Оглавление

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Республика и ее признаки_________________________________ 6

1.1. Историческое развитие республики__________________________ 6

1.2 Основные признаки республики_____________________________ 7

Глава 2. Разновидности республики________________________________ 9

2.1 Президентская республика_________________________________ 10

2.2 Парламентская республика_________________________________ 15

2.3 Президентски - парламентская республика___________________ 18

2.4 Полу президентская (смешанная) республика_________________ 21

Глава 3. Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правления_____________________________________________ 23

Заключение____________________________________________________ 29

Список литературы____________________________________________ 31

Приложение___________________________________________________ 33

Введение

Республика (в переводе с латинского - общественное дело) - это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Республика — форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т. п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок.[1]

При этом следует отметить, что в процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так. в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, a в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат.

Особо следует сказать и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.

Курсовая работа будет посвящена республиканским формам правления. Во введении хотелось бы отметить, что эта тема достаточно актуальна на сей день, так как данная форма правления продолжает действовать в некоторых цивилизованных и развивающихся странах по сей день, таких как ФРГ, Финляндия, Турция, Венгрия, США, в некоторых странах Латинской Америки и Африки. Не менее важным является и то, что республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.[2] Важность выбранной темы заключается еще и в том, что республика как форма правления доказала исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, очень многие государства облекаются именно в названную форму.

Республик существует огромное количество. Среди многих их разновидностей возможно, однако, определить основные и наиболее характерные черты республиканской формы правления. Источником власти в республиках является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства. В этом проявляется народный суверенитет - один из фундаментальных принципов современной демократической государственности. Народом избирается высший законодательный орган - парламент (его члены - депутаты) и в некоторых случаях - президент. Все другие высшие органы государства формируются, как правило, этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным сроком -для предотвращения возможной узурпации властности. При республиканской форме правления проведен принцип разделения властей.

В данной работе раскрывается такое понятие как республика: характеризуются ее признаки, выделяются ее разновидности.

Рассмотрение различных форм республиканского правления и основных принципов форм правления - является главной задачей курсовой работы.

Для написания курсовой работы мною было использовано много литературы. Так, начиная, от Основного Закона РФ - Конституции, и вплоть до учебных пособий. Наиболее полным материалом, касающимся темы, обладали учебники авторов Хропанюк В.Н. и Лазарева В.В.

Глава 1. Республика и ее признаки

1.1. Историческое развитие республики

Одновременно с монархией развивалась и альтернативная ей форма правления - республика. Несмотря на то что термин "республика" происходит от лат. respublicum, что означает общественное дело, республиканская форма правления зародилась в городах-государствах Древней Месопотамии в IV - III тысячелетиях до н. э. В них власть осуществлялась выборными органами власти - собранием и советом (возглавляемым правителем). В собрании, которое избирало правителя, участвовали все полноправные граждане города-государства.

В дальнейшем  республика  приобретает различные  конкретно-исторические формы существования. В античности она достигла своего расцвета в Афинской демократической республике (V - IV вв. до и. э.) и Римской аристократической республике (V - II вв. до н. э.), а в средневековье сохранилась в форме городов-республик в условиях господства монархического правления.'[3]

Широкое распространение республиканская форма правления получила после буржуазно-демократических революций в XVII - XVIII вв. в государствах-нациях.[4] Эти революции были направлены против абсолютной монархии и стремились установить республику как форму правления, основанную на иных, чем монархия, принципах: народном суверенитете, выборности, гарантированности естественных прав, разделении властей и т.д.

В настоящее время республика является преобладающей формой правления в современных государствах.[5] Современные республики существенно отличаются друг от друга не только названием своих высших органов власти, принципами их взаимодействия, но и социальной эффективностью: одни из них политически стабильны и экономически развиты, а другие переживают кризисы, потрясения, конфликты.

1.2 Основные признаки республики

Несмотря на конкретно-национальные формы существования, республика обладает устойчивыми признаками, отличающими ее от монархической формы правления:

1. выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства;

2. срочностью властных полномочий: органы верховной власти избираются на определенный срок;

3. принадлежностью власти народу, от имени и по поручению которого действуют созданные органы государственной власти;

4. разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5. гарантированностью прав граждан со стороны государства;

6. взаимной ответственностью государства и личности перед правом;

7. контролем общества за верховной властью с помощью негосударственных организаций. Таким образом, республика - это форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на свободных выборах и на определенный срок.

