Политика занятости, обеспечение социальных гарантий
и компенсаций при безработице
В Информационном центре правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная проблемам занятости населения и обеспечения социальных гарантий при безработице. Сергей Валентинович Дудников рассказал о том, что пресс-конференция была приурочена ко Дню социального работника, который отмечается в России 8 июня как государственная дата. В государственной службе занятости этот день считают профессиональным праздником, поскольку сфера деятельности службы распространяется на людей, которые в поисках работы обращаются за помощью к государству.
В пресс-конференции также приняли участие работники Управления Федеральной государственной службы занятости: А.С. Гринберг - начальник отдела информации; Л.Е. Цицинова - начальник отдела социальной поддержки безработных; Т.А. Безрук - начальник отдела программ занятости и рынка труда.
В нынешнем году московской службе занятости исполняется 15 лет. В настоящее время в банке вакансий службы занятости насчитывается свыше 140 тыс. предложений московских работодателей. При этом значительная часть из них относится к отраслям сферы услуг, торговли, ЖКХ, здравоохранения и образования. Среди вакансий рабочих устойчивым спросом пользуются водители автотранспорта, слесари различных специальностей, строительные рабочие и малоквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики и т.п.). Среди специалистов за последние годы резко возрос спрос на инженеров, немало вакансий для руководителей различных уровней, менеджеров, бухгалтеров. Особое внимание уделяется трудоустройству молодежи.
Большое количество вопросов поступило от представителей средств массовой информации, от пользователей Интернет. На часть этих вопросов С.В. Дудников дал ответы в ходе пресс-конференции, ответы на все оставшиеся вопросы были размещены на сайте Информационного центра правительства Москвы и на официальном сайте Управления www.labor.ru.
- Служба занятости, - открыл пресс-конференцию С.В. Дудников, - это сфера, требующая постоянного внимания государства. Здесь всегда есть место тем, кто понимает важность и ответственность работы с населением. Ведь среди жителей всегда найдутся немало таких, которые нуждаются в особой социальной защите государства. Законами предусмотрен ряд гарантий для людей, в том числе и для потерявших работу и ищущих ее. Это как раз сфера деятельности государственной службы занятости.
Хочу напомнить, что в этом году московской службе занятости исполняется 15 лет со дня образования. Именно столько лет назад с инициативой о ее создании выступил мэр Москвы Ю.М. Лужков, а основание созданию положило постановление тогда Моссовета и Госкомтруда СССР от 30 октября 1990 г. о создании первой в Советском Союзе биржи труда. Через год биржа вошла в состав органов исполнительной власти Москвы. Учредителем биржи и впоследствии Комитета труда и занятости стало правительство Москвы. Это знаменательное, историческое событие, потому что закон о занятости был принят в апреле, почти через полгода после создания этой структуры, которая к тому времени уже наработала свой опыт. За 15 лет в городе сделано очень многое. Служба из малокровной, немощной превратилась в современную, развитую многофункциональную службу мирового уровня. Здесь работают очень опытные кадры. В частности, в пресс-конференции принимают участие начальники отделов Управления, которые не только создавали службу, но и прошли все степени ее реорганизации.
Служба изначально строилась так, чтобы обеспечить качественное обслуживание населения всех уровней - от школьников до людей пенсионного возраста, которые имеют время и желание поработать. Это все клиенты, которые к нам обращаются, и мы им помогаем. Среди них есть категория, которая нуждается в особой заботе государства: инвалиды, дети, матери-одиночки, матери инвалидов и т.д. То есть люди, которые определены законом как неконкурентоспособные на рынке труда. Для них разрабатываются специальные программы содействия в занятости.
Москва - город удивительный, и не только потому, что это столица нашей Родины и здесь сосредоточен значительный промышленный и интеллектуальный потенциал. И не только потому, что это крупнейший в Европе мегаполис. Сейчас здесь проживают 10,4 млн человек, а экономически активное население - 5,7 млн. Это большая масса людей. В крупном городе наладить жизнь населения сложно, мы обязаны обеспечить массовое производство, в том числе товаров и услуг для того, чтобы эти массы населения могли спокойно и комфортно себя чувствовать. А массовое производство предполагает некоторую унификацию. А когда мы перекладываем это на человека, на его предпочтения в трудоустройстве при его профессиональном и квалификационном уровне и знаниях, то, конечно, говорить о массовости и унификации не приходится. Потому что люди все разные, они имеют разные профессии, квалификацию, навыки, способности и разные предпочтения в жизни. Поэтому требования состояния человеческой души и мегаполиса во многом не совпадают. Работать в службе занятости непросто - город предъявляет особые требования.
