Содержание
Введение. 3
1. Необходимость и роль затрат в деятельности предприятия. 4
1.1. Сущность и принципы финансов предприятия. 4
1.2. Понятие и виды затрат на предприятии. 5
1.3. Понятие реализации продукции и влияние на результаты деятельности. 8
2. Анализ затрат на примере ООО «Запаска». 14
2.1. Нормативное регулирование себестоимости продукции. 14
2.2. Принципы формирования себестоимости продукции. 15
2.3. Деление затрат на постоянные и переменные. 21
3. Проблемы и пути решения. 34
Заключение. 42
Список литературы.. 43
Введение
В России происходят глубокие экономические преобразования, что не может сказаться на работе основного субъекта рыночной экономики – предприятия. С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.
Объект исследования данной работы – предприятие ООО «Запаска»
Предмет исследования – управление затратами на производство на примере ООО «Запаска».
1. Необходимость и роль затрат в деятельности предприятия.
1.1. Сущность и принципы финансов предприятия
Финансы – система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Такие отношения, складывающиеся на уровне хозяйствующих субъектов в процессе формирования и использования фондов денежных средств определяются категорией финансы предприятий.
Совокупность таких отношений образует существенную часть финансовой системы национальной экономики любой страны, сферу финансов предприятий. Она взаимодействует с государственными финансами, с личными финансами, со сферой страхования. В процессе такого взаимодействия происходит перераспределение стоимости национального продукта. Отличие финансов предприятия как сферы национальной финансовой системы от других элементов состоит в том, что внутри этой сферы происходит создание стоимости национального продукта и распределение этой стоимости. Государственные финансы, страхование, личные финансы обеспечивают только перераспределение стоимости. Наряду с государственными и личными финансами сфера финансов предприятия образует своеобразный контур формирования инвестиционных ресурсов в стране, т.е. фондов денежных средств, обеспечивающих социально-экономическое развитие страны, расширенное воспроизводство.
Финансы предприятия в финансовой системе играют важную роль:
1) финансы предприятий являются источником стоимости, выраженной в денежной форме, перераспределение которой составляет предмет финансов как экономических отношений;
2) финансы предприятий образуют форму, т.е. способ бытия всех других элементов финансовой системы;
3) финансы предприятий обеспечивают непрерывность процессов производства, обмена, распределения и производственного потребления;
4) финансы предприятий обеспечивают гибкость, т.е. способность к освоению новых видов и сфер деятельности на уровне основного хозяйственного звена экономики;
5) финансы предприятий опосредуют в стоимостной форме все экономические процессы на всех стадиях общественного воспроизводства.
Главная роль финансов предприятия – формирование необходимого объема децентрализованных финансовых ресурсов с целью использования их в процессе текущей деятельности и обеспечения развития в предстоящие периоды.
В отличие от государственных финансов, развитие которых прямо связано с деятельностью государства по формированию законов, иных нормативных актов по выполнению функций государства на территории страны, финансы предприятий в качестве причины своего существования и развития имеют не деятельность государства, а потребности конкретных экономических субъектов в денежных средствах.
Все эти особенности финансов предприятий предопределяют основные факторы организации финансов предприятий, особенности финансового механизма предприятия и принципы организации финансов.
1.2. Понятие и виды затрат на предприятии
Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах, как на уровне общественного производства, так и в микроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль[1].
Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. Б соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
• затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;
• затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
• затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли[2].
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Наиболее общее понятие издержек производства фирма зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.
Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов:
внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т. д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т. д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т. д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:
Экономические _ Имплицитные = Бухгалтерские
издержки издержки издержки
Понятие «экономические» издержки является общепринятым;
бухгалтерские — исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т. п.
1.3. Понятие реализации продукции и влияние на результаты деятельности
Предприятие может осуществлять производственную, инвестиционную и финансовую деятельность. Соответственно затраты будут делиться на две группы: связанные с производством и реализацией и внереализационные затраты.
Рассмотрим подробнее затраты на производство и реализацию продукции, поскольку именно они имеют на предприятиях наибольший удельный вес (рис.2).
|
Затраты на оплату труда
Амортизация
|
|
|
|
|
|
Производственные
Коммерческие
Постоянные
Переменные
Первичные
Вторичные
|
Прямые
Косвенные
Затраты предприятия
на производство
|
продукции Основные
Накладные
|
Одноэлементные
Комплексные
Постоянно возникающие
Единовременные
|
Производительные
Непроизводительные
Контролируемые
Неконтролируемые
|
Регулируемые
Нерегулируемые
|
Нормируемые
|
Вмененные
Альтернативные
Рис. 2. Классификация затрат предприятия на производство и реализацию
По экономическим элементам затраты на производство и реализацию продукции делятся на материальные, заработную плату, амортизацию и прочие. Кроме того, по участию в хозяйственной деятельности их можно разделить на производственные и коммерческие. Совокупность производственных затрат показывает производственную себестоимость товарной продукции, т. е. затраты, непосредственно производимые для обеспечения процесса производства. Процесс реализации продукции опосредуется другими затратами, такими как затраты на упаковку, на маркетинговые исследования и рекламу, транспортировку, комиссионные торговым агентам и т. п. Эти затраты называют внепроизводственными или коммерческими, а прибавляя их к производственной себестоимости товарной продукции, получают полную себестоимость товарной продукции.
