Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Общие принципы Аудита............................................................. 6

1.1. Сущность аудита.............................................................................................................. 6

1.2. Различие между аудитом и бухгалтерским учетом................................................... 7

1.3. Типы аудита....................................................................................................................... 9

Глава 2. Аудиторская деятельность в Российской Федерации............. 13

2.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.......... 13

2.2. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности"...................................... 17

2.3. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности..................... 19

2.3. Профессиональные аудиторские объединения и их роль в регулировании аудиторской деятельности.......................................................................................................................... 26

Заключение.................................................................................................. 31

Список литературы..................................................................................... 33

Введение

В действующих нормативных актах в области российского аудита зафиксированы в краткой форме основные права и обязанности сторон при осуществлении аудита. Однако механизм их реализации не детализирован, многие аспекты взаимоотношений между аудиторскими организациями и экономическими субъектами, подлежащими аудиту, не регламентированы. Заполнить этот "правовой вакуум" частично можно, используя правила (стандарты) аудиторской деятельности, частично - обращаясь к действующим в мировой практике принципам и нормам аудита. Безусловно, нормативная сила стандартов несоизмерима с обязывающими положениями актов официальных государственных органов, тем не менее стандарты могут помочь решить целый ряд сложных задач, стоящих перед аудиторами на всех стадиях проведения аудита.

Заметим, что в международной практике не принято отдельного стандарта, содержащего в обобщенном виде права и обязанности аудиторов и лиц, подлежащих аудиту.

В практике российского аудита целесообразно обращать самое пристальное внимание на вопросы, непосредственно затрагивающие сферу прав и обязанностей сторон в договоре на оказание аудиторских услуг.

Договор на проведение аудита является специфическим видом договора на оказание профессиональных услуг. При этом возникает необходимость дополнительного и достаточно детального "вспомогательного" правового обеспечения. Ответственность сторон в аудите далеко не исчерпывается той, на которую они добровольно соглашаются, подписывая контракт. В особенности речь идет об ответственности аудитора перед пользователями выданного им аудиторского заключения. К сожалению, в действующем российском законодательстве в отличие от западной практики не определен статус надлежащего пользователя аудированной финансовой отчетности. Именно этот пользователь имеет законное право предъявлять требования к качеству работы аудитора и в необходимых случаях привлекать его к ответственности за недобросовестность. Введение аналогичного правила в России, по нашему мнению, послужило бы мощным катализатором процесса регламентирования прав и обязанностей сторон в аудите. Следствием этого стали бы дополнительные правовые акты, а пока таких актов нет, восполнить пробел могут только рекомендации деловой практики, к которым могут прибегать судебные органы в случае крайней необходимости.

Органы аудиторского надзора, выступающие в качестве защитников общественных интересов, могут вмешиваться, когда это необходимо, в процесс регулирования. Однако их выводы в отношении аудитора могут быть обоснованы в большой степени результатами анализа соблюдения прав и обязанностей сторон в конкретном договоре. Формирование доказательной базы для исследования конфликтных ситуаций в судебных и административных органах должно не только происходить на основе нормативных актов, но и затрагивать сферу этики аудитора, принципов аудита и действующих правил аудиторской деятельности.

Прочная основа для выработки рекомендаций аудиторским организациям в отношении механизмов реализации их прав и соблюдения обязанностей потребуется также при становлении профессиональных саморегулируемых организаций.

Права, обязанности и ответственность аудитора в общепринятой мировой практике не сконцентрированы в каком-либо одном документе, а обычно "вкраплены" в различные нормы и правила и, разумеется, имеют различную правовую силу в широком диапазоне: от безусловно обязательных по закону до рекомендательных. Последние особенно важны при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В целом они призваны обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска, а также регламентировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Права, обязанности и ответственность аудиторов базируются на основных принципах аудиторской деятельности, поэтому имеет смысл рассмотреть эти принципы под определенным углом зрения, конкретно в связи с правами и обязанностями.

Целью данной работы является рассмотрение сущности аудита и аудиторской деятельности.


Глава 1. Общие принципы Аудита

1.1. Сущность аудита

Аудит — это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) — законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы могут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Согласно определению проверка достоверности отчетности проводится независимым аудитором.

Мировой аудит в настоящее время перестал быть лишь практической деятельностью по проверке финансовой отчетности. На определенном этапе развития появилась необходимость в теоретическом обосновании аудиторской деятельности, ее целей, задач и принципов.

