Оглавление

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Теоретические аспекты денежной системы________________ 5

1.1. Эволюция денег и денежных систем__________________________ 5

1.2 Денежное обращение и его структура.________________________ 6

1.3 Типы денежных систем_____________________________________ 9

Глава 2. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI в         14

2.1 Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2001 году____ 14

2.2 Цели и результаты денежно-кредитной политики на 2002 год____ 18

2.3. Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2003 году____ 24

Заключение_________________________________________________ 30

Список литературы__________________________________________ 34

Введение

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно, на мой взгляд, испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.[1]

Российский финансовый кризис 1998 г. серьезно подорвал процесс экономической стабилизации, результатами которой стали сохранение низкого уровня инфляции на протяжении почти трех лет и деноминация рубля 1 января 1998 г. Свою негативную роль сыграли и внешние факторы - кризис в странах Юго-Восточной Азии вкупе с падением цен на нефть, происходившим с начала 1997 г. Отчасти кризис накликали внешние инвесторы, к числу которых, несомненно, принадлежало и немало россиян, направлявших средства на отечественный рынок через иностранные институты. И тем не менее основные причины кризиса порождены внутренней финансовой ситуацией в самой России.

В существующей ныне экономической системе денежное обращение играет немалую роль. Экономика всё ещё не может до конца пережить последствия финансового кризиса 1998 года, хотя и эффект девальвации дал о себе знать. Понемногу снижается уровень инфляции, Россия приобретает все более стабильный интерес со стороны западных кредиторов после избрания президентом РФ Путина В.В. Денежное обращение напрямую связано с экономической стабилизацией страны, поэтому тема данной курсовой работы всегда остается актуальной, особенно для такой страны, как Россия.

Целями данного исследования являются достаточно глубокое рассмотрение денежного обращения, его экономической сути и связи с российской действительностью.

Задачами данного исследования являются рассмотрение структуры денежного обращения, денежной массы, изменение денежной массы, скорость её обращения, а также стабилизацию денежного обращения в современных условиях.

В данной работе рассматриваются все цели и задачи, поставленные выше.

Глава 1. Теоретические аспекты денежной системы

1.1. Эволюция денег и денежных систем

Денежная система - форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически н закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.

Эволюция типов национальных денежных систем определяется потребностями производства. Под влиянием этих факторов формируются современные требования к денежной системе. Во-первых, по мере развития товарно-денежных отношений возникла потребность в единой целостной денежной системе, которая отчасти была создана путем регламентации государством выпуска денег одним центральным рынком. Во-вторых, требуется устойчивая денежная система.

Денежная система окончательно сформировалась в XVI-XVII веках хотя отдельные ее элементы появились в более ранний период. Первые попытки упорядочить денежное обращение страны исходили от богатых менял, которые удостоверяли пробу и вес слитка. Постепенно право клеймения слитков и чеканки монет присвоило себе государство. Возникают первые государственные денежные системы. В процессе своего развития денежная система прошла два этапа, связанных с эволюцией самих денег. Первый этап характеризовался непосредственным обращением денежного металла, который выступал в качестве всеобщего эквивалента и выполнял все функции денег тот период был достаточно продолжительным и существовал вплоть до XIX века. Второй этап обусловлен падением роли золота как денежного товара и замены его кредитными деньгами, ставшими впоследствии всеобщим эквивалентом как в сфере внутреннего, так и внешнего обращения. В целом для современной денежной системы характерно не только ослабление связи с золотом и господство неразменных на золото кредитных денег, приближающихся к бумажным деньгам, но и выпуск денег в порядке кредитования хозяйства, государства и под прирост золотовалютных резервов. Наличие кредитных денег приводит к широкому распространению безналичного оборота и сокращению наличного оборота, который охватывает в развитых странах лишь сферы “чаевых”, расчетов в мелких закусочных, туристских расходов. В России сфера наличного обращения еще достаточно велика.

Возможность выпуска денег в порядке кредитования в отрыве от товарного обеспечения приводит к еще одной особенности второго этапа — хронической инфляции, представляющей собой обесценивание денег, характерной в той или иной степени для всех стран. Уже начиная с первого этапа развития денежной системы государство проявляет “заботу” о денежном обращении. На втором этапе его роль возрастает и не ограничивается эмиссией денег, а проявляется в широком государственном регулировании.

1.2 Денежное обращение и его структура.

Денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах[2].

Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических лиц к другим. Например, банк выдает деньги предприятию, из кассы банка деньги поступают работникам, которые покупают товары на рынке. Продавцы товаров на эти деньги покупают товары в магазинах. Магазин сдает выручку в банк, и т. д.

Деньги, находящиеся в обороте, выполняют три функции:

1) Средство обращения (деньги используются для оплаты товаров);

2) Средство платежа (при продаже товаров в кредит);

3) Средство накопления (деньги, оставшиеся после продажи товаров и не участвующие в обороте).

Функцию меры стоимости деньги, находящиеся в денежном обращении, не выполняют. Эту функцию деньги выполнили до вхождения в денежное обращение, установив цены на товары.

Денежное обращение складывается из отдельных каналов движения денег между:

1) Центральным банком и коммерческими банками;

2) Коммерческими банками;

3) Предприятиями и организациями;

4) Банками и предприятиями и организациями;

5) Банками и населением;

6) Предприятиями и населением;

7) Физическими лицами.

Структуру денежного обращения можно определять по разным признакам.

1) Классификация денежного обращения в зависимости от формы денег: безналичное и наличное денежное обращение.

2) Классификация денежного обращения в зависимости от экономического содержания отдельных его частей: а) денежно-расчетный оборот (расчетные отношения за товары и услуги), б) денежно-кредитный оборот (кредитные отношения), в) денежно-финансовый оборот (финансовые отношения).

3) Классификация денежного обращения в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги: а) оборот между банками (межбанковский); б) оборот между банками и юридическими и физическими лицами (банковский); в) оборот между юридическими лицами; г) оборот между юридическими и физическими лицами; д) оборот между физическими лицами.

Остановимся подробнее на первой классификации денежного обращения:

Наличное денежное обращение движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг; для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмущений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет[3].

В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет[4] предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.

Безналичное обращение движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;[5]

F  юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

F  юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

F  физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.

В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно[6]. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном Учреждении.

И Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

1.3 Типы денежных систем

Денежная система не однородна по своей сути, поэтому принято выделять несколько типов денежных систем, зависящих от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как знаки стоимости, — и определяется тем валютным металлом, который служит всеобщим эквивалентом и является основой денежного обращения. Этот общий критерий определяет принципиальные различия в формах построения денежных систем. Различаются система металлического обращения и система обращения кредитных и бумажных денег, при которой обращаются в качестве денег банкноты, чеки, казначейские билеты.

Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно закреплена за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов н их неограниченное обращение.

Существуют три разновидности биметаллизма:

• система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми н серебряными монетами стихийно устанавливается на рынке;

• система двойной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось государством в зависимости от различных факторов (спрос на металлы, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.);

• система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными платежными средствами, но не на равных основаниях, т.к. чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. То есть золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги.

Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII веках, а в ряде стран Западной Европы и в XIX веке.

Однако биметаллическая денежная система была противоречива и неустойчива. Она не соответствовала потребностям развития товарного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов (золота и серебра) противоречит природе этой денежной функции. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости.

Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму.

Монометаллизм -денежная система, при которой одни денежный металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, а функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на золото или серебро.

В истории известны денежные системы, основанные на серебряном монометаллизме (в частности Россия в 1843-1852 гг.), однако, справедливости ради, необходимо отметить, что наибольшее распространение в мире получил все-таки золотой монометаллизм.

В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три разновидности золотого монометаллизма: золото монетный, золотослитковый и зологодевизиый стандарты.

До первой мировой войны (1914 1918 гг.) золотой монометаллизм существовал в мире в форме золотомонетного стандарта, который характеризуется следующими чертами:

• исчисление цен товаров осуществлялось в золоте;

• во внутреннем обращении страны находились полноценные золотые монеты, которые выполняли все функции денег;

• свободная чеканка золотых монет для частных лиц с фиксированным содержанием золота;

• находящиеся в обращении денежные знаки свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты;

• свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота.

МОНОМЕТАЛЛИЗМ

 
 

Золотомонетный

Золотослитковый

Золотодевизный

1.Функционировал в XIX в. (в разные годы для развитых стран) до Первой мировой войны (в США до 1929-1933)

2.Золотое обращение

3.Свободная чеканка монет

4.Беспрепятственный и неограниченный  обмен знаков стоимости на золото

5.Наличие золотых запасов в эмиссионных центрах

6.Свободный ввоз-вывоз золота и инвалюты через границу

1.Функционировал после Первой мировой войны в ограниченных странах, имеющих значительные золотые резервы (Великобритания, Франция)

2.Свободное обращение золота отсутствует

3.Ограниченный обмен банкнот на золото при предъявлении определенного количества национальных денежных единиц (например, в Великобритании 1700 ф. ст. за один слиток золота в 12,5 кг)

4.Наличие значительных золотых запасов в странах, вводивших этот стандарт

5.Ввоз в страну золота относительно свободный

6.Действовал до мирового экономического кризиса (1929-1933)

1. Функционировал после Первой мировой войны в большинстве стран, где была сильная инфляция (Германия, Австрия, Дания, Норвегия и др.)

2.Золотое обращение полностью прекращено

3.Обмен национальной денежной единицы на девизы (платежные документы в инвалюте и инвалюту, разменных на золото). Это закрепило валютную зависимость одних стран от других.

4.Запас центрального банка главным образом в инвалюте, которая обменивалась в своей стране на золото

5.Вывоз и ввоз золота по существу запрещен

6.просуществовал до мирового экономического кризиса (1929-1933)

Рис. 1. Разновидности монометаллизма

Все это обеспечивало относительную устойчивость и эластичность денежной системы. Вместе с тем функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия определенных золотых запасов у центральных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивая свободный размен монет на золото.

Первая мировая воина, потребовавшая больших финансовых затрат на военные нужды, вызвала рост дефицита бюджетов большинства государств и привела к отмене золотомонетного стандарта.

После первой мировой войны на одно развитое государство не смогло вернуться к золотомонетному стандарту. В условиях послевоенной экономики в 20-е годы в ряде стран был установлен золотослитковый стандарт. При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомонетного:

• в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка;

• обмен банкнот и других неполноценных денег производится только на золотые слитки весом 12,5 кг;

• необходимо предъявление в банк достаточно крупной суммы денег.

Более того, в большинстве стран обмен неполноценных денег на золото нe был восстановлен даже в такой усеченной форме, а применялся обмен кредитных денег на иностранную валюту, так называемый золотовалютный или золотодевизный стандарт. При золотодевизном стандарте:

• отсутствуют свободное обращение золотых монет и их свободная чеканка;

• обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена по варианту стран с золотослитковым стандартом;

• связь денежных единиц стран с золотодевизным стандартом с золотом носит косвенный характер.

Хотя золотослитковый и золотодевизный стандарты представляли собой форму «урезанного» золотомонетного стандарта, однако именно благодаря им после первой мировой войны экономически развитым странам удалось быстро восстановить устойчивость своих денежных систем.

«Урезанные» формы золотого стандарта просуществовали недолго. В результате мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. К началу второй мировой войны ни в одной стране, кроме США, банкноты не обменивались на золото, а в США обмен производился только официальным органам иностранных государств.

С середины 30-х годов в мире начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков, для которых характерно:

• вытеснение золота как из внутреннего, так и из внешнею оборота и оседание его в золотых резервах;

• однако золото продолжает выполнять функцию образования сокровища;

• выпуск наличных и безналичных денежных знаков осуществляется на основе кредитных операций банков;

• развитие безналичного и сохранение наличного денежного оборота;

• создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны государства.

После второй мировой войны в мире сложилась так называемая Бреттон-Вудсская денежная система, которая юридически была оформлена па валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Основные черты этой системы состояли в следующем:

• функция мировых денег сохранялась за золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением богатства;

• наряду с золотом в качестве международных платежных средств в международном обороте использовалась национальная денежная единица США - доллар;

• резервные валюты могли обмениваться на золото в Казначействе США по официально установленному в 1934 г. соотношению (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1г чистого золота) центральными банками и правительственными учреждениями других стран;

• цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 1968 года практически не отклонялась от нее;

• приравнивание валют друг к Другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официально согласованных странами-членами МВФ валютных паритетов, выраженных в золоте и в долларах США;

• рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, т.е. вес валюты имели жесткую привязку к доллару;

• межгосударственное регулирование валютных отношении стран осуществлял МВФ;

• в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в необходимых случаях к взаимопомощи.