Существуют затраты, которые не изменяются с ростом или снижением выпуска продукции. Их называют постоянными. К этой группе относятся амортизация основных фондов и износ нематериальных активов, заработная плата административно-управленческого персонала, затраты на сертификацию продукции и услуг, затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности и т. п. Другая группа затрат, наоборот изменяется пропорционально выпуску продукции. Такие затраты относят к переменным и включают в них затраты на сырье, материалы, электроэнергию на технологические нужды, затраты на оплату труда по сдельным расценкам или в процентах от выручки и т. п.
Деление затрат на постоянные и переменные зависит от специфики бизнеса и применяется для определения точки безубыточности, т.е. критического объема продаж, по наступлении которого предприятие покрывает постоянные издержки и часть переменных, соответствующих выполненным объемам реализации продукции, и начинает получать прибыль. Такое деление применяется для управления затратами и принятия управленческих решений о целесообразности той или иной деятельности или при выборе инвестиционных проектов.
По характеру происхождения затраты бывают первичные и вторичные. К первичным относятся затраты на сырье, материалы и т. п. Вторичными являются затраты на запасные части, изготовленные вспомогательными цехами предприятия и т. п.
По форме присвоения к отдельным продуктам затраты делятся на прямые и косвенные. Это деление непосредственно связано с отнесением затрат на себестоимость продукции. Прямые затраты непосредственно связаны с конкретным видом продукции и могут прямо и непосредственно включаться в себестоимость этой продукции (затраты на сырье, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и т. п.). Косвенные затраты связаны с производством нескольких видов продукции (общецеховые, общезаводские расходы, часть внепроизводственных) и могут быть отнесены на себестоимость определенного вида изделий лишь частично, согласно принятой базе. Выбор базы отнесения косвенных затрат на себестоимость представляет собой самостоятельное решение менеджеров конкретного предприятия и является очень ответственным, поскольку от него зависит уровень прибыли по продуктам, а значит, и выбор ассортимента выпускаемой продукции, выручка и, наконец, финансовое состояние предприятия. Для нивелирования ошибки в выборе базы распределения затрат современной экономической наукой предложен метод частичного распределения затрат. По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основными называют затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, а накладные образуются в связи с организацией, обслуживанием и управлением им. К накладным затратам относятся общепроизводственные и общехозяйственные.
Состав затрат не однороден по своему содержанию. По этому классификационному признаку они подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента, например: заработная плата, амортизация и т. п. Комплексными являются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и затраты на их текущий ремонт и другие расходы.
По периодичности возникновения затраты делятся на постоянно возникающие и единовременные. Постоянно возникающие затраты не зависят от различных факторов, влияющих на условия бизнеса, и обеспечивают его постоянный уровень. Единовременные затраты связаны с изменениями некоторых условий производства и реализации продукции. Например, к таким затратам можно отнести расходы на проведение рекламы, исследования или научные разработки для выпуска нового изделия, расходы по гарантийному ремонту оборудования и т. п.
В зависимости от целесообразности проведения затраты делятся на производительные и непроизводительные. Результатом производительных затрат будет выпуск продукции и получение прибыли, а непроизводительных – увеличение затрат, не приведшее к положительному финансовому результату. Непроизводительными считаются затраты, связанные с выпуском бракованной продукции; сверхнормативный расход топлива, электроэнергии для технологических нужд, вызванные эксплуатацией неисправного оборудования и т. п.
Затраты можно подразделить на контролируемые и неконтролируемые. Конечно, удельный вес затрат, подвергающихся контролю, зависит от организации контрольной работы на предприятии. Причем контроль должен сопровождаться ответственностью конкретных работников, поскольку отсутствие таковой делает контроль затрат бессмысленным.
В зависимости от возможности регулирования затраты делятся на регулируемые и нерегулируемые. Так, можно регулировать размер заработной платы на предприятии, однако расходы на сертификацию продукции практически не поддаются регулированию, т.к. не зависят от желания менеджеров предприятия.
Степень регулирования зависит от того, насколько четко установлен законодательными актами размер расходов, относимых на результаты хозяйственной деятельности.
Затраты предприятия бывают вмененные и альтернативные. Вмененными являются обязательные затраты, уровень которых регулируется государством и самим предприятием и без которых невозможен процесс производства. Альтернативные затраты предполагают возможность выбора в случае ограниченности ресурсов и характеризуют возможности, от которых отказываются при выборе какого-либо альтернативного решения.
Таким образом, рассмотрена классификация затрат предприятия на производство и реализацию продукции и можно сделать вывод, что понятие издержки и затраты предприятия применяются для изучения процесса образования прибыли, т.е. финансового результата деятельности предприятия. Понятия «расходы» и «выплаты» связаны с движением денежных средств.
2. Анализ затрат на примере ООО «Запаска»
2.1. Нормативное регулирование себестоимости продукции
Одним из важнейших вопросов формирования и расчета себестоимости является нормативное регулирование.
В настоящее время в Росси формируется четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, каждый из которых определенным образом влияет на учет затрат и калькулирование себестоимости продукции.
1 уровень – Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Закон о бухгалтерском учете и отчетности.
2 уровень – Системы национальных бухгалтерских стандартов, Положения по бухгалтерскому учету
3 уровень – Методические указания, рекомендации и отраслевые инструкции, План счетов бухгалтерского учета, Законодательные документ по бухгалтерской отчетности.