Таким образом, в настоящее время аудит существует как самостоятельная наука. Относительно небольшой срок, прошедший с момента возникновения аудиторской деятельности в нашей стране, стал дополнительным, однако отнюдь не непреодолимым препятствием на пути перехода российского аудита на научную основу.

В настоящее время разработаны самостоятельно или заимствованы из западного опыта профессиональные методы и принципы, которыми руководствуются российские аудиторы. Аудит получил развитие как учебная дисциплина, которая преподается в профильных вузах.

1.2. Различие между аудитом и бухгалтерским учетом

Многие пользователи финансовой отчетности путают аудит (auditing) и бухгалтерский учет (accounting). Путаница происходит из-за того, что в большинстве случаев аудит связан с бухгалтерской информацией и мно­гие аудиторы весьма компетентны в бухгалтерских делахJ Путаница усу­губляется еще и тем, что лица, которые выполняют основную часть аудита, называются "присяжными бухгалтерами" или "дипломирован­ными общественными бухгалтерами" (Certified Public Accountants -СРА).

Бухгалтерский учет - это процесс записи, классификации и подведе­ния итогов экономических событий» при помощи логики в целях подго­товки информации для принятия решений. Задача бухгалтерского учета для конкретной экономической ситуации и для всего общества в целом - обеспечение администрации и других лиц количественной ин­формацией определенных типов, используемой ими для принятия реше­ний. Чтобы выполнить эту задачу, бухгалтеры должны хорошо понимать принципы и правила, составляющие основу подготовки бухгалтерской ин­формации. Кроме того, бухгалтеры должны создать систему, гарантиру­ющую, что экономические события учитываются вовремя, должным образом и за приемлемую цену.

При аудите бухгалтерских данных определяется, правильно ли отра­жает записанная информация те экономические события, которые про­изошли за проверяемый период. Поскольку бухгалтерские правила являются критериями для оценки того, правильно ли сформирована бух­галтерская информация, любой аудитор, занимающийся этой ин­формацией, должен хорошо понимать эти правила.» В контексте аудита финансовой отчетности - это общепринятые бухгалтерские прин­ципы. Аудитор не только должен понимать бухгалтерский учет, но и быть компетентен в накоплении и толковании аудиторских свидетельств. Это то, что отличает аудиторов от бухгалтеров. Определение правильной про­цедуры аудита, размера выборки, требующих особого внимания элемен­тов, хронометраж проверок (тестов) и оценка результатов - вот проблемы, с которыми сталкивается исключительно аудитор.

1.3. Типы аудита

В этом разделе обсуждается аудит трех типов: операционный аудит, аудит на соответствие и аудит финансовой отчетности.

Операционный аудит - это проверка лю­бой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности. По завершении этого аудита менеджеру обычно выдаются рекомендации по совершен­ствованию операций.

Из-за того что операционная эффективность может быть оценена во множестве самых разных областей, охарактеризовать типичный операци­онный аудит невозможно. В одной организации аудитор мог бы оценить пригодность и достаточность информации, используемой руководством при принятии решения о приобретении новой недвижимости, в другой организации аудитор мог бы оценить эффективностъ движения докумен­тов при обработке данных по товарообороту. В операционном аудите про­верки не ограничиваются бухгалтерским учетом. Они могут включать оценку организационной структуры, компьютерных операций, методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор квалифицирован.

Выполнение операционного аудита и сообщение о его результатах оп­ределяются не так легко, как при аудите других видов. Эффективность операций гораздо сложнее объективно оценить, нежели их соответствие инструкциям или представление финансовой отчетности, не противоре­чащей общепринятым бухгалтерским принципам, а установленные кри­терии для оценки информации при каждом конкретном аудите крайне субъективны. В этом смысле операционный аудит больше похож на кон­салтинг администрации, чем на то, что обычно считается аудитом. Зна­чение операционного аудита за прошедшее десятилетие возросло.

Цель аудита на соответствие - опре­делить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические про­цедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией). Этот аудит для частного бизнеса мог бы включать выяснение того, следует бухгалтерский персонал тем процеду­рам, которые предписаны управляющим, проверку соответствия уровня заработной платы минимальному уровню, гарантированному законом, или проверку контрактов с банками и другими кредиторами для гаран­тирования соблюдения компанией юридических норм. При аудите адми­нистративно-функциональных формирований, таких, как школьные, утонет в большом объеме другой информации.

