Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Монархия и ее признаки________________________________ 5

§ 1. Понятие монархии_______________________________________ 5

§ 2. Признаки монархической формы правления________________ 6

§ 3 Становление конституционной монархии в России____________ 8

Глава 2. Разновидности монархии: основания классификации______ 13

§ 1. Абсолютная монархия и ее признаки______________________ 13

§2 Конституционная монархия: признаки и разновидности______ 17

§ 3. Парламентская монархия________________________________ 20

Заключение__________________________________________________ 24

Список использованной литературы____________________________ 26

Приложение_________________________________________________ 28

Введение

«Форма правления», как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности.

Тема о монархической форме правления государства является актуальной для современного общества и заботит умы многих людей, особенно в свете событий последних лет. Именно поэтому я выбрала эту тему.

Целью моей курсовой работы является исследование насущных проблем общества и определение способов достижения этой безусловно важной для всех нас задачи. Помимо этого данная работа позволила мне:

Усвоить комплекс общественно-теоретических знаний

Получить общее представление о теме - Монархическая форма правления

Раскрыть понятие каждого вида монархической формы правления.

Данная тема освещена в литературе достаточно широко. Поэтому для меня не составило большого труда подобрать и проанализировать необходимую литературу.

Литература, используемая при написании данной работы относится в основном к литературе, носящей теоретический характер, в которой содержатся актуальные на сегодняшний день темы, касающиеся всего права (экономики, политики), которые в следствии своего широкого охвата практически всех отношений затрагивают такую немаловажную тему, как - Монархия как форма правления. Исторический опыт и современные проблемы. Такой литературой являются книги, учебники, брошюры, под издательством таких авторов, А.С. Пиголкин, Ильин И.А., Манов Г.Н., Нерсиянец В.С.

Для углубленного понимания сущности темы использовалась специальная литература о истории, современности, будущего вопроса, а также о развитии его в других странах.

Для более полного понимания темы были использованы также и источники правотворческой литературы. На основе правотворческих источников строятся доказательства актуальной проблемы, а также приводятся примеры для наиболее полного понимания сущности темы.

Также использованы различные справочники для вывода и применения определений в ходе самой работы над темой.

Кроме того, при создании и написании работы использовались материалы и сведения, полученные в течение учебного процесса.

Глава 1. Монархия и ее признаки

§ 1. Понятие монархии

Организация высших органов государственной власти, их структура, компетенция, порядок образования в современных странах обнаруживают заметное многообразие. Классификация форм правления позволяет выявить их достоинства и недостатки с целью совершенствования деятельности государственного механизма.

В теории государства и права существуют различные классификации, которые опираются на разные критерии (основания). Так, одна из первых классификаций форм правления принадлежит древнегреческому мыслителю Аристотелю. В качестве критериев типологии он выделял цели правления и количество правящих. При этом Аристотель выделил три правильные формы (монархию, аристократию, политик)) и три неправильные (тиранию, олигархию, демократию).[1]

Используя политические идеи Аристотеля, Платона, Полибия, Цицерона, известный итальянский мыслитель Я. Макиавелли поделил формы правления: 1) на "дурные во всех отношениях" (тирания, олигархия, охлократия) и 2) те, которые "хороши сами по себе" (монархия, аристократия, демократия). Критерием типологии форм правления у Н. Макиавелли является круговорот добра и зла. Хорошие формы правления, достигая своего совершенства, по мнению мыслителя, клонятся к упадку, переходят в свою противоположность и наоборот. Так, монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает свое место демократии, которая в свою очередь перерастает в охлократию (власть толпы).

Однако современные формы правления по сравнению с античными и средневековыми претерпели значительные изменения, стали более сложными, хотя и сохранили некоторые базовые признаки. Обобщая историческую практику эволюции форм правления, можно выделить несколько классификаторов, которые использовались различными авторами и позволяли выделять специфику тех или иных форм правления. [2]

Монархия (в переводе с греческого - единовластие) - это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.

Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключения. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствуют предложенному определению. Рассмотрим подробнее основные черты монархий.

§ 2. Признаки монархической формы правления

Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку - монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т. д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет ниже.

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т. д.).

Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 г. на российском троне династия Романовых. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления - народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего - главы государства).[3]

Правление монарха осуществляется с помощью министров, чиновников, советников, ответственных перед ним.

 Власть монарха осуществляется по собственному праву, а не в порядке делегации или поручительства от народа.

В монархической форме правления существует признак юридической безответственности главы государства, согласно которой монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Этими признаками обладает классическая форма монархии (ею является абсолютная монархия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограниченна конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.[4]

§ 3 Становление конституционной монархии в России

К концу XVII в. и России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства, установления самодержавного строя, т.к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной к капиталистической системе. Этот переход в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты. Все общие признаки абсолютной монархии были присущи российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности:

если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостногоправа), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни Экспансионистские устремления выразились, прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения, принявшая наиболее жестоки( формы в XVIII в.[5] Наконец, усиление роли государства про явилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. На ряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Глава государства (царь, император) представляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все, даже малейшие проявления общественной и част ной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывают населению, когда гасить свет какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или побрить бороды и т.п.

Государство, возникшее в начале XVIII в., называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, по и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их.

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Видимо, нет. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства был только «винтиком».

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «солдат», «заключенный», «чиновник»и т.п. Государство с помощью правовых норм стремится регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак — обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.[6]

В сфере экономической идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.

Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютизма) в России стали мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное помещичье производство, отходные промыслы и крестьянская торговля (областью накопления капитала, разумеется, оставалась и купеческая торговля).

Правящим классом оставалось дворянство. В период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.).

Дворяне составляли значительную часть в структуре на рождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами. Подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян. Нижние чиновники в массе своей были выходцами из разночинных слоев.

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в.[7] После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и пр. (60—80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-представительных органов была обусловлена позицией центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722г.).[8]

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управления, такие, как Боярская Дума и приказы, прежде, чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская Дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она становится контрольным органом, наблюдавшим задеятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы.

Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660. 1667, 1682 гг.). Но и они перестали собираться уже с начала XVIII в. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру 1 титул императора. Россия становится империей.

Глава 2. Разновидности монархии: основания классификации

§ 1. Абсолютная монархия и ее признаки

Абсолютная монархия возникла в рабовладельческом обществе, а достигла своего расцвета в средневековье, в XVI - XVIII вв. На Востоке абсолютная монархия приобрела форму восточных деспотий и теократических монархий, где глава государства одновременно является верховным держателем светской и духовной власти.[9] В странах Западной Европы монархия имела четыре конкретно-исторические формы существования: раннефеодальную, сеньориальную, сословно-представительную и абсолютную.

Обобщая опыт функционирования различных форм абсолютной монархии, можно выделить ее юридические признаки:

 > монополия на власть со стороны монарха;

> концентрация в его руках всех ветвей государственной власти (режим слияния властей);

> отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих его власть;

> внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществляет с помощью назначаемых им министров, которые ответственны перед главой государства (юридическая инвеститура принадлежит монарху);

> народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен;

> отсутствие контроля за верховной властью со стороны общества.

Современные абсолютные монархии сохранились на Востоке - в юридически чистом виде, например, в султанате Оман, в превращенном виде в большинстве стран Персидского залива (Бахрейне, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и т. д.).

Они отличаются от средневековых аналогов (за исключением Омана) наличием отдельных элементов конституционной формы правления, которые, однако, не изменили абсолютистского характера власти монарха, а лишь приспособили ее к требованиям времени. Так, некоторые из них приняли конституции, создали представительные учреждения - парламенты. Но чаще всего дарованные главой государства народу конституции теперь уже юридически закрепляли монополию монарха на верховную власть, а парламенты, согласно конституции, наделялись лишь консультативными функциями.