4 уровень – Внутренние рабочие документы, разрабатываемые самим предприятием.
Общие правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. приказ об утверждении настоящего положения был зарегистрирован в Минюсте РФ 31 мая 1999 года. Учитывая все нормативные документы, которые регулируют ведение бухгалтерского учета, нормативным актам по вопросам конкретного определенного формирования себестоимости продукции является Положение о составе затрат по производству продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Главным отличием данного законодательного акта является то, что в нем дано понятие себестоимости продукции, четко установлен состав производственных затрат и дана их классификация.
В связи с тем, что процесс формирования себестоимости в различных отраслях производства имеет свои особенности, поэтому были подготовлены отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. В настоящее время действуют методические рекомендации и отраслевые инструкции по вопросам планирования, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цементной, комбикормовой, химической и других отраслей. В указанных документах учтены особенности порядка включения расходов в себестоимость, которые обусловлены технологическим процессом конкретного производства.
В случаях несоответствия калькулирования себестоимости продукции между положением о составе затрат и отраслевыми методическими рекомендациями, за основу берутся законодательные акты более высокого уровня.
Наибольшее влияние на калькулирование и учет затрат на предприятии оказывает система внутреннего учета и отчетности. Законодательные акты трех первых уровней дают предприятиям право выбирать из различных методик учета затрат и калькулирования те, которые наиболее точно отвечают конкретным условиям хозяйствования и виду деятельности. Поэтому предприятие разрабатывает рабочий план счетов, формы регистров бухгалтерского учета, систему документооборота, формы внутренней бухгалтерской отчетности и первичной документации, методику учета отдельных хозяйственных операций и закрепляют эти моменты в учетной политике предприятия.
2.2. Принципы формирования себестоимости продукции
Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей реализованной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции.
Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период. Составляют исходя из прогрессивных норм расхода материальных ресурсов, трудовых затрат, норм расходов по обслуживанию оборудования.
Нормативные калькуляции определяют затраты на производство изделия технологическим нормам на определенную дату. Для составления нормативных калькуляций можно использовать два способа: 1) составление нормативных калькуляций на отдельные детали и узлы, сборочные соединения и затем на изделие в целом и 2) составление нормативных калькуляций сразу на изделие в целом, без разреза калькуляций на детали и узлы.
Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы.
Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.
На промышленных предприятиях применяют нормативный, поза-казный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.
Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:
3ф=3н +О + И, (1)
где 3ф — затраты фактические;
3н — затраты нормативные;
О — величина отклонений от норм;
И — величина изменений норм.
При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчета по приведенной формуле.
Если объектом учета производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.
Второй способ калькулирования фактической себестоимости продукции является менее трудоемким.
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. В организациях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. В этих организациях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые.
Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.
Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами .продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции.
Нормативный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции призван выполнять две функции: обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно — отклонений от норм и их изменений; обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции.
Однако некоторые организации и отрасли ограничивают применение данного метода использованием его лишь как приема калькулирования себестоимости продукции. В этом случае данный метод не выполняет своей основной функции — оперативного текущего контроля за производственными затратами.
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют на ремонтных работах и некоторых других производствах. При данном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции.
Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или данной отрасли способам.
При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.
При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, т.е. допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести также отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитывают не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам.
При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию различных сортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов. При изготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяют основной продукт. Остальные рассматривают как побочные (сопутствующие) и оценивают их по установленным ценам. Стоимость оцененной побочной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта.
Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
При первом варианте, как уже отмечалось, ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции.
При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учет изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности фактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и др. необходимо сопоставлять с нормативным. Использование элементов нормативного метода позволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.).
На предприятиях промышленности попроцессный метод учета затрат и калькулирования применяется в простых вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько видов продукции (работ, услуг) и, как правило, не имеющих незавершенного производства (энергетические хозяйства, жестянобаночное производство и др.).
2.3. Деление затрат на постоянные и переменные
Практика показывает, что производство того или иного товара становится прибыльным, если предприятие функционирует на уровне, близком к уровню проектной мощности. При этом некоторые проекты приносят убытки в течение короткого периода в начале их осуществления, другие продолжают работать с убытками достаточно долго.
Причин для плохих результатов может быть много: дефекты проекта, дефицит основных и оборотных средств, низкое качество сырья или готовой продукции, неэффективность производства, недостаточный объем рынка, ценовая политика фирмы и т.д.
Точка, в которой общие доходы равны общим издержкам, называется точкой безубыточности. Анализ ситуации безубыточности, выявление объема продаж, при котором доходы начнут покрывать издержки, является неотъемлемой частью финансового планирования.
Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.
Анализ безубыточности или, как его иногда называют, аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства особенно полезен:
для текущего планирования — обеспечение информацией для принятия решений путем анализа влияния изменений в цене продукции, объемах продаж, величине издержек, а также прогнозирования прибылей, убытков, денежных потоков;
для оценки проектов — обеспечение информацией для принятия решения о приемлемости проекта при прогнозируемых издержках и доходах;
для подготовки проектов — определение оптимального размера производственных мощностей, необходимого первоначального капитала и т.д.
Найдем точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде и представим все данные для расчета в таблице 1.
