Обеспечение занятости населения
В ст.37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы. Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается в том числе защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Нормативным актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20.04.96 г. N 36, с изменениями по состоянию на 10.01.03 г., далее - Закон). Федеральным законом от 10.01.03 г. N 8-ФЗ в данный Закон были внесены существенные изменения и дополнения.
Как предусмотрено ст.1 Закона, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. В соответствии со ст.3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п.2 ст.32 Закона (временная пенсия, которая с согласия гражданина, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата paбoтников, назначается, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста), либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного xapaктepa, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления указанным органам паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления гражданам органами службы занятости подходящей работы (какая работа считается подходящей, определено в ст.4 Закона) в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиски такой работы они признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
В целях подбора работы и трудоустройства граждан органы службы занятости в соответствии с заключаемыми договорами с образовательными учреждениями могут направлять на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан в случаях, когда гражданин не имеет профессии (специальности); невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку имеют безработные инвалиды, граждане по истечении 6-месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности).
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Право на участие в таких работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия и оформляется срочным трудовым договором (который может быть расторгнут гражданином при устройстве на постоянную или временную работу). Во время работы на общественных работах на граждан распространяется законодательство о труде (в том числе в части оплаты труда) и социальном страховании.
Статьей 28 Закона установлены гарантии социальной поддержки безработных, а именно:
пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Время, в течение которого граждане получают пособие по безработице, стипендию или участвуют в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа, а все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с законодательством.
Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки выплаты пособия по безработице определены ст.29, 30 и 31 Закона, но действие указанных статей распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10.01.03 г. N 8-ФЗ (т.е. с 14 февраля текущего года). С этого же времени применяются и ст.33 и 34 Закона, которыми установлены размеры пособия по безработице, в том числе отдельным категориям граждан.
Статьей 35 Закона установлено, что органами службы занятости выплата пособий по безработице может быть прекращена, приостановлена либо снижен размер такого пособия.
Выплата пособия может быть прекращена (с одновременным снятием с учета в качестве безработного) в случаях признания гражданина занятым по следующим основаниям, предусмотренным в ст.2 Закона: прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезд безработного в другую местность; попытка получения либо получение пособия обманным путем; осуждение лица к наказанию в виде лишения свободы; назначение пенсии, предусмотренной п.2 ст.32 Закона, либо назначение трудовой пенсии по старости, в том числе досрочное назначение трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказ от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина); смерть безработного (при этом сумма пособия по безработице, причитающаяся безработному и недополученная в связи с его смертью, выплачивается в соответствии с гражданским законодательством).
Bыплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев (период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице) в следующих случаях: отказ от двух вариантов подходящей работы; отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение; явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (порядок установления такого состояния определяется Правительством Российской Федерации); увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановка выплаты пособия в этом случае производится со дня, следующего за днем последней явки гражданина на перерегистрацию); самовольное прекращение обучения по направлению органов службы занятости.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости, а также отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением гражданина.
Пунктом 4 ст.35 Закона определены периоды, в течение которых выплата пособия не производится, но они не засчитываются в общий стаж периода выплаты пособия и продлевают его. Это периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
В соответствии со ст.26 Закона работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости, а также получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда. Этой же статьей предусмотрено, что при необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям расходы на организацию обучения принятых на работу граждан, а также на опережающее обучение граждан, увольняемых из организации в целях обеспечения их занятости.
Обязанности работодателей по обеспечению занятости населения определены ст.25 Закона. Так, при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в том случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (в соответствии со ст.5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ).
Работодателям следует также иметь в виду, что в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.
Г. Титова
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 51, декабрь 2003 г.