Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты управления текущими издержками............ 5
1.1 Затраты, их поведение, учет и классификация......................................... 5
1.2 Анализ показателей издержек обращения............................................. 11
1.3 Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции 17
Глава 2 Финансовый план и финансовая стратегия ООО «Планета»......... 24
2.1 Описание деятельности предприятия..................................................... 24
2.2 Характеристика риска............................................................................. 31
2.3 Выводы по результатам финансовой диагностики................................ 41
Заключение.................................................................................................... 42
Список использованной литературы............................................................ 44
Введение
Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.
С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей в максимизации планируемых и фактических доходов. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой применение ресурсов в лучшем из других способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими.
В процессе планирования следует отличать экономические издержки от бухгалтерских. Издержки, определяемые бухгалтерами, не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы. Примером неявных издержек может служить альтернативная стоимость услуг труда руководителя – собственника предприятия, земли и т.д.
Для определения экономических издержек предприятия необходимо к бухгалтерским затратам добавить величину неявных расходов. Степень различия между экономическими и бухгалтерскими издержками зависит от объема и видов ресурсов, предоставленных предприятию её владельцами.
Цель курсовой работы – рассмотреть практику управления текущими издержками предприятия.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- Определить затраты, их поведение, учет и классификация;
- Рассмотреть анализ показателей издержек обращения;
- Выявить методы планирования затрат на производство и реализацию продукции;
- Рассчитать финансовый план и финансовую стратегию ООО «Планета».
При освещении теоретических вопросов управления издержками производства были использованы различные учебные пособия, законодательные акты, статьи периодических изданий.
Глава 1 Теоретические аспекты управления текущими издержками
1.1 Затраты, их поведение, учет и классификация
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Все расходы включаются в стоимость активов и относятся на счет прибылей и убытков.
В соответствии с ПБУ10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на:
- Расходы по обычным видам деятельности;
- Операционные расходы;
- Внереализационные расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
× Расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
× Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
× Расходы на освоение природных ресурсов;
× Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
× Расходы на обязательное и добровольное страхование;
× Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются:
- Материальные расходы;
- Расходы на оплату труда;
- Отчисления на социальные нужды;
- Суммы начисленной амортизации;
- Прочие расходы.
К материальным расходам относятся следующие расходы:
- На приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров;
- На приобретение материалов, используемых: для упаковки и иной подготовки, произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), и на другие производственные и хозяйственные нужды;
- На приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;
- На приобретение комплектующих изделий, подтверждающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;
- На приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, а также на выполнение этих работ структурными подразделениями;
- Связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда: ПФ, ФСС, ФОМС. Величина этих нормативом устанавливается в законодательном порядке.
По элементу «Суммы начисленной амортизации» отражаются суммы амортизационных отчислений, начисленные по амортизируемому имуществу. К амортизируемому имуществу относится имущество, результаты интеллектуальной деятельности и другие объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у предприятия на праве собственности и используются им для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей. Объектами амортизируемого имущества на предприятии признаются основные средства и нематериальные активы. Сумма начисленных амортизационных отчислений по указанному имуществу определяется исходя из их стоимости, срока полезного использования и способа начислений амортизационных отчислений.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции, относятся следующие:
- Суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
- Расходы на командировки;
- Расходы на содержание служебного автотранспорта;
- Расходы на оплату консультационных, информационных и юридических услуг;
- Представительские расходы;
- Расходы на рекламу;
- Расходы на почтовые, телеграфные, телефонные услуги и другие
К операционным расходам относятся:
- Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
- Расходы, связанные с участием в уставных капиталах др. организаций;
- Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных фондов и иных активов, отличных от денежных средств, товаров;
- Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- Отчисления в оценочные резервы;
- Прочие операционные расходы.
К внереализационным расходам относятся:
- Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора;
- Возмещение причиненных организацией убытков;
- Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- Курсовые разницы;
- Сумма уценки активов;
- Перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;
- Расходы на осуществление спортивных мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
- Прочие внереализационные расходы.
Расходы организации в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Особое значение для торговых организаций имеет изучение расходов на продажу (издержек обращения). Издержки обращения являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Все расходы торговых предприятий в зависимости от экономического содержания затрачиваемых ресурсов делят на пять элементов и по конкретным видам затрат выделяют отдельные статьи расходов на продажу.
Целью расходования средств, использования различных ресурсов является достижение высоких конечных результатов - определенного объема продаж и необходимой прибыли. Поэтому очень важно постоянно учитывать зависимость издержек обращения от объема продаж. По этому признаку все расходы на продажу делят на две группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы на продажу представляют собой статьи затрат, которые в каждый данный момент не зависят непосредственно от величины и структуры объема продаж. К ним относятся: расходы на аренду торговых единиц; амортизация основных фондов; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; оплата труда работников по окладам или тарифным ставкам, на ремонт основных средств, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря и др. Эти издержки обращения являются постоянными только в коротком периоде деятельности. Средние постоянные расходы (сумма постоянных расходов в расчете на 1 ед. объема продаж, например, на 100 руб.) по мере роста объема продаж имеют тенденцию к снижению.
К остаточным расходам относится та часть постоянных затрат, которые имеют место на предприятии в период прекращения его деятельности по реализации товаров. К стартовым же издержкам обращения также относится часть постоянных расходов, которые возникли в связи с возобновлением торговой деятельности предприятия.
Перед торговыми предприятиями стоит задача обеспечить снижение величины постоянных расходов. Поэтому очень важно последовательно добиваться увеличения объема продаж, с тем, чтобы полностью загрузить мощности (торговые площади) и тем самым минимизировать постоянные затраты.
Переменными называются издержки обращения, величина которых находится в непосредственной зависимости от объема и структуры продаж. К таким издержкам обращения относятся: на перевозку товаров; затраты по упаковке и подработке товаров; расходы на рекламу; на представительские расходы; затраты по оплате процентов за пользование займами; расходы на оплату труда работников по сдельным расценкам и др. Сущность этих расходов можно выразить и так: к переменным относятся расходы, связанные с использованием производственных факторов, величина которых определяется изменениями объема реализации товаров (услуг).