Глава 2. Разновидности республики

Республика как форма правления прошла в своем развитии достаточно длительную эволюцию. Организация верховной власти в конкретной стране зависела от целого ряда факторов, которые определяли структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимодействия. Среди этих факторов следует отметить: размеры территории, географическое положение, зрелось гражданского общества, этнический состав, культуру, религию, внешнее окружение, влияние иной культуры и др.[6]

Всякий раз возникала такая разновидность республики, которая в , наибольшей мере способствовала адаптации общества к сложившимся условиям. Причем если эти условия изменялись достаточно существенно, то происходила смена разновидности республиканского правления.

Ток, например, с момента провозглашения независимости 4 июля 1776 года и до принятия Конституции в 1787 г. США были парламентской республикой. Выбор парламентской формы правления был обусловлен влиянием, Англии, которая была метрополией тринадцати американских колоний и развивало традиции парламентаризма. Однако неспособность парламентской республики эффективно реагировать на разнородные и быстроменяющиеся интересы различных по уровню экономической, социальной и культурной; зрелости штатов привела к необходимости изменения формы правления и установления с принятием Конституции США 17 сентября 1787 года президентской республики, оказавшейся наиболее стабильной системой власти среди современных государств.

Все многообразие современных республик можно с определенной долей условности классифицировать на два основных вида: президентскую и

парламентскую и производную от них - смешанную форму республики. В качестве основания для типологии республики выступают следующие признаки:

1. парламентский и внепарламентский способ избрания главы государства;

2. режим взаимодействия законодательной и исполнительной власти;

3. кому принадлежит юридическая инвеститура правительства, то есть кто и как формирует правительство и перед кем оно ответственно.

В конечном счете видовые различия республиканской формы правления связаны с поиском баланса между законодательной властью, олицетворяющей идею представительства интересов различных групп населения, и исполнительной властью, призванной эффективно реагировать на возникающие проблемы и оперативно их разрешать. Сбалансированность эффективности и представительности в различных моделях республиканского правления достигается определенным сочетанием режимов взаимодействия властей, порядком их формирования и механизмом согласования и реализации общезначимых и частных интересов.[7]

 

2.1 Президентская республика

Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность    за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Президентская республика впервые была создана в США Конституцией 1787 г. и, как показывает опыт, стала ее классическим вариантом.[8] Затем американскую модель пытались копировать большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, некоторые государства Центральной и Восточной Европы, стремившиеся достичь политической и социальной стабильности. Действительно, более чем двухсотлетний опыт США показывает что президентская республика является эффективной формой правления благодаря сильной исполнительной власти в лице президента, способной быстро реагировать на возникающие потребности населения и решать их.

Однако американская президентская республика формировалась в определенных исторических, экономических, социокультурных условиях, которых не было в других странах. Вследствие этого им удавалось перенять отдельные принципы и институты американской модели, но не всю систему. По этой причине американская модель модифицировалась применительно к условиям конкретных стран, например таких как Аргентина, Бразилия, Чили, Португалия, Египет, Индонезия и др.[9]

Признаками президентской республики, отличающими ее от иных видов республиканского правления, являются следующие:

- глава государства - президент одновременно является главой исполнительной власти,

- избрание главы государства внепарламентским способом - всеобщи

- голосованием   населения,   жесткое   разделение   законодательной, исполнительной и судебной власти,

- наличие механизма сдержек и противовесов, когда ветви верховной власти сдерживают друг друга,

- правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом,

- равная легитимность законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти, сформированных на основе всеобщих выборов

Рассмотрю механизм президентской республики на примере США. Создатели президентской республики в США смогли найти баланс законодательной и исполнительной власти при условии, что верховная власть подотчетна гражданскому обществу, однако у граждан нет непосредственного, прямого влияния на процесс принятия политических решений.