Таким образом, Бреттон-Вудсская валютная система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного (а по существу золотодолларового) стандарта.

В 70-е годы в связи с ослаблением позиции США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система, основанная на использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, потерпела крах.

С крушением Бреттон-Вудсской валютной системы в начале 70-х годов предпринимались попытки, однако безуспешные, восстановления золотого стандарта.

На смену Бреттон-Вудсской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран-членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. Новая денежная система характеризуется следующими чертами:

• мировыми деньгами стали СДР (специальные права заимствования) в МВФ, которые теперь являются международной счетной единицей;

• доллар США сохранил важное место в международных расчетах ц в валютных резервах других стран;

• юридически золото утратило свою денежную функцию;

• золото осталось резервом государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран.

Глава 2. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI в

Вполне естественно, что правительство осознает необходимость корректировки кредитно-денежной политики с учетом реалий сегодняшнего дня. Ниже проследим декларируемые действия денежных властей, призванные в ближайшем будущем, в конечном итоге, осуществить устойчивый рост экономики страны.

2.1 Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2001 году

Основные параметры денежно-кредитной политики на ближайший 2002 год рассчитывались с учетом прогноза социально-экономического развития страны, использованного Правительством Российской Федерации в расчетах к проекту Федерального бюджета на 2001 год. Прогнозируемый уровень инфляции 12-14 % соответствовал приросту объема ВВП за 2001 год на 4-5 %[7]. По расчетам Банка России, при таком сочетании указанных макроэкономических параметров увеличение спроса на рублевую денежную массу, образующую агрегат М2, могло составить 27-34 %. При этом, учитывая нестабильность скорости обращения денег и высокую степень неопределенности в формировании спроса на деньги, Банк России исходил из нецелесообразности жесткого контроля за денежным предложением и предполагал гибко реагировать на изменение спроса на национальную валюту при условии снижения инфляции и инфляционных ожиданий. В этих целях в текущем году Банк России ввел в практику осуществления денежно-кредитной политики использование элементов целевой инфляции.

Денежно-кредитная политика проводилась в условиях режима плавающего курса рубля, позволяющего обеспечить адаптацию экономики к меняющимся внешнеэкономическим условиям и обеспечивающего возможность достижения равновесного валютного курса в долгосрочном аспекте.

В январе - июле 2001 г. уровень инфляции вплотную приблизился к цифрам, составляющим годовой целевой ориентир: за семь месяцев 2001 года потребительские цены возросли на 13,2 %. Судя по этим результатам и имеющимся прогнозам, инфляция в 2001 г. превысит первоначальные целевые показатели, но будет ниже, чем в прошлом году. Существенное воздействие на инфляцию в 2001 году оказывали факторы, находившиеся вне сферы контроля Банка России. К ним относятся рост цен и тарифов на платные услуги населению, в первую очередь на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта, а также повышение цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий.

При этом, однако, следует учитывать, что экономический рост в текущем году опережает параметры официального прогноза и, по оценке, может превысить 5 %. Проводя гибкую денежно-кредитную политику, Банк России поддерживал экономический рост, способствуя постепенному насыщению экономики деньгами в условиях экономического роста.

В условиях сильного платежного баланса и накопления Банком России золотовалютных резервов динамика денежной массы в 2001 году определялась преимущественно покупками Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке, хотя интенсивность воздействия этого фактора по сравнению с прошлым годом несколько уменьшилась. Так, за первые семь месяцев 2000 года золотовалютные резервы РФ увеличились на 10,8 млрд. долл. США, а за соответствующие месяцы 2001 года - на 8,5 млрд. долларов. Объемы покупки Банком России иностранной валюты основывались на необходимости достижения устойчивого равновесного в долгосрочном аспекте валютного курса рубля, при этом стерилизация свободной ликвидности осуществлялась с использованием имеющихся в распоряжении Банка России инструментов денежно-кредитного регулирования.

Достаточно благополучная ситуация с государственными финансами, сложившаяся в результате поступления сверхплановых доходов, способствовала накоплению значительных денежных средств на счетах бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в Банке России, что, с одной стороны, в краткосрочном аспекте снижало остроту проблемы стерилизации свободной банковской ликвидности, а с другой стороны, усилило зависимость состояния денежно-кредитной системы от финансовых потоков, связанных с централизованным распределением денежных средств. Так, неравномерность в течение года расходования бюджетных средств оказывала влияние на всплески инфляции в отдельные месяцы, искажающие инфляционные ожидания.

В течение I полугодия 2001 года сохранялась тенденция к постепенному росту монетизации экономики - коэффициент монетизации увеличился за этот период с 12,5 % до 13,4 %.

В 2001 году продолжилась положительная тенденция к снижению скорости обращения денег. По данным за семь месяцев 2001 года, скорость обращения денег в среднегодовом выражении, рассчитанная по денежному агрегату М2, снизилась на 7,5 % - с 8 до 7,4. Этому процессу способствовали сбалансированная политика Банка России на денежном и валютном рынках, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов предприятий и населения.

В то же время степень доверия к банковской системе еще полностью не восстановлена, а рост доходов населения не достиг того уровня, при котором возможен существенный рост личных сбережений. Это привело к тому, что по сравнению с прошлым годом в структуре денежной массы доля срочных депозитов даже несколько уменьшилась. Так, если на начало июля 2000 года их удельный вес составлял 24,8 %, то к началу июля 2001 года он снизился до 23,7 %. Такая динамика низколиквидных компонентов денежной массы сдерживает дальнейшее более существенное снижение скорости обращения денег. В то же время доля наиболее ликвидного компонента денежной массы - наличных денег - сохраняется на высоком уровне (около 36 % в агрегате М2), а в отдельные периоды резко возрастает вследствие неравномерного расходования бюджетных средств на социальную сферу.

По итогам первых семи месяцев 2001 года денежный мультипликатор несколько увеличился, что было обусловлено прежде всего изменением по сравнению с прошлым годом уровня ликвидности банковской системы. Значение денежного мультипликатора, рассчитанного по широкой денежной базе, на 1.08.01 составило 1,74 по сравнению с 1,59 на начало 2001 года. В динамике денежного мультипликатора основным фактором, сдерживающим его увеличение, оставалось, так же как и в прошлом году, сохранение значительной доли наличных денег.