Характер зависимости переменных расходов от объема продаж имеет различную степень эластичности. В тех случаях, когда переменные расходы на продажу изменяются в одинаковых пропорциях с объемом оборота торговли, их называют пропорциональными расходами на продажу. Большая часть переменных расходов на продажу, при нормальных условиях хозяйствования, изменяется в одинаковом направлении с изменениями объема оборота торговли, их называют депрессивные.
Согласно указанному нормативному акту к издержкам обращения в бухгалтерском учете относят:
- в торговых организациях - расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, рекламой и реализацией товаров;
- в организациях общественного питания - расходы, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением продуктов, производством собственной продукции (кроме затрат сырья, стоимость которого учитывается обособлено от издержек обращения), рекламой, продажей изделий собственного производства и покупных товаров, а также с организацией их потребления;
- в заготовительных организациях - расходы, связанные с закупкой сельскохозяйственной продукции и сырья, их переработкой, транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией.
Таким образом, в издержки обращения включаются затраты, связанные с основной хозяйственной деятельностью торгового предприятия. Не учитываются в составе издержек обращения затраты непроизводственного и капитального характера, некоторые из которых должны производиться за счет прибыли торгового предприятия, а вторые включаются в издержки обращения через амортизационные отчисления.
1.2 Анализ показателей издержек обращения
Анализ издержек обращения рассматривается как один из основных элементов анализа финансовых результатов торгового предприятия. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, при которой обеспечивается повышение выручки от реализации над текущими затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между текущими затратами, выручкой от реализации и прибылью.
Основной целью анализа издержек обращения, как основного элемента текущих затрат торгового предприятия, является определение комплекса показателей, которые позволят оценить роль издержек обращения в системе формирования финансовых результатов торгового предприятия.
Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций, необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа.
Основным методом экономического анализа издержек обращения является дедуктивный метод, т.е. от общих показателей к оценке факторов их формирующих.
Борьба за рациональное использование материальных трудовых и финансовых ресурсов в сфере товарного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа текущих затрат в торговле. В современных условиях основными задачами анализа издержек обращения являются:
- Анализ выполнения сметы издержек обращения в отчетном периоде;
- Изучение тенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;
- Определение основных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения, оценка степени их воздействия;
- Изыскание резервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественных показателей его деятельности;
- Выявление нерациональных расходов и потерь, разработка мер, направленных на их ликвидацию.
Информационное обеспечение анализа издержек обращения связано, прежде всего, с бухгалтерской отчетностью. В годовой и квартальной отчетности организаций потребительской кооперации, осуществляющих торговую деятельность, предусмотрен «Отчет об издержках обращения». В данном отчете отражаются абсолютные величины издержек обращения по основным статьям и в целом по организации.
Таким образом, управление текущими затратами торгового предприятия требует наличия широкого круга информации, определенным образом обработанной и обобщенной. Исходя из этого, система показателей текущих затрат рассматривается как инструмент, посредством которого можно выявлять тенденции их изменения.
Под системой показателей издержек обращения понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей.
В экономической работе применяется множество показателей издержек обращения, каждый из которых несет свою информационно-аналитическую нагрузку. Но ни один из них не может в полной мере отразить все аспекты управления ими. Именно в этой связи в экономической работе необходима система показателей издержек обращения.
Среди важнейших показателей выделяются следующие группы:
ü Абсолютные показатели;
ü Относительные показатели;
ü Структурные показатели;
ü Предельные показатели;
ü Индексные показатели.
Издержки обращения могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах к обороту розничной торговли.
Абсолютный показатель издержек обращения характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. К абсолютным показателям относятся сумма издержек обращения, себестоимость торговой деятельности (СТД), которые рассчитываются по формулам:
И=Ипост.+Ипер. (1)
где: И – сумма издержек обращения, руб.
Ипост. – сумма постоянных издержек обращения, руб.
Ипер. – сумма переменных издержек обращения, руб.
И=МЗ+ФЗП (2)
где: МЗ – материальные затраты, руб.
ФЗП – затраты на оплату труда, руб.
СТД=Зт+И (3)
где: Зт – затраты на покупку товаров, руб.
Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведенных расходов.
Уровень издержек обращения (УИ) характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.
(4)
Он рассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам. Также рассчитывается уровень постоянных (Упост.) и переменных (Упер.) издержек обращения, уровень затратности основных фондов (УИоф), оборотных средств (УИос), труда (УИфзп) и ресурсов в совокупности (УИр). Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой оборота розничной торговли.
Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется показатель рентабельность издержек обращения (РИ).
(5)
Экономический смысл показателя издержкоотдачи заключается в том, что он характеризует объем деятельности, полученного на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельность издержек обращения показывает сумму прибыли, полученную на 100 рублей произведенных затрат.
Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату. Для оценки абсолютного прироста суммы издержек обращения используется формула
(6)
где: ∆И – сумма абсолютной экономии издержек обращения, руб.
И1, И0 – сумма издержек обращения отчетного и базисного года, руб.
Расчет абсолютной суммы издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничной торговли отчетного года.
Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между издержками отчетного года и базисными издержками, скорректированными на фактический объем оборота. Но исходя из того, что издержки обращения в своем составе неоднородны и представляют совокупность постоянных и переменных издержек, следует учитывать их условное деление.
Используя метод сравнения, издержки обращения за анализируемый год следует сопоставлять с данными за более длительный период, для того чтобы выяснить их динамику и установить темп изменения.
(7)
где: Тпр. – среднегодовой темп изменения суммы издержек обращения;
Иn – сумма издержек обращения последнего года, руб.;
Иm – сумма издержек обращения первого года, руб.;
n – количество лет в анализируемом периоде.
К структурным показателям относятся доля переменных (Дпер.) и постоянных (Дпост.) издержек в общей сумме издержек обращения, доля i-ой статьи расходов в общей сумме издержек обращения (Дi) и доля издержек обращения в себестоимости торговой деятельности (ДИ).
Предельные показатели определяются по формуле
(8)
где: ПРИ – предельные издержки, руб./ед.;
Иn – сумма издержек n-го периода, руб.;
Иn-1 – сумма издержек предшествующего периода, руб.;
Оn – оборот розничной торговли n-го периода, ед.;
On-1 – оборот розничной торговли предшествующего периода, ед.