Сложные обменные операции. За последние десятилетия операции меж­ду организациями становятся все более сложными и, следовательно, белее трудными для правильного учета. Например, правильный бухгалтерский учет нового производственного оборудования, приобретаемого в обмен на старое, или реконструкции крытых площадей ставят довольно важные вопросы. Еще труднее правильный свод и раскрытие результатов хозяй­ственных операций дочерних предприятий в различных отраслях про­мышленности, расчеты арендных обязательств для отчета № 13 Совета финансовых бухгалтерских стандартов (FASB 13), когда есть сложные арендные договоры и связанные с ними налоги.

Снижение информационного риска. Администрация и пользователи финансовой отчетности могут решить, что лучший способ справиться с информационным риском - просто оставлять его на доста­точно высоком уровне. Небольшая компания может обнаружить, что де­шевле платить по высоким ставкам, чем увеличивать расходы на снижение информационного риска. Но большие предприятия обычно ви­дят, что такие расходы необходимы. Существует три основных способа уменьшить информационный риск.

Пользователь проверяет информацию. Пользователь может прийти в офис фирмы и просмотреть записи, получить информацию о надежности отчетов. Но, как правило, это непрактично из-за расходов. Кроме того, до пользователей было бы экономически неэффективно проверять инфор­мацию индивидуально. Тем не менее некоторые пользователи выполняют свои проверки. Например, Внутренняя налоговая служба (IRS) проводит множество таких проверок компаний и физических лиц, чтобы опреде­лить, отражают ли представленные налоговые декларации те реальные суммы налогов, которые подлежат выплате федеральному правительству. Пользователь разделяет информационный риск с администрацией. Име­ется множество судебных прецедентов, показывающих, что администра­ция несет ответственность за представление пользователям надежной информации. Если пользователи доверяют неверной финансовой отчет­ности и в результате несут финансовые убытки, то это служит основой для возбуждения иска против администрации.

Трудность разделения информационного риска с администрацией за­ключается в том, что пользователи могут быть не в состоянии взыскать убытки. Если компания неспособна возвратить ссуду из-за банкротства, то и нет оснований полагать, что у администрации были средства для возмещения убытков пользователям. Тем не менее пользователи оцени­вают вероятность возможности разделить свои потери от информацион­ного риска с администрацией.

Предоставление финансовой отчетности, подвергнутой аудиту. Обыч­ный способ получения надежной информации - это провести независи­мый аудит. Проверенная таким образом информация используется затем при принятии решения и считается достаточно полной, точной и непред­взятой.

Когда информация конкретного типа используется для принятия ре­шения более чем одним лицом, обычно дешевле содержать человека, ко­торый выполняет аудит для всех пользователей, чем если каждый пользователь будет проводить проверку индивидуально. Поскольку фи­нансовая отчетность большей части компаний имеет много пользователей, на аудит существует большой спрос.

Как правило, администрация нанимает аудитора для предоставления пользователям гарантий того, что ее финансовая отчетность надежна. Ес­ли же финансовая отчетность в конце концов оказывается неверной, то аудитор может быть привлечен к ответственности как пользователями, так и администрацией. Пользователи привлекают его на том основании, что профессиональная обязанность аудитора - гарантировать надежность финансовой информации. Пользователи, вероятно, также привлекут ад­министрацию, которая тоже привлечет аудитора, как исполнителя, име­ющего перед администрацией обязанность гарантировать надежность информации. Аудиторы очевидно несут большую правовую ответствен­ность за свою работу.

В хозяйственной практике все три способа, описанных выше, исполь­зуются для уменьшения информационного риска. По мере того как об­щество становится все более сложным, надежда на аудит, как средство снижения информационного риска, растет. Во многих случаях были при­няты правила, на федеральном уровне или на уровне штатов, требующие ежегодного аудита фирмой СРА.

 

Глава 2. Аудиторская деятельность в Российской Федерации

2.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

-Гражданский кодекс Российской Федерации;

-Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

-Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации";

-Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

-Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;

-Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

-В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня (табл.2.1).