Президентская республика в США основана на принципе жесткого разделения властей, согласно которому было найдено равновесие между законодательной властью в лице Конгресса, исполнительной властью в лице президента и судебной властью в лице верховного суда Власти автономны и не вмешиваются в дела друг друга У президента отсутствует право на роспуск палат Конгресса.[10]

Принцип разделения властей в США был дополнен механизмом "сдержек и противовесов", при котором ветви высшей государственной власти равноправны, ни одна из них не должна доминировать Согласно мнению одного из создателей США Дж Мэдисона, верховная власть должна иметь такую структуру, "чтобы каждая ее составляющая часть могла в процессе взаимодействия с другими частями быть средством сдерживания их Амбициям должны быть противопоставлены другие амбиции" С одной стороны. Конгресс сдерживает президента и верховный суд тем, что принимает законы, в рамках которых им надлежит действовать В случае нарушения законов, например. Конгресс может отстранить президента от власти через процедуру импичмента.

С другой стороны, президент влияет на Конгресс тем, что может отклонять законы (отлагательное вето), принятые высшим законодательным органом Верховный суд "сдерживает" Конгресс и президента правом при-" знания их актов не соответствующими Конституции США.

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, который избирается на основе всеобщих, ровных и прямых выборов путем тайного голосования Конгресс США состоит из двух равноправных палат - Палаты представителей (435 депутатов, избираемых на два года) и Сената (100 сенаторов, по два сенатора от 50 штатов сроком на 6 лет, причем Сенат обновляется на одну треть каждые два года) Конгресс обладает финансовыми полномочиями (среди которых право чеканить монету, устанавливать налоги, делать займы и т.д.), военными полномочиями (объявлять войну, формировать армию, флот и т.д.), законодательными полномочиями (принимать законы).

Исполнительная власть в США осуществляется президентом Он является главой государства и главой правительства Полномочия президента США как главы государства достаточно обширны:

1) он представляет США в отношениях с другими государствами,

2) с согласия Сената назначает и отзывает послов,

3) заключает международные договоры,

4) является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии,

5) обладает правом помилования, отсрочки исполнения приговоров, награждает медалями и иными знаками отличия;

6) с согласия Сената он назначает министров, которые несут ответственность перед ним, о также членов верховного суда;

7) обладает правом созывать Конгресс на чрезвычайные сессии,

8) утверждает и опубликовывает законы, принятые Конгрессом или в случае несогласия возвращает их в Конгресс на повторное рассмотрение Как глава исполнительной власти, президент:

1) непосредственно руководит государственным аппаратом управления,

а) назначает и увольняет служащих федеральной администрации,

б) несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета,

в) издает указы и исполнительные приказы. По Конституции США статус правительства не определен.

Руководители исполнительных департаментов составляют кабинет министров, обладающий консультативными функциями при президенте. Президент США избирается не прямым голосованием граждан, а косвенным путем - через выборщиков (их должно быть 538) от населения.

Судебная власть в США осуществляется верховным судом и низшими судами, которые учреждает Конгресс Члены верховного суда (их 9) назначаются президентом с согласия Сената Верховный суд обладает правом осуществлять судебный надзор за соответствием законов и иных актов Конституции США и в случае их отклонения отменять действие подобных нормативно-правовых актов. Кроме этого, верховный суд имеет право толковать Конституцию, разрешать споры о компетенции между высшими органами власти и, органами власти штатов.

При президентской системе власти существует опасность узурпации верховной власти президентом, частых конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти. [11]По этой причине президентская республика может эффективно функционировать лишь в условиях зрелого гражданского общества. В США опасность узурпации власти предотвращается принципом жесткого разделения властей, четко установленным сроком правления президента - не более двух сроков, то есть 8 лет занятия должности одним лицом Высокая политическая культура общества позволяет удерживать общество от столкновения интересов, используя авторитет верховного суда, развитую партийную систему и иные политические силы (профсоюзы, СМИ), посредством которых достигается политическое согласие.