При проведении анализа издержек обращения определяются индексы суммы и уровня издержек обращения. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы издержек (In).
(9)
Рост издержек обращения является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики издержек обращения целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения (Iу)
(10)
где: Уn – уровень издержек n-го периода, %;
Уn-1 – уровень издержек предшествующего периода, %
В результате трансформации данного индекса в экономическом анализе и при прогнозировании издержек может быть использована мультипликативная модель динамики издержек обращения следующего вида.
IИ=Iу*IО (11)
где: IО – индекс роста оборота розничной торговли;
IИ – индекс роста издержек обращения.
Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, оборота розничной торговли и затрат.
IП >IО >IИ (12)
где: IП – индекс роста прибыли.
Только такое соотношение важнейших экономических показателей обеспечит снижение уровня издержек обращения и повышение эффективности их использования за счет увеличения их отдачи и прибыли на каждые 100 рублей затрат.
Также к индексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровня издержек (Ту), который определяется по формуле
(13)
Таким образом, при анализе и планировании издержек торговым предприятием необходимо пользоваться показателями абсолютной суммы и уровня издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям.
1.3 Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление затратами на производство и реализацию продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, т.к. охватывает все стороны происходящих производственных процессов.
В отечественной практике под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. [9.54] Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью (рис. 1.).
Рис. 1. Элементы системы управления себестоимостью и их взаимосвязь
Для выделения себестоимости всей товарной продукции предприятия разрабатывается смета затрат на производство. Она определяет общий объем затрат на выпуск всей продукции по экономическим элементам затрат. В смету затрат на производство включаются все затраты как основного, так и вспомогательных производств, необходимые для выпуска и реализации промышленной продукции, а также выполнения работ и услуг непромышленного характера как для хозяйств своего предприятия (капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, ремонта и др.), так и для других организаций, включая затраты на осуществление работ, не входящих в состав валовой и товарной продукции предприятия. Смета затрат рассчитывается без внутризаводского оборота как сумма затрат всех цехов предприятия минус стоимость полуфабрикатов своего производства, работ промышленного характера и продукции вспомогательных цехов, потребляемых внутри предприятия.
Данные о затратах на производство по экономическим элементам определяются в расчетах к бизнес-планам фирм.
Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций.
Различают следующие виды калькуляций: плановые, проектно-сметные, отчетные.
Плановая калькуляция представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы продукции. Она составляется на все виды изделий производственной программы на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства. Она используется в практике управления производством в качестве своеобразного эталона, сравнение с которым позволяет выявить пути снижения издержек на производство продукции и резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции каждого вида.
Проектно-сметная калькуляция разрабатывается на вновь осваиваемые виды продукции или продукцию не предусмотренную планом.
Отчетная калькуляция составляется бухгалтерскими службами фирмы и характеризует фактический уровень затрат. Помимо целей сравнения с плановыми данными является важным инструментом финансового контроля за рациональным использованием в производстве различных видов ресурсов.
Конкретная номенклатура статей затрат разрабатывается с учетом отраслевых особенностей производства и применяемых методов организации бухгалтерского учета издержек производства и обращения.
В качестве калькуляционной обычно принимается единица, установленная для данной продукции в стандарте или технических условиях и служащая для измерения количества продукции в натуральном выражении (т, м2 и т.д.).
В зависимости от характера продукции, особенностей организации и технологии производства применяются различные методы калькулирования. Одним из них является нормативный. Благодаря своему универсальному характеру нормативный метод рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства. Он основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы). Его преимущество состоит в том, что он не только прост в использовании, но и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Важным элементом управления затратами является планирование. [16.460] Планирование себестоимости осуществляется с целью определения размеров и изыскание возможностей ее снижения. Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляций затрат на производство. При выпуске предприятием одного вида продукции стоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на ее производство и реализацию. Промышленные предприятия, выпускающие разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции и величину затрат на один рубль товарной продукции.
Расчеты плановой себестоимости продукции используются при планировании прибыли, определении мероприятий технического прогресса, а также при установлении цен.
При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство. Поэтому составлению плана по себестоимости должен предшествовать анализ фактической себестоимости за отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.
Последовательность составления плана по себестоимости следующая: составляется расчет снижения затрат на производство за счет влияния технико-экономических факторов; определяется сумма затрат на обслуживание производства и управление; составляются плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции основного производства; определяется себестоимость товарной и реализуемой продукции; составляется смета затрат на производство.
Экономически обоснованное планирование себестоимости должно опираться на систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов материальных, трудовых и денежных затрат. Система планирования направлена на организацию контроля затрат и получения прибыли, а также координацию всех планов организации. Т.о. организация внутрипроизводственного планирования и учета невозможна без надежной нормативной базы, т.е. комплекса норм и нормативов. С помощью нормирования регламентируется расходование персоналом всех видов ресурсов на предприятии.
Нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции.
Нормативная база предприятия является основой: планирования; регулирования и контроля деятельности структурных подразделений; соизмерения производственных затрат с достигнутыми результатами; разграничения ответственности за результаты деятельности между подразделениями; объективной оценки оплаты труда и стимулирования деятельности персонала по итогам работы.
На любом предприятии нормы и нормативы должны обязательно пересматриваться в связи с изменением технологии и организации производства, характеристик материалов, обновлением выпускаемой продукции.
Нормы и нормативы устанавливаются с целью: недопущения излишнего расходования ресурсов; обеспечения установленного режима работы предприятия; недопущения отклонений от заданных характеристик выпускаемой продукции; соблюдения нормальных условий труда и охраны окружающей среды; создания баз данных для планирования деятельности предприятия.
Совершенствование нормативной базы предполагает широкое внедрение более точных методов расчета норм и нормативов, создание расчетно-обоснованных норм на все виды работ и процессов, использование вычислительной техники для разработки, утверждения, автоматизации, сбора, накопления, систематизации и обновления норм и нормативов, использование экономико-математических методов.