Таблица 2.1

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Уровни ре-|Виды и наимено-|Область регулировния|Степень разработанности|

|гулирова- |вания норматив-|                    |                       |

|ния       |ных документов |                    |                       |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   I      |Федеральный за-|Определяет    место,|Закон принят           |

|          |кон РФ  "Об ау-|цель и задачи аудита|                       |

|          |диторской  дея-|в финансово-экономи-|                       |

|          |тельности"     |ческой системе      |                       |

|          |N   119-ФЗ   от|                    |                       |

|          |7.08.2001      |                    |                       |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   II     |Федеральные    |Определяют общие во-|Федеральные   стандарты|

|          |правила  (стан-|просы  регулирования|разрабатываются (вместо|

|          |дарты) аудитор-|аудиторской деятель-|них  пока  действуют 38|

|          |ской деятельно-|ности,  обязательные|российских       правил|

|          |сти            |для  всех  объектов,|(стандартов)           |

|          |———————————————|устанавливают  нормы|———————————————————————|

|          |Законодательные|аудита, обязательные|Разрабатываются  и при-|

|          |и   подзаконные|для  всех  субъектов|водятся в  соответствие|

|          |нормативные ак-|рынка    аудиторских|с ФЗ нормативные  доку-|

|          |ты             |услуг               |менты в области  аттес-|

|          |               |                    |тации аудиторской  дея-|

|          |               |                    |тельности              |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   III    |Правила  (стан-|Регулирование специ-|Разрабатываются  аккре-|

|          |дарты) аудитор-|фических    вопросов|дитованными аудиторски-|

|          |ских аккредито-|аудиторской деятель-|ми объединениями       |

|          |ванных  профес-|ности на уровне объ-|———————————————————————|

|          |сиональных объ-|единений,     минис-|Министерствами и ведом-|

|          |единений       |терств и ведомств   |ствами принят ряд доку-|

|          |               |                    |ментов по специфическим|

|          |               |                    |видам аудита           |

|——————————|———————————————|————————————————————|———————————————————————|

|   IV     |Внутрифирменные|Используются аудито-|Разрабатываются аудито-|

|          |аудиторские    |рами при  проведении|рскими  организациями и|

|          |стандарты      |аудита и сопутствую-|индивидуальными аудито-|

|          |               |щих аудиту услуг    |рами                   |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). До их принятия действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рис.1.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации

              ——————————————————————————————————————————————

             |  Министерство финансов Российской Федерации  |

              ——————————————————————————————————————————————

                                    |

      —————————————————————————————————————————————————————————————

     |      Уполномоченный федеральный орган государственного      |

     |регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации|

      —————————————————————————————————————————————————————————————

                                    |

       ———————————————————————————————————————————————————————————

   ———|  Департамент организации аудиторской деятельности МФ РФ   |

  |    ———————————————————————————————————————————————————————————

  |                                 |

  |    ———————————————————————————————————————————————————————————

  |   |              ФЗ "Об аудиторской деятельности"             |

  |    ———————————————————————————————————————————————————————————

  |               |                     |                  |

  |   ————————————————————————   ———————————————    ——————————————

  |  |Уполномоченный федераль-| |Аккредитованные|  |Совет по ауди-|

  |  |ный  орган государствен-| |профессиональ- |  |торской   дея-|

  |  |ного регулирования ауди-| |ные аудиторские|  |тельности  при|

  |  |торской деятельности    | |объединения    |  |уполномоченном|

  |  |(ст.18 ФЗ)              | |(ст.20 ФЗ)     |  |федеральном   |

  |  |————————————————————————|  ———————————————   |органе  (ст.19|

  |  |    Основные функции    |         |          |ФЗ)           |

  |  |————————————————————————|         |           ——————————————

  |  | Разработка федеральных |         |

  |  |  стандартов (ст.9 ФЗ)  |         |

  |  |————————————————————————|         |

  |  |  Аттестация аудиторов  |         |

  |  |    (ст.15, 16 ФЗ)      |         |

  |  |————————————————————————|         |

  |  |Лицензирование аудиторс-|         |

  |  |ких  организаций и инди-|         |

  |  |видуальных аудиторов    |         |

  |  |(ст.17 ФЗ)              |         |

  |  |————————————————————————|         |

  |  |Контроль аудиторских ор-|         |

  |  |ганизаций и индивидуаль-|  ——————————————

  |  |ных аудиторов (ст.14 ФЗ)| |              |

  |   ————————————————————————  |              |

   —————————————————————————————|——————————————|———————————

                    |           |              |           |

         ——————————————————————————       ———————————————————————

        | Аудиторские организации  |     |Индивидуальные аудиторы|

        |    (ст.5, 12, 14 ФЗ)     |     | (ст.3, 5, 12, 14 ФЗ)  |

        |——————————————————————————|     |———————————————————————|

        |   Основные функции       |     |    Основные функции   |

        |——————————————————————————|     |———————————————————————|

        |Обязатель- | Сопутствующие|     |  Сопутствующие аудиту |

        |ный  аудит | аудиту услуги|     |         услуги        |

        |——————————————————————————|     |———————————————————————|

        |Разработка внутрифирменных|     |Разработка внутрифирме-|

        |       стандартов         |     |    нных стандартов    |

         ——————————————————————————       ———————————————————————

2.2. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности"

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 - создание первой аудиторской организации "Интераудит"), с другой - стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона "Об аудиторской деятельности" - август 2001 г.) - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности" и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

2.3. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

Вопросы аттестации определены в ст.15 "Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности" и правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Образование аудитора".

В соответствии со ст.15 определено:

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются: наличие документа о высшем экономическом и/или юридическом образовании, полученном в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и/или юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и/или юридическом образовании; наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

По сравнению с ранее действовавшими положениями ужесточены требования к претендентам. В соответствии с п.2 ст.15, чтобы стать аудитором, необходимо иметь высшее экономическое и/или юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию; наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Аттестация аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности на период с даты вступления в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (с 9 сентября 2001 г.) до определения уполномоченным федеральным органом нового порядка аттестации аудиторов проводится в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643), Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 907) и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 3 октября 2001 г. N П13-1545 в части, не противоречащей Федеральному закону.

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (в случае необходимости претендент представляет копию документа, подтверждающего государственную аккредитацию образовательного учреждения), и в образовательных учреждениях СССР (до 1992 г.), а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти.

Аттестация и продление действия аттестатов по банковскому аудиту не проводятся, они могут быть возобновлены после определения Правительством Российской Федерации уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и определения указанным федеральным органом нового порядка аттестации аудиторов.

По истечении срока действия квалификационного аттестата, решение о выдаче которого было принято до 9 сентября 2001 г., аудитор вправе подать в Минфин России (ЦАЛАК) заявление о его продлении в установленном ранее порядке. Действие квалификационного аттестата аудитора (в случае принятия положительного решения о продлении) продлевается на неограниченный срок. На бланке квалификационного аттестата (или на оборотной стороне бланка в случае повторного продления), действие которого продлевается, вместо реквизитов "продлен до даты включительно" производится запись "с даты указанного решения продлен на неограниченный срок".

Квалификационные аттестаты аудитора (в том числе аттестаты, решение о выдаче которых было принято до 9 сентября 2001 г.) в дальнейшем могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (см. постановление Правительства РФ N 80 от 6.02. 2002). Обмен будет осуществляться при условии отсутствия оснований для аннулирования квалификационного аттестата аудитора, в том числе при условии отсутствия нарушения требования ст.15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" об обязательном ежегодном прохождении аудитором обучения по программам повышения квалификации.

Элементами образования аудитора являются: базовое образование, практический опыт, специальное профессиональное образование (в настоящее время носит рекомендательный характер), свободное владение деловым русским языком.

Базовое образование включает в себя в соответствии с действующим законодательством:

высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Документами, подтверждающими базовое образование, являются:

а) диплом об окончании высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому или юридическому профилю;

б) диплом об окончании высшего учебного учреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации, по экономическому или юридическому профилю.

Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех из последних пяти лет в качестве: бухгалтера, экономиста, ревизора, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

В стаж засчитывается работа на вышеуказанных должностях в штате организации, по совместительству или в качестве индивидуального предпринимателя. Стаж работы по совместительству определяется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.

Документами, подтверждающими практический опыт, являются:

а) нотариально заверенная выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы в течение трех лет из последних пяти по необходимой специальности;

б) справка аудиторской организации за подписью руководителя о работе в ней по совместительству с указанием даты и номера приказа о зачислении и увольнении и занимаемой должности, фактической продолжительности рабочего дня;

в) справка государственного фонда социального страхования, подтверждающая период работы для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и регистрационное удостоверение, патент, выданный органами местной власти, лицензия, подтверждающие право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью по специальности в соответствии с требованиями, изложенными в п.2.3 настоящего правила (стандарта).

