Всероссийский заочный Финансово-экономический
институт.
Финансово-кредитный факультет.
Кафедра ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ.
Контрольная работа.
По дисциплине Культурология.
На тему «Культура советского периода»
План.
1Осуществление культурных преобразований в 20-30-е годы.
2Особенности культурной жизни страны в 40-80-е годы.
3проблеммы культуры в условиях формирования рынка.
4Тест.
1План Осуществление культурных преобразований в 20-30-е годы.
Начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.
Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории послереволюционной России. После победы октябрьской революции советская власть приступила к осуществлению культурной политики призванной создать новую культуру, основанной на марксистко-ленинской идеологии. Тяжёлое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре. Небывалая по масштабам антирелигиозная компания развернулась в годы первой пятилетки, названной «безбожной». Массовым порядком были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старены. Неприязнь рабочих и крестьян к интеллигенции и дворянству привела уничтожению книг, произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы, ломали церкви, распродавались ценности музеев. Вместе с этим рождалась новая культура. В ней не было места старине, которая мешала переделывать старую Россию на новую, социалистическую. Символом нового была Москва. Руководили реконструкцией столица архитекторы Жолтовский, Щусев, братья Веснены. На месте Охотного ряда построили здание гостиница «Москва», а рядом СНК. Через Москву-реку возвели новые мосты. В 1935г. Была открыта первая линия метрополитена, где подземные станции поражали своим великолепием, затмевавшим дворца.
В 1917 году была создана комиссия, которая осуществляла контроль за культурой. В Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. На местах были образованы отделы народного образования.
Первое десятилетие сыграло важнейшую роль в становлении советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имело место широкая политизация общества.
Политика Советского государства и партии в области культуры получила название культурной революции. Её задачами являлись: формирование народной культуры, ликвидация неграмотности населения, создание системы образования, всеобщее обучение на языках народов России, подготовка кадров интилигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Все реформы проходили в тяжёлых условиях. Российская интилигенции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: учёные К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, И.П.Павлов, И.М.Губкин, поэты В.В.Маяковский, А.А.Блок. Часть интилигенции отказывалась вначале от сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство перешло к репрессиям. В 1922 году большая группа учёных, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков.
Советская власть должна была взяться за восстановление культуры. Первой задачей была ликвидация безграмотности. 26 декабря 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения. Этот декрет обязывал всё неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном и Русском я языке. Везде создавались комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили Калинин, Ленин, Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920г. Ликвидировали неграмотность около 7 миллионов человек.
В 1920 г. Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка калифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей укреплением материальной базы.
К концу 20-х годов система образования была полностью перестроена, образование стало доступным для рабочих и крестьян.
Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. Число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них увеличелось на 1,7 млн. человек. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приёма в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодёжи в институты при вузах начали работать рабфаки. В 1920 г.. насчитывалось 244 вуза.
Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 человек. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в востановлении научного потенциала страны и привлечении учёных к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подвергалась изменениям. Сохранились традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и возникли новые учреждения. К началу 20-х годов число научных увеличилось в три раза по сравнению с 13 годом, возросло количество научных работников. К концу 30 – годов СССР было 1800 научных учериждений, а число работников достигло почти 100 тысяч человек.
Крупные достижения в науке были связаны с именами И.П.Павлова, В.И.Вернадского, А.Н.Крылова, Н.Е.Жуковского, Н.И.Вавилова, С.В.Лебедева. В 30г. Были начаты работы по изучению атомного ядра, радиофизики и радиоэлектроники, был создан первый телевизор.
В литературе тоже происходили перемены и изменения. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А.Бунин, А.Н.Толстой, А.И.Куприн, Е.И.Замятин, М.И.Цветаева, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов.
Советскую литературу создавали Л.Леонов, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, В.В.Маяковский, Н.С.Тихонов, А.А.Жаров.
В 1934 г. Возникла профессиональная организация литераторов – Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшейся из-за граници Горький. В романе «Жизнь Клима Самгина» он показал жизнь России перед революцией. Также из-за граници вернулся А.Н.Толстой который писал роман «Пётр 1»
В 20-х годах начала развиваться Советская живопись. Стали организовываться выставки, возникли новые организации. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г.Ряжского, «Тачанка» М.Б.Грекова, «Расстрел 26 Бакинских комиссаров» И.И.Бродского, «На стройке новых цехов» А.А.Дейнеки.
В театрах тоже происходили перемены. Быстро обновили свой репертуар, стремясь показать героя, осознавшего величие революции. В 1920 г. В.Э.Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он выступал за революционное преобразование театра, выдвигал программу полной переоценки Эстетических ценностей и политической активизации театра. Он хотел сделать театр политическим и агитационным. Однако он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства и в 1939г. был репрессирован.