Управление затратами на основе норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность производства, улучшает политику закупок, измеряет расход производственных ресурсов и нацеливает на их эффективное использование в будущем.
Другим важнейшим элементом управления является учет и калькулирование затрат на производство. Его основное назначение – контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.
Основными задачами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции являются:
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами;
- учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов в сопоставлении с утвержденными нормами, нормативами и сметами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
- калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;
- выявление и оценка результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия;
- выявление резервов снижения себестоимости продукции, их мобилизация и эффективное использование;
- систематизация информации производственной деятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер;
- окупаемость производственных и технологических программ, рентабельность ассортимента выпускаемой продукции, эффективность капитальных вложений в основные фонды и производственные запасы и т.п.
В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.
В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции является составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.
Глава 2 Финансовый план и финансовая стратегия ООО «Планета»
2.1 Описание деятельности предприятия
Предприятие «Планета» представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе ГК РФ Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава и Учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.
ООО «Планета» является совместным предприятием, оно создано следующими юридическими лицами:
1. Отделением СБ РФ.
2. Центром культуры и творчества детей и молодежи.
3. Индивидуальным частным предприятием.
Учредители несут ответственность по обязательствам ООО «Планета» в размере уставного капитала, создаваемого за счет средств учредителей и составляющего на момент образования 10 тыс. руб., вносимого долями по 3,33 тыс. руб. каждым учредителем.
После внесения обязательных платежей прибыль подлежит распределению между учредителями.
Производственный процесс, применяемый на предприятии «Планета» носит тип единичного производства, что характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а также малой повторяемостью.
Ценообразование строится на следующих принципах:
1. Цена должна покрывать все издержки.
2. Цена должна быть достаточно высокой в связи с единичностью и неповторимостью продукции.
3. Цена устанавливается на договорной основе и может содержать определенную льготу.
Производственный участок по выпуску керамико-фарфоровых изделий разместится в здании по выработке тепловой энергии для нужд обогрева хозяйства микрорайона.
Офис фирмы расположен на площади центра культуры и творчества детей и молодежи.
Под офис арендуется отдельная комната общей площадью 20 кв.м. Арендная плата за офис (с коммунальными) платежами составит 3 тыс.руб в месяц.
Арендная плата за производственный участок устанавливается администрацией района с определенной оплатой коммунальных услуг и энергии и рассчитывается на основе формулы:
Апл = Змин х Кпр х Кразн х К бл х Ктер х П
где: Апл – арендная плата в месяц, руб.,
Змин – МРОТ в РФ, руб.;
МРОТ=1100 x 15%=1265
Кпр – коэффициент приведения, равен 0,041;
Кразм – коэффициент размещения(этажность), для первого этажа равен 1,2;
Кбл – коэффициент благоустройства, равен 1,4;
Ктер – коэффициент территориальности (коммуникационность района), равен 1;
П – арендуемая площадь, кв.м, равна 60.
Апл = (1265 x 0,041 x 1.2 x1.4 x 1 x 60) x 12 + (3000 x 12) =98,74
Для организации процесса производства потребуются дополнительные затраты на покупку оборудования и других основных производственных фондов.
По данным таблицы 2 рассчитайте стоимость основных производственных фондов, необходимых для успешной работы ООО «Планета», а также долю оборудования от стоимости основных производственных фондов.
По данным таблицы 3 рассчитайте объем производства продукции в 2006 году.
По данным таблиц 3 и 4 рассчитайте, сколько потребуется для нужд производства сырья и материалов в натуральном и денежном выражении.
По данным таблиц 5 и 6 рассчитайте затраты на оплату труда производственного персонала, руководителей и других категорий работников ООО «Планета».
По данным таблицы 7 рассчитайте величину амортизационных отчислений основных производственных фондов за год.
В таблице 8 собрать все затраты ОО «Планета» за 2006 год, используя данные таблиц, а также нижеприведенные расчеты экономических элементов затрат.
Вода на технологические цели и прием сточных вод:
Зв = М х О х Р,
где: Зв – затраты на воду, руб.;
М – количество месяцев;
О – объем потребления за месяц, куб.м, равен –230;
Р – расценка на 1 куб.м воды, руб, равна –6,5.
Зв = 12 x 230 x 6,5 =17940
Стоимость топлива на технологические цели установлена в виде фиксированной месячной платы, составляющей 4470,1 руб. за природный газ в месяц.
4470,1 x 12 = 53,6
Затраты на энергию для технологических целей составят:
Эст = О х Т,
где: Эст – стоимость потребляемой оборудованием электроэнергии;
О – количество потребляемой оборудованием электроэнергии в месяц, равно 5400 кВт-час;
Т – тарифная ставка за один кВт-час электроэнергии, руб, равна –1,3.
Эст = 5400 x1,3 x 12 = 84,2
Затраты на отопление производственного помещения составят:
Зот = М х Ц х О
где: Зот – стоимость затрат на отопление, руб.;
М – отапливаемый период, месяцев, равен 6;
Ц – цена 1 Гкал тепловой энергии, руб., равна 235,5;
О – количество потребленной тепловой энергии, Гкал, равно 28,92.
Зот = 6 x 235,5 x 28,92 =40,9
Затраты на освещение составят:
Зосв = О х Т
где: О – количество потребленной энергии за год, кВт-час, равно 10947.
Зосв = 10947 x 1,3 = 14,2
Затраты на бензин для автомобиля равны:
Зб = Пд х Д х Нр х Ц,
где: Зб – затраты на бензин, руб.;
Пд –среднедневной пробег автомобиля, км, равен 200;
Д – количество дней эксплуатации в год, равно 312;
Нр – норма расхода бензина на 1 км пути, составляет 0,15 литра;
Ц – цена 1 литра бензина, руб.
Зб = 200 x 312 x 0,15 x 17 = 158,184
Отчисления на социальные нужды рассчитать в соответствии со ставкой ЕСН (см. Гл. НК РФ).
Страховые взносы составят:
Остр = П х Сим / 100
где: П –годовой процент на сумму свыше 40 тыс.руб., равен 0,5;
Сим – стоимость застрахованного имущества.