Таблица 1
Расчет суммы постоянных и переменных операционных издержек
Наименование показателя |
годы |
|||
2002 |
2003 |
2004 |
||
Энергия |
600 |
903 |
817 |
|
Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями |
1666 |
9054 |
11255 |
|
Прочие затраты |
1208 |
8703 |
11813 |
|
ИТОГО - издержки постоянные |
2266 |
9606 |
12630 |
|
Сырье и материалы |
12028 |
21701 |
35258 |
|
Затраты на оплату труда |
20239 |
25191 |
38054 |
|
Топливо |
8269 |
21349 |
25711 |
|
Отчисления на соц. Нужды |
7457 |
9437 |
13281 |
|
Амортизация ОС |
2630 |
2824 |
3799 |
|
Прочие затраты |
1208 |
8703 |
11813 |
|
ИТОГО - издержки переменные |
51831 |
89205 |
127916 |
|
Для того чтобы найти точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, необходимо найти вспомогательные показатели.
Уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции
Учд2002 = = 1,500439
Учд2003 = =1,163737
Учд2004 = =1,10917967
Уровень переменных операционных издержек к объему реализации продукции
Уи пер.2002 = = 0,955261
Уи пер.2003 = = 0,8999
Уи пер.2004 = = 0,903247
Стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде
СРтб2002 = =4156
СРтб2003 = = 36408,8
СРтб2004 = = 61330,6
Представим полученные данные в таблице 2.
На ООО «ЗАПАСКА» коммерческий кредит поставщиков с лихвой перекрывает клиентскую задолженность, в связи с этим на ООО «ЗАПАСКА» в каждый данный момент оказываются денежные средства даже больше, чем необходимо для обеспечения бесперебойности производства (величина ТФП оказывается при этом отрицательной). Задача эта сводится к расчету разумной длительности отсрочек платежей по поставкам сырья (услугам других организаций) и реализации готовой продукции (услуг).
Таблица 2
Расчет точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде
тыс. руб.
Наименование показателя |
годы |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|
Постоянные издержки (Ипост) |
2266 |
9606 |
12630 |
Переменные издержки (Ипер) |
48383 |
86358 |
117908 |
Чистый доход (ЧД) |
83711 |
130427 |
164945 |
Объем реализации (Q) |
55791 |
112076 |
148709 |
Удельный вес чистого дохода (Учд) |
1,500439 |
1,163737 |
1,10918 |
Удельный вес переменных издержек (Уи пер.) |
0,955261 |
0,8999 |
0,903247 |
Стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности (СРтб) |
4156,438 |
36408,84 |
61330,6 |
Графически "точка безубыточности" (или "порог рентабельности") операционной деятельности предприятия в коротком периоде, в течение которого не меняются уровень цен на продукцию, уровень переменных издержек и сумма постоянных издержек, представлена на рис. 3.
а)
б)
в)
Рис. 3 График формирования точки безубыточности операционной деятельности предприятия по годам
Таким образом, точка безубыточности с каждым годом становится все вше и выше, что означает то, что для получения прибыли ООО «ЗАПАСКА» требовалось производить не менее 4156 тыс. руб., в 2003г. - 36409 тыс. руб., а в 2004г. – 61331 тыс. руб..
Приведем частный случай управления формированием активов на основе коммерческого кредита.
ООО «ЗАПАСКА» остро нуждалось в новых автомобильных запчастях, поэтому было решено закупить их на условиях коммерческого (товарного) кредита. Следующие два предприятия для ООО «ЗАПАСКА» :
ООО “Автоснаб” и ОАО “Лада - Сервис” предлагают поставку своих автозапчастей на условиях предоставления товарного кредита на период четыре месяца. Для оптимизации условий привлечения коммерческого кредита надо оценить у какого из них выгоднее условия коммерческого кредита.
Покажем какова минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита ООО «ЗАПАСКА» .
а) размером ценовой скидки
На ООО “Автоснаб” действует ценовая скидка за наличный платеж в размере 5%, а на ОАО “Лада - Сервис” — 10%. Подставляя эти данные в приведенную формулу, определим среднегодовую стоимость товарного кредита, выраженную десятичной дробью:
По первому предприятию-поставщику:
(или 15,8% в год).
По второму предприятию-поставщику:
(или 33,3% в год).
Из приведенных данных видно, что стоимость товарного кредита ниже на ООО “Автоснаб”, предлагающем меньший размер ценовой скидки.
б) периодом предоставления отсрочки платежа.
ООО “Автоснаб” установило предельный период кредитования в размере четырех месяцев, а ОАО “Лада - Сервис” — в размере пяти месяцев. Ценовая скидка за наличный платеж в том же размере.
Подставляя эти данные в приведенную формулу, определим среднегодовую стоимость товарного кредита, выраженную десятичной дробью:
По первому предприятию-поставщику:
(или 15,8% в год).
По второму-предприятию поставщику:
(или 26,6% в год).
Из приведенных данных видно, что стоимость товарного кредита ниже на ООО “Автоснаб”, предлагающем более низкий период отсрочки платежа.
Из всего выше сказанного товарный кредит выгоднее брать у ООО “Автоснаб”.