Рассмотрим юридические признаки и механизм функционирования абсолютной монархии на примере королевства Саудовская Аравия.[10]

 Главой государства является король - Фахд ибн Абдуль - Азис Ааль Сауд, имеющий титулы: "Его Величество", "государь", "Маулай", что означает "наш повелитель", "Служитель двух Священных Мечетей". Источником власти монарха является Коран - Священная Божественная книга, в которой содержатся нормы, регулирующие все вопросы жизнедеятельности людей. Власть главы государства имеет божественный характер, ибо согласно Корану: "Аллах его избрал над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает".[11]

Власть монарха передается по наследству и по праву родства. Очередной монарх назначается семьей правящей династии, при этом наследником не обязательно становится сын правящего короля. Обычно наследный принц перед восшествием на престол приобретает опыт государственного управления, занимая некоторые должности. В настоящее время наследственный принц - Его Королевское Высочество Абдулло ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд - является заместителем премьер-министра, начальником национальной гвардии.

По Конституции 1992г. в руках короля сосредоточена законодательная и исполнительная власть, которую он осуществляет непосредственно, а также судебная власть, осуществляемая им через своих представителей. В своей деятельности монарх опирается на совет министров, председателем которого он является. Королю принадлежит право законодательной инициативы, издания нормативно-правовых актов - указов, не требующих подписи ответственного министра.

В соответствии с указом главы государства в королевстве в 1992 г. был создан Меджлиса Аш-Шура - Консультативный совет или Верховный совет правосудия. Он состоит из председателя и 60 членов, назначаемых королем. Каждые четыре года как минимум половина его членов должна быть заменено. Функция Совета состоит в применении канонов Корана и всех законодательных принципов шариата (свод норм мусульманского права) во всех сферах жизни. Верховный совет правосудия организует отправление правосудия no делам государства и граждан и гарантирует соответствие юридических законов и правил исламскому шариату и учению Пророка Мухаммеда.

Следовательно, король Саудовской Аравии обладает большим объемом властных полномочий, осуществляя их кок непосредственно, так и через министров, чиновников, назначаемых им из числа своих приближенных и членов правящей династии. При этом монарх не несет юридической ответственности ни перед кем, кроме Аллаха. Будучи высшим представителем государства вовне, он имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений. Так, он может без специального уполномочия заключать международные договоры, ратифицировать и денонсировать их. Монарх назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

Современные абсолютные монархии обладают рядом достоинств,[12] которые проявляются: 1) в способности верховной власти концентрировать ресурсы на решении актуальных задач; 2) единстве государственной власти, выражающемся в соединении властных полномочий в одном центре, что обеспечивает высокую степень взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти, предотвращает конфликты между ними; 3) способности проводить эффективную внутреннюю и внешнюю политику, которая гарантирует политическую стабильность, правопорядок и единство нации; 4) организации государственного механизма, который исключает дублирование управленческих функций и, как следствие, существование относительно дешевого чиновничьего аппарата.

Однако все эти достоинства обнаруживаются в том случае, если монарх является сильной и умной личностью, а правящая семья ориентирована на отстаивание национальных интересов.

Наряду с достоинствами абсолютная монархия имеет существенные недостатки: 1) политическое бесправие народа, не участвующего в формировании институтов верховной власти и проведении государственной политики; 2) полную бесконтрольность государственной власти; 3) юридическую безответственность монарха за принимаемые решения; 4) монополию монарха на власть, которая способна привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотреблениям властью; 5) отстаивание интересов класса феодалов.