Давайте сравним показатели российские и московские по населению. Возраст среднестатистического безработного: по России - 35 лет, в Москве - 41 год. Безработная молодежь до 25 лет: в России - 28%, в Москве - 14%. Но зато безработица среди населения старше 55 лет: в России - 6%, а у нас - 9%. Безработные, имеющие высшее образование: в России - 11%, а в Москве - 32%. То есть безработные в Москве значительно отличаются от среднестатистического безработного в России. Это значит, что с москвичами надо работать по-другому. Все это надо было учитывать при строительстве службы занятости. Поэтому с 1996 г. мы активно занялись этой проблемой и учредили целую сеть профильных центров. Мы создали профильный Центр "Перспектива", который специализируется на трудоустройстве молодежи. Мы создали Женский деловой центр, который занимается женской безработицей, их трудоустройством. Мы создали Центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский". Действует также правовой центр "Защита", который бесплатно организует для безработных юридическую защиту и сопровождение карьеры. Мы создали Центр охраны труда, а также Центр профориентации и психологической поддержки безработных и незанятого населения, где по направлениям наших центров занятости безработный бесплатно получает профориентационные и психологические услуги. Таким образом, служба занятости представляет собой слоеный пирог, где для каждой группы населения создана своя специфическая ниша.
Согласитесь, что человек, который помогает вам найти работу, не может до тонкости знать особенностей трудоустройства школьника или человека, который собирается идти на пенсию, здесь есть свои особенности. Вот такие особенности и учитываются в специализированных центрах. Но все это происходит на фоне стабильно работающей государственной сети службы занятости. Сеть состоит из 10 центров занятости, созданных в каждой префектуре, и в каждом центре есть еще 3-4 отделения, которые принимают население. Всего в Москве 62 пункта, где происходит постановка на учет, назначается пособие, подбирается работа, проводятся консультации, оказывается психологическая помощь, дается направление на дополнительное обучение и т.д.
Конечно, люди приходят разные, и не все из них хотят работать, некоторые удовлетворены тем, что получают пособие по безработице. Сейчас размеры пособия устанавливаются постановлением Правительства РФ раз в год. В этом году оно установлено в размере 720 руб. (это минимальное пособие) и 2880 руб. (это размер максимального пособия). С этого года оно уже не привязывается ни к прожиточному минимуму, ни к средней зарплате по региону. Сейчас правительством устанавливается жесткая планка, конечно, с учетом прожиточного минимума и средних зарплат в стране. Для Крайнего Севера принят еще коэффициент, который увеличивает это пособие. Но для Москвы такого коэффициента нет, хотя мы вносили такое предложение, с учетом того, что прожиточный минимум по Москве выше, чем в среднем по России.
Так вот, среди безработных имеется ряд категорий, с которыми приходится работать с учетом этой специфики. Мы разделили их условно на три категории. Первая - это люди, которые потеряли работу, имея востребованную профессию и достаточный уровень квалификации, то есть человек потерял работу вследствие внешних факторов: ликвидировалось предприятие, произошло сокращение штатов или еще что-то. Такому человеку надо быстро помочь, потому что он востребован экономикой города. Поэтому мы стараемся быстро их сориентировать, как правило, такие люди быстро устраиваются, не вставая к нам на учет как безработные. Считается, что первые десять дней - это наиболее активный период поиска работы. Здесь показатель довольно высокий - до 60% обращающихся успешно решают проблему трудоустройства.
Вторая категория - это люди, которые тоже имеют достаточно хороший уровень квалификации и нужную городу профессию, но отстали в знаниях, у них устарели навыки и т.д. Вот таким людям надо помогать очень интенсивно. Мы начинаем включать все технологические приемы, которые предусмотрены законом о занятости. То есть с ними работает профконсультант, психологи. Мы имеем возможность в период поиска работы направить их на общественные работы или обеспечить временную занятость для молодых людей. И после четырех месяцев, если не находим ему работу, направляем на переобучение. За счет федерального бюджета человек, имеющий статус безработного, имеет право пройти курсы по переобучению на новые специальности или повысить квалификацию. В прошлом году мы переобучили 12 тыс. человек. Как правило, после этого 90% трудоустраиваются, остальные в течение трех месяцев находят работу. Эта программа очень эффективная.