Для финансового состояния предприятия благоприятно:
Получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия (если имеет место задолженность по зарплате), от государства (если в краткосрочном периоде есть задолженность по уплате налогов) и т. д. Отсрочки платежа дают источник финансирования, порождаемый самим эксплуатационным циклом.
Неблагоприятно:
• Замораживание определенной части средств в запасах (резервных и текущих запасах сырья, запасах готовой продукции). Это порождает первостепенную потребность предприятия в финансировании.
• Предоставление отсрочек платежа клиентам. Такие отсрочки соответствуют, однако, коммерческим обычаям. Предприятие воздерживается при этом от немедленного возмещения затрат — отсюда вторая важнейшая потребность в финансировании.
Рассчитаем собственные оборотные средства и текущие финансовые потребности (см. табл. 3).
Текущие финансовые потребности = Запасы сырья и готовой продукции + Долговые права к клиентам (Дебиторская задолженность) - Долговые обязательства поставщикам (Кредиторская задолженность).
Рассмотрение экономического содержания ТФП предприятия вплотную подводит нас к расчету средней длительности оборота оборотных средств, т. е. времени, необходимого для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счете.
Таблица 3
Расчет собственных оборотных средств и текущих финансовых потребностей
№ |
Показатель |
Формула |
2002 |
2003 |
2004 |
1 |
Текущие активы, руб. |
стр.290 ф. №1 |
51830 |
33950 |
64605 |
2 |
Текущие пассивы, руб. |
стр.690 ф. №1 |
56950 |
39649 |
37234 |
3 |
Денежные средства, руб. |
стр.260 ф. №1 |
39 |
1027 |
517 |
4 |
Собственные оборотные средства, руб. |
стр.290-стр.690 ф. №1 |
-5120 |
-5699 |
27371 |
5 |
Текущие финансовые потребности, руб. |
стр.290-стр.260-стр.690 ф. №1 |
-5159 |
-6726 |
26854 |
6 |
Запасы |
стр.210 ф. №1 |
7880 |
12613 |
11103 |
7 |
Дебиторская задолженность (ДЗ) |
стр.230+стр.240 ф. №2 |
43046 |
19135 |
27230 |
8 |
Кредиторская задолженность (КЗ) |
стр.620 ф. №3 |
56934 |
39564 |
36634 |
9 |
Период оборачиваемости запасов |
(стр.210 ф. №1 /стр.010 ф. №2)*Т |
50,85 |
40,51 |
26,88 |
10 |
Период оборачиваемости ДЗ |
((стр.230+стр.240) ф. №1/стр.010 ф. №2)*Т |
277,76 |
61,46 |
65,92 |
11 |
Период оборачиваемости КЗ |
(стр.620 ф. №1/стр.010 ф. №2)*Т |
367,38 |
127,08 |
88,68 |
12 |
Период оборачиваемости оборотных средств |
п.9+п.10+п.11 |
695,98 |
229,06 |
181,48 |
Период оборачиваемости оборотных средств = Период оборачиваемости запасов + Период оборачиваемости дебиторской задолженности + Период оборачиваемости кредиторской задолженности.
ООО «ЗАПАСКА» заинтересовано в сокращении показателей Период оборачиваемости запасов и Период оборачиваемости дебиторской задолженности с целью сокращения периода оборачиваемости оборотных средств.
Рассчитаем для ООО «ЗАПАСКА» разумную длительность отсрочек по клиентской задолженности, с одной стороны, и по платежам поставщикам, с другой стороны.
ООО «ЗАПАСКА» получает в среднем один месяц отсрочки платежа по поставкам запчастей и, в свою очередь, предоставляют клиентам месячные отсрочки. Посмотрим, “взвесив” выручку и стоимость запчастей по средней длительности отсрочки соответствующих платежей на сколько эта ситуация идеальна.
Клиентская (дебиторская) задолженность - Коммерческий кредит поставщиков (кредиторская задолженностъ) = Текущий дефицит оборотных средств по хозяйственным операциям (см. таблица 4).
Если среднегодовой оборот ООО «ЗАПАСКА» в 2002 году составляет 51811тыс. руб., а стоимость потребляемого сырья — 50301 тыс. руб., то клиентская задолженность перекрывается коммерческим кредитом поставщиков почти полностью.
Таблица 4
Расчет Текущего дефицита (профицита) оборотных средств, тыс. руб.
Показатель |
годы |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Дебиторская задолженность |
43046 |
19135 |
27230 |
||
Кредиторская задолженность |
56934 |
39564 |
36634 |
||
Текущий дефицит оборотных средств |
-13888 |
-20429 |
-9404 |
||
ООО «ЗАПАСКА» в 2002 году имело небольшую “прореху” в бюджете в размере 13888 тыс. руб., в 2003 в размере 20429 тыс. руб., а в 2004 - 9404 тыс. руб.
Следовательно, ООО «ЗАПАСКА» нужна отсрочка по платежам поставщикам, чтобы компенсировать месячную отсрочку клиентам.