§2 Конституционная монархия: признаки и разновидности

Буржуазно-демократические революции в XVII - XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютных монархий, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией.[13] Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом. Ограничение власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не вправе был изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия и ее признаки

Дуалистическая монархия являлась исторически переходной формой правления от абсолютной к парламентарной монархии, призванной обеспечить компромисс интересов феодалов и буржуазии. По этой причине она характеризуется дуализмом государственной власти, состоящим в том, что монарх преимущественно отражает интересы феодальной знати, а парламент - интересы "третьего сословия".[14]

Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

> юридически, по конституции, верховная власть разделена между парламентом, который наделен законодательной властью и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть;

> поскольку разделение властей не является завершенным, король обладает правом вето на решения парламента и издания декретов-законов, равных по юридической силе законам парламента;

> управление государством монарх осуществляет путем назначения премьер-министра и правительства, которые ответственны только перед ним;

> правом на роспуск парламента со стороны монарха;

> король назначает руководителей местного управления и самоуправлег ния, которые ответственны перед ним.

К началу XX в дуалистическая монархия изжила себя. В юридически чистом виде эта форма правления длительное время существовала в Кайзеровской Германии в 1871 - 1917 гг. В современных условиях дуалистическая монархия трансформировалась, освободилась "от некоторых архаичных черт и пробрела новые. В известном смысле с некоторыми превращенными чертами она функционирует в Иордании и Марокко.

Согласно Конституции 1953 г. верховная власть в Иордании формально разделена между королем и парламентом с преобладанием властных полномочий у монарха. Король является главой государства и не несет ответственности за свои действия (ст. 30). Согласно Конституции источником королевской власти является народ, однако фактически легитимность монаршей власти основана на авторитете правителя, священности его права но престол и управление нацией. Титул короля передается п6 наследству по Принципу майората (по мужской линии к старшему сыну) (ст. 28). К монарху предъявляются требования быть законнорожденным и исповедовать ислам.[15]

Король является главой исполнительной власти и имеет исключительное право назначать и снимать с должности премьер-министра и по его рекомендации министров. Кроме этого, монарх провозглашен верховным главнокомандующим вооруженными силами и представляет свою строну на международной арене: объявляет войну и заключает мир.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (Национальной ассамблее), состоящему из Сената (верхняя палата) и Палаты депутатов (нижняя палата). Однако монарх в сфере законодательной власти так же имеет значительные полномочия. Кoроль назначает членов (их 30) и спикера Сената и отрешает их от должности. Нижняя палата (Палата депутатов - 80 депутатов) избирается на выборах, которые назначаются королем. Ему принадлежит исключительное право продлевать срок полномочий нижней па латы не менее чем на один год и не более чем на два года. В сфере законодательной власти король обладает правом отлагательного вето на законы принятые парламентом. Кроме того, он имеет право роспуска палаты депутатов, право созыва или отсрочки сессии Национальной ассамблеи.

Хотя судебная власть по Конституции Иордании провозглашается независимой, она осуществляется от имени короля, который имеет право "даровать прощение" или смягчать приговор. Ни один смертный приговор не может быть приведен в действие без предварительного подтверждения королем. Глава государства обладает правом назначать и снимать с должности судей публичного и шариатского судов.

Казалось бы, Хошимитское (Иорданское) королевство по форме правления по многим признакам сходно с дуалистической монархией, однако, не является таковой в чистом виде. В Иордании используется принцип двойной инвеституры: правительство (совет министров) несет ответственность не только перед королем (ст. 49), но и перед Палатой депутатов (ст. 51).[16]

§ 3. Парламентская монархия

Дуалистическая монархия является переходной формой правления, которая эволюционирует в сторону парламентской монархии или республики. Это оказывается возможным благодаря наличию ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально-экономических интересов населения, их устойчивости, существованию многочисленного "среднего класса", функционированию конкурентной партийной системы, способной отражать интересы социальных групп и общностей, сформированности демократических традиций и политической культуры гражданственности.

В данных условиях согласование многообразных социальных интересов и потребностей осуществляется не сосредоточением властных полномочий в руках монарха, а благодаря их разумному распределению между различными органами государственной власти, их своевременному реагированию на требования общества, стремлению к компромиссу основных политических сил. Этот диалог власти и политических партий, движений, отражающих интересы и чаяния населения, может опираться на национальную традицию, символ единства общества, общность исторической судьбы, олицетворяющихся в личности монарха.

