ОТЧЕТ О РАБОТЕ СТРУКТУРЫ
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПРИ СУДАХ
ЗА 2004г.
В 2004г. в соответствии с соглашением между управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Саратовской области, министерством труда и социального развития области и межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве области о взаимодействии в вопросах организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности социальных работников при районных (городских) судах от 31.12.03г. структура социальных работников при судах продолжила свою работу.
С января по апрель 2004г. осуществлялся - подбор кадров, проводились собеседования с кандидатами на должности социальных работников при судах. Отобранные кандидатуры были представлены председателям судов. Таким образом, к работе приступили социальные работники в пяти районных судах г. Саратова: Волжском, Фрунзенском, Октябрьском, Кировском, Ленинском и в городском суде г. Энгельса. Еженедельно все социальные работники собирались на планёрки и в устной форме отчитывались о проделанной работе за неделю. На этих планёрках социальные работники делились опытом работы, обсуждали проблемы, которые возникали в процессе общения с несовершеннолетними, их семьями, различными организациями и учреждениями и т.д. Кроме того, социальные работники представляли координатору ежемесячный письменный отчет о проделанной работе.
В октябре 2004г. к работе приступила социальный работник при Вольском городском суде. С ней поддерживается регулярная связь: еженедельно по телефону, по мере возможности (не реже 2 раз в месяц) социальный работник приезжает в Саратов. В гг. Балаково и Балашов на должности социальных работников при судах пока не подобраны
кандидатуры. Таким образом, координатор осуществлял общее руководство деятельностью социальных работников, обобщая опыт их работы.
С целью информирования общественности о задачах и целях создания структуры социальных работников при судах, координатор и социальные работники принимали участие в семинарах, круглых столах, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних:
• 29 апреля 2004г. в выездном (г. Вольск) областном семинаре на тему: «Семья - объект межведомственного взаимодействия. Опыт. Поиск. Перспективы».
• 8 октября на круглом столе, проводимом СГТУ кафедрой социальной антропологии и социальной работы по теме: «Преступление и наказание несовершеннолетних: мнение населения и экспертов».
• 14 октября на заседании городской комиссии по делам несовершеннолетних.
• 18 ноября на областной научно-практической конференции «Проблемы и практика становления ювенальных технологий в защите прав и интересов несовершеннолетних».
Были даны интервью газетам «Толк» и «Неделя области».
21 сентября и 19 октября 2004г. координатор выступала в Академии права перед мировыми судьями и федеральными судьями, специализирующихся на рассмотрении уголовных и гражданских дел в отношении несовершеннолетних, познакомила аудитории с историей возникновения службы социальных работников при судах на территории Саратовской области, о её функциях, опыте, проблемах и перспективах.
За отчётный период социальными работниками при пяти районных судах г. Саратова и городских судах гг. Энгельса и Вольска было изучено 123 уголовных дела в отношении 142 несовершеннолетних правонарушителей.
Основную массу правонарушителей составляют юноши - 126 человек. По возрасту подростки представлены в таком соотношении: те, кому исполнилось 14 лет составляют 4,2% к общему количеству подростков; исполнилось 15 лет- 17,6%; исполнилось 16 лет-23,9%; исполнилось 17 лет - 35,2%, 18 лет - 19%. Как видно из этих цифр количество подростков, совершивших преступление в 14 лет в 8,3 раза меньше, чем количество подростков, совершивших преступление в 17 лет. Основная масса подростков, совершавших правонарушения, это подростки 16 и 17 лет.
Подростки, совершившие преступления, в основном являются учащимися школ, школ-интернатов, училищ, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов, ВУЗов - 73,9% от общего числа несовершеннолетних правонарушителей.
Подростки, которые не учатся и не работают, составляют 21,1% от общего количества подростков.
Анализируя состав семей несовершеннолетних правонарушителей, видно, что в неполных семьях воспитывается 52,1% подростков, в полных -35,2%. Остальные 12,7% - это социальные сироты и сироты.
Из всего количества правонарушителей 28,2% состояли на учёте в ПДН и КДН на момент совершения преступления. На учёте у врача психиатра - 12,7%, на учёте у врача нарколога - 0,7%.
8,5% подростов, с которыми работали социальные работники при судах, являлись ранее судимыми. Эта категория подростков наиболее сложная для реабилитационной работы.
5,6% приговоров судов были связаны с лишением свободы несовершеннолетних, 42,2% правонарушителей были приговорены к условной мере наказания, по 39,4% подростков дела были прекращены в ходе судебных заседаний в связи с примирением сторон.