К 30 годам усилилось воздействие партийно-государственных органов на деятельность творческой интилигенции. В 1932г. ЦК ВКП принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно предписывало объединить всех писателей, поддерживающих Советскую власть и стремившихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей и привести аналогичные изменения по линиям всех других видов искусств. Так были созданы союзы писателей, художников, композиторов. Социалистический реализм был заявлен основным методом и стилем творчества. Он требовал от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её развитии, воспитывающего трудящихся в духе идеалов социализма. В 1935г. По инициативе ЦК ВКП произошла дискуссия по вопросам преодоления формализма в литературе и искусстве. Критике подверглись композитор Д.Д.Шостокович, кинорежиссёры С.М.Эйзенштейн и А.П.Довженко, писатель Б.Л.Пастернак, поэт Н.А.заболоцкий, художник А.А.Дейнека.
В целом это было время интенсивных творческих поисков, которые определял процесс культурной революции. Культурная революция- это коренная ломка стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров и поведения людей. Вместе с тем это государственная политика, производившаяся в 20-30г. И направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И.Ленин в работе Странички из дневника» так определил её важнейшие задачи: открытие простора для развития творчества трудящихся, формирование социалистической интеллигенции, обеспечение господства идей научного коммунизма в обществе. В искусстве оформилось левое движение, была сформулирована концепция пролетарской культуры, имела место попытка противостоять литературному шаблону. Важнейшой задачей стало литературное осмысление революции. Единая русская культура раскололась надвое: на эмигрантскую и советскую. Около 2млн. россиян покинули Россию и оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20г. Образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Софии. Своей задачей русская эмиграция видела в сохранении и развитии русской культуры. В 20-30г. отмечены расцветом литературы русской эмиграции. Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы. С большим успехом проходили гастроли композитора Рахманинова, Шаляпина. Осложнение международной обстановки в 30г. способствовало возобновлению споров в среде эмигрантов о судьбе России и возможности возращения на родину. Вернулись А.И.Куприн, М.И.Цветаева, И.Я.Билибин, но советская система заставляла многих отказаться от мысли о возвращении на родину. В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная энтиллигенция.
2Особенности культурной жизни страны в 40-80-е годы.
В 40г. культурную политику определяло подчёркнутое внимание к вопросам идеологии. В годы войны главным направлением идеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбы народов и патриотизма. В после военные годы усилия направлялись на пропаганду успехов в экономике и культуре, идеи построения коммунизма в течение ближащих трёх пятилеток.
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала идейным важнейшим и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы А.Т.Твардовского, простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»).
Возросло значение оперативных форм культурной работы, таких, как радио, кино, печать. Появилось понятие массовой информации. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках. Большое воспитательное и эмоциональное значение получило плакатное искусство, его символом является плакат И.М.Тоидзе «Родина-Мать зовёт!» Теснее связала война творческую интеллигенцию с народом. Широкое распространение получила практика создания фронтовых бригад и театров. За годы войны в их составе побывали более 40 тысяч работников искусства. В тяжёлых условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учериждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учереждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа разместили в Свердловске.
На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилось численность преподавательских кадров. Однако труд учителей позволил не прервать учёбу даже в осаждённых городах. По мере освобождения советских городов от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учёба. С 1943г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были созданы вечерние школы для работающей молодёжи. В 1943г. возникла академия педагогических наук РСФСР. Также произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной територрии, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов - срок подготовки студентов был сокращён до 3-3,5 лет.
По мере освобождения территории началась восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х численность школ и учащихся в них достигла двойного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началась 1943г. и к концу войны их численность достигла двойного уровня.
Особенно сильно в годы войны развивалась наука, она внесла большой вклад для победы. Тематика научных исследований сосредоточивалась на трёх главных направлениях: разработка военнотехнических проектов, научная помощь промышленности и мобилизация сырьевых продуктов на нужды фронта. Группа под руководством Алиханова, Скобельцына изучала космическую радиацию. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. Курчатов работал над созданием атомной бомбы. Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение. Александров разработал метод размагничивания кораблей. Патон разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружений. Над совершенством боевого оружия работали учёные, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы Яковлев, Туполев, Лавочкин, Илюшин, Поликарпов и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолётов. Советские танки по боевым качествам значительно превосходили немецкие. Также во время войны развивалась медицина, благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненных возвращались в строй.