На ООО «ЗАПАСКА» коммерческий кредит поставщиков с лихвой перекрыват клиентскую задолженность, в связи с этим на ООО «ЗАПАСКА» в каждый данный момент оказываются денежные средства даже больше, чем необходимо для обеспечения бесперебойности производства (величина ТФП оказывается при этом отрицательной). Задача эта сводится к расчету разумной длительности отсрочек платежей по поставкам сырья (услугам других организаций) и реализации готовой продукции (услуг). Вскоре будет сделан такой расчет, но прежде отметим, что величина ТФП неодинакова для различных отраслей и даже для предприятий одной и той же отрасли. На ТФП оказывают влияние: во-первых, длительность эксплуатационного и сбытового циклов: чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция — в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции; во-вторых, темпы роста производства: поскольку текущие финансовые потребности вытекают непосредственно из величины оборота, постольку и величина их изменяется параллельно динамике оборота; больший объем выпуска требует и больших средств на сырье, материалы, энергоносители и прочее. Кроме того, в условиях инфляции предприятия предпочитают создавать солидные запасы сырья, чтобы не переплачивать за него после очередного взлета цен; в-третьих, сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами. Несхождение сроков поступлений и платежей может довести предприятие до отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств — так называемой технической неплатежеспособности (разрыва ликвидности); в-четвертых, состояние конъюнктуры: при “разогретом” и высококонкурентном рынке самое нелепое, что может случиться с продавцом — это остаться без товара для скорейшей поставки покупателю. Чтобы опередить конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Общеизвестно также, что наращивание оборота приводит обычно к разбуханию дебиторской задолженности предприятия, ибо конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита; в-пятых, величина и норма добавленной стоимости: чем меньше норма добавленной стоимости, тем в большей степени коммерческий кредит поставщиков способен компенсировать клиентскую задолженность. Парадокс заключается в том, что при высокой норме добавленной стоимости и, казалось бы, небольшой степени зависимости предприятия от закупок сырья, фирме приходится просить своих поставщиков о более длительных отсрочках платежей.
Формирование запасов:
Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование запасов товарно-материальных ценностей, осуществляется путем определения потребности в отдельных видах запасов. В процессе определения потребности запасы товарно-материальных ценностей предварительно группируются следующим образом: производственные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для производства продукции); запасы готовой продукции, предназначенные для бесперебойной реализации услуг потребителям.
Потребность в запасах каждого вида определяется раздельно по таким группам:
1) запасы текущего хранения (они представляют собой постоянно обновляемую часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства или реализации потребителям);
2) запасы сезонного хранения (формирование таких запасов обусловлено сезонными особенностями производства и закупки сырья, а также сезонными особенностями потребления готовой продукции);
3) запасы целевого назначения (формирование таких запасов на предприятии определено специфическими целями его деятельности, например, для организации встречной торговли при закупке определенных сырьевых ресурсов: запчастей и т. п.).
Среди этих групп запасов основное внимание должно быть уделено определению потребности в запасах текущего хранения (на большинстве предприятий они представляют единственный вид запасов товарно-материальных ценностей).
Принципиальная формула, по которой определяется необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей, имеет вид:
ФСз = СР х Нз – КЗ’
где ФСз — объем финансовых средств, авансируемых в запасы;
СР - среднедневной объем расхода запасов в сумме;
Нз - норматив хранения запасов, в днях (при отсутствии разработанных нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота запасов в днях);
КЗ’ - средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретенные товарно-материальные ценности (этот элемент включается в расчет, как правило, только по производственным запасам; при реализации готовой продукции он включается лишь при установившейся практике предоплаты за нее).
Таблица 5
Расчет объема финансовых средств, авансируемых в запасы
Показатель |
Формула |
годы |
||
2002 |
2003 |
2004 |
||
Запасы, , тыс. руб. |
стр.210 ф. №1 |
7880 |
12613 |
11103 |
СР, , тыс. руб./день |
стр.210ф. №1/360 |
21,88889 |
35,03611 |
30,84167 |
Нз, дней |
стр.210ф. №1/010 ф. №2*Т |
50,85 |
40,51 |
26,88 |
КЗ', тыс. руб. |
стр.621 ф. №1 |
11868 |
11644 |
16054 |
ФСз, , тыс. руб. |
СР*Нз - КЗ' |
-10755 |
-10224,5 |
-15225 |
Для простоты будем считать, что Т = 360 дней.
Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т. е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования.
Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке (обозначим этот вид текущих затрат по обслуживанию запасов как ТЗ1). Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса — если закупать автомобильные запчасти один раз в два месяца, то средний размер его запаса составит 30 дней, а если размер партии поставки сократить вдвое, т. е. закупать автомобильные запчасти один раз в месяц, то средний размер его запаса составит 15 дней (см. рис. 4.). В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению запасов (обозначим этот вид текущих затрат по обслуживанию запасов как ТЗ2).
40
20
0 60
20
10
0 30 60
Рис. 4. Зависимость между размером партии поставки и средним размером запаса (в сумме)
Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов (т. е. Т31 + Т32 = min) осуществляется по следующей формуле (известной как модель Уилсона):
ОРпп =
где ОРпп - оптимальный размер партии поставки;
Зг - необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год (квартал);
ТЗ1 -размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну поставляемую партию;
ТЗ2 -размер текущих затрат по хранению единицы запасов.
Управление дебиторской задолженностью
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
В основе управления дебиторской задолженностью — два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
3. Проблемы и пути решения
Основные средства занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели: рентабельности, фондоотдачи, фондоемкости.
Рассчитаем указанные данные показатели.
Формула для расчета среднегодовой стоимости основных средств:
,
где ССОС – среднегодовая стоимость основных средств;
ОСнач – основные средства на начало года;
ОСкон – основные средства на конец года.