Многие промышленно развитые государства как в Европе (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Швеция, Испания, Голландия и т. д.), так и в Азии (Япония) являются по форме правления парламентскими монархиями.[17] Парламентская монархия обладает рядом юридических признаков:

> наследственным и пожизненным характером власти монарха;

> монарх царствует, но не правит. Будучи главой государства, он выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладая властными полномочиями, монарх их самостоятельно не использует, они оказываются "спящими";

> режим взаимодействия законодательной власти (она сосредоточена у парламента) и исполнительной (она находится у правительства) основан на принципе сотрудничества, а не жестокого разделения;

> правительство сформируется парламентом и ответственно перед ним, то есть ему принадлежит право юридической инвеституры. Формально это делает монарх, однако фактически лидер победившей на выборах партии формирует правительство из числа депутатов своей фракции;

> юридической безответственностью монарха, выраженной в принципе контрассигнатуры, когда акты монарха скрепляются подписью премьер-министра или министра, несущего ответственность за него. Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его взаимодействия с парламентом и правительством. Для иллюстрации этих различий сравним английскую и испанскую парламентские монархии.

Власть монарха и в Англии, и в Испании является пожизненной и наследственной. Причем в этих странах используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а младший брат исключает старшую сестру. Королевой Англии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон с 1952 г., а королем Испании - Хуан Карлос 1 Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора Франко в 1975 г.[18]

Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Англии источником власти выступает монарх, "суверен", являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием "суверен" обычно определяют статус монарха в Англии, и он не носит титула главы государства, хотя на практике является таковым, обладая широкими властными полномочиями, большинство которых он реализует "по совету и с согласия" премьер-министра. В Испании король является главой государства и получает верховную власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника.

И как глава государства, испанский король не входит ни в одну из ветвей власти, то есть не обладает функциями главы исполнительной власти и реальными полномочиями в сфере законодательной власти. Он стоит над органами верховной власти, выступая символом единства и преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает мир, подписывает международные договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания.

Согласно традиции, монарх в Англии включается в состав парламента кок один из его главных элементов, хотя термином "Корона" обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства - слугами Короны.[19] Более того, монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, то есть исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.

Однако у монархов Испании и Англии существует право на роспуск парламента, которое они осуществляют "по совету и согласию" премьер-министра.

Механизм функционирования государственной власти в обеих странах довольно схож. Он основан на принципе парламентаризма, который предполагает формирование и ответственность правительства перед парламентом. Номинально король Испании и королева Англии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер той политической партии, которая победила на парламентских выборах. Дело в том, что правительство в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие парламента, а это оказывается возможным в том случае, когда большинство депутатов являются сторонниками победив шей партии и тем самым одобряют кандидатуру премьер-министра. Поэтому в парламентской монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип сотрудничества законодательной и исполнительной властей. В силу этого в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку парламента.

Монархи в Англии и Испании юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

Заключение

Понятие «формы правления» отражает способы организации верховной государственной власти, структуру и компетенцию ее органов, принципы взаимоотношений между органами власти и взаимоотношений между органами власти и взаимодействия с населением. Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в промышленно развитых европейских странах, таких как Великобритания, Бельгия. Швеция. Дания, Норвегия, Испания и т.д.

Исходя из вышесказанного, форму правления можно определить как способ формирования высших органов государственной власти, определяющий их компетенцию, структуру и принципы взаимоотношений, степень участия населения в их образовании.

Монархия является одной из наиболее древних форм правления, зародившихся еще в раннеклассовых обществах. Исторически первой монархией была империя месопотамского царя Саргона I (2371 - 2230 гг. до н. э.). Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия стала основной формой правления в средние века. Несмотря на буржуазно-демократические революции XVII - XVIII вв., монархии продолжали оставаться преобладающей формой правления.

