Участие безработных граждан в общественных работах
Порядок организации общественных работ
Направление граждан на общественные работы
Заключение и расторжение трудового договора
Условия оплаты, льготы и гарантии
Финансирование общественных работ
В условиях напряженной ситуации на рынке труда из всех активных методов его регулирования временное трудоустройство граждан, в первую очередь на общественные работы, относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения.
Общественные работы в странах рыночной экономики - явление распространенное - и на протяжении длительного времени используются в качестве меры стабилизации занятости. Российское законодательство о занятости в части организации общественных работ базируется на международных нормах.
Вопросы организации общественных работ регулируются Законом РФ "О занятости населения в РФ", а также Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 с последующими изменениями и дополнениями.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают городские и районные центры занятости населения (далее - органы службы занятости), поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан с целью:
- осуществления потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный характер;
- предоставления гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
- сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;
- предоставления возможности временного трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, а также не имеющим опыта работы.
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Общедоступность общественных работ означает, что они могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.
В Положении приводится примерный перечень видов работ, к которым, в частности, могут относиться:
- строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
- проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
- строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
- организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).
Перечень не является исчерпывающим, общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности.
В последнее время все большее распространение получают общественные работы, организуемые для обслуживания социальной сферы. К ним относятся уход и оказание иных услуг инвалидам и престарелым гражданам, уход за детьми, работы по обслуживанию социальной сферы - детских учреждений, интернатов, больниц и т.п.
Однако даже если речь идет о подсобных, вспомогательных и неквалифицированных работах, не допускается организовывать общественные работы в случае необходимости срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, работы, требующие специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их объемы и виды. При этом они исходят из развития социальной инфраструктуры конкретной территории, количества и состава незанятого населения.
В случаях массового высвобождения работников и роста безработицы могут разрабатываться и утверждаться региональные и территориальные (городские, районные) программы развития общественных работ.
Общественные работы организуют в организациях независимо от организационно-правовой формы. Между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями заключаются договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. Вдоговорах определяются права и обязанности сторон, производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест, численность участников, место проведения, характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в договорах может быть предусмотрено создание специализированных условий.
Значительная роль в организации общественных работ отводится органам службы занятости, на которые возлагаются обязанности по информированию граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, о видах организуемых работ, порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, предоставляемых льготах, а также по направлению граждан на общественные работы. Таким образом, в органах службы занятости можно получить исчерпывающую информацию о возможностях и порядке участия в общественных работах.
Направлению на общественные работы предшествует регистрация граждан в органах службы занятости. Для участия в общественных работах не требуется наличие статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости, причем бесплатно.
Однако именно безработные граждане имеют преимущественное право при направлении на общественные работы, а если речь идет о самих безработных, в первую очередь направления даются безработным, не получающим пособие, а также безработным, состоящим на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.
Для большинства безработных граждан общественные работы не являются подходящей работой, и граждане могут отказаться от предложения органов службы занятости принять в них участие без всяких неприятных для них последствий.
Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
Для отдельных категорий граждан общественные работы являются подходящей работой, и отказ от участия в них может повлечь для безработного определенные правовые последствия.
К таким категориям относятся граждане:
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
- отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы:
- состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;
- обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
- уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
- ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
- стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
- направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.
В случае неучастия в общественных работах указанных категорий граждан, они снимаются с учета в качестве безработных и пособие по безработице им не выплачивается.
В случае отказа таких безработных от двух вариантов подходящей работы им может быть приостановлена выплата пособия по безработице, а если отказ последовал в течение 10 дней со дня обращения в органы службы занятости, таким гражданам может быть отказано в регистрации их в качестве безработных.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
С лицами, желающими принять участие в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ срочный трудовой договор заключается с лицами, достигшими возраста 16 лет в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. К одному из таких случаев ТК РФ относится направление органами службы занятости граждан для участия в общественных работах.
Срок трудового договора не должен превышать 5 лет. Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора на срок менее двух месяцев и предусматривает особенности регулирования труда таких работников. В частности, при приеме на работу на срок до двух месяцев работникам не устанавливается испытание.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании, т.е. они пользуются всеми правами, предоставленными работникам, заключившим трудовой договор с работодателями, ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе право на оплату периода временной нетрудоспособности, отпуск, обеспечение пособиями по беременности и родам, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
Если работодатель отказывает безработному, направленному на общественные работы, в заключении с ним трудового договора, он обязан сделать в направлении органов службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвратить направление гражданину.
