестоимости проданных товаров на 179 тыс.руб. Это произошло из-за увеличения объема продаж и снижения постоянных издержек на изготовление продукции.

Анализ рентабельности показал, что в 2005 г. рентабельность реализованной продукции увеличилась с 18% в 2004 г., до 170,8% в 2005 г.

Рентабельность деятельности предприятия также увеличилась с 15% в 2004 г., до 63% в 2005 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Анализ прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, предполагает решение следующих задач:

—    количественная оценка влияния факторов на изменение чистой прибыли;

—    выявление тенденций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период;

—    оценка влияния распределения прибыли на финансовое состояние предприятия;

—    изменение влияния факторов на величину специальных фондов;

—    оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

Рентабельность является важнейшим показателем эффективности работы предприятия.

Рентабельность исчисляется с помощью нормы рентабельности как отношение годовой прибыли к затратам, понадобившимся для ее получения.

Важнейшими показателями рентабельности является рентабельность производства и рентабельность продаж.

Показатели рентабельности являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия финансово-экономических факторов, а значит как объекты финансово-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных финансово-экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

            Абрютина М.С., Грачев А.В., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие – М.: Дело и сервис, 2004.

            Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – М., 2004.

            Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Высшая школа, 2004.

            Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., Финансы и статистика, 1997.

            Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд. перераб. – М.: Финансы и статистика, 1995.

            Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М., Финансы и статистика, 2004.

            Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учеб. курс. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2002. - 527 c.

            Глухов В.В. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – С.Пб., 1995.

            Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М., Финансы и статистика, 2001.

            Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005..

            Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. -559 с.

            Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М., Финансы и статистика, 2005.

            Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности – М.: Финансы и статистика, 1998.

            Ковалев И.А., Привалов В.П. Анализ финансов предприятия – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

            Крейнина М.И. Финансовое состояние предприятия. Методы и оценки – М.: ИКЦ “Дис”, 1997

            Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2001.

            Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов – М.: Информационно внедренческий центр “Маркетинг”, 2002.

            Финансовый менеджмент./ Под ред. Е.С. Стояновой. – М., 2001.

            Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

            Шаламов И.В., Черевко А.С. Финансовая устойчивость и эффективность предприятия – Челябинск, 1995

            Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа – М.: ИНФРА-М, 1995.

            Грибанов В. Компания "Джей Эф Си" открыла склад //"Деловой Петербург", № 226, 19 декабря 2004 г.

            Давыдова А. Петербургские компании уверенно лидируют на российском рынке фруктов //"Эксперт - Северо-Запад", № 48, 23 декабря 2004 г.

            Ершов А. "Джей Эф Си" подобрался к Казахстану, //Деловой Петербург", № 200, 12 ноября 2004.

            Петров И. Игрок из фруктовой столицы //Эксперт - Северо-Запад", № 7, 24 февраля 2005.

            Трапезников М. "Банан, в отличие от мороженой курицы, живет всего неделю" //"Ведомости", № 52, 27 марта 2005.

            Ширяев О. Бананы зреют по законам логистики //"Деловой Петербург", № 215, 3 декабря 2004.


[1] Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.. –с.181

[2] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2001. – с.84

[3] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2005. – с.354