В целом, структура социальных работников при судах дала определённые результаты. Нашим социальным работникам при судах
удаётся решать некоторые проблемы подростков, оказавшихся в конфликте с законом: по продолжению обучения, по трудоустройству, по разрешению конфликтных ситуаций в семьях и образовательных учреждениях. На наш взгляд социальный работник должен стать координатором для каждого подростка, а не заниматься координированием между учреждениями и организациями, которые в силу своих полномочий занимаются проблемами несовершеннолетних. Для этого есть комиссии по делам несовершеннолетних. Социальный работник приводит подростка уже в скоординированную систему этих учреждений. Наиболее наболевшие проблемы, которые высказываются социальными работниками, следующие:
1). В рамках реализации проекта деятельности социальных работников при судах возникла необходимость создания специализированного реабилитационного центра, который бы был ориентирован в основном на работу с социальными работниками при судах и являлся бы базой для реабилитационной работы с подростками. В этих центрах должна быть организована комплексная помощь специалистов (медиков, юристов, психологов, психотерапевтов, педагогов, тренеров, социальных работников) осужденным подросткам по преодолению факторов, препятствующих их социальной адаптации и профилактике рецидивов. Особого подхода требуют не только лица, совершившие преступления, но и жертвы преступлений. Зачастую, в результате совершения преступления, именно потерпевшим требуется поддержка, реабилитация и психологическая помощь.
2). Необходима обратная связь с органами УВД и КДН (как социальный работник может узнать о рецидиве своего подопечного).
3). Необходима обратная связь с подростками и семьями (если подростку и его семье понадобится какая-то консультация или помощь, как он может найти своего социального работника).
4). Не решён вопрос о компенсации транспортных расходов.
5). Должны быть чётко определены категории несовершеннолетних, с которыми целесообразно работать социальному работнику. По нашему мнению это должны быть подростки, впервые попавшие в сферу уголовного правосудия, т.к. к работе с подростками, которыми уже несколько лет занимается ПДН, КДН, нет смысла подключаться ещё и социальному работнику.
Нет смысла работать с подростком, который до суда находится под стражей. Наш опыт показал, что доверительного контакта с несовершеннолетним, находящимся в СИЗО, не получается. Правда, судьи иногда просят изучить окружение подростка и среду, в которой он воспитывался.
Социальный работник не должен работать с иногородним подростком, т.к. свою работу по сбору информации он начинает со знакомства с родителями (законными представителями) и с их согласия.
Социальными работниками проводилась реабилитационная работа с подростками, которая заключалась в содействии несовершеннолетним социально адаптироваться.
Деятельность социального работника помогла судье более подробно ознакомиться с личностью подростка, шире изучить социальную сферу, его окружение, а также условия, способствующие совершению преступления, организовать и проконтролировать процесс реабилитации несовершеннолетнего после осуждения.
Социальный работник, в конечном итоге, должен стать для несовершеннолетнего - правонарушителя старшим товарищем. Он должен помочь подростку вырваться из создавшейся ситуации и вместе с ним и его семьёй наметить, а что он, данный подросток, хочет, к чему стремится и как достичь того, к чему он стремится, как построить этап за этапом вот это продвижение по этой программе. Но каким бы опытным ни был социальный работник, как бы хорошо он ни сошёлся с этим подростком, как бы хорошо
он его не изучил, тем не менее, он не может обойтись без помощи других каких-то служб, других структур и специалистов. Здесь нужно говорить и о психологах, которые обязательно должны входить в состав воспитательной команды и которые дают свои анализы и свои рекомендации с точки зрения именно психологии подростка. Нужно обязательно говорить и о других специалистах, которые работали бы каждый в своём направлении (медики, психиатры, педагоги и т.д.).
Взаимодействие судьи и социального работника нередко сводится к сбору дополнительной информации в рамках социального расследования, что не может не вызывать беспокойства и неудовлетворённости результатами своей работы у социальных работников. Подобная ситуация обусловлена объективно существующими причинами, ограничивающими эффективность социальной работы. К этим причинам не в последнюю очередь относится низкая заработная плата, недостаточный запас знаний (многие пришли в социальную работу из совершенно других областей профессиональной деятельности), не престижность профессии. А социальных служб, способных взять на себя ответственность за решение проблем несовершеннолетних, явно недостаточно. Необходимо изменение приоритетов в социальной политике государства по отношению к подросткам, что необходимо для ослабления механизма, создающего социальные условия для воспроизводства преступности несовершеннолетних.
Координатор структуры социальных работников при судах в Саратовской области Ананьева Н.В.
.