Как и в других странах, в России преобладающие монетарные условия определялись не только политикой Банка России, но и взаимодействием мер денежно-кредитной политики с решениями участников финансового рынка. Сохраняющийся в 2001 году экономический рост и определенное снижение кредитных рисков, несмотря на достаточно высокие темпы инфляции, наблюдавшиеся в январе - июне в условиях стабильной ставки рефинансирования ЦБ РФ, привели к некоторому снижению процентных ставок по кредитам, предоставленным коммерческими банками предприятиям и организациям. Средневзвешенная ставка по кредитам юридическим лицам (включая Сбербанк России) сроком до 1 года снижалась с 18,6 % в январе до 17,5-18,0 % в апреле - июне текущего года. При этом снижение процентных ставок не носило абсолютно устойчивый характер, например, в мае и июле 2001 года по сравнению с предыдущими месяцами средневзвешенная ставка по кредитам юридическим лицам сроком до года возрастала.

Таким образом, анализ состояния денежной сферы за 2001 год свидетельствует об адекватности проводимой в 2001 году денежно-кредитной политики поставленным на этот год целям и задачам. С учетом складывающихся тенденций в динамике спроса на деньги можно ожидать, что в целом за год рост денежной массы не выйдет за пределы прогнозного диапазона.

В целях обеспечения соответствия между спросом на деньги и денежным предложением Банк России использовал имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики для воздействия на ликвидность банковской системы.

Возобновлению операций Банка России на открытом рынке с собственными облигациями в первом полугодии текущего года препятствовали законодательные ограничения, а проведению операций с государственными облигациями - отсутствие в портфеле Банка России государственных ценных бумаг, пользующихся спросом со стороны участников рынка. Поэтому операции Банка России на открытом рынке ограничивались валютными интервенциями.

Операции на открытом рынке с облигациями Банка России, а также с государственными ценными бумагами (в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о переоформлении достаточной части их портфеля у Банка России в облигации с рыночными характеристиками) позволят расширить круг рыночных инструментов денежно-кредитной политики как для стерилизации, так и для временного пополнения банковской ликвидности.

2.2 Цели и результаты денежно-кредитной политики на 2002 год

Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста. Снижение инфляции в 2002 году во многом зависит и от того, насколько Правительству Российской Федерации удастся не допустить превышения запланированного уровня непроцентных бюджетных расходов и неравномерности в осуществлении мер структурной политики и расходовании бюджетных средств.

Проведение мер по снижению инфляции будет поддерживать экономический рост и способствовать созданию условий для увеличения занятости и доходов населения, как это предусмотрено в Программах экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и проекте федерального бюджета на 2002 год.

Поскольку в соответствии с указанными программами в 2002 году будет продолжаться активное проведение структурных реформ, которые приведут к повышению цен и тарифов на товары, являющиеся базовыми для индекса потребительских цен, эта тенденция в краткосрочном аспекте требует активного участия Правительства Российской Федерации в действиях по ограничению инфляции, включая формирование за счет получаемых в 2001 и 2002 годах дополнительных доходов федерального бюджета финансового резерва.

Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый - это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

Первый базовый принцип исходит из признания того, что в настоящее время в России не существует ни одного показателя, чья взаимосвязь с конечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуемой. Поэтому Банк России для достижения конечных целей денежно-кредитной политики будет анализировать и учитывать широкий спектр показателей и их влияние на инфляцию.

Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики на 2002 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2, как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным лагом оказывающего влияние на инфляцию.

В последние годы в России не наблюдается тесной корреляции динамики показателя М2 и инфляции. В этой связи роль М2 в анализе и оценке инфляционных процессов заметно снижается. Однако в условиях недостаточного развития финансовых рынков анализ динамики денежного агрегата М2 является полезным для оценки текущих монетарных условий, инфляционных ожиданий и будущей инфляции.

В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использование именно этих принципов. Несмотря на усиление значения процентных ставок в реализации денежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной перспективе при сохранении режима плавающего валютного курса возможно повышение роли процентных ставок как в формировании, так и в реализации денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги. Однако перспективная оценка последнего все более усложняется. В частности, это связано с различной длительностью и неустойчивыми временными лагами между динамикой отдельных компонентов денежной массы и ростом цен, неопределенностью инфляционных и девальвационных ожиданий, влияющих на использование экономическими агентами финансовых инструментов в национальной и иностранной валютах.

Спрос на деньги в 2002 году будет формироваться в основном на базе тенденций, сложившихся в 2000-2001 годах, а также под воздействием предполагаемых Правительством Российской Федерации мер бюджетной и структурной политики. Прежде всего важное значение будут иметь такие факторы, как сокращение уровня налогов, которое может способствовать росту располагаемых доходов юридических и физических лиц, проводимая государством политика доходов, которая оказывает воздействие на постепенный рост доли доходов домашних хозяйств в ВВП и увеличение нормы сбережения в денежных доходах населения, возможность роста спроса на рублевые активы в условиях дальнейшего укрепления реального обменного курса рубля при сохранении сильного платежного баланса, степень активизации кредитной деятельности и роста организованных сбережений населения, увеличение потребности в денежных средствах для обслуживания транзакций и другие.

При этом необходимо учитывать возможные противоречивые тенденции в динамике скорости обращения денег. С одной стороны, можно ожидать продолжения в предстоящем году процесса повышения степени монетизации расчетов, но уже в объективно меньших, чем раньше, масштабах (по данным на июнь текущего года расчеты денежными средствами крупнейших российских налогоплательщиков и организаций монополистов в промышленности в общем объеме оплаченной продукции составляли 77,3 %, а в аналогичный период 2000 года - 67,7 %). В то же время изменение характера зависимости между скоростью инфляционных процессов и темпами роста денежной массы при условии необратимого снижения инфляции дает возможность, как показывает мировой опыт, более интенсивно насыщать экономику деньгами. С другой стороны, несмотря на рост располагаемых денежных доходов населения и укрепление рубля в реальном выражении, в краткосрочном аспекте не следует рассчитывать на существенное увеличение организованных сбережений населения, особенно на длинные сроки, вследствие недостаточно высокой степени доверия к банковской системе, отсутствия системы гарантирования вкладов, низких процентных ставок по банковским депозитам. Поэтому степень снижения скорости обращения денег в 2002 году может быть несколько меньшей по сравнению с текущим годом.

С учетом анализа влияния указанных факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2) в 2002 году, по оценке Банка России, возрастет на 24-28 %.