Среднегодовая стоимость основных средств 2003 г. по предприятию составляет:
76996 тыс. руб.
Для анализа использования основных средств на предприятии необходимо знать данные за 2004 г.
Среднегодовой стоимости основных средств в 2004 г.
81764 тыс. руб.
Графическое изображение рассмотрим на рис.5.
Из диаграммы видно, что в 2004 г. увеличилась на 6,19% () среднегодовая стоимость основных средств.
Теперь у нас имеются все данные для расчета рентабельности.
Прибыль 2003г. – 15287, в 2004г. – 12779.
Прибыль по сравнению с 2003 г. сократилась на 2508 тыс. руб.
(18)
19,85%
Графически, полученные данные представлены на рис. 6.
Рис. 6 Рентабельность основных средств
Как видно из сделанных расчетов рентабельность основных средств уменьшилась на довольно значительный процент, а именно 15,62-19,85= - 4,23 %.
Это было вызвано рядом причин. Во-первых, у предприятия увеличилась стоимость основных средств на 81764 - 76996= 4768 тыс. руб.
Во - вторых, прибыль в 2004г. уменьшилась на 12779- 15287 = 2508.
Рентабельность активов
11,8%
9,57%
Рис. 7. Рентабельность активов
Предприятие в 2004 г не сумело освоить введенные в эксплуатацию основные средства в полном объеме, что и вызвало низкую их рентабельность. Для более детального анализа рассчитаем фондоотдачу (ФО) основных средств.
1,455
1,82
Полученные цифровые данные изобразим на рис. 8.
Рис. 8 Фондоотдача
Как видно фондоотдача возросла. С каждой вложенной денежной единицы предприятие получало 1,8 в 2003 г., а в 2004 г. 1,9. Следовательно, фондоотдача основных средств увеличилась на 0,1 денежных единицы.
Предприятие увеличило выручку, но фондоотдача не увеличилась.
Далее рассчитаем показатель фондоемкости (ФЕ).
0,687
0,55
Графическое изображение фондоемкости представлена на рис. 9.
Рис. 9 Фондоемкость
В результате увеличения выручки их фондоемкость уменьшилась на 0,03. Следовательно расходы увеличились, а прибыль уменьшилась.
Теперь рассчитаем относительную экономию основных средств.
где В – выручка, ОС – основные средства.
-67085 тыс. руб.
+4098 тыс. руб.
На данном предприятии в 2003 году была экономия основных средств, а в 2004 году произошел перерасход основных средств (причем его величина практически равна прошлогодней недостаче).
На изменение уровня фондоотдачи в свою очередь оказывает влияние ряд факторов. К ним относятся фондоотдача основных средств, фондоотдача активной части основных средств, рентабельность продукции, изменение доли активной части основных средств. Взаимосвязь данных факторов можно представить следующей схемой (рис. 10).
9
Рис. 10. Факторы, влияющие на рентабельность активов
Изменение рентабельности за счет:
фондоотдачи основных средств
∆ Rопф = ∆ ФО * Rвп0
рентабельности производства продукции
∆ Rопф = ФО1 * ∆ Rвп
Зная фондоотдачу основных средств можно узнать как изменилась рентабельность основных средств по выручке. Так,
где П – прибыль.
∆ ФО = 1,82 - 1,455= 0,365
∆ Rвп = 8,6 - 13,6 =-5,0%
∆ Rопф = 0,365* 13,6 = 4,964
∆ Rопф = 1,455 * ( - 5,0) = - 7,275%
∆ Rопф = 4,964 + (-7,275) = -2,311%
∆ Rопф = 16,6 – 24,7 = -8,1%.
Как видно рентабельность основных средств уменьшилась незначительно (на 5%), за счет изменения фондоотдачи возросла на 4,964% и уменьшилась за счет изменения выручки на 7,275%. Значит понизился спрос на услуги предприятия
Предприятие в своей деятельности использует определенную часть основных средств более активно чем другую. Рассчитаем их стоимость в денежном выражении, удельный вес в общей части основных средств и фондоотдачу активной части основных средств.
Активная часть основных средств
50854,5
54689
Удельный вес активной части основных средств в 2003 г. = 50854,5 /76996=0,66.
Удельный вес активной части основных средств 2004 г. = 54689/81764 =0,67
Фондоотдача активной части основных средств 2003 г. = 112076/50854,5 = 2,20.
Фондоотдача активной части основных средств 2004 г. = 148709/54689 = 2,72
Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу основных средств, являются изменение доли активной части основных средств в общей сумме основных средств и изменение фондоотдачи активной части основных средств.
ФО = Удакт.ч. * ФОакт.ч.
ФО 2003 г.= 0,66 * 2,20 = 1,452
ФО 2004 г. = 0,67 * 2,72 = 1,82
Графическое изображение фондоотдачи представлено на рис.11.
Произведем расчет влияния факторов способом абсолютных разниц.
∆ ФОуд = (Удакт.ч.1 - Удакт.ч.0) * ФО0
∆ ФОакт.ч. = (ФОакт.ч.1 - ФОакт.ч.0 ) * УД1
∆ ФОуд = (0,67 - 0,66) * 2,2 = + 0,022
∆ ФОакт.ч = (2,72-2,2) * 0,66 = 0,3
∆ ФО = 1,82 – 1,452 = 0,343
∆ ФО = 0,3+0,022 = 0,322.