При приеме на работу безработного, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
Срочный трудовой договор расторгается с истечением срока его действия, о чем работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три дня до увольнения.
Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, расторгается по завершении этой работы.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
С целью стимулирования безработных граждан участвовать в общественных работах, законодательством предусмотрено сохранение за ними права на получение пособия по безработице в период участия в общественных работах. Основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени. Таким образом, безработные граждане, участвующие в общественных работах, практически получают двойную оплату. Однако если к моменту направления на общественные работы выплата пособия безработному была приостановлена на определенный срок, пособие по безработице в период участия в общественных работах ему не выплачивается до момента возобновления.
Гражданам, участвующим в общественных работах, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные как Трудовым кодексом РФ, так и другими законодательными актами, в том числе при переводе на другую работу, по оплате труда, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, в некоторых случаях прекращения трудового договора и другие.
Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. Однако, учитывая финансовые трудности многих организаций, для проведения общественных работ, как правило, привлекаются средства федерального бюджета, выделенные органам службы занятости для финансирования программ организации общественных работ. Для финансирования общественных работ могут привлекаться средства бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов.
В случае смешанного финансирования бюджетные средства, предназначенные для компенсации понесенных работодателями расходов в связи с выплатой заработной платы, а также на приобретение инвентаря и транспортные расходы, перечисляются на расчетный счет работодателей.
Условия финансирования предусматриваются в договорах с работодателями.
* * *
Вопрос: Следует ли безработным гражданам, направленным на общественные работы, продолжать проходить обязательную перерегистрацию в службе занятости?
Ответ: В период участия в общественных работах безработных граждан, для которых эти работы не являются подходящей работой, за ними сохраняется право на получение пособия по безработице. Несмотря на то, что одним из условий получения пособия является прохождение безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, органы службы занятости в данном случае могут не производить перерегистрацию безработных граждан. Сохранение права на получение пособия будет зависеть от наличия уведомления работодателя о приеме гражданина на работу и предъявления ежемесячно выдаваемых работодателем справок о фактически отработанном гражданином времени.
Вопрос: Уплачивается ли единый социальный налог с начисленной заработной платы гражданам, участвующим в общественных работах, в случае, если расходы по заработной плате возмещаются работодателю из федерального бюджета?
Ответ: Заработная плата, начисляемая гражданам, участвующим в общественных работах, относится к выплатам, начисленным работодателем-организацией в пользу работников. С указанных сумм работодателем уплачивается единый социальный налог, а также работником в случае его добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Тот факт, что эти суммы возмещаются работодателю из федерального бюджета, в данном случае значения не имеет.
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2001 г. изменен минимальный размер оплаты труда. Обязаны ли будут органы службы занятости возмещать работодателям расходы по заработной плате исходя из нового МРОТ, если в договорах на организацию общественных работ был указан прежний МРОТ?
Ответ: Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" не обязывает органы службы занятости компенсировать работодателям расходы по заработной плате исходя из нового МРОТ. Однако следует учитывать, что многие договоры на организацию общественных работ были заключены благодаря тому, что органы службы занятости обязывались компенсировать указанные расходы в размере 100%. Таким образом, работодатель вправе предложить внести соответствующие изменения в договор на организацию общественных работ, а в случае отказа поставить вопрос о расторжении договора.
Вопрос: Производится ли в трудовых книжках граждан запись об их участии в общественных работах?
Ответ: Граждане принимают участие в общественных работах путем заключения с организацией-работодателем срочного трудового договора. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, при условии, что эта работа является для работника основной.
В трудовую книжку работника, участвующего в общественных работах, работодателем вносятся сведения о выполняемой работе, об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Вопрос: Можно ли с гражданами, направленными на общественные работы, заключать договоры гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения и др.)?
Ответ: Действующим законодательством с гражданами, направленными на общественные работы, заключение договоров гражданско-правового характера не предусмотрено. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор; на них распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Вопрос: Имеют ли право на очередной отпуск граждане, участвующие в общественных работах? Если да, выплачивается ли им при увольнении денежная компенсация за неиспользованный отпуск?
Ответ: Право на ежегодный оплачиваемый отпуск имеют все работники независимо от того, на какой срок заключен с ними трудовой договор. Исходя из специфики общественных работ, с безработными, направляемыми на такие работы, заключается срочный трудовой договор. Эти работники также имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
При увольнении работникам выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
Новым Трудовым кодексом РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев. Таким работникам также предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы.
И.И. Шкловец,
заместитель руководителя Правового департамента Минтруда России
"Гражданин и право", N 2, февраль 2002 г.