Банк России будет ориентироваться на расчетные параметры роста денежного агрегата М2, но при этом считает возможным выход за эти границы в силу существенной неопределенности в развитии экономической ситуации. Отклонение фактического увеличения денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не означает немедленной автоматической корректировки политики без тщательного анализа причин отклонений, предполагаемой длительности влияния вызвавших их факторов и состояния остальных экономических индикаторов.

В 2002 году Банк России продолжит применение операционной процедуры денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения. При этом регулирование ликвидности банковской системы будет осуществляться при активном использовании рыночных методов. Банк России будет учитывать как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы будет оперативно корректироваться в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов, что будет способствовать сглаживанию резких колебаний процентных ставок на денежном рынке и снятию давления на валютный рынок.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, будет способствовать продолжение в 2002 году тенденции к увеличению денежного мультипликатора.

Расширение кредитной активности банков, поддерживаемое растущим спросом экономики на кредитные ресурсы, требует от кредитных организаций тщательного мониторинга рисков, обусловленных этим процессом. Достаточно частым последствием резкого расширения кредитной эмиссии банков без должного контроля за рисками на стадии экономического роста в различных странах бывает рост невозвратов по кредитам и убытков в следующей фазе экономического цикла. В этой связи российские банки должны уделять постоянное внимание качеству выдаваемых ссуд и формированию соответствующих резервов для покрытия рисков. Со своей стороны Банк России будет продолжать совершенствование режима пруденциального надзора за банками и мониторинг уровня банковских рисков.

Покажем условия повышения эффективности денежно-кредитной политики.

Влияние бюджетных факторов

Повышение эффективности денежно-кредитной политики во многом зависит от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере.

В последние годы стабильность макроэкономической ситуации, существенный экономический рост и политика строгой экономии государственных расходов привели к заметной стабилизации системы государственных финансов. В ближайшее время важной целью формирования бюджетов является установление такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более медленного экономического роста.

В 2002 году потребуется дальнейшее усиление фискальной позиции федерального Правительства в такой степени, чтобы осуществить долговые платежи своевременно и в полном объеме, на фоне постепенного ослабления факторов, способствующих росту государственных доходов, так как бремя обслуживания внешнего долга все еще является существенным с макроэкономической точки зрения. В связи с этим необходимо формирование финансового резерва для оптимизации состояния бюджетной сферы с учетом предстоящего графика обслуживания внешнего долга.

Планируемый впервые Правительством в 2002 году профицит федерального бюджета (1,6 % к ВВП) не является основанием для смягчения денежной политики, поскольку достаточно высоким остается уровень инфляции.

Правительство Российской Федерации предусматривает направить профицит федерального бюджета на погашение государственного долга в объеме 68,6 млрд. рублей и на образование в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета финансового резерва - в объеме 109,7 млрд. рублей.

Для обеспечения макроэкономической стабильности и достижения цели по инфляции важным является:

·        недопущение превышения запланированного уровня непроцентных расходов;

·        обеспечение равномерного в течение года финансирования расходов бюджетов и использования их бюджетополучателями для исключения краткосрочных всплесков инфляции;

·        формирование финансового резерва для поддержания бюджетной ликвидности в перспективе. Финансовый резерв, аккумулирующий дополнительные доходы государства от экспорта в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, позволит осуществить выплаты по внешнему долгу, способствуя тем самым стерилизации денежной ликвидности.

Повышению эффективности денежно-кредитной политики в 2002 году будет также способствовать завершение переходного этапа реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета и проведение необходимой работы по подготовке завершающего этапа реализации этой Концепции, а также активизация процесса перехода исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на казначейскую систему.

На предстоящие три года прогнозируется сохранение понижательного тренда долга федерального Правительства. Политика в отношении внешнего долга будет направлена на ежегодное сокращение его основной суммы, что будет приводить к уменьшению процентных платежей по нему. На внутреннем рынке в следующем году Министерство финансов Российской Федерации в рамках политики рефинансирования долга планирует привлечь несколько больше средств, чем требуется для погашения основной суммы долга. Возможно, это будет способствовать преодолению стагнации на рынке государственных ценных бумаг. В то же время Министерство финансов Российской Федерации не берет на себя достаточных обязательств в ближайшее время расплатиться по погашению долга в иностранной валюте перед Центральным банком Российской Федерации и предусматривает переоформление на рыночных условиях неликвидных государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, лишь в незначительном объеме относительно общей величины этого портфеля. С точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности Банк России считает важным в условиях ожидаемого профицита федерального бюджета направлять часть дополнительных доходов на досрочное погашение задолженности Правительства РФ перед Банком России, что будет способствовать созданию благоприятных предпосылок для устойчивого макроэкономического развития в среднесрочной перспективе.

Таким образом, в целях повышения эффективности проведения денежно-кредитной политики в 2002 году целесообразно осуществление ряда мер в области управления государственным долгом:

·        переоформить облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом, принадлежащие Банку России на 1 января 2002 года, в сумме до 30,0 млрд. рублей в государственные ценные бумаги с выплатой купонного дохода, соответствующего ставкам на организованном рынке ценных бумаг, или досрочно погасить указанные ценные бумаги;

·        в целях уменьшения задолженности Минфина России перед Банком России Минфину досрочно выкупить ОФЗ-ПД, принадлежащие Банку России, в объеме до 3,0 млрд. рублей;

·        погасить векселя Минфина России, принадлежащие Банку России, срок выкупа которых наступает в 2002 году, и уплатить по ним проценты;

·        погасить соответствующую часть задолженности по средствам в иностранной валюте, предоставленным Банком России Минфину России через Внешэкономбанк для осуществления платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации;

·        осуществлять своевременную уплату купонных доходов по облигациям внутреннего государственного валютного займа и государственного валютного займа 1999 года.

Развитие банковского сектора

Основной целью дальнейшего реформирования банковского сектора является формирование развитой банковской системы, соответствующей международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленной на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующей экономическому развитию России.

Определяющее влияние на развитие банковского сектора России в 2002 году окажет практическая реализация основных стратегических и тактических задач его реформирования, предполагающих дальнейшее укрепление устойчивости кредитных организаций и минимизацию возможности возникновения системного банковского кризиса, повышение качества выполнения функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции, развитие рыночной дисциплины и транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление корпоративного управления. Успешное решение указанных задач во многом зависит от продвижения общих рыночных преобразований в российской экономике, в первую очередь включая структурную, налоговую и правовую компоненты.