2.2 Парламентская республика

В отличие от президентской республики, где все институты власти формируются на выборах, в парламентской республике единственным демократически избранным институтом власти является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия Парламентская республика обладает следующими признаками

- отсутствует принцип жесткого разделения властей, существует режим сотрудничества законодательной и исполнительной властей,

- правительство формируется победившей на выборах партией или коалицией партий, которая располагает большинством мест в парламенте;

- правительство ответственно перед парламентом,

- глава государства - президент - избирается парламентом и формально обладает правом назначать премьер-министра;

- президент по конституции наделен широкими полномочиями, однако на практике он осуществляет их по предложению премьер-министра;

- особое положение премьер-министра в системе верховной власти, обладающего значительными фактическими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Парламентская республика иначе, чем в президентской, обеспечивает баланс законодательной и исполнительной власти. Доминирующая роль принадлежит высшему законодательному и представительному органу власти -парламенту.[12] Однако на практике, благодаря парламентскому вотуму доверия правительству, происходит заметное усиление исполнительной власти путем наделения  ее  дополнительными  полномочиями,  в  том  числе  и законодательными. Подобная система правления существую в ФРГ, Италии, Швейцарии, Индии и т. д.

Рассмотрю механизм функционирования парламентской республики на примере ФРГ.

Формально верховная власть в ФРГ разделено между парламентом -Бундестагом (законодательной), президентом и федеральным правительством (исполнительной), федеральным конституционным судом и федеральной судебной палатой (судебной). Законодательная власть принадлежит Бундестагу, который избирается на 4 года но всеобщих выборах. Он является нижней палатой парламента. Верхней палатой выступает Бундесрат, члены которого назначаются правительствами 16 земель, входящих в ФРГ, пропорционально И численности населения земли. Исполнительная власть - президент и федеральное правительство -формируется Бундестагом. Главой государства является федеральный президент. Он избирается федеральным собранием, в которое входят члены Бундестага и такое же число представителей от земель, на 5 лет. Одно лицо может занимать пост президента лишь два срока. По конституции президент не входит в состав федерального правительства. Кок глава государства, он представляет ФРГ в международных отношениях, заключает договоры с иностранными государствами, назначает и отзывает послов, обладает правом роспуска  Бундестага,  назначает  и  увольняет  федеральных  судей, государственных служащих, осуществляет право помилования. Многие свои полномочия он осуществляет по совету канцлера. Президент несет ответственность перед Бундестагом, который может отстранить его от должности за нарушение законов ФРГ. Акты президента требуют контрасигнатуры, то есть скрепления подписью ответственного министра или премьер-министра.

Правительство ФРГ формируется парламентом и несет ответственность и перед ним. Кандидатура премьер-министра (в ФРГ он называется канцлером) предлагается Бундестагу президентом из числа лидеров партий, победивших на парламентских выборах. Утвержденный Бундестагом канцлер формирует правительство, министры которого назначаются президентом. Особое положение в исполнительной власти ФРГ занимает канцлер, который определяет основные направления внутренней и внешней политики и несет ответственность за их реализацию.

Судебная власть в ФРГ независима. Оно осуществляет правосудие в различных формах.

В парламентской республике велика роль политических партий, формирующих волю граждан и отражающих их интересы в органах власти. По сравнению с президентской республикой парламентская республика имеет известные преимущества. К таковым относится единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие преобразования.

Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки. Так, парламентские республики с большим Количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно.[13] Так, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парламенте не могут договориться о единой программе действий.

2.3 Президентски - парламентская республика

Система правления, которую называют президентско - парламентской, в настоящее время существует во Франции, Австрии, Польше, Ирландии, Португалии, России и т.д. Классической моделью президентско -парламентской республики считается система власти Пятой республики во Франции, установленная Конституцией 1958 г.[14] Ее формирование было вызвано стремлением преодолеть недостатки парламентской республики, существовавшей с 1946 г. и оказавшейся неэффективной в условиях острого политического кризиса.

По этой причине создатели Пятой республики стремились соединить в президентско - парламентской форме правления наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. В связи с этим данную форму правления еще называют смешанной. Она позволила соединить в себе сильную президентскую власть, что является достоинством президентской

республики, и эффективный контроль за правительством со стороны парламента, составляющим одно из преимуществ парламентской республики.

Юридическими признаками президентско - парламентской республики являются:

- двойная инвеститура правительства, то есть двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом;

- внепарламентский способ избрания главы государства;

- президент  республики является  главой  государства и  главой исполнительной власти;

- концентрация значительных властных полномочий в руках президента стоящего над органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

- заметно ограниченные полномочия парламента;

- достаточно широкие полномочия правительства, включая и в сфере законодательной.