Остр = 0,5 x 618,2 :100 = 3,1
Затраты на телевизионную рекламу составят:
Ртел = К х Р х О + К х Р х О х П
где: Ртел – стоимость телерекламы, руб.;
К – количество слов в рекламе, равно 69;
Р – расценка за одно слово, руб., равна 50 ;
О – общее количество запусков рекламы, равно 5;
П – процент за срочность, равен 10 (0,1 в долях единицы).
Стоимость 1/32 полосы рекламы в газете «Наше время» составляет 3000руб.
Ртел = 69 x 50 x 5 + 69 x 50 x 5 x 0,1 = 17250 + 1725 + 3000 = 2,19
Сумму процентов за пользование кредитом рассчитайте, исходя их 24% годовых, суммы кредита 700 тыс.руб. и периода погашения 3 года.
Пкр = Скр x .реф.*1,1
где: Пкр -сумма процентов за кредит, тыс.руб.;
Ст – годовая процентная ставка, - 24 %;
Ст.реф. – ставка рефинансирования, - 10,5%.
700 x 11,55/ 100 = 80,850
Транспортный налог рассчитать в соответствии с Гл.28НК РФ.
15 x 200 = 3000
По статьям затрат таблицы 8 определить удельный вес условно-постоянных и условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции.
Оборотные средства предприятия определяются по формуле:
Соб = Зтек + Зстр + Н + Поб,
где: Соб – оборотные средства, руб.;
Зтек – текущий запас сырья и материалов, руб.;
Зстр – страховой запас сырья и материалов, руб.;
Н – незавершенное производство, руб.;
Поб – прочие оборотные средства, руб.
Соб = 1872 + 936 + 33,54 + 710,1 = 3551.6
Зтек = Д x Т,
где: Д – среднедневной расход материалов, руб.;
Т – время между двумя поставками, дней;
Д = Рм / п,
где: Рм – расход материалов на выпуск всей продукции, руб.;
п – число дней выпуска, равно 290;
Д = 172,9 :290 = 0,6 т.р
Т = Г/Дн,
где: Г- грузоподъемность автомобиля, кг, равна 1560;
Т = 1560 : 0,5 = 3120
Дн = Ом /п,
где: Ом – количество потребляемых в год сырья и материалов;
Дн – среднедневной расход материалов в натуральном выражении, кг.
Дн = 138,4 :290 = 0,5 (кг)
Зстр = 0,5 х Зтек;
Зстр = 0,5 x 1872 = 936
Н = Сср.дн. х Тц х Кгот,
где: Н –норматив незавершенного производства, руб.,
Сср.дн. – среднедневная себестоимость выпуска продукции, руб.;
Тц – длительность производственного цикла, дней, равна 6;
Кгот – коэффициент готовности.
Н = 6,5 x 6 x 0,86 = 33,54
Сср.дн. = Спр/п,
где: Спр – полная себестоимость выпуска продукции;
Сср.дн = 1886,05 : 290 = 6,5
Кгот = (Уп +0,5 х Упер) /100,
где: Уп – удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции, %;
Упер- удельный вес переменных затрат, %;
Поб составляет 25% от всех остальных оборотных средств.
Уп = 1398,57: 1886,05 x 100% = 74,15
Упер = 487,52 : 18886,05 x 100% = 25,85
Далее рассчитайте общую сумму производственных фондов:
Спф =Сосн + Соб,
где: Спф –стоимость всех производственных фондов;
Сосн – стоимость основных производственных фондов;
Соб – стоимость оборотных фондов.
Спф = 618,2 + 3551,6 = 4169,80
Из полученного результата можно сделать вывод о том, что взятая сумма кредита в размере 700000 руб. является достаточной для организации производства и выпуска 1-ой партии продукции.
Основные показатели предприятия по итогам года:
1) Валовую прибыль предприятия:
Пвал = Пр
где : Пвал –валовая прибыль предприятия;
Пр – прибыль (утыток) от реализации продукции, руб.;
Пр = Рп – Спр,
где: Рп – стоимость реализованной продукции, руб;
Спр – полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Пвал = 2903,295 – 1886, 05 = 1017,24
2) Рентабельность продукции
Рпр = Пвал / Спр х 100%,
Рпр = 1017,24 : 1886,05 x 100% = 53,93
3) Рентабельность производства
Ро = Пвал/ Спф,
Ро = 1017,24 : 4169,80 = 0,24
4) Чистая прибыль
Пчист =Пвал – Налоги – Процент за кредит (свыше Ст.реф.*1,1), (23)
Налог на прибыль рассчитать в соответствии с Гл. 25НК РФ
2903,29 – 1886,05 x 0,24 = 244,14
Налог на имущество см. Гл.30НК РФ.
581,82 x 2,2% = 12,8
Пчист = 1017,24 – 632,79 – 80,850 = 303,6
Среднегодовую стоимость имущества рассчитать ориентировочно по формуле:
Сим = (Сн.г. + Ск.г) /2 ,
где Сн.г. – стоимость имущества на начало года, тыс.руб.;
Ск.г. – стоимость имущества на конец года, тыс.руб.;
Сим = (618,2 + 545,44)/ 2 = 581,82
Ск.г. = Сн.г. – А,
где: А –сумма амортизации за год, тыс.руб.
Ск.г = 618,2 – 72,76 = 545,44
НДС = ДС * Ст,
где: Ст – ставка налога (см. гл.21НК РФ);
ДС – добавленная стоимость, тыс.руб.
НДС = 2084,98 x 18% = 375, 85
ДС = Зот + А + Пвал,
где: Зот – затраты на оплату труда, тыс.руб.;
Возврат кредита – 230 тыс.руб.
ДС = 997,98 + 72,76 + 1017,24 = 2087,98
2.2 Характеристика риска
Для характеристики степени риска рассчитайте показатели чувствительности и устойчивости проекта.
Под чувствительностью проекта понимаются минимальные значения его показателей эффективности при отклонении показателей проекта (в данном случае объем продаж) на 10% в худшую сторону.