У нас обучаются люди по 60 специальностям в более чем 40 учебных заведениях. Среди них Финансовая академия при Правительстве РФ, МВТУ им. Баумана, Российская экономическая академия им. Плеханова, Академия экономики и права. Есть целый набор учреждений, в которых готовят по рабочим профессиям: от распространенных, например, строительных специальностей, и до редких, таких как ландшафтный дизайн, промышленный альпинизм, офисное аквариумоводство.
Третья категория безработных - это те, которые малоактивны в поиске работы, их удовлетворяет то состояние, в котором они находятся. Задача службы - точно определить категорию человека. Опыт наших сотрудников позволяет сразу определить, кто к ним приходит, как с ним работать и какие технологии применить. Человек, который приходит, чтобы получить пособие по безработице, не нуждается в помощи профконсультанта, он не будет работать. А там, где надо переобучать человека, нужно, прежде всего, посмотреть, какая у него профессия, чтобы не ошибиться в выборе обучающего курса, который поможет ему найти место в жизни. Бывают, правда, случаи, когда человек проходит обучение, а потом вдруг отказывается от работы. Это потеря для бюджета.
Еще один момент - это инфраструктура рынка труда. Поскольку мы живем в крупном городе, это и определяет эффективность работы по трудоустройству людей. Мы считаем, что государственная служба занятости, доминирующая на этом поле и не имеющая фактически конкурентов по эффективности трудоустройства, должна заниматься тем, чтобы развивать инфраструктуру рынка труда. На рынке труда все время должны появляться новые игроки, то есть организации, которые помогают нам трудоустраивать людей. И мы считаем, что чем больше будет частных агентств по трудоустройству, тем легче будет трудоустроиться. Очень важная роль здесь принадлежит СМИ. Чем больше журналистов будут заниматься этой тематикой, чем больше будет публикаций о вакансиях, тем легче будет устроиться. Развитие сети Интернет, партнерство со СМИ, частными агентствами по подбору персонала позволит наиболее эффективно строить работу. Это характерно для мегаполиса.
Сейчас в Москве около 1000 частных агентств, которые занимаются трудоустройством. С ними надо уметь работать. Мы здесь выстроили свой алгоритм, пошли по пути того, что частные агентства занятости имеют право заявить о добровольной сертификации услуг. То есть это фирмы, которые заслуживают большего доверия со стороны населения. Московское Правительство, кстати, выпустило по этому поводу постановление, и в рамках лицензионной палаты есть рабочая группа, которая занимается добровольной сертификацией услуг. Любая фирма может заявить о том, что она хочет получить сертификат, после проверки она может его получить. Сертификат подтверждает, что фирма заслуживает внимания, ей можно доверять.
Поэтому когда говорят, что число обращений в государственную службу занятости сокращается, то я считаю, что здесь большой беды нет, потому что важно не то, сколько человек приходят в службу занятости, а то, насколько быстро им можно найти работу в городе. В конце концов, человеку не столь важно, кто ему нашел работу - частное агентство или государственная служба. Важно создать такую атмосферу в городе, такую информационную среду, чтобы человек чувствовал, что он не покинут, что, оставшись без работы, быстро найдет ее. Если посмотреть по статистике, в основном сейчас находят работу, конечно, с помощью государственной службы занятости. У нас эффективность выше, чем у частных агентств, но они тоже занимают свою нишу.
Надо сказать, что у нас в столице уровень безработицы 0,6%. Это стабильный показатель. Он, кстати, прогнозируется и на будущий период. Скоро выйдет постановление правительства Москвы о прогнозе социально-экономического развития города, там этот показатель заложен. Так что рынок труда в Москве стабильный, он постоянно в центре внимания московского правительства и федеральных властей.
Ведущий: Я хотел бы только сделать одну ремарку, чтобы предвосхитить некоторые вопросы, которые очень часто задают, - по поводу общей и регистрированной безработицы. С 1992 г. Госкомстат проводит обследование населения. Но в Москве обследование охватывает около 4 тыс. человек, на этой базе и выявляют совокупность общей безработицы или общей занятости. Поэтому уровень общей безработицы составляет в Москве 1,6%. Но надо учесть, что в эту безработицу входят студенты и пенсионеры.