Тенденции развития экономики и банковской системы в 1999-2001 годах дают основание полагать, что в ближайшей перспективе произойдет дальнейший рост реальных объемов банковских операций, повысится интерес банков к финансовому обслуживанию реального сектора экономики. Это создаст необходимые предпосылки для роста доли кредитов предприятиям и организациям в активах банковского сектора, что в конечном счете приведет к увеличению соотношений основных показателей банковской деятельности и ВВП страны.

·        Дополнительный импульс реформированию банковского сектора способно придать принятие ряда принципиальных поправок в действующее законодательство, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности. В частности, снижению банковских рисков и повышению доверия к кредитным организациям будет способствовать принятый в августе 2001 года Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Необходимо завершить работу по принятию федерального закона, регламентирующего функционирование системы защиты (гарантирования, страхования) вкладов, а также новой редакции Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Положительное влияние на перспективы развития банковского сектора могут оказать меры по совершенствованию системы налогообложения кредитных организаций.

Важное значение для развития банковского сектора имеет привлечение иностранного капитала, для которого в настоящее время не установлено ограничений по участию в капитале российских банков. Стимулировать привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор призваны меры по укреплению законодательного обеспечения прав инвесторов и кредиторов, снижению некоммерческих рисков вложений, повышению транспарентности информации о финансовом состоянии кредитных организаций.

В целях повышения оперативности и качества анализа финансового состояния кредитных организаций и эффективности контроля за достоверностью банковской отчетности будут внедрены комплексные методики анализа финансового состояния кредитных организаций как на этапе документарного надзора, так и на этапе проведения инспекторских проверок, направленные на выявление проблем кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения.

2.3. Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2003 году

Ключевые макроэкономические показатели России складываются достаточно благоприятно. Темп прироста валового внутреннего продукта по итогам 2002 года составил 4,3%.

Высокие цены на нефть на мировом рынке позволили сохранить значительное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса. В 2002 году оно составило 9,5% ВВП. В результате золотовалютные резервы Российской Федерации увеличились более чем на 13 млрд. долларов.

Успешно исполнялся федеральный бюджет. Профицит федерального бюджета составил 1,5% валового внутреннего продукта. Правительство полностью выполняло свои обязательства по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга, практически не прибегая при этом к новым внешним заимствованиям.

В 2002 году основные позитивные тенденции в развитии экономики сохраняются. По предварительным оценкам в I квартале 2003 года валовой внутренний продукт вырос по сравнению с I кварталом 2002 года более чем на 6%. Постепенно снижается инфляция, хотя и не так быстро, как хотелось бы. В 2001 году инфляция составила 18,6%, в 2002 году — уже 15,1%.

В соответствии с “Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год” предполагалось снизить инфляцию до 12—14%, при этом денежная масса (агрегат М-2) должна была возрасти на 22—28%. Фактически денежная масса возросла несколько больше — на 32%, и, соответственно, инфляция тоже оказалась несколько выше и составила (в расчете декабрь 2002 года к декабрю 2001 года) 15,1%.

Основные направления денежно  кредитной политики на 2003 год предусматривают рост денежной массы на 20-26 процентов. В 2002 году денежная масса выросла на 32,3 процента.

По данным ЦБ, на 1 мая 2003 года денежная масса в России составляла 2.311 миллиарда рублей, что на 9,0 процента больше, чем на начало 2003 года. ЦБР вынужден эмитировать рубли для покупки избыточного предложения валюты на валютном рынке

В настоящее время при сложившейся финансовой ситуации и ситуации на мировом рынке нефти Банк России при проведении своей денежно-кредитной и курсовой политики старается обеспечить достижение двух целей.

Первая цель — снизить инфляцию.

Вторая цель — не допустить резкого укрепления реального курса рубля, что может привести к ухудшению условий для развития реального сектора экономики и к снижению темпов экономического роста.

В принципе эти цели противоречивы. Можно, например, резко снизить инфляцию, прекратив наращивание валютных резервов и остановив тем самым рост денежной массы. Однако при этом произойдет значительное укрепление реального курса рубля и как следствие — снизится экспорт, увеличится импорт и, вполне возможно, сократится производство.

Поэтому при проведении денежно-кредитной и курсовой политики следует избегать крайностей и находить оптимальный баланс при достижении двух названных противоречивых целей.

В 2002 году нам этот баланс, видимо, не удалось найти. Приведу несколько цифр. Номинальный курс рубля к доллару в расчете с декабря 2001 года по декабрь 2002 года снизился на 5,5%, реальный курс рубля к доллару за этот период укрепился на 6,2%.

Однако реальный эффективный курс рубля, т.е. курс рубля, измеренный по отношению ко всей корзине валют, с декабря 2001 года по декабрь 2002 года не только не укрепился, но и снизился на 2,3%.

Столь большая разница между двумя последними показателями объясняется произошедшим обесценением доллара по отношению к другим валютам и прежде всего к евро.

“Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год”, одобренные Правительством Российской Федерации и Государственной Думой, предусматривают снижение инфляции до 10—12%. При этом предполагается укрепление реального эффективного курса рубля не более чем на 6%.

Реализация этой политики происходит в этом году в очень непростых условиях. Мировые цены на нефть марки “Юралс” в I квартале сложились на очень высоком уровне. В феврале они достигали 30,6 доллара за баррель, и только в конце марта цена на нефть этой марки снизилась до уровня 23—25 долларов за баррель.

Столь высокие цены на нефть явились главной причиной бурного роста золотовалютных резервов Российской Федерации. За первые три с половиной месяца 2003 года золотовалютные резервы увеличились на 10 млрд. долларов. Для сравнения скажу, что денежная программа на текущий год предусматривала прирост золотовалютных резервов за весь 2003 год в размере 7 млрд. долларов.

Быстрый рост золотовалютных резервов неизбежно привел к росту денежной массы, что, естественно, не способствует снижению инфляции.

В этих условиях Банк России проводит курсовую политику, направленную прежде всего на снижение инфляции. Номинальный курс рубля к доллару с начала года по 22 апреля укрепился на 2,1%. В то же время номинальный курс рубля к евро за этот же период снизился на 1,3%.

Реальный эффективный курс рубля за первые три месяца этого года укрепился, по предварительным оценкам, на 1,7%. За четыре месяца, по моему личному прогнозу, укрепление реального эффективного рубля составит от 3 до 3,5%.

Хочу отметить, что при предполагаемом за весь 2003 год укреплении реального эффективного курса рубля на 6% — это неплохой показатель, особенно если учесть крайне высокие цены на нефть на мировом рынке в I квартале.

