1.2. Применение упрощенной системы налогообложения в России и за рубежом

В принципе, идея появления такого специального налогового режима не нова. Еще в 1995 году был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), утративший силу с 1 января 2003 года на основании ст.3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ). Взамен этого закона введена в действие глава 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (п.2 ст.1 Закона N 104-ФЗ).

Глава 26.2 НК РФ несет в себе существенные отличия от требований указанного Закона N 222-ФЗ, при этом в ней законодатель сделал попытку исправить те неточности, которые присутствовали в ранее действовавшем законе и принять данный законодательный акт в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным актам законодательством о налогах и сборах.

В то же время новая глава 26.2 НК РФ содержит как позитивные, так и негативные моменты.

Позитивным моментом нового закона является устранение неравенства при налогообложении организаций и индивидуальных предпринимателей.

До введения в действие глава 26.2 НК РФ ст.1 Закона N 222-ФЗ об упрощенной системе закона содержала различные положения, касающиеся организаций и индивидуальных предпринимателей.

Для организаций - субъектов малого предпринимательства упрощенная система налогообложения заменяла уплату совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов на уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций. При этом уплатой единого налога заменялась вся совокупность налогов, за исключением ограниченного перечня: таможенных платежей, лицензионных сборов, единого социального налога (взноса) и пр.

Упрощенная система существует как альтернатива общепринятой системе налогообложения, отличающейся большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с противоречивостью и запутанностью налогового законодательства, устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные (зачастую сложные) алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций малого бизнеса.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года введена в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 2003 год на упрощенную систему налогообложения перешло 4116 налогоплательщиков, в том числе 2270 организаций и 1846 индивидуальных предпринимателей. В 2003 году был уплачен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 230224 рублей, в том числе 194888 рублей – организации и 35336 рублей  - индивидуальными предпринимателями.

В 2004 году на упрощенную систему налогообложения по сравнению с 2003 годом перешло еще 1791 предприятий, таким образом общее количество предприятий на упрощенной системе налогообложения составило 5907 налогоплательщиков, в том числе 3721 организаций и 2186 индивидуальных предпринимателей. Таким образом в бюджет Тюменской области был получен единый налог в сумме 364783 рублей, в том числе от организаций 287674 рублей, что на 92786 рублей больше чем в 2003 году, а от индивидуальных предпринимателей 77109 рублей по сравнению с 2003 годом данная сумма возросла на 41773 рублей.

В 2005 году на упрощенную систему налогообложения по сравнению с 2004 годом перешло 7377 налогоплательщиков, в том числе 4601 организаций, по сравнению с 2004 годом на упрощенную систему налогообложения перешло 880 организаций  и 2776 индивидуальных предпринимателей, по сравнению с 2004 годом на упрощенную систему налогообложения перешло еще 590 индивидуальных предпринимателей. Таким образом в бюджет Тюменской области был получен единый налог в сумме 454243рублей. Таким образом из приложения 1 видно что число налогоплательщиков переходящих на упрощенную систему налогообложения возрастает с каждым годом с 2003 по 2005 год данная сумма возросла на 3261 предприятие, сумма налога возросла на 224019 рублей.

Налоговая нагрузка в среднем на одного налогоплательщика-организацию и одного налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, применявших до перехода на упрощенную систему налогообложения общеустановленный порядок налогообложения, снизилась соответственно в 2 и в 2,5 раза; налоговая нагрузка на одного налогоплательщика-организацию и на одного налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, применявших ранее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, снизилась соответственно в 1,6 и в 2 раза.

Большинством налогоплательщиков после перехода на упрощенную систему налогообложения представляются в налоговые органы только две формы налоговой отчетности - по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2003 года учет доходов и расходов налогоплательщиками ведется в упрощенном порядке (без применения метода двойной записи) в специальной Книге учета доходов и расходов, а также хозяйственных операций, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, в указанной Книге учитываются только суммы полученных ими доходов от осуществляемой деятельности.

Возможность максимально снизить трудозатраты, связанные с ведением учета результатов предпринимательской деятельности, и послужила для большинства налогоплательщиков основной причиной выбора объектом налогообложения доходов (68,7% налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения избраны доходы).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представляется преждевременным рассмотрение вопроса об увеличении размера ограничений по полученным налогоплательщиками доходам, учитываемых для целей перехода и дальнейшего применения упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем необходимо отметить, что ряд положений главы 26.2 Налогового кодекса вызывает определенные сложности в применении упрощенной системы налогообложения, связанные с отсутствием, в отдельных случаях, их методологической взаимосвязи между собой и нормами иных глав Кодекса.