Рассмотрю механизм функционирования президентско- парламентской республики на примере Франции.

Конституция 1958 г. установила во Франции смешанную форму правления - президентско- парламентскую республику. Это нашло свое отражением, том, что глава государства и глава исполнительной власти -президент республики - избирается на всеобщих выборах на 7 лет. Во Франции весьма заметна авторитарная тенденция, которая выражается в концентрации политической власти в руках президента и правительства. Взаимоотношения властей основаны на смешанном режиме взаимодействия: с одной стороны, разделение властей, а с другой - их сотрудничество, которое обеспечивает президент, стоящий над властями. Согласно ст. 5 Конституции за ним закрепляется обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". Президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров" (ст. 5). Как глава государства президент обладает правом роспуска парламента Национального собрания, введения чрезвычайного положения. Практически, согласно ст. 16, президент вправе устанавливать единоличную диктатуру при определенных условиях. Он формирует исполнительную власть на всех уровнях, является главой вооруженных сил, наделен правом помилования и назначения трех членов конституционного совета.[15]

Как глава исполнительной власти он председательствует в совете министров, подписывает декреты и ордонансы правительства, обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, назначает послов, военачальников. Все эти полномочия он осуществляет по совету председателя правительства. Президент участвует в формировании правительства, подбирая кандидатуру премьер-министра и утверждая ее. Затем премьер должен представить президенту состав правительства, который утверждается им. Однако правительство должно получить поддержку в парламенте - Национальном собрании. Поэтому президент предлагает в качестве премьер-министра лишь лидера победившей на парламентских выборах партии, поскольку она обладает большинством мест в парламенте.

Парламент, состоящий из двух палат - Национального собрания и Сената, играет ограниченную роль. Полномочия парламента четко очерчены конституцией. По вопросам, не включенным в этот перечень, законодательные акты принимает правительство. Среди полномочий парламента, наряду с законодательными, экономическими, судебными, внешнеполитическими, следует (особенно отметить контрольные). Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства путем принятия резолюции порицания либо отказа в доверии правительству. Правда, отставка правительство может привести к роспуску президентом Национального собрания.

2.4 Полу президентская (смешанная) республика

В ней в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления. Вариаций полупрезидентских республик, различающихся между собой значительно или лишь в деталях, достаточно много.[16]

Вот одна из основных.

Существует сильный президент, избираемый народом. Он как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент (например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться доверием большинства в парламенте, должно быть ответственно и перед парламентом.[17] Таким образом, именно формирование, а в еще большей степени - ответственность правительства - фактор, который юридической наукой считается ключевым в разграничении разновидностей республиканского правления.

У президента по конституции могут быть широкие полномочия, но на практике он может некоторыми не пользоваться (такие полномочия конституционалисты называют "спящими").[18] В полупрезидентской республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть, или же существует так называемый административный премьер, который лишь координирует деятельность отраслевых органов управления.[19]

В большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария и др.), установилась именно смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, (т.е. обладая общепризнанной популярностью и народным доверием) не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс.[20] Глава правительства подчас выступает "мальчиком для битья": если что-то не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом поведении этого курса правительством.

Своеобразная форм правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный совет) назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом не предусмотрена.

Глава 3. Россия – демократическое правовое государство с республиканской формой правления

С принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ партийно-советская форма российской государственности канула в лету.

 Начался процесс создания новой территориально-организационной структуры российского государства. Несомненна сложность и длительность этого процесса, при этом очевидна необходимость как обновления старых, прочно утвердившихся структур федеративного государственного устройства, так и создания новых государственно-правовых учреждений и форм, отвечающих потребностям реформирования всех сторон жизнедеятельности российского общества и построения демократического правового государства.

Если говорить о Российской Федерации как о демократическом государстве, то уместно провести некоторые параллели:

1) демократия тесно связана со свободой личности с одной стороны (ст.2 Конституции РФ),

2) другой стороны предполагает реальный народный суверенитет (ч.1 ст.3 Конституции), выражающийся в народовластии.

     С юридической точки зрения «народ» отождествляется с понятием «граждане», означает политическую общность, охватывающую население данного государства.

Категория «власть» - возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное.

Основными элементами государственной власти являются общая воля и сила, способная обеспечить подчинение ей всех членов общества.