Благодаря большему удельному весу активной части основных средств их фондоотдача по удельному весу уменьшилась на 0,5, но стоимостное выражение вызвало ее увеличение на 0,022. В результате чего фондоотдача по этим факторам увеличилась 0,322.
Оборотные средства фирмы – это прежде всего ее денежные средства, используемые для финансирования текущей производственной и коммерческой деятельности: для создания запасов сырья, материалов, топлива, тары, инструментов, инвентаря; заделов незавершенного производства; запасов готовой продукции, включая средства в незавершенных расчетах (платежах), на расчетных счетах в банках и в кассах фирм и организаций. Одна часть оборотных средств постоянно функционирует в сфере производства, другая – в сфере обращения.
По источникам формирования оборотные средства подразделяются:
1) на собственные. Они постоянно находятся в распоряжении фирмы;
2) на заемные. Они образуются за счет банковского кредита и используются для удовлетворения временных потребностей, К ним также относятся средства, временно находящиеся в обороте фирмы до завершения расчетов с налоговой инспекцией, поставщиками и кредиторами.
Эффективность использования оборотных средств зависит от соотношения в их составе оборотного капитала и капитала обращения. Чем больше удельный вес оборотного капитала в общем объеме оборотных средств, т. е. чем больше их доля, занятая непосредственно в производстве, тем эффективнее используются оборотные средства. Фирма создает условия, которые позволяют ей сосредоточивать основную массу оборотных средств в сфере производства, хотя их часть, сосредоточенная в сфере обращения, в условиях современного рынка может и возрастать.
Заключение
Механизм управления различным видами операционной прибыли предприятия с использованием системы "Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" основан на ее зависимости ("чувствительности") от следующих основных факторов: объема реализации продукции в стоимостном ил натуральном выражении; суммы и уровня чистого операционного дохода; суммы и уровня переменных операционных издержек; суммы постоянных операционных издержек; соотношения постоянных и переменных операционных издержек; суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.
Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.
У предприятия произошла экономия оборотных средств в размере 31807 тыс. руб.
Предприятию необходимо увеличивать ускорение оборачиваемости оборотных средств, так как она имеет большое экономическое значение. Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность фирм в оборотных средствах, позволяет использовать денежные и материальные ресурсы более эффективно. Высвобожденные из производства оборотные средства могут быть использованы для увеличения производства продукции.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет предприятию высвободить часть оборотных средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия (абсолютное высвобождение), либо для дополнительного выпуска продукции (относительное высвобождение).
На данном предприятии в 2003 году была экономия основных средств, а в 2004 году произошел перерасход основных средств (причем его величина практически равна прошлогодней недостаче).
Как видно рентабельность основных средств уменьшилась незначительно на 5%, за счет изменения фондоотдачи возросла на 4,964% и уменьшилась за счет изменения выручки на 7,275%. Значит понизился спрос на услуги предприятия.
Предприятие в своей деятельности использует определенную часть основных средств более активно чем другую. Рассчитаем их стоимость в денежном выражении, удельный вес в общей части основных средств и фондоотдачу активной части основных средств.
Развитие оперативного управления затратами и обеспечения прибыльной деятельности ООО «ЗАПАСКА» привело к формированию контроллинга как целостной концепции экономического управления предприятием, ориентирующей руководителей на выявление всех шансов и рисков, которые связаны с получением прибыли.
Список литературы
1. Бланк И.А. Управление активами. – М.: Ника-Центр, 2002. – 720 с.
2. Бланк И.А. Управление капиталом. - М.: Ника-Центр, 2002. – 756 с.
3. Бланк И.А. Управление финансами. – М.: Ника-Центр, 2001. – 480 с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – М.: Ника-Центр, 1999. – 664 с.
5. Бороненкова С.А. Анализ хозяйственной деятельности. – Свердловск: УрГЭУ, 1997. – 670 с.
6. Бороненкова С.А., Бондарь Ю.Г. Экономический анализ— основа поиска резервов. — М.: Финансы и статистика, 1998. – 456 с.
7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - 3- изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 1999. - 272 с.
8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов. - М.: Финансы и статистика, 1995. – 640 с.
9. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия; Практическое пособие. - М.: Интел-синтез, 1994.- 192 с.
10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1996 – 450 с.
11. Завьялов А Г. Планирование и калькулирование себестоимости промышленной продукции. — Минск, 1998. – 678 с.
12. Казак А.Ю. Веретенникова О.Б. Майданик В.И. Финансовая политика хозяйствующих субъекто: проблемы разработки и внедрения. – Екатеринбург, 2003.
13. Карпова Т.П. Управленческий учет. – М., 2001. – 460 с.
14. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1995 - 256 с.
15. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 199. - 624 с.
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.
17. Котляров С.А. Управление затратами. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 467 с.
18. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. – М., 1994. – 254 с.
19. Николаева С.А. Управленческий учет. Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. - 450 с.
[1] Емуранов Г.В. Комплексная автоматизация бухгалтерского учета в промышленности. — М.: Финансы и статистика, 2002.,с. 506 стр. 302-304
[2] Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. и др. Управление затратами на предприятии. – М., 2002.,с. 610 стр. 321-328