В первую очередь это касается условий и ограничений по переходу на упрощенную систему налогообложения и дальнейшему ее применению, порядка определения и признания доходов и расходов, а также переходных положений, определяющих особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.

В этих условиях представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в главу 26.2 НК РФ, предусматривающих, в частности:

включение в перечень налогоплательщиков, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, частных детективов, адвокатских кабинетов, адвокатских бюро, а также организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества;

уточнение порядка прекращения применения упрощенной системы налогообложения с учетом положений пункта 3 статьи 346.12 НК РФ;

определение состава доходов от предпринимательской деятельности, учитываемых индивидуальными предпринимателями при определении объекта налогообложения;

определение порядка принятия расходов на приобретение нематериальных активов;

определение порядка принятия материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);

уточнение порядка исчисления налоговой базы по единому налогу при реализации основных средств и нематериальных активов, приобретенных до применения упрощенной системы налогообложения;

определение порядка исчисления налоговой базы по единому налогу и налогу на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения;

определение порядка принятия расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов, используемых одновременно для осуществления видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и видов предпринимательской деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения;

установление порядка исчисления налоговой базы по единому налогу и налогу на доходы физических лиц при переходе индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения;

введение ограничения по размеру уменьшения суммы исчисленного единого налога на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Внесение в главу 26.2 НК РФ указанных поправок позволит не только существенно повысить эффективность применения упрощенной системы налогообложения, но и привлечь к ней внимание значительно большего количества налогоплательщиков, занятых в сфере малого бизнеса.

21 июля 2005 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 101-ФЗ, который внес изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ.

Нововведений по упрощенной системе много. Вот лишь некоторые из них: изменились состав налогоплательщиков, правила перехода на специальный режим, а также порядок списания расходов.

Сразу хотелось бы отметить, что есть как позитивные, так и негативные изменения.

А самое плохое, что в большинстве случаев вообще непонятно, как именно применять изменения - многие новшества оказались весьма запутанными.

В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ перечислены организации и предприниматели, которые не вправе применять упрощенную систему. Федеральный закон N 101-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006г. изменил указанный перечень.  На упрощённую систему налогообложения теперь запрещено переходить адвокатам, а также бюджетным учреждениям и иностранным организациям, имеющим филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Федеральный закон N 101-ФЗ увеличил максимальный размер дохода, при котором организации могут переходить на упрощенную систему, до 15 000 000 руб.

В 2006 году организация получает право перейти на УСН, если ее доходы по итогам 9 месяцев не превысят 15 млн. руб. В 2005г. такой предел составлял 11 млн. руб., но в эту сумму входят только доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ. С 2006 года при определении предельного размера доходов будут учитываться не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы, как они определены для целей исчисления налога на прибыль организаций (ст. 250 НК РФ).

Важным нововведением является и учет инфляции без внесения изменений в НК РФ. Теперь величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой организация имеет право перейти на УСН, подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается на каждый следующий календарный год и учитывает изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Уточнен также еще один общий критерий, необходимый для применения УСН - это остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которая не должна превышать 100 млн. руб. Теперь для подсчета указанной суммы учитываются только основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ. То есть, мелкие основные средства стоимостью не более 10 000 рублей из подсчета исключаются. Зато, например, учитываются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

С 2006 года как организации, так и индивидуальные предприниматели будут пользоваться единой классификацией доходов согласно статье 249 и 250 НК РФ (доходы от реализации и внереализационные доходы). Также для всех категорий налогоплательщиков, а не только для организаций, как это было в 2005г., применяется статья 251 НК РФ, в которой указан перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения.

В частности, это позволит налогоплательщикам, применяющим УСН, без лишних вопросов получать займы и давать взаймы.

 «Упрощенцы», исчисляющие единый налог с разницы между доходами и расходами, могут учесть только те затраты, которые поименованы в статье 346.16 НК РФ. Федеральный закон №101-ФЗ расширил этот перечень.

Во-первых, теперь в перечень включены расходы не только на приобретение основных средств (как сейчас), но и расходы на их сооружение и изготовление.