С государственной властью тесно связан  суверенитет государства.

Суверенитет государства есть свойство государства самостоятельно  и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на соответствующей территории и за ее пределами в международном общении.

Суверенитет государства определяется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти определяет общий порядок, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан (ч.2 ст.4 Конституции).

Признание народа в качестве носителя суверенитета, единственного источника государственной власти, является выражением народного суверенитета, который обозначает, что народ ни с кем не делит свою власть, осуществлять ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил (ст.3 Конституции).

Согласно ч.4 ст.3 Конституции власть принадлежит многонациональному народу.

Народовластие принадлежит всей государственности власти народа, а также осуществление народом этой власти свободно в полном соответствии с его суверенной волей.

Власть принадлежит:

органам государственной власти,

органам местного самоуправления, народу из чего вытекает понятие демократия.

 Представительная демократия, то есть осуществление народной власти

через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражают волю тех, кого они представляют.

Непосредственная демократия есть осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения: выборы, референдумы, всенародное и местное обсуждение вопросов государственной и общественной жизни и т.д.(ч.3 ст.3 Конституции).

Политическое многообразие- создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всем социально-политическим и иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции (ст.13 Конституции).

Для реализации принципа политического плюрализма необходима четкая правовая конституционная основа функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право граждан на объединения в общественные организации защитить конституционные устои общества путем запрета в судебном порядке отдельных политических организациях, угрожающих этим устоям.

Политическое многообразие(ст. 13 Конституции) складывается из:

идеологического многообразия;

свободы политических мнений и политических действий;

свободного выбора граждан состоять или не состоять в какой-либо партии;

определенного статуса партий.

     Теория разделения властей основывается на различных функциях государства:

 - законодательной,

 - исполнительной,

 - судебной.

Данные функции должны осуществляться разными органами независимо друг от друга.

Однако для обеспечения свободы недостаточно распределения власти между

различными органами. Кроме взаимного равновесия этих органов нужно, чтобы ни один из них не смог получить преобладания над другими и чтобы каждый из них был бы гарантирован от посягательств со стороны других.

В основу учения разделения властей легли представления о смешанной форме правления, то есть такой форме правления, в которой соединяются особенности всех форм.

Родоначальник данной теории древний греческий мыслитель Полибий. Он проанализировал полномочия трех властей в Римском государстве, а именно

власть консула(царская),

сенатов(аристократическая),

 народа(демократическая).

Джон Локк уже различает власть на законодательную(парламент) и исполнительную(монарх), осуществление федеративной власти через кабинет министров.

Монтескье трактует данное положение так: верховенствовать право может при таком разделении властей, при котором они могли бы взаимно сдерживать друг друга, при котором рапределение государственной власти было бы осуществлено между различными политическими силами.

В годы Советской власти этот принцип был отвергнут как чуждый, в лучшем случае, по Марксу, он рассматривается как обыкновенный раздел труда, примененные к государственному механизму в виде упрощения контроля.

Создание государства нового типа предполагало уничтожение буржуазного парламентаризма и строительство новых социальных органов народного представительства, одним из важнейших принципов которых является уничтожение разделения властей. Такими органами стали Советы, все остальные подотчетны им.

Разделение властей один из основных принципов конституционной России(ст.10 Конституции).

Согласно Конституции, разделение властей - не только рассредоточение, распределение и демонополизация власти, но и действительное реальное взаимное уравновешивание, при котором ни одна их трех ветвей власти не сможет ущемить или подчинить себе другую. Для обеспечения принципа разделения властей не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии  Конституция РФ в ст.11 предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.  Данное предположение предусматривает систему сдержек и противовесов, направленных на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонние подходы к решаемым вопросам.

Государственно-территориальное устройство РФ основывается на принципе федерализма. В России федерация исторически служила, прежде всего, в качестве формы организации национальных отношений. Федерация должна обеспечить самоопределение этносов(народа), составляющих многонациональный народ РФ, их равноправие с суверенитетом российского народа в целом.

Самоопределение - есть верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, их свободное волеизъявление в избрании своей формы государственности.

Равноправие есть право народов во всех вопросах государственного строительства, развитие культуры, национального языка и т.д.