По данным таблиц 9, 10, 11 рассчитайте чистый дисконтированный доход (ЧДД) и чистую текущую стоимость (ЧТС). Положительное значение данных показателей говорит об устойчивости проекта отрицательное значение свидетельствует о неустойчивости проекта и большой величине риска. В последнем случае принимать проект к внедрению нецелесообразно.
Величину дисконта принять на уровне банковской ставки (24%).
ЧДД = Пдиск – Зкап,
где: Пдиск – дисконтированная прибыль, тыс.руб.;
Зкап – капитальные затраты.
ЧТС = ЧДД – Зкап,
Прогнозный финансовый план доходов и расходов на три года показывает предполагаемый уровень развития предприятия во времени. (таблица 12). В соответствии с прогнозом тенденций развития отрасли в течение 2007-2008 годов предприятие, несмотря на рост издержек (на 3,5% в год), будет получать устойчивую валовую прибыль (рост на 25% в год).
Исходные данные
Таблица 1
Наименование |
Цена за единицу продукции в 2009 г., руб. |
1.Плитка каминная |
262,2 |
2.Монеты сувенирные |
27,0 |
3.Кувшин фарфоровый |
1772,1 |
4.Амфора керамическая |
109,4 |
5.Полотно керамическое |
6105,0 |
6.Часы солнечные |
6921,1 |
7.Фонтан офисный |
15970,0 |
Стоимость основных производственных фондов ООО «Планета»
Таблица 2
Наименование |
Количество, шт. |
Цена за ед.. тыс. руб. |
Всего, тыс. руб. |
1.Печь муфельная |
4 |
43,5 |
174,0 |
2.Шаровая мельница |
2 |
10,0 |
20,0 |
3.Сушильный барабан |
2 |
8,2 |
16,4 |
4.Весовой питатель |
2 |
12,1 |
24,2 |
5.Смеситель СМК – 125 |
2 |
6,3 |
12,6 |
6.Сушилка НЦ – 12 |
1 |
13,2 |
13,2 |
7.Центробежный распылитель глазури |
1 |
32,1 |
32,1 |
8.Штампы, прессформы |
8 |
21,3 |
170,4 |
9.Автомобиль УАЗ – 3303 ( |
1 |
30,0 |
30,0 |
10.Строительно – монтажные работы |
125,3 |
||
Итого |
23 |
176,7 |
618,2 |
Производство продукции за 2009 год
Таблица 3
Наименование |
Кол-во, штук |
Цена за ед., руб (см. таб. 1) |
Всего, тыс. руб. |
Вес ед. изделия, кг. |
Чистый вес, кг. |
Необходимость сырья, кг (к =1,4) |
1. Плитка |
2880 |
262,2 |
755,1 |
5,0 |
14400 |
20160 |
2. Монеты сувенирные |
14000 |
27,0 |
378,0 |
0,2 |
2800 |
3920 |
3.Кувшин фарфоровый |
120 |
1772,1 |
212,6 |
1,2 |
144 |
201 |
4. Амфора керамическая |
1000 |
109,4 |
109,4 |
0,9 |
600 |
1260 |
5. Полотно керамическое |
75 |
6105,0 |
457,9 |
38,0 |
2850 |
3990 |
6. Часы солнечные |
120 |
6921,1 |
830,5 |
33,7 |
4050 |
5670 |
7. Фонтан офисный |
10 |
1597,0 |
159,7 |
160,0 |
1600 |
2240 |
Итого: |
18205 |
16793,8 |
2903,2 |
239,0 |
26444,0 |
37441 |
Потребность в сырье и материалах для производства продукции в 2009 году
Таблица 4
Наименование |
Кол-во, кг. |
Цена, руб. |
Сумма, тыс. руб. |
1. Каолин, ГОСТ21286-82 |
11276 |
3,1 |
35,0 |
2. Глина Веселовская, ВГО, ТУ-21-25-203-81 |
7393 |
0,7 |
5,2 |
3. Песок кварцевый, ГОСТ 7031-75 |
6800 |
1,5 |
10,2 |
4. Полевой шпат, ГОСТ15045-78 |
6300 |
1,2 |
7,6 |
5.Бой обожженный (брак собственного производства) |
2250 |
||
6. Жидкое стекло, ГОСТ 13078-81 |
378 |
20,1 |
7,6 |
7. Сода, ГОСТ 5100-85 |
372 |
3,5 |
1,3 |
8. Глазурь-фитта, 21а, В1С ДМ-2, ЛГ-19 В9 |
750 |
80,3 |
60,2 |
9. Пигменты-красители |
126 |
90,7 |
11,4 |
Всего основных материалов: |
35645 |
201,1 |
138,4 |
1. Масло трансформаторное |
1200 |
10,5 |
32,8 |
2. Гипс |
902 |
1,8 |
1,6 |
Всего вспомогательных материалов |
2102 |
12,3 |
34,4 |
Итого: |
37747 |
213,4 |
172,8 |
Численность производственного персонала и фонд оплаты труда (ФОТ) на 2009 год
Таблица 5
Профессия |
Численность работающих, чел. |
ФОТ за месяц, руб. |
ФОТ за год, тыс. руб. |
1. Дизайнер - стилист |
1 |
8000 |
96 |
2. Художник – оформитель |
1 |
9000 |
108 |
3. Слесарь – наладчик |
1 |
7000 |
84 |
4. Технолог |
1 |
8000 |
96 |
5. Разнорабочий |
1 |
5000 |
60 |
Итого: |
5 |
37000 |
444 |
Численность производственного персонала и фонд оплаты труда (ФОТ) на 2009 год
Таблица 6
Занимаемая должность |
Численность работающих, чел. |
ФОТ за месяц, руб. |
ФОТ за год, тыс. руб. |
1. Директор |
1 |
10000 |
120 |
2. Главный бухгалтер |
1 |
7000 |
84 |
3. Водитель |
1 |
6000 |
72 |
4. Уборщица |
1 |
3000 |
36 |
5. Сторож |
1 |
3000 |
36 |
Итого: |
5 |
29000 |
348 |
Абсолютная величина амортизационных отчислений основных производственных фондов за год
Таблица 7
Наименование |
Стоимость ОФ, тыс. руб. |
Норма амортизации, % |
Сумма амортизации, тыс. руб. |
1. Печь муфельная |
174,0 |
12,5 |
21,7 |
2. Шаровая мельница |
20,0 |
20,0 |
4,0 |
3. Сушильный барабан |
16,4 |
10,0 |
1,6 |
4. Весовой питатель |
24,2 |
10,0 |
2,4 |
5. Смеситель СМК – 125 |
12,6 |
10,0 |
1,3 |
6. Сушилка НЦ – 12 |
13,2 |
12,5 |
1,7 |
7. Центробежный распылитель глазури |
32,1 |
20,0 |
6,4 |
8. Штампы, прессформы |
170,4 |
14,3 |
24,4 |
9. Автомобиль УАЗ – 3303 ( |
30,0 |
10,0 |
3,0 |
10. Строительно – монтажные работы |
125,3 |
5,0 |
6,26 |
Итого: |
618,2 |