Темпы роста инфляции, как вы знаете, в I квартале 2003 года составили 5,2%, в 2002 году за тот же период они были несколько выше — 5,4%.

Возникает двойственная ситуация. С одной стороны, высокие цены на нефть, как и на другие экспортные товары, — бесспорное благо для страны. Однако это благо создает и некоторые проблемы для Центрального банка. Вот мы и пытаемся их решить.

Что касается предложений банковского сообщества снизить нормы обязательных резервов, увеличить объемы рефинансирования Банком России коммерческих банков, могу сказать, что мы собираемся это делать, но не в ближайшие месяцы. Реализация этих предложений в данной макроэкономической ситуации неизбежно приведет к ускорению роста денежной массы и инфляции.

Центральные банки обычно в подобных ситуациях не понижают, а, наоборот, повышают нормы обязательных резервов. Мы не собираемся этого делать. Банк России намерен их снижать, но только тогда, когда это позволит макроэкономическая ситуация.

Несколько слов о валютном регулировании и, в частности, о новой редакции Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, подготовленной Правительством Российской Федерации при активном участии Банка России.

Теперь о развитии банковского сектора, который в 2002 году развивался довольно успешно. Активы банковского сектора в реальном выражении увеличились примерно на 18%, его капитал в реальном выражении увеличился на 11%. Кредиты, предоставленные нефинансовым организациям, т.е. реальному сектору экономики, увеличились в реальном выражении на 19%. И самый яркий показатель — это объем вкладов физических лиц, привлеченных банковским сектором, который в реальном выражении увеличился почти на 35%.

Все валовой внутренний продукт, увеличившийся на 4,3%.

Роль банковского сектора в развитии экономики постепенно повышается. Это — бесспорный факт.

По итогам 2002 года прибыль банковского сектора составила тоже очень не маленькую сумму — 93 млрд. рублей (для сравнения, в 2001 году — 67,6 млрд. рублей). Рентабельность капитала по методике Госкомстата достигла примерно 16%, по методике Банка России — 18% (наша методика отличается от госкомстатовской тем, что Банк России в расчеты принимает среднюю величину капитала за отчетный период, а Госкомстат, как я понимаю, берет величину капитала на конец этого периода).

Следует отметить, что рентабельность капитала в банковском секторе сложилась в 2002 году на более высоком уровне, чем по экономике в целом (по экономике — около 8%). Более того, рентабельность банковского сектора России не ниже, чем рентабельность банков во многих других странах.

Рентабельность капитала очень сильно варьирует от банка к банку. Мы проанализировали рентабельность 100 крупнейших по размеру активов банков за последние три года. Средняя рентабельность этой группы банков изменялась незначительно: в 2000 году она была 20%, в 2001 году — 16%, в 2002 году — 21%.

Основные риски связаны с движением краткосрочного капитала. Вслед за масштабным притоком этого капитала, привлекаемого относительно высокими процентными ставками, ожиданиями укрепления национальной валюты, может последовать неожиданный такой же масштабный его отток, связанный, например, с ожиданиями девальвации национальной валюты. Это может привести к резкому оттоку банковских депозитов и, в конечном счете, к системному банковскому кризису.

Поэтому мы считаем, что процесс либерализации валютного регулирования должен быть постепенным и обязательно сопровождаться мерами, направленными на укрепление банковского сектора, повышающими его защищенность от негативных последствий неожиданных притоков и оттоков краткосрочного капитала.

Это — увеличение капитализации банковского сектора, укрепление банковского надзора, переход на международные стандарты финансовой отчетности. Естественно, должна быть обеспечена долговременная стабильность макроэкономической и бюджетной политики. Такой подход, по моему мнению, реализован в правительственном варианте.

Все существенные ограничения на проведение капитальных операций, на перевод средств на счета, открытые в зарубежных банках, отменяются только с 2007 года. До этого момента Банк России и Правительство могут применять обременение подобного рода операций в форме обязательных беспроцентных депозитов. Если этот инструмент эффективно использовать, то можно избежать основных рисков, связанных с либерализацией валютного регулирования.

В целях организации наличного обращения на территории страны БР выполняет следующие функции:

1) прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

4) разработку порядка введения кассовых операций для кредитных организаций.

Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе, выпуская безналичные деньги при кредитовании и изъятии их из обращения при погашении ссуды.

Организация и регулирование денежной системы осуществляются БР в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой банковским законодательством. Наделенный исключительным правом эмиссии денег БР особенно ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

Для регулирования экономики БР использует такие инструменты, как:

1) ставки учетного процента (дисконтную политику);

2) нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

3) операции на открытом рынке;

4) регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др.

Заключение

Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Пожалуй, вся структура современной экономики предопределена существованием денег.

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги:

"Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

Чем более разгадана эта «загадка», тем легче нам ориентироваться в сложности рыночных отношений.

Денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.

Структуру денежного обращения можно определять по разным признакам.

1) Классификация денежного обращения в зависимости от формы денег: безналичное и наличное денежное обращение.

2) Классификация денежного обращения в зависимости от экономического содержания отдельных его частей: а) денежно-расчетный оборот (расчетные отношения за товары и услуги), б) денежно-кредитный оборот (кредитные отношения), в) денежно-финансовый оборот (финансовые отношения).

3) Классификация денежного обращения в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги: а) оборот между банками (межбанковский); б) оборот между банками и юридическими и физическими лицами (банковский); в) оборот между юридическими лицами; г) оборот между юридическими и физическими лицами; д) оборот между физическими лицами.

Денежная масса совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Для определения денежной массы страны используют разное количество агрегатов (например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2, М3. К денежным агрегатам относят: М0 наличные деньги в обращении; М1, кроме М0средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

Скорость обращения денег - это их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа.

скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение:

Валовой национальный продукт, или национальный доход

Денежная масса (агрегаты mi или М; )

Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Применяются и другие показатели скорости оборота денег.

Денежное обращение и его стабилизация в современных условиях является важнейшей задачей правительства России.

Во всех странах мира государственный долг и дефицит бюджета являются ключевыми вопросами дискуссий об экономической политике правительства. В странах с так называемыми развивающимися рынками долги всегда порождали серьезные финансовые кризисы. Мексиканский кризис, а вслед за ним и "обвал" валют на азиатских рынках привели к тому, что участники рынков капиталов начали тщательно отслеживать сроки погашения долгов. После спекулятивных атак на рубль, последовавших летом 1998 г., российское правительство стало понимать, что в мире, где существует высокая мобильность капиталов, их рынок окажет на Россию сильное воздействие.