- Вопрос. Скажите, а есть данные, люди каких профессий приходят в службу занятости и какие профессии востребованы? То есть сравнивается ли их соотношение?
С.В. Дудников: Такая статистика на регулярной основе ведется. Если говорить о причинах, - более половины людей уходят по собственному желанию. Там, где происходит высвобождение, это 10%. В первом полугодии чуть более 200 организаций заявило о высвобождениях 4,1 тыс. человек. Это и рабочие специальности, и очень много служащих. Востребованные профессии, как бы вы ни удивлялись, - руководители разного уровня - 16%. Есть спрос на инженерно-технических работников, этот показатель колеблется, но за последние пять лет существенно вырос: было 800 вакансий, а сейчас - более 5000. Зарплаты разные, в хороших организациях они получают около 14 тысяч.
Что касается профессий будущего - это профессии, связанные с новыми технологиями и инновационными процессами: космическая отрасль, потому что они дают все технологии в гражданскую экономику, биотехнологии, IT-технологии, нанотехнологии и т.д. Эти профессии будут востребованы. Все остальные профессии массового спроса, в том числе бухгалтеры, юристы, менеджеры разного уровня, будут востребованы всегда. Об этом не приходится говорить, потому что без них общество жить не может.
- Сейчас наступило лето, и, может быть, старшеклассники хотели бы поработать. Куда им следует обращаться и какие есть вакансии?
- Я упомянул уже, что у нас есть Центр занятости молодежи "Перспектива", он был утвержден нами в 1997 г. Сейчас, кроме нас, учредителем является Комитет общественных связей г. Москвы, и это усилило позиции самого центра. Он имеет отдельное здание, расположенное в Северо-Западном округе, в районе Строгино, метро "Щукинская", Пехотный пер., д. 1. У них банк вакансий - около 10 тысяч. Они профессионально занимаются подбором работ временного характера для школьников и студентов, в том числе в летний период и каникулярное время. В центре создают так называемые трудовые объединения молодежи, когда ребят направляют к работодателю не в индивидуальном порядке, а собирают в отряды. В центре есть несколько направлений: экологическое (работы по уборке парков, зон отдыха, подготовка пляжей и т.д.), историко-культурное (работа на объектах культурного наследия, в том числе по программе Московской патриархии). Даже есть выездные группы, которые выезжали в Петербург, в Карелию, даже строили исторические корабли. И есть работы промышленного характера, на производстве. Условия оплаты такие: работодатель сам определяет зарплату. Но мы стараемся их направлять, чтобы платили не ниже установленного в Москве минимума зарплаты. Если парень или девушка признаны безработными, мы организуем им поддержку доходов. Она колеблется от 720 руб. (минимальное пособие) до 2880 руб. (максимальное пособие). Это для ребят от 18 до 20 лет. Для 14-летних ребят - немножко меньше - 1440 руб. Заявку можно разместить и в Интернете, на сайте центра. Телефон "Перспективы": 190-16-05. А можно обратиться в наши центры занятости в префектурах, недалеко от места проживания.
- Скажите, а трудовые книжки им будут заводить?
- В основном люди приходят с трудовыми книжками, но школьники чаще всего без них. Трудовую книжку должен заводить работодатель. С несовершеннолетними трудовой договор заключается с согласия родителей. Наши сотрудники проверяют условия труда и часы работы, потому что у несовершеннолетних трудовой день сокращенный. Часто детей обманывают, поэтому мы проверяем, чтобы все было по закону. Когда дети работают без трудовых книжек и договоров, нередко им обещают одну зарплату, а дают другую. Но мы с этим боремся.
- Подростки, которые обращаются напрямую в вашу службу, потом направляются в "Перспективу"?
- Нет, с ними работает профконсультант, потому что это зона особого внимания. Он показывает им, какие вакансии есть в городе, рассказывает о профессии, в сложных случаях работает и психолог. И если мы не сможем удовлетворить интересы подростка, мы рекомендуем ему обратиться в "Перспективу" или наш Центр психологической помощи.
- Какие у них есть предпочтения?
- Предпочтения - иметь побольше зарплату, конечно. Я не слышал, чтобы, например, студент, который заканчивает вуз, сказал: мне 200 дол. будет достаточно. Подростки о 500 дол., конечно, не говорят, но хотят не менее 50.
- А много обращается студентов?