Специальное профессиональное образование включает обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах и организациях по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ) и стажировку в аудиторской фирме.

Специальное образование организуется в следующих формах:

а) очная форма обучения с отрывом от производства;

б) очная форма обучения без отрыва от производства;

в) очная и/или заочная форме обучения.

Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами и составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Документом, подтверждающим владение русским языком (для нерезидентов и граждан - резидентов, получивших общеобразовательное среднее и высшее базовое образование за рубежом), является:

диплом учебного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в котором претендент прошел обучение устному и деловому письменному русскому языку в объеме не менее 300 часов.

Основные требования к повышению квалификации аудитора:

каждый аттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов в УМЦ или иных организациях;

каждый аттестованный аудитор должен систематически самостоятельно повышать свою квалификацию путем: изучения законов, стандартов, инструкций и других нормативных актов, вносимых в них дополнений и изменений; изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения аудита; участия в семинарах, конференциях, симпозиумах; разработки пособий, монографий по вопросам теории и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и права; участия в работе над правилами (стандартами), методиками, программами учебных курсов по аудиту.

Подтверждением повышения квалификации аудитора является документ установленного образца о прохождении ежегодного повышения квалификации в УМЦ или иных организациях в объеме не менее 40 часов.

В ст.16 Федерального закона "Основание и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора" рассмотрены вопросы аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) установлен факт несоблюдения требований ст.8 и 12 настоящего Федерального закона;

4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное ст.15 настоящего Федерального закона.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

3. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

4. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подп.1, 3-5 п.1 ст.16, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным подп.2 п.1 ст.16, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

2.3. Профессиональные аудиторские объединения и их роль в регулировании аудиторской деятельности

Для российского менталитета негосударственное регулирование аудиторской деятельности является новацией. Между тем, во многих странах с развитой экономикой такая форма регулирования успешно действует и приносит хорошие результаты, облегчая заботы государства.

В ст.20 "Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения" освещены вопросы организации таких объединений, в которые входят аудиторы, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации. Перечислены их основные права, которые свидетельствуют о том, что такие объединения могут заниматься вопросами регулирования аудиторской деятельности наряду с государственным федеральным органом.

1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

2. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющие указанным в п.1 ст.20 требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и/или не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Для целей настоящего федерального закона под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных объединений.

Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований настоящего федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности.

3. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

в соответствии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;

по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и/или обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;

ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

5. При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

В настоящее время в Российской Федерации созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПА), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), аудиторские палаты Москвы, Санкт-Петербурга и др.

В связи с вводом в действие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" эти объединения имеют право подать документы на аккредитацию. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности передает таким объединениям определенные полномочия. Возрастают авторитет и известность этих объединений среди аудиторов и бухгалтеров России.

При таком подходе государство в дальнейшем сможет передать аккредитованным аудиторским объединениям все больше соответствующих функций по регулированию аудиторской деятельности в РФ.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Заключение

Ответственность аудиторской организации и аудитора возникает вследствие нарушения принятых на себя по договору об аудите обязательств на основании ст.431 ГК РФ. Статья 401 ГК РФ указывает основания ответственности за нарушение обязательства:

1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В некоторых случаях в соответствии со ст.400 ГК РФ предусмотрена ограниченная ответственность: "По отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, Законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность)".

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность аудиторов. Согласно ст.202 использование "частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет".

Список литературы

1.                      Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - №33. - Ст.3422

2.                      Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11 декабря 1995 г. - №50. - Ст. 4870.

3.                      Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - №33. - Ст. 3430.

4.                      Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №190 "О лицензировании аудиторской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 апреля 2002 г. - №14. - Ст. 1298.

5.                      Кодекс этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.) // Аудиторские ведомости. - 2003 г. - №11.

6.                      Богатырев С.Г. Уголовная ответственность за злоупотребления полномочиями в сфере нотариальной и аудиторской деятельности. Автореферат диссертации – Ростов-на-Дону. -2002.

7.                      Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства Российской Федерации. -8 марта 1999 г. - №10. - Ст.1163

8.                      Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 декабря 2001 г. - №52. - Ст. 4921.

9.                      Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юристъ, 2002.

10.                 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301.

11.                 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст. 145.

12.                 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей ред. В.И.Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2004