Содержание

Понятие и состав финансовой системы.. 3

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности как предмет финансового права. 7

Правовое положение, система и компетенция Федеральной службы но финансовым рынкам. 13

Задача. 17

Список источников и литературы.. 22

Понятие и состав финансовой системы

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему РФ, которую составляют следующие институты: 1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами; 2) внебюджетные целевые фонды; 3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; 3) имущественное и личное страхование; 4) кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Финансы – одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннею и внешнюю политику, обеспечит выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т. д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитие общества.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской

Федерации входят:

— бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

— внебюджетные целевые государственные и муниципальные

(местные) фонды;

— финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей

народного хозяйства;

— имущественное и личное страхование;

— кредит (государственный, муниципальный и банковский)'. Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности как предмет финансового права

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения".

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

налоговые правоотношения;

неналоговые правоотношения;

финансовые правоотношения в области государственного кредита;

финансовые правоотношения в области страхования;

правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

валютные правоотношения;

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

финансовыми органами и гражданами;

самими финансово-кредитными органами.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия — это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Правовое положение, система и компетенция Федеральной службы но финансовым рынкам

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).[1]

Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты

на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности

обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;

издает методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

организует проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними договоров Пенсионным фондом Российской Федерации;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

обеспечивает раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовым рынкам не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.[2]

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом Службы, закрепленным за ней на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Федеральная служба по финансовым рынкам также не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Федеральную службу по финансовым рынкам возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам устанавливается Правительством Российской Федерации.

Задача

Статьей 220 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

- в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее 5 лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей, а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее 3 лет, но не превышающей 125000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика 5 лет и более, а также иного имущества находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Вместо использования права на получение имущественного налоговою вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.

Дайте характеристику указанным финансово-правовым нормам в зависимости от метода правового регулирования.

Ответ:

В соответствии со ст. 220 Налогового кодекса РФ предоставляются два вида имущественных вычетов:

- в части сумм, полученных от продажи имущества, в том числе домов, квартир и долей в указанном имуществе (имущественный вычет при продаже имущества);

- в части сумм, израсходованных на новое строительство, приобретение жилья либо доли в них (имущественный вычет при покупке жилья).

Применение данных вычетов ограничено установленными размерами. До 1 января 2005 года все указанные имущественные вычеты представлялись только налоговыми органами по окончании календарного года.

С 1 января 2005 года имущественный налоговый вычет при покупке жилья, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю-налоговому агенту при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом. Такое подтверждение должно быть осуществлено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета.

Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

В случае если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, то налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета путем обращения в налоговый орган.

Особый порядок предусмотрен для имущественных вычетов по операциям с ценными бумагами. Так, в соответствии с последним абзацем п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ установлено, что имущественный налоговый вычет при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами предоставляется в порядке, установленном ст. 214.1 Налогового кодекса РФ.

В случае применения имущественных вычетов при продаже имущества необходимо выделять два самостоятельных момента:

1) наличие особенностей применения данного вычета;

2) порядок уплаты налога с полученного от продажи имущества дохода.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ предусмотрен общий и альтернативный порядок применения указанных вычетов, а также особенности применения имущественного вычета при продаже имущества, находящегося в общей собственности.

Данный имущественный вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Оставшаяся сумма данного имущественного налогового вычета (сумма превышения вычетов над доходами) на следующий год не переносится в соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ.

При продаже жилых домов, квартир, в том числе приватизированных жилых помещений, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет (применяется с 01.01.2005 г.), налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи этого имущества, но не более 1 000 000 руб.

При продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи этого имущества, но не более 125 000 руб.

В случае применения вычетов в указанных выше вариантах необходимо помнить, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут уменьшить максимальные размеры предоставляемых вычетов.

В случае продажи жилых домов, квартир, в том числе приватизированных жилых помещений, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более (применяется с 01.01.2005 г.), а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в полной сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

Например, гражданин в налоговом периоде продал коттедж и автомобиль соответственно за 1 200 000 руб. и 160 000 руб.

По окончании налогового периода гражданин представил в налоговую инспекцию декларацию и заявление о предоставлении имущественного налогового вычета.

При этом он также представил документы, подтверждающие, что проданная квартира находилась в его собственности более пяти лет. В отношении автомобиля никакие документы представлены не были.

В этом случае налоговая инспекция по коттеджу предоставляет имущественный вычет на всю сумму дохода 1 200 000 руб., по автомобилю имущественный вычет составит сумму 125 000 руб. (при условии, что в данном регионе не установлен иной размер имущественного вычета, предоставляемого без документов).

В зависимости от вида продаваемого имущества предусмотрены два альтернативных способа применения вычетов: обычный и по ценным бумагам.

Так, вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов, полученных от реализации имущества, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.

Необходимо учитывать, что начиная с 1 января 2005 года в отношении операций по продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе применить вычеты только на сумму произведенных расходов. Иными словами, общий порядок применения вычетов в данном случае не применяется.

В случае продажи имущества, находящегося в общей долевой собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в общем или альтернативном порядке, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле.

Например, семья, состоящая из 4-х человек, продала квартиру за 1 600 000 руб. Квартира находилась в общей долевой собственности. Доли каждого собственника равны. Период владения квартирой составляет менее пяти лет. Квартира была получена семьей в результате бесплатной приватизации жилья.

Сумма имущественного вычета всего по квартире 1000 000 руб. (если в данном регионе не установлен иной размер имущественного вычета).

Сумма имущественного вычета, у каждого из членов семьи составит 250 000 руб. (1 000 000 : 4).

Сумма дохода каждого из продавцов составит 400 000 руб. (1 600 000 : 4).

Налоговая база у каждого члена семьи по данной операции составит 150 000 руб. (400 000 - 250 000).

В случае продажи имущества, находящегося в общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в общем или альтернативном порядке, распределяется между совладельцами этого имущества по договоренности между ними.

Список источников и литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля 2004 г.)

2.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.)

3.     Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2780

4.     Горбунова О.Н. Финансовое право. М., 1999.


[1] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2780

[2] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2780