- Во время учебы хотят подработать многие. Но с ними большая трудность, потому что работодателю интересны люди на постоянное рабочее время. Вакансий временного характера мало. И работодатель имеет сейчас возможность выбора. Все-таки трудоустраивает он, а не мы.
В этом году по нашей инициативе выпущено постановление правительства Москвы о том, что Комитет по делам семьи и молодежи учредил Центр государственного заказа на подготовку и выпуск молодых специалистов. Это для студентов важно. То есть при всех свободных рыночных отношениях государство таким вопросам должно уделять большое внимание и регулировать эти процессы. Весь мир это делает. Государство должно определить для себя, по каким отраслям и профессиям необходимо стабильное трудоустройство. Это обеспечивает экономическую безопасность и социальные меры в обществе. Потому что есть такие предприятия, без которых город жить не может. Например, выпечка хлеба. Не говоря уже об оборонных предприятиях.
- Сергей Валентинович, скажите, пожалуйста, вот мы наблюдаем в последнее время в Москве ярко выраженную тенденцию. На фоне того, что у вас заявлена огромная потребность в уборщиках, мусорщиках, все эти низовые рабочие места заняты приезжими. Означает ли это, что мы отталкиваемся от мировой практики? В Париже среди тех, кто занимается уборкой мусора, практически нет выходцев из Парижа, то же самое в Нью-Йорке, других крупных столицах. Означает ли это, что мы взяли чью-то модель или это просто данная реальность, и так оно происходит?
- Вопрос очень хороший и профессионально задан. Во-первых, мировые тенденции существуют, и Россия не может жить в стороне от столбовой дороги, как писал классик. Мировые тенденции говорят о том, что крупные городские образования вынуждены приглашать людей на работу. Всегда существует дефицит кадров. Если в целом говорить об экономике России и Москвы, то наряду с избыточными ресурсами, всегда есть набор профессий, где кадров не хватает. Привожу пример. С сентября будет выходить новый канал в России, он будет создан по типу CNN, вещать по всему миру. Мы в этом участвуем. Но сейчас туда будут набирать по всем миру профессионалов, носителей языка. Ну, скажите на милость, где мы возьмем носителя языка, который говорит на чистом английском с детских лет? Конечно, журналист будет приходить оттуда. И это правильно и хорошо, городу нужны профессионалы высшего полета.
Но и у города 50% среди безработных - это люди с высшим, незаконченным высшим и средним профессиональным образованием. Куда их девать? Им начинаешь искать профессию. Получается, что москвич в контору сметчиком еще идет, а на стройку, стропильщиком или каменщиком - нет. Да и дворником работать хотят далеко не все. Это ведь не кубик Рубика крутить. Поэтому человек в большом городе теряется, свое место в жизни не может найти. Ряд специальностей дефицитны, не заполняются, даже когда там высокие зарплаты, непрестижно туда идти. Поэтому никуда мы от этого не денемся.
Задача города - создать такую атмосферу, чтобы приезжие люди не чувствовали себя изгоями, а горожанами и москвичами, если они имеют вид на жительство и проживают здесь, но своей демократией не нарушали демократию и традиции города. Они, конечно, несут другую культуру, но она должна сочетаться с той культурой, которая сложилась в городе.
Если говорить о цифрах, то они довольно приличные для Москвы. Кстати говоря, переход на новый федеральный закон по миграции мы реализовали очень быстро. Буквально в течение двух месяцев полностью перешли на другой алгоритм действий по федеральному закону. Наша служба дает заключение о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы. Это значит, что мы должны дать органу внутренних дел свое заключение о том, что москвич и россиянин не хочет работать по данной профессии, и мы согласны, чтобы на эту профессию приезжал человек из-за рубежа. Поэтому мы свой рынок труда защищаем. В прошлом году мы дали таких заключений на привлечение иностранной рабочей силы 9859 - это по организациям. По людям это число составляет 154 тыс. человек. Не все они получили потом эти карточки на право трудовой деятельности, и не все организации в ОВД пошли, потому что там проверяют налоговые дела и т.д. По странам могу сказать: Китай, Вьетнам, Турция. Украина, Молдова, Таджикистан, Армения. Вот набор стран, которые превалируют на этом поле.
- Какие специальности предлагаются инвалидам в вашей службе? И второй вопрос: допустим, они получают работу, каким-то образом ваша служба решает проблему, но как инвалидам добраться на работу? Ведь городская среда, транспорт, метро у нас для этого не везде приспособлены.