Большую роль в победе оказала литература, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живой интерес, как на фронте, так и в тылу вызывали произведения Шолохова, толстого, Леонова, Фадеева, Полевого, стихи Симонова, Твардовского, Маршака, Тихонова. Кино самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 41г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Около 150 кинооператоров создали киноэпопею Великой Отечественной войны.
Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в 41г. Комитет определил ущерб, причинённый войной. Было разрушено более 80 тысяч школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Толстого в Ясной Поляне, Пушкина в Михайловском, Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить невозможно.
Важнейшим этапом развитием архитектуры явилось восстановление городов и сёл, разрушенных в годы войны. В 1945г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупных городов, а позже были разработаны планы развития 250 городов.
Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закалённых войной, расширился их кругозор, укрепилось чувство собственного достоинства. Массовая пропаганда должна была научиться соизмерять новое с традициями советского образа жизни. Творческая же интеллигенция всё более витала в облаках, звала народ к высшим надполитическим идеалам, общечеловеческим ценностям, не учитывая, что ни в одной стране мира они ни разу не были реализованы. В реальной жизни за любыми разглагольствованиями стоят интересы власти. С окончанием войны надежда советских людей, проявивший невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдались. Однако контроль партийного аппарата не ослаб. Плохо разбирающийся в вопросах культуры считал учить писателей, художников, как им работать.
В послевоенный период основной задачей в области образования было обязательное семилетнее обучение. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования. Факторами, мешавшие развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям западных стран. Генетика была объявлена лженаукой, но благоприятным оказались условия для развития ядерной физики, радиационной биологии, биохимии. В стране усилился идеологический контроль, негативно сказавшийся на развитие культуры. Между тем война, давшая мощный толчёк творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.
В 50г. высокими темпами развивалась народное образование. Число средних школ увеличилось и достигло 30,7 тысяч, в них обучалось более 16 милионов человек. Однако в системе образования назрела необходимость серьёзных нововведений. Вместо семи лет образования вводилось восемь, срок обучения в средних школах увеличивался до 11 лет. Начиная с девятого класса, учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революции (НТР), не дали желаемого результата. Развёртывающая НТР настоятельно требовала перехода к полному всеобщему среднему образованию, главной задачей, которой становилось вооружение учащихся прочными знаниями. В 1956г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а 57г. были изменены правила приёма. Эта мера расширила социальный источник пополнения интеллигенции. В науке происходили тоже продвижения вперёд. Государство оказывало поддержку и содействие в развитии науки особенно в разработках оборонного значения и космическим исследованиям. Расширялась сеть научных учереждений. В системе АН СССР были созданы десятки научно-исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках. В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 50г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий. Советские учёные добились выдающихся успехов в области естественных наук, в области физики атомного ядра. Достижения учёных в области ядерной физики дали возможность стать СССР первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии.
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея.
Этот процесс демократизации культуры, получивший название «Оттепели», по одноимённой повести И.Г.Эренбурга. Вопросы, поставленные в ней автором, позволили по-новому взглянуть на реалии советской жизни, место интеллигенции и её отношения с партией. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октября. Эти идеалы стали критерием измерения прошлого страны и нравственной позиции отдельной личности. Так, в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников активного обновления, называющих себя антисталинистами, и их противников сталинистов. Как и в обществе, писательская среда, раскололась на демократический и консервативный лагери. Первый представляли журналы «Новый мир» и «Юность», второй – «Наш современник», «Октябрь» и «Молодая гвардия». В конце 50-х возник самиздат – машинописные журналы творческой молодёжи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. На страницах журнала «Юность» родился жанр «исповеданной» литературы, описавшей сомнения и метания молодого поколения. Всё это вызвало непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и его противников, ставшее почвой диссидентского движения. Его подъём приходится на вторую половину 60-х годов. Ярким проявлением стало правозащитное движение. Правозащитники организовывали различные акции по защите прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключённым и другое. В1968г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода советских войск в Чехословакию. Этот акт явился поводом для усиления репрессий.
Культура 60-х – середине 80-х годов развивалась с одной стороны, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база, продолжалось плодородное развитие всех сфер научной и художественной деятельности. С другой стороны, усилился идеологический пресс на деятелей культуры, особенно выступавших с позицией инакомыслия и не приятия советской современности. В 70г. создали свои лучшие произведения писатели В.М.Шукшин, А.В.Вампилов, Ю.В.Трифонов, Ю.В.Бондарев, Б.Л.Васильев, В.Г.Распутин, В.И.Белов, Б.А..Можаев. Большой подъём испытало советское театральное искусство. Среди других новизной трактовок отличались постановки Московского театра драмы и комедии на таганке и театра Ленинского Комсомола. Центром музыкальной жизни остался Большой Академический театр в Москве. На весь мир гремели имена Д.Ф.Ойстраха, С.Т.Рихтера, Э.Г.Гилельса. Заметным явлением стала советская эстрада и её признанные корифеи Э.Пьеха, И.Кобзон, Л.Лещенко, С.Ротару. В 70г. началась магнитофонная революция. Большой популярностью в массах пользовались песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, Ю.Визбора и другие. Симпатии молодёжи всё более завоёвывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли. Одним из первых был «Аквариум» под руководством Гребенщикова.
