Уровень социальной защиты безработных повышен

20 апреля 1996 г. Президент РФ подписал Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст.1915) в новой редакции. В нем нашли разрешение многие спорные вопросы, возникшие в практике пятилетней деятельности Федеральной службы занятости России (ФСЗ).

Новый закон значительно повышает уровень социальной защиты безработных. Так, ранее гражданин мог быть зарегистрирован в качестве безработного лишь в том случае, если он проживал на территории РФ не менее шести месяцев; теперь же это условие исключено.

В преамбуле Федерального закона от 20 апреля 1996 г. содержится новое положение, по которому гарантии государства по реализации прав россиян, проживающих за его пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

По новому Закону занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 Закона о занятости). Вторая часть этой статьи приведена в соответствие со ст.37 Конституции РФ. Теперь гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах, впервые получил у нас законодательное закрепление.

Термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст.2 Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде"). Вместе с тем, по общепринятым международным стандартам, не считается принудительным трудом, во-первых, работа, требуемая на основании законодательства о военной службе; во-вторых, работа, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев); в-третьих, работа, требуемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.

Понятие "занятые граждане" приведено в соответствие с КЗоТ РФ и Законом РФ от 13 января 1996 г. "Об образовании" (см.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст.150). Теперь занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам; члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению ФСЗ; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами (ст.2 Закона о занятости).

Понятие трудового договора (контракта) дано в ст.15 КЗоТ РФ, а гражданско-правового договора - в ст.420 ГК РФ (см.: Российская юстиция. 1996. N 2. С.27).

В новом Законе о занятости более четко определены порядок и условия признания гражданина безработным. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст.3 Закона о занятости).

Право на гарантированную государством материальную поддержку в виде пособия по безработице гражданин получит только при совокупности следующих условий.

Трудоспособность. По общему правилу, трудоспособными признаются граждане в возрасте от 16 до 55 лет женщины и от 16 до 60 лет мужчины, хотя трудовое законодательство разрешает прием на работу лиц, достигших 15 лет. В порядке исключения могут привлекаться к труду 14-летние подростки для выполнения работы, не причиняющей вреда их здоровью и не нарушающей процесс обучения несовершеннолетних, в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст.173 КЗоТ РФ). Почему же законодатель не снизил возрастной ценз для признания подростка безработным? Дело в том, что в настоящее время в России насчитывается около 2 млн. 15-летних граждан. Поскольку вероятность их трудоустройства довольно низка, то большинство из них пришлось бы признать безработными и выплачивать пособие, что приведет к дополнительным расходам денежных средств, которых катастрофически не хватает.

Граждане, достигшие пенсионного возраста, но не имеющие необходимого общего трудового стажа для получения полной пенсии по старости, не вправе претендовать на признание их безработными.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4563). Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе ФСЗ в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в органы ФСЗ, наряду с документами, указанными в Законе о занятости населения, индивидуальную программу реабилитации инвалида (ст.25). Однако ФСЗ приняла 2 февраля 1996 г. Указание о признании инвалидов безработными, в соответствии с которым до разработки государственной служебной медико-социальной экспертизой индивидуальной программы реабилитации инвалида решение о признании безработными граждан, утративших частично способность к регулярному профессиональному труду, может приниматься без предъявления ими индивидуальной программы реабилитации инвалида (Экономика и жизнь. 1996. N 9. С.47).

Предусмотрено проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости следующих категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста - за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Отсутствие работы и заработка, трудового дохода (далее - заработка). Не могут быть признаны безработными лица, работающие по трудовому договору (контракту). КЗоТ РФ установил общее правило заключения трудового договора (контракта) на неопределенный срок, т.е. на постоянную работу (ст.17). Заключение срочных трудовых договоров (контрактов) допускается лишь как исключение в случаях, предусмотренных законом. Срочные трудовые договоры должны прежде всего заключаться в случаях, когда сама работа не имеет постоянного характера (например, для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы (должность) выехавших в длительную зарубежную командировку, длительно болеющих и т.д.). Трудовые договоры (контракты), заключенные на время выполнения какой-либо работы, являются разновидностью срочных трудовых договоров. Однако в данном случае при заключении договора его срок оговаривается не конкретным календарным периодом, а ставится в зависимость от времени завершения определенной работы. Разновидностью срочных трудовых договоров являются договоры о временной и сезонной работе (ст.253 КЗоТ РФ).

Служба занятости не принимает во внимание при признании гражданина безработным получение им в некоторых случаях, предусмотренных законодательством денежных выплат, например, сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства при увольнении по п.1 ст.33 КЗоТ РФ, оплаты труда за выполнение общественных работ по направлению службы занятости и т.п.

Регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы. Гражданин, не занятый трудовой деятельностью, при обращении в органы занятости по месту постоянного жительства обязан предъявить следующие документы: паспорт; трудовую книжку или документы, их заменяющие; документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию; справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

В случае предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения работника.

Органы службы занятости проводят регистрацию граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве. На каждого обратившегося за содействием в целях поиска подходящей работы центр занятости заводит "Карточку персонального учета гражданина, ищущего работу" а день его обращения в указанный орган со всеми необходимыми документами. Обращение в центр занятости без необходимых документов по общему правилу считается консультацией по вопросам занятости. По состоянию на 1 марта 1996 г. органами ФСЗ были зарегистрированы 2 млн. 927 тыс. ищущих работу.

Активный поиск подходящей работы и готовность приступить к ней. Названное условие в первую очередь должно быть реализовано самим гражданином путем заключения трудового или гражданско-правового контракта, организации своего дела и другим путем. Оно может быть осуществлено и через орган службы занятости путем дачи согласия на его предложение о трудоустройстве.

Центр занятости должен по возможности в течение 10 дней предложить обратившемуся гражданину не менее двух вариантов подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст.4 Закона о занятости).

Профессиональная пригодность гражданина определяется: профессиональной подготовкой - уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством); продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности) и по другим профессиям, приобретенным в процессе трудовой деятельности, а также уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Центр занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, определенные Квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, которые предъявляются работодателями к работникам. При этом служба занятости отдает предпочтение при поиске работы той профессии (специальности), по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, а также учитывает желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда. Предлагаемая подходящая работа должна соответствовать состоянию здоровья гражданина. Центр занятости учитывает возраст гражданина, физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания и предрасположенность к определенным видам заболеваний.

При предложении гражданину подходящей работы закон требует учитывать ее транспортную доступность. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности устанавливается в зависимости от категории граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.

Подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу (ранее не работающих), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания персонального (12-месячного) периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Законодатель, установив гарантии для ищущих работу лиц, предусмотрел случаи, при которых работа не считается подходящей. При этом отказ гражданина от предлагаемой ему работы будет правомерным, если работа связана с переменой места жительства (таковым признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает), а также если условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны труда. Поэтому органы службы занятости, предлагая подходящую работу молодежи и женщинам, должны учитывать ограничения, установленные законодательством по применению их труда. Кроме того, предлагаемый заработок не должен быть ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в республике РФ, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ, которое 17 ноября 1992 г. утвердило Положение о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице, с изменениями и дополнениями от 5 июня 1994 г.

Гражданин признается безработным, если центр занятости не смог в течение 10 дней со дня его регистрации предоставить подходящую работу. Причем признание гражданина, ищущего работу, безработным производится центром занятости с первого дня предъявления им требуемых документов.

Гражданин, которому в установленном порядке отказано в признании его безработным, имеет право на повторное обращение в центр занятости через две недели для решения вопроса о признании его безработным.

Никитин Е.