- Вопрос очень болезненный. Это предмет заботы не только лично мэра, но и всего правительства. В Москве об этом действительно заботятся. В Комплексной программе защиты инвалидов есть специальный раздел - создание безбарьерной среды. В ней вы найдете многие ответы на ваши вопросы. Так, начали выпускать автобусы с низким порожком, тротуары, чтобы можно было въехать на колясках, установили специальные звуковые сигналы. Мы с инвалидами работаем с 1997 г. очень плотно, наращиваем усилия.
Законом определено, чтобы инвалида трудоустроить, нужно, чтобы он имел индивидуальную программу реабилитации. Там есть один раздел - рекомендации по трудоустройству, где написано, какой труд ему не положен и опасен, и какие виды труда ему предпочтительны. Здесь разные точки зрения есть. Некоторые вдруг говорят: мы давно работаем на предприятии без всяких ваших рекомендаций, почему вы нам не подтверждаете, что мы можем работать. Инвалид говорит, что все это от лукавого, потому что инвалиды работают, не имея ваших программ реабилитации, и не будем мы эти программы иметь, потому что они нас ущемляют. Как к этому отнестись? Я считаю, что программа должна быть. Я все-таки не могу, не должен нанести вред человеку по незнанию. Может, и не повредит ему работа, но я должен его обезопасить. Я мастер трудоустройства, и мне специалист должен сказать, что инвалиду можно, а что нельзя. Поэтому сейчас к нам приходят инвалиды, мы им все вакансии показываем. Но официальную рекомендацию им написать мы не можем до тех пор, пока он не окажется в программе реабилитации. Самому трудоустроиться - это право человека и совести предпринимателя.
Профессии - разные. Когда мы создавали рабочие места для тотально невидящих людей, они работали в системе Аэрофлота, в справочной службе, где не видя дисплея синтезатор речи переводил им то, что делает компьютер. И они давали справки, причем на них не нарадовались работодатели, потому что они работали честно, они очень честные работники, не ходят на перекуры, не бегают, они работают и счастливы, что находятся на рабочем месте.
Сейчас в Москве по линии Комитета образования создаются рабочие места с использованием Интернет. Инвалиды работают дома, не выходя из квартиры. Так что, программа есть. Это очень сложная работа, затратная для бюджета. Но Москва это делает.
- А вот такая категория, как "альтернативщики", затрагивается?
- Наш мэр - председатель городской призывной комиссии, в последний раз он сам проводил заседание. Он говорил о том, что в военкоматах очень боялись альтернативной службы, опасаясь, что много людей туда пойдет. Ничего подобного. В Москве сейчас только 7 ребят, они работают в подведомственных Департаменту здравоохранения и Департаменту соцзащиты учреждениях: городская больница N 15 (4 чел.), психоневрологический диспансер N 16 (2 чел.) и Спецстрой РФ СУ-210 (1 чел.). Вся проблема там в том, что надо иметь жилье, чтобы этого парня поселить. Изначально планировалось, что будет экстерриториальный принцип, но сейчас говорят о том, что москвичи смогут и в Москве служить. Это по закону вид трудовой деятельности, но особый.
Поначалу было более 20 ребят, но потом они отсеялись. Во-первых, половина там не имеет права на альтернативную службу. И потом организации заявили вакансии, но им надо создать условия, не только общежитие, надо проверять условия труда, кто будет этим делом заниматься. Юношу надо проверять, ведь он на службе. С ним надо заключить трудовой договор: что сделал, как себя вел. Он не военнослужащий, но он несет гражданскую службу.
- Существует ли система поощрения работодателей, которые предоставляют места инвалидам?
- Самая сильная - система квотирования рабочих мест. До последнего времени она работала, сейчас она приостановилась, потому что нуждается в законодательном обосновании. Но в принципе да, работодатель получает помощь в создании рабочих мест на льготных условиях. Если он создает специализированное рабочее место для инвалида, то он получает из фонда квотирования рабочих мест либо безвозмездную ссуду, либо возвратную ссуду с процентом меньше обычного и с рассрочкой. Есть московский сайт www.kvota.ru. Там есть информация. Просто сейчас должны внести документ, который окончательно определит, будет квотирование или нет. Второе - к сожалению, 122-й закон во многом изменил эти обстоятельства. Но московское правительство все-таки каждый год решает этот вопрос каким-то образом и льготы работодателю дают.