124,3 |
72,76 |
Полная себестоимость продукции на 2009 год
Таблица 8
Наименование элементов затрат |
Сумма затрат, тыс. руб. |
1. Сырье и основные материалы |
138,4 |
2. Вода на технологические цели |
17,9 |
3. Вспомогательные материалы |
34,3 |
4. Топливо на технологические цели |
53,6 |
5.Энергия на технологические цели |
84,2 |
6 Коммунальные услуги: |
55,1 |
6.1. Отопление помещений |
40,9 |
6.2. Освещение помещений |
14,2 |
7. Горючее для автомобиля |
159,1 |
Всего материальных затрат |
597,7 |
1. Заработная плата производственного персонала |
444,0 |
2. Заработная плата руководителей и других категорий работников |
348,0 |
3. Отчисления на социальные нужды |
205,9 |
Всего затрат на оплату труда: |
997,9 |
1. Затраты на амортизацию ОФ |
72,8 |
2. Арендная плата |
98,7 |
3. Страховые взносы |
3,1 |
4. Реклама |
2,2 |
5. Канцтовары |
10,0 |
6. Процент за кредит |
80,9 |
7. Транспортный налог |
3,0 |
Итого полная себестоимость продукции |
1886,05 |
План доходов и расходов ООО «Планета», тыс. руб.
Таблица 9
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1. Доходы от реализации |
2903,29 |
3223,66 |
3609,88 |
2. Себестоимость |
1886,05 |
1952,06 |
2020,38 |
3. Валовая прибыль |
1017,24 |
1271,60 |
1589,50 |
4. Налоги и возврат кредита |
862,79 |
969,60 |
113,10 |
5. Чистая прибыль |
154,89 |
302,00 |
476,40 |
2009 год
1. 1886,05 + 1017,24 = 2903,29
2. 1886,05
3. Пвал = 1017,24
4. 632,79 + 230 = 862,79
5. 1017,28 – 862,79 = 154,89
2010 год
1. 1952,06 + 1271,6 = 3223,66
2. 1886,05 x 3,5% = 66,01 + 1886,05 = 1952,06
3. 1271,6
4. 305,2 + 12,8 + 421,6 + 230 = 969,60
5. 1271,6 – 969,60 = 203
2011 год
1. 2020,38 + 1589,5 = 3609,88
2. 1952,06 x 3,5% = 68,32 + 1952,06 = 2020,38
3. 1589,5
4. 381,5 + 12,8 + 478,8 + 240 = 1113,10
5. 1589,5 – 1113,10 = 476,40
Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД) и чистой текущей стоимости (ЧТС) для проекта
Таблица 10
Год |
Кап. затраты |
Прибыль с учетом амортизации |
Коэф. дисконти- рования |
Дисконти- рованные кап. затраты |
Дисконти- рованная прибыль |
ЧДД |
ЧТС |
0 |
700 |
700 |
700 |
||||
1 |
376,36 |
0,8 |
301 |
301 |
-399 |
||
2 |
546,26 |
0,65 |
355 |
355 |
-44 |
||
3 |
864,20 |
0,52 |
449 |
449 |
-4051 |
1)1017,24 x 1,25 = 1271,6
2) Нпр = (Пвал x 1,25) x 0,24 = 1271,6 x 0,24 = 305,2
налог на имущество = 12,8
НДС = 997,9 + 72,76 + 1271,6 = 2342,3 x 18% = 421,6
3) 700 – 230 = 470
470 x 12,45% = 58,51
I год
Чист.приб. + Амор = 303,6 + 72,76 = 376,36
II год
Чист.приб. = 1271,6 – 305,2 – 12,8 – 421,6 – 58, 51 = 473,5
473,5 + 72,76 = 546,26
546,26 x 0,8 = 437
III год
Пвал. = 1271,6 x 1,25 = 1589,5
Н.приб. = 1589,5 x 24% = 381,5
Налог на имущество – 12,8
НДС = (997,9 + 72,76 + 1589,5) x 18% = 2660, x 18% = 478,8
479 – 230 = 240
240 x 12,45 = 29,88
Пчист. = 1589, 5 – 305,2 – 12,8 – 421,6 – 58,51 = 791,4
791,4 + 72,76 = 864,2
Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД) и чистой текущей стоимости (ЧТС) для проекта при снижении объема продаж в первый год на 10 %
Таблица 11
Год |
Кап. затраты |
Прибыль с учетом амортизации |
Коэф. дисконти- рования |
Дисконти- рованные кап. затраты |
Дисконти- рованная прибыль |
ЧДД |
ЧТС |
0 |
-700 |
700 |
-700 |
-700 |
|||
1 |
201,7 |
0,8 |
161,4 |
161,4 |
-538,6 |
||
2 |
609,3 |
0,65 |
396,0 |
396,0 |
-142,6 |
||
3 |
1111,5 |
0,52 |
577,9 |
577,9 |
-435,36 |
I год
Кап.Зат = 290,29 x 10% = 290?32
2903,29 – 290,32 = 2613
Пвал. = 2613 – 12886,05 = 726,95
Пчист. = 726,95 – 174,5 – 12,8 – 323,56 – 87,15 = 128,94
Налог на прибыль за год 726,95 x 24% = 174,5
Налог на имущество за год = 12,8
НДС = 1797,61 x 18% = 323,56
ДС= 72,76 + 726,95 + 997,9 = 1797,61
II год
2613 x 1,25 = 3266,3
Пвал.= 3266, 3 – 1886, 5 = 1380,25
Пчист. = 1380,25 – 331,26 – 12,8 – 441,16 – 58,5 = 536,53
Налог на прибыль = 138-,25 x 24% = 331,26
Налог на имущество = 12,8
НДС = 2450,9 x 18% = 441,16
ДС = 997,9 + 72,76 + 1380,23 = 2450,9
% за кредит = 7000 – 230 = 470 x 12,45% = 58,5
III год
3266,3 x 1,25 = 4082,8
Пвал = 4082,8 – 1886,05 = 2196,75
П чист.затр. = 2196,75 – 1128,15 – 29,88 = 1038,72
Налог на прибыль = 2196,75 x 24% = 527,22
Налог на имущество за 3 года – 12,8
НДС = 3267,41 x 18% =588,13
ДС = 997,9 + 72,76 + 2196,75 = 3267,41
527,27 + 12,8 + 588,13 = 1128,15
% за кредит 3 ода
470 – 230 = 240 x 12,45 = 29,88;
Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД) и чистой текущей стоимости (ЧТС) для проекта при ежегодном снижении объема продаж на 10 %
Таблица 12
Год |
Кап. затраты |
Прибыль с учетом амортизации |
Коэф. дисконти- рования |
Дисконти- рованные кап. затраты |
Дисконти- рованная прибыль |
ЧДД |
ЧТС |
0 |
-700 |
700 |
-700 |
-700 |
|||
1 |
201,7 |
0,8 |
161,3 |
161,3 |
-538,6 |
||
2 |
78,8 |
0,65 |
51,4 |
51,4 |
-487,4 |
||
3 |
-28,9 |
0,52 |
-15,1 |
-15,1 |
5024 |
I год