 Российский федерализм исторически выразился в создании различных форм государственности народов РФ, а именно республик, автономных областей, автономных округов, а также в преобразовании одних форм государственности в другие.

РФ имеет три вида субъектов: государства в составе РФ(ранее автономные республики); государственно-территориальные образования - край, область и города федерального значения; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа.

В ст.1 Конституции установлена республиканская форма правления.

Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость этой главы государства.  Этим республиканская форма правления отличается от монархии, которая характеризуется наследственным статусом главы государства.

Форма правления РФ сочетает черты парламентской и президенсткой республики.

Социальное государство есть государство, главной задачей которого является

достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом условиях, обеспечивает всеобщую солидарность и взаимную ответственность.

Эти условия находят отражение в социальной политике государства.

Социальная политика есть часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

Говоря о демократическом российском государстве, нельзя не отметить положения, касаюшиеся положения религии и ее место в данном государстве.

Конституция РФ провозгласила государство светстким, определило, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14 Конституции РФ).

Заключение

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Республиканская форма правления характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента.

Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города - республики.

Во-вторых, за внешне демократической республиканской формой правления вполне может стоять авторитарный режим. Сама идея демократии и республики как наиболее демократической формы правления приобрела большую популярность в XX в. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и возвратились к авторитаризму.

Таким образом, после рассмотрения различных форм правления возможно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельность государственного аппарата. Проблема формы правления - это прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

Можно также отметить то, что республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними

В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.

Республика как форма правления доказала исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, большинство государств облекаются именно в названные формы.

Список литературы

                     Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

                    Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 2000.

                    Бережнов Г.А. Политика и права человека. - Омск, 1998.

                    Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1999.

                    Государственное право буржуазных и освободившихся стран. -  Учеб. - М., 1988.

                    Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.

                    Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. - М., 1916.

                    Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1999.

                    Коркунм Н. М. Лекции по общему государственному праву СПб., 1914.

                    Краснов Ю.К., Кривогуз И.М. Основы науки о политике: ч. 2., М., 1993.

                    Лебедев Л.И. Гражданское общество в правовом государстве. - М., 2000.

                    Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

                    Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В.В.- М., 1999.

                    Общая теория права: Учеб. - М., 1998.

15.Благож И. Форма правления и права человека в буржуазных государствах. М.,1985.

16.Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1993.

17.Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд. -М., Спартак, 2000.

18.Лувренко М.А. Общая теория права: Учеб. - М., 1999.

19.Лузин В.В. Формы правления в современных государств: Учеб. пособие. Н.Новгород, 2000.

20.Общая теория права: Учеб. - М., 1995.

21.Петров B.C. Сущность .содержание и форма государства. М., 1971.

22.Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств. М., 1998.

23.Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992 / В содерж.: В.П.Федоров - Современные идеи правового государства, В.И.Дымченко.

24.Теория государства и права. - ч.1 / Под ред. Венгерова А.Б..- М., 1995.

25.Теория права и государства : Курс лекций / Под ред. Н.А.Катаева и В.В.Лазарева. - Уфа, 1994.

26.Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997.

Приложение

 


[1] Общая теория права: Учеб. - М., 1998

[2] Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В.В.- М., 1999

[3] Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997

[4] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1999

[5] Петров B.C. Сущность .содержание и форма государства. М., 1971

[6] Лузин В.В. Формы правления в современных государств: Учеб. пособие. Н.Новгород, 2000

[7] Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992 / В содерж.: В.П.Федоров - Современные идеи правового государства, В.И.Дымченко

[8] Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств. М., 1998

[9] Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 2000

[10] Краснов Ю.К., Кривогуз И.М. Основы науки о политике: ч. 2., М., 1993

[11] Теория государства и права. - ч.1 / Под ред. Венгерова А.Б..- М., 1995

[12] Общая теория права: Учеб. - М., 1995

[13] Теория права и государства : Курс лекций / Под ред. Н.А.Катаева и В.В.Лазарева. - Уфа, 1994

[14] Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств. М., 1998

[15] Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств. М., 1998

[16] Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 2000

[17]Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997

[18] Теория государства и права. - ч.1 / Под ред. Венгерова А.Б..- М., 1995

[19] Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд. -М., Спартак, 2000

[20] Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств. М., 1998