Это важно для тех, кто занимается строительством основных средств или передает часть собственной готовой продукции для использования в качестве основных средств.

Аналогично учитываются и расходы на создание нематериальных активов самим налогоплательщиком.

Во-вторых, уточнено условие принятия в состав расходов сумм НДС по приобретенным ценностям: расходом признаются суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов. Из этого следуют два вывода. Первый - если сама приобретенная ценность не может включаться в состав расходов, то и НДС по ней в расходы также не включается. Второй - для включения НДС в расходы не нужно ждать, пока сама ценность будет использована (например, в производстве) или реализована - достаточно оплатить НДС поставщику и принять ценность к учету.

В-третьих, при реализации приобретенных товаров налогоплательщик сможет принять расходы, непосредственно связанные с такой реализацией, в том числе сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров.

В-четвертых, перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения (по сравнению с ныне действующим порядком) дополнен следующими видами расходов:

- расходы на бухгалтерские и юридические услуги;

- расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

- расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

- расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

- расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

- расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

- расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы на сертификацию продукции и услуг;

- периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

- расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ;

- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.

Уточняется порядок принятия расходов по основным средствам. В частности, закреплено, что если налогоплательщик применяет УСН с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете. Также указывается, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Это положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.

Но самое главное - что в состав основных средств и нематериальных активов включаются ОС и НМА, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

То есть, малоценные объекты (стоимостью до 10 000 рублей включительно) к основным средствам не относятся, а значит, упрощается их учет для целей налогообложения.

В статье 346.17 НК РФ уточняется также момент признания отдельных видов расходов:

1. Материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

2. Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара.

3. Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.

4. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

5. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления предпринимательской деятельности.

6. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав собственного векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после погашения указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя третьего лица расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) имущественные права. Эти расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанного в векселе.

Важным нововведением также является и то, что налогоплательщики не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

При порядке исчисления и уплаты налога, можно выделить два основных момента:

1. Оплата пособий по временной нетрудоспособности уменьшает сумму единого налога для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы", не более чем на 50% (в совокупности с отчислениями на обязательное пенсионное страхование). Ранее выплата "больничных" могла привести к ситуации, когда единый налог мог не уплачиваться вообще.

2. В расчете сумм налога (и авансовых платежей по налогу) теперь участвуют ранее начисленные авансовые платежи (а не уплаченные, как сейчас). Это упорядочивает заполнение налоговых деклараций и ведение учета по налогу.

До вступления в силу главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (т.е. до 2003 года) существовала система патентов для индивидуальных предпринимателей, при которой они платили фиксированные платежи вместо уплаты единого налога.

С 2006 года эта система обещает вновь возродиться - благодаря новой статье 346.25.1 НК РФ, которую законодатели включили в состав главы 26.2 НК РФ. Но условия их выдачи достаточно жесткие:

- предприниматель не должен нанимать работников, даже по договорам гражданско-правового характера;

- патенты выдаются только на определенные виды деятельности, список которых закрыт (если кто помнит, раньше в списке были "прочие виды деятельности", то есть применение патентов могло быть неограниченным).

В случае если предприниматель нарушит условие об отсутствии найма работников, или не заплатит вовремя за патент, то он становится не вправе применять УСН весь период действия патента, то есть должен уплачивать налоги по общему режиму налогообложения. Стоимость патента ему при этом не возвращается.

Использование патента является добровольным: при наличии прав на патент можно его не получать и при этом применять УСН в обычном порядке.

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики, и, в конечном счете, — высокий уровень жизни населения.

В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы:

Администрация малого бизнеса (АМБ);

специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.

Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.

АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел.,  предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:

-обеспечивает финансовую поддержку;

- содействует в получении заказов;

- оказывает различного рода бесплатные консультации.

Во всех штатах работают 100 региональных центров АМБ с численностью персонала до 40 чел. в каждом. В системе Администрации работают 5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами Вашингтона; на добровольной основе к работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров, имеющих опыт управления. Основными функциями Администрации являются финансовая помощь малому бизнесу на возвратной основе, правовая защита, организация обучения с учетом специфики контингента (национальные меньшинства, пенсионеры, женщины, молодежь и т. д.). В 1986 г. доходы малых предприятий стали облагаться налогами на льготных условиях.

Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл1.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями.