- Известно, что трудоспособное население составляет 50% всех жителей Москвы, это 5,7 млн человек. С учетом того, что постоянно говорят, что людей старшего пенсионного возраста становится все больше и больше, не говорит ли это о том, что количество вакансий в Москве постоянно возрастает? И если это так, то каким образом собирается Москва решать эту проблему?
- Вообще эти два вопроса напрямую не связаны: демография демографией, а рабочие места рабочими местами. В целом по России количество вузов, посадочных мест для студентов и количество выпускников средних учебных заведений через несколько лет примерно сравняется. И тогда встанет вопрос: кто будет работать, если все будут учиться? Поэтому государству нужно будет что-то делать. Одно из решений - пойти по пути лицензирования, ужесточить требования, все-таки сократить число вузов. Это и правильно. Потому что сейчас есть вузы, где учат по-старинке. Вот как преподавали в 1976 г., так и преподают сейчас. А что такое нанотехнологии, знают, может, только из газет.
- А сколько на сегодняшний день имеется вакансий?
- Вакансии колеблются в диапазоне от 120 до 145 тыс. Причем это процесс регулируемый, да и не каждая вакансия интересна. Зачем нам держать в банке вакансию, которая не востребована на протяжении года? А есть вакансии, которые мы держим, зная наперед, что они не будут заполнены. Например, аквариумоводство. И вот мы ждем, когда у нас в многомиллионном городе появится зоолог. Он придет, но не сегодня. На самом деле вакансий больше, потому что целый айсберг вакансий в малом бизнесе до нас не доходит. Они быстро заполняются, и заполняются через знакомых, родственников. Частные агентства специализируются, например, на гувернантках, няньках. Есть фирмы, которые сели на это поле, хорошо работают, и вакансии нам работодатель не дает.
Ведущий: Хочу уточнить немного: дело в том, что в Москве велик еще неформальный сектор занятости. Есть большой процент совместителей. Нельзя сказать, что вакансии будут расти, а заполняемости не будет.
- Москва - столица, она в выгодном положении. Может быть, даже если бы службы занятости не было, уровень занятости был бы выше, чем в других городах. А как дела у них?
- Понимаете, служба занятости в любом городе - это служба сервисная, она предоставляет населению свою специфическую услугу по трудоустройству. И во всем мире так. Мы посредники между работодателем и человеком. Это существенный момент. Поэтому когда вы говорите, что не было бы службы и было бы лучше, кто знает: Но показатель безработицы и безработица возникают не в связи и не по поводу работы службы занятости, это результат деятельности экономики. Если экономика работает, она создает новые рабочие места. Это значит, что люди рано или поздно найдут работу.
В Москве так и есть. Москва - динамично развивающийся город, все время создаются рабочие места. Поэтому независимо от службы трудоустройства и частного агентства рабочие места будут создаваться, и люди будут трудоустраиваться. Вопрос в том, как быстро они трудоустроятся. Поэтому задача государства и наша - быстрее вернуть его на производство, к труду. И не количество здесь определяет погоду. Если бы безработных в Москве было не 37 тыс., а 370 тыс., то и тогда, может, никакой беды бы и не было. Беда появляется, когда вот в этом количестве постоянно находятся одни и те же люди, когда они становятся хроническими безработными. А если человек потерял работу, а мы через месяц ему работу нашли, в этом ничего страшного нет.
- А снижается число длительно незанятых?
- Снижается. Очень медленно, но все-таки снижается.
- А в Париже, Лондоне?
Ведущий: У них значительно выше. В Париже сейчас около 8%. В Берлине вообще зашкаливает - 11%. В Софии - 8%. А у нас даже по общей безработице 1,6%, а так 0,6%. То есть у нас очень приличное состояние. С.В. Дудников: Поэтому мэр и говорит, что Москва по степени занятости очень отличается от других городов мира. Это один из наших важных приоритетов...
От редакции. В решении проблем, поднятых на пресс-конференции Сергеем Валентиновичем Дудниковым, могут помочь предложения и пожелания наших читателей. Связаться с правительством Москвы можно по телефону прямой связи 200-67-30.
С.В. Дудников,
начальник Управления Федеральной государственной
службы занятости населения по городу Москве
Материал подготовили к печати
В. Варнаков,
А. Ужегов
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2005 г.