Если российское правительство ставило перед собой задачу удержания обменного курса в рамках "коридора", то в период, когда инверторы были склонны избегать риска работы на развивающихся финансовых рынках, приходилось мириться с повышением процентных ставок до того уровня, который диктовал рынок. В то же время непомерно высокие процентные ставки настолько увеличивали бремя обслуживания долга, особенно краткосрочных рублевых обязательств, что рынок воспринимал его как непосильное. Настороженность участников рынка, в свою очередь, повышала риск девальвации, ибо, соглашаясь с повышением процентных ставок во имя удержания обменного курса, правительство могло оказаться вынужденным отпустить обменный курс для предотвращения банкротства. Таким образом, именно опасения риска девальвации замкнули порочный круг, что привело страну как к банкротству (дефолту), так и к значительной девальвации рубля. Проблема усугублялась падением цен на нефть и увеличением объема импорта, результатом которых стало отрицательное сальдо баланса текущих операций. Столь высокие процентные ставки отражали противоречия между бюджетно-налоговой ситуацией и режимом обменного курса, ставшие основной причиной неудачи плана финансовой стабилизации. В конечном счете политику обменного курса следует привести в соответствие с фискальной политикой.

Положение становилось еще более опасным из-за государственного долга, который к тому моменту, когда разразился мировой финансовый кризис: а) уже приобрел значительные размеры, б) возрастал такими темпами, что правительство не успевало его погашать, и в) самое главное, имел чрезвычайно короткие сроки погашения. С учетом тающего доверия инвесторов эти краткосрочные долговые обязательства не удавалось рефинансировать под приемлемые проценты, что провоцировало кризис ликвидности, несущий угрозу неплатежеспособности.

В связи с преобладанием импортной продукции на рынкам продовольственных и потребительских товаров значительная девальвация повлекла бы за собой резкое повышение индекса потребительских цен. В более длительной перспективе стабильность обменного курса способствовала бы репатриации вывезенных из страны капиталов благодаря превращению рубля в достойный доверия финансовый актив, выступающий в качестве надежного средства сбережения, а до того момента она служила бы фактором привлечения в Россию частного международного капитала - единственного альтернативного источника финансирования помимо ограниченных ресурсов, поступающих по линии международных финансовых организаций.

Следовательно, сточки зрения как краткосрочных, так и долгосрочных приоритетов и целей имелись серьезные причины для того, чтобы попытаться удержать курс рубля. С учетом того, что политика обменного курса сама по себе являлась важным элементом мер по предотвращению "бегства" капитала, единственным способом разрешения сложив-, шейся ситуации было преодоление несбалансированности бюджета.

Корректировка фискальной политики, необходимая для предотвращения краха, наступившего в августе 1998 г., могла быть осуществлена в достаточно сжатые сроки. На практике попытка предпринять необходимые шаги столкнулась с противодействием со стороны ряда политических групп, что было усугублено нерешительностью прежнего правительства в проведении налоговой реформы. Если оценивать ситуацию в ретроспективе, то следует признать, что благоприятная конъюнктура на финансовых рынках в 1996-1997 гг. давала возможность на период проведения корректировки фискальной политики прибегнуть к "промежуточному" финансированию. Вместо этого российское правительство ухватилось за новую возможность выйти на рынки капиталов, воспользовавшись ростом цен на облигации. Но для преодоления всех препятствий, будь то внешних (доверие рынка) или внутренних (политическое противодействие), времени уже не оставалось.

Таким образом, реформаторский этап российской экономической политики, начавшийся с банкротства декабря 1991 г., закончился банкротством августа 1998 г. Урок, который можно извлечь из этого, достаточно прост: финансовые катастрофы будут повторяться до тех пор пока система государственных финансов не будет упорядочена путем проведения подлинной бюджетно-налоговой реформы.

Список литературы

1.     Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 1999. – 264 с.

2.     Алексашенко С. Причины падения рубля – чисто психологические. // Эксперт. – 1999. – 14 сент. – С. 24.

3.     Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 1999. – 492 с.

4.     Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. – 2001. - № 9. – С. 3-8.

5.     Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2000. - № 6. – С. 5-13.

6.     Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 735 с.

7.     Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001. – 280 с.

8.     Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 362 с.

9.     Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1999. – 334 с.

10.  Илларионов А. Мифы и уроки августовского кризиса. // Вопросы экономики. – 1999. - № 11. – С. 24-48.

11.  Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит. – 2001. - № 5. – С. 34-45.

12.  Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. – 1999. - № 8. – С. 3-11.

13.  Мировая экономика. / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юрист, 2001. – 537 с.

14.  Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 522 с.

15.  Никишин А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансовый бизнес. – 2001. - № 10. – С. 31-33.

16.  Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год. // Деньги и кредит. – 2001. - № 12. – С. 3-39.

17.            Рогова О. Макроустановки регулирования и реальность банковской деятельности //  Бюллетень финансовой информации. – 1998. - № 1. – С. 32-34.

18.  Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. – М.: ИЭ РАН, 1997. – 147 с.

19.  Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: ДИС, 1996. – 366 с.

20.  Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: АСА, 2002. – 624 с.

21.  Щеголева Н. Проблема валютного регулирования и контроля. // Экономист. – 2000. - № 11. – С. 48-54.

22.  Экономика: Учебник. / Под ред. Архипова А.И. – М.: Проспект, 1998. -  416 с.

23.  Экономика предпринимательства. / Под ред. Кушлина В.И. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 236 с.

24.  Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 640 с.

25.  Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. – М.: Наука, 2000. – 462 с.


[1] См.: Антонов Н.Г. и Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки.- М.: МАО Финстатинформ, 1995. -с.18.

[2] Финансово - кредитный словарь Под ред. Гарбузова В. Ф. М., 1986, Т. 2. - С. 186.

[3] Хандруев А. Рубль и экономика. Деньги и кредит, 1992, № 11.

[4] По некоторым оценкам, общая сумма наличных денег составила на начало 1995 -. 36 трлн. руб.

[5] Положение, а также другие многочисленные нормативные указания о порядке проведения расчетов см.: Правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации. - 2-е изд., с доп. и измен. - М.: DE-ЮРЕ, 1995.

[6] Степанов Ю. Экономика России в 1992 г. Деньги и кредит, 1992, № 12.

[7] Все цифровые показатели данной главы цит. по: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год // деньги и кредит. – 2001. -№ 12. – С. 3-39.