В современном мире монархия является широко распространенной формой правления. Достаточно сказать, что из 30 западноевропейских стран монархиями являются 10, в Азии четвертая часть государств " монархии, в Африке из 53 государств монархии - 3, в Северной Америке монархическая форма правления в Канаде, в Латинской Америке монархия установлена в Белизе. Большинство мелких островных государств в Карибском море также являются монархиями.[20]

Естественно, что монархическая форма правления не оставалась неизменной на протяжении исторического развития общества. Так, в промышленно развитых странах, таких как Бельгия, Голландия, Испания, Япония, Швеция, Дания, монархия сохранила лишь традиционные, в основном формальные черты, а на Востоке, в странах Персидского залива (например, в Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии и др.), монархия не претерпела существенных изменений по сравнению с классической монархической формой правления.

В процессе работы мы выяснили, что монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.

Монархия не оставалась неизменной, поскольку испытывала на себе влияние различных факторов, и в первую очередь таких как: зрелость гражданского общества и тип культуры, которые определяли ее конкретно-исторические формы. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти;, в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархии.

Список использованной литературы

          Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

          Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2000.

          Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000.

          Исаев И.А., История государства и права России, М., Юристъ, 1996.

          Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997.

          Щетинов Ю.А., История России. XX век, М., Издательская фирма Манускрипт, 1995.

          История буржуазных конституций. - М., 1986.

          Жидков О.А. История буржуазного права. - М., 1971.

          Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М., 1997.

          История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998

          Жильцова Е. И. Егорова Ж. Н., Сухолет И. Н. Политическое и духовное развитие современного общества. -М. 1993.

          Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.

          Ильин И. А. О государственной форме // Сов. государство и право. 1991. №11.

          Мухаметшин Ф. Х. // «Государство и право» №3. 1994.

          Нерсиянец В. С. "Гражданское общество и правовое государство", журнал "Государство и право".

          Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В. В. - М., 1994.

          Основы теории государства и права. под ред. Пиголкина А. С. -М. 1982.

          Теория государства и права. под ред. Марченко М. Н. -М. МГУ. 1987.

          Теория государства и права. - ч. 1 / Под ред. Венгерова А. Б.. - М., 1995.

          Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н. И. Мазутова. - М.: Юрист 1997г.

          Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.

          Бачилло Н.Л. «Факторы, влияющие на государственность» // Государство и право. 1993г. №7.

          Илбинский И.П., Крылов Б.С., Михалева Н.А. «Новое федеративное устройство России» // Государство и право. 1992г. №11.

          Пастухов В.Б. «Становление российской государственности и конституционный процесс, политический аспект» // Государство и право. 1993г. №2.

          Тихомиров Ю.А. «Государственность: крах и воскрешение?» // Государство и право. 1992г. №9.

          Чиркин В.Е. «Нетипичные формы правления в современном государстве» // Государство и право. 1994г. №1.

Приложение

Монархия

 
 

 

 


[1] Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. С. 130.

[2] Мухаметшин Ф. Х. // «Государство и право» №3. 1994. Стр. 49-59

[3] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998. С. 89-92.

[4] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000.С. 184-187.

[5] Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997. С. 54.

[6] Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997. С. 55.

[7] Тихомиров Ю.А. «Государственность: крах и воскрешение?» // Государство и право. 1992г. №9. стр. 16,17.

[8] Исаев И.А., История государства и права России, М., Юристъ, 1996.

[9] Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М., 1997. С. 31-33.

[10] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998. С. 90-93.

[11] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998. С. 92-93.

[12] Бачилло Н.Л. «Факторы, влияющие на государственность» // Государство и право. 1993г. №7. стр. 28-30

[13] История буржуазных конституций. - М., 1986. С. 82.

[14] Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. С. 135-136.

[15] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998. С. 95-96.

[16] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998. С. 96.

[17] История буржуазных конституций. - М., 1986.

[18] Жидков О.А. История буржуазного права. - М., 1971. С. 57-59.

[19] Жидков О.А. История буржуазного права. - М., 1971. С. 58-59.

[20] Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. С.132.