Во Франции для поддержки малого бизнеса используются средства таких специализированных учреждений, как Депозитная касса, Национальный кредит, Земельный кредит, Центральная кредитная касса гостиниц, торговых и промышленных предприятий, Предпринимательский кредит и т. п. С целью предоставления долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет) для малых и средних предприятий был создан филиал Национального кредита — Общество финансовых гарантий. Его основная функция — выдача поручительств в форме дополнительных гарантий для операций менее или равных одному млн. франков. Долгосрочные ссуды под умеренный процент выдаются мелким и средним предприятиям провинций Обществами регионального развития, среднесрочный кредит — Национальной кассой государственных рынков. Это — специализированные финансовые учреждения, которые являются посредниками между государственным бюджетом и предприятиями, использующими его средства.

В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.

Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%2.

Правительство Японии, органы местной власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий определяют политику стимулирования и развития малого предпринимательства. Центральные и местные органы власти оказывают помощь мелким предприятиям в виде субсидий, займов, налоговых льгот, обучающих программ и т. д. В стране действует на правах министерства такой административный орган, как Комиссия по справедливым сделкам, который контролирует выполнение антимонопольного законодательства в интересах малых предприятий. В Министерстве торговли и промышленности работает Управление мелких и средних предприятий, Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация и Банк Соко-Чукин.

Финансовая корпорация малого бизнеса предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях для расширения основного и оборотного капитала. Национальная финансовая корпорация через сеть 500 торгово-промышленных палат ежегодно выдает займы на сумму 500 млрд. иен. Банк Соко-Чукин финансирует деятельность малых и средних кооперативов, а также организаций, созданных этими кооперативами. В Японии действует система дополнительного общественного кредитования, гарантирующая и страхующая кредиты, предоставляемые малым и средним предприятиям. Эта система реализуется 52 ассоциациями гарантированного кредита и Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса. В результате острой конкурентной борьбы около 70% малых предприятий Японии закрываются, не просуществовав на рынке и пяти лет. Вместе с тем, при определенных условиях каждое малое предприятие может стать средним и крупным. Так, все ведущие крупные компании Японии начинали свою деятельность с малого бизнеса.

В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.

В целях поддержки малого бизнеса в Германии уже в течение многих лет реализуется программа стимулирования накоплений для организации собственного дела. При этом в помощь малому предпринимательству ежегодно выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране также действует такой государственный орган, как Кредитное учреждение для восстановления, который выдает кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. В то же время малым предприятиям предоставляется более 180 видов различных налоговых льгот. В Германии уже многие годы действует федеральная программа "Акционерный капитал", цель которой — стимулирование создания новых малых и средних предприятий. Этот государственный кредит предусматривает выплату процентов по займу в первый год — два, во второй — четыре и в третий — шесть процентов годовых. В целом погашение ссуды производится в течение десяти лет.

Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.

В Лионской ТПП работает компьютерный информационный центр, который обеспечивает предпринимателей информацией о любой фирме, производящей или потребляющей ту или иную продукцию. Более того, в Ницце расположен Французский Национальный компьютерный информационный центр, в котором сосредоточена подробная информация о всех французских предпринимательских фирмах. Этот центр имеет информационные связи с аналогичными учреждениями других западноевропейских стран. Любой предприниматель с помощью обычного компьютера, связанного с единой компьютерной информационной системой, может оперативно получить за умеренную плату из Ниццы любые данные о потенциальных партнерах и их предпринимательских возможностях. Кстати, в настоящее время и российские предприниматели, независимо от объема их деятельности, войдя в Интернет, могут получить исчерпывающую информацию о возможностях установления деловых связей с французскими или иными фирмами.

Помимо государственных органов, оказывающих различную поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели в зарубежных странах создают самостоятельные общественные организации в целях собственной выживаемости и эффективной деятельности. Государство тесно сотрудничает с этими организациями, реализуя многие их рекомендации через принятие законодательных актов. Так, в США действует Законодательный совет по вопросам малого бизнеса, который создан по инициативе общественной организации — Национальной ассоциации малого бизнеса. Последняя периодически проводит конференции, на которых вырабатываются рекомендации государственным органам для проведения политики содействия малому и среднему бизнесу


1 Программа государственной поддержки МП // Малое предприятие. - 2000. - № 6. С. 40-43.

2 Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. – Челябинск. - 1998. С. 49-51.