2903,295 x 10% = 290,3
2903,295 – 290,3 = 26132
Пвал = 2613 – 1886,05 = 726,9
Пчист. = 726,9 – 174,46 – 112,8 – 323,56 – 87,15 =128,93
Налог на прибыль = 726,9 x 24% = 174,46
Налог на имущество = 12,8
НДС = 1797,56 x 18% = 323,56
ДС = 997,9 + 72,76 + 726,9 = 1797,56
II год
2613 x 10% = 261,3
2613 – 261,3 =2351,7
Пвал. = 2351,7 – 1886,05 = 465,65
Пчист = 465,65 – 111,75 = 12,8 – 276,53 –58,51 = 6,06
Налог на прибыль = 465,65 x 24% =111,75
Налог на имущество = 12,8
НДС = 1536,31 x 18% = 276,53
ДС = 997,9 + 72,76 + 465,65 = 1536,31
% за кредит = 58,51
III год
2351,7 x 10% = 235,2
2351,7 - 235,2 = 2116,5
Впал = 2116,5 – 1886,05 = 230,45
Пчист.= 230,45 – 55,30 12,8 – 234,19 – 29,88 = -101,72
Налог на прибыль = 230,45 x 24% = 55,30
Налог на имущество = 12,8
НДС = 1301,11 x 18% = 234,19
ДС = 997,9 + 72,76 + 230,45 = 1301,11
% за кредит = 29,88
2.3 Выводы по результатам финансовой диагностики
Для того чтобы создать любой бизнес необходимо просчитать все затраты связанные с его созданием: будь то основные производственные фонды, заработная плата персонала, стоимость сырья для производимых изделий, другие издержки вроде арендной платы за помещения, в которых будут располагаться цеха по производству продукции, затраты на перевозку сырья и готовых изделий и многие другие издержки, связанные непосредственно с производством. А самое главное конечная (продажная) стоимость продукции непосредственно выпускаемая на рынке, эта стоимость должна покрывать все производственные издержки, а также приносить прибыль предприятию.
Перед открытием компания ООО «Планета» произвела все подготовительные расчёты, благодаря которым была определена полная себестоимость продукции. С помощью данного показателя можно определить нужную продажную цену для безубыточной деятельности компании.
Если предприятие будет иметь ежегодное снижение доходов от реализации на 10% (таблица11), то к концу третьего года оно не только не сможет погасить кредит, но и не будет иметь возможность погасить налоговые начисления, вследствие чего предприятие станет банкротом. Возможность работы предприятия по показателям таблицы 11, довольно низкая, следовательно проект стоит внедрять
Заключение
В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона - бюджета. Формирование себестоимости продукции осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат, а также изменениями и дополнениями к нему.
В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования затраты на производство продукции классифицируются по различным признакам: по виду производства, виду продукции, месту возникновения затрат, по составу и экономическому содержанию, и т.д. Для практического использования в системе управления формированием затрат целесообразно использовать классификацию по элементам и статьям затрат.
В условиях рыночной экономики классификация затрат в отечественном хозяйстве будет упрощаться и приближаться к зарубежной практике. В зарубежной практике широко принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. В развитых странах широко используется метод определения затрат на производство продукции по ограниченной, сокращенной номенклатуре калькуляционных статей. В затраты включаются только переменные расходы.
Управление затратами на производство и реализацию продукции – это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, т.к. охватывает вес стороны происходящих производственных процессов. В отечественной практике под управлением издержками производства понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов и снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи.
Список использованной литературы
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под ред. В.И.Стражева. - Мн.: Высшая школа, 2008.
2. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2005.-384 с.
4. Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 2006.-120 с.
5. Карпова Т.П. Управленческий учёт. - М.: Аудит, ЮНИТО, 2008.-350 с.
6. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика, 2006.-432 с.
7. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.-639 с.
8. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - Мн.: Высшая школа, 2007.-309 с.
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. - Минск: Новое знание, 2009.-688 с.
10.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. - М.: Перспектива, 2006.-405 с.
11.Финансы предприятия: Учебник/ Под ред. Н.В.Колченой. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2008.-413 с.
12.Финансовое управление фирмой: Учебник/ Под ред. В.И.Терёхина. - М.: Экономика, 2008.-350 с.
13.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА - М, 2008.
14.Экономика предприятия./ Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. - М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 2008.-742 с.