Не все творческие работники вписывались в официальные структуры и отношения. В 1966г. за публикацию произведений на Западе были осуждены писатели А.Синявский, Ю.Даниэль. В 1974г. выслали из страны А.И.Солженицина. За границей оказались Кинорежиссеры А.Тарковский, театральный режиссер Ю.Любимов, писатель В.Некрасов, поэт И.Бордовский, виолончелист М.Ростропович. Авангардные направления в искусстве находились в полузапрете. Не исполнялись произведения композитора А.Шнитке. С середины 70-х была введена система государственных заказов в области кинематографии. Родилось понятие полочного фильма. Ограничивалось знакомство советской публики с искусством Запада.
Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли» (История советского государства. 1900–1991. М., 1997. С.493). Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.
Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.
«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.
За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицына («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было нельзя.
Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкантов группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.
Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха», для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» и Д. А. Гранина «Зубр». Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая. Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.
Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных и схематичных картинах И. С. Глазунова «Вечная Россия». Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат.
В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая Вера». В. Пичул).
Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».
Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и др.)
Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах.
С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольские организации были, наконец, упразднены, но взамен им не было создано ничего нового – подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую потребностям времени, наталкивались на косность значительной части преподавательского состава и недостаток средств.
Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали заграницу.
В еще большей степени проблема «утечки умов» стала актуальна для науки. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки заметно оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого в обществе.
В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки. Вполне очевидно, что наряду с положительным несомненным эффектом, который принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки).
3Проблеммы культуры в условиях формирования рынка.
В 90-е гг. сфера образования и науки продолжает оставаться преимущественно депрессионной. Кризис, начавшийся в 80-х, продолжает углубляться. Школьные учителя и преподаватели вузов из уважаемой и даже привилегированной группы населения, какой они были в советское время, переходят в разряд нищих «бюджетников», едва сводящих концы с концами. Процесс «утечки умов», начавшийся в годы Перестройки, приобретает поистине катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся в активном возрасте, оказываются, вынуждены оставить прежнее место работы в школе, университете или академическом институте и искать заработков на стороне. В лучшем случае они продолжают заниматься интеллектуальным трудом за границей по приглашению иностранных научных учреждений, в худшем – становятся мелкими торговцами, таксистами, уборщиками.
Вместе с тем в последнее время наметились некоторые признаки исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения, бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей (юриспруденция, менеджмент, политология и пр.) Система рыночных отношений позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые оказались способны давать образование, востребованное обществом. Это, однако, не решает проблемы в принципе. По-прежнему продолжают влачить жалкое существование фундаментальная наука, а ведь без нее теряются перспективы дальнейшего развития. Однако, несмотря на трудности, российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.
Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль церкви. Можно сказать, что религия постепенно заполняет место канувшей в небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной подавленности, ощущение разобщенности.
На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям, издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской, иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться положительным явлением, т. К. церковь является хранительницей многих исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети огромное количество молодежи.
Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура, насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности России в XXI столетии.
4.Тест.
А-С.Рахманинов 1)эссе «Судьба России»
Б-В.Набоков 2)роман «Смерть Визирь-Мухтара»
В-Н.Бердяев 3)роман «Жизнь Клима Самгина»
Г-М.Горький 4)скульптура «Рабочий и колхозница»
Д-В.Мухина 5)скульптура «Булыжник- оружие протериата»
Е-И.Шадр
Ж-П.Корин 6)фильм «Иван Грозный»
З-Ю.Тынянов 7) фильм «Иваново детство»
И-В.Астафев 8)роман «Приглашение на казнь»
К-Г.Чухрай 9)фильм «Баллада осолдате»
Л-С.Бондарчук 10)роман «Последний поклон»
М-Г.Панфилов 11)фильм «Начало»
Литература.
1.Георгиева Г. С. Русская культура: история и современность. М., 1998.
2.Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.
3.Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
4.Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. М., 1990.
5.Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 – 1945. М., 1991.
6.А.Н.